Богословско-полемические сочинения (Opuscula Theologica et Polemica)

Источник

Содержание

От составителя

Г. И. Беневич. Богословско-полемические сочинения прп. Максима Исповедника и его полемика против моноэнергизма и монофелитства 1. О настоящем издании 2. Opusc. 1 и проблема соединения Трудностей к Фоме и Трудностей к Иоанну 3. Предыстория моноэнергистской унии Кира 4. Моноэнергистская уния и реакция на нее св. Софрония 5. Псифос 6. Письмо 19 7. Патриаршество свт. Софрония, вопрос о «Кипрском соборе» – альтернативная история 8. «Богомужеское действие» в Трудностях к Фоме в контексте полемики с моноэнергизмом 9. Предыстория монофелитства и полемики с ним 10. Особенности Экфесиса 11. После Экфесиса 12. Богословско-полемические сочинения 640–643 гг. – порядок написания и главные темы 13. О толковании унитарных формул в opusc. 7, 8 и 20 14. Толкование Гефсиманского моления и проблема относительного усвоения 15. Новое в позиции прп. Максима после 643 г. – мнения и гипотезы 16. Opusc. 16 и вопрос о природной и гномической воле 17. Отказ прп. Максима от γνώμη и προαίρεσις во Христе. Философско-богословские аспекты 18. Альянс с Римом. Диспут с Пирром: историческая реальность и текст 19. На пути к Латерану. Исторические события и сочинения прп. Максима 645–648 гг. 20. Opusc. 11 и статус Латеранского собора 21. Вместо заключения. Проблемное поле в современных обсуждениях Богословско-полемических сочинений Богословско-полемические сочинения Opusc. 1 Марину, преподобнейшему пресвитеру Opusc. 2 Его же [послание] к тому же Марину Opusc. 3 Его же. Из того же сочинения. Глава 51. О том, что отцы, говоря о двух волях во Христе, имели в виду природные законы, а не намерения. Opusc. 4 Его же. Георгию, святейшему пресвитеру и игумену, спросившему посредством письма о Христовом таинстве Opusc. 5 Его же Opusc. 6 О словах: «Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия!» [Мф.26:39] Opusc. 7 Его же. [69B] Догматический томос, отправленный на Кипр диакону Марину Opusc. 8 Копия письма, написанного во святых Максимом святейшему епископу господину Никандру, о двух энергиях во Христе Opusc. 9 Святым отцам, игуменам и монашествующим, и всем православным, живущим на сем христолюбивом острове сицилийцев, смиренный и грешный Максим, недостойный раб. Opusc. 10 Святого Максима. Копия письма господину Марину, пресвитеру Кипра Opusc. 11 Его же. Из послания, написанного в Риме Opusc. 12 Из письма того же святого Максима, написанного к славному Петру, где он упоминает Пирра, святого Софрония, епископа Иерусалимского, и папу Гонория, а затем чуть позже продолжает: Opusc. 13 Святого Максима. О двух природах Христа Opusc. 14 Максима Исповедника. Различные определения Opusc. 15 Святого Максима. Духовный и догматический томос, доказывающий, что Экфесис василевса Ираклия, воспринятый как нововведение по наущению Сергия, предстоятеля Константинопольского, не согласуется с божественным Писанием и отцами, а согласуется с безбожными еретиками, [156A] воображающими в таинстве Христа Бога нашего одновременно и слияние, и разделение. [Послание] написано из Рима святейшему епископу Стефану Дорскому, подданному святому и апостольскому престолу святого града Христа Бога нашего. Opusc. 16 Великого Максима Исповедника. О двух волях единого Христа, Бога нашего Opusc. 17 Его же. О терминах, [означающих] разграничение (διαστολῶν) Opusc. 18 Термины, [означающие] единство (ἑνώσεων) Opusc. 19 Первая апория диакона Феодора, византийского ритора и синодикария архиепископа константинопольского Павла Opusc. 20 Догматический томос к пресвитеру Марину Opusc. 21 Его же. О качестве (ποιότητος), особенности (ἰδιότητος) и различии (διαφορᾶς) Феодору, диакону в Мазарии [Сицилия] Opusc. 22 Еще [одно творение] божественного Максима Opusc. 23 Того же Максима. Главы о сущности и природе, ипостаси и лице Opusc. 24 Блаженного Максима. О том, что невозможно говорить об одной воле у Христа Opusc. 25 Его же. Десять глав о двух волях Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Обращено к православным Opusc. 26 [276A] Из вопросов, заданных ему монахом Феодором Opusc. 27 Различные определения святых и богоносных отцов наших, о двух энергиях Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа Opusc. 3A–C Его же [прп. Максима] об особенностях двух природ Христа глава 58 Приложение Г.И. Беневич. Прп. Максим Исповедник в России От Древней Руси и до начала ХХ века С.Л. Епифанович и М.Д. Муретов Новоселов, Булгаков, Флоровский и Лосский Прп. Максим в современной России Сравнительная таблица вариантов переводов основных терминов в описании волевого акта у прп. Максима и ряда других авторов Хронологическая таблица истории монофелитских споров Библиография и список сокращений I. Сочинения прп. Максима: источники и переводы II. Деяния Соборов и сочинения других древних авторов: источники и переводы, материалы конференций по прп. Максиму III. Исследования Summary  

