Источник

Книжники и писатели Древней Руси

Старец Мисаил (Сукин)

В XV–XVI веках в древнерусской литературе появляется особый ряд памятников агиографической литературы, в которых описаны последние дни жизни, кончина и погребение отечественных подвижников благочестия; некоторые из них позднее были канонизованы Русской Церковью. Хронологически первый такой памятник, который и был первым опубликован – это описание кончины преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая).

Насельники Волоколамского монастыря особо почитали своих духовных старцев1350. 26 февраля 1563 года почил находившийся на покое в Волоколамском монастыре бывший архиепископ Феодосий (1542–1551). Описание его последних дней принадлежит его ученику старцу Евфимию (Туркову) и было опубликовано Г. 3. Кунцевичем1351. Он же опубликовал аналогичный памятник, посвященный святителю Макарию, Митрополиту Московскому (†1563; пам. 30 дек.)1352. Нами были обнаружены новые, более ранние списки памятника и была сделана его атрибуция1353.

Завершает данный ряд агиографических памятников о подвижниках Повесть о кончине Тверского епископа Акакия (1522–1567)1354. К этому же жанру относится также Повесть о кончине Великого князя Василия III (1505–†1533). Она неоднократно публиковалась1355 и являлась предметом изучения1356, но не было сделано атрибуции памятника.

В Повести описаны последние дни князя Василия III, начиная с 12 августа 1533 года и по 4 декабря. В ней говорится о набеге крымских татар, о богомольной поездке Великого князя в Троицкий монастырь, затем – о поездке в Волоколамск. В это время у князя начала развиваться болезнь, завершившаяся его отшествием в иной мир. Вернулся князь в Москву в тяжелом состоянии. В Повести говорится о давнем желании князя Василия III принять монашество и о том, как оно исполнилось перед его кончиной1357. Напрашивается вывод, что автор был духовным лицом и был очень близок к великому князю.

Прежде чем говорить об авторе Повести, приведем некоторые высказывания, которые характеризуют данный жанр агиографической литературы: «Произведения этого жанра, в отличие от Житий святых, были написаны, как правило, людьми очень близкими к описываемым лицам, и причем сразу же после их кончины. Поводом для написания «Повестей» была горечь разлуки с дорогим духовным лицом, стремление письменно зафиксировать последние дни жизни того, к кому питалась особая любовь и почитание»1358. «"Повесть о болезни и смерти Василия III» – один из интересных образцов изображения личности в средневековой русской литературе. Она была написана вскоре после смерти Василия очевидцем событий, человеком, близким великому князю, создавшим эту хронику болезни и смерти Василия III, по-видимому, как подготовительный материал для будущего жития»1359.

В связи с определением авторства данной Повести необходимо обратить внимание на инока Мисаила (Сукина), имя которого неоднократно в ней называется. Находясь в Волоколамском монастыре, князь вызывает к себе из Москвы разных лиц. «Потом князь великий послал в Москву за старцем своим, за Мисаилом Сукиным: болезнь его была тяжелой. И послал за боярином своим, за Михаилом Юрьевичем. Старец же его Мисаил и боярин его Михаил Юрьевич быстро к нему приехали»1360. Уже возвратившись в Москву, «начал совещаться великий князь с отцем своим, Митрополитом Даниилом, и с владыкою Коломенским Вассианом, и со старцем своим Мисаилом Сукиным, и с отцем своим духовным Алексеем протопопом о том, чтобы принять ему иноческий сан, ибо давно уже думал он о монашестве». «И, когда еще был на Волоке, князь великий приказал старцу своему Мисаилу Сукину и отцу своему духовному Алексею: «Смотрите, старец Мисаил и протопоп Алексей, чтобы не случилось так, что вам меня в мирском платье придется в гроб положить. Даже если бы я был здоров, то и тогда сокровенное мое помышление и желание – постричься в иноки"» (с. 31). Затем, желая принять святое Причастие, «велел князь великий служить в церкви Благовещенья, в приделе Василия Великого, благовещенскому попу Григорию; а на обедне тут были: владыка Коломенский Вассиан, и Мисаил Сукин, и протопоп Алексей, и несли к великому князю Дары владыка Коломенский Вассиан и Мисаил Сукин» (с. 31). Когда князь соборовался первый раз «и не знал об этом никто», то среди духовенства назван инок Мисаил (с. 31). В следующий раз «князь великий послал за владыкой Вассианом и за старцем Мисаилом Сукиным, и велел ему принести платье монашеское, и спросил про игумена кирилловского, ибо прежде еще думал он постричься в иноки у Пречистой в Кириллове монастыре. И сказали ему, что кирилловского игумена нет в Москве. И тогда послал он за игуменом троицким Иоасафом; Мисаил же пришел к нему и принес черное платье» (с. 39). Перед самой кончиной князя Митрополит Даниил (1522–1539) «послал за старцем Мисаилом, веле принести платье монашеское в комнату, а патрахиль и все необходимое для пострижения у Митрополита было с собой <...> И пришел старец Мисаил с платьем, а князь великий был уже при смерти» (с. 43). После кончины князя у его тела «остался игумен Троицкий Иоасаф и старец великого князя Мисаил Сукин» (с. 45). Особая близость к князю позволяет предположить, что «старец великого князя Мисаил» и является автором Повести, в которой описаны последние дни жизни, кончина и погребение Великого князя Василия III1361.

