Источник

Иероним (Экземпляровский)

Иероним (Экземпляровский Илья Тихонович), архп. Варшавский и Привисленский.

Родился 20 июля 1836 года в семье священника.

В 1852 году окончил Владимирское духовное училище.

В 1857 г. окончил духовную семинарию, а в 1861 г. – Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и 25 окт. назначен учителем в Черниговскую духовную семинарию.

В 1862 г. – преподаватель Киевской духовной семинарии.

30 июня 1870 года удостоен степени магистра богословия.

19 сент. 1871 г. рукоположен во священника к церкви свв. Петра и Павла в Киеве и определён законоучителем Коллегии Павла Галагана и Киевской 1-й гимназии.

15 марта 1877 года возведён в сан протоиерея.

С 1882 г. – благочинный Киево-Подольской церкви.

27 июля 1885 года пострижен в монашество, а

28 июля – возведён в сан архимандрита.

3 ноября 1885 года хиротонисан во епископа Чигиринского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в Софийском кафедральном соборе в Киеве.

С 3 июня 1890 г. – епископ Тамбовский и Шацкий.

С 30 апр. 1894 г. – епископ Литовский и Виленский.

6 мая 1895 г. возведён в сан архиепископа.

14 мая 1896 г. награждён панагией с украшениями.

С 27 февраля 1898 г. – архиепископ Холмский и Варшавский.

С 8 ноября 1899 г. – почётный член Казанской духовной академии.

20–22 февраля 1901 г. подписал постановление Св. Синода об отлучении от Церкви графа Л. Толстого.

С 16 июня 1905 г. – архиепископ Варшавский и Привислинский.

Скончался 2 ноября 1905 года.

Святитель имел особый дар привлекать к себе других духом архипастырской любви, своей замечательной тактичностью, миролюбивой снисходительностью и искреннейшим ко всем доброжелательством. Ещё был у него редкий удивительный дар – это уменье снизойти до каждого, приподнять до своей высоты. Это заставляло в беседе с ним, открывать свою душу, как родному отцу. Когда он делал замечания провинившимся пред ним, то эти замечания начальнические только он один умел высказать так просто, безобидно, мягко, деликатно, хоть иногда и прямо. Слышали – и сколько раз! и его ободряющие слова милости и благодарности и, если можно так выразиться, ласки отеческой. Всех он хотел утешить, всем помочь, всех наградить. Виновных он щадил, в надежде исправления, так что никаких следственных по консистории дел за всё это время почти не было; резких не только карательных, но и повелительных мер избегал, действуя более кротостью вразумления, в надежде, что каждый сам сознает и почувствует лежащий на нём долг. Ссор и раздоров не терпел, тайные доносы и ябеды отстранял, более всего любил и рекомендовал мир, как величайшее благо для священнослужителя, и всегда настойчиво оберегал его.

Светлую память о святителе долго хранил Владимир на Клязьме, место его родины, с его духовной семинарией, где он был слава и краса её, а затем Киевская духовная академия, где с блестящим успехом развивались его духовные дарования.

Светлую память о нём также хранил Киев, Тамбов, Вильна. Там все с сердечной радостью приветствовали его прибытие на кафедру и всегда с горькими слезами провожали его. Везде оставлены памятники его архипастырской любви, и эта память, как и в Варшаве, увековечена крупными благотворительными, многотысячными учреждениями.

До последней минуты своей жизни архипастырь сберёг елей веры и любви.

Воспоминания о святителе Иерониме ключаря Кафедрального Собора Терентия Теодоровича

Святитель поражал всех, знавших его, своей исключительной приветливостью, ласковой речью, чуждой обидного упрёка, нежным обращением со скорбной, мятущейся и даже пред ним виновной душой. Чувствовалась такая теплота и доброта души, что искренность охватывала человека, и он высказывал все сокровенное, как доброму, участливому отцу. Могу ли забыть? Три года, из них два особенно часто, по долгу службы, я бывал у владыки, – и ни разу я не вышел из его приветливых покоев угнетённым, неудовлетворённым, немирным. И выговор, который трудно было заслужить у нашего владыки, облекался в такую осторожную, мягкую форму, что уча, наставляя, он не бил, не угнетал. Бывало, идёшь к архиерею, не раз угнетённый, смущённый, со скорбью на душе, служебной ли, житейской, даже семейной – и несколько минут беседы и общения с умиротворённой душой архипастыря так тебя успокоят, так тебя ободрят, что иным, примирённым идёшь в жизненный путь. Только на почве высокой христианской любви мог развиться этот мир, эта радость души святителя, во всех ценившего образ Божий и человеческое достоинство.

Но красота и доброта души владыки ни в чём так ярко не отражалась, как в делах милосердия. Часто он со слезами говорил:

– Не могу видеть спокойно горя людского; вот – бедная диаконская сирота, как бы ей помочь, устроить?

– Владыка, – говорю однажды, – бедная женщина просит разрешения сделать церковный сбор в соборе для уплаты за правоучение в гимназии.

– Зачем собирать, я могу дать, – и передаёт немалую сумму. И как знали доброту души владыки! Две недели назад встречаю в коридорах собора плачущего юношу. Говорит: «я к архиерею, слышал, что он помогает; я – сын священника (Василевский), сирота, мать бедная, – 8 детей». Говорю о нём владыке в соборе – во время причастия, и сразу – «при первом свидании поговорим и устроим его». И дождался бы бедный внимания к себе и начало уже сделано, если бы не болезнь и смерть...

А последнее горе народное – голод в России... Как оно близко было сердцу владыки, это лучше всего говорит одна из последних резолюций архипастыря, в которой так рельефно отразилась великая душа святителя, благословляющая своих сотрудников – пастырей на подвиг милосердия теми путями, какие подскажет каждому его сердце.

Другая характеристика Высокопреосвященнейшего Иеронима, данная A.B. Жиркевичем

Несколько отличается от этих Жиркевич отмечает, что подчинённое духовенство Виленской епархии называло его «архиереем-баричем», так как он подчас небрежно, грубо, свысока относился именно к этому, бедному, подчинённому духовенству, несмотря на то, что сам вышел из той же среды. В материальной поддержке подчинённому духовенству архиепископ Иероним был даже скуп, но отличался удивительной доступностью и щедростью в сношениях со светскими просителями, причём не делал тут разницы между православными, католиками, евреями. «Через всю деятельность архиепископа Иеронима красными нитями проходят веротерпимость, глубокое уважение к чужой религии, даже нехристианской».

Внешность архиепископа Иеронима была такова, что характеризующий описывает её в самых ярких красках.

«Давно не видел наш город такого элегантного, такого прямо „шикарного“ по внешности красивого архиерея... Высокий, стройный, хотя и старик, но бодрый, с глазами (несмотря на болезнь одного из них) сверкающими порой, в минуты особого одушевления из-за тёмных очков, из-под густых, седеющих, нависших бровей, блеском молодости, с важной осанкой ветхозаветного патриарха, подающий возгласы чистым, звучным, высоким тенором (точно всё время поющий), так что каждое слово расплывалось по всему огромному храму, неся в медленных, как бы рассчитанных на эффект движениях своих нечто театральное, хотя и внушительное. К этому следует прибавить светскую любезность архп. Иеронима, особенно с дамами... Как человек наблюдательный, притом не без кокетства, Иероним отлично видел поклонение женщин, но он привык к этому и не скрывал этого... Несмотря на его несколько чопорную внешность... любил в подходящем обществе пошутить, – рассказать... какой-нибудь курьёз из собственного прошлого.

В присутствии его в такие минуты забывалось положение, которое занимал он в жизни, чувствовался только добрый, задушевный, радушный хозяин, ставящий у себя в доме непосредственное общение с людьми выше архиерейского этикета...

Неустанно заботившийся о благолепии храмов, щедро жертвовавший на нужды церквей, часто по приезде в Вильну скорбел владыка, видя убогую обстановку большинства приходов бедной Литовской епархии. Впрочем, не одни лишь нужды храмов привлекали к себе внимание покойного, щедро откликался он и на горе ближнего...

Главный недостаток натуры архп. Иеронима – при всей природной недоверчивости, поддаваться чужому влиянию...

... В характере его проглядывала какая-то женственная изменчивость настроения, зыбкость, нерешительность. Но доброта сердца в этом человеке так очаровывала, пленяла: что все дурное, странное, малосимпатичное, почти всегда было навеяно извне».

Труды

«Взгляд на состояние белого духовенства в России с начала XVIII столетия».

«Очерк нескольких дней из жизни приходского сельского священника и его семейства в некоторых местах Владимирской губернии».

«Педагогические заметки о преподавании Закона Божия в сельских школах».

«Как учить малолетних детей молиться Богу».

«Заметки о церковном пении».

«По вопросу о православном церковном пении».

«Воскресная школа, как приготовление к пастырству кандидатов священства».

«Практическое применение в церковно-приходских школах системы взаимного обучения».

«Ответ брату – сельскому священнику – на вопросы его о том, чему и как обучать детей до поступления их в училище».

«Беседы к простому народу о святых таинствах».

«В ответ брату – сельскому священнику – по поводу высказанной им в письме жалобы на невнятность и неразборчивость чтения в церкви».

«О внутреннем украшении храмов христианских».

«Краткий исторический обзор состава Литургии нашей Православной Церкви».

«Речь о религиозном образовании в семье и школе».

«Частная дидактика или методика народной школы».

«Слова и архипастырские послания к пастве».

«Слова, беседы и поучения на дни воскресные и праздничные».

«Поучения и слова, произнесённые в дни Великого поста».

«Речи и поучения при погребении и в дни поминовения усопших».

«Речи при освящении храмов».

«Речь и обращения к учащимся при посещении учебных заведений».

«Речи и поучения при разных случаях общественной жизни».

Все перечисленные труды помещены в книге: «Высокопреосвященный архиепископ Иероним (Экземпляровский)». Т.П, Киев, 1906 год.

Литература


«Церк. Вед.» 1890, № 24, стр. 237. 1892, № 20, стр. 177. 1894, № 19, стр. 179. 1895, № 18, стр. 148. 1898, № 10, стр. 49. 1901, № 25, стр. 235
«Приб. к „ЦВ“» 1697, № 15–16, стр. 579. 1905, № 46, стр. 1976–1977 (некролог)
«Русс.Паломн.» 1905, № 47, стр. 753
«Изв. Каз. Еп.» 1687, № 4, стр. 85, 87
«Церк.Вестник» 1891, № 37, стр. 588. 1891, № 38, стр. 605. 1891, № 49, стр. 780. 1891, № 51–52, стр. 817. 1895, № 19, стр. 595
«Труды Киев.Д.А.» 1886, май, стр. 53. 1886, август, стр. 27–28. 1890, август, стр. 654, 657, 663. 1890, сентябрь, стр. 159. 1891, май, стр. 160, 173, 192
«Мисс. Обозр.» 1901, март, стр. 297
«Прав. Собес.» 1900, ноябрь, стр. 7. 1905, июль-август, стр. 9. 1907, январь, стр. 8
«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии» на 1894 г., стр. 68. 1903 г., стр. 60. 1904 г., стр. 48. 1905 г., стр. 52
«Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПб, 1896, № 493, стр. 74
Жаркевич A.B. «Архиепископ Иероним» «Истор. Вестник». 1908, сент., стр. 882–890
Булгаков стр. 1395, 1403, 1404, 1414
БЭС т. II, стб. 1528, 2145, 2289
БЭЛ т. Х, стб. 620
«Высокопр. архп. Иероним» (Экземпляровский) 1836–1905 гг. т. I–II, Киев, 1906 год


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966. / Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с.

Комментарии для сайта Cackle