Источник

Стефан (Архангельский Николай), архп.Курский и Обоянский

Родился 22 июля 1861 года в Пензенской епархии.

В 1885 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Симбирского духовногоучилища.

С 1891 г. занял совместно должность преподавателя Симбирской Мариинской женской гимназии.

С 1896 года – преподаватель Кутаисской духовной семинарии.

В 1897 году удостоен степени магистра богословия.

3 июня 1898 года рукоположен в сан иерея, целибатом и назначен инспектором той же семинарии.

27 ноября 1899 года пострижен в монашество.

В 1900 году возведен в сан архимандрита и назначен ректором Тифлисской духовной семинарии.

27 января 1902 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Хиротония состоялась в Исаакиевском соборе в С.-Петербурге. Чин хиротонии совершали: митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний, в соучастии с Феогностом, митрополитом Киевским и Галицким и др.святителями.

С 29 апр.1904 г. – епископ Могилевский и Мстиславский.

Избран почетным членом Казанской духовной академии.

4 октября 1911 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Курским и Обоянским.

12 января 1912 года удостоен степени доктора богословия.

Скончался 18 июня 1914 года после операции ноги.

Духовный писатель. Ученый аскет, он еще на студенческой скамье отличался высокой религиозной настроенностью и особенной ревностью к охранению строго-церковного порядка жизни. Его смущало сокращенное исполнение утренних и вечерних молитв, и он любил ходить на молитву в монастырские и приходские храмы к ранним литургиям и к вечерним богослужениям. Его возмущало легкое нарушение установленных Православною Церковью постов, и он, еще не будучи монахом, а только болея душой за легкомысленное явное нарушение церковной дисциплины, предпочел уйти из академического общежития на частную квартиру, чтобы иметь возможностьпроводить строгую христианскую жизнь ученого отшельника. Все его духовные интересы преимущественно сосредотачивались на изучении церковной литературы, особенно же на изучении творений любимого им русского святителя-проповедника Иннокентия Херсонского. Над переработкой нравственно-христианских поучений этого великого святителя в научную систему православно-христианского нравственного богословия трудился всю свою жизнь.

За свое строгое отношение к духовенству был прозван “лютым“. Священный Синод всегда посылал его в качестве ревизора в те епархии, где требовалась строгая ревизия.

Труды:

«Речь при наречении его во епископа 23 нв.1902 г.»

«Приб. к «ЦВ» 1902, № 4, стр.127.

«Слово на день Нового 1909 года».

«Приб. к » ЦВ» 1909, № 10, стр.445.

«Послание Преосв.Стефана епископа Могилевского и Мстиславского» «Приб. к «ЦВ» 1909, № 10, стр.445–446.

«Слово в неделю 21-ю».

«Приб. к «ЦВ» 1910, № 48, стр.2077–2080.

«Слово в неделю 32-ю».

«Приб. к «ЦВ» 1912, № 4, стр.119.

«Слово в день 300-летнего юбилея дома Романовых».

«Приб. к «ЦВ» 1913, № 9, стр.377–381.

«Предложение Курской духовной консистории (относительно абортов)». «Приб. к «ЦВ'1914, № 12, стр.621–625.

«Старо-Харьковская Куряжская обитель и ее Георгиевско-ПетроПавловский храм (1678–1903 гг.).

1904.

«Слова и речи преосвященного Стефана, еп.Сумского».

Харьков, 1904.

«Таинства и обряды Православной Церкви». 1904.

«Крамолы и революция, по поучениям Иннокентия, архиепископа Херсонского». 1907.

«К вопросу о системе православно-христианского нравоучения».

1910.

«Война и христолюбивые воины, по поучениям Иннокентия архиепископа Херсонского». 1907.

«Православно-христианское учение о храме и обязанностях христианина по отношению к храму».

По сочинениям Иннокентия, архп.Херсонского».

1902.

«Мысль Высокопр.Иннокентия, архп.Херсонского, об иночестве и обителях иноческих"·

1903.

“МыслиИннокентия, архп.Херсонского, о величии и благоденствии России». Изд.2-е. 1907.

“Иннокентий архп.Херсонекий, как учитель христианской нравственности». Изд.2-е, 1907.

“Задача: содержание и план системы православно-христианского нравоучения».

Симбирск, 1894.

“К вопросу о программе по Нравственному богословию в духовных семинариях». 1907.

“Православно-христианское нравственное учение по сочинениям Иннокентия, архп.Херсонского».

(Докторская диссертация), в 2-х томах, 1907.

Отзывы проф.В.А. Никольского и проф.К.Г. Григорьева об этом сочинении см."Прав.Собес.» 1914, декабрь, приложение I, стр.3, 24 и проф.А.Бронзова см. «Приб. к «ЦВ» 1907, № 25, стр.1014.

“Речьпред Св.Синодом и членами Предсоборного Присутствия».

1906.

“К реформе наших духовно-учебных заведений». 1905.

“К каноническому устройству Российской поместной Церкви». 1906.

«Опыт систематизации христианского нравоучения по сочинен. Иннокентия, архп.Херсонского» (курсовое). «Прав.Собес.», 1914, дек., стр.28 (отчет).

Литература:

«Церк. Ведом.» 1901, № I, стр.5.

-«- 1902, № I, стр.2.

-»- 1904, № 18–19, стр.177.

-«- 1911, № 42, стр.327.

«Приб. к «ЦВ» 1902, № 5, стр.169; № 4, стр.127–129.

-»- 1904, № 18–19, стр.692.

«Церк.Вестн.» 1904, № 44, стр.1398, 1400.

-«- 1910, № 5, стр.139.

Булгаков, стр.1404, 1415, 1416.

БЭС т.II, стб.1503, 1582, 2119.

«Русс.Паломн.» 1904, № 44, стр.380–381.

-»- 1912, № 12, стр.191.

-«- 1914, № 27, стр.433, 436.

«Мисс.Календ.» 1907, стр.138.

«Прав.Собес.» 1900, март, стр.5.

-»- 1901, март, стр.17.

-«- 1902, март, стр.15.

-»- 1905, июль-авг., стр.29.

-«- 1907, март, стр.409.

-»- 1907, сентяб., стр.436.

-«- 1907, декаб., стр.867.

-»- 1911, декаб., стр.782.

-«- 1912, декаб., стр.29 (отчет.)

«Прав.Собес.»1913, декаб., стр.836.

-«- 1914, февр., стр.1, 2, 4.

-»- 1914, март, стр.556.

-«- 1914, нояб., стр.7, 8, 14, 16.

-»- 1914, декаб., стр.25–28.

«Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1910 год»,

стр.188–189.

«Изв.Каз.Еп.» 1911, № 27–28, стр.839–840.

-«- 1914, № 14, стр.425.

-»- 1914, № 26, стр.776.

«Отдых христиан.» 1908, авг.-сент., стр.59.

«Прот. зас.Сов.Каз. Д.А.» за 1912 год, стр.3–4.

N· Rklickij, Žizneopisanie III, 123f.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

Комментарии для сайта Cackle