Источник

Амвросий (Ключарев Алексей Иосифович), архп.Харьковский и Ахтырский

Родился в 1820 году в семье протоиерея гор. Александрова Владимирской губернии.

Первоначальное образование получил в Вифанской духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1844 году со степенью кандидата богословия.

Время академического образования Алексея Ключарева было той порой в жизни Московской Духовной Академии, когда в особенности процветал в ней знаменитый профессор философии протоиерей Ф.А.Голубинский. По великим путям Промысла Божия Алексей Ключарев, а позднее о.Алексей, находился под ближайшим руководством таких святителей, какими были Филарет и Иннокентий Московские. В своих воспоминаниях о митрополите Филарете он подробно объясняет, в каких отношениях стоял он к этому великому святителю с самого начала своего священнического служения; как мудрый и милостивый Филарет и миловал его и «сторожил над ним», и как отечески воспитывал его к предстоящему высокому служению, которое было принято его питомцем уже по кончине великого святителя при его преемнике.

В отношении влияния на него святителя Иннокентия о.Алексей говорил, что «святитель силой своего духа и веры овладел моей душой и в одиннадцатый час моей жизни увлек меня на предстоящее делание в вертограде Христовом».

В следующем, 1845 году, Алексей Ключарев получил степень магистра богословия.

По окончании академического курса был назначен профессором философских наук в Вифанскую семинарию, где преподавал логику, психологию и латынь.

17 ноября 1848 года был рукоположен во священника к церкви Московского Рождественского девичьего монастыря, а в марте следующего года переведен в церковь Казанской Божией Матери у Калужских ворот. Благодаря своему всестороннему образованию, стройному истинно философскому направлению ума, молодой священник занял сразу выдающееся положение среди московского духовенства. «В лучших дворянских и купеческих домах тогдашней Москвы он пользовался редким уважением, как даровитый и глубокомысленный проповедник, как опытный духовник, законоучитель, советник, духовный наставник». Богослужение он совершал с истинной церковной сановитостью, ни одного из воскресных и праздничных дней не оставлял без проповеди и его церковь скоро стала сборным пунктом всех любителей церковного благолепия и красноречия. С самого начала его проповеди нашли себе место на страницах «Московских Ведомостей».

В 1860 году он стал издавать собственный журнал «Душеполезное Чтение», скоро приобретший себе широкую популярность среди духовного мира.

4.III.1864 возведен в сан протоиерея.

Со времени кончины митрополита Филарета, протоиерей Ключарев был уже большой силой в Москве. Не занимая ни одного начальнического места, он был чтим всеми за свои высокие таланты и заслуги. Преемник митрополита Филарета, митрополит Иннокентий сразу приблизил его к себе и во многом пользовался его советами и указаниями. Ценя по достоинству великие дарования протоиерея Ключарева, митрополит Иннокентий привлек его к ближайшему участию в своем миссионерском деле, и он был главным после владыки деятелем вновь учрежденного в Москве Православного Миссионерского Общества. Святитель Иннокентий пожелал, наконец, иметь его не только на деле, но и по имени своим ближайшим помощником, и он убедил прот. Ключарева (к тому времени уже вдового) принять иночество и высшее церковное служение в сане епископа.

7·ΧΙ.1877 о.Алексий был пострижен в монашество с именем Амвросия и 8.XI. возведен в сан архимандрита.

15 января 1878 года был хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской митрополии.

В апреле того же года перемещен викарием Дмитровским.

22.IX. 1882 назначен епископом Харьковским и Ахтырским, где оставался до самой своей кончины.

Был почетным членом Киевской и Казанской Духовных Академий. При переходе своем из Москвы в Харьков архипастырь обратился к народу с прощальным заветом: «когда услышите обо мне, что угасла жизнь моя, вспомните обо мне с любовью».

Одним из сильных и воспитательных средств для жизни и деятельности епископа Амвросия, коренного москвича и по воспитанию и по долгому пребыванию в самом сердце России, явилось служение его в Харькове – в самом центре некогда столь противной духу Москвы – Украины. Это служение на первых порах представляло ему великие трудности и тяжкие, едва преоборимые испытания. Сколько затруднений и огорчений пришлось ему потерпеть при попытке ввести на Украине однообразное пение по образцу русских церквей. Но, возложив руки на плуг, он не озирался назад и не только не искал других мест и назначений, но отклонял их, а в трудностях служения видел лишь большее побуждение к духовному бодрствованию и совершению архипастырского подвига, пока, наконец, Господь не дал ему сил и возможности все победить любовью.

20.III.1886 возведен в сан архиепископа.

В Харькове он обращался к духовенству с посланиями об усилении церковного проповедничества, ввел единообразный церковный напев по всей епархии при посредничестве устроенной особой бесплатной школы при архиерейском хоре для псаломщиков. Восстановил два монастыря и открыл 62 прихода. Вновь открыл Казанский Высокочиновский мужской монастырь и Богодуховский Свято-Троицкий женский. Учредил крестные хода с чудотворными иконами. Епархиальные местные ведомости архиепископом Амвросием с 1884 года преобразованы в богословско-философский двух­недельный журнал «Вера и Разум» с приложением «Листка для Харьковской епархии».

Исключительную заботу владыка проявлял о духовно-учебных заведениях и церковно-приходских школах. Им также было благоустроено призрение инвалидов духовенства и сирот. Был учрежден миссионерский совет для борьбы с сектантством. Во все время своего пастырского и архипастырского служения архиепископ Амвросий был снедаем ревностью о славе Бога Спасителя и Церкви – истинной православной, которой вверил Господь совершение нашего спасения. В последние дни своей пастырско-подвижнической жизни Преосвященный Амвросий в особенности страдал скорбью Церкви и недоброжелателях ее и с особенной пламенной ревностью обличал лжеучителей сектантов и развратителей современного ему поколения, усиленно желая, ввиду близкой кончины, высказать все, чем томилась его душа, являя необыкновенную силу духа в готовом к разрушению теле.

6 мая 1898 года архиепископ Амвросий награжден бриллиан­товым крестом для ношения на клобуке.

3 сентября 1901 года Преосвященный Амвросий скончался на архиерейской даче близ г.Харькова на 83-м году от рождения, после кратковременной тяжелой болезни.

Проповеди Высокопреосвященного Амвросия в период его приходской деятельности печатались в московских периодических изданиях. За время архиерейства издано два сборника: «Проповеди Амвросия, епископа Дмитровского, вик. Московского, за последние годы служения его в Москве.» (1873–1882 гг.) М.1883 г. и «Проповеди Преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, произнесенные во время служения его в Харьковской епархии (1882–1894 гг.)» г.Харьков, 1895 год.

О характере проповедей можно привести следующий наиболее характерный отзыв: «Проповеди Преосвященного Амвросия уже и ныне стали классическими в собственном смысле, как образцы церковного ораторского искусства. Трудно в кратких словах верно очертить характер проповеднической деятельности Преосвященного Амвросия. Кроме живого картинного, увлекательного изложения, стройности и цельности плана, строго логической последовательности мыслей, особенностью проповедей Преосвящ. Амвросия необходимо признать выбор темы и способ ее раскрытия. Знаменитый проповедник всегда останавливает свое внимание на вопросах жизни, волнующих и интересующих всех, и ни для кого не чуждых. Он говорил: О назначении и истинном достоинстве женщины; О нравственных средствах сохранения жизни; О начальных приемах христианского воспитания; О свободе совести и ее правах; О нравственных плодах посещения храмов; О значении для врача христианских убеждений; О степенях любви христианской; Об истинном значении войны; О неравенстве состояний; О союзе Государства с Церковью; О внутреннем опыте; О чувстве собственного достоинства; О любви; Об особенных нравственных свойствах детей; О молитве за отечество; О верности в малом; О средствах к возвращению утраченной веры; Об удовольствиях; О семейном счастье; Об общественном мнении; О самоизвинении; О наших обязанностях в отношении к потомству; О повиновении властям; О том, что исправление общественной нравственности каждый должен начинать с самого себя и т.п. Каждая проповедь представляет прекрасно разработанный трактат на определенную, почти всегда злободневную тему, и могла бы явиться в издании совершенно самостоятельным сочинением».·

