Источник

На пути христианской жизни

Архиерейское служение

Служение архиерейское поражает нас своей торжественностью. Но эта торжественность не должна нас отвлекать от глубокой сущности священнодействия. На Божественной литургии мы с Господом, и Господь с нами. Об этом нам напоминает все: и трикирий (трехсвечник) в руках архиерея, говорящий нам о Святой Троице, и дикирий (двухсвечник), указывающий, что Господь Иисус Христос был Бог и Человек, и омофор на плечах архиерея, как образ заблудшей овцы, найденной Пастырем и возвращенной домой. А возглас архиерея за литургией: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу» – прославляет Господа Бога в трех Лицах и призывает нас к Его прославлению. Следующее же молитвенное возглашение: «Призри с небесе, Боже, и виждь и посети виноград сей и утверди и, егоже насади десница Твоя» указывает, кто мы. Мы виноградник Божий, который не может без Него существовать, как не может существовать и обычный виноградник без света солнечного и воздуха. Поэтому «призри, Боже, и посети и утверди!» А мы должны для жизни нашей духовной искать Света Божия. «Свет Христов просвещает всех». Под торжественностью архиерейского служения кроется большой духовный смысл. Будем стараться вникать в этот смысл и молитвенно участвовать в богослужении.

«Всякое ныне житейское отложим попечение…»

«Всякое ныне житейское отложим попечение», – взывает Церковь, и мы с умилением внимаем сему.

Но нередко бывает, что волнующееся житейское море не оставляет нас в покое и в эти минуты. Житейские помышления, рассуждения и осуждения не покидают нас. Мы как бы забываем, где мы стоим и что совершается перед нами. «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат». Чистые сердцем это хорошо знают. А нам мешают «житейские попечения». Ведь даже если священнослужитель грешен и недостоин, церковное таинство все равно совершается. Как же лишать себя прикосновения к этому таинству, отрывать себя от него «житейскими попечениями»?

«В храме стояще на небеси стояти мним»... «Всякое ныне житейское отложим попечение»...

Грех

Ужасная болезнь – туберкулез, но еще страшнее рак. Тяжело быть калекой, слепым, без языка. Но что страшнее всего? Страшнее всего творимый нами грех, хотя мы этому и не придаем значения, а то и вовсе не замечаем. Грех страшен не потому только, что он нас пачкает, губит нашу душу, лишает нас райской радости, а и потому, что грехом мы сеем зло в мире, – зло духовное и физическое. Каждый сделанный нами грех не только нас оскверняет и губит, но и является семенем, брошенным в мир. И это семя вырастает, дает плоды. Мы это забываем, мы об этом не думаем, а плоды произрастают иногда, может быть, лишь через десятки лет. Что такое дурная наследственность, как не плоды греха, кем-то сделанного. Побываем в сумасшедшем доме, и мы содрогнемся при виде того, что посеяли люди.

Мы все обладаем величайшими духовными сокровищами. Куда мы их деваем? Представьте себе, что существуют некие «обители» с разными оттенками, но с одним ясным разделением – «обители» добра и «обители» зла. В какие из этих обителей мы вносим жертвы из наших сокровищниц? Каждый грех есть наша жертва в одну из обителей зла. Мы можем умереть, уйти в вечную жизнь, но жертва наша в обители зла останется и даст плоды. Вот почему страшнее всего наш грех. Им мы губим себя, им мы оскверняем Божий мир, им мы соработаем диаволу и губим род человеческий.

Нельзя быть безответственными людьми. Надо остановиться сеять грех и зло и начать приносить лепты чистой жизни в светлые обители мира.

«Боже, очисти нас, грешных, и научи нас творить волю Твою».

О грехе

Трудно теперь живется. Трудно бороться за существование. Трудно работать и заработать кусок хлеба.

Но что самое трудное? Думается, что труднее всего преодолеть грех.

Для того чтобы заработать кусок хлеба и поддержать свое существование, нужны большие усилия. Нужны усилия и для того, чтобы преодолеть грех, не попасть в плен греха.

Быть может, нам помогает преодолеть грех такое размышление. Представим себе, что с нами Тело Иисуса Христа. С каким трепетом мы к Нему приближались бы и как бы старались Его почтить и украсить, если бы это было возможно. Какое бы возмущение в нас вызвало бы неблагоговейное отношение к Телу Господа.

А затем вспомним: Церковь Христова – есть Тело Его, а мы члены Церкви. Если мы за собой следим, если мы не распускаемся, если мы делаем дела добрые – милосердия и любви, то мы украшаем Тело Христово. И наоборот, если мы делаем то, что делать грешно, то мы Тело Христово оскверняем.

Разве эта мысль не удержит верующего человека от зла и греха? Мы уделяем много усилий и внимания борьбе за существование, уделим же хотя бы малую часть этих усилий на преодоление зла и греха в своей личной жизни. А Господь Бог, видя нашу добрую волю и усилие, всегда нам поможет. Ведь надо же прояснить нашу сумрачную жизнь, но сама собой, без нашего личного усилия к добру, она не прояснится.

Господи, помилуй!

«Господи, помилуй!» – эта краткая молитва была известна еще в Ветхом Завете. Что означает она? Веру в Господа, признание Его всемогущества, исповедание этой веры – «Господи».

А вторая часть этой молитвы говорит о нас, о нашей беде, о нашем недостоинстве. «Помилуй» – значит прости, спаси. Что же мы просим простить? Нашу неправду, наши грехи. Суд осудил, но глава государства может помиловать, простить. Наши грехи, наши неправды нас осуждают, но Господь может простить, потому что Его милосердие больше всех грехов человеческих, кроме грехов нераскаянных.

Но не только «прости» означает слово «помилуй» в этой краткой молитве. Оно означает и «спаси», «исцели». Спаси от всяких бед и напастей, исцели от всяких болезней и недугов, как телесных, так и душевных... Господи, помилуй!

И сколько у нас грехов и прегрешений, сколько вокруг нас бед и напастей, сколько болезней телесных и душевных. Вот почему и повторяем мы эту молитву и раз, и три раза, и двенадцать раз, и сорок раз, и даже больше. По существу, эта молитва должна быть всегда с нами, но только не механически, а от сердца. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.

Духовная борьба

Когда во время морской бури человек находится на маленьком пароходе, который бросает из стороны в сторону, то он делает все усилия, чтобы зацепиться за какой-нибудь прочно прикрепленный предмет, чтобы не упасть за борт.

В духовной жизни человек часто обуреваем разными мыслями, мнениями. И если не иметь прочных устоев в вере, то легко можно оказаться за бортом правильного отношения к Богу и жизни.

К счастью, у нас есть такие устои. Это слово Божие и догматы православной веры.

Тот, кто не отступил от них, тот на правильном основании понимания мира и Бога.

Жизнь христианина – это духовная борьба, духовная брань. Жизнь христианина – это борьба с грехом, который в нем гнездится, с самим собой, борьба с миром, т. е. с греховными искушениями, которые вокруг нас, и, наконец, борьба со злыми духами, бесами.

Эта борьба требует от нас бодрствования, твердого стояния, внимания, осторожности. В этой борьбе надо опираться на помощь Господа и на слово Божие. По поводу этой борьбы епископ Феофан Затворник пишет: «Главная уловка врага – в мыслях представлять истинным то, что есть ложь, в делах и начинаниях представлять добрым то, что худо, в исканиях увлекать обманчивыми надеждами».

Борьба с мыслями, греховными помыслами, которые сеют в нас злые силы, трудна. От них надо отмахиваться, не обращая на них внимания. «Дуни и плюни на него», говорится при оглашении перед Таинством Крещения.

Святитель Иоанн Златоуст призывает: «Имей в сердце своем зло против диавола и никогда не прекращай вражды с ним. Всегда будь врагом, всегда гневливым, всегда непримиримым с ним. От этого он сделается смирным и не столько опасным».

Христианин – воин Христов, и это звание нам не надо забывать и стоять в вере. Что значит «стойте в вере»? Стоим ли мы в вере? Время сейчас трудное. Гонение на веру не только в России, но и здесь. Все как бы насыщено злобой, взаимной враждой, грехом. Поэтому даже в нашей среде (очевидно, что автор имеет в виду среду русской эмиграции. – Примеч. изд.) есть богоненавистники, насмешники над благочестием, милосердием, над священнослужителями. И не только насмешники, но и клеветники, которые стараются оклеветать доброе и хорошее.

Да не смущается этим сердце наше – поносили и Господа, клеветали и на Него. Грех не терпит Света, потому что Свет обличает грех уже одним тем, что светит.

Стоим ли мы в вере? Об этом надо подумать, а не о том, что исходит из уст хулителей. Стоять в вере не значит только считать себя верующим, иногда молиться и посещать церковь. Стоять в вере – значит стараться жить по вере. Жить по вере, значит жить в мире и любви. Есть ли это у нас хотя бы в личной жизни? Стараемся ли мы на всякое раздражение не ответить раздражением, на всякое осуждение не ответить осуждением, на всякое стремление к разъединению ответить сплоченностью и доброжелательностью?

Стоять в вере – значит стоять в мире и любви.

Мир вам! – возгласил Господь Иисус Христос Своим ученикам после Своего Воскресения (Ин. 20, 19). И потом вновь повторил: мир вам!

А мира нет ни среди народов, ни внутри стран и обществ, ни в семьях, а часто и в душах людей. И объясняется это недостатками отдельных людей, руководителей или правителей.

Забыли люди, забывают христиане заповедь: не надейтесь ни на князи, ни на сыны человеческие, в них же нет спасения (Пс. 145, 3). Мира нет в душах наших, потому что ищем его у людей грешных, таких же, как каждый из нас. И видим мы их грехи и прегрешения больше, чем свои, и их грехами и прегрешениями стараемся объяснить свои немирные и грешные настроения и покоя душевного не находим.

Источник мира, тишины, покоя – Христос Спаситель. Его надо принять в душу свою, и с Ним жить.

Заботы христианина должны быть не столько о том, чтобы его не огорчили, как о том, как бы он не огорчил Христа Спасителя своим недобрым настроением, как бы я не воткнул острое терние в Его Пречистое Тело своим грехом.

«Внимай себе» и помни, что поется в церкви каждый четверг вечером: Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю (Пс. 120:2). Аминь.

Икона церкви торжествующей

Святая Соборная и Единая Церковь, прославленная, торжествующая и воинствующая состоит из видимой и невидимой, земной и небесной.

Наш храм украсился новой иконой; на ней изображен Господь, окруженный множеством Ангелов. Божия Матерь простирает Свой честной омофор над храмом, а вокруг – святые: святые пророки, святые праотцы, святые апостолы, мученики, святители, преподобные, святые воины. Весь мир небесный отображен на этой иконе. Это икона Церкви Торжествующих, т. е. тех, кто уже победил все бесчисленные искушения и пребывает в радостном общении с Богом.

Эта икона Торжествующей Церкви напоминает нам, что мы принадлежим к Церкви воинствующей, что мы здесь, на земле, ведем борьбу со злом и грехом, и прежде всего в своей личной жизни. Эта икона Торжествующей Церкви напоминает нам, что зло и грех можно преодолеть и победить. Эта икона напоминает нам о духовной борьбе и о победе.

Никто из христиан не может быть безразличным к силам зла и греха. Каждый христианин должен быть воином Христовым и своей личной жизнью свидетельствовать свою веру. Аминь.

Об иконах в нашем храме

Церковь наша милостью Божией и трудами раба Божия Николая еще более разбогатела и украсилась. На входных дверях нашего храма – две новые большие иконы: преподобного Ефрема Сирина и святой равноапостольной Марии Магдалины. Пусть не будут эти новые иконы для нас мертвыми изображениями. Входя во храм, будем молитвенно останавливаться перед преподобным Ефремом Сириным и вспоминать его жизнь и наставления. Покаяние – вот чему нас учил преподобный. «Господи и Владыко живота моего...» Эта молитва им составлена, эта молитва и на свитке в его руке на иконе.

