Источник

Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский (Бровкович Александр Иванович)

Родился 20 ноября 1826 года в семье священника Могилевской епархии.

Первоначально учился в Могилевском духовном училище, затем в Могилевской духовной семинарии и состоял певчим архиерейского хора.

В 1842 году, как один из лучших воспитанников духовной семинарии, вызван в образцовую Санкт-Петербургскую духовную семинарию.

В 1847 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.

16 сентября 1850 года пострижен в монашество; 26 сентября рукоположен во иеродиакона; 30 июня 1851 года – во иеромонаха и в том же году 29 сентября назначен бакалавром духовной семинарии.

8 декабря 1852 года получил звание магистра.

С 25 апреля 1856 года – ректор Рижской духовной семинарии, а 29 апреля того же года возведен в сан архимандрита.

С 1 декабря 1857 года (по другим источникам, с 1858 года) – ректор Саратовской духовной семинарии и настоятель Саратовского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1864 году вызван на чреду служения в Санкт-Петербург.

С 5 ноября 1865 – ректор Полоцкой духовной семинарии.

С 29 июля 1868 года – ректор Казанской духовной академии.

10 октября 1869 года Святейшим Синодом ему присуждена ученая степень доктора богословия.

4 июля 1871 года хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии. Хиротонию совершали в Александро-Невской лавре преосвященные Исидор (Никольский, † 1892), митрополит Новгородский; Никандр (Покровский, † 1893), епископ Тульский; и Павел (Лебедев, † 1892), епископ Кишиневский.

25 декабря 1876 года назначен на самостоятельную Уфимскую кафедру.

С 12 декабря 1883 года – епископ Херсонский и Одесский.

20 марта 1886 года возведен в сан архиепископа; в сентябре избран почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1887 году вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде.

Скончался 27 декабря 1890 года. Погребен в Одесском кафедральном соборе.

Святитель Никанор – мужественный воин Христов, до последних дней своих твердо стоявший на страже веры и Церкви.

Он от природы был наделен богатыми дарованиями, которые в сочетании с многосторонней образованностью выдвинули его в ряд выдающихся церковных и общественных деятелей того времени. Это был глубокий мыслитель, многосведущий ученый, искусный проповедник, церковный композитор, ревностный участник в делах Церкви и государства.

Он отличался изумительным трудолюбием, с детства и до конца дней вся жизнь его была наполнена непрестанным трудом. Он вел большую литературную деятельность, которую начал уже в стенах Санкт-Петербургской духовной семинарии. Его произведения отражали различные стороны церковной и государственной жизни. Будучи человеком горячим, резким, он без всякой пощады громил отступников и нечестивцев, ревностно восставал против врагов спасения. Пылавший огнем любви, ревностный архипастырь не мог выжидать, когда видел или даже предвидел в чем-либо противление благу и истине, и со всем пылом праведного гнева начинал борьбу, несмотря на то, что его живое и иногда столь резкое и даже жесткое слово могло произвести смущение, расстроить праздничное настроение, вызвать колкие суждения и даже большие неприятности. Часто голос его оставался одиноким. Он не только не находил поддержки, но и испытывал неприятности по службе. Все это болезненно отзывалось в его сердце и надламывало его здоровье. На многих же благодетельно влиял самый огонь одушевления, с которым мужественный архипастырь возвещал истину. Этот неустанный борец за истину не слагал оружия до последних дней своей жизни. Архиепископ Никанор считал живое слово пастыря-проповедника и приходскую школу лучшим средством в борьбе с разного рода сектантством. Настойчиво требовал он открытия при церквах небольших школ для девочек, справедливо полагая, что только грамотная и в церковном духе воспитанная мать внесет и поддержит в семье искреннее благочестие и православную церковность. Причем высказывал мысль, что помочь школе средствами должна Церковь. Характеризуя духовно-нравственный облик святителя, можно сказать, что его жизнь с ранней юности была посвящена Богу и Церкви. Он сохранил свою жизнь в такой духовной чистоте, что даже самые злые враги, которых немало было у святителя, не могли усмотреть в ней какой-либо тени и злая клевета не прикасалась к ней. С удивительной ясностью, как чистый кристалл, он был открыт всем и каждому. Он был необыкновенно искренним, доступным, любезным в обращении, предупредительным и внимательным к нуждам и положению каждого, всегда готовым на помощь и защиту требующим его помощи.

Преосвященный Никанор состоял почетным членом Академии наук и многих ученых и благотворительных обществ.

Это был воистину «светильник горя и светя».

Кончина святителя была мирной. Вот что известно об этом из строк одного частного письма: «Кончина приснопамятного иерарха была самая благоустроенная и благоуготованная. Собственно, только около одних суток длились тяжкие приступы болезни, так что он уже не вставал с ложа и мало на это обращал внимания и уже не говорил, но, по-видимому, сознания не терял. Кроме болезненных воздыханий с легкими стонами и по временам слабых движений кистями рук перед исходом его ничего не было. И так затих с благообразным лицом и всем телом правильно простертым. За несколько дней до кончины владыка, между прочим, высказывал, что он так далеко ушел по пути умирания, что не желал бы возвратиться к здоровью и жизни».

Святитель Никанор оставил после себя духовное завещание, текст которого гласит: «Я, нижеподписавшийся Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский, сим завещеваю мою предсмертную волю:

1) Наследниками моего имущества, по смерти моей, учиняю детей единственного моего брата родного, ныне судебного следователя в городе Ростове-на-Дону, Ильи Ивановича Бровковича, именно: дочь Ольгу, сына Александра, дочь Лидию и сына Сергея, которые уполномачиваются разделить, по смерти моей, мое имущество поровну, чтобы каждому из них досталась одна четвертая часть.

2) Принадлежащие мне священные сосуды: потир с прибором и малое

Евангелие, четыре мои митры – красную, две белых и черную, аналойные пелены, серебряную ладоницу и употребляемый теперь в крестовой церкви шитый от руки по воле жертвовательницы ковер – завещеваю в Крестовую церковь Одесского архиерейского дома.

3) Одесскому кафедральному собору завещеваю четыре мои мантии: голубую, красную, медного цвета и черную, также всю принадлежащую мне ризницу, саккосы с прибором, покровы для священных сосудов, орлецы, употребляемые в церкви полотенца, серебряную ладоницу, такой же китайский кубок для запивки, шитый от руки по воле жертвовательницы, употребляемый в соборе ковер, находящийся ныне в Санкт-Петербурге, как и вся ризница и вся собственно мне принадлежащая утварь церковная, кресло для горняго места, а также все мои кресты наперсные, панагии и орденские знаки.

4) Новоустроенный мною большой кипарисный крест должен быть поставлен в кафедральном соборе над моею могилою на указанном мною месте. Во всяком случае, должен быть поставлен над моею могилою, где бы ни судил Бог быть ей.

5) Одесскому архиерейскому дому жертвую мой живописный портрет, который теперь висит в зале.

6) Одесской духовной семинарии отказываю принадлежащий мне живописный портрет Константина Петровича Победоносцева, лучшего из обер-прокуроров Святейшего Синода и моего благодетеля, а также лучшую из моих фотографий на память. Ей же отказываю все мои дипломы, царские грамоты и т. п. в рамках на хранение в библиотеке. Еще жертвую также живописные в рамах портреты митрополитов Московских Филарета и Макария, на память о сих великих мужах.

7) Принадлежащие мне живописные портреты (находящиеся ныне в Санкт-Петербурге) митрополитов Санкт-Петербургских Никанора и Исидора жертвую в библиотеку Санкт-Петербургской духовной семинарии с золочеными рамами.

8) Казанской духовной академии завещаю (живописные, в дубовых рамах) портреты архиепископа Казанского Антония и бывшего ректора этой академии, впоследствии епископа Смоленского Иоанна.

9) В библиотеку Новороссийского университета жертвую живописный в золоченой раме портрет поэта Пушкина в зрелых летах.

10) Погребающим меня преосвященным архиереям отказываю архиерейские палки: 1) с золотым набалдашником с инициалами В. (1.), данную в благословение митрополитом Литовским Иосифом Семашкою митрополиту Киевскому Платону (во дни оны), а им данную в благословение мне (в Новочеркасске); 2) с серебряным золоченым набалдашником и голубком, дошедшую от митрополита Московского Филарета, и 3) с набалдашником костяным, дошедшую от архиепископа Херсонского Димитрия, с инициалами его имени; а также архиерейские четки: 1) большие из восточного хрусталя с промежуточными белесоватыми аметистами, завещанные мне по смерти епископом Саратовским Евфимием; 2) перламутровые с промежуточными аметистами и желтыми камнями, данные мне в благословение митрополитом Санкт-Петербургским Никанором; 3) яшмовые или сердоликовые (определить не умею) с промежуточными звездочками, с крестиками на цепочках, данные в благословение митрополитом Санкт-Петербургским Никанором Антонию, впоследствии архиепископу Казанскому, а от него мне; 4) такие же без звездочек, данные мне архиепископом Рижским Платоном, ныне митрополитом Киевским, и 5) красные сердоликовые, перешедшие от епископа Самарского Феофила к ныне Екатеринославскому епископу Серапиону, а им данные в благословение мне.

11) Мою трость черную, с набалдашником из восточного хрусталя, отказываю сроднику моему, священнику Михаилу Юркевичу.

12) Деньги, хранящиеся в билетах, номинально на сумму в две тысячи руб., завещаю специально на мои похороны.

13) Все остальное принадлежит вышеуказанным моим наследникам.

14) Обязанность моего душеприказчика прошу взять на себя отца ключаря протоиерея Гавриила Селецкого.

15) Все принадлежащие мне церковно-богослужебные книги завещеваю Крестовой церкви Одесского архиерейского дома.

У всех прошу прощения вольных и невольных моих прегрешений. Всем мой доземный поклон, прощение и благословение. Пишу и подписываю собственной рукой, в твердой памяти.

Смиренный Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский.

1888 г. августа 23. Одесса».

Труды:

Беседа о том, что ересеучение графа Л. Толстого разрушает самые основы не только православно-христианской веры, но и всякой религии. – Одесса, 1889.

Поучение о том, что ересеучение графа Л. Толстого разрушает основы общественного и государственного порядка. – Одесса, 1889.

Как хорошо умирают верующие в Господа Иисуса // Душеполезный собеседник. – М., 1907. – С. 348–349.

Общедоступное объяснение послания святого апостола Павла к римлянам. – 1891 (отзыв см. Церковный вестник. – СПб., 1891, № 51–52. – С. 814).

Поучения, беседы и речи: в 5 т. – Одесса, 1890–1891; 2-е изд. – 1900–1901.

Полное собрание творений: в 7 т. – 3-е изд. – М., 1898–1899.

Беседа о том, что не следует христианским проповедникам опровергать все лжеучения. – Одесса, 1889.

Беседа о христианском супружестве: Против графа Льва Толстого. – Одесса, 1894.

Церковь и государство: Против графа Толстого. – Одесса, 1890.

Об антихристе, о воскресении мертвых. – Одесса, 1904.

Из записок. Его апология по поводу жалоб на него уфимского белого духовенства. – М., 1909.

Приветственная речь в Елисаветградском соборе // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, № 36. – С. 973.

Поучение на храмовой день святого апостола Андрея Первозванного // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, № 31–32. – С. 870.

О долге духовного пастыря // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, № 43. – С. 1180.

Беседа на утрени Великия Субботы // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, № 19. – С. 515.

Братьям славянам // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, № 12. – С. 319.

Поучение в день празднования 50-летия воссоединения западно-русских униатов 8/IV-1889 в Вильне // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, № 24. – С. 671.

Беседа в церкви Новороссийского университета // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, № 38. – С. 1121.

Беседа в Лазареву Субботу // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, № 14. – С. 394.

Жены мироносицы, Христос Воскресе // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, № 15–16. – С. 427.

Беседа в день Благовещения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, № 17. – С. 449.

Послание по поводу распространения штунды и других видов сектантства // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, № 49. – С. 1367.

Поучение в день Рождества Христова // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, № 52. – С. 1523.

Происхождение и значение штунды в жизни русского народа // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1890, № 45. – С. 1508.

Смерть не страшна // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891, № 32. – С. 1068.

Поучение в день Рождества Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891, № 51. – С. 1831.

Слово о кресте в поучении ревнителям старого обряда. – СПб., 1893.

О перстосложении для крестного знамения и благословения в обличение неправды мнимых старообрядцев. – СПб., 1890 / Отзыв см.: Церковные ведомости. – СПб., 1891, № 7. – С. 112.

Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса. 1913.

О театральных зрелищах в Великий пост (поучения). – М., 1889.

О значении семинарского образования. – Одесса. 1891.

Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола: в 2 т. – СПб., 1861.

Разбор римского учения о видимом главенстве папы в Церкви на основании предания первых веков христианства до I Вселенского Собора. – СПб., 1856. Казань, 1871 / См. отзыв: Церковный вестник. – СПб., 1891, № 7. – С. 112.

Биографические материалы. – Одесса, 1900. – Т. 1.

Позитивная философия и сверхчувственное бытие (критика на критику чистого разума Канта): в 3 т. – СПб., 1875. – 1888.

Ночь страстей и воскресения Христовых // Русский паломник. – 1895. № 13. – С. 194–198.

Беседа: «Есть ли что еретическое в латинской церкви?» // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1888, № 34, 35, 37, 38.

Поучение при освящении здания общежития для учеников Одесской духовной семинарии // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1890, № 41. – С. 1363.

Поучение к воспитанникам учительской семинарии // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891, № 12. – С. 369.

Слово в день Святой Пасхи // Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1891. № 16–17. – С. 511.

Беседа в неделю блудного сына при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина) по истечению пятидесятилетия по смерти его. – М., 1889.

Последнее слово архипастыря к пастве 25 декабря 1890 г. // Церковные ведомости. – СПб., 1891. № 1. – С. 12.

Тысячелетний юбилей святого Мефодия первоучителя Славенского 6/IV-1885 г. // Православное обозрение. – М., 1885. июль. – С. 383.

Беседа в день перенесения мощей святого князя Александра Невского в 100-летний юбилей г. Николаева // Православное обозрение. – М., 1890. сентябрь. – С. 3.

Беседа в защиту Библии.

Беседа в день празднования 100-летия завоевания г. Одессы (Хаджибея) // Православное обозрение. – М., 1889. сентябрь. – С. 115, 162.

Слово в день мытаря и фарисея // Православное обозрение. – М., 1884. февраль. – С. 324.

Воззвание к херсонской пастве // Православное обозрение. – М., 1886, январь. – С. 18.

Речь по наречении во епископа Аксайского 30/VI-1871 г. // Православное обозрение. – М., 1871. июль. – С. 216.

Прощальная речь в Казанской духовной академии // Православный собеседник. – Казань. 1871, июнь. – С. 189.

Литература:

Красносельцев Н. Ф. Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский и его учено-литературная деятельность. – Одесса. 1893.

Зефиров Е. Мои воспоминания о преосвященном Никаноре за время его пребывания на Уфимской кафедре (1877–1884) // Странник. – СПб., 1893. август-декабрь.

Крылов А. Л. Памяти в Бозе почившего архиепископа Никанора. – Новочеркасск, 1893.

Крылов А. Л. Воспоминание о митрополите Платоне и викарии его епископе Аксайском Никаноре // Пастырский собеседник. – М., 1893. май-июль.

Зеленецкий А. К биографии преосвященного Никанора // Исторический вестник. – СПб., 1891. – Кн. 2–3; 1905. август.

Петровский С. В., протоиерей. Одесский Преображенский, ныне кафедральный собор. – Одесса. 1908. – С. 266–348.

Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870–1892). – Казань. 1892. – С. 10–16.

Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования. – Казань. 1891–1892.

Ибервег, Фридрих и Гейнце. Макс. История новой философии в сжатом очерке. – СПб., 1890.

Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 3, 4, 5, 6, 9.

Германов С. На Афон и святую Землю. – М., 1912, ч. 1. – С. 96.

Толстой М. В. Хранилище моей памяти: в 2 кн. – М., 1890–1893. См. также: Душеполезное чтение. – М., 1891. – Ч. 1. – С. 202–204.

Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904. – Т. 1. – С. 362.

Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 296–298.

Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 3 т. – М., 1941–1949. – Т. 1. – С. 93.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1016.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1400, 1416.

Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 424.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 3.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 424.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 867.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 474, 629.

Последние дни пребывания в г. Уфе преосвященного Никанора // Уфимские епархиальные ведомости. – 1884.

Памяти в Бозе почившего Никанора, архиепископа Херсонского / Изд. под ред. проф. Беляева. – Казань, 1891.

Слова, беседы и поучения преосвященного Макария (Троицкого. – Прим, ред.), епископа Оренбургского. – СПб., 1881. – С. 393, 394.

Труды Киевской духовной академии. – 1887, сентябрь. – С. 256; октябрь. – С. 317.

