Библиотеке требуются волонтёры

В день памяти Преподобного Сергия Радонежского

Источник

Христос Спаситель основал на земле Свою Святую Церковь, чтобы люди, принадлежащие к ней, могли усваивать Его искупительные заслуги и чрез это унаследовать вечную блаженную жизнь. По учению святого апостола Павла, Христос является Главою Церкви, сама же Церковь составляет мистическое тело Христа (Еф. 1:22, 23; Кол. 1:24). «Святая Церковь, – по словам епископа Феофана Затворника, – не обыкновенное человеческое общество, а есть тело, состоящее под главою – Христом Господом, Духом Святым руководимое и благоволением Бога Отца объемлемое».

Святые отцы и учители Церкви сравнивают ее со спасительным кораблем, который, плавая по бурному житейскому морю, доставляет всех, кто находится на этом корабле, в тихую пристань – Царство Небесное. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Так сделал Христос. Пустив Церковь носиться по вселенной, как корабль по морю, Он не уничтожил волнения, не утишил море, но обезопасил корабль; тогда как везде восстали народы, подобно яростным волнам, и злые духи нападали на нее, как буйные ветры, и со всех сторон поднималась буря, Он доставлял Церкви великую тишину и, что поистине удивительно, не только буря не потопила корабля, но еще корабль укротил бурю...» «Таково величие Церкви, – говорит тот же Святитель, – когда нападают на нее, она побеждает, когда злоумышляют против нее, она преодолевает, притесняемая, она прославляется, получает раны – и не изнемогает, среди ярости волн не утопает, в порывах бури не терпит кораблекрушения...» Святой Тихон Задонский учил: «Уподобляется Церковь Христова «кораблю», который на море мира сего плавает и к тихому вечного покоя пристанищу стремится. Якоже бо корабль на море волнами, тако Церковь Христова в мире сем бедами искушений непрестанно обуревается, но не погружается. Кормчий сего спасительного корабля есть Сам Христос, Сын Божий...».

Святая Церковь со времен святых апостолов является носительницей великих духовных даров, необходимых человеку для спасения. «Что бы тебе ни нужно было для спасения, всё то найдешь в ней – и только в ней. Помимо ея и Сам Господь не дает тебе благ. Так благоволил устроить Сам Он. Став Главою Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие Тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет», – говорит епископ Феофан Затворник.

Сокровищами Святой Православной Церкви являются Священное Писание, Священное Предание, святые спасительные таинства и обряды, богослужение и весь многовековой опыт Церкви, отраженный в писаниях её верных сынов – святых отцов и подвижников благочестия. В Церкви Христовой всегда пребывает Дух Святой, Который через архипастырей и пастырей, имеющих апостольское преемство, дает всем православным христианам благодатные силы к новой жизни во Христе. Принимая в свое лоно человека земного и грешного, Церковь освящает его, возводит на высоту святости и богоподобия. Бесчисленные сонмы святых дают примеры того, какого совершенства могут достигнуть христиане, пребывая в Православной Церкви.

Русская Церковь, прославляя одного из своих великих угодников – Преподобного и богоносного авву Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца, особенно ярко свидетельствует это. Преподобный Сергий всю свою жизнь был верным сыном Православной Церкви, духовно породившей его в таинстве святого Крещения. В обстановке истинной церковности прошла его юность, и храм был местом постоянного его пребывания. Слово Божие и молитва с юности питали его душу. Псалтирь – книга, по которой обучался он грамоте. Жития святых – книги для чтения, в которых он черпал для себя примеры неуклонного следования за Христом. В Житии святого Сергия говорится, что он «помышляше во уме жития великих святых, иже в плоти живуще на земли ангельски пожиша, реку: Антония Великого, Евфимия, Савву Освященного, Пахомия ангеловидного, Феодосия общежителя и прочих. Сих житию и нравам удивлялся блаженный, како плотяни суще бесплотныя враги победиша, ангелом служители быша... Сих жития на сердци имея, блаженный моляшеся Святыя Троици, дабы невъзвратно по стопам сих преподобных отец шествовати».

В двадцатитрехлетнем возрасте приняв монашеский чин, Преподобный Сергий всего себя отдает служению Святой Церкви. Затем он принимает священный сан и становится игуменом основанной им обители и духовным руководителем многих иноков и мирян. Служа Святой Церкви, он раскрывает свое сердце ее духовным сокровищам. Церковь взрастила в душе своего великого сына многие и чудные добродетели, и прежде всего любовь к Богу, ближним и Родине. Постоянно возгревая в себе дар любви, авва Сергий шел навстречу всем обиженным и обездоленным, примирял ссорящихся, исцелял немощных, водворял мир среди враждовавших князей, воодушевлял своих соотечественников на защиту Родины и Православной Церкви от иноверных поработителей. Всей своей жизнью он призывал людей быть истинными чадами Православной Церкви и в ней созидать свою духовную жизнь, свое спасение.

Братья и сестры! И мы с вами являемся членами Православной Церкви. «Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Он руководит Своей Церковью и через нее и поныне дарует человеку всё, что необходимо для жизни вечной. «Ищешь ли возрождения? Его найдешь в Святой Православной Церкви. Она, и только она, породит тебя водою и Духом в таинстве Крещения. Дар Духа Святого желаешь получить? Приступи к Святой Православной Церкви. Она, и только она, преподаст Его тебе в таинстве Миропомазания. Чувствуешь необходимость принести раскаяние в грехах своих и уврачевать душевные раны свои? Иди в Святую Православную Церковь. Она, и только она, через пастырей своих подаст тебе прощение грехов и исцелит раны души твоей в таинстве Покаяния. Жаждешь теснейшего общения со Христом? Иди в Святую Православную Церковь. Она, и только она, даст тебе вкусить истинное Тело и Кровь Господа Бога. Ищешь положить благодатную основу своему семейству? Православная Церковь доставит тебе это благо, освятив брачный союз твой в таинстве Брака. Немоществуешь телом и душой и ищешь врачевания? Обратись к Святой Православной Церкви, она доставит тебе и это благо с отпущением грехов в таинстве Елеосвящения» (Епископ Феофан Затворник).

В Православной Церкви, по слову Христа Спасителя, сказавшего: «Созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей» (Мф. 16:18), сохраняется и поныне полнота истины. Святой Ириней Лионский говорит: «Не требуется у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, в полноте положили в нее всё, что принадлежит истине, так что каждый, кто бы ни пожелал, получает от нее питие жизни. Ибо она есть дверь жизни». Если мы с вами до конца дней своих пребудем верными чадами Православной Церкви, свято храня и исполняя все её заветы, то унаследуем вечную жизнь. Кто уходит из Церкви, тот далек от пути спасения, ибо, по словам святого Киприана Карфагенского, «кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». А блаженный Августин учил: «Кто не между членами Христовыми... тот не может иметь христианского спасения. Можно петь аллилуйя, отвечать аминь, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святого Духа и проповедовать её, но нигде, кроме Православной Кафолической Церкви, нельзя найти спасение».

Прославляя Преподобного Сергия, обратимся к нему с горячей молитвой: «Благодать, данную ти от Бога, сведуще, тебе присного нашего милостивого отца прилежно просим, пролей ныне теплую твою молитву о нас, грешных, ко Господу, яко да презрев вся наша согрешения... Церковь свою святую от распрей и расколов непозыблему да сохранит, обилие всяких плодов земли да дарует, и вся православные христианы да спасет и помилует...». Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас! Аминь.

Игумен МАРК (Лозинский), профессор МДА

Поучение в Неделю святых отцов

Святой апостол Павел в 11-й главе Послания к евреям, из которой взято апостольское чтение нынешнего воскресного дня, раскрывая понятие веры (ст. 1, 2), говорит, что в вере свидетельствованы были древние, и приводит примеры из жизни ветхозаветных праведников: Авеля, Ноя, Авраама, Исаака, Моисея и других. Победители царств и творцы правды, они умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные и радовались (ст. 13). Они стремились к лучшему, то есть к небесному, – говорит о них апостол (ст. 16).

Мы – последователи Христа, наследники этих обетований. Такова основная мысль апостола.

Вера – это осуществление ожидаемого, уверенность в невидимом (ст. 1). Наставление святого апостола вышних ищите, идеже Христос, особенно близко и дорого нам. Стремление к небесному превыше всего, ибо ничто земное не достойно человека, созданного по образу и подобию Божию. Взирая на мир очами веры, мы обретаем крылья духа, которые поднимают нас над суетой и скорбями. Христос препобедил смерть. Ликуй, душа, наследница небес, приснотекущий нетления источник открылся с Воскресением Христовым.

Ветхозаветные праведники, о коих говорит ныне апостол, только издали видели обетования и радовались благам, дарованным нам благостью Божией, по вере нашей в пришедшего на землю нас ради, человек, и нашего ради спасения – Христа, Сына Божия. И нам дано войти в радость Господа своего.

Да будет вера наша во Христа Искупителя свидетельством нашего стремления быть достойными исполнившихся с пришествием Христовым обетований ветхозаветным праведникам, ибо верен Обещавший нам спасение. Будем и мы верны Ему до конца дней наших. Аминь.

Михаил,

Архиепископ Казанский и Марийский


Источник: Марк (Лозинский), игумен. В день памяти Преподобного Сергия Радонежского // Журнал Московской Патриархии. 1973. № 12. С. 34-36.

Комментарии для сайта Cackle