Азбука веры Православная библиотека преподобный Максим Грек (Триво́лис) Поучительное послание к некоторому князю о лживости звездочетства и утешительное для живущих в скорбях

Поучительное послание к некоторому князю о лживости звездочетства и утешительное для живущих в скорбях

Источник

Как тленному сему телу нашему приключается много разных болезней: одни – по причине некоторого неблагоприятного и неравномерного распределения входящих в состав нашего тела элементов, а другие – по особому божественному смотрению, чтобы привести нас к по­знанию и исправлению наших согрешений, так и душам нашим приключаются часто различные скорби и тяжелые обстоятельства. Но это случается не по какому-ни­будь неразумному счастью, или по движению и сочетанию злотворных звезд, как пустословят безумные и об­манывающие людей звездочетцы, которые мудрствуют и пишут вопреки всем боговдохновенным писаниям, а случается это или по зависти и ненависти лукавых демонов и злонравных людей, или по какому-нибудь бо­жественному попущению Создателя всех и Владыки, по причине каких-нибудь тяжких и неисцельных наших прегрешений, в какие мы впадаем по великому своему безумно, преступая спасительные Его заповеди. И это явствует из того, что божественное Писание говорит ясно о некоторых, живущих неправедно и беззаконно: «Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение; внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние востающего» (Пс. 72, 18–20). Вот Писание ясно показало нам при­чину разорения и погибели некоторых, говоря: «обаче за льщения их положил еси им злая», то есть беды и злые приключения. И несколько далее говорит: «исчезоша, по­гибоша за беззаконие свое», а не по причине вращения каких то злотворных звезд и зодиаков, или от колеса счастья, изобретенного халдейским неверием. И опять в другом месте говорит: «Господь, на небеси престол Его: очи Его на нищаго презираете, вежди Его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведного и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу». Затем присовокупляет: «одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их», то есть, праведный про­тив них от Бога гнев и негодование. Но почему же все это на них попускается? Потому, говорит, «яко пра­веден Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его» (Пс. 10, 4–7), "в руце же Его чаша вина нерастворена» (Пс. 74, 9), то есть, чаша сильнейшей ярости и праведного гнева Божия против беззаконнующих на земле, а не изображение счастья в виде пожилой женщины, кото­рая колесом одних воздвигает на высоту славы зем­ной, а других низводит оттуда в крайнее бесславие. Писание ясно говорит: «Господь убожит и богатит, сми­ряет и высит. Восставляет от земли убога и от гноища воздвизает нища». Для чего? «Посадити его с могущими людей, и престол славы дая в наследие им» (1Цар. 2, 7–8); а не фортуна и колесо зловерных латинян и прегордых немцев! Все эти пустословия и мудрования взяты ими у безбожных еллинов, египтян и аравитян, и от них привились они к их злочестивым понятиям. Поэтому им отнюдь не должно внимать, как мудрствующим вопреки всех вообще боговдохно­венных писаний, а напротив, если хотим быть благо­честивыми и иметь Самого Вышнего своим покровителем, предстателем и заступником в скорбях наших, то вполне правильно будет для нас возгнушаться ими и совершенно отвращаться от них. Но об этом доста­точно сказанного здесь.

Как при телесных недугах и болезнях люди ожидают утешения и помощи единственно от прихода к ним и посещения врачей, которых мы прилежно ищем, и которых щедро награждаем, желая при посредстве их получить здравие, так и при душевных скорбях и злоключениях одно да будет у нас твердое прибе­жище, одно спасение и заступление, это – Сам Вышний, Сам праведный и страшный Судия, непостижимыми судьбами Которого попускаются на нас всякие скорби и тя­желые обстоятельства, по причине множества беззаконий наших, когда мы живем неправедно и беззаконно, нена­видя друг друга, когда друг друга обижаем, друг на друга клевещем и лжем. Ибо, отвергнув страх Божий, и истребив из сердец своих то, что составляет исполнение всего закона, то есть, любовь к ближним, мы, подобно диким зверям, восстаем друг против друга, желая каждый иметь всех у себя под ногами в попрание, не понимая, по великому своему неразумию, что насколько кто усиливается подняться на высоту суетной славы, настолько большему подвергает себя падению. Ибо "Бог, – сказано, – гордым противится» (Иак.4:6). Если же Сам Бог противится им, то кто в состоянии ока­зать им помощь? Позволяя себе пред святейшими взо­рами Вседержителя такие и столь тяжкие преступления, мы не должны удивляться и смущаться по причине постигших нас бесчисленных приключений. Ведь не напрасно божественный пророк и царь сказал о некоторых беззаконновавших: «услышит Бог, и смирит я Сый прежде век: несть бо им изменения», то есть избавления. И почему? – «яко не убояшася Бога». Поэтому «и простре руку Свою на воздаяние» беззаконным зла и скорбей. Но по какой причине, о пророче? Потому, говорит, что «оскверниша завет Его» (Пс. 54, 20–21), то есть, попрали святые Его заповеди; «яко лукавство в жилищах их, ...и не оскуде от стогн их лихва и лесть» (Пс. 54:16, 12); «суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивые в сердце, и в сердце глаголаша злая». Поэтому, говорит, «потребит Господь вся устны льстивыя» (Пс. 11, 3–4), Ибо они, говорит, правду «праведного» вземлют «от него», то есть, достойного помилования осудили, а нечестивого оправдывают «даров ради» (Ис. 5, 23). По причине всего этого, говоря словами Апостола, «грядет гнев Божий на сыны противления» (Кол. 3, 6), ибо всех таких дел «мститель есть Бог», – взывает божественный Павел (1Сол.4:6). Нечто подоб­ное и худшее сего в древности долгое время позволяли себе цари и властители иерусалимские и самарянские, за что Бог, враждуя против них, предал десять колен израильских в плен ниневитянам и страну их разорил, а два колена, составлявшие царство иерусалимское (иудейское), поработил Навуходоносору, царю вавилон­скому, и страну их ниспроверг. Впоследствии тоже самое дозволили себе и в нашем греческом царстве, также и у болгар и у сербов, за что в недавнее время и нас соделал пленниками, попустив на нас праведным Своим судом жезл и оружие неверных измаильтян. И праведен суд Твой, Владыко Боже! Ты Сам наперед засвидетельствовал нам и предупредил нас чрез божественного Твоего пророка Исаию, говоря ясно так: «аще хощете, и послушаете Мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете Мене, мечь вы пояст», то есть, нашествие иноплеменников и частые войны истребят вас, по Моему праведному на вас негодованию. Затем присовокупляет, говоря: «уста бо Господня глаголаша сия», то есть невозможно этому не исполниться (Ис. 1, 19–20).

Как много есть разных добрых дел и исправле­ний, угодных Богу, которые присвояют нас Владыке нашему и Богу, по причине которых Он милостивым оком призирает на нас, сохраняет нас, как зеницу ока, от всех врагов видимых и невидимых и прославляет здесь и в будущем веке; так есть много разных великих пороков и беззаконных дел, которые лишают нас божественного промышления, его по­мощи и заступления, и ввергают в бесчисленные скорби и болезни и в различные неблагоприятные обстоятель­ства. Когда же, по причине множества грехов своих, лишимся помощи от Бога, то вслед за тем берут власть над нами и силу невидимо воюющие постоянно против нас лукавые демоны, говоря друг другу: «Бог оставил есть их, пожените и имите их, яко несть избавляяй» их (Пс. 70, 11). Из этих кратких изречений можем мы с достоверностью познать ту вражду, какую они имеют против нас, безумных. Ибо враг наш, "диавол, – по словам верховного апостола Петра, – яко лев, рыкая, ходит, всегда ища кого поглотити» (1Пет.5:8). Поймем также и их немощь: ибо пока мы добрыми делами прибли­жаемся к Богу и Им бываем хранимы, до тех пор они не имеют над нами никакой силы и не могут причинить нам зла или поощрять нас всегда на зло но отступают, скверные, не имея возможности принуждать нас и заставить делать зло. Будучи сначала сотворены Создателем самовластными, мы властны в своих делах, как добрых, так и злых, и никто над нами не имеет власти, кроме Создавшего нас, – ни ангел, ни демон, ни звезда, ни зодиак, ни планета, ни колесо фортуны, изобретенной бесами. Не будем же без ума вдаваться в обман учащих этому и проповедующих сие зломудрых латинян и прегордых немцев. Мы сами для себя бываем причиною постигающих нас скорбных и тяжких обстоятельств, преступая спасительные заповеди Создавшего нас. Пусть в этом убе­дить нас потопление водою древнего мира и впослед­ствии разорение огнем и жупелом Содома и Гоморры, совершившееся гневом Божиим, по причине разнообразных злых и богомерзких дел тогдашних людей. Возненавидим их порочную жизнь и многообразные беззакония; возлюбим же доброе изменение по Богу ниневитян и до конца пребудем в нем. Если по непостижимым судьбам Божиим и в напасти какие-нибудь впадем и в неожиданные скорби, то и в таком слу­чае не будем упадать духом и отчаяваться или скор­беть без меры. Но будем помнить разумно божественного Иакова, брата Божия, который говорит: «всяку радость имейте, братие моя, егда во искушения впадаете различна» (Иак. 1, 2), которыми праведный Судия или наказывает нас здесь за прежние наши грехи, или предохраняет нас на будущее время от тех грехов, в которые мы имели бы впасть. Не будем же безмерно скорбеть и падать духом во время напастей, но будем стоять мужественно, христиане истинно верующие, и как имеющие надежду посредством попущенных нам скорбей полу­чить спасение, памятуя говорящего: «егоже любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет» (Притч. 3, 12). И в другом месте: «блажен человек, его же аще накажеши, Господи, и от закона Твоего научиши его» (Пс. 93, 12). И еще: «наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Десница Господня вознесе мя, десница Го­сподня сотвори силу. Не умру, но жив буду. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение» (Пс. 117:14, 16–18). Этим и подобным сему будем себя утешать и утверждать душу мужеством, облекшись в веру и надежду во Христа, подобно мученикам, со всяким терпением и постоянством и с благодарением от всей души. Хорошо нам в таких случаях поминать твердость нрава царя Манассии, который, будучи низведен с вы­соты царского престола в последнее бесчестие и злострадание, заключенный царем ассирийским в медную бочку и получая на каждый день кусок гнилого хлеба и не­много воды, не упал духом, не отчаялся в своем спасении, но укрепился твердым спасительным помыслом. Приведя себе на память бесчисленные свои нечестия, какими нечествовал на Самого Вышнего, на храм Его и на законы отцев своих, он признал себя виновным в крайнем нечестии, восприял великое покаяние, испустил источник теплых слез и множество неизглаголанных стенаний, рыдая из глубины сердца, и таким образом возмог умилостивить себе единого милостивого и человеколюбивого Бога и Владыку, скорого к заступлению и спасению всякого, призывающего Его с истинным и нелицемерным покаянием, Который чрез божественного пророка Своего обещал нам и отечески завещал: «пожри Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему молитвы твоя. И призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя» (Пс. 49, 14–15).

