Мефодии (Великанов Михаил Матвеевич), еп. Сарапульский, вик. Вятской епархии
Родился 27 октября 1852 года в семье мещанина Саратовской епархии.
Среднее образование получил в Саратовской гимназии.
В 1879 году окончил историко-филологический факультет Московского университета со степенью кандидата.
С 1882 г. – преподаватель русского языка в Таврической учительской женской школе.
С 1889 г. одновременно преподавал в местном юнкерском училище.
В 1891 году поступил в СПБ духовную академию, где в этом же году 22 ноября пострижен в монашество, а I декабря рукоположен во иеродиакона.
22 марта 1892 г. рукоположен во иеромонаха.
С 1893 года исполнял обязанности духовника в СПБ духовной семинарии и законоучителя образцовой школы при семинарии.
В 1895 г. удостоен степени кандидата богословия и назначен членом СПБ духовно-цензурного комитета.
В 1896 г. возведен в сан архимандрита.
С 1897 г. – ректор СПБ духовной семинарии.
С 1899 г. – синодальный ризничий.
Награжден наперстным крестом с украшениями.
В 1901 г. – настоятель Белевского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии.
В 1902 г. перемещен настоятелем Алатырского Троицкого монастыря Симбирской епархии.
В 1903 г. – член СПБ Духовного Цензурного Комитета.
С 1904 г. – член Комиссии по вопросам русского правописания,
как знаток и автор русской грамматики.
12 апреля 1909 года хиротонисан во епископа Сарапульского, вик. Вятской епархии.
Хиротония состоялась в С.-Петербурге.
Скончался 5 февраля 1914 года.
Духовный писатель.
Труды:
«Помнил ли Навуходоносор свой первый сон?»
«Христ. Чтен.» 1895, сент.-октябрь.
«Об именах Божиих».
СПБ, 1896 год.
«К вопросу о подлинности 14 главы книги пророка Даниила». «Христ. Чтен.» 1897, II.
«Молитвы Св. Церкви о жене родильнице».
«Слово в день прославления честных мощей Препод. Отца нашего Серафима Саровского 19 июля 1903 года».
Одесса, 1904.
«Прославление прел. Серафима Саровского (к годовщине дня открытия его мощей)».
«Рус. Паломн.» 1904, № 29, стр.494–496.
«Принципы брачной жизни и девства"·
СПБ, 1904.
«К вопросу о реформе русского правописания».
СПБ, 1905.
«Объяснение некоторых наиболее трудных слов по своему начертанию».
«Радость Воскресения Христова».
«Рус. Паломн.» 1905, № 16, стр.234–235.
«Русская грамматика”.
Вып.I-й, Тверь, 1890.
Вып.2-й, СПБ, 1906.
«Старопечатная, второй половины XVI столетия Псалтирь в слогоударениях ее глагольных форм».
Варшава, 1908.
Отзыв о работе см. «Приб. к «ЦВ» 1909, № 33, стр.1556.
«Старопечатная, второй половины ХVI столетия Псалтирь в словоударениях об именных формах».
Варшава, 1909.
«Отзыв П.Чуриловского о работе см.
«Приб. к «ЦВ» 1910, № I, стр.36.
«Объяснение Никео-Цареградского или Никео-Константинопольского Символа Веры в поучениях».
Ставрополь, 1900.
«Объяснение богослужения и церковный Устав. По новой программе духовных училищ при 2-х уроках в 4-м классе».
Казань, 1909.
Библиография. Перевод на французский язык панихиды свящ. П.С.
Тилобеля.
«Церк. Вестн.» 1908, № 40, стр.1316–1317.
Литература:
«Церк. Вед.» 1909, № 15, стр.103.
«Приб. к «ЦВ» 1909, № 16, стр.714, 715.
-«- 1913, № 42, стр.1949.
-»- 1914, № 6, стр.364.
«Русск. Паломн.» 1904, № 26, стр.452.
-«- 1904, № 35, стр.606.
-»- 1909, № 19, стр.306.
«Церк. Вестн.» 1891, № 48, стр.766–768.
«Истор. Вестн.» 1914, март, Некролог.
«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1910 год», стр.164–165.
Булгаков, стр.1399.
НЭС т.26, стр.447.