А при выходе из храма посмотрим с молитвой на святую Марию Магдалину. Она первая возвестила о Воскресении Господа, она первая принесла императору Тиверию красное яичко с радостным приветствием: «Христос Воскресе!»

Будем входить в наш храм с чувством раскаяния и будем выходить из него с радостным чувством близости ко Христу Спасителю, будем в пасхальные дни своею жизнью отсюда нести всем приветствие: «Христос Воскресе!»...

На иконостасе у нас появилась новая икона Божией Матери.

Есть много различных икон Божией Матери. Наша икона называется «Умиление».

Есть разные иконы «Умиления». Называются они так, видимо, в воспоминание умиления Божией Матери от Младенца Христа и от ответного умиления Богомладенца в отношении Матери.

Матерь Божия изображается на иконах не в ярких одеждах, а ради скромности и смирения в одежде темной, без складок, без теней и бликов в росписи.

Простота и скромность. Как украшение на одежде только золото на звездах и на бахроме вокруг Ее главы, как Царицы Небесной. Звезды на одежде Матери Божией имеют особое значение. Их полагается три: две на плечах и одна на главе. Они говорят о Приснодевстве Девы Марии. Она была Девой до рождения, в рождении и после рождения Сына Своего.

Лик Божией Матери «Умиления» нас умиляет своей чистотой, простотой и любвеобильностью.

Перед святым престолом и перед иконами совершается каждение – возносится «благоухание духовное». Ладан – душистая древесная смола – наш дар Господу. Вознесение ладана напоминает нам, что и молитва наша так же легко должна возноситься к небу: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою...» – слышим мы в церковном песнопении. Но каждение совершается не только перед святым престолом и иконами – каждение совершается и перед каждым из нас: ведь человек – образ и подобие Божие. Как святая икона, так и тело человека освящаются и святой водой, и святым миром, и Святыми Дарами.

Каждение перед человеком есть не только благоухание и благодать Духа Святого, но и напоминание, что есть человек, как надо бережно относиться друг к другу и как нужно оберегать душу и тело свое от всякой нечистоты.

На боковых дверях иконостаса полагается изображать или святых Ангелов, или святых диаконов. На нашем иконостасе изображены святые Архангелы Михаил и Гавриил. Архангел Михаил является предводителем всех Небесных Сил бесплотных. Это он восстал против злых духов, отпавших от Господа. Архангел Гавриил является вестником Божиих Таин. Это от него праведный Захария узнал, что у него родится сын Иоанн Креститель. Эго он был послан к Деве Марии, чтобы возвестить Ей радостную весть, Благовестив, о рождении от Нее Сына Божия. Это он, говорят, был с Господом в Гефсиманском саду, и он же принес Богоматери весть о Ее скором Успении. На иконах святых Архангелов есть некоторые особенности. Прежде всего это «тороки» (ленточки) около главы. Они говорят о слышании и исполнении Ангелами воли Божией. Затем обращает на себя внимание то, что в руках каждого Архангела – нечто похожее на шар с буквами. Этот шар – вселенная – с начальными буквами Христа Спасителя символизирует Самого Господа Бога. Архангелы благоговейно склонились пред Вседержителем, как бы показывая нам, что они молятся пред Ним и служат Ему, Царю мира. Святые Архангелы – служители Божии, оруженосцы, носящие копья (вспомним Херувимскую песнь). Святые Ангелы на нашем иконостасе напоминают нам о Горней, загробной жизни. Они напоминают нам о том, кто с нами служит в храме: «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат».

«Господь грядущий»

Об одной иконе в аньерском храме Христа Спасителя

Хочется сказать слово о Господе. Но как говорить? Слова человеческие недостаточны. Все выйдет не то, не так. Как говорить языком человеческим о Том, Кто выше всего человеческого? Но все же слово мое о Господе, о Господе в наши дни.

Господь, вознесясь на небо, не оставил мир, не оставил род человеческий. Изо дня в день, из года в год Он с людьми, Он с каждым из нас. За каждым Он смотрит, за каждым следит, каждому протягивает руку помощи, если протягивается к Нему за помощью рука человеческая. И сколько милостей на роде человеческом и на каждом из нас от Господа. Часто только мы этого не видим, не чувствуем.

Не оставил Господь людей. Он промеж нас ходит и зовет к правде, к любви.

Но оставляет род человеческий Господа. Оставляет Его кровавыми войнами и междоусобицами, враждой, ненавистью, злобой, обманом, богоотступничеством и богоборчеством, разрушением святых храмов и всего святого в жизни.

Но Господь еще среди людей, но не в царской одежде, не с обычным ликом. В простом запыленном хитоне, не имеющий где главу преклонить, со строгим, скорбным, исхудалым лицом Он идет и смотрит прямо в душу каждого человека, и во взгляде Его вопрос: «Ты со Мною или против Меня?» (см.: Лк. 11, 23). Он идет близко и зовет: Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

«Ты со Мною или против Меня?» Этот вопрос ко всем, в душу каждого смотрят Его глаза. Господь вошел к нам, Он идет к нам и стучит. Примем ли мы Его, или обманем, или отступим от Него, не заметим? О, если бы нам ответить с апостолом Иоанном: гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22, 20). О, если бы нам пойти к Нему навстречу, принять благословение и последовать за Ним с верой и любовью. Гряди, Господи! Гряди скоро!

«Господь Грядущий» – икона нашего времени, икона нашего храма, поставленного в память храма Христа Спасителя, в Москве разрушенного.

Нищий

Надо стараться отовсюду получать себе духовную пользу.

Вот идем мы по улице. На дороге нищий. Стоит, протягивает руку или шапку: «Подайте, помогите!» Люди идут; кто поможет, кто нет. Иногда, может быть, нищий и ничего не получит, а иногда какое-нибудь доброе сердце отзовется и сразу даст много. Но стоять и просить надо, а то и знать-то не будут, что этот человек нищий.

Как часто бывает на душе пусто, мертво. Как пойдешь с таким состоянием в церковь, как станешь на молитву? Нужно ли?

Вот тут-то и вспомним нищего.

Как он, встанем и протянем к Господу пустое сердце свое и скажем: «Подай, Господи, помоги!» Это как бы наша рука за милостыней. Но не от нас зависит наполнить сердце свое горячей, сердечной молитвой. Мы – нищие, у нас нет ничего. От нас только зависит протянуть руку за помощью и просить: «Подай, Господи!»

Вот почему так часто и слышишь в храме этот возглас. А не протянем руки – некуда милостыню положить.

Значит, стараться молиться надо всегда независимо от настроения.

О милосердии

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36). Но как быть нам милосердными, когда у нас самих почт ничего нет? Пусть наше милосердие, наше послушание Господу будет хотя бы лептою бедной вдовицы. А если нет и этого? Тогда милосердно потрудимся на пользу ближнего добрым словом наставления, ободрения, утешения.

А если и этого не можем? Тогда проявим свое милосердие хотя бы в том, что, увидев согрешение, ошибку другого, не вынесем свой строгий суд и не разнесем его всюду.

Нет человека, который не мог бы последовать заповеди Господа о милосердии если не деньгами, то трудом, если не трудом, то словом, если не словом, то хотя бы не осуждением, не злоречием, не сплетней и клеветой.

Но не всякое милосердие одинаково угодно Господу. Милосердие из страха загробных мучений или молвы человеческой – это не совершенное милосердие. Милосердие ради награды, из тщеславия, ради славы человеческой – это тоже не милосердие, указанное Богом. Только одно милосердие совершенно – то, которое делается ради самого милосердия, ради Бога, во славу Божию, когда делается оно скромно и тихо, без деклараций.

Велика радость священника, что в наше суровое время он может видеть у людей проявление Божия милосердия. И сколько его!

Вспоминаю женщин и мужчин из светской среды, в которой вроде бы Божие милосердие проявляется менее всего, посещающих несчастных заброшенных больных в огромных госпиталях Парижа; вспоминаю скромных людей, приходящих помолиться и похоронить одинокого усопшего; вспоминаю бедняков, потихоньку отдающих последнюю ценную вещь тому, кто еще беднее; вспоминаю таинственные письма от неизвестных с вложением лепты от неизвестных, вспоминаю простого рабочего, отдающего весь свой заработок больным, несчастным, для него совсем чужим старым супругам; вспоминаю взволнованные личики детей, потихоньку приносящих свои игрушки для своих бедных сверстников. Сколько таких примеров! Всего не расскажешь!..

Становится очевидным, что люди еще слышат заповедь Божию и следуют ей. Постараемся же и мы услышать и послушать. Постараемся для начала сделать хотя бы самое маленькое.

Постараемся не судить окружающих, отнесемся к их поступкам и согрешениям милосердно, предоставим суд над ними Господу. Как было бы хорошо, если бы осуждение, злословие, сплетни уменьшились в нашей среде. Как было бы хорошо, если бы мы почетное звание христианина, т. е. следующего за Христом, не марали бы преступлением Божиих заповедей.

Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью... (Рим. 12, 10). Обращали ли мы когда-нибудь внимание на слова с нежностью? Будьте друг с другом не грубы, а с нежностью внимательны. О, если бы это указание апостола вошло в нашу жизнь, – и в жизнь семейную, и в жизнь общественную, и в жизнь приходскую! Будьте друг с другом внимательны, ласковы и добры с нежностью. А почему нам не попробовать жить друг с другом, как говорит апостол? Право, будет жить легче и радостнее.

О милостыне

Евангелие заповедует нам милосердие. Господь учит нас милостыне. Милостыня бывает телесная и духовная. Телесная – это напитать голодного, одеть раздетого, помочь заключенному в тюрьме и больному, оказать гостеприимство, похоронить бедного. Милостыня духовная – удержать от греха и дурной жизни, обратить в христианство, молиться за ближнего, утешить опечаленного.

Милостыню может оказывать каждый. Она должна быть не подачкой, а делом милосердия, любви. Милостыню надо подавать не рассуждая, а то будет воздаяние, а не милостыня.

И, подавая милостыню, не надо тщеславиться и гордиться: «Какой я хороший!» – или: «Какой я добрый!» Милосердие и милостыня есть исполнение нашего долга, того, что заповедано нам от Господа. Милостыню лучше подавать тайно – так, как это делал святитель Николай, когда ночью подбрасывал золото отцу трех девиц.

Милостыню надо уметь давать. Подавая, надо ставить себя на место получающего. Милостыню надо подавать как бы Самому Господу – «Христа ради».

Нищие – наши господа, наши воины, наши врачи, очищающие наши души.

В наше время общего озлобления, раздражения, бедности и горя заповедь Божия о милосердии должна быть путеводной звездой нашей в Царствие Небесное. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7).

Господь зовет нас к милосердию и любви ко всем. Слышим ли мы Его голос? Или, говоря: да будет воля Твоя (Лк. 11:2), мы думаем: «Да будет воля моя»?

О разделениях

1

Сколько у нас всяких разделений! Разделений в общественной, личной и даже в церковной жизни.

Все спорим, все враждуем и ссоримся.

А ведь мы христиане, члены единого тела; если кто из нас болеет или грешит, то это отражается на всех нас. И общими усилиями этот болящий или грешащий член нашего тела надо исправить. Это ведь член нашего тела. Не отвергать или отсекать его надо, а исправить сообща, исцелить. Это относится и к семье, и к приходу, и к государству, и к Церкви: единое тело и множество членов; болит один член – страдает все тело, процветает один член – всему телу легко и радостно.

Поэтому постараемся, братия, принять в сердце наставление апостола Павла, даже не наставление, а мольбу. Умоляю вас, братия, – пишет он Коринфянам, – именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях (1Кор. 1, 10).

Будем все помнить прежде всего, что мы – христиане, рабы Божии, братья и сестры во Христе, а все эти разделения на партии, группы, юрисдикции дальше земли не пойдут, и не в них смысл жизни. Смысл жизни – в любви к Богу и людям. Господи, научи нас любить.

2

В наше время есть и разделения, и раздоры. Как их преодолеть? Как помочь, чтобы мы все «едиными устами и единым сердцем славили и воспевали пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святого Духа» так, как молимся за литургией? Есть разные мысли, указания – для этого нужно собраться, поговорить, решить, постановить; кто-то должен встретиться, поговорить, решить... Но ведь уже и собирались, и говорили, и решали. А разделения все есть. Как же быть?

Надо начинать с основы. Не внешне мир и единение устраивать, а позаботиться о мире основном, внутреннем, позаботиться каждому в отдельности о мире со своей совестью, т. е. о личном мире и согласии в жизни с Господом Богом. Стремясь к этому миру и добиваясь его, мы тем самым будем стремиться и к общему миру и единению. Вот это главное, основное, и к этому приложатся и общий мир, и единение, а без этого, как бы ни старались, разделения и даже раздоры будут продолжаться. Услышим же слова послания святого апостола Павла (см.: 1Кор. 1, 10), и через личное примирение с совестью, которая есть глас Божий, будем содействовать и примирению общему.

Сейчас так называемая неделя единения (очевидно, речь идет о какой-то гражданско-церковной акции. – Примеч. изд.), сближения христиан между собой. Читаются доклады, устраиваются собрания, возносятся молитвы.

В этом общении христиан между собой мы, православные, должны свидетельствовать о своей вере, должны сами знать свою веру. Познание веры происходит не только через книги, доклады, лекции, не только через внимательное участие в богослужениях и через молитву, но в значительной мере через очищение себя от всякой скверны греховной. Чистые сердцем ... Бога узрят (Мф. 5, 8).

Размышляя о христианском единении, мы думаем и о единении и сближении между православными. Какие пути к этому? Как каждый из нас может в этом действительно, не отвлеченно участвовать? Ответ видится нам в мудрых наставлениях аввы Дорофея.

Святой авва Дорофей рисовал круг. В центре круга – Господь Бог. По линии круга – мы, люди. Как сблизиться нам? Пойдешь по линии круга в одном направлении, от кого-то оторвешься, пойдешь в другом – тоже оторвешься. Как же нам, людям, сблизиться? Каждому надо со своего места идти к центру круга, к Господу Богу. Чем ближе будем к центру – Господу Богу, тем ближе будем и друг к другу.

Так нам представляется и путь к сближению и единению между христианами вообще. Идя этим путем, мы будем действенно участвовать в деле христианского единения.

Обстоятельства жизни

Мы уже говорили о необходимости духовного питания, о пище, которую можно получать через молитву, чтение слова Божия в храме. Но могут нас духовно питать и сами обстоятельства жизни. Надо только стараться эти обстоятельства принимать себе на пользу.

Например, когда мы заболеваем или заболевает близкий нам человек, мы много говорим о причинах болезни: где, когда простудился или заразился, – о ее неприятности, продолжительности и т. д. Но ведь можно отнестись к болезни и иначе: как к некоторому предупреждению, что неправильно живем или нехорошо поступили, как к некоторому указанию, что пора одуматься и исправиться. При таком отношении болезнь будет не только неприятным обстоятельством в нашей жизни, но и духовно полезным.

Или общение с человеком для нас неприятным – сколько отрицательного, грешного обнаруживает оно в нас лично! И указывает на наши недостатки, с которыми надо бороться. Надо только посмотреть себе в душу...

Или, бывает, в церкви мы раздражаемся на излишнее хождение других по храму, на разговоры, на неподходящее для храма платье или украшение лица. И при этом обстоятельстве можно или согрешить осуждением, или же получить для себя духовную пользу, подумав, как невнимательно стою я в храме, как невнимательно молюсь, если обращаю внимание на такие пустяки и развлекаюсь ими.

Умываясь или приводя в порядок себя либо свое помещение, либо посуду, можно подумать: «Если бы мне хоть малую часть этих усилий приложить для очищения души и для приведения ее в порядок!». И, даже взглянув на небо и увидев его пасмурным, можно получить для себя духовный урок: «Вот сейчас серо и пасмурно, но я знаю – пройдет время, разойдутся тучи, опять будет тепло и светло, так ведь и в личной жизни

человека – что же унывать, подожду, пока разойдутся тучи». И тучи разойдутся.

К такому отношению к жизни и к обстоятельствам надо приучиться, для этого надо над собой потрудиться, но если мы трудимся большую часть суток, чтобы себя накормить телесно, то неужели мы не потрудимся хоть немного для своего духовного питания?

Источник живой воды открыт нам Господом, но мы должны сами подойти к нему и зачерпнуть из него. Не будем же ленивы и нерадивы. Аминь.

Перед началом учебного года

1

На днях большинство наших детей отправится в школы. В какую школу? Где лучше учат? Сколько было об этом забот и волнений! Каждому хочется дать своему ребенку хорошее образование.

Для детей начинается учебный год. Много трудных предметов предстоит им осилить. Но, быть может, самым трудным явятся тот уклад, та обстановка, в которых окажутся наши дети. Им придется, весьма возможно, встретиться с враждебным к себе, как к иностранцам, отношением; им придется узнать много грубого, грязного, пошлого; им придется услышать, может быть, хулу на Господа, на Церковь, на священников.

Это очень трудные испытания. Дети часто переживают большие внутренние бури и иногда погибают в них.

Недостаточно определить ребенка в учебное заведение. Надо постараться помочь ему перенести глубокие внутренние переживания.

В этом отношении очень много могут сделать родители. Только бы был мир в семье, только бы наставления ребенку соответствовали бы и жизни родителей. Ребенку надо дать духовную опору, силу. Кроме семьи, здесь может помочь участие детей в наших церковных школах. Приход делает в этом отношении все возможное, и грех не воспользоваться этим.

Самое же главное: нам надо помнить, что Господь хранит детей, и надо всячески стараться сблизить их с Господом, с храмом, с молитвой.

Дети – сокровище, врученное нам Господом. За их души мы дадим ответ и Богу, и Родине.

2

В наше недоброе время встречается в жизни и много хорошего, положительного. К таким положительным явлениям относится забота родителей о своих детях. Сколько сил затрачивается, чтобы прокормить, одеть, обуть, обучить ребенка, дать возможность летом ему отдохнуть, набраться здоровья! Часто родители ради ребенка лишают себя всех развлечений и даже куска хлеба. Ради ребенка бережется семья, ради ребенка удерживаются от распущенности. Но в этой заботе о детях замечается существенный недостаток – все внимание родителей обращается главным образом на телесное здоровье ребенка и на его образование. Душа же ребенка остается без попечения. Стараются сделать ребенка здоровым и образованным, стремятся научить его разным языкам, музыке, танцам.

Дело же воспитания духа ребенка отодвигается на последнее место или оставляется совсем без внимания. И растет человек, неспособный противиться дурным влияниям, слабый, безвольный. Человек без живой веры и далекий от Церкви.

А отсюда – нравственная распущенность, преступность, опустошенные души. Хорошо еще, пока семья существует, но ведь родители недолговечны и авторитет их нередко разрушается.

Родители, заботясь о здоровье и образовании детей, должны заботиться и об их духовном развитии и укреплении. Ребенок должен духовно питаться. Для этого нужно, чтобы он молился Богу и понимал, что это такое, чтобы он был связан с Церковью и понимал и любил бы ее, чтобы он знал заповеди Божии и имел бы силы отстаивать их в жизни. В этом трудном деле церковь и приход идут родителям на помощь. Ведутся занятия при храмах, существуют организации, укрепляющие дух и тело ребенка. Пусть же не будет никого из родителей, кто бы не воспользовался этим! Это хлеб насущный для ребенка, который приведет его из житейского моря в жизнь вечную.

Господи, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих вразуми нас. Аминь.

Пища и питье

Мы все знаем, что для жизни нашей необходимы пища и питье.

Попробуем от них отказаться – тело ослабеет, силы уйдут, а потом может наступить и смерть. Сколько усилий делает человек, чтобы сохранить свои силы, добыть необходимое питание. Можно сказать, что этой заботой заполнено сейчас почти все наше время. И как трудно поправлять здоровье, набирать силы после голодания! Как телесная жизнь человека требует пищи и питья, так и жизнь духовная. Сколько среди нас людей духовно ослабевших, духовно мертвых... Почему это?

Да потому, что мы по какому-то недоразумению отказались от всякой пищи духовной, от той пищи, которую дал нам Сам Господь, о необходимости употребления которой говорят нам опыт и мудрость святых отцов Церкви. Как же после этого не понять причин нашего духовного омертвения?!

Мы ведь знаем, что духовная пища есть ежедневное чтение слова Божия. Но как мало из нас тех, кто питается этим, хотя почти у всех нас есть Священная книга Нового Завета.

Мы ведь знаем, что духовная пища есть ежедневная молитва, хотя бы только утренняя и вечерняя, но многие из нас почти совсем не молятся в повседневной жизни или молятся с небрежением.

Мы ведь знаем, что духовная пища есть посещение храма Божия. Но многие из нас месяцами не приходят в церковь или, если и приходят, то приходят с небрежением, с невниманием, с запозданием, с непониманием того, что происходит в храме.

Мы ведь знаем, что духовная пища есть чтение духовных книг, богомыслие, общение с людьми живущими духовной жизнью, приобщение Святых Таин Христовых. Но, заполняя жизнь самыми разнообразными мирскими интересами и мыслями, мы для своего духовного питания не находим ни времени, ни места, ни просто желания.

Что же случилось? Да то, что не могло не случиться: мы духовно истощились, духовно омертвели, стоим на краю полной духовной смерти.

И выход из этого только один: надо припасть к источнику воды, текущей в жизнь вечную, о котором говорится в Евангелии (Ин. 4:14), и пить эту воду. Пусть поначалу мы не почувствуем себя лучше, но мы знаем, что истощенный человек не сразу поправляется. Надо знать и помнить, что для жизни духовной, так же как и для телесной, надо есть и пить, а если мы этого не будем делать, то мы себя истощим и доведем до смерти.

Господи, жаждущую душу мою напои водами благочестия!

Реклама зла

«Чтобы иметь успех, нужна реклама», – говорят деловые люди. Действительно, мы окружены рекламой – газеты, заборы, стекла трамваев, станции метро и железных дорог, все утлы и закоулки пестрят рекламой. Нас заставляют ее смотреть и днем, и ночью, и перед собой, и над собой, и под ногами – со всех сторон. «Чем больше рекламы, тем больше успех».

Но почему реклама сейчас господствует над всем? В рекламе чего мы все участвуем, часто, может быть, и не замечая этого?

Это реклама зла, реклама всего недоброго, реклама всего нехорошего. Понаблюдайте за собой. О чем мы говорим? О темных сторонах жизни, о недостатках людей, о всяких происшествиях, несчастных случаях. И часто, чтобы рассказать что-нибудь плохое, мы выдумываем, подозреваем, прибавляем. Руководителем нашей обыденной мысли в этом отношении являются газеты. Раскройте любую газету – в ней пишется главным образом о неприятных событиях, о происшествиях и преступлениях. Факты передаются односторонне. Вот пример, который на днях мне сделался известен. Помните, было в газетах сообщение, что умирает наш писатель Владимир Иванович Немирович-Данченко, а потом кратко сообщалось, что он поправляется.

А что произошло с ним – кто знает? Произошло же действительно замечательное событие.

