митрополит Мануил (Лемешевский)

Михаил (Постников Михаил Степанович), еп. Ивановиский и Шуйский

Родился 30 сентября 1878 года.

В 1900 году окончил Воронежскую духовную семинарию, затем прослушал два курса Томского университета по медицинскому факультету и перешел в Ярославский (Демидовский) лицей, каковой окончил в 1904 году с присвоением степени кандидата прав.

В 1911 году окончил Московский университет по историко­филологическому факультету с присвоением ученой степени магистра исторических наук. Полное образование закончил за границей.

Вдов. Пострижен в рясофор.

До 1920 года служил в системе Министерств, а затем Наркомата Народного Просвещения.

С 1920 года священник Казанской церкви с.Усмани, Воронежской епархии.

В 1922 году уклонился в обновленческий раскол и назначен уполномоченным ВЦУ по Воронежской епархии в сане протоиерея.

13 окт.1922 года хиротонисан обновленческими архиереями во епископа Вольского, вик.Саратовской епархии.

С декабря 1924 года – временно управляющий Псковской епархией.

С 20 февраля 1925 года – правящий Велико-Устюжской епархией.

10 марта 1925 года назначен правящим епископом Уральской епархии с присоединением к последней Вольского викариатства.

14 мая 1927 года возведен в сан архиепископа в честь 5-летнего юбилея обновленчества.

В 1928 году – архп.Касимовский, вик.Рязанской епархии.

В 1929 году – архиепископ Рязанский.

В 1930 году формально уволен за штат.

С 27 нояб.1931 года – архп.Калининский.

26 дек.того же года уволен на покой.

В 1942 году – юрисконсульт Московского Епархиального Управления.

В октябре 1943 года он обратился к Святейшему Патриарху Сергию с покаянной докладной запиской, на которой была положена резолюция следующего содержания;

К сожалению, докладная записка просителя не обнаруживает достаточной серьезности в понимании просителем своего канонического проступка, а потому и покаяние просителя недостаточно. Он уходит от обновленцев лишь только потому, что многие из них оказываются небезупречными в своем поведении. Но Апостол советует смотреть больше за собой и не судить чужого раба: он пред своим Господом стоит или падает. Восстанет же, силен бо Господь восставити его (Гим.14,4). Основной грех обновленчества не в том, что не все его представители оказались безупречными в жизни, а в том, что обновленчество, как корпорация или, выражаясь языком канонов, как самочинное сборище, откололось от святой Церкви «и иный алтарь водрузило (св.Ап.Прав.31). И не только водрузило алтарь для себя, но и всячески воевало против св.Церкви, стараясь отторгнуть за собой церковных овец. Это – грех, который не омывается, по учению святых отцов, даже мученической кровью. Между тем проситель (допустим, по некоторому неразумению) пребывал в этом сборище чуть ли не двадцать лет, находясь с обновленцами в евхаристическом общении.

Характерно, что в докладной записке об этом умалчивается, а со слов просителя мы знаем, что даже в Пасху этого года он причащался у обновленцев. Да и теперь нельзя с уверенностью утверждать, что с обновленчеством у просителя уже все порвано. Обновленческое начальство наградило просителя (конечно, за заслуги пред своим сборищем, а не пред Церковью) саном архиепископа, и проситель не стесняется носить этот сан и в настоящее время. По общепринятому порядку, награды, полученные во враждебном лагере, не носятся служителями Церкви. Например, обновленческий митрополит Ювеналий Машковский, вступая в общение с Церковью, сам заявил, что ему неудобно сохранять теперь за собой митрополитство, и с тех пор именовал себя просто епископом. Пусть пример епископа Ювеналия будет предметом подражания и для просителя.

Ознакомившись с этой моей резолюцией, проситель может усмотреть, в чем должен он покаяться, чтобы просить себе общения со Святой Православной Церковью».

Учитывая все сказанное в резолюции, он 5 ноября 1943 года принес покаяние по следующей формуле:

«Я, нижеподписавшийся обновленческий архиепископ Михаил Постников, рожд.1878 г·, исповедую Господу Иисусу Христу и Пречистой Его Матери и всем святым, и Тебе, Святейший Владыко, и здесь присутствующим архипастырям мой великий грех уклонения от Единой Святой Православной Церкви в раскол обновленческий. По окончании Воронежской духовной семинарии я в недрах Св. Церкви получил хиротонию во диакона и пресвитера, но в 1922 году я среди других уклонился в обновленчество, и не только уклонился, но и принял в обновленчестве архиерейскую хиротонию и потом – возведение в сан архиепископа. Вскоре же я в обновленчестве разочаровался и всячески старался не участвовать в противоцерковной деятельности обновленцев. Однако лишь только в 1930 году формально был уволен за штат, а в евхаристическом общении с обновленцами оставался до настоящего времени. Последний раз я с ними приобщаося на Пасху текущего года. Теперь, придя к сознанию всего совершенного мною, я глубоко сожалею, что находился с обновленческой корпорацией и искренно в этом раскаиваюсь. Ни на какие чины, полученные как награда, я не претендую, я только смиренно прошу принять меня в общение со Святой Православной Церковью, причем заявляю, что всякое сношение с обновленчеством я порываю. Прости меня, Святейший Владыко, и благослови и, вкупе с прочими архипастырями, помолитеся о мне грешном».

После этого принят в общение с Московской Патриархией в сущем сане епископа, но оставлен на покое.

12 февраля 1944 года назначен епископом Архангельским, но от назначения отказался и остался на покое.

В июле 1944 года назначен епископом Пензенским и Саранским.

27 января 1947 года – епископ Ивановский и Шуйский. В этом же году 19 июня уволен на покой.

Дальнейшая судьба неизвестна. Вероятно, уже скончался.

В Пензе рассказывают, что еп.Михаил имел прекрасный голос и очень выразительно читал, особенно акафисты, так что некоторые приходили в собор специально для того, чтобы послушать его. Возможно, что в этом чтении было нечто артистическое, театральное; восторженные отзывы о нем давали именно такие люди, которые приходили только слушать, а более религиозные отзывались сдержаннее. Они оттеняли заслуги еп.Михаила в хозяйственном отношении – его заботами в соборе: устроено паровое отопление, проведен основательный ремонт и т.д.

Еще одно дополнение к характеристике еп.Михаила идет от человека, совершенно чуждого Церкви, еврея, руководителя одной из городских организаций. Во время войны и вскоре после нее эта организация, также как и другие, оказывала материальную помощь нуждающимся семьям фронтовиков. Подшефных семей было много, а средств для этого мало, и вот один из членов комиссии по оказанию помощи надумал обратиться в собор и попросить там дополнительную сумму для этой цели. Епископ Михаил тотчас же откликнулся на эту просьбу и выдал 10.000 рублей, причем представителей организации удивил не только размер этой помощи, они обратили внимание на то, что еп.Михаил выдал ее без всякого оформления и спросили, не нужно ли ему для отчета составить какой-нибудь документ. Он ответил:

«Я отчитываюсь только перед Господом Богом».

Эта фраза произвела такое впечатление на присутствующих, что они вспоминали его много лет.

По слухам, в Иванове еп.Михаил попал под суд и был осужден на 15 лет.

Литература:

«ЖМП» 1948, № 3, стр.7–9.

-«- 1944, № 2, стр.9.

-»- 1944, № 8, стр.3.

«Вестн.Свящ.Син. Прав.Рус.Церкви» 1926, № 12–13, стр.7.

-«- 1927, № 5–6, стр.7.

«Церк.Обновлен. » 1925, № 2, стр.15.

-»- 1925, № 5, 6, 7, стр.59.

-«- 1925, № 9, стр.76.

«Журнал Засед.Свящ.Синода» № 2 от 27.1.1947 г.

-»- № 7 от 16.V.1947 г.

-"- № 9 от 19.VI.1947 г.

ФПС I, стр.13.

ФАОС дело № 127.

Кат-АМ № 212.

Кат-ЯВ № 173, стр.82, 83.

Кат-ЕС № 2, стр.2, п/№ 5.

Regel’son 514.

Vest.russ.ehr.dv. 45(1957)44: in Haft.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 59f.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

Комментарии для сайта Cackle