 
От составителя

Предваряя публикацию аннотированного перевода Богословско-полемических сочинений прп. Максима Исповедника, хотелось бы поблагодарить всех, кто участвовал в работе над этим изданием, и прежде всего Д. А. Черноглазова и А. М. Шуфрина за труд над переводом сочинений одного из самых сложных для понимания святых отцов, а также З. А. Барзах, предоставившую свой опубликованный перевод. Кроме того, хотелось бы особо поблагодарить А. М. Шуфрина за обсуждение сложных проблем в толковании мысли прп. Максима. Его вклад в разрешение этих проблем трудно переоценить.

Хотелось бы выразить благодарность ученым, переписка с которыми помогла написанию данной работы: Кристьяну Будиньону, Филиппу Буту, Жан-Клоду Ларше, В. М. Лурье, Ричарду Прайсу и Мареку Янковяку, а также тем, кто так или иначе способствовал ее появлению: В. В. Аверьянову, иерею Александру Коблову, Ф. Г. Беневичу, Д. С. Бирюкову, Дэвиду Брэдшоу, Георгу Варватсулиасу, иеромонахам Кириллу и Мефодию (Зинковским), Миконе Кнежевичу, К. А. Кузнецову, Г. Н. Начинкину, Бронвен Нейл, Б. В. Останину, Е. З. Панченко, В. В. Петрову, Д. А. Поспелову, А. М. Преображенскому, Р. Б. Рудницкому, Джереми Уоллесу, Т. А. Щукину и А. В. Ярцеву.

Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что Богословско-полемические сочинения прп. Максима – одно из самых сложных произведений святоотеческой письменности, чрезвычайно важное для понимания его христологического учения и учения Церкви в целом. Осмысление этих сочинений, как и всей полемики с монофелитством и моноэнергизмом, далеко от завершения. Хотелось бы не только предоставить перевод этих сочинений прп. Максима читателю, но и познакомить его во вступительной статье и комментариях с различными их толкованиями и разными подходами ко всей полемике, ее истории и сути. Некоторые из обсуждающихся в книге гипотез и толкований взяты из готовящихся к печати работ и переписки со специалистами по прп. Максиму и истории догматических споров. Вникнув в эту проблематику, читатель сможет стать свидетелем живого процесса осмысления наследия прп. Максима Исповедника – процесса, в котором работавшие над книгой отнюдь не собираются ставить точку.

Г.И. Беневич

Санкт-Петербург, 2013 г.


Источник: Богословско-полемические сочинения (Opuscula Theologica et Polemica) / Прп. Максим Исповедник ; Пер. с древнегреч. Д.А. Черноглазова и А.М. Шуфрина. – Святая гора Афон ; Санкт-Петербург: Изд. РХГА, 2014. – 808 с. (Византийская философия. Т. 15).

Комментарии для сайта Cackle