В. И. Немировичу-Данченко почти 90 лет. Этот глубокий старик тяжело заболел, лежал в больнице. Впал в бессознательное состояние, началась агония. Тогда решили пригласить священника. Батюшка приехал со Святыми Дарами. Больной был без сознания, и данная ему вода вытекла из его уст. Батюшка этим не смутился. Со Святыми Дарами в руках он громко сказал: «Владимир Иванович, я пришел со Святыми Дарами, слышите ли вы меня?» И из уст умирающего раздалось: «Да!» «Каетесь ли вы в своих грехах?» – «Да!» Священник прочел разрешительную молитву и причастил умирающего. Он принял Святые Дары. Это было вечером, а утром больной старик стал заметно поправляться и поправился. Как только появились силы, он пришел в церковь, отслужил благодарственный молебен, исповедовался и причастился еще раз и ныне здравствует.

Разве не поразительный случай! Но об этом в газете не написали. Так и мы: говоря о человеке, говорим о его недостатках и его ошибках. Соберемся вместе – говорим о грустном, неприятном, гадком.

Вокруг нас господствует реклама зла и всего нехорошего. И мы сами этого не замечаем и способствуем ее распространению.

Если бы мы были построже к своим словам и интересам, если бы старались говорить не о дурных чертах человека и останавливаться не на темных сторонах жизни, а старались бы способствовать доброй повести о людях и говорить не о плохом и неприятном, а о хорошем и радостном! Эго можно и нужно сделать. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы (1Кор. 3:16–17). Постараемся же начать борьбу с рекламой зла вокруг нас.

С Богом мы или против Него?

Быть может, только теперь начинаешь понимать, что октябрьская революция выдвинула на первый план не политический и не национальный вопрос, а вопрос религиозный: с Богом или против Него с голым материализмом? И этот вопрос поставлен октябрьской революцией не только для России и всех нас, но для всего мира. Союз воинствующих безбожников давно вышел за пределы России и всюду активно работает.

Смутное, тяжелое время переживает ныне мир. Темные тучи нависли над всеми. Люди копошатся, суетятся, организуются, устраивают разные лиги, созывают разные конференции.

Но главное забывается: с Богом мы или против Него?

На этот вопрос мало ответить. Ответ обязывает.

И если мы, здесь собравшиеся, говорим, что мы с Богом, то мы должны это и доказать. Доказать не словами, а жизнью, ясным исповеданием своей веры. Борьбою с грехом своим личным и внешним. Среди нас не должно быть места унынию, упадочному настроению. Если мы с Богом, то кто против нас? Если мы с Богом, то кто нас может победить?

Только пусть каждый из нас просто, ясно и честно ответит: с кем он и против кого? Сейчас не время двусмысленных ответов. Ответ должен быть ясным и ответственным, ответ должен быть не словом, а жизнью.

Нас спрашивают: с Богом вы или против Него?

Слава Богу

«Слава Тебе, Христе Боже наш, слава Тебе», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» – вот слова, которые мы постоянно слышим в церкви и повторяем часто и в своей личной молитве.

Что эти слова значат?

Ими мы воздаем хвалу, славу Богу, прославляем Его.

Но как можно прославлять Бога?

Одними словами прославлять Бога недостаточно. Господа можно прославлять дарами, жертвами на церковь и в церковь. Господа можно прославлять делами «Христа ради» – навестить больного, несчастного, помочь бедному. Наконец, Господа можно и должно прославлять всею своею жизнью так, чтобы люди, видя жизнь человека добрую, хорошую, христианскую, восхваляли Бога.

Но если у нас есть желание прославлять Господа дарами, делами и всей своей жизнью, то для нас неважно, что скажут об этом люди. Мы делаем это не для своей славы перед людьми, а для славы Божией.

Значит, в церковном деле, в церковной семье не должно быть обид друг на друга. Не может быть такого положения, чтобы кто-нибудь из-за обиды на кого-нибудь перестал бы ходить в церковь или петь в церковном хоре.

Слова «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» есть как бы наше обещание, наше стремление прославлять Бога и дарами, и делами, и всей своей жизнью во всех наших обстоятельствах. Вершиной этого нашего отношения к Господу есть прославление Его за все.

«Слава Богу за все», – говорил великий Иоанн Златоуст, когда умирал на суровом пути в беззаконную ссылку.

«Слава Тебе, Господи, слава Тебе», – говорил и наш Петроградский митрополит Вениамин перед тем, как услышать себе смертный приговор безбожников. «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», – говорил праведный Иов Многострадальный во время своих несчастий.

Будем же и мы стараться прославлять Господа не только словами, но и всей жизнью нашей. Аминь.

Слово детям в день причастия

Сегодня слово мое детям. Они сегодня причащались. И чище всех нас.

Знаете, дети, какая первая, самая большая заповедь?

Надо любить Бога. Вы любите палу, маму, братьев, сестер, батюшку, нашу церковь. Бога надо любить больше всех их.

Как мы можем любить Бога? Будем вспоминать, как Он послал на землю Своего Сына, чтобы спасти всех людей. Будем вспоминать, как Иисус Христос родился в пещере, в яслях, как Ему пришли поклониться пастухи и мудрецы с Востока, как потом царь Ирод захотел убить маленького Господа Иисуса Христа, как Святое Семейство должно было бежать через пустыню, как напали разбойники, как потом Иисус Христос жил и работал в семье, как Он любил церковь и в 13 лет одни остался в храме, чтобы говорить со взрослыми о Боге, как затем Иисус Христос учил людей жизни, вере, молитве, учил, что всем надо помогать и всех любить. Вспомним, сколько чудес Он творил, чтобы помочь людям. Больных, несчастных Он исцелял, мертвых воскрешал, бедным и голодным помогал.

А потом один Его ученик продал Его за 30 сребренников, злые люди Его мучили, били и распяли на Кресте. На Кресте Иисус Христос умер, Его положили во Гроб в пещеру, и на третий день Он воскрес. Опять учил Своих учеников. Потом вознесся на небо и до сих пор всегда нам помогает.

Иисус Христос всех любит, а особенно любит детей. Помните, как Он сказал, чтобы не мешали детям к Нему приходить, как Он ласкал детей, сажал на колени, исцелял и благословлял их? Иисус Христос очень любит детей, а особенно таких, как вы сейчас после Святого Причащения. И мы будем любить Иисуса Христа, стараться делать то, что Он говорил делать, жить со всеми в мире, всем помогать, особенно бедным и больным, постараемся быть честными, послушными, хорошими, не будем делать больно Господу своими грехами, нехорошими поступками, плохими словами. Да не будет среди нас Иуды-предателя, который готов отказаться от Господа.

Постараемся, если будет нужно, то и пострадать и умереть за Господа и за правду Божию.

Сокровище

Представим себе, что есть сокровище, которым мы можем обеспечить всю нашу жизнь, сделать ее счастливой и радостной. Как мы потрудились бы, чтобы раздобыть это сокровище! Кроме трудов, согласились бы ради него и на разные жертвы и лишения.

Жизнь духа, общение с Богом, духовная жизнь есть величайшее в мире сокровище, которым человек обеспечивает себе всю жизнь здесь и за гробом, – сокровище, которое доставляет человеку и в бедности и в богатстве, и в болезни и при добром здравии, и с друзьями и в одиночестве величайшее счастье и радость.

Почему обычно мы этого не знаем? Потому что мы слышали об этом сокровище, но не использовали его. Духовное сокровище верующего человека добывается милостью Божией и настойчивым, иногда очень тяжелым трудом. Труд этот должен одновременно идти в двух направлениях – очищение себя от всякого зла и приобретение для себя всего доброго и хорошего. Последнее приобретение дается молитвой личной и церковной, чтением слова Божия, творений святых отцов и жизнеописаний праведников, делами милосердия и любви.

Надо, чтобы хорошее, доброе, святое заполнило бы всю нашу жизнь, тогда для зла, греха не будет ни места, ни интереса. Если мы трудимся целыми днями, а иногда и ночами ради нескольких сот франков, то неужели мы не можем хоть немного поработать ради приобретения подлинного сокровища? К его приобретению ведь призван каждый человек.

Храм. Приход

Сегодня, в день Торжества Православия, мы отмечаем 20-летие со дня освящения нашего храма. 20 лет назад, в прощеное воскресенье, 29 февраля (13 марта) 1932 году прибыл к нам митрополит Евлогий с отцом Иаковом Смирновым и диаконом Евгением Вдовенко и совершил освящение нашей церкви. Все здесь было бедно, убого: несколько икон, подсвечники с песком, небольшая группа молящихся. Постепенно трудами и жертвами прихожан храм благоукрашался, наполнялся молящимися, при нем налаживалось дело просвещения и благотворения.

Теперь у нас прекрасный, переполненный молящимися храм в собственном доме, большой хор, одна из лучших четверговых школ, разнообразная благотворительная деятельность.

За все это – наша первая, главная благодарность Господу Богу, а также и всем, здесь потрудившимся.

Наша молитва в этот день благодарственная, но вместе с тем и просительная, чтобы Господь сохранил храм сей и далее, чтобы освящал этот дом нашу жизнь больше, глубже, чтобы воистину жили мы дружной православной семьей.

«Плещуще с веселием днесь вернии возопиим: коль чудна дела Твоя, Христе и велика сила, наше единомыслие и согласие соделавый».

Христианин

Слова «христианин», «христиане» впервые появились в апостольское время в Антиохии (см.: Деян. 11:25).

Кто такие христиане?

Кто называется этим словом?

Верующие в Бога, Господа Иисуса Христа.

Но этого недостаточно. Ведь и бесы веруют и трепещут. Христиане – это люди, духовно рожденные в Таинстве Крещения во имя Пресвятой Троицы, торжественно заявившие (сами или устами восприемников) об исповедании православной веры и трижды отрекшиеся от сатаны, всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всей гордыни его.

Истинные христиане должны стараться подтвердить свое отречение и в жизни.

Христиане не могут мириться в своей жизни с нечистотою, ложью, клеветой, гордыней, помня о своем отречении.

Истинные христиане помнят, что они дети Божии, что «Отче наш» – не отвлеченное понятие, а обращение к подлинному Отцу, любящему и любимому. Истинные христиане помнят, что они братья и сестры во Христе, и не могут враждовать между собой. Истинные христиане знают, что они на земле гости на краткий срок, помнят «Отчий дом» и не унывают от случившихся трудностей и огорчений. Истинные христиане почитают достоинство христианского звания, не позорят его и не стыдятся его. Слово «христианин» не прозвище, а звание, налагающее обязательства. Помня об этом, постараемся выправлять свою жизнь, не принимая соучастия в делах и служении диавола. Аминь.

Проскомидия

Самое главное богослужение в храме – литургия. Во время литургии среди нас Сам Господь.

Священник начинает готовиться к литургии еще накануне. Он совершает особое молитвенное правило, которое продолжается около двух часов.

При входе в алтарь священник молится перед царскими вратами и просит, чтобы Господь сподобил его принести бескровную жертву.

Каждая часть священнического облачения надевается с особой молитвой. Потом священник умывает руки и подходит к жертвеннику для совершения проскомидии.

Из первой просфоры вынимается с особой молитвой святой агнец – это та часть просфоры, которая прелагается в Святое Тело Господа Иисуса Христа и которой мы причащаемся. Рядом с нею на дискосе кладутся частицы из других просфор – в честь Божией Матери, в честь святых угодников Божиих, за живых и за умерших. Сюда кладутся частицы из просфор принесенных с поминаниями. Затем все покрывается покровцами и воздухом (воздух – это подобный платку покров. – Примеч. изд.), и священник молится, чтобы Господь принял эту жертву и помянул бы всех, за кого положены тут частицы. На этом проскомидия заканчивается. Во время проскомидии читаются часы. В конце литургии все находившиеся на дискосе частицы опускаются в Святую Чашу с молитвой: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде честною Твоею кровию, молитвами святых Твоих». Все поминавшиеся присутствуют на литургии и соединяются с Господом.

Поминовение за литургией имеет большое значение для поминаемых, в частности для усопших. За литургией на дискосе – с Господом вся Церковь...

Целование Евангелия

Обряