Азбука веры Православная библиотека епископ Мефодий (Кульман) Пастырские наставления. Духовное наследие архипастыря храма Христа Спасителя во Франции
Распечатать

епископ Мефодий (Кульман)

Пастырские наставления. Духовное наследие архипастыря храма Христа Спасителя во Франции

Содержание

Российскому читателю

Предисловие к парижскому изданию

На пути христианской жизни Архиерейское служение «Всякое ныне житейское отложим попечение…» Грех О грехе Господи, помилуй! Духовная борьба Икона церкви торжествующей Об иконах в нашем храме «Господь грядущий» Нищий О милосердии О милостыне О разделениях Обстоятельства жизни Перед началом учебного года Пища и питье Реклама зла С Богом мы или против Него? Слава Богу Слово детям в день причастия Сокровище Храм. Приход Христианин Проскомидия Целование Евангелия Месячная минея Часы богослужения «Чаю воскресения мертвых...» Чьи мы? В кругу церковного года 8/21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы 13/26 сентября. Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме Неделя пред Воздвижением 14 /27 сентября. Воздвижение Креста Господня 23 сентября / 6 октября. Зачатие Святого Иоанна Крестителя 1/14 октября. Покров Божией Матери 5/18 октября. День памяти Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских и всея России чудотворцев. Служение Отечеству Память святых отцов VII Вселенского Собора. Об иконопочитании 22 октября / 4 ноября. Казанская икона Божией Матери 24 октября / 6 ноября. Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» 8 / 21 ноября. Собор Архистратига Михаила 21 ноября / 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы Рождественские песни 6 / 19 декабря. День Святителя Николая Чудотворца 9/22 декабря. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» Неделя святых Праотец 20 декабря / 2 января и 29 января / 11 февраля. Память священномученика Игнатия Богоносца Перед праздником Рождества Христова 24 декабря / 6 января. Навечерие Рождества Христова 25 декабря / 7 января. Рождество Христово 26 декабря / 8 января. Собор Божией Матери После праздника Рождества Христова 29 декабря / 11 января. Память 14 тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных 1 / 14 января. Слово на Новый год 6/19 января. Крещение Господне Отдание Крещения Господня 2 / 15 февраля. Сретение Господне Недели подготовительные к Великому посту Накануне Великого поста Прощеное воскресенье Великий пост Весна постная 25 марта / 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы Вход Господень в Иерусалим У Святого Креста У Плащаницы Перед Плащаницей Христос Воскресе! После Пасхи В Пасхальное время Вознесение Неделя святых отец I Вселенского Собора Пятидесятница День Святого Духа В день памяти всех святых Неделя всех святых В день памяти всех святых, в земле Российской просиявших 21 мая / 3 июня. День равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены 4/17 июня. Память преподобного Мефодия Пешношского 29 июня / 12 июля. Память святых апостолов Петра и Павла 15 / 28 июля. День святого равноапостольного Владимира 1 / 14 августа. День Всемилостивого Спаса 6 / 19 августа. Преображение Господне Успенским постом 15 / 28 августа. День Успения Божией Матери 16 / 29 августа. Праздник Нерукотворенного Образа Спасителя Со страниц Евангелия Иерехонский слепец. (Лк. 18:35–43) Закхей. (Лк. 19:1–10) Мытарь и фарисей. (Лк 18:1–14) Блудный сын. (Лк. 15:11–32) Неделя о страшном суде. (Мф. 25:31–46) Исцеление слепорожденного. (Ин. 9:1–38) Исцеление слуги сотника. (Мф. 8:5–13) Исцеление расслабленного. (Мф. 9:1–8) Чудо хождения по морю. (Мф. 14:22–34) Исцеление бесноватого отрока. (Ин. 17:14–24) Притча о должниках. (Мф. 18:23–35) Притча о злых виноградарях. (Мф. 21:33–42) Исцеление дочери хананеянки. (Мф. 15:21–28) Неделя 17-я по Пятидесятнице Чудесный лов рыбы. (Лк. 5:1–11) Неделя 18-я по Пятидесятнице Воскрешение дочери Иаира. (Лк. 8:41–56) Неделя 20-я по Пятидесятнице Притча о сеятеле. (Лк. 8:5–15) Неделя 31-я по Пятидесятнице Притча о добром самарянине. (Лк. 10:30–37) Неделя 25-я по Пятидесятнице Притча о богаче и житницах. (Лк. 12:16–21) Неделя 26-я по Пятидесятнице Притча о званых на вечерю. (Лк. 14:16–24) Неделя 28-я по Пятидесятнице Притча о богаче и Лазаре. (Лк. 16:19–31) Неделя 22-я по Пятидесятнице Исцеление десяти прокаженных. (Лк 17:12–19) Неделя 29-я по Пятидесятнице Из жизни прихода храма Христа Спасителя в Аньере (1932–1974) Начало жизни прихода Престольный праздник Аньерского храма Приветственное слово митрополиту Евлогию в 1937 году Трудное время войны После покупки церковного дома Благоустроение храма Несколько мыслей о приходе По кончине графини Марии Николаевны Толстой на литургии в воскресенье 30 октября 1948 года Перед отпеванием графини Μ. Н. Толстой 3 ноября 1948 года 25-тилетие храма На Святой Земле От издателей О подготовительной поездке в Святую Землю в 1951 году Паломничество на Святую Землю Из слова при возвращении со Святой Земли Из воспоминаний одного из паломников Из писем епископа Мефодия Журнал «Вечное» Памяти Преосвященного Мефодия, епископа Кампанского († 1974) Воспоминания Владыки Евлогия об Аньерском приходе Вечная память Из завещания Преосвященного епископа Кампанского Мефодия  
 

Храм Христа Спасителя в Аньере

Российскому читателю

Автор книги «Пастырские наставления» – Преосвященный Мефодий (в миру Владимир Николаевич Кульман; †1974), епископ Кампанский, более 42 лет настоятельствовал в православном храме Христа Спасителя в Аньере – пригороде Парижа.

Непросто складывалась судьба епископа Мефодия. После октябрьского переворота 1917 года он вместе с родителями был вынужден покинуть Россию и после долгих скитаний по Европе обосновался в Париже, в среде русских эмигрантов.

По окончании историко-филологического факультета Пражского университета, сознавая, каким жестоким гонениям подверглась Русская Православная Церковь, и всей душой стремясь помочь ей в этих страшных испытаниях, он по благословению Пражского Владыки Сергия (Королева) поступил в Богословский институт в Париже и еще до его окончания принял монашеский постриг от Высокопреосвященнейшего митрополита Евлогия, имевшего огромный авторитет среди русских эмигрантов во Франции и во многих других странах, в которые ветрами революционных бурь были занесены сотни тысяч обездоленных русских людей.

В 1931 году митрополит Евлогий назначил епископа Мефодия, тогда иеромонаха, настоятелем только что основанного в Аньере русского православного прихода, у которого еще не было церкви, но было огромное желание создать храм Христа Спасителя в память одноименного храма в Москве, предстоящее разрушение которого вызывало глубокую скорбь у русских беженцев. Работы по созданию храма продвигались очень быстро, и через краткое время – в 1932 году Владыка Евлогий освятил аньерский храм Христа Спасителя. К тому времени московский храм был уже разрушен.

Неравнодушному читателю книга Владыки Мефодия расскажет о многом, в частности о том, что в те далекие 30-е годы живоносным источником поддержания и сохранения самобытности, а порой и физического существования потерявших родину наших соотечественников служила не только ностальгия, не только хорошие воспоминания о прошлом, а главным образом православная вера.

Об этой стороне жизни русских беженцев в Париже еще совсем недавно в России почти ничего не было известно.

Пожалуй, каждый прочитавший книгу Владыки Мефодия сможет убедиться, что теперешнее состояние душ и умов многих россиян очень напоминает настроение русских эмигрантов первой волны, которые в одночасье потеряли почти все: своих близких, работу, профессиональную и политическую востребованность, уверенность в завтрашнем дне, личное имущество...

Можно также утверждать, что и духовное состояние у вступающих в XXI век жителей России в какой-то степени одинаково с тем, в котором пребывали гонимые русские в Берлине, Париже, Нью-Йорке и во многих других городах и столицах мира.

В связи с этим книга епископа Мефодия очень актуальна, потому что на примере жизни русских эмигрантов в Париже подтверждает непреложную истину: нравственное благоустройство общества начинается с устроения внутреннего мира человека во Христе Иисусе.

Православная среда русской эмиграции французской столицы сохраняла традиции и каноны Российской Православной Церкви и была связана с ней в духе – пристальным вниманием ко всему происходящему в России, искренним состраданием к ближним в тяжелые времена Великой Отечественной войны, наконец, священной привязанностью к Святой Земле, куда с начала 1950-х гг. под водительством Владыки Мефодия многие прихожане его храма совершали паломничества, опять же наследуя многовековые русские традиции, прерванные Первой мировой войной и революционными потрясениями.

Нельзя без волнения читать, как в годы Великой Отечественной войны Владыка Мефодий призывал своих прихожан жертвовать неимущим одну десятую часть своих и без того скудных сбережений: одну картофелину из десяти, одну пару теплого белья...

