Источник

Иоанникий (Руднев)

Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий.

Родился 20 февраля 1826 года в семье диакона Тульской губернии с. Вышнего Суворчего.

Обучался в Тульской духовной семинарии.

В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром.

11 октября 1849 года пострижен в монашество.

6 ноября 1849 года рукоположен в иеродиакона и

7 ноября 1849 года – во иеромонаха.

21 дек. 1854 г. возведён в сан архимандрита.

С 1856 г. – инспектор Киевской духовной академии.

С 6 окт. 1858 г. – ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а

в 1859 г. – ректор акад.

С 6 окт. 1860 г. – ректор СПб. духовной академии.

12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, вик. C-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора.

С 12 янв. 1864 г. – епископ Саратовский и Царицынский.

С 13 июля 1873 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский.

14 февраля 1877 г. возведён в сан архиепископа.

С 8 дек. 1877 г. – архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии.

С 1881 г. член Свят. Правит. Синода и почётный член Казанской духовной академии.

С 27 июня 1882 г. – митрополит Московский и Коломенский.

С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий.

С 31 января 1892 года почётный член Московской духовной академии.

14 мая 1896 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на митре.

С 25 декабря 1898 года был первенствующим членом Св. Синода. Скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители.

Погребён в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, на Ближних Пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным).

За время своего полувекового служения митрополит Иоанникий проявил себя человеком высокого ума, твёрдой воли и высокой христианской нравственности, Многим известны: его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с видающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На учёной кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, – в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.

Укажем главнейшие проявления архипастырской заботливости митрополита Иоанникия о благе Церкви и подведомого ему духовенства:

В Саратовской епархии он обратил внимание на недостаточность средств в борьбе с расколом и основал с этой целью «Братство Святого Креста». Он же был первым и главным жертвователем в пользу братства. Братство высылало в епархию своих миссионеров, которыми впоследствии были по большей части лица, обратившиеся из раскола. «Братство Святого Креста» было первым обществом, основанным для борьбы с расколом. По его образцу затем стали возникать и другие с той же целью. По инициативе митрополита Иоанникия, при братстве образовалось богатое собрание старопечатных книг, часто посещаемое даже самими раскольниками. При этом же братстве открыты были публичные собеседования с раскольниками, в которых Преосвященный Иоанникий принимал непосредственное участие. Для содействия братству в борьбе с расколом, учение о расколе в духовной семинарии было выделено им в самостоятельную кафедру. Изучение раскола велось, главным образом, по старопечатным книгам, причём ученикам семинарии вменено было в обязанность по очереди являться на публичные собеседованияи составлять о них отчёты, разбираемые затем на уроках. При том же братстве впоследствии возникли: бесплатная столовая для бедных, помещающаяся под братской библиотекой, ремесленная школа, или учебно-заработный дом для бедных детей, и духовно-просветительный союз. Последний, в дополнение к полемическим задачам братства – борьбе с расколом, поставил своею целью распространение духовного просвещения, особенно в низших классах населения, путём религиозно-нравственных чтений и распространения душеполезных книг. Впоследствии духовно-просветительный союз открыл филиальные отделения не только в городах, но и во многих сёлах Саратовской епархии.

Благодаря митрополиту Иоанникию, Саратовская епархия одна из первых завела у себя училище для девиц духовного звания. Доброе дело началось добровольной подпиской давшей сумму в несколько сот рублей. Остальная сумма была взята из местных епархиальных средств. На эти средства было куплено для училища особое помещение. Плата за содержание и обучение в этом училище была назначена настолько умеренная, что в училище стали поступать даже дочери псаломщиков. Кроме того, оказалось возможным давать бедным девицам по окончании курса пособие на первоначальное обзаведение, или оставлять их до приискания места в различных должностях при училище. Устройством женского епархиального училища он пришёл навстречу насущной потребности Саратовского, особенно сельского духовенства, нуждавшегося в дешёвых средствах образования своих дочерей. При отсутствии этих средств, девицы духовного звания часто оставались без всякого образования и нередко по той же причине без куска насущного хлеба. При Саратовском женском училище по его почину в скором времени образован был приют для малолетних бедных детей духовенства, которые по своему возрасту нуждаются в уходе, а по своему сиротству – в крове отеческом. По мысли основателя этот приют стал не только убежищем от бедности, но вместе и воспитательным учреждением, и как бы ступенью к дальнейшему образованию. Несколько лет спустя, та же отеческая рука открыла при училище-приюте отделение для престарелых священно- и церковно-служителей, куда могли поступать лица, послужившие церкви и требующие по своим немощам посторонней помощи.

Главный источник епархиальных средств, необходимых на содержание помянутых благотворительных и просветительных учреждений, митрополит Иоанникий нашёл в доходах свечного епархиального завода. Как основание епархиального завода, первого по времени в России, так и прочная постановка его операций принадлежали исключительно его стараниями и энергии.

В нижегородской епархии по образцу Саратовского братства было основано митрополитом Иоанникием в тех же целях и такое же братство Святого Креста. Затем, его же заботами и щедротами приведено в лучшее состояние местное епархиальное училище для девиц духовного звания, и при училище положено основание для детского епархиального приюта, в котором ещё при его жизни нашли себе тёплое и надёжное убежище до сорока детей. Вслед; за учреждением приюта, ввиду беспомощного состояния тех детей, которые по болезни или неспособности к учению, обречены на безвыходное положение, той же отеческой заботливостью учреждена была митрополитом Иоанникием при Оранском монастыре ремесленная школа на сорок мальчиков. Школа напоминает собой такую же школу или учебно-заработный дом в Саратове. Особенную же заслугу для Нижегородской епархии составляло учреждённое им при Нижегородской семинарии, первое в России, общежитие для своекоштных воспитанников. В то время в Нижегородской семинарии было 288 учеников, из которых 108 содержалось на казённый счёт, один на стипендию и 29 жили у родителей или родственников. Всех остальных воспитанников, в числе 151, приняло под свой кров семинарское общежитие.

Для общежития было построено великолепное здание в нескольких шагах от семинарии. Устройством семинарского общежития решались два крупнейших вопроса из быта нижегородского духовенства – первый о практических способах обеспечения духовенства и второй – о лучших условиях образования духовного юношества. С учреждением семинарского общежития средства, тратившиеся раньше бедным духовенством на квартирное содержание своих детей, естественно пошли на семейные нужды и потребности, а с другой стороны открылась возможность получать образование тем из детей духовенства, которые до этого времени по бедности совсем не имели этой возможности, и вообще значительно улучшилась та обстановка, те материальные и моральные условия, среди которых приходилось жить большинству учащегося духовного юношества.

Митрополит Иоанникий знал об этих условиях по личному горькому опыту, собственно и натолкнувшему его на давнишнюю и заветную мечту об училищных бесплатных или льготных общежитиях. В своей речи по случаю открытия при Нижегородской семинарии общежития он, между прочим, говорил: «Кому не известно необеспеченное состояние духовенства и скудость получаемых им средств для своего содержания. Но иное дело знать о скудости и бедности по слуху, иное самому на себе испытать их со всеми их тяжёлыми последствиями. Мне судил Господь последнее. Не роскошной и не богатой обстановкой окружено было моё детство; много нужды и лишений испытал я в период своего воспитания. По собственному опыту известна мне вся привлекательность так называемой квартирной жизни воспитанников духовно-учебных заведений. Видел я, как многие способные и даровитые воспитанники гибли нравственно среди той неприглядной обстановки, в которой они жили в период своего воспитания.

Знал я немало из своих сверстников, которые единственно по недостатку каких бы то ни было, даже самых скудных, средств к своему содержанию, принуждены были прекращать своё образование, одни не докончив его, другие – дошедши до половины пути, а иные и едва начав. Было время, когда мне самому угрожала та же опасность. Она, конечно, и постигла бы меня, если бы благопопечительное начальство, может быть даже с отступлением от правды, не оказало мне помощи». Все эти грустные явления, повторяющиеся ежегодно по два раза, глубоко падали на впечатлительную душу, и вот в голове, почти детской, в то время в первый раз возникает мысль о том, отчего бы не устроить дело так, чтобы все способные и желающие учиться могли беспрепятственно, не стесняемые материальными нуждами, получать образование.

Юношеские его мечты не заглохли среди других интересов, и после целых лет настойчивого труда воплотились в живом, созданном отеческой, твёрдой и умелой рукой, деле.

Главные средства на устройство и упрочение этого дела, как равно и других благотворительных и просветительных учреждений Нижегородской епархии, митрополит Иоанникий нашёл опять в свечном епархиальном заводе, поставленном его творческим умением и энергией в наилучшие условия доходности. Другой источник епархиальных средств состоял, как и в Саратове, из добровольных пожертвований и, прежде всего, самого преосвященного.

Митрополит Иоанникий оставил многие памятники своей архипастырской заботливости и о нуждах Грузинской Церкви. В заботах о поддержании православия и насаждении духовного просвещения своей новой паствы, он положил здесь начало воскресным публичным собеседованиям о предметах веры, причём нередко принимал в них личное участие. Его заботливостью и энергией преобразован епархиальный свечной завод, начавший приносить более значительные, чем раньше, доходы, целесообразно распределяемые на нужды духовно-учебных заведений. Затем его же усердными стараниями было открыто и благоустроено женское епархиальное училище с приютом для малолетних сирот духовенства.

Устройством училища митрополит Иоанникий удовлетворил настоятельной потребности духовенства Грузинской Церкви в женском образовании. До того времени трудно было встретить во всей Грузии трёх или четырёх священников, имеющих образованную жену.

Не забыта была попечительным Экзархом Грузии и Тифлисская духовная семинария. По его почину, было увеличено содержание воспитанников семинарии. Вообще же, насколько живо и отечески любвеобильно было участие митрополита Иоанникия к судьбам Грузинской Церкви, можно судить по тому, что почти всё своё жалование за четыре с половиной года служения в экзархате (28.000 рублей) он пожертвовал на нужды духовного образования.

За Высокопреосвященным Иоанникием навеки упрочено имя отца-архипастыря, мужа силы духовной, великого милостивца и благодетеля. Такие же заботы о нуждах паствы и Церкви проявил он и в Московской и Киевской епархиях.

В литературе Высокопреосв. Иоанникий известен многочисленными проповедями и небольшими религиозно-нравственными рассуждениями, которые печатались преимущественно в «Воскресном Чтении». Все они собраны и напечатаны в книге – «Юбилейном Сборнике» (Речи, слова, беседы и назидательные статьи). СПб, 1899 г.

Был образ верным словом, всегда кратким и неподкупным, прямым и властным, но исполненным силы и доброжелательства;

житием – строго иноческим, смиренным, всегда и во всём скромным;

любовью – сердечною, отеческою, ничего себе не ищущей, но всегда жертвовавшей для облегчения нужды, скорби, горя...

Мудрый и твёрдый администратор во всём и на всех ступенях своего служения Церкви и отечеству ставил во главу своего управления строгую законность, неподкупную правду, высокое беспристрастие к справедливость, чуждые человекоугодия и подобострастия.

Привлекал и подготовлял к Миссионерской деятельности молодых священников, выдающихся строгостью жизни и способностями.

Просвещённый покровитель и горячий поборник света богословской науки и литературы.

Основатель трёх духовных журналов: «Руководство для сельских пастырей», «Труды Киевской Академии» и «Миссионерское обозрение».

В истории внутренней миссии имя его будет стоять наравне с именами приснопамятных иерархов – Миссионеров Платона, Филарета и др.

Труды


Речь, сказанная при вручении жезла Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому, вик. Ярославской епархии «Приб. к „ЦВ“» 1888, № 19, стр. 507
Приветственная речь в Успенском соборе «Приб. к „ЦВ“» 1888, № 44, стр. 1203
Речь к новорукоположенному епископу Виссариону 30 июля 1889 год «Приб. к „ЦВ“» 1889, № 33, стр. 965
Речь при освящении нового помещения для Перевинского духовного училища «Приб. к „ЦВ“» 1890, № 42, стр. 1399
Речь при хиротонии епископа Димитрия Самбикина «Моск. Еп. Вед.» 1887, № 3
Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Александру «Прав. Собес.» 1885, июль, стр. 563
Речи, слова и беседы Высокопреосв. Иоанникия, митр. Киевского и Галицкого СПб., 1899, Юбилейный выпуск
Речь при вручении посоха новопоставленному епископу Можайскому Мисаилу 20 февраля 1883 года «Прав. Обозрен.» 1883, февраль, стр. 463
Речь при открытии общежития при Московской духовной семинарии «Прав. Обозрен.» 1885, октябрь, стр. 375
Речь, сказанная новопоставленному епископу Геннадию Сухумскому «Прав. Обозрен.» 1887, январь, стр. 3
Речь при вручении посоха Преосвященному Амфилохию, епископу Угличскому «Прав. Обозрен.» 1888, май-июнь, стр. 485
Речь при освящении нового дома общежития в Перервинском духовном училище «Прав. Обозрен.» 1890, сентяб., стр. 206
«Пять слов о покаянии» СПб., 1899
«Для нового года верным чадам Церкви архипастырское наставление о том, чем и как каждым православный христианин должен святому делу вразумления заблудших братий» СПб.
Речь при вручении жезла новохиротанисанному епископу Чигиринскому Димитрию 28 июня 1898 года «Труды Каз.Д.А.» 1898, июль, стр. 111

Литература


«Церк. Вед.» 1891, № 47, стр. 357. 1896, № 19–20, стр. 158. 1897, № 46, стр. 413
«Приб. к „ЦВ“» 1891, № 49, стр. 1750. 1891, № 50, стр. 1793. 1891, № 51, стр. 1839. 1891, № 52, стр. 1896. 1894, № 10, стр. 337. 1899, № 44, стр. 1795. 1899, № 46, стр. 1883. 1900, № 24, стр. 941. 1903, № 38, стр. 1463. 1903, № 45, стр. 1742–1744
«Церк. Вестн.» 1891, № 8, стр. 113. 1891, № 21, стр. 333. 1891, № 29, стр. 459. 1891, № 32, стр. 511. 1891, № 45, стр. 714. 1891, № 51–52, стр. 805, 817. 1895, № 19, стр. 593
«Изв. Каз. Еп.» 1878, № 2, стр. 33. 1878, № 8, стр. 199. 1882, № 15, стр. 385. 1882, № 16, стр. 409–410. 1885, № 21, стр. 779. 1886, № 12, стр. 289–290. 1889, № 21, стр. 972–973. 1889, № 22, стр. 978. 1889, № 23, стр. 1033–1041
«Самар. Еп. Вед.» 1868, № 7, стр. 151. 1874, № 18, стр. 432
«Труды Каз.Д.А.» 1870, сентябрь, стр. 4, 33, 35. 1870, апр.-июнь, стр. 6. 1874, март, стр. 104. 1874, апрель, стр. 183–184. 1883, сентябрь, стр. 208–209. 1888, сентябрь, стр. 123. 1888, октябрь, стр. 341. 1890, август, сто. 614–615. 1910, июль, стр. 311–351
«Русск. Архив» 1895, кн. 2, № 5, стр. 5, 77. 1899, кн. 1, № 4, стр. 661, 668–669. 1899, кн. 2, № 8, стр. 520. 1903, кн. 2, № 8, стр. 594. 1910, кн. 1, № 1, стр. 102, 103, 104, 107, 110, 111. 1916, кн. 1, стр. 133, 151
«Красн. Архив» 1930, т. 40, стр. 120
«Русск. Стар.» 1880, март, стр. 716. 1880, апрель, стр. 292
«Прав. Собес.» 1870, декаб., стр. 49. 1897, декаб., стр. 4. 1898, май, стр. 516. 1899, январь, стр. 4. 1900, январь, стр. 101. 1902, декабрь, стр. 762
«Истор. Вестн.» 1883, февр., стр. 475. 1896, апр., стр. 175, 178, 180. 1913, апр., стр. 97. 1900, июль, стр. 368–369
«Прав. Обозрен.» 1884, февр., стр. 396. 1886, май-июнь, стр. 402. 1886, июль, стр. 606
«Мисс. Обозрен.» 1899, январь, стр. 129, 130. 1899, февраль, стр. 221. 1899, ноябрь, стр. 10. 1901, январь, стр. 145
«Богосл. Вестн.» 1915, X–XI–XII, стр. 880
«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии» на 1894 г. стр. 6–7. 1900 г. стр. 4–5
«Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПб., 1896 г., № 370, стр. 50
Юбилейный сборник M., 1914, стр. 633, 634, 657, 743, 746
Родосский А. «Словарь воспитан. СПб Дух. Акад.» , стр. 17
Титов Ф. свящ. «Высокопреосвященный Иоанникий митрополит Киевский и Галицкий» Киев, 1899
«50-летний юбилей священнослужения Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого» 1849–07.11.1899 гг. «Труды Каз.Д.А.» 1900, № 1–2

Литература


«Иоанникий, митрополит Киевский и Галицкий». Последние дни жизни, кончина и погребение Киев, 1900

Некрологи о нём


«Новое время» 1900, № 8720
«Новости» 1900, № 157
«Русск. Ведом.» 1900, № 159
«Одесск. Листок» 1900, № 147–148
«Московск. Вед.» 1900, № 157, 160
«СПб. Ведомости» 1900, № 154
Денисов стр. 300
Булгаков стр. 1399, 1403, 1405, 1406, 1412
Толстой стр. 47, 370
БЭС т. 1, стб. 686, 1082, 1083. т. II, стб. 1330, 1602, 1634, 2004
БЭЛ т. IV, стб. 730. т. VI, стб. 771–784. т. Х, стб. 611
НЭС т.XX, стб. 89 и доп. т. 1, стр. 851
Исправления и дополнения A.A
K.Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Rußland Göttingen 1972, S. 116
Igor Smolitsch 311, 408, 414, 417, 652, 677


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966. / Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

Комментарии для сайта Cackle