Кроме проповедей, на которых создавалась известность и слава архиепископа Амвросия, известна еще его книга, посвященная характеру и качествам церковной проповеди: «Живое Слово». Харьков, 1892 год.

Архиепископ Амвросий страстно боролся против ложного направления науки и против ложно понятой свободы совести, свободы печати, женского образования и т.п.

ТРУДЫ:

«Проповеди Амвросия, еп.Дмитровского, вик.Московского за последние годы служения его в Москве».

(1873–1882 гг.) Москва, 1883.

«Проповеди Преосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского, произнесенные во время служения его в Харьковской епархии (1882–1894 гг.). Харьков, 1895·

«Полное собрание проповедей с приложениями». Т.1–5·

Харьков, Изд.Совета Харьковского епарх.жен.уч.

1902–1903 гг. «Рус.Паломн.» 1904, № 15, стр.261 (пер.). Библиография.

Список проповедей, вышедших отдельным изданием,

см.Венгеров. Крат.биограф, сл.т.I, стр.481–482.

Два публичных чтения о свободе печати с точки зрения Православной Церкви. (В зале Городской думы 17–18 марта 1882 г.) Москва, 1882.

Приветственная речь в Харьковской университетской церкви.

«Приб. к «ЦВ» 1888, № 44, стр.1204.

Речь, произнесенная 2-го октября в Харьковской Благовещенской церкви.

«Приб. к «ЦВ» 1888, № 44, стр.1205·

Слово на Новый год. «Об отношении христиан к сему веку».

«Приб. к «ЦВ» 1889, № 2, стр.21.

Слово о христианском единомыслии.

«Приб.к «ЦВ» 1888, № 10, стр.252.

Слово об опасностях для современных христиан со стороны философии.

«Приб.к «ЦВ» 1888, № 36, стр.973.

Слово по освящении храма при Сумском духовном училище 8 сентября.

«Приб. к «ЦВ» 1888, № 39, стр.1063.

Пастырское увещание православным христианам Харьковской епархии. «Добродетель храмоздания».

«Приб. к «ЦВ» 1889, № 27, стр.779.

Речь при освящении Спасова скита.

«Приб. к «ЦВ» 1889, № 35, стр.1029.

Слово в Спасовом Святогорском скиту 17 октября «О знамении времени»·

«Приб. к «ЦВ» 1889, № 44, стр.1311.

Слово на Новый год о прекращении торговли по праздникам.

«Приб. к «ЦВ» 1890, № 3, стр.69.

Слово о христианском прогрессе.

«Приб. к «ЦВ» 1890, № 36, стр.1187.

Слово в Спасовом скиту 17.X.1890 о благодарности к Богу.

«Приб. к «ЦВ» 1890, № 44, стр.1475·

Ответ на письмо профессора Университета св.Владимира М.Тихомирова.

«Приб. к «ЦВ» 1891, № II, стр.329·

Слово в день Усекновения главы св.Иоанна Крестителя.

«О стыде и стыдливости».

«Приб. к «ЦВ» 1891, № 37, стр.1241.

Речь о причинах отчуждения от Церкви нашего образованного общества.

«Церк.Вестн.» 1891, № 10, стр.45·

№ 28, стр.446.

№ 34, стр.531.

Воззвание к Харьковской пастве.

«Приб. к «ЦВ» 1891, № 38, стр.1283.

Слово, произнесенное в Спасовом скиту 17.X.1891 г.

«О христианском уединении».

«Приб. к «ЦВ» 1891, № 44, стр.1527·

Слово на Новый год – о двоедушии в деле веры.

«Приб. к «ЦВ» 1897, № I, стр.2.

«О религиозном сектантстве в нашем образованном обществе». СПБ, 1891.

«О причинах отчуждения от церкви нашего образованного общества» ·

СПБ, 1891.

Речь. «О делателях на жатве Божией».

Харьков, Москва, 1901.

«О воспитании детей у русского купечества».

Харьков, 1902.

«Об обязанности каждого православного христианина поучаться в слове Божием».

Харьков, 1902.

«Вразумление свыше».

Харьков, 1902.

«Вера жены хананеянки».

Харьков, 1902.

«Замечательные случаи при исповеди и приобщении больных». Харьков, 1902.

«Евангельское повествование об исцелении Господом слепорожденного». ·

Харьков, 1902.

«Евангельское повествование об исцелении Господом десяти прокаженных»·

Харьков, 1902.

«Евангельское повествование об исцелении Господом жены кровоточивой»·

Харьков, 1902.

Книга «Живое Слово», посвященная характеристике церковной проповеди и импровизации.

Харьков I изд.1882.

Харьков 2 изд.1892.

Наставление детям, учащимся в сельских школах о кротости и жалостливом обращении с животными. 1903 год.

«Преосвящ.Тихон, епископ Воронежский». М. 1844.

«Сила привычки к вину».

«Христианский обычай начинать каждое дело молитвой о благословении Божием».

Харьков, 1902.

Речь воспитанникам Московской духовной семинарии 8 ноября 1878 года после годичного акта Московской семинарии.

«Изв.Казан.епарх.» 1878, № 24, стр.683–688.

Речь при выпуске воспитанниц Московского Николаевского института.

«Изв.Казан.епарх.» 1880, № 15, стр.409–416.

Речь при открытии общества любителей церковного пения. «Правосл.обозр.» 1881, май-авг., стр.547–551·

Слово, произнесенное 26 февраля в Московском большом Успенском соборе по случаю заключения мира с оттоманскою портой»·

«Правосл.Обозр.» 1878, стр.442–448.

Речь, произнесенная в Московском Архангельском соборе на панихиде в 9-й день по кончине госуд.Александра Никол.

«Правосл. Обозр» 1881, янв.-апр.стр.636–639.

«Изв.Казан.епарх.» 1881, № 9, стр.229–232.

Отзывы о нем и его проповедях:

Отзывы о нескольких проповедях в «Листке Духовной библиографии». 1873, № 6, стр.81–88.

«Домашние беседы». 1873, № 26, стр.856.

«Русский проповедник». 1871· СПБ, стр.326–328.

Отзыв Экзарха Грузии архиепископа Иннокентия (Беляева), б.Сумского, вик.Харьковской епархии, написанный в виде статьи.

«Приб. к «ЦВ» 1901, № 40, стр.1439–1445·

Литература:

«Церк.Вед.» 1897, №I, стр.2.

«Приб. К «ЦВ»1888, №10,стр.252.

-«- 1888, №21,стр.551.

-»- 1898, №47,стр.1785–1791.

-«- 1901, №36,стр.1283–1286.

-»- 1901, №40,стр.1439.

«Прав.Собес.» 1897, декаб.,стр.4.

-«- 1901, декаб.,стр.8.

-»- 1907, март,стр.9.

-«- 1899, янв.,стр.4.

«Истор.Вестн.» 1889, авг.,стр.369.

-»- 1890, окт.,стр.202.

«Церк.Вестн.» 1891, №8,стр.113.

-«- 1891, №16,стр.252.

-»- 1891, №30,стр.469.

-«- 1891, №39,стр.627.

-»- 1895, №34,стр.1094–1095

-«- 1895, №40,стр.1277.

-»- 1895, №47,стр.1507.

«Изв.Каз.еп.» 1878, №2,стр.34.

-«- 1882, №20,стр.529.

-»- 1889, №23,стр.651–652.

-«- 1899, №8,стр.336.

«Христ.чтен.» 1902,март,стр.351–354.

«Прав.Обозр.» 1878,сент.-дек.,стр.672–674,682–684,863–865.

-»- 1880, сент.-дек.,стр.690.

«Мисс обозр.» 1898, июль-авг.,стр. 1661.

-«- 1901,ноябрь,стр. 481.

«Душеполезн.Чтение» 1898, 1899.

«Slovo pri pogrebenii Vysokopreosv. Innokentija, Mitr. Moskovskogo i Kolomenskogo, in: ZMP 1979,3,30–33.

Литература:

Труды К.Д.A. 1891, сент., декаб., стр.300.

Юбилейный сборник М. 1914, стр.81, 82, 98, 104, 187, 196, 197, 644.

«ЖМП» 1945, № 9, стр.74·.

«Рус.Архив» 1910,кн.I-я, №I,стр.100, 103, 96–97.·

-»- 1912, кн.I-я,стр.129.

-"- 1916, кн.I-я,№I,стр.165.

Венгеров, Критико-биограф.словарь т.I.стр.481–485.·

Багрецов Л. Несколько слов по поводу двух характерных писем, присланных Преосвящ.Амвросию, архп. Харьковскому.

Харьков, 1901, Тузов 23.

Багрецов Л. «Памяти в Бозе почившего Высокопреосвящен.Амвросия, архп.Харьковского».

Москва, 1901, Тузов 23.

Буткевич Т.И. «Высокопреосвященный Амвросий, архп.Харьковский». Библиограф.очерк (с двенадцатью фотографическими снимками и факсимиле).

Харьков, 1902, Тузов 40.

Буткевич Т. Странные суждения Р.И.Сментковского, высказанные по поводу речи Преосвященного Амвросия «О практической борьбе христиан с современными заблуждениями и пороками». Харьков, 1901, Тузов 40.

«Венок на могилу в Бозе почившего Амвросия, архиепископа Харьковского». От редакции журнала «Вера и Разум».

Харьков, 1902, Тузов 55·

Виноградов В. «Последний из Могикан», эпохи великих реформ. (Памяти Высокопреосвященного Амвросия, архиепископа Харьковского).

Сергиев Посад, 1912, Тузов 47·

Ромашко Д. «Амвросий, как народный проповедник и ревнитель духовно-нравственного просвещения»·

Харьков, 1905·

«Русск.Паломн.» 1888, № 23, стр.267, 268, 270.

Митисов И. «Высокопреосвященный Амвросий, архиепископ Харьковский и Ахтырский».

«Прав.Собес.» 1901, октябрь, стр.508–530.

Митисов И. «Педагогические воззрения Высокопреосвященнейшего Амвросия, архиепископа Харьковского».

«Прав.Собес.» 1902, январь, стр.91–103.

Булгаков, стр.1405, 1406.

БЭС, т.I, стб.141.

БЭС, т.II, стб.1374, 2272.

БЭЛ, т.I, стб.594.

НЭС, т.II, стб.334, доп.т.I, стр.95.·

БЭЮ, т.I, стр.486.

«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1894 г., стр.22–23.

1901 г., стр.32–33.

«Списки архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 446, стр.65–66.

Ig. Georgij (Tertyšnikov), žizn’ i dejatel'nost’ Vysokopreosv. Amvrosija (Ključareva), archiepiskopa Char’kovskogo, in: ŽMP 1976,8,74–77.

Karl Christian Felmy, Predigt im orthodoxen Rußland, Göttingen 1972, bes. S. 99–169.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

Комментарии для сайта Cackle