митрополит Мануил (Лемешевский)

Иустин (Полянский Михаил), еп. Уфимский и Мензелинский

Родился приблизительно в 1832 году в Воронежской губернии. Сын диакона с. Богатырева.

В 1853 году окончил Воронежскую духовную семинарию. В этом же году по благословению архиепископа Воронежского женился на сироте, дочери священника.

25 сент.1854 года возведен в сан диакона, а 26 сент. – в сан иерея.

В 1864 году овдовел и I июня архиепископом Иосифом был пострижен в монашество с именем Иустина, а не с именем Митрофана, в честь свят. Митрофана Воронежского, как ему хотелось. Архиепископ Иосиф, будучи прозорливым, знал, что Иустина ожидает не монастырская жизнь, а предлежит ученая дорога по стопам свят. Иустина философа. Назначил новопостриженника народным духовником и проповедником в монастыре и одновременно утвердил педагогом в Воронежское духовное училище.

В 1869 году окончил Киевскую духовную академию и назначен преподавателем Харьковской духовной семинарии.

В 1870 году удостоен степени магистра богословия за свою диссертацию «Нравственное учение св. отца нашего Исаака Сирина» и назначен инспектором Литовской духовной семинарии.

15 апр.1872 года возведен в сан архимандрита.

С 26 дек. 1875 года – ректор Костромской духовной семинарии, одновременно был преподавателем по Догматическому богословию.

27 янв.1885 года хиротонисан во епископа Михайловского, вик. Рязанской епархии.

С 10 авг.1885 года – епископ Новомиргородский, вик. Херсонской епархии.

С 16 дек.1889 года – епископ Тобольский и Сибирский.

Здесь он много потрудился в деле благоустройства Обдорской и других Северных епархиальных миссий.

17 июля 1893 года уволен на покой и назначен управляющим Раненбургской Петропавловской пустынью Рязанской епархии.

С 10 дек.1894 года – епископ Рязанский и Зарайский.

С 14 окт·1896 года – епископ Уфимский и Мензелинский.

С 14 июля 1900 года уволен на покой и снова назначен управляющим Раненбургской пустынью.

В июле 1903 года перемещен в Григорьево-Бизюковский монастырь, Херсонской епархии.

Скончался 26 сентября 1903 года в глубоком затворе в одной из башен Бизюковского монастыря.

Фельдшер Бизюкова монастыря Н. Ногачевский, хорошо знавший епископа Иустина, рассказал такой случай:

В 1919 году группа юношей задумала проникнуть в замурованный в одной из башен Бизюкова монастыря склеп, где был похоронен по завещанию епископ Иустин и надругаться над телом усопшего.

Темной осенней ночью они подошли к стене монастырской башни и стали железным ломом пробивать отверстие в склепе. Ударов в стену почти не было слышно, так как сильный ветер сгибал деревья и все вокруг гудело от непрестанного шелеста листьев.

Когда юноши пробили несколько отверстий в стене и уже предвкушали удовлетворение своего злого умысла, внезапно вырвались из этих отверстий яркие бело-фиолетовые струи огня и привели в замешательство «трудившихся». Одни из них упали на землю, другие бросились бежать, ухватившись от страха и ужаса за головы. Произошел полный переполох. Так Божия десница предохранила своего угодника от поругания.

Благотворитель и ученый, плодовитый духовный писатель – оставивший большое литературное наследство. Обладал замечательным даром слова. Еще будучи педагогом Костромской духовной семинарии, где преподавал догматику, своими воодушевленными лекциями, будил сердца слушателей, просвещая не только ум, но и сердце. Яркий проповедник и благоговейнейший епископ – аскет и затворник. Был очень скромным и многие свои произведения печатал под инициалами «А.И.” или «Е.И.» (архимандрит или епископ).

Епископ Иустин сам похоронил своего учителя, наставника, друга, отца (Архп. Иосиф скончался 10 февр.1892 г.) этого великого старца Божия – прозорливца, который 8 сентября 1864 года, служа в Пятницкой церкви г. Воронежа на Рождество Богородицы, освящая антиминсы внезапно ослеп и только сказал: «Благо мне, яко смирил мя еси Господи» – литургию окончил слепым. И потом двадцать семь лет благодушно переносил свою слепоту до своей мирной и благочестивой смерти.

Для архиепископа Иосифа епископ Иустин был ближе сына родного, и, конечно, на всю его жизнь в сане священника, монаха, епископа, ученого, проповедника, аскета, затворника и архиепископа имел громадное влияние. Под его умелым старчеством вырос и окреп писательский талант епископа Иустина, а душа его достигла духовного совершенства. Стал он благоговейным епископом и строгим монахом-аскетом, проведшим остаток дней своей жизни в глубоком затворе.

Сочинения Преосв. Иустина весьма разнообразны по содержанию и их можно разделить на четыре группы:

1. Догматические,

2. Историко-патриотические,

3. Нравоучительные и

4. Гомилетические.

Его сочинения были изданы в 12-ти обширных томах. Для примера можно указать, что только в 10-ти томах его сочинения 4500 страниц – почти 300 печатных листов. Этот громадный труд потребовал большой усидчивости.

Не останавливаясь подробно на его многочисленных сочинениях, нам хочется особо отметить его труд «Келейное правило», о котором нигде нет сведений в имеющихся в нашем распоряжении печатных и рукописных источниках, так как оно только в 1910 году посмертно было оттиснуто при Православной миссии в Корее, в журнале «Китайский Благовестник» (вып.2-й и 3-й и т.д.).

В 1886 году, еще будучи викарным епископом Новомиргородским Херсонской епархии, епископ Иустин начал свой труд «Келейное правило, которое окончил в Уфе в 1898 году 16 октября. Составлял он его по руководству всех бывших под руками святоотеческих правил. Задача этого колоссального труда, который потребовал упорной и кропотливой работы на протяжении двенадцати лет: во-первых, обнять всю область предметов, подлежащих молитве, молению, прошению и благодарению, а во-вторых, занять молитвой все время в течение уединенной монашеской жизни для стяжания духа непрестанной молитвы.

В основу «Келейного правила» епископ Иустин взял Евангелие от Матфея, гл.ХХVI, ст.41: «Бдите и молитеся, да не внидете в

напасть».

Кроме выдержки из Евангелия им приведены слова Св. Иоанна Златоуста, что «у каждого христианина должно быть правило, которым он должен руководствоваться в деле спасения своей души; должен быть и план, коему должен следовать в своей духовной жизни», затем слова Св. Василия Великого, что «молиться надобно всегда, при всяком случае, но, прибавляет он, не должно пренебрегать и уставные времена молитвы». Также взяты слова Св. Иннокентия Иркутского чудотворца: «Аще сотвориши правило без лености, то великую мзду от Бога получиши и грехам отпущение».

Это правило в особенности ценно для иноков, несущих послушание вне монастыря:

Весь круг молитв в течение суток разделен им на восемь равных частей, а именно:

Предваряя утро – 3 часа ночи,

1. Утром – 6 часов утра,

2. В третий час – 9 часов утра,

3. В шестой час – 12 часов дня,

5· В девятый час – 3 часа дня,

6. По окончании дня – 6 часов вечера,

7· При наступлении ночи – 9 часов вечера,

8. При наступлении ночи – 12 часов ночи.

Во все указанные времена должно совершать особенные молитвы здесь положенные, если у кого нет никаких должностных обязанностей. Если же препятствуют обязанности, то можно соединить в два раза, четыре утром и четыре вечером или еще как удобнее, только совершать все указанные молитвы ежедневно.

Каждая восьмая часть «Келейного правила» начинается особым эпиграфом и заканчивается молитвой св. Иоанна Златоуста, по числу часов дня и нощи, т.е. 24-х часовая молитва и в каждую часть внесено по три часа.

Для более яркого представления об этом труде считаем необходимым хотя вкратце объяснить содержание по отдельности каждой восьмой части этого «Келейного правила».

Лицам, не могущим ежедневно исполнять это правило по каким- либо причинам, как-то: неграмотностью, домашним обстоятельствам или по другим каким-либо причинам, каждая одна восьмая часть этого «Келейного правила» заменяется Иисусовой молитвой, которую нужно творить 300 раз, другими словами, за сутки Иисусова молитва должна быть исполнена две тысячи четыреста раз (300 х 8 = 2400).

Епископ Иустин предлагает подвижнику для молитвенного настроения с утра такой совет: когда проснешься представь себе, что ты опять вступаешь в хор творений Божиих, – Бога славящих и Его воле святой покорных, в природе и на небе – в чинах ангелов и святых. Устроившись так внутренно, живо представь себе Вездесущего и Всезнающего Бога, как стоящего перед тобой и готового слушать тебя. Он же приводит слова св. митрополита Димитрия Ростовского о сущности самой молитвы, что «молитва есть обращение ума и помышлений к Богу; молиться, – значит предстоять умом своим к Богу, зреть на Него неуклонно мыслью и беседовать с Ним с благоговейным страхом и упованием. Итак, собери все помышления свои и, отложив внешние попечения, представь ум свой Богу и зри на Него, но помни, что молитва без любви не бывает услышана и не бывает благотворна», а о. Иоанн Кронштадтский говорит о благотворности молитвы так: – «чтобы провести день свой весь совершенно, свято, мирно и безгрешно, для этого единственное средство – самая искренняя, горячая молитва утром по восстании от сна. Она ведет в сердце Христа со Отцем и Духом Святым и, таким образом, дает силу и крепость души против прирождений зла: только хранить сердце надобно».

Первая часть:

Молитвы, предваряющие ко утру

(3–5 час.утра)

«Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышний, возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всякую нощь».

В этой первой части перечисляется ряд благодарственных молитв, славословий и предания себя воле Божией.

Часы Св. Иоанна Златоуста:

1-й час – Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.

2-й час – Господи, избави мя вечных мук.

3-й час – Господи, умом ли или помышлением, словом или

делом согреших, прости ми,

или Иисусова молитва 300 раз.

Вторая часть:

Утренние молитвы

(в 6 час. утра)

«Заутро услыши глас мой, Царю мой и Божей мой».

Вторая часть начинается с приходного начала, затем – обычного начала. После этого, сюда внесены молитвы: молитва царя Соломона, молитва за всех ближних, молитва за врагов, о прощении грехов, тропарь с молитвою Св. Тихону Задонскому, молитва «Вопль грешной души ко Господу», тропарь Св. Димитрию Ростовскому и молитва Св. Ап. Андрея Первозванного «Поклонение Св. Кресту Господню», тропарь и молитвенное призвание Свят. Митрофана Воронежского или Свят. Иннокентия Иркутского, молитва Ефрема Сирина «О ниспослании Святого Духа».

Вторая часть заканчивается началом отходным, затем часы Св.Иоанна Златоуста.

4-й час – Господи, избави мя всякого неведения и забвения,

и малодушия, и окамененного нечувствия.

5-й час – Господи, избави мя от всякого искушения.

6-й час – Господи, просвети мое сердце, еже помрачи

лукавое похотение.

Или Иисусову молитву 300 раз.

Третья часть:

Поклонение Пресвятой Троицы

(в 9 час. утра)

«Спаси мене, спаси, Возлюбленная Троице».

В третьей части взято из творений Димитрия Ростовского «Поклонение Пресвятой Троице» и часы Иоанна Златоуста.

7-й час – Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко

Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея.

8-й час – Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да

прославлю имя Твое Святое.

9-й час – Господи, Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в

книзе животней, и даруй ми конец благий.

Или Иисусова молитва 300 раз.

Четвертая часть

Поклонение Господу Иисусу Христу.

(в 12 час. дня)

Поклонение Господу Иисусу Христу и часы Св.Иоанна Златоуста.

IO-й час – Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми, по благодати Твоей, положити начало благое.

11-й час – Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.

12-й час – Господи, небес и земли, помяни мя грешного раба

Твоего студного и нечистого, во Царствии Твоем. Аминь.

Или Иисусову молитву 300 раз.

Пятая часть

Поклонение Всесвятом.у Духу.

(в 3 часа пополудни)

«Царю Небесный Утешителю....” Поклонение Богу Духу Всесвятому, молитва к Богу Духу Всесвятому и часы Св.Иоанна Златоуста.

13-й час – Господи, в покаянии приими мя.

14-й час – Господи, не остави мене.

15-й час – Господи, не введи мене в напасть.

Или Иисусова молитва 300 раз.

Шестая часть

Поклонение Пресвятой Богородице (в 6 час. пополудни)

«Не имамы иные помощи···»

Поклонение Пресвятой Богородице, предание себя Божией Матери, ряд молитв к Ней и воззвания ко Господу Богу, взятые из Ефес.1—17—18; Сирах. гл.ХХШ; Иак.1.5–8.

Часы Св.Иоанна Златоуста.

16-й час – Господи, даждь ми мысль благу.

17-й час – Господи, даждь ми слезы, и память смертную

и умиление.

18-й час – Господи, даждь ми помысл исповедания грехов

моих.

Или Иисусова молитва 300 раз.

Седьмая часть Вечерние молитвы (в 9 час.вечера)

«Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею – жертва вечерняя».

Молитвы вечерние, начало приходное, молитвенное призывание

святых, молитва Св. Василия Великого, исповедание грехов, молитва Св.Иоанна Дамаскина, молитва Честному Кресту, псалом 90 и Часы Иоанна Златоуста»

19-й час – Господи, даждь ми смирение, целомудрие и

Послушание.

20-й час – Господи, даждь ми терпение, великодушие и

кротость.

21-й час – Господи, всели в мя корень благих, страх

Твой в сердце мое.

Или Иисусова молитва 300 раз.

Восьмая часть

Полунощные молитвы

(в 12 час. в полночь)

«Полунощи востах – исповедатися Тебе (Господи) о судьбах правды Твоея».

Полунощные молитвы, псалом 50, полунощная песнь ко Пресвятей Богородице, молитвы преп. Нила Сорского, молитва Св. Ефрема Сирина, воззвание ко Господу Иисусу Христу.

Часы Св. Иоанна Златоуста.

22-й час – Господи, сподоби мя любити Тя от всея души

моея и помышления и творити во всем волю Твою.

23-й час – Господи, покрый мя от человек некоторых, и

бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя

вещи.

24-й час – Господи, веси яко твориши, якоже Ты волиши, да

будет воля Твоя и во мне грешнем: яко благословен

еси во веки. Аминь.

Или Иисусова молитва 300 раз.

Перечислив вкратце по отдельности все восемь частей этого труда, невольно хочется отметить особенности и красоту этого «Келейного правила», где как на канве на 24-х часовой молитве Св. Иоанна Златоуста, распределенной по три часа на каждую восьмую часть, красивым рисунком идут особенные молитвы, дающие исполняющим это правило полное удовлетворение упованию, вере, надежде и любви к Богу Творцу, Иисусу Христу, Духу Святому, Святой Троице, Божией Матери, Силам Небесным и Св. угодникам Божиим.

Труды:

«Православно-христианское вероучение или Догматическое богословие».

Херсон, 1886–1887, Ч.1-II; 2-е изд.СПБ, 1902.

«Нравственное учение Св. нашего Исаака Сирина».

(Магистерская диссертация).

Ι-e изд. СПБ, 1874.

«Христ. Чтен.» 1869, 1902, 2-е изд.

«Венок на могилу Преосв. Игнатия, епископа Костромского и Галичского».

Кострома, 1883.

Полное собрание его сочинений – 12 обширных томов.

С I по 10 М.1895.

С 10 по 12 Рязань, 1896, 1897.

«Молитвенное воздыхание и размышления Св. Димитрия Ростовского и Тихона Задонского».

«Церк.печ.» СПБ, 1889.

«Сказание о Св. Василии первом епископе Рязанском».

«Пастыр. Соб.» 1895, № 22–23, стр.330–334.

«Воспоминания о Высокопреосв. архиепископе Иосифе (Богословском). «Пастыр. Соб.» 1895, № 50, стр.744–747.

«О молитве или призывании Бога – учение Св. Тихона Задонского».

М.1895.

»Палестинские вечера в Рязани».

Рязань, 1896.

«Зерцало православного исповедания Св. Димитрия Ростовского»

(в русском переводе).

СПБ, 1898.

«Жизнь во Христе».

М. 1899.

»Поучения в честь и славу Пресвятой Богородицы».

М.1900.

«Что такое жизнь и как должно жить».

СПБ, 1901.

«Догматы по Стефану Яворскому». 2-е изд.

СПБ, 1902.

«Ручная книжка православного христианина, содержащая в себе Божественные слова и речи Господа нашего Иисуса Христа».

2– е изд., СПБ, 1902.

«Преподобный и богоносный отец наш Нил, подвижник Сорский и устав его о скитской жизни».

М., 1902.

«Нерукотворный образ Всемилостивого Спаса».

М., 1904.

»Краткие поучения о посте и молитве».

М., 1906.

«Келейное правило». Окончено в Уфе 16 октября 1898 г.

(Оттиснуто при Православной миссии в Корее в 1910 г.).

«На высоте истинной и чистой христианской нравственности».

М., 1911.

"Краткие поучения о говении». (М).

«Светила Церкви”. (Отдельная монография)

«Преподобный Нил Сорский» (Отдельная монография)

«Святой Иустин философ». (Отдельная монография)

«Епископ Феодор Анкирский». (Отдельная монография)

«Епископ Климент Анкирский». (Отдельная монография)

«Святой Димитрий Ростовский». (Отдельная монография)

«Очерки основных положений христианского нравоучения».

«Мысли на каждый день года».

Проповеди.

Отзывы о трудах:

Проф. Беляев А.Д. «Отзывы о трудах епископа Иустина Полянского». «Журнал Сов. Моск. Дух. Акад.» 1899 г.

Москва, 1890, стр.55–80.

Отзыв на труд епископа Иустина Полянского.

«Догматическое бoгocлoвиe,·,

«Богосл. Библиогр. листок № 6, 1881.

Проф. Введенский А.И. «Панегерический отзыв о трудах Преосв. Иустина (Полянского), епископа Рязанского и Зарайского"· «Богосл. вестн.»,1896.

Отзыв о сочинениях епископа Иустина (Полянского).

«Народи. Образ.» книга VI, VII за 1899 г.

Проф. Бронзов A.A. «Нравственное богословие в России в течение XIX столетия».

СПБ, 1901, на 154 стр. имеется отзыв о трудах епископа Иустина.

Отзыв о трудах епископа Иустина (Полянского).

«Русск. Паломн.» 1901, № 48.

Каталог Тузова, стр.110–111.

Литература:

«Церк. Вед.” 1890, №2, стр.7.

-«- 1891, №20, стр.172.

-»- 1893, №31, стр.253.

-«- 1894, №51, стр.419.

-»- 1896, №43, стр.389.

-«- 1900, №30, стр.281.

«Приб. к ”ЦВ” 1889, №2, стр.42.

-»- 1895, №50, стр.1627.

-«- 1903, №42, стр.1634–1635.

«Пастыр. Собес.” 1895, №22–23, стр.330–334.

-»- 1895, №31–32, стр.453–455.

-«- 1895, №48, стр.699–701.

-»- 1895, №50, стр.744–747.

«Церк. Вестн.” 1891, №8, стр.138–139.

-«- 1895, №47, стр.1507.

-»- 1895, №50, стр.1627.

«Истор. Вестн.” 1895, ноябрь, стр.637–638.

«Изв. Каз Еп.”1885, № 4, стр.57.

«Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на

1894 г., стр.104.

1903 г., стр.230, 231.

«Списки архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 485, стр.72.

«Прав. Благов.” 1915, №42, стр.160, 164, 166.

Беляев А. Статья в журнале Сов. Моск. Дух. Акад. за 1889 год об епископе Иустине.

Н.H.Библиографическая заметка: сочинения Преосв. Иустина, епископа Рязанского и Зарайского. т.III-й, стр.1–456.

т.IV-й, стр.1–17, 1–344.

М.Д. Библиографическая заметка: сочинения Преосв. Иустина, епископа Рязанского и Зарайского. т.IV, стр.344. т.V, стр.363. т.VI, стр.441.

Троицкий С. «Епископ Иустин Полянский». «О чертах характера Иустина, епископа Костромского». Путешествие по святым местам Руси, ч.2-я, стр.55–57.

Булгаков, стр.1411, 1415, 1416.

БЭЛ т.VII, стб.593–595.

БЭС т.I, стб.1120.

БЭС т.II, стб.1974, 2168, 2215.

НЭС т.XX, стб.224–225 и доп. т.1а, стр.854.

Кассиан (Безобразов Сергей), епископ Катанский

Родился в 1892 г· в Петербурге.

Профессор Парижского богословского института, а затем ректор·

В 1939–46 гг. монах на Афоне.

Хиротонисан в конце 1947 года митрополитом Владимиром (Тихоницким) и епископом Сергиевским (США) Никоном (Греве) в Париже во епископа Катанского, вик. митрополита Владимира (Тихоницкого).

Автор ряда трудов издания «ИМКА” («Христианская Ассоциация Молодых Людей”)I).

Редактор нового текста Библии за границей.

(Скончался в 1965 г.)

Литература;

I) «ЖМП» 1954, №2, стр.76.

ФАМ

Заметки и дополнения Е.М.·

/” Irenikon ” v. 38, 1965, стр.101–103 (некролог)/.

/” Messager «, 1964–65, №75–76./

/Князев А. ” Kyrios ”, 1965, № 2 (некролог)/.

Труды:

«Изучение Нового Завета в Православной Церкви» (на франц.яз.).

1956, стр.29–44.

«Новый Завет», Париж, 1925.

Sergej Sergeevič wurde am 29.2.1892 in St. Petersburg als Sohn des Senators Sergej Vasil'evič Bezobrazov (Mitglied des Obersten Gerichts) geboren. 1910 beendete er das Erste Gymnasium in Petersburg mit einer Goldmedaille und 1914 die Universität, wo er an der historisch-philosophischen Fakultät studierte. 1917 legte er das Magisterexamen für allgemeine Geschichte ab. Am 21.10.1917 erfolgte seine Berufung zum Privatdozenten für Kirchengeschichte, im Herbst 1918 wurde er Lehrer an der Höheren Töchterschule für Kirchengeschichte und Religion.

Nebenbei arbeitete er ab Herbst 1914 an der öffentlichen Bibliothek, Abt. Theologie, unter Prof. A.V. Kartašev, mit dem ihn bis zum Lebensende eine enge Freundschaft verband.

Im Wintersemester 1920/21 dozierte er Kirchengeschichte an der neu errichteten Universität in Taškent, im August 1921 kehrte er nach St. Petersburg zurück. Hier wurde er durch die Sowjetmacht an der Lehrtätigkeit gehindert. Von 1921 bis 1923 lehrte er Kirchengeschichte an verschiedenen Schulen von Petrograd, ebenso an dem von M Veniamin (Kazanskij) anstelle der geschlossenen GA gegründeten Petrograder Theologischen Institut. Nach dem Prozeß für M Veniamin, dem er beiwohnte, gelang es ihm, ins Ausland zu fliehen. Er kam nach Beograd, wo er am dortigen Russisch-Serbischen Gymnasium lehrte und im «Serafimovskij Kreis” im Hause der Familie Zernovych viele spätere Freunde fand; ebenso nahm er an verschiedenen orthodoxen Jugendtreffen teil. 1924 wurde er von M Antonij (Chrapovickij) zum Lektor geweiht.

1925 war er in Paris an der Gründung des Orthodox-Theologischen St. Sergius-Instituts beteiligt. Am 1.2.1926 zog er in das Professoren-Haus ein. Zunächst arbeitete er als Sekretär des Instituts, doch seit 1926 zählte er schon zu den Professoren.

Am 20(7).6.1932 wurde er von M Evlogij zum Mönch geweiht, am 23.6. zum Ierodiakon und am 26.6. zum Ieromonach. Weihnachten 1934 wurde er Igumen, Weihnachten 1936 Archimandrit.

Dank seiner reichen Sprachkenntnisse entfaltete er eine rege wissenschaftliche Tätigkeit auf dem Gebiet des Neuen Testaments. Im Sommer 1934 lehrte er am ökumenischen Seminar in Genf, im Sommer 1937 nahm er teil an der Weltkonferenz in Edinbourgh, im Sommer 1939 an der Weltkonferenz christlicher Jugend in Amsterdam.

Im August 1939 machte er eine Wallfahrt auf den Athos und blieb hier im russischen Panteleimon-Kloster bis zum Ende des Krieges (Oktober 1945). In diesem Kloster arbeitete er an seiner Doktorarbeit: ”Mit Wasser und Blut und Geist” (über die Theologie vom Hl. Geist nach dem Johannes-Evangelium).

Nach dem Krieg nahm er, weiterhin Mitglied der «Bruderschaft vom Heiligen Berge», seine Lehrtätigkeit im Institut St. Serge wieder auf. Am 29.6.1947 verteidigte er seine Doktorarbeit am Institut.

Am 28.7.1947 empfing er durch M Vladimir (Tichonickij) die Bischofsweihe. Im September 1947 wurde er Rektor des St. Serge­Instituts und blieb es bis zum Tode. Er entfaltete eine große schriftstellerische und wissenschaftliche Tätigkeit als Professor für Neues Testament, wovon seine zahlreichen Schriften zeugen. Außerdem war er ökumenisch sehr aktiv, er nahm an der 1. Vollversammlung des ökumenischen Rates der Kirchen in Amsterdam 1948 teil. 1951, 1954 und 1958 war er beim ökumenischen Patriarchen in Konstantinopel. 1954 hielt er in Chalki Vorlesungen. 1951 besuchte er Finnland und den Nahen Osten.

1961 wurde er Dr. h.c. der Universität Thessaloniki. Schließlich wurde er als Gast zum Zweiten Vatikanischen Konzil nach Rom eingeladen. Nach der dritten Session hielt er im Herbst 1964 noch zwei Wochen Vorlesungen, dann verließen ihn die Kräfte. Er starb am 4.2.1965 in Paris.

Werke:

La Pentecôte Johannique (Joh 20,19–23), Valence-sur-Rhöne 1939, 181 S.

Christos i pervoe christianskoe pokolenie, Paris 1950, 370 S.

Carstvo Kesarja pered sudom Novogo Zaveta, Paris 1949, 50 S.; 21965.

Evangelisty как istoriki, in: Pravoslavnaja Mysl’ 1(1928) 24 S.

Principy pravoslavnago izučenija Sv. Pisanija, in: Put‘ 13 (1928) 3–18.

The Parable of the Unjust Steward (russ.),in: Vest.russ.chr.dv. 8–9(1929) 10 S.

Voskresenie Lazarja i Voskresenie Christovo, in: Put’ 16(1929)

3–18.

The Testament of Judeo-Christianity (russ.), in: Prav. Mysl’

1930,2, 45 S.

Kniga о semi pečatjach. Novejšaja literatura ob Apokalipsie, in: Put‘ 21(1930)97–128.

Cerkovnoe predanie i Novozavetnaja nauka, in: Živoe Predanie. Pravoslavie i Sovremennostf 3(Paris 1936)153–170.

The Sermon on the Mount in the teaching of the Gospel, in:

The Student World 1937,3,12 S.

L'Eglise du Christ et la Parole de Dieu, in: Die Kirche Jesu Christi und das Wort Gottes. Ein Studienbuch über das Wort Gottes als Lebensform und Lebensgrund der Kirche. Hg. von W. Zöllner und W. Stäblin. Berlin 1937, 7 S.

Novy Zavet v naše vremja (Istorija i bogoslovie), in: Put» 55(1938)20 S.

Kirche oder Reich Gottes (die Johanneische Eschatologie), in:

In Extremis 1939, 8–9.

Introduction spéciale au Nouveau Testament. (Remarques de méthodologie), in: Procès-verbaux du premier Congrès de Théologie Orthodoxe à Athènes. 29 novembre-6 décembre 1936, Athènes 1939, 8 S.

Die Lehre des Neuen Testaments von der Kirche. Eine Studie, in:

IKZ 19U0, I, 22 S.

Slavoslovie Božestvennoj ljubvi (Rom. VIII,31–33), in: Prav. Mysl‘ 5(19U7)119–129.

Vodoju i kroviju i duchom, in: Prav. Mysl» 6(1948)103–124.

Carstvo Kesarja, in: Vozroidenie 1948,1, 9 S.; Paris 1965, 50 S.

0 molitve Gospodnej, in: Prav. Mysl» 7(1949)85–104.

Theozentrismus und Christozentrismus im Neuen Testament. Vortrag in Heidelberg 1949. 9 S., hektogr.

Der Kirchenbegriff bei Paulus. Vortrag in Mainz 1949. 8 S.,

hektogr.

L'enseignement de la Bible sur la procession du St-Esprit, in: Russie et Chrétienté 1950, 3–4, 26 S.

Le Fils et les fils, le Frère et les frères (une étude de

Rom. VIII,29–30), in: Paulus – Hellas – Oikumene (un Symposium Oecuménique), Athènes 1951, 11 S.

К voprosu о postroenij molitvy Gospodnej, in: Prav. Mysl» 8(1951)56–85.

The Problem of Evil (about the question of the Devil) (russ.) 1951, hektogr.

Syny Božii, in: Vest.russ.chr.dv. 31(1954)1,4–11.

The Revision of the Russian Translation of the New Testament, in: The Bible Translator 5 (United Bible Societies. London 1954) 1, 8 S.

Verschiedenes, Predigten

On Miracle (russ.), in: The Spiritual World of Students,

Prag 1924, 4 S.

Russkij Pravoslavnyj bogoslovskij institut v Pariže, in:

Put» 1(9) (1925)128–133.

A Meeting (On the Conference at St.-Albans) (russ.), in:

Vest.russ.chr.st.dv. 3(1927) 2 S.

Vostočno-Zapadnaja naučno-bogoslovskaja Konferencija v Novom Sadu, in: Put» 19(1929) 11 S.

The Apostles St. Peter and St. Paul (russ.) , in: St. Sergius Leaflets 33(Paris 1930)7, 7 S.

The Prophecy of the Apocalypse and the Number of the Beast (russ.), ebda 52(1932) 2 , 4 S.

St. John-Cassian of Rome (russ.), ebda 64(1933) 4 S.

д Sermon on Easter-Day (russ.), ebda 77(1934) 2 S.

Christ est le Seigneur. Amsterdam. Juli 1939. Franz., engl., deutsch, finnisch.

The Eucharist in the Orthodox Church, in: The Student World

1939,2, 9 S.

I simerini katastasis tis Orthodoxou Ekklisias en ti Sovietiki Rossia, in: Christianika Grammata, Athènes 1940.

Address on the occasion of his consecration as Bishop of Catania (russ.), in: Cerk. Vest. (Paris 1948)8, 4 S.; franz., in: Russie et Chrétienté (Paris 1948) 3–4, 33–37, 37–38.

Moja poezdka v Belgiju, in: Cerk.Vest.Zap.Ev.Ekz. 1948,12,

11–12.

The Light of the Resurrection (russ.), in: Russ. Mysl’ Nr. 55, V. 30.4.1948, 2 S.

Moi vstreči v Germanii, in: Cerk.Vest.Zap.Ev.Ekz. 1949,18,4–9.

Allocution, le 12. févier 1947, in: Russie et Chrétienté 1948,3,31–33.

Allocution, le 12. févier 1948, ebda 37–38.

Allocution prononcée à 1*occasion de la fête des Trois Docteurs (12. févier 1949), ebda 1949,1–2, 58–59.

Sermon, in: Vers lfUnité Chrétienne 1954,60,13–14.

Predigt zum Fest der hll. Drei Hierarchen (1951) (griech.), in: Orthodoxia 1952,1, 5 S.; 1953,4, 4 S.

Speech at the Inauguration of Women’s Theological Course in

Paris (russ.), in: Word of the Church (Russ. Mysl’) Paris Dez. 1949.

Slovo na prazdnovanii jubileja (30.4.1950), in: Cerk.Vest.Zap. Ev.Ekz. 1950,25,4–9.

University Sermon. 25—11—1951, in: Cambridge Review, 1950–1951.

3– III. LXXII; in: The Approach to Christian Unity, ed.

W. Heffer and Sons. Cambridge 1951.

The Cross of Christ (griech.), in: Apostolos Andreas 1952,

Nr. 63 und 64.

Buchbesprechungen, Nachrufe

The New Testament. New Books (Smith and Chaîne) (russ.), in: Prav. Mysl’ 1928,1, 4 S.

Kniga о semi pečatjach. Novejšaja literatura ob Apokalipse, in: Put* 21(1930)97–128.

D.S. MereSkovskij, Iisus neistvestnyj, in: Put‘ 42(1934)80–87.

L. Gillet, Jesus of Nazareth According to Historical Data (russ.), in: Put» 48(1935) 5 S.

Three Figures. (In Memory of Rev. T. Nalimoff, I.P. Scherboff and Rev. Mother Catherine) (russ.), in: Vozrofcdenie vom 18. u. 19.1.1926, Paris.

In memoriam of Father A. Neliouboff (russ.), in: Vest.russ. chr.st.dv. 1938, Nr. 2, 3 S.

Thirty Years (in Memoriam of the Tsarfs Family) (russ.), in: Russ. Mysl» Juli 1948.

In Memoriam K.V. Motchulsky (russ.), in: Russ. Mysl’ Nr. 51, 2.4.1948, 3 S.

Rodoslovie ducha. Pamjati K.V, Močul'skago, in: Prav. Mysl’ 7(1949) 10 S.

The Trial of Metropolitan Benjamin (russ.), in: Word of the Church (Russ. Mysl’) Paris Juni-August 1949, 145, 153,

161.

Archiepiskop Chrisanth, in: Cerk.Vest.Zap.Ev.Ekz. 1949,21, 30–31.

Pamjati episkopa Ioanna, ebda 1951,28,2–3.

Michail Michailovič Osorgin (29.10.1950), ebda 1951,28,19–20.

Pravoslavnyj trud ob Apokalipse (Rez.), ebda 1951,30,8–12.

Pamjati G.P. Fedotova, ebda 1951,33,12–15.

In Memoriam of G.L. Losinsky (russ.), in: Vozroždenie 23 (Sept.–0kt. 1952) 2 S.

L.A. Zander, Vision and action: the problem of oecumenism (Rez.), ebda 1953,41,23–27.

WerKe (nach 1954)

Christianstvo i pervoe christianskoe pokolenie. Paris 1950; 21965, 270 S.

Saint Pierre et l'Eglise dans le Nouveau Testament, in:

Istina 3(1955)261–304.

C.H. Dodd, The interpretation of the Forth Gospel (Rez.), in: Prav. Mysl’ 10(1955)140–151.

C. Spicq, L'Epître aux Hébreux (Rez.), ebda 152–154.

0. Cullmann, Saint Pierre, disciple-Apotre-martyr (Rez.), ebda 155–156.

Jésus le Précurseur, in: Theologia 27(1956)104–122.

L'étude du Nouveau Testament dans l'Eglise orthodoxe, in:

Bulletin de la Faculté libre de théologie protestante de Paris, Nr. 55, Sept. 1956.

Tajna Very (К voprosu о tekst» Mk. 9,23), in: Cerk.Vest. 1957, 66,61–68.

The Family of God, in: Ecum. Rev. 9(1957)129–142.

Smert» Pastyrja (K ponimaniju In. XXI,18–19), in: Prav. Mysl» 11(1957)85–99; (engl.) John XXI, in: NTS 3(1956)132–136.

Anton Vladimirovič Kartašev, in: Prav. Mysl’ 11(1957)9–16.

La Bénédiction de l'eau de l'Epiphanie à la lumière du Nouveau Testament, in: Irénikon 31(1958)5–18.

Autor de la Convocation du Concile Oecuménique, in: Le Messager Orthodoxe 6(1959)9–13.

Das Studium des Neuen Testamentes in der Orthodoxen Kirche, in: Kyrios 1(1960/61)22–39.

Concile Romain et unité chrétienne, in: Messager Orth. 13 (1961)1,2–8.

Paroles orthodoxe autour du Concile, in: Irénikon 34(1961) 232–237.

La présence de l'église d'orient en occident et son influence, in: L'église en dialoge, Paris 1962, S. 62–102.

La prière dans le Nouveau Testament, in: VIIIe Semaine litur­gique Saint-Serge, Paris 1963 (Lex orandi no. 35).

La prière des Heures, Paris 1963, 334 S.

Literatur:

Cerk.Vest.Zap.Ev.Ep. 1932,7,2.

Cerk.Vest.Zap.Ev.Ep. 1935,1,3.

Cerk.Vest.Zap.Ev.Ep. 1937,1,7.

N. Kulomzin, Pamjati episkopa Kassiana (29.2.1892–4.2.1965), in: Vest.russ.ehr.dv. 77(1965)42–50; Pensée Orth. 1(1966) 107–124.

List of the Writings of Professors of the Russian Orthodox Theological Institute in Paris. 1925–1954. Paris o.J.,

S. 17–21.

In Memoriam des hochwürdigsten Herrn Bischofs Kassian von Katanien, in: Kyrios 5(1965)103–107 (mit Grabrede des Erzpr. Alexis Knjazeff).

Mgr. l'Eveque Cassien (1892–1965), in: Irénikon 38(1965) 101–103.

IKZ 40(1950)73; 55(1965)134.

Kirche im Osten 9(1966)11–12.

G. Seide, Geschichte der R0K im Ausland 291f.

Cerk.Vest.Zap.Ev.Ekz. 1947,9,16.

Poezdka Ep. Kassiana v severnyja strany, in: Cerk.Vest.Zap.Εν. Ekz. 1954,6,24–26.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

Комментарии для сайта Cackle