Будучи гонимы и подвергаясь сильным скорбям, вспомним многолетнее терпение и различные злострада­ния доброго того и Богом любимого юноши, – разумею кротчайшего Давида – как он, будучи столько лет без всякой вины гоним неправедным Саулом, скитаясь по пустыням и горам и укрываясь в пещерах, ни­когда не отступил от надежды на Бога, от веры и любви к Нему, но всяким способом утверждал себя, говоря: «возлюблю Тя, Господи, крепосте моя. Господь утвер­ждение мое и прибежище мое, и избавитель мой» (Пс 17, 2–3). И опять: «Господь просвещение мое, и Спаситель мой, кого убоюся? Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?» (Пс. 26, 1). И опять: «на Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица» (Пс.10, 1)? И опять: «объяша мя болезни смертные, беды адовы обретоша мя. Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах: о, Го­споди, избави душу мою» (Пс. 114, 3–4)? И опять: «от скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство. Господь мне помощник, и не убоюся: что сотворит мне человек?» (Пс. 117, 5–6). Главное же его по Боге упование, которым он тогда утешал себя, и ныне нас утешает и в терпении скорбей утверждает, есть следующее, ибо и он, блаженный, как человек, иногда смущался при особенно сильном действии скорбей, но при этом дивно утешал себя и утверждал, говоря: «Вскую прискорбна еси, душе моя? и Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего, и Бог мой» (Пс. 41, 6). Это же спасительное утешение и мы часто будем приговари­вать себе с великою верою и надеждою на Бога, и вся­чески воссияет и на нас свыше свет божественной благодати и помощи Божией. Ибо «близ Господь, – говорит Божественное Писание, – всем призывающим Его во истине, волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я» (Пс. 144, 18–19).

Научившись ясно из немногих боговдохновенных словес, что скорби и тяжелые обстоятельства попускаются на нас – или по причине множества прежде дозволенных нами себе согрешений, или для пресечения будущих грехов, в которые мы имели бы впасть, – перестанем прогневлять Вышнего преслушанием и преступлением божественных Его заповедей. Возлюбим же вся­кую добродетель, правоту нравов и щедроты к нищим, имея всегда сердца свои устремленными к небу, откуда и Спасителя ждем, Господа нашего Иисуса Христа, Кото­рому слава и держава во веки веков. Аминь.


Источник: Сочинения преподобнаго Максима Грека в русском переводе / [предисл.: послушник Моисей]. - [Сергиев Посад] : Св.-Троицкая Сергиева лавра, собственная тип., 1910-1911. - 3 т. / Т. 2. 1910. 332 с. / Поучительное послание к некоторому князю о лживости звездочетства и утешительное для живущих в скорбях. 263-270 с.

Комментарии для сайта Cackle