преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

Письмо 56

Хотя я и сам слеп сый очима, но вижу из отеческих учений, да и сама ты довольно изучила; действия твои были правильные в молитве, и, кажется, можно сказать, в начале не прелестные; но как не были растворены смиренномудрием, то и последовала оным явная прелесть. Прочти повнимательнее св. Симеона Нового Богослова о третьем образе молитвы: имеешь ли ты такое уготование? Также: Исихия, Филофея, Нила постника, Каллиста и Игнатия, Нила Сорского, Григория Синаита, в особых главах, где он много пишет и о прелести; и св. Исаака Сирина 2 слово: «деяние креста сугубо есть»; ты увидишь, что в делании сем надобно иметь крайнее смирение, которому единому только не могут бесы противоборствовать. Как велико есть делание молитвы, так и они сильно вооружаются против проходящих оную, и обыкновенно прежде стараются обольстить высокоумием и тогда своими горшими действиями исполняют; что как бы и на тебе видится похоже сим действиям; ты, усладясь действием молитвы, незаметно увлеклась высокоумием, что уже обрела благо, коего прежде не имела; а тут бы надобно паче нисходить в глубину смиренномудрия; и уже явились действия прелести. Св. Исаак пишет: «и те, кои имут наставников благодати, всегда в беде суть, страха ради стремнин находящихся и прелести, подобной истине»; и далее говорит: «да не посмееши воззрети на округ солнца, аще зеница очесе несть чиста, да не лишишися и тоя самые зари, яже есть простая вера» и проч. Итак, советую тебе: принимаясь за сие великое делание, паче всего смири себя, взирая на заповеди Христовы, сколь далече мы от оных отстояли и отстоим, и, по слову 55 св. Исаака Сирина: «поставить себя в деле покаяния, а не искать высоких»; а кто не считает себя грешным, «молитва его несть благоприятна пред Богом». А ты, кажется, побеждаешься и яростною частью; – но кого молитва коснулась, то хоть весь свет его оскорбляет, он считает себя того достойным, а не раздражается: и у тебя, правда, есть смирение, только на словах; постарайся оное водрузить в сердце, и, проходя молитву, не ищи высоких, а токмо проси помилования: и, в подобных неприличных действиях, призывай просто Господа – имя Его, да не погибнет душа твоя от прелести вражией, от которой да избавит тебя Господь. Далее может враг и мечтаниями тебя обольстить вместо истины; но ты всего этого остерегайся и отвергай, яко недостойная; ибо высокоумие все грехи навершает и ум ослепляет. Многогрешный И. М. 15 декабря 1851 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle