Источник

Елевферий (Богоявленский)

Елевферий (Богоявленский Димитрий Яковлевич), митр Виленский и Литовский.

Родился 14 октября 1870 года (по другим сведениям в 1868 и 1869 гг.) в семье сельского псаломщика Курской епархии. Материальная бедность его родителей не воспрепятствовала ему воспитать ь себе добрые качества души. С самых ранних лет он отличался правдивостью, последовательностью в своих поступках, твёрдостью характера и правильным взглядом на жизнь.

В 1889 году окончил Курскую духовную семинарию и был назначен учителем церковно-приходской школы в Ямской слободе.

В 1890 году вступил в брак и принял рукоположение во священника к церкви с. Тростяницы Курской епархии.

После десятилетней мирной семейной жизни он овдовел.

В 1900 году поступил в С.-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия.

По окончании академии был пострижен в монашество с именем Елевферия и назначен преподавателем Подольской духовной семинарии.

О 1906 года – инспектор Холмской духовной семинарии.

В 1909 году возведён в сан архимандрита и назначен ректором Смоленской духовной семинарии.

21 авг. 1911 года хиротонисан во епископа Ковенского, вик. Литовской епархии. Чип хиротонии совершал с собором епископов архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры.

В 1914 году ввиду возникших военных действий (первая мировая война) он переселился в Москву в Донской монастырь, где в течение года совершал все праздничные богослужения. Из Москвы он снова возвратился в свою епархию.

С июня 1917 года – управляющий Литовской епархией.

С 28 июня 1921 года – архиепископ Литовский и Виленский.

Здесь пришлось ему вести борьбу с автокефалистами Польской Церкви. Когда в 1922 году была провозглашена Польским правительством антиканоническая автокефалия Церкви в Польше, то он объявил в своей епархии акт автокефалии незаконным, а Варшавский Синод самочинным. Митр. Георгию (Ярошевскому) через особую депутацию он заявил полный отказ признавать над собой власть его и Синода, о чём уведомил и Польское правительство.

Такое действие архп. Елевферия повлекло за собой трёхмесячное заключение его в католическом монастыре, откуда, по настоянию литовского правительства, был освобождён в апреле 1923 года и переселён на местожительство в Ковно.

В октябре 1928 года он делал доклад в Москве митр.Сергию и Св. Синоду о состоянии церковной жизни в Польше.

В ноябре этого же года он был возведён в сан митрополита за верность канонической правде.

24 декабря 1930 года назначен временно управляющим Западно-Европейскими приходами Русской Церкви, а 30 апреля 1931 года утверждён управляющим.

На долю деятельности митрополита Елевферия выпала новая борьба за каноническую истину против евлогианского и карловацкого расколов, в которой он проявил особую энергию, мужество и непоколебимую верность Матери-Церкви.

В этой напряжённой борьбе он провёл дни своей жизни до самой своей кончины, которая последовала после болезни менингита, 31 декабря 1940 года в г. Вильно. Отпет и погребён архиепископом Сергием (Королёвым) в Виленском Свято-Духовом монастыре.

Митрополит Виленский и Литовский Елевферий в наше время, в последние десятилетия, по крайней мере, в истории Русской Православной Церкви является редким и цельным монолитом в той разрухе Российского заграничного и эмигрантского епископата, которая разрешила в своей среде создание расколов, уклонов, ориентаций, группировок. Он остался верен своей совести и архиерейской клятве и единственным устоем и маяком православия в Западной Европе и с честью оправдал доверие Русской Православной Церкви в лице её управителя митрополита Сергия и временного при нём Священного Синода.

Сколько лет верующие и настоятели церквей в Западной Европе были спокойны за своё церковное будущее. Их взоры были постоянно устремлены в тот город, древние стены которого охраняли его покой. Город Вильно стал ему родным.

Как кормчий был он на той высоте хранения правды Божией, которая постоянно укрепляла его и особенно в моменты потрясения церковных устоев, церковного покоя и единства его с Православной Церковью Великой России.

Эта высота его духа и чистота сердца застала его и в час смертный, как служителя Церкви Божией незапятнанного и свободного от всякого рода компромиссных решений или нарушения своей кристальной чистоты душевной и принципиальности и внутреннего и внешнего благородства.