–»– 1888, февраль. – С. 262–263; март. – С. 493, 513; сентябрь. – С. 273.

–»– 1891, май. – С. 172; ноябрь. – С. 299.

Журнал Московской Патриархии. – М., 1959, № 4. – С. 61; № 11. – С. 39.

Странник. – СПб., 1891, № 1 (некролог).

Душеполезный собеседник. – М., 1907. – С. 348–349.

Херсонские епархиальные ведомости. – 1891, № 1–2.

Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1883, июнь. – С. 673.

–»– 1910, май. – С. 416, 420.

Самарские епархиальные ведомости. – 1874, № 18. – С. 431–432.

Московские церковные ведомости. – М., 1906, № 50. – С. 244–253.

Миссионерское обозрение. – СПб., 1899, январь. – С. 29.

Исторический вестник. – СПб., 1891, февраль. – С. 596.

–»– 1892, декабрь.

–»– 1893, июнь. – С. 3; сентябрь. – С. 766. 1895, февраль. – С. 650.

–»– 1904, август.

–»– 1915, август. – С. 635; ноябрь. – С. 668–669.

Православный собеседник. – Казань, 1870, ноябрь. – С. 1, 7.

–»– 1897, май, обл.; декабрь. – С. 708.

–»– 1898, май, обл.

–»– 1900, январь. – С. 19.

–»– 1905, январь. – С. 79.

–»– 1907, март. – С. 7, 488; октябрь. – С. 66.

–»– 1908, декабрь. – С. 743.

–»– 1909, май. – С. 368.

–»– 1910, январь. – С. 110.

Церковный вестник. – СПб., 1891, № 1. – С. 13–14; № 2. – С. 19; № 5. – С. 77; № 6. – С. 85; № 7. – С. 112; № 8. – С. 114; № 9. – С. 142; № 25. – С. 393; № 37. – С. 584; № 39. – С. 621; № 40. – С. 628.

Церковные ведомости. – СПб., 1888, № 1. – С. 8–16; № 23. – С. 155.

–»– 1891, № 1. – С. 9–10.

Прибавление к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, № 4. – С. 88–96; № 17. – С. 449–475; № 28. – С. 280.

–»– 1891, № 8. – С. 256–258; № 41. – С. 1427.

–»– 1893, № 33. – С. 1219.

–»– 1890, № 40. – С. 1659.

–»– 1897, № 8. – С. 299.

Христианское чтение. – СПб., 1861, июнь.

–»– 1871, № 7, июль. – С. 120–130.

–»– 1891, март. – С. 316.

Известия по Казанской епархии. – 1868, № 18. – С. 497.

–»– 1869, № 23. – С. 686.

–»– 1870, № 17. – С. 535–544.

–»– 1871, № 13. – С. 416; № 15. – С. 478.

–»– 1873, № 16. – С. 492.

–»– 1884, № 2. – С. 33.

–»– 1887, № 9. – С. 225; № 12. – С. 285.

–»– 1888, № 4. – С. 95.

–»– 1894, № 19. – С. 596.

–»– 1903, № 3. – С. 18.

–»– 1910, № 3. – С. 90–93.

Православное обозрение. – М., 1873, январь. – С. 66.

–»– 1877, май. – С. 109.

–»– 1881, январь-апрель. – С. 780–790.

–»– 1884, май. – С. 3–17; сентябрь-декабрь. – С. 326–343, 429–447.

–»– 1885, май-август. – С. 3–14, 383–391, 566–572; сентябрь-декабрь. – С. 3–13, 156–164, 209–218, 435–446.

–»– 1886, январь-апрель. – С. 641–659, 777–788.

–»– 1887, январь-апрель. – С. 9–21, 531–561, 633–640.

–»– 1889, сентябрь-декабрь. – С. 115–131, 162–173, 389–390, 409–412, 541–546.

–»– 1890, сентябрь-декабрь. – С. 3–46, 93–107.

Русский архив. – М., 1900. – Кн. 3, № 10. – С. 236–237.

–»– 1910. – Кн. 1. № 1. – С. 100, 107, 108; кн. 2, № 8. – С. 605; кн. 3. № 12. – С. 639.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 768; т. 2. – С. 1636, 2215, 2275.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 21 (кн. 41). – С. 63.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 72, 74, 75.

Красный Архив. – 1928. – Т. 26. – С. 165.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle