Источник

Борис (Плотников Владимир Владимирович), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии

Сын столоначальника Красноярского Духовного Правления.

Родился в 1855 году.

По окончании образования в Красноярском Духовном училище и в Томской Духовной Семинарии Преосвященный Борис в 1876 году прибыл на казенный счет в Казань для поступления в Казанскую Духовную Академию. Несмотря на слабое здоровье (страдал катаром легких) Владимир Владимирович блестяще выдержал конкурсные экзамены, был принят в Академию первым студентом и зачислен на церковно-практическое отделение. В течение студенческой жизни Плотников держал себя в стороне, редко принимал участие в интимных товарищеских беседах и прослыл за человека гордого и высокомерного. Но это была ошибка, т.к. на самом деле от природы он был человеком простым и добрым, но весьма сдержанным, застенчивым и неговорливым. Скоро обнаружилось, что Плотников обладал выдающимися умственными дарованиями, весьма основательной научной подготовкой и неутомимой жаждой знаний. Поступив в Академию с основательным знанием древних языков, Плотников в Академии основательно изучил английский язык и сверх того серьезно занялся изучением славянских наречий у известного лингвиста И.Бодуэн-Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета. Под его руководством Плотников изучил польский язык. С течением времени открылось, что языкознание не составляло специальной задачи ученых занятий, а приобреталось им лишь в качестве вспомогательного средства для богословских исследований.

Научно-литературные труды первоначально выражались в весьма дельных студенческих семестровых сочинениях. Так, еще на первом курсе он написал «Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера”, который был им напечатан в «Филологических записках» (1879 г., вып.II и IV); на втором курсе им было написано «Палеографико – глоттологическое исследование средне-болгарского Служебника 1532 года», напечатанное потом в тех же «Филологических записках».

На третьем курсе темой для кандидатского сочинения Плотников избрал: «Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию и греко-римской науке и литературе, от начала христианства до эпохи возрождения». Это сочинение не только доставило автору степень кандидата богословия, но и обратило на него внимание профессуры как на весьма талантливого юношу. Ему было предложено серьезно заняться словесностью и литературой и на четвертом курсе он избрал их своей специальностью вместе с Основным богословием. По окончании курса он представил в качестве ученой работы сочинение на тему: «Основные принципы научной истории литературы».

В 1880 году по окончании Академии со степенью кандидата богословия, Плотников должен был перейти на кафедру словесности и истории литературы и работать в сфере науки, наиболее сродной его натуре, но неожиданное обстоятельство совершенно изменило его положение и увлекло далеко от родной Академии. В июне 1880 года, вскоре по окончании выпускных экзаменов в Академии, в Казань приехал начальник Японской миссии Преосв. Николай Касаткин. Его беседа, раскрывшая блестящую перспективу миссионерской деятельности в отдаленной Японии, произвела на Плотникова столь сильное впечатление, что он, забыв об обещании, данном Академии, сразу дал свое согласие на поступление в миссию, в надежде найти там более широкое поприще для применения своих богатых сил и дарований. Но этому желанию не суждено было осуществиться, т.к. поступить в Японскую миссию можно было не иначе, как только с принятием монашества, тогда как Плотников не был готов к такой перемене своего звания и наотрез отказался. Потеряв и приват-доцентуру в Академии, он вынужден был принять назначение на должность преподавателя словесности с историей русской литературы и логики в Томской семинарии. Служба в Сибири была для него временем тяжких испытаний и лишений.

Широко талантливая натура молодого преподавателя не могла ограничиваться рамками семинарской программы, а неутомимая жажда знаний и ученых работ не находили себе удовлетворения при сравнительной бедности семинарских библиотек. Все это создавало мрачное настроение и притупляло дарование. После четырех лет работы в Томской Семинарии, в 1884 году Академия вспомнила о своем питомце и извлекла его из суровых дебрей Сибири. Совет Казанской Духовной Академии избрал его на вакантную кафедру метафизики, освободившуюся за смертью профессора.

Так как устав Академии обязывал исполняющих должность доцента в течение двух лет представить магистерские диссертации, то молодой метафизик энергично взялся за работу и через год представил в Совет Академии диссертацию на тему: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Период первый от начала христианства до Константина Великого».

Одновременно с этой диссертацией он представил новую работу: «Вопрос о классиках» (Взгляд на его историю, его современное состояние и значение).

Пока эти его сочинения находились на рассмотрении рецензента, он успел продолжить свой труд и довел историю христианского просвещения до конца царствования Юстиниана. Сочинение удостоено похвального отзыва со стороны рецензента, указавшего в числе многих других достоинств автора «замечательную ясность и широту его взгляда, уменье разбираться в самых сложных и трудных вопросах, способность к синтезу, обобщение разнообразных мнений и суждений, необыкновенную ясность и отчетливость изложения». Плотников был удостоен степени магистра богословия и утвержден в должности доцента Академии.

К этому же времени у Плотникова вставал вопрос о жизни. Холостая одинокая жизнь тяготила его, страшно мучила тоска и неудовлетворенность жизнью, и он ухватился за мысль о монашестве.

29 марта 1886 года состоялось пострижение его с именем Бориса. Вскоре затем он был рукоположен во иеродиакона и ко дню Св. Пасхи – во иеромонаха.

В октябре того же года он был назначен инспектором Московской Духовной Академии с возведением в сан архимандрита. Одновременно с инспекторством ему была предназначена кафедра «Введения в круг богословских наук”.

Теперь он должен был расстаться навсегда с родной Академией и идти по пути земного поприща, открывавшего ему постепенно различные должности.

В 1888 году архимандрит Борис был переведен на должность ректора Киевской духовной семинарии. Вместе с этим он сделался редактором издаваемого при семинарии журнала «Руководство для сельских пастырей» и председателем Комитета по изданию журнала «Воскресное Чтение» с повременными выпусками «Киевских листков» религиозно-нравственного содержания.

В конце 1888 года был назначен председателем Киевского Епархиального Училищного Совета, а в августе 1892 года – старшим цензором С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры и членом Учебного Комитета при Святейшем Синоде, но занимал эти должности до момента назначения на пост ректора С.-Петербургской Духовной Академии. Призванный на трудный и ответственный пост ректора столичной Академии, архимандрит Борис целью своей деятельности поставил содействовать возможно большему преуспеянию и процветанию Академии.

«Академия, говорил он, должна стать рассадником общественных деятелей, сильных убеждением в высоте и святости того дела, которому они будут служить, устойчивых в борьбе со злом, проникнутых любовью к людям, способных быть не только учителями, но и действительными духовными врачами народа, для которых жизнь была бы поприщем неустанного труда, посвященного не достижению собственного только благополучия, а, главным образом, благу Церкви, общества и народа».

Разные служебные неприятности и огорчения, а также сырой климат северной столицы вредно отразились на слабом здоровье архимандрита Бориса, и он вынужден был просить место настоятеля миссии в Константинополе. Согласно прошению, с декабря 1893 г. он был назначен на эту должность, где пробыл до 1899 г.

17 февраля 1899 года снова был назначен ректором столичной С.-Петербургской Духовной Академии, на которой и состоял уже в сане епископа до 20 января 1901 года.

Наречение архимандрита Бориса во епископа состоялось в храме С.-Петербургской Духовной Академии.

9 мая 1899 года в Исаакиевском кафедральном соборе, совершена была хиротония архим. Бориса во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии. Хиротонию совершали: митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний; архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност; архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий и др. архиереи.

В 1901 году был назначен председателем училищного Совета при Свят. Синоде и членом Синода.

В сентябре – почетный член С.-Петербургской Духовной Академии. 18 ноября 1901 года епископ Борис скончался от острых приступов астмы в Крыму. Погребен в Симферополе.

Это был выдающийся человек. Глубокий знаток слова Божия, умевший своим красноречием привлекать к себе слушателей. Он обладал феноменальной памятью, даром слова убеждения. По жизни был аскет и молитвенник. Он был, по выражению современников его, «украшением Церкви».

Труды:

О сравнительной мифологии Макса Мюллера. Изложение и критика новейшей лингвистической теории мифов.

Воронеж, 1880.

Среднеболгарский Служебник 1532 года Палеографико-глоттологическое исследование.

Воронеж, 1880.

Из церковно-общественной жизни в Сибири. Сборник статей.

Томск, 1884.

Вопрос о классиках. Взгляд на его историю, его современное состояние и значение. Введение в историю христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Казань, 1884.

История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Первый период – От начала христианства до Константина Великого.

Казань, 1885.

См. «Прав. Собес."1886, июнь.

Период второй – От торжества христианства при Константине Великом до окончательного падения греко-римского язычества

при Юстиниане (313–529 гг.).

Казань, 1890.

Период третий – Византийский – от Юстиниана до падения Константинополя (529–1459 гг.).

Опыт объяснения XIX главы книги Бытия с обращением особого внимания на апологетическое ее значение.

Москва, 1888.

О значении и пользе образования. Речь к учащимся.

Киев, 1888.

Космология или метафизическое учение о мире.

Выпуск первый. О пространстве времени.

Москва, 1888.

Выпуск второй. О движении материи и силе.

Харьков, 1889

Основные принципы научной теории литературы. Методологическое исследование.

Воронеж, 1888.

Задачи метафизики. Введение в курс метафизики.

Харьков, 1889

В каких отношениях особенно важно для пастырей Церкви обладать научным знанием богословия?

Киев, 1889

Общее введение в круг богословских наук.

Киев, 1890.

Об изучении церковной истории.

Киев, 1890.

К учащимся. О побуждениях к усердным занятиям науками, по учению слова Божия.

Беседа, Изд.2-е, СПБ, 1893.

Об изучении истории просвещения вообще и истории литературы в особенности.

Воронеж, 1890.

Главные черты арийской доисторической культуры по данным сравнительного языкознания.

Воронеж, 1890.

О невозможности чисто-физиологического объяснения душевной жизни человека. Апологетическое исследование.

Харьков, 1890.

«О начале мира». Апологетическое исследование.

Киев, 1891

Записки по Пастырскому богословию. Вып. I-IV.

Киев, 1892.

Речь, напечатанная в «Церк. Вести.» №46, 1892.

«О свете духовном». Прощальная и напутственная беседа окончившим курс студентам СПБ Духовной Академии.

Изд. СПБ, 1893.

В чем искать счастья в жизни. Изд.2-е, СПБ, 1893.

Очерки по истории просвещения в период Византийский

Вып.1, Киев, 1893.

К учащимся. «О значении и пользе образования”. Беседа.

Изд. 2-е, СПБ, 1893.

Слово, сказанное в церкви С.-Петербургского клинического военного госпиталя.

СПБ, 1899.

”Об употреблении времени”. Речь студентам СПБ Духовной Академии пред молебствием в начале учебного года.

СПБ, 1900.

Прощальная речь профессорам и студентам СПБ Дух. Акад., сказанная перед последним служением в Академической церкви ΙΙ.II.1901 года.

СПБ.

Записки по Пастырскому Богословию, сделаны по английскому сочинению Hoppins'a ”Pastoral Theology”.

Свои статьи епископ Борис помещал в разных духовных и светских журналах и периодических изданиях, как-то:

«Томские Епархиальные Ведомости”

«Филологические записки».

«Руководство для сельских пастырей».

«Вера и Разум”.

«Прибавление к творениям св. отцов”.

«Православное Обозрение».

«Чтения Общ. Любит.Дух.Просвещ.»

«Православный собеседник».

«Труды Киевской Духовной Академии» и др.

Отзыв проф.Ф.А.Курганова на книгу ректора Киевской Духовной Семинарии архимандрита Бориса: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности». Период второй.

«Прав. Собес.» 1912, ноябрь.

Литература:

«Церк. Ведом” 1899, №20, стр.183.

-«- 1901, №4, стр.21.

«Приб. к «ЦВ” 1899, №20, стр.786–789.

-»- 1901, №39, стр.1426–1430.

«Прав. Собес.”1897, декабрь, стр.22.

-«- 1899, январь, стр.26, отчет.

-»- 1900, февраль, стр.215.

-«- 1900, март, стр.28, отчет.

-»- 1901, ноябрь, стр.733–742.

«Церк. Вестн.”1892, №46.

-«- 1893, №50.

-»- 1891, №1, стр.11.

-«- 1899, №17.

-»- 1901, №7, и 8.

«Истор. Вестн.” 1890, сентябрь, стр.685.

«Мис. обозр.” 1901, март, стр.297.

«Изв. Каз. еп.” 1886, №18, стр.479.

«Христ. Чтение” 1900, март, стр.487, 497–498.

-«- 1901, апр.-июнь, 56, 97.

-»- 1902, март, стр.351–354.

«Красный Архив” 1930, т.40, стр.104–105.

Булгаков, стр.1412.

БЭС т.I, стб.390.

БЭС т.II, стб.1816.

БЭЛ т.II, стб.968–971.

Наречение и хиротония Преосвященного Бориса, епископа Ямбургского и первое архиерейское служение его преосвященства в Церкви СПБ Духовн.Академии.

СПБ, 1899

Бродович И. «Прощание ректора Киевской Духовной Академии, Преосвящ. Бориса, с Академией и духовенством в г. Киеве. Киев, 1902.

Венгеров С.А. Критич. – библиогр. словарь русских писателей и ученых. Т.V, стр.328–337.

Терновский. Историч. записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870–1892 гг.), стр.358–361.

Булашев Г.О. «Десятилетие учено-литературной деятельности епископа Бориса».

Киев, 1890, авг., стр.39.

(Оттиск из «Рук. для сельских пастырей» 1890 г.).

«Состав Свят.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк. Иерархии на 1901 г.» стр.212–213.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

Комментарии для сайта Cackle