Впоследствии в своих воспоминаниях о епископе Мефодии митрополит Евлогий сравнивал жизнь православного прихода в Анкере с жизнью первохристиан.

Думается, что такое сравнение уместно в отношении не только Аньерского прихода, но и других православных общин, приходов и епархий Русского зарубежья и самой России после отречения Государя Императора Николая II от престола...

В конце XX века гонения на христиан в России прекратились, и сейчас возникла необходимость переоценки до сих пор еще не утратившего силу отношения к Русской Православной Церкви как к социально враждебному обрядовому институту.

Настали времена снова осмыслить почти утраченное духовное содержание православного вероучения. Пришла пора заново понять, что осознание православным человеком своей греховности и его молитвенная обращенность за помощью к Богу, его воцерковленность и стремление к Горнему – это единственный путь к обретению внутреннего мира и Царствия Небесного независимо от социального или национального происхождения, от стран и территорий, в которых человек проживает.

В этом смысле книга епископа Мефодия весьма полезна для православного российского сообщества, ибо несколько в ином, дарованном Господом аспекте представляет русским людям традиционный духовный путь ко Христу, – путь ко спасению.

Этот аспект православного мировоззрения XXI столетия состоит в том, что закончилось время, когда православные общины послереволюционного Русского зарубежья межевались по социально-классовой принадлежности прихожан.

Тем более такое отторжение неуместно по отношению к тому русскому населению, которое после 1991 года нежданно-негаданно оказалось на жительстве в странах бывшего Советского Союза, образованных вне Российской Федерации.

Для православного вероучения всякое разделение всегда было неприемлемым и чуждым – ведь мы все ... одно во Христе Иисусе (Гал. 3, 28).

Жизнь Владыки Мефодия – это еще одно доказательство того, что своеобычность русских, о которой в демократической России стали говорить очень много, возможна лишь тогда, когда русские люди сохраняют православную веру или, отступив от нее, опять возвращаются к своему Пути, Истине и Жизни – ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу.

Книга епископа Мефодия свидетельствует о могучем интеллекте и подлинном православном сознании ее автора, воспитанном в традициях Русской Православной Церкви. Читатели найдут на ее страницах многочисленные подтверждения этому. Можно, например, указать на то, что Владыка Мефодий прекрасно знал греческий язык и мог совершать на нем богослужения.

Вызывают восхищение основательные знания и проникновенное понимание Владыкой Священного Писания – настолько точно и к месту он по памяти цитирует в своих проповедях тексты Ветхого и Нового Заветов. В его книге раздел «В кругу церковного года», который создавался, как следует из датировки рукописей, не одно десятилетие, можно назвать миниатюрным пособием для мирянина по годичному циклу православного богослужения. Написанный изящно и кратко, этот раздел общедоступен и приносит много душевной радости.

Владыка Мефодий боролся с сектантством и лжеучениями, помогал ближним, обличал непочитание икон, приводил ко Христу многих заблудших, вел обширную благотворительную и просветительную деятельность. Основанный им в 1948 году ежемесячный журнал «Вечное» не одно десятилетие радовал верующих и укреплял их в духовной жизни.

Владыка постоянно писал и говорил о России как о своей стране и, самое главное, относился к ней как к Святой Руси, прославляя ее иконы, храмы, деяния святых, «во всей земле Российской просиявших».

«Служить Отечеству, – справедливо утверждал он, – можно не только защищая его границы и живущих в его пределах людей, не только участвуя в его промышленной, экономической или политической жизни, но и охраняя его дух, его душу».

Все это убеждает нас в том, как глубоко скорбел Владыка Мефодий о гонениях христиан в России, как трепетно понимал, что Русская Православная Церковь сохраняет всю полноту Истины.

Ныне русские люди, «спотыкаясь и падая», как говорил о заблудших Владыка Мефодий, возвращаются к православной вере. Россияне почтут память Преосвященного Мефодия с благодарностью и благоговением, потому что такие как он, «зде лежащие и повсюду» ревнители Христовой веры, как могли приложили старания к тому, чтобы в тяжелейшие для Церкви времена не оборвались связующие поколения живые нити святоотеческого учения, традиций и преданий.

Эта преемственность, как мы видим, в частности на примере служения Владыки Мефодия, сохранилась – через 25 лет после его кончины во Франции был восстановлен храм Христа Спасителя в Москве.

Усердия епископа Мефодия по благоукрашению аньерского храма не ушли в небытие, живая связь не прервалась, и теперь все новомученики и исповедники Российские, прославленные Русской Православной Церковью, все «весь живот свой» за Христа положившие и ушедшие в Горние обители подвижники, предстоят за нас пред Престолом Божиим, и Он по молитвам их не оставляет Россию.

Нам же, грешным земным странникам, надлежит ни в коем случае не пренебрегать молитвенным обращением к Российским новомученикам и исповедникам и не оставлять молитвы за усопших ближних.

В первых строках своего завещания епископ Мефодий написал: «Сейчас мне нужны только молитвы». Живущему по Божиим заповедям очевидно, что под словом «сейчас» Владыка разумел не только последние годы и дни своей жизни, но обращался с просьбой помолиться за него к каждому православному человеку: и к тому, кто его знал лично, и к тому, кто по завершении земного поприща Владыки познакомился с трудами и сочинениями этого подвижнически прожившего архипастыря...

Написанная живым и лаконичным языком книга Владыки Мефодия содержит его проповеди, наставления и духовные рассуждения, изложенные им в сборниках «Немного о многом» (Париж, 1973) и «Пастырские наставления» (Париж, 1976), а также воспоминания о Владыке, который нашел свой последний приют в крипте Успенской церкви в Сент-Женевьев де Буа.

Как настоящий сын своего русского Отечества епископ Мефодий всегда надеялся, что его труды будут изданы на Родине, которую он очень любил.

На рубеже веков заветное желание Владыки исполнилось. Много стараний приложили к этому многочисленные духовные чада и ученики Владыки. В 2000 году игуменья православной женской Покровской обители во Франции Ольга уведомила Издательство Московской Патриархии о передаче ему авторских прав на публикацию сочинений Преосвященного Мефодия.

Подзаголовок «Духовное наследие архипастыря храма Христа Спасителя во Франции» дан издателями.

Настоящее издание сочинений Кампанского епископа Мефодия приурочено к 25-летию со дня его кончины.

Η. Н. Визжилин

Епископ Кампанский Мефодий (1902–1974)

Предисловие к парижскому изданию

Новый сборник проповедей приснопамятного епископа Мефодия издается с определенным пожеланием и известной надеждой. Прежде всего, хотелось бы хранить как можно лучше, в живой памяти светлый духовный облик автора этих пастырских наставлений. Поэтому издаются здесь поучения Владыки, не вошедшие в свое время в его книгу «Немного о многом» (2-е изд., Париж, 1973). И как приложение печатаются еще разные материалы, свидетельствующие о церковной деятельности покойного святителя.

Преосвященный епископ Мефодий служил больше 40 лет в одном парижском пригороде, в скромном храме Христа Спасителя, унаследовавшем свое посвящение и славное имя от другого великолепного храма, в России разрушенного.

В смиренном и верном служении Православной Церкви Христовой среди соблазнов и скорбей нашего века видел Владыка смысл своей многосторонней деятельности и возложенное на него священное благое иго Христово. Пастырское делание Владыки было его личным вкладом в великое дело строительства нерукотворенного храма, возводимого из живых душ человеческих.

Он хотел посильно служить делу укрепления православной веры и мирного устроения церковной жизни по образцу своего небесного покровителя, преподобного Мефодия, игумена Пешиошского († 1392; память 4 и 14 июня ст. ст. – Примеч. изд.), носившего на своих плечах деревья и другие тяжелые ноши, чтобы построить монастырь. Поэтому каждая подробность, каждая ступень в деле создания и благоукрашения дома Божия и развития приходской жизни имела в глазах Владыки свою духовную важность и свое особое значение. Об этом говорят, например, его проповеди по случаю приобретения новых икон или полного цикла богослужебных книг. В каждом празднике церковного года и в каждом событии в жизни паствы старался он раскрыть содержащиеся в них духовный смысл и отношение данного праздника или события к единому на потребу (см.: Лк. 10:42) – делу спасения человеческих душ. Во всей своей деятельности Владыка был прежде всего пастырем, носителем того великого дара пастырской любви, о котором с особой силой говорилось у русских богословов в начале нашего столетия. И он умел постоянно умножать дарованный ему Богом талант. В его пастырском сердце было место для попечения не только о своей пастве в Аньере, но и о многих духовных чадах в разных странах света, о многочисленных читателях основанного им журнала «Вечное», обо всех паломниках, которые постоянно, некоторые по нескольку раз, путешествовали с Владыкой на Святую Землю, чтобы побывать на земной родине Христа Спасителя, которая является духовной родиной на земле и для всех учеников Христовых.

Пусть настоящая книга послужит читателям ее не только новым свидетельством о жизни и деятельности Преосвященного Владыки Мефодия, но и призывом, обращенным ко всем нам, продолжать дело верности вечно живому и вечно молодому Преданию Церкви!

Епископ Георгий.

Аньер, в августе 1976 года


Источник: Издательство Московской Патриархии. Москва, 2000 г.

Комментарии для сайта Cackle