История Повести о кончине князя Василия III связана с творческим наследием святителя Макария, «...не ранее 1539 г. был составлен сохранившийся в двух редакциях Новгородский летописный свод, который, как явствует из содержания, представляет собою владычный свод Макария»1362. Повесть о кончине князя Василия III была помещена во владычный летописный свод 1539 года1363, а затем, при составлении Успенского списка Великих Макарьевских Четьих Миней, она была внесена в Августовский том1364.

Родственники старца Мисаила (Сукина) были государевыми дьяками1365. Некоторые сведения об авторе Повести имеются в монастырских документах Соловецкого монастыря, в которых можно прочесть следующее: «Старец Мисаил Сукин дал пятьдесят рублев»... Возможно, об этом Мисаиле повествуется в пятом из дополненных при Филиппе в 1548 г. чудес в Житии Зосимы и Савватия Соловецких1366. В описи Кирилло-Белозерского монастыря указано «Евангелье в десть, писмяное <...> А дал то Евангелье Мисаило Сукин»1367. В указателе к изданию он назван старцем Никитского монастыря в Переславле1368. В кормовой книге Кирилло-Белозерского монастыря отмечена августовская память: «Того же месяца в 17 день: по старце Мисаиле Сукине дачи сродичев его, Федора да Бориса Сукиных, денег 200 Рублев»1369.

Судя по всему, старец Мисаил был близок в последующее время и к сыну Василия III. Озлобленный А. Курбский в «Истории о Великом князе Московском» пишет об обстоятельствах падения священника Сильвестра в 1560 году следующее: царь Иоанн Грозный собирает «соборище не токмо весь сенат свои мирскии, но и духовных всех, сиречь Митрополита и градских епископов призывает, и к тому присовокупляет прелукавых некоторых мнихов, Мисаила, глаголемого Сукина, издавна преславнаго в злостях, Васьяна беснаго, по истинне реченнаго, неистового, и других с ними таковых тем подобных, исполненных лицемерия и всякаго безстыдия диявола и дерзости; и посаждает их близу себя, благодарне послушаюше их, вещающих и клевещущих ложное на святых и глаголющих на праведных беззаконие, со премногою гордынею и уничижением»1370. Но, очевидно, со временем царь изменил свое отношение к иноку Мисаилу1371.

Говоря же о Повести, следует сказать, что инока Мисаила, очевидно, можно отнести к числу авторов Древней Руси, который потрудился в агиографическом жанре. Помещение Митрополитом Макарием Повести о кончине князя Василия III во владычный летописный свод 1539 года, а затем и в августовский том Великих Четьих Миней позволяет предполагать о связях автора Повести со святителем Макарием. Несомненно, необходимы дальнейшие разыскания о жизненном пути старца Мисаила, о его книжных вкладах и интересах.

Остается добавить, что труд старца Мисаила не остался единственным в истории древнерусской литературы. Аналогичная «государева» Повесть, посвященная первому царю из династии Романовых, была известна еще исследователям XIX века, но, к сожалению, остается до сих пор неопубликованной. «Повесть о кончине царя Михаила Феодоровича», так же как и все подобные произведения, была написана вскоре после его кончины (†1645). Однако в ней, судя по всему, очень сильно общественное звучание событий того времени. Вслед за царем вскоре скончалась и царица, а перед этим расстроился брак царевны Ирины Михайловны с датским королевичем Вальдемаром, так как он не стал принимать Православие. Автор Повести пишет: «Тот окаянный королевич жив и здоров остался и никакой тщеты не сотворилось ему, а нам, православным Христианом, не благо явилось – царя и царицы лишились. Точно по смерть самодержца и самодержици приходил окаянный»1372.

Келарь Троице-Сергиевой обители – старец Адриан Ангелов

Обитель преподобного Сергия, игумена Радонежского (†1392; пам. 25 сент.) взрастила в течение веков сонм святых иноков и подвижников благочестия. Подобно дивным птицам, которых преподобный Сергий узрел в видении, бесчисленные насельники Троицкого монастыря несли в нем различные подвиги, сохраняя заветы родоначальника обители. Здесь были и известные в русской истории XVI–VII вв. келари1373 обители: старцы Адриан Ангелов, Евстафий Головкин (1571–1593; †1603)1374, Авраамий Палицын (1609–1620; †1626)1375, Александр Булатников (1622–1641; †1655)1376, Симон Азарьин (1646–1653; †1665)1377, Арсений Суханов (1655–1659; †1668)1378. Менее всего изучена деятельность первого из них – старца Адриана Ангелова1379. Только академик Н. К. Никольский собрал краткие сведения о нем и связанных с ним книгах1380.

Довольно необычно фамильное прозвище троицкого келаря. У С. Б. Веселовского имеются интересные сведения, возможно, проливающие свет на происхождение старца Адриана: «Ангеловы Эммануил и Иван, греки, выехавшие в Россию в свите кн. Софьи Палеолог. Ср. селение Ангелово под Москвой»1381. Очевидно, до своего пострига он был женат и у него был сын Димитрий1382. Можно предположить, что монашество он принял в Троицкой обители, где в 1550–1560-е гг. был келарем1383. Источники того времени свидетельствуют о его трудах на благо монастыря преподобного Сергия, встречается его имя и в описании церковных событий середины XVI в.

В 1553 г., как сообщает летопись, на Руси «прозябе ересь и явися шатание в людех в неудобных словес о Божестве»1384. После соборных разбирательств в Москве еретики были осуждены. Среди осужденных находился также Артемий, бывший Троицкий игумен (1551 г.), сосланный после Собора в Соловецкий монастырь. В соборной грамоте, посланной на Соловки, подробно описываются лжемудрования еретиков XVI в. Келарь Адриан Ангелов, несомненно знавший Артемия, свидетельствовал на Соборе о некоторых его заблуждениях. О его возражениях келарю на Соборе было сказано: «да и сам Артемий на Соборе против Андрияновых речей отвечал негораздо»1385.

Важнейшим Собором середины XVI в. был Стоглавый Собор 1551 г., на заседаниях которого рассматривались многие вопросы церковной и общественной жизни. В 1555 г., следуя предписаниям «Соборного уложения», то есть постановлениям Стоглава, игумен Троице-Сергиева монастыря Иоасаф (1555–1560), «поговоря с келарем с Андреяном и с соборными старцы», строго запретил в «Присецкой волости», принадлежащей обители, держать скоморохов, волхвов и лихих людей. Судя по содержанию грамоты, она писалась «в Присеках, а велел ее писати келарь Андреян, а у грамоты печать келарская»1386. Таким образом, будучи в этом селении, принадлежащем монастырю, келарь сделал необходимое письменное распоряжение о порядке в нем, согласованном с соборными постановлениями.

Монастыри на Руси были не только духовными лечебницами, но и телесными; эта традиция Московской Руси восходит к Радонежскому подвижнику. «Построенная еще при Сергии в XIV в. больница (в 71 км к северу от Москвы) впоследствии приобрела значение «образца» монастырского больничного уклада для всех монастырских больниц»1387. Традиции врачевания, заложенные в обители еще ее основателем, продолжались и развивались в последующее время. В XVI в. больничное помещение было перестроено. «Лета 7069-го, при царстве благочестиваго царя великого князя Ивана Васильевича всеа Русии и преосвященном Макарие Митрополите всеа Русии и при Троицком Сергиева монастыря игумене Иларионе и при келаре Андреяне Ангелове поставили больницу в Сергиеве монастыре, да келарскую поставили камену, да пруд Болшей, что от Клементиевьского пруда, а на нем два мосту; а рядил ево келарь Андреян»1388. С этой записи Троицкого летописца все последующие сообщения середины XVI в. упоминают имя старца Адриана.

Никоновская летопись сообщает под 1556 годом о позолоте по царскому повелению купола Троицкого собора в обители преподобного Сергия, воздавая должное царской власти1389. В Троицкой летописи названы при этом имена настоятеля обители, келаря и царского дьяка, который «у дела был»1390.

А год спустя в истории обители произошло важное событие. В Москве на Троицком монастырском подворье1391 было завершено строительство храма, который был освящен Главой Русской Церкви. «Лета 7069-го (1557) <...> при Троицком Сергиева монастыря игумене Иасафе и при келаре Андреяне Ангелове, почали делати на Москве церковь великого чудотворца Сергиа да трапезу и ворота и ограду камену; а совершили церковь в лето 7060 седмаго, месяца сентября в 20 день. А свящали церковь великаго чюдотворца Сергиа месяца октебря в 16 день, на память святаго мученика Логина сотника, иже при кресте Господни. А свящал церковь Макарей Митрополит всеа Руси сам, а с ним владыка Крутицкой Нифонт и архимандриты и игумены: а на освящение был царь и великий князь, и з своею царицою, и з своими детми: царевичом Иваном и царевичом Феодором, и з братом своим со князем Юрьем Васильевичом, и со царем Александром Казанским и з боляры; и всеношного и обедни слушал, ел и пировал в новой трапезе и с Митрополитом»1392. Этот храм просуществовал до 1808 г., поэтому ныне о его архитектуре можно судить только по сохранившимся изображениям1393.

Храм подворья сооружался одновременно с памятником казанской победы, храмом Покрова «на рву» на Красной площади, известным ныне как собор Василия Блаженного. М. А. Ильин пишет, что «церковь Сергия на Троицком подворье в Московском Кремле органически вписывается в круг памятников башенно-шатрового типа середины XVI века <...> Она, можно думать, была призвана прославить известного подвижника Русского государства, а потому была наделена необычайными декоративными свойствами. Само прославление Сергия в архитектуре храма, видимо, стояло в зависимости от посещения царем Иваном Грозным Троице-Сергиева монастыря на обратном пути из Казани в Москву. Ее архитектура должна была отражать, как и Василий Блаженный, торжество и славу единой Руси»1394. «Этот храм преподобного Сергия явился выражением царской благодарности Преподобному за его незримое молитвенное предстательство при покорении Казани в 1552 году»1395. Упомянутый в летописце келарь Троицкого монастыря Адриан Ангелов, несомненно, много потрудился при сооружении храма монастырского подворья.

В это же время начинаются большие работы и в самой обители преподобного Сергия, «...царь Иван Васильевич с Митрополитом Макарием и всем освященным собором, с игуменом и старцами Троицкого монастыря решил было построить в монастыре большую церковь св. Троицы на место малой Никоновой, но что потом отложил намерение из опасения, что это может быть неугодным преподобному Сергию»1396. Среди старцев обители был несомненно келарь Адриан. Было принято решение о строительстве большого нового Успенского собора, на закладке которого в 1559 г. присутствует сам царь Иоанн Грозный1397. Существует мнение о том, что Успенский собор был сооружен в память покорения Казани и Астрахани1398.

Еще раньше, в 1552 г. келарь Адриан возил царю под Казань в благословение от Живоначальныя Троицы и преподобного Сергия различные святыни1399. Он же описал как очевидец казанское взятие русскими войсками1400. Вот как он написал о первосвятительском благословении царю перед его походом в Казань: «И по сем приходит ко святейшему отцу своему Макарию Митрополиту всеа Русии и ко священному Собору <...> и просит благословения и молитвы себе и всему своему Христолюбивому воинству. Святейший же вселенныя отец пресвященный Макарии Митрополит всеа Русии со архиепископы и епископы и со всем священным Собором благословляют и молитвуют прилежно»1401.

Можно говорить о его посреднической роли между монастырем преподобного Сергия и главой Церкви, святителем Макарием (†1563; пам. 30 дек.). Возможно, через него осуществлялся вопрос о переплете Великих Четьих Миней в Троицкой обители1402. В 1559 г. троицкий игумен Иоасаф через келаря Адриана Ангелова сообщил Первосвятителю о чудесах, совершившихся у гроба святителя Серапиона Новгородского (†1516; пам. 16 марта), погребенного в Троицкой обители. Об этом говорится в житии архиепископа Серапиона: «игумен же Иоасаф з братьею совеща: не просто быти дело се. И посла к Москве, к келарю Андреяну и повеле то сказати подлино Макарию Митрополиту. Макарий же Митрополит, слышав то преславное знамение, удивися о даровании Божием, яко угодников Своих прославляют и по смерти явлением. Послав ко игумену Иоасафу совет свой»1403.

В 1545 г. великий князь Иоанн IV «пожаловал, указал» места, то есть старшинство настоятелей нескольких монастырей, причем Троице-Сергиев был поставлен вторым после Митрополичьего Чудова1404. В связи с этим, несомненно, был указ Митрополита Макария. В 1561 г., уже став царем, Иоанн Грозный «учинил архимандритию» в Троицкой обители1405. Последовало соборное суждение, и обитель преподобного Сергия была поставлена превыше других монастырей в Русской Церкви, о чем была дана грамота Митрополита Макария ее первому архимандриту Елевферию1406.

А перед этим старец Адриан писал челобитную грамоту царю. В ней Троицкая обитель сравнивается со Святой Горой, но в отличие от нее Пречистая Дева «сниде духом не по земли от места на место плотию ходяща, но от страшнаго и трепетнаго и неисповедимаго престола Сына Божия и Бога своего с святыми Его ученики, прииде от небес на землю в Богоименитую и в свою великую обитель к своему угоднику великому Сергию». В челобитной келарь просит оказать милость «царской обители», являющейся ему «славой и венцом»1407.

Троице-Сергиева Лавра известна в истории богатым рукописным собранием. «Любовь к книжной отеческой письменности от первых игуменов перешла и к преемникам их и к ученикам последних»1408. «XVI век – время наибольшего расцвета книгописного дела в Троице-Сергиевом монастыре»1409. Заботился о книжных сокровищах обители в свое время и ее келарь старец Адриан. По его повелению «многогрешный Фирсишка» написал Четью Минею за Май месяц1410, затем месяц Июль1411. В обитель преподобного Сергия келарь дал Апостол, переписанный в 1550–1560 гг.1412. В описи «Троицк. 1641/2 г.» упоминается «Книга в десть, на бумаге, Варлаам да Иоасаф да в ней же Григорий Амиритский, Андрияновская Ангилова»1413. Книжные богатства служили духовному просвещению. «Под влиянием книг в обители «у Троицы» преобразовывался дух русских людей»1414.

Можно говорить, что старец Адриан Ангелов стремился снабдить монастырское подворье в Москве книгами, о чем свидетельствуют сохранившиеся на них приписки. При Троицком настоятеле Серапионе (1495–1506) в 1499 г. была написана книга «Златоуст». Затем, став Новгородским владыкой, он дал ее Троицкому монастырю, «а ныне послали сию книгу в монастырь Сергиев на Москву на Богоявленью на время, а подписал келарь Андреян»1415.

Старец Адриан давал различные вклады в Троицкий монастырь или на его подворье. «67 (1559)-го году июля в 7 день по старце Порфирье Воронцове да по отце ево иноке Трифане, да по матере ево Матрене дали вкладу келарь старец Андреан Ангелов да казначей старец Дарофей по ево Перфирьеве духовной денег 512 рублев на алтын 4 деньги»1416.

Н. Никольский называет 4 Трефолоя (годовой круг праздничных Миней), которые «Адрианом же Ангеловым были даны по Семене Федоровиче Киселеве (†12 июня 1560 г.) в дом Богоявления Сергиева Монастыря»1417. В Троицкую обитель по нем же келарь вкладывает на молитвенную память книгу творений преподобного Иоанна Дамаскина конца XV в.1418.

Монастырскими настоятелями при старце Адриане были игумены Гурий Лужецкий (1552–1554), Иларион Кирилловец (1554–1555), Иоасаф Черный (1555–1560) и первый ее архимандрит Елевферий (1560–1564). В это время в монастырь давались различные вклады1419.

Последние дни жизни келарь Адриан Ангелов провел, очевидно, в обители преподобного Сергия и был в ней погребен, хотя точное место его погребения неизвестно. «Адриан Ангелов, в 1550–1561 г. келарь отошел в вечность по воле Иоанна Грозного в 1561 г.»1420. В кормовой монастырской книге под 30 июля 1561 г. действительно назван уже другой келарь – старец Дорофей1421. Составители «списка погребенных в Троице-Сергиевой Лавре», называя дату кончины келаря, ссылаются при этом на Синодик опальных из Нижегородского Печерского монастыря, где в конце, например, наряду с Новгородским архиепископом Геннадием Новгородским (†1505; пам. 4 дек.) указан и «Адриан (Ангелов)»1422. Однако опричнина на Руси началась несколькими годами позже его кончины и эти события не могут быть взаимосвязаны.

Заупокойная память троицкого келаря старца Адриана молитвенно вспоминалась также в обители преподобного Кирилла Белозерского (ок. 1337–1427; пам. 9 июня). «По старце Адриане Ангелове была дана в Кириллов Белозерский монастырь Псалтирь Следованная, в полдесть, поволоченная вишневым бархатом и серебряными застежками и жуками»1423.

Старец Адриан Ангелов был важной и деятельной фигурой в истории Троице-Сергиева монастыря середины XVI в., а его келарство осталось памятным в истории обители. Нельзя обойти его имя, если говорить об учреждении архимандритии в обители «у Троицы». Ему приходилось часто обращаться к царю и Митрополиту, быть в Москве, проявлять попечение о монастырских владениях в других местах. Как келарь, он активно занимался монастырским строительством. Кроме того, он проявлял большую заботу об обеспечении новопостроенного храма подворья необходимыми книгами. Его следует отнести к числу книжников и писателей Древней Руси.

* * *

1350

Дмитриева Р. П. Волоколамские четьи сборники XVI в. // ТОДРЛ. Т. 28. Л., 1974, с. 205.

1351

Кунцевич Г. 3. Феодосий, архиепископ Новгородский (1491–1563). СПб., 1900. Этот памятник был нами переопубликован: Архимандрит Макарий. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей. М., 1996, с. 87–95; Он же. Новгородский архиепископ Феодосий (1542–1551; †1563) // Альфа и Омега. 2000. № 3(25), с. 201–208.

1352

Кунцевич Г. 3. Сказание о последних днях жизни Митрополита Макария (15 сент.–31 дек. 1563). СПб., 1911.

1353

Игумен Макарий. Повесть о кончине Всероссийского Митрополита Макария // Wissenschaftliche Zeitschrift. Martin-Luther-Universität. Halle-Wittenberg. Gesellschafts- und sprachwissenschaftliche Reihe. Halle, 1985. Bd. 34. G. H. 3. S. 74–93; Архимандрит Макарий. Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси (1482–1653). М., 1996, с. 84–98; Макарий митрополит Московский и всея Руси. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996, с. 561–567.

1354

Goltz Hermann, Makari Abt (Weretennikow). Unvergessener Lehrer des Glaubens in bischöflichen Amt. Die letzten Tage und Taten des Twerer Bischofs Akaki / / SdO. 1985. № 9. S. 8–11, 48; Игумен Макарий. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV–XVI веков // ЖМП. 1986. № 11, с. 72–75; Архимандрит Макарий. Епископ Тверской и Кашинский Акакий – подвижник XVI века // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 7. Ч. 2. М., 1994, с. 349–355; Он же. Московский Митрополит Макарий и его время. Сб. статей, с. 96–102.

1355

ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. Л., 1929, с. 552–564; ПСРЛ. Т. 4. М., 2000, с. 552–564; Памятники литературы Древней Руси. Сер. XVI века. М., 1985, с. 18–47; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10: XVI век. СПб., 2000, с. 20–47.

1356

Морозов С. А. Повесть о смерти Василия III и русские летописи // История и практика источниковедения и археография отечественной истории. М., 1978, с. 61–77; Он же. Опыт литературоведческого анализа «Повести о болезни и смерти Василия III» // Вопросы источниковедения и историографии истории досоветского периода. М., 1979, с. 88–98; Лурье Я. С. Повесть о смерти Василия III // СКиКДР. Вып. 2: (вторая пол. XIV–XVI в.). Ч. 2; Д-Я. Л., 1989, с. 277–279.

1357

Из Повести можно заключить, что болезнь князя продолжалась примерно три с половиной месяца. В Повести подробно описывается течение болезни – созревание фурункула, начавшееся гноеотделение, наконец, видимо, развитие обширного некроза, о чем свидетельствует появление зловонного запаха («дух от нее тяжек»). Попытки традиционного местного лечения (прикладывание печеного лука, мазей) давали временный и неполный эффект. Довольно быстро появились признаки общей интоксикации организма: нарастающая слабость, отсутствие аппетита, боли в груди (как возможное проявление заболевания сердца). Незадолго до смерти у князя отмечался паралич правой руки («рука правая не начала подниматься»), что могло быть следствием нарушения мозгового кровообращения. – Благодарю за консультацию по данному вопросу доктора медицинских наук, профессора А. В. Недоступа.

1358

Игумен Макарий. Памятники древнерусской литературы, содержащие описание последних дней земной жизни подвижников XV–XVI веков, с. 69.

1359

Памятники литературы Древней Руси. Сер. XVI века, с. 570.

1360

Там же с. 25. Далее русский текст данной повести цитируется с указанием страницы на строке.

1361

Подобная Повесть свидетельствует о личном почитании того, кому она посвящена. Можно привести пример, согласно которому почитание князя имеет более выраженный церковный характер. Духовный писатель XVII века, соловецкий инок Сергий (Шелонин) в каноне всем русским святым говорит о князе Василии: «Иже мужеству тезоименитый – свет в мире, царствию же тезоименитый, терпением и незлобием якоже Давыд, звезда явися вселеннеи, князь Василий, преименованный же Варлам». – Инок Сергий (Шелонин). Канон всем русским святым // Альфа и Омега. 2002. № 2(32), с. 174. Издатель канона высказывает такое предположение: «Возможно, в «Каноне» инока Сергия (Шелонина), человека весьма близкого к Патриарху Иосифу, была выражена некоторая «канонизаторская программа», связанная с прославлением целого ряда святителей и благоверных князей». – Панченко О. «Канон всем русским святым» соловецкого писателя XVII в. (Из археографических разысканий) Там же с. 163.

1362

Насонов А. Н. История русского летописания XI–начала XVIII века. Очерки и исследования. М., 1969, с. 467.

1363

ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3, с. 552–564.

1364

Протасьееа Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания М., 1911. Ч. 1, с. 206.

1365

Шмидт С. О. Россия Ивана Грозного. М., 1999, с. 111.

1366

Лобанова И. А. «Устав о монастырском платье» 1553 г. – один из неучтенных источников по истории Соловецкого монастыря времен игуменства Филиппа (Колычева) // Книжные центры Древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб., 2001, с. 326.

1367

Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года. СПб., 1998, с. 154.

1368

Там же с. 349. Это утверждение составителей основано на послании Иоанна Грозного Кирилло-Белозерскому игумену Косьме (1572–1581), см. ниже прим. 5.

1369

Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря // Записки Отделения русской и славянской археологии. СПб., 1851, т. 1. Источники русской археологии, с. 86. 12 января указан корм по Феодоре Ивановиче Сукине (там же с. 61). С его именем связано важное царское распоряжение: «Лета 7067-го апреля в 25 день память царя и великого князя казначеем Федору Ивановичю Сукину да хозяину Юрьевичу Тютину. В которой день живет балшая понахида, Митрополит государя за столом, а государь перед ним стоит, и в тот день смертною и торговою казнью вам в своем приказе казнити не велети никого». – Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII века. Тексты. Л., 1986, с. 52. № 33. Давали вклады Сукины и в Троице-Сергиев монастырь (Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. с. 102–103), но старец Мисаил в них не отмечен.

1370

РИБ. СПб., 1914. Т. 31, стб. 263.

1371

В 1578 году он писал в послании Кирилло-Белозерскому игумену Косьме (1572–1581): «Пригоже ли так в Кирилове быта, как Иасаф Митрполит у Троицы с крылошанами пировал, или как Мисайло Сукин, в Никитцком и по иным местом, якоже велможа некий жил»; см.: АИ. СПб., 1841, т. 1, с. 383; Послания Ивана Грозного. М.–Л., 1951, с. 178.

1372

Каган М. Д. Повесть о кончине царя Михаила Феодоровича // СКиКДР. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 3: П–С. СПб., 1998, с. 139. В этом контексте необходимо также назвать «Писание о преставлении и о погребении князя Михаила Васильевича Шуйскаго, рекомаго Скопина» (Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI–начало XVII веков. М., 1987, с. 58–73. См. также: Енин Г. П. Писание о преставлении... // СКиКДР. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 3: П–С. СПб., 1998, с. 36–38). В целом можно сказать, что Повести подобного жанра, относящиеся к государям, могут явиться предметом особого изучения; см. Демкова Н. С. Летописная агиографическая «Повесть» о смерти князя как жанровая модель средневекового повествования // Чтения по истории и культуре Древней и Новой России. Материалы конференции (Ярославль. 7–9 октября 1998 года). Ярославль, 1998, с. 53–57.

1373

Келарь – это «хранитель и расходчик монастырских припасов», – читаем в «Словаре» священника Григория Дьяченко (Полный церковно-славянский словарь. М., 1993, с. 203). В другом словаре читаем: «Келарь – должностное лицо в монастырском хозяйстве». – Кочин Г. Е. Материалы для терминологического словаря Древней Руси. М.–Л., 1937, с. 141. И. И. Срезневский приводит лишь несколько цитат из древнерусских текстов, где упоминаются келари (Словарь древнерусского языка. Репринтное изд. Т. 2. Ч. 2. Е–К. М., 1989, стб. 1204).

1374

Николаева Т. В. Троицкий живописец XVI в. Евстафий Головкин // Культура Древней Руси. М., 1966, с. 177–183.

1375

Державина О. А. «Сказание» Авраамия Палицына и его автор // Сказание Авраамия Палицына. М.–Л., 1955, с. 16–63.

1376

Трофимов И. В. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия XVII в. и их реставрация // Сообщения Загорского государственного историкохудожественного музея-заповедника. Вып. 3. Загорск, 1960, с. 107–129.

1377

Уварова Н. М. Симон Азарьин как писатель середины XVII века. Автореферат канд. дисс. М., 1974; Клитина Е. Н. Симон Азарьин (Новые данные по малоизученным материалам) // ТОДРЛ. Т. 34. Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л., 1979, с. 298–312.

1378

Фонкич Б. Л. Греческо-русские культурные связи в XV–XVII вв. (Греческие рукописи в России). М., 1977, с. 68–104.

1379

Его можно отнести к числу книжников Древней Руси, однако о нем ничего не говорят ни митрополит Евгений (Болховитинов) (Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Изд. 2. СПб., 1827), ни архиепископ Филарет Черниговский (Обзор русской духовной литературы. Изд. 3. СПб., 1884). Только П. Строев, перечисляя рукописи, содержащие Киевско-Печерский Патерик, называет, в частности, майскую Минею, переписанную «по приказанию Троицко-Сергиева монастыря келаря Адриана Ангелова». – Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882, с. 373.

1380

См. Никольский Н. К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI–XVII вв.). Материалы для словаря владельцев рукописей, писцов, переписчиков, переводчиков, справщиков и книгохранителей. Вып. 1. А–Б. СПб., б. г. с. 17–18. Со ссылкой на Н. Никольского упоминает старца Адриана И. У. Будовниц (Словарь русской, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII века. М., 1969, с. 11).

1381

Веселовский С. Б. Ономастикой. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974, с. 14.

1382

Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре, от основания оной до 1880 года. М., 1880, с. 72.

1383

Никольский Н. К. Указ. соч. С. 17. В сентябре 1551 г. (7060) в документах упоминается Троицкий келарь старец Пантелеймон (Каштанов С. М. По следам троицких копийных книг XVI в. // Записи Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 40. М., 1979, с. 57).

1384

ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904, с. 232. О ереси середины XVI в. на Руси см. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1900, с. 817–841.

1385

ААЭ. Т. 1. 1294–1598. СПб., 1836, с. 252.

1386

Там же с. 267. См. также Митрополит Макарий. История Русской Церкви. Т. 6. Изд. 2. СПб., 1887, с. 262.

1387

Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI–XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины. М., 1960, с. 31.

1388

Протоиерей А. Горский. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам. Ч. 2. М., 1890, с. 178; Насонов А. Н. Материалы и исследования по истории русского летописания // Проблемы источниковедения. Вып. 6. М., 1955, с. 237. Пруд, упомянутый в летописце, как отмечается, «и поныне называется келарский». – Иеромонах Арсений. Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры // Летопись занятий Археографической комиссии. 1865–1866. Вып. 4. СПб., 1868, с. 79.

1389

См. ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. СПб., 1904, с. 273.

1390

Протоиерей А. Горский. Указ. соч. с. 178.

1391

С. В. Бахрушин пишет: «Крупные внемосковские монастыри, как Волоколамский, Болдинский, имели в Москве свои подворья». – Бахрушин С. В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма (Научное исследование). М., 1987, с. 36–37. Таким образом, было подворье в Москве и у Троицкого монастыря.

1392

Протоиерей А. Горский. Указ, соч.; Бычков А. Краткий летописец Святотроицкия Сергиевы Лавры // Летопись занятий Археографической комиссии за 1864 год. Вып. 3. СПб., 1865, с. 22.

1393

Изображение этого храма см.: История русского искусства. Т. 3. М., 1955, с. 443; ЖМП. 1978. № 2, с. 73.

1394

Ильин М. А. Русское шатровое зодчество. Памятники середины XVI века. М., 1980, с. 99. Некоторые элементы убранства были затем повторены при строительстве храма Зосимы и Савватия в Троицком монастыре (там же).

1395

Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия игумена Радонежского // Вперед. Сергиево-Посадская обществ.-политич. газета. Спец, выпуск, посвящ. 600-летию преставления великого сына земли русской преподобного Сергия Радонежского. 1392–1992. Октябрь 1992, с. 6.

1396

Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по Лавре. М., 1909, с. 205; Болдин В. Загорск. М., 1989, с. 34.

1397

Троице-Сергиева Лавра. Художественные памятники. М., 1968, с. 30.

1398

Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Путеводитель. М., 1983, с. 41.

1399

См. Диакон Петр Веретенников. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский // ЖМП. 1979. № 10, с. 68. См. также след. прим.

1400

Насонов А. Н. Новые источники по истории Казанского взятия // Археографический ежегодник за 1960 г. М., 1962, с. 3–26. «Следование» старцем Адрианом стопам преподобного Сергия, благословившего князя Димитрия Донского на борьбу с Мамаем, выразилось и в том, что при нем «был в 1559 г. для Свияжка слит колокол». – Насонов А. Н. История русского летописания XI–начала XVIII века. Очерки и исследования. М., 1969, с. 404.

1401

Насонов А. Н. Новые источники по истории Казанского взятия, с. 13.

1402

См. Клепиков С. А. Орнаментальные украшения переплетов конца XV–первой половины XVII веков в рукописях библиотеки Троице-Сергиева монастыря // Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 22. М., 1960, с. 68; Он же. Описание древнерусских обиходных переплетов // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 2. Ч. 1. М., 1976, с. 56–57.

1403

Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона // ТОДРЛ. Т. 21. Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литеатуры. М–Л., 1965, с. 150; Дмитриева Р. П. Житие Новгородского архиепископа Серапиона как публицистическое произведение XVI в. // ТОРДЛ. Т. 41. Л., 1988, с. 365.

1404

ПСРЛ. Т. 34. М., 1978, с. 180.

1405

ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. СПб., 1906, с. 331. Как пишет одна исследовательница, «воспитанный Митрополитом Макарием в искренней набожности, царь Иван IV не мог не чувствовать определенного пиетета по отношению к главному монастырю Московской Руси». – Ханагова И. Г. Троице-Сергиев монастырь в общественно- политической жизни Руси XV–XVI вв. Автореферат. М., 1993, с. 16.

1406

Протоиерей А. Горский. Указ. соч. Ч. 1, с. 176–183.

1407

Протоиерей А. Горский. Указ. соч. Ч. 2, с. 180. Первые архимандритии в московских монастырях были учреждены также благодаря ктиторскому участию Московских государей; см. Щапов Я. Н., Соколова Е. И. Архимандрития в древнерусском городе // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990, с. 44.

1408

Иеромонах Арсений. Указ. соч. с. 59.

1409

Попеску Т. А. Источники по истории складывания книжного рукописного собрания Троице-Сергиевого монастыря в XIV–XVII вв. (описи, вкладные и переписные книги). Автореферат. М., 1979, с. 24.

1410

Архимандрит Леонид (Кавелин). Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Св.-Троицкой Сергиевой Лавры в библиотеку Троицкой Духовной семинарии в 1747 году (ныне находящиеся в библиотеке Московской Духовной академии). Вып. 1. М., 1887, с. 50; Никольский Н. К. Указ, соч. с. 17; Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 22. М., 1960, с. 181.

1411

Архимандрит Леонид (Кавелин). Указ. соч. с. 55.

1412

Ухова Т. Б. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний Троице- Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии // Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 22. М., 1960, с. 187.

1413

Никольский Н. К. Указ. соч. с. 17–18.

1414

Иеромонах Тихон. Преподобный Сергий Радонежский и его школа / / Ж М П. 1981. № 10, с. 21.

1415

Ухова Т. Б. Указ. соч. с. 175.

1416

Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря / Изд. подг. Клитина С. Н., Манушина Т. Н., Николаева Т. В. М., 1987, с. 52.

1417

Никольский Н. К. Указ. соч. с. 18.

1418

Ухова Т. Б. Указ. соч. с. 105.

1419

Каштанов С. М. По следам Троицких копийных книг XVI в. (погодинский сборник 1846 и архив Троице-Сергиева монастыря) // Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 38. М., 1977, с. 34.

1420

Список погребенных в Троице-Сергиевой Лавре... с. 72. № 789.

1421

Протоиерей А. Горский. Указ. соч. Ч. 1, с. 56.

1422

Епископ Макарий. Синодик XVI-го века в Нижегородском Печерском монастыре // ЧОИДР. Книга 1. Смесь. 1868, с. 8.

1423

Никольский Н. К. Указ. соч. с. 18. Впрочем, в Кормовой книге Кирилло- Белозерского монастыря, в которой указывалось, как чтилась память того или иного вкладчика, имя старца Адриана не упомянуто; см. Сахаров И. П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря // Записки Отделения русской и славянской археологии имп. Археологического общества. Т. 1. СПб., 1851, с. 46–105.


Источник: О Церкви земной и Церкви небесной : Сборник статей к 55-летию автора и к 10-летию его сотрудничества в журнале «Альфа и Омега» / Архим. Макарий (Веретенников). - Москва : Фонд содействия образованию XXI века, 2006. - 508 с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle