Источник

Письмо 68

Хорошо, что ты удостоверилась внушением матери О. в неполезном своём желании получить монашество безвременно и самочинно. Удивляюсь твоему младоумию и пустой ненаказанной ревности, происходящей от самомнения и самонадеяния. Ты думаешь, что тогда-то уже свято поживешь и спасешься. В чём же состоит мнимая твоя святость? Представляется тебе, что надобно молиться от всего сердца, и открывается тебе небо. Вот явная прелесть! Скоро можно дойти и до сумасшествия. Стоишь ли того? А когда думаешь, что достигла или достигнешь сего своими подвигами, то уже и опасно: показывается сим твоя гордость, а за оною прелесть. Не все ли святые, при богоугодной своей жизни, видели себя землю и пепел? Чем и дарование, данное им от Бога, сохранялось, т. е. смирением; а другие считали себя недостойными принятия таковых дарований и пребывали в границах смирения. Ты же стараешься видеть на себе мнимую святыню, а не видя её, смущаешься, вместо того, чтобы надобно было смиряться и сокрушаться сердцем, считая себя последнейшею всех: тогда и при малых и немощных твоих исправлениях могла бы успокаиваться благодатью Божиею, на смиренные призирающею. И весь подвиг твой должен быть обращен на действия сердечные, откуда приходят многоразличные страсти и борют нас. Не имея сама сил бороться с ними, призывай Господа, и победу приписывай Ему, а в побеждении приноси покаяние и смиряйся. Но ты, как видно, и понятия не имеешь как бороться и сопротивляться страстям; а только полагаешься на делание и мнимые твои подвиги. Какую ж пользу приносит тебе делание? Кроме вреда – никакой. Когда бы ты жила с сестрою, то, от сообращения в словах и действиях, могла бы познавать свою немощь, побеждалась словом, яростью, непонесением укоризн, или другим чем, и приносила бы покаяние; а по времени могла бы и исправляться, и получила бы благое устроение и мир душевный. А теперь какую пользу обираешь от уединения? Только ум кичится, что живешь уединенно. А где мир душевный? Никто тебя не трогает, а ты находишься в смущении. Советую прочитать книгу св. аввы Дорофея повнимательнее, и не один раз, и рассудить, так ли твоё жительство проходит; да прочти в книжице старца Паисия письмо к иерею Димитрию, в коем он представляет вред от безмолвной и необщительной жизни. 19-го октября 1846 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle