Источник

Павел (Доброхотов Прокопий Нилович), еп. Олонецкий и Петрозаводский

Родился I июня 1807 года в семье священника с.Большой- Ламовицы, Тамбовской епархии. (У Родосского «Словарь воспитан. СПБ дух. акад.» на стр.337 ошибочно указан год рождения 1814-й. См. «Приб. к «ЦВ» 1900., № 20, стр.798).

В 1833 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1837 году – СПБ духовную академию и определен учителем Литовской духовной семинарии.

15 декабря того же года утвержден в степени магистра богословия и профессора.

2 ноября 1847 года пострижен в монашество, 8 ноября рукоположен во иеродиакона, а 9 ноября – во иеромонаха.

15 июля 1849 года возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полоцкой духовной семинарии и настоятелем Полоцкого Богоявленского монастыря.

21 августа 1851 года – ректор Рижской семинарии.

15 декабря 1855 года – ректор Екатеринославской духовной семинарии.

29 января 1859 года – ректор Могилевской духовной семинарии и настоятель Могилево-Братского монастыря.

23 апр.1863 года – ректор Вятской духовной семинарии.

21 августа 1866 года хиротонисан во епископа Вологодского.

С 7 июля 1869 года – епископ Псковский и Порховский.

С 23 января 1882 года – епископ Олонецкий и Петрозаводский.

В 1887 году праздновал свой 50-летний юбилей служения Церкви Божией в священном сане.

В 1891 году – 25-летие в епископском сане.

21 октября 1897 года уволен на покой и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря.

Скончался 23 апреля 1900 года, 93-х лет от роду.

Духовный писатель, археолог, ценитель и собиратель древностей.

Его имя тесно связано с историческим и достопамятным событием воссоединения униатов с православием в Западном крае в1839 году, так как начало его деятельности относится к этомувремени.

По национальности русский, с отличными дарованиями и прекрасным богословским образованием, он всецело отдался этому великомуделу, когда оно еще начиналось и был одним из сподвижников и сотрудников митрополита Иосифа (Семашко). Сначала в качестве наставника, новой тогда в Литве, духовной семинарии, а затем, по принятии монашества, в которое пострижен самим митрополитом Иосифом, в качестве начальника духовно-учебных заведений.

Хороший ценитель и собиратель древностей. Им собрана почти вся древнепечатная книга “Триодь Постная“, напечатанная в Кракове в 1491 году, Швайпольтом Феолем. Она дорога, как одна из новинок (инкунабулы)2 церковно-славянской печати. Многим трудом собранная по листикам, эта древность приведена в надлежащий вид, переплетена и пожертвована в СПБ Академию с надписью археологическо-библиографического характера.

В 1897 году он пожертвовал Виленскому Свято-Духовскому братству собранную им коллекцию документов от 1585 по 1663 гг.

После его смерти осталась библиотека, в которой находились акты исторической ценности и несколько очень интересных рукописей, как, например, документы, относящиеся к Литовской унии и другие акты.

Известные труды:

“О сынах пророческих», (магистерская диссертация).

«Речь по поводу празднования в Печерах 300-летия чудесной защиты

Псково-Печерского монастыря при осаде его войсками Стефана

Батория, сказанная в том же монастыре пред панихидой“.

Псков, 1882.

«Слово в память столетнего дня рождения блаженной памяти Высокопр.

Евгения, б.епископа Вологодского, а потом митрополита Киевского“.

“Вологод.Еп.Вед.» 1868, № I.

«Кое-то из прежних занятий».

Псков, 1872.

«Трехсотлетний юбилей славной защиты Пскова во время осады его королем Стефаном Баторием в 1581».

Псков, 1881.

«Летописное разъяснение о владычных палатах в Пскове, построенных архп. Новгородским и Псковским Макарием».

Псков, 1881.

Литература:

“Церк.Вед.» 1889, № 3, стр.59.

-“- 1897, № 44, стр.401.

“Приб. к «ЦВ” 1900, № 20, стр.798.

-“- 1900, № 24, стр.962–964.

“Церк.Вестн.» 1891, № 36, стр.576.

-“- 1900, № 17. Некролог.

“Церк.Моск.Вед.” 1900, № 18.

“Моск.Вед.» 1900, № 149.

“Литов.Еп.Вед.» 1891, № 37.

-“- 1897, № 25.

“Олон.Еп.Вед.» 1900, № 10.

“Гродн.Еп.Вед.» 1906, № 38, стр.1025.

“Истор.Вестн.» 1908,июль, стр.88–89, 91.

-“- 1908,август, стр.454.

-“- 1908,июнь, стр.1077.

“Мисс. Календарь» 1901, т.I, стр.145.

“Труды К.Д.А.» 1888, сент., стр.200–208.

“Самар.Еп.Вед.» 1868, № 10, стр.214–215.

“Изв.Каз.Еп.» 1882, № 8, стр.161.

“Состав Св.Прав. Всер. Син. и Рос.Церк.Иерархии

на 1900 г.», стр.214–215.

«Списки архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 391, стр.54–55.

Надеждин А. кафедр, прот. «Некролог».

Савва Преосвящ. «Автобиография», т.III, стр.364.

т.IV, стр.739.

Киприонович. «Жизнь митр.Иосифа (Семашко)», стр.86, 143.

Кулжинский. «50-летие службы Преосв.Павла (Доброхотова)». Харьков, 1884.

Родосский А. «Словарь воспитан. СПБ дух. акад.» стр.336–339·

Денисов, стр.697.

Булгаков, стр.1397, 1407, 1410.

Толстой, стр.49, 391.

“Юбилейныйсборник». М. 1914, стр.579, 580, 582.

БЭС т.1, стр.542.

БЭС т.II, стр.1699, 1936.

БЭЛ т.III, стр.716.

НЭС 1906, т.II, стр.368.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 89.

* * *

2

Латин. “incunabula"- колыбель, годы младенчества – первые книги, отпечатанные с наборных форм за время от изобретения книгопечатания до 1500 г.

Словарь иностр. слов. Москва, 1956, стр.274.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с.

Комментарии для сайта Cackle