Григорий (Лебедев), еп. Шлиссельбургский, вик. Ленинградской епархии.
Родился в семье священника. Уроженец г. Коломны. Двоюродный брат архиепископа Товии.
Первоначальное образование получил в Московской духовной семинарии.
Окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
До поступления в монашество много лет трудился на педагогическом поприще и в годы февральской и октябрьской революции занимал должность директора одной из московских женских гимназий.
По пострижении в монашество несколько лет прожил в числе братии Данилова монастыря г. Москвы.
19 ноября 1923 года хиротонисан во епископа Шлиссельбургского и Лодейнопольского, вик. Петроградской епархии.
В эти годы вместе с другими епископами – викариями Ленинградской епархии стойко боролся с обновленчеством.
В 1927 году, после опубликования декларации митр. Сергия и начала иосифлянского движения, как человек «политически предусмотрительный», держался двойственной политики: разделяя многие взгляды иосифлян, не присоединялся к ним открыто, но в угоду им не поминал митр. Сергия.
В январе 1928 года ему было предписано Синодом возносить за богослужением имя митр. Сергия. При этом его предупредили, что в случае невыполнения предписания, Синод будет иметь о нем особое суждение. Епископ Григорий не выполнил распоряжения и ушел на покой. Со своей стороны, митр. Иосиф продолжал считать его своим. Уже после официального отделения от митрополита Сергия он благословил епископа Григория продолжать служение в Александро – Невской Лавре в качестве его (митр. Иосифа) наместника.
В мае 1928 года он был назначен епископом Феодосиевским, вик. Таврической епархии, но к месту назначения не поехал, остался на покое.
В 1929 году он незаметно покинул Ленинград и устроился сторожем на птицеферме в Тверской области.
В период с 1925 по 1932 г. писал толкование на Евангелиста Ап. Марка.
Был оригинальным проповедником. Собирал свои проповеди в сборник. Имеются отпечатанные на пишущей машинке несколько проповедей. Название некоторых проповедей нам удалось уточнить. Например: «Пир веры», «О диаволе» и др.
Имел много почитателей.
День Ангела 17 ноября.
Дальнейших сведений о нем не имеем.
Литература:
ФПС I, № 184, стр.7.
ФПС III, стр.2.
ФАМ I, № 78, стр.7.
Архим. Иоанн (Снычев). «Церковные расколы», стр.281–286. Заметки и дополн. Е.М. № 61.
Regel’son 348, 452 , 591f.
Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte II, 207, 208.
Werke:
Evangel’skie obrazy (Dnevnik razmyšlenij nad Evangeliem. Blagovestie svjatogo evangelista Marka), in: Bogosl. trudy 16(1976)5–32; 17(1977)3–84.
Evangel’skie obrazy (Blagovestie sv. Ev. Luki), in: Bogosl. trudy 21(1980)170–180.
Gimn Voskreseniju Christovu, in: ŽMP 1981,5,35–36.
Slovo v den’ Svjatoj Pjatidesjatnicy, in: ŽMP 1981,6,38.