Двадцать девять лет своей жизни в Вильнюсе ничем не запятнал, двадцать девять лет бессменно (что так редко наблюдается в практике русского епископата) возглавлял Виленскую и литовскую епархию сперва викарием Ковенским, а затем епархиальным, двадцать девять лет он твёрдо стоял на страже православия. За двадцать девять лет беспорочной службы он не колебался, не сомневался, а оставался верным сыном, стоящим на страже интересов Русской Православной Церкви.

Его величавый благородный внешний образ свидетельствовал о благородстве его души и о многом том прекрасном, что скрывало его сердце от взора людского и дешёвого мимолётного мнения толпы, как и всегда.

Ещё была за ним большая заслуга... Во время своей осенней поездки в Московскую Патриархию в 1928 году он хлопотал о перевозе в Вильнюс мощей свв. братьев-мучеников литовских Антония, Иоанна и Евстафия, хранившихся в то время в Богоявленском кафедральном (ныне Патриаршем) соборе.

Труды


«Главнейшие черты нравственного мировоззрения русских подвижников XIX столетия». (Кандидатское сочинение)
Речь при наречении его во епископа Ковенского «Приб. к „ЦВ“» 1911, № 35, стр. 1465–1466
«Неделя в Патриархии» (впечатления и наблюдения от поездки в Москву) Париж, 1933
«Соборность Церкви. Божие и Кесарево» Париж, 1936
«Об искуплении». Письма митр. Антонию (Храповицкому)
Мой ответ митрополиту Антонию (Храповицкому) Paris 1935
«Папство в вопросе соединения Церквей» Париж, 1940
«Церк. Вед.» 1911, № 41, стр. 323. 1912, № 19, стр. 181
«ЖМП» 1931, № 3, стр. 2. 1931, № 6, стр. 4. 1952, № 2, стр. 5. 1953, № 4, стр. 35. 1957, № 9, стр. 65–76 (статья Ведерникова)
«Русс. Паломн.» 1911, № 40, стр. 636
«Русс. Прав. Церковь» стр. 150
«Патриарх Сергий и его духовное наследство» МП, 1947, стр. 227–228
Булгаков стр. 1410
БЭС т. I, стб. 856
ФПС I № 38, стр. 2
ФПС II стр. 1
ФПС IV стр. 3
ФПС V № 76
Regel’son 472, 482
W. Kahle, Die orthodoxe Kirche im baltischen Raum, in Kirche im Osten 21/22 (1978/79) 93, 96
Joh. Chrysostomus Kirchengeschichte I, 340, 347, 383–386; 11, 12, 77, 243, 292, 302; III, 19, 32
IKZ 1941, 1/2, 49
W. Günther Zur Geschichte der Russisch-orthodoxen Kirche in Deutschland in den Jahren 1920 bis 1950. Sigmaringen 1982, S. 18
Nach M. Pol’skij Materialy po istorii Russkoj Zarubeznoj Cerkvi, ist er am 31. 12. 1941 gestorben

Кроме указанных трудов в архивах Московской Патриархии хранится его ценная переписка с Патриархом Тихоном и митрополитом Сергием в период с 1922 по 1939 гг.

Литература


«Церк. Вед.» 1911, № 41, стр. 323.
1912, № 19, стр.181
«ЖМП» 1931, № 3, стр. 2. 1931, № 6, стр. 4. 1952, № 2, стр. 5. 1953, № 4, стр. 35. 1957, № 9, стр. 65–76 (статья Ведерникова)
«Русс. Паломн.» 1911, № 40, стр. 636
«Русс. Прав. Церковь» стр. 150
«Патриарх Сергий и его духовное наследство» МП, 1947, стр. 227–228
Булгаков стр. 1410
БЭС т. 1, стб. 856
ФПС I № 38, стр. 2
ФПС II стр. 1
ФПС IV стр. 3
ФПС V № 76
Regel’son 472, 482
W. Kahle, Die orthodoxe Kirche im baltischen Raum Kirche im Osten 21/22 (1978–1979) 93, 96
Joh. Chrysostomus Kirchengeschichte I, 340, 347, 383–386; II, 12, 77, 243, 292, 302; III, 19, 32
IKZ 1941, 1/2, 49
W. Günther. Zur Geschichte der Russisch-orthodoxen Kirche Deutschland in den Jahren 1920 bis 1950. Sigmaringen 1982, S. 18
Nach M. Pol'skij Materialy po istorii Russkoj Zarubeznoj Cerkvi, ist er am 31.12.1941 gestorben


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966. / Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

Комментарии для сайта Cackle