Источник

Письмо 60

Письма твои я получил, из коих вижу: хотя и есть твое сознание в прельщении твоём, за дерзостное предприятие к умной высокой молитве, но все есть и оправдание, что желаешь чистой молитвы, непарительной, и что при обращении с сёстрами чувствуешь, что «в голове мутится и всей очень нудно; а при оставлении всеми тебя одной чувствуешь себя здоровою» и проч. и «что ты делала бесчиния с намерением, дабы смирить сестёр, высоко о себе мудрствующих» и прочее. На все сии мнимые твои резоны, при Божией помощи и вразумлении, желаю тебе предложить рассуждение, основанное на отеческих учениях. Что касается до чистой молитвы, то св. Исаак пишет: «до оной достигает един от тысящи и сие, по очищении от всех страстей; то како можем дерзнуть помыслить взойти на толикую высоту»? А нам, хоть бы умным деланием и трезвением, т. е. Иисусовой молитвою, поражать ратников, восстающих на нас, по слову Лествичника: «именем Иисусовым бий супостаты, крепче оного ни на земле, ни на небе не найдёшь оружия». Св. Исихий пишет: «трезвение есть художество духовное от страстных помыслов и словес и лукавых дел, совершенно человека, с помощью Божией, избавляющее, долговременне и усердне проходимое». В книге пр. Нила Сорского в надсловии на XV странице: «находит ли убо прилог вражий каковой-либо страстью, или помыслом злым, призывает делатель Христа на сия» и проч. – прочти сама; а далее: «и не повлекается таковый мнением, аки исправляет что моляся, или угождая Богу, все бо моление его от страха мук и от покаяния во грехах, класть начало и конец». И ежели мы проходим таковое делание, очищая сердце от страстей молитвою, то несомненно, по очищении, благодать напишет на нём свои законы тебе не ощущающу: и тогда уже не повредимся, потому что на сердце всегда курится пред Богом фимиам смирения; а оно есть такое сокровище, которое для татей неприступно, по слову св. Иоанна Лествичника. Вникни же ты в своё делание, так ли ты проходила делание умной молитвы, и в которой уже мнила достигнуть чистоты? Между тем имеешь страстное устроение, яростное в обращении с сёстрами, и бранить с горестью, долго не прощать, щипать и подобное; к другим немирствовать, издавать строгий суд и проч.: и что ж, какие плоды принесла твоя молитва? – Явную прелесть, думая (как сама писала) достигла видения первого чина: а какие действия и проказы делала, кои совсем неприличны, о коих я более не повторяю? Хотя ты и говоришь, что делала с намерением, но это совсем с делом не сообразно. Св. Варсонуфий в 79-м ответе пишет: «знамение же, еже коснуся тоя (молитвы): яко не к тому смущается, аще и напаствует его весь мир»; а в 158 ответе: «елико же движется сердце твое от гнева и злопомнения и подобных страстей ветхого человека, тамо не внидет премудрость». Посмотри на своё устроение, нет ли в нас чего из сих – ветхого человека, и каковы бываем при досадах и укоризнах, делаемых нам от других? Кажется, найдешься далекою от чистой молитвы. Ты ищешь в молитве слёз; они суть дарование духовное, смиренным даемые, и слезы иногда, многих напыщают, как пишет св. Лествичник. А о том, что тебе «в обращении с сёстрами бывает нудно и в голове мутится», полагаю, что это действие прелести, как мне известно и на других подобных; когда находятся в мнимо-духовном устроении, тогда восхищаются и радуются, а по прошествии страждут противное. Опять посылаю тебя ко 2-му слову св. Исаака Сирина: «за что гнев Божий находит? Не за то, что от лености оставляют деяние первой части креста, но за сладость рачительне преходя ко оной второй части тонким ума деланием и пребыванием и молитве» и прочая; лучше видеть себя расслабленну и смиренну, нежели бодру и обольщаему. Что же касается до того, что ты думала смирить сестёр, мнящихся быти нечто, своим колобродством, то и в этом видно, или неправильное твоё оправдание, или ума лишенное делание; прочти в 11-м слове св. Исаака Сирина, какой он дал ответ, хотящему, для уничижения себя, из утра ясти хлеб. Такой ли ты меры? И какие твои дела или чудотворения? А лучше почаще внушать сёстрам, чтобы они не допущали и помысла приближаться к себе, что они добре живут, окормляемы тобою, а другие хуже: но сами себя считали бы последнейшими всех; а ежели они сего от тебя не слышат, но может быть ещё и укоризны на неких, то надобно, во-первых, себя смирить и показать пример, тогда и они тебе последуют; а какой ты делала для них образ к смирению, то это можно назвать попустительным наказанием Божиим, при отсутствии рассудка: познай свою немощь, смирись и Господь тебя и их помилует и дарует мир и спасение, чего всем вам усердно желаю. Многогрешный И. М. 10 Февраля 1853 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle