Источник

Димитрий (Самбикин)

Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович), архп. Казанский и Свияжский.

Родился 3 октября 1839 года в семье протоиерея слободы Караяшина, Острогожского уезда, Воронежской губернии.

Окончил Бирюченское духовное училище в 1861 году – Воронежскую духовную семинарию.

В 1865 г. – СПб. духовную академию.

20 янв. 1866 г. назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии по Церковной истории.

26 сент. 1866 года рукоположен во диакона.

1 октября – во иерея, при Рождестве Богородицкой (Пятницкой) церкви в Воронеже.

В 1867 году утверждён в степени магистра богословия.

13 апр. 1870 года овдовел, после трёхлетнего супружества.

Жена умерла от туберкулёза в первый день Пасхи праведной христианской кончиной.

С 5 мая 1872 г. – ректор Тамбовской духовной семинарии.

10 июня 1872 года утверждён и 23 июня возведён в сан протоиерея.

11 февраля 1877 года пострижен в монашество митрополитом Московским Иоанникием и 13 февраля возведён в сан архимандрита.

31 дек. 1880 г. вызван в СПб. на чреду священнослужения.

6 авг. 1881 г. – ректор Воронежской духовной семинарии.

4 янв. 1887 г. хиротонисан в Успенском Московском соборе Иоанникием, митрополитом Московским и собором епископов, во епископа Балахнинского, Нижегородской епархии.

С 28 октября 1887 г. – епископ Балтский, вик. Подольской епархии.

С 13 декабря 1890 года – епископ Подольский и Брацлавский.

С 6 ноября 1893 года – почётный член Московской духовной академии.

С 1895 года – почётный член Казанской духовной академии.

С 2 ноября 1896 года – епископ Тверской и Кашинский.

6 мая 1898 года возведён в сан архиепископа.

17 марта 1904 года за выдающиеся учёно-литературные труд Советом СПб. академии удостоен учёной степени доктора Церковной истории.

С 26 марта 1905 года – архиепископ Казанский и Свияжский.

Скончался 17 марта 1908 года в Казани. Перед самой кончиной сподобился таинства Елеосвещения и причастия Св. Христовых Таин.

(В «ЖМП» 1945 г., № 3, на стр. 68 ошибочно указан год смерти 1907 год. См. «Прав. Собес.» 1908 г., апрель, стр. 384).

Ни задача данного Каталога, ни объём работы не дают возможности более подробно остановиться на светлой личности иерарха. И только, хотя бы несколькими штрихами, хочется дать набросок его характерных особенностей и огромной научно-литературной и педагогической деятельности.

Сам святитель говорил, что он был воспитан своими благочестивыми родителями в послушании вере Христовой и в строгом исполнении церковных обрядов.

Церковь и богослужение с юных лет и до конца жизни всегда были для него на первом плане, выше всего и важнее всего. Своим неподдельным усердием, искренним благоговением, своей исключительной любовью и привычкой не только всякий праздник, всякое крупное воспоминание, а всякое мало-мальски выдающееся событие, случай ли в жизни общественной, в частном ли быту, наконец, его личной и семейной жизни, обязательно отмечал молитвой в церкви, богослужением. На протяжении всей его жизни характерен охраняющий его Промысел Божий. Во всех служебных его перемещениях, а также и в его личной жизни он чувствовал помощь Божию и Его волю. Во время богослужений он никогда не допускал ни расспросов, ни разговоров, никаких замечаний и выговоров за небрежность или неаккуратность окружавших его.

С детства, полюбивший читать жития святых, он постоянно памятовал о святых насельниках Царства Божия, ибо все святые угодники и, особенно, угодники Русской Церкви были для него как бы родными. Жизнь всех их он подробно описал в своём «Месяцесловe», и каждый день жил воспоминанием об этих святых, как бы живых имея их перед собой. Святых тех епархий, с которыми соприкасалась его жизнь, он чествовал церковно каждый год. Со святыми Русской Церкви, дорогими его сердцу, он не расставался и на своём смертном одре: каждый день и по ночам, за всё время болезни, владыка просил читать себе жития всех святых. Великую любовь имел он к угодникам Божиим. Всю свою жизнь постоянно помнил и молился обо всех, кто отошёл к Господу; ибо поминовение умерших было для него самой любимой службой. Кого он только не поминал, за кого не молился, по ком не служил панихиды!

В личной жизни был кротким, трудолюбивым и доступным. Обладал исключительным терпением и выносливостью в трудах и болезнях. Болезнь и всякое недомогание изгонял, по его собственным словам, молитвой и трудом, то есть, как к лечебному средству прибегал он к совершению богослужений и с напряжённым усиленным занятием и силой духа своего превозмогал физические немощи и этим всегда благополучно спасался. Все богатые сокровища своей даровитой души – тонкий проницательный ум, широкое богословское развитие и образованность, твёрдость и настойчивость воли, теплоту, нежность и сострадательность сердца, отдал на служение своей пастве.

Обладал редким даром слова и необъятной научной эрудицией, разнообразием и богатством дарований, удивительной энергией и смелостью поступков, быстротой и лёгкостью понимания и большой впечатлительностью.

Владыка сам вёл массу деловой переписки, кропотливо разбирал и рылся в консисторских, семинарских и др. архивах и, между прочим, многие из находимых им старых дел в рукописях, он давал семинаристам, приучая их к чтению писанных вязью документов. Деятельный, любящий церковную старину, преданный православию, будучи епископом Подольским, основал церковное хранилище древностей, епархиальную библиотеку, организовал церковно-школьное дело, принимая меры к охране православия в крае, открыл миссионерский комитет, организовал внебогослужебные собеседования, чтение и проч.

В Твери, как знаток археолог, выявлял и реставрировал много из церковной исторической старины, одновременно не оставляя кипучей епархиальной деятельности.

В Казани основал церковно-археологическое общество. Как педагог и церковно-общественный деятель, он оставил по себе благодарную память в качестве неутомимого ревнителя просвещения, заботливого и доступного пастыря.

Обладающий феноменальной памятью и великой умственной силой, он был исключительно даровитым духовным писателем. Он оставил после себя богатое литературное наследство – массу статей, монографий, очерков, брошюр, целых книг и многотомных исследований.

Был достойным кандидатом в митрополиты, но смерть от крупозного воспаления лёгких преждевременно угасила этот яркий светильник.

В мире учёных о нём сложились многие эпитеты. Его называли: Великий из новейших «отцов Церкви», «Доблестнейший из иерархов, Истинный муж Православной Церкви», «Звезда первой величины», «совета и разума», «Муж великого ума», «Муж широкого развития и безупречной чистоты нравственности», «Мощная духовная сила», «Незыблемый столп исконно-русских православных начал», «Новый Божий человек».

Труды


«Сравнительное обозрение учения о первородном грехе в христианских вероисповеданиях» (Магистерская диссертация) Отдельный оттиск их в «Тамбов. Епарх. Вед.» за 1878 г.
Месяцеслов святых, всей Русской Церковью или местночтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и святых угодников Божиих в нашем отечестве. Издание с 1893 по 1903 г. в 14 выпусках
«Собор семидесяти Апостолов» Тверь, 1900–1902 гг. Казань, 1906 г.
Об открытии в сёлах библиотек «Изв. Петерб. Комитета Грамотности», 1865
Образцовое и обстоятельное описание Воронежской Рождество-Богородицкой церкви (Пятницкой) «Воронеж. Епарх. Вед.». 1866
О Воронежских епископах: Вениамине, Иоанникии, Афанасии, Льве, Кирилле «Ворон. Еп. Вед.» 1869, № 3–5, стр. 20–21
Исторические очерки о монастырях: Коротоякском, Вознесенском, Валуйско-Успенском, Семилуцком-Преображенском, Белоколодском- Преображенском «Воронеж. Еп. Вед.» 1869, № 12, 13. 1870, № 23. 1871, № 1–14. 1882, № 3, 5, 19. 1884, № 15, 17. «Тамбов. Еп. Вед.» 1870, № 16
Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии Приложения к «Ворон. Еп. Вед.» и отдельные оттиски. 1883–1885
Указатель праздников, совершаемых только в Нижнем Новгороде Адрес – Календарь Нижегородской губ. 1885
«Святый Григорий Двоеслов» «Тамбов. Еп. Вед.» 1873, № 4, по № 7
«Св. Димитрий Александрийский» «Тамбов. Еп. Вед.» 1873, № 1
«Аттик, Патриарх Константинопольский» «Тамбов. Еп.Beд.» 1873, № 2
«Лионские мученики» «Тамбов. Еп. Вед.» 1873, № 9–10
«Святый Луппа, епископ Троенский» «Тамбов. Еп. Вед.» 1873, № 12
«Святый Равула Едесский» «Тамбов. Еп. Вед.» 1873, № 13–14
«Святый Осия Кордубский» «Тамбов. Еп. Вед.» 1873, № 15–16
«Святый Сисиний Лаодикийский» «Тамбов. Еп. Вед.» 1876, № 18
«Святые мученики Инна, Пинна, Римма» «Тамбов. Еп. Вед.» 1878, № 1–5
«Святая мученица Фелицита» «Тамбов. Еп. Вед.» 1873, № 2
«Св. Потамиена» «Тамбов. Еп. Вед.» 1873, № 11
«Св. Маргарита» «Тамбов. Еп. Вед.» 1875, № 12
«Свв. Кирилл и Мефодий» «Ворон. Еп. Вед.» 1883, № 6–7
Чтение по русской церковной истории за синодальный период «Тамбов. Еп. Вед.» 1874 и отд. оттиск
Материалы для истории Тверской епархии. Упразднённые монастыри Тверь, 1898
Тверской Патерик Казань, 1907
Сжатый, но отчётливый «Curriculum» напечатан в «Известиях» по Казанской епархии. 1905
«Студенты Воронежской семинарии, обучающиеся в духовных академиях» Указания на труд см. «Высокопреосвящен. Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский». Казань, 1908, стр. 109
«Ректора Воронежской Семинарии» «Воронеж. Еп. Вед.» 1885
«О Св. Апостолах». Curriculum «Об Иерархах Тверской епархии» Не изданы, в рукописях
Рукописи Указания на рукописи см. «ЖПБ» доп. 1, стр. 551
«Об отношении Петра Первого к Митрофану Воронежскому» Указания на труд см. «Высокопреосв. Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский». Казань, 1908, стр. 109
«Воспоминания о Серафиме, архп. Воронежском» Указание на труд см. «Высокопреосв. Димитрий, архиепископ Казанский и Свияжский». Казань, 1908, стр. 109
«Св. Питирим, второй епископ Тамбовский» «Ворон. Еп. Вед.» 1860, № 2
«Краткие сведения о местно-чтимых святых, подвижниках благочестия, крестных ходах и празднествах Тамб. епарх.» «Тамб. Губерн. Вед.» 1875. «Тамб. Епарх. Вед.» 1876
Списки окончивших курс в Тамбовской духовной семинарии с 1780 по 1880 гг. «Тамб. Еп. Вед.» 1879
«Столетний юбилей Тамбовской семинарии» «Тамб. Еп. Вед.» 1879
«Старинные семинарские диспуты» «Тамб. еп. Вед.» 1879, № 1–4
«Иоанникий, первый ректор Тамбовской семинарии» «Тамб. Еп. Вед.» 1877, № 10, 11
«Филарет, архиепископ Черниговский» «Тамб. Еп. Вед.» 1877, № 10, 11
«Димитрий Иванович Успенский». Биографический очерк «Тамб. Еп. Вед.» 1879
«Ректора Тамбовской семинарии» «Тамб. Еп. Вед.» 1882
«Св. Слав. Великомуч. Димитрий Мироточивый, Солунский чудотворец» Каменец-Подольск, 1894
«Город Торжок, его церкви и монастыри» 1903
«Преп. Ефрем и Аркадий Новоторжские и блаж. отрок Георгий» Тверь, 1903
«Храмовые праздники в Твери (IX–X–XI)» Сборник статей и документов, изданных Тверским истор. археологическим комитетом за первый год

По литургике


Записки по Литургике «Тамб. Еп. Вед.» 1878

О праздниках


а) Рождества Пресвятой Богородицы «Тамб. Еп. Вед.» 1876, № 33
б) Введение во храм Пресвятой Богородицы «Тамб. Еп. Вед.» 1876, № 23
в) Благовещения «Тамбов. Еп. Вед.» 1878, № 6–8
г) Рождества Спасителя «Тамбов. Еп. Вед.»1877, № 1–5
д) Сретения Господня «Тамбов. Еп. Вед.» 1 1877, № 6–7
е) Воздвижения Честнаго Креста Господня «Тамбов. Еп.Beд.» 1876, № 23–24
«К истории освящения церквей в России» «Тамбов. Еп. Вед.» 1877, № 16–17
«Об именах, даваемых при святом крещении»
«Христианская любовь и социализм» «Ворон. Еп. Вед.» 1874, № 21
«Жизнеописание св. Митрофана, первого епископа Воронежского» Второе издание
Служба святым 12-ти Апостолом Киев, 1900 г.
Служба святым 70-ти Апостолом Киев, 1900 г.
Акафист Иоанну Златоусту 1907

В «Извест. по Казанской епархии» с 1905 года и далее помещены его статьи:


а) О Патриархе Гермогене, бывш. митр. Казанском 1589–1606
б) О св. Иоанне Златоусте
а также множество некрологов и мелких, но ценных заметок по истории Казанских церквей и монастырей в отделе «Епархиальная хроника»
Историко-статистическое описание церквей и монастырей Воронежской епархии
Речь при наречении его во епископа «Моск. Еп. Вед.» 1887, № 3
Речь по прибытии на Тверскую кафедру «Твер. Еп. Вед.» 1897, № 1
Значение «христосования» на Пасху «Церк. Вестн.» 1891, № 16, стр. 254–255
Архипастырское наставление Подольскому духовенству «Церк. Вестн.» 1891, № 17, стр. 268–269
Воззвание к пастве Казанской «Изв. Каз. Еп.» 1905, № 40–41, стр. 1210–1213
Речь при вручении жезла новопоставленному Преосвящ. Михаилу епископу Чебоксарскому «Изв. Каз. Еп.» 1907, № 44, стр. 1374–1376
Речь при вручении жезла новопоставленному Преосвящ. Андрею, епископу Мамадышскому «Изв. Каз. Еп.» 1907, № 45, стр. 1398–1402
Крестовая церковь в честь свв. Апостолов при Тверском архиерейском доме Тверь, 1905
Речь, произнесённая в день 25-летнего юбилея Православного Палестинского Общества 21 мая 1907 г. «Прав. Собес.» 1907, май, стр. 589–597
Речь, произнесённая в годичном собрании Церковного Историко-Археологического общества Казанской епарх. 14 сентября 1907 года «Прав. Собес.» 1907, ноябрь, стр. 581–585. Отдельное издание. Казань, 1908
«О чествовании 19 ноября 1907 года в г. Москве памяти Высокопреосвящ. митрополита Московского Филарета (Дроздова), по случаю 40-летия со дня его кончины». Доклад 16 декабря 1907 г. Указание на труд см. «Прав. Собес.» 1908, дек., стр. 792
О глубокочтимом в России Святителе Антонии II (Смирницком), архп. Воронежском и Задонском, ради дня его кончины (скончался 21 декабря 1848 года). Доклад 21 декабря 1907 г. Указание на труд см. «Прав. Собес.» 1908, дек., стр. 792
Об имеющимся исполниться в 1908 г. (в июле) 800-летии основания Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря, об иконописном изображении Великомуч. Варвары и о службе ей. Доклад 16 января 1908 г. Указание на труд см. «Прав. Собес.» 1908, дек., стр. 792

Литература


«Церк. Вед.» 1890, № 52, стр. 473. 1891,№ 20, стр. 172. 1896, № 45, стр. 397. 1897, № 44, стр. 401. 1898, № 18–19, стр. 124. 1898, № 21, стр. 191. 1905, № 14, стр. 100
«Приб. к „ЦВ“» 1889, № 2, стр. 41. 1891, № 41, стр. 1432. 1905, № 14, стр. 608. 1908, № 12, стр. 605–607
«Прав. Собес.» 1897, ноябрь, стр. 581, 597. 1897, декабрь, стр. 7 (отчёт). 1899, том I, стр. 6. 1901, ноябрь, стр. 743. 1905, февраль, стр. 2 (отчёт). 1905, май, стр. 140–141. 1907, январь, стр. 79–88. 1907, март, стр. 322. 1908, апрель, стр. 384. 1908, май, стр. 609–657. 1913, апрель, стр. 190 (отчёт)
«Изв. Каз. Еп.» 1887, № 1, стр. 1. 1903, № 5, стр. 33. 1905, № 17, стр. 473. 1905, № 18, стр. 515–524. 1905, № 39, стр. 1188, 1198. 1907, № 22, стр. 650–654. 1908, № 12, стр. 357, 358–361. 1908, № 13, стр. 393–412. 1908, № 14, стр. 432–455. 1908, № 15–16, стр. 498–499. 1908, № 19, стр. 578–579. 1908, № 27–28, стр. 866
«Церк. Вестн.» 1891, № 8, стр. 113. 1891, № 26, стр. 411. 1891, № 36, стр. 572. 1891, № 40, стр. 636
«Прав. Обозр.» 1887, № 1, стр. 5
«Самар. Еп. Вед.» 1908, № 20, стр. 834
«Ворон. Еп. Вед.» 1887, № 3
«Моск. Еп. Вед.» 1887, № 3
«Подол. Еп. Вед.» 1887, № 49. 1896, № 49
«Тамб. Еп. Вед.» 1887, № 3
«Твер. Еп. Вед.» 1897, № 1. 1905, № 15
«Нижегор. Еп. Вед.» 1887, № 23
«Рус. Паломн.» 1895, № 20, стр. 307, 317. 1908, № 19, стр. 302. 1909, № 25, стр. 397
«Истор. Вестн.» 1890, ноябрь, стр. 503. 1890, декабрь, стр. 774 и 774 подстр. 1894, № 9, стр. 282
«Богосл. Вестн.» 1915, X–XI–ХII, стр. 881
«Христ. Чтение» 1902, март, стр. 363
«Мис. Календ.» 1907, стр. 132
«ЖМП» 1945, № 3, стр. 68
«ЖПБ» доп. 1, стр. 498–577
«Журнал Засед. Сов. СПб. Дух. Акад, за 1903–1904 гг.» стр. 113–123
«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии» на 1894 г. стр. 72. 1903 г., стр. 68. 1905 г., стр. 56. 1906 г., стр. 50. 1908 г., стр. 54
«Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПб., 1896, № 500, стр. 75
«Родина» 1901, № 46
Булгаков стр. 1401, 1406, 1408, 1414
Денисов стр. 844
Здравомыслов стр. 64
Родосский А. «Слов. Биогр. СПб. Дух. Акад.» стр. 136–136
Снежицкий. «Адрес-Календарь Нижегор. епархии» Подробный послужной список
Бронзов. «Димитрий архп. Казанский и Свияжский» «Приб. к „ЦВ“» 1908, № 12, стр. 605
Царевский А. «Святитель-молитвенник, архп. Димитрий (Самбикин) в главнейших фактах его жизни и по личным о нем воспоминаниям» Казань, 1908
«Высокопреосв. Димитрий (Самбикин), архп. Казанский и Свияжский» (1839–1908 г.). Некролог и надгробные речи Казань, 1908
БЭС т. I, стб. 736, 737. т. II, стб. 1140, 1824, 2150
БЭЛ т. IV, стб. 1056. т. VII, стб. 723
НЭС т. XVI, стб. 163, 164 и доп. т. 1, стр. 685


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966. / Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

Комментарии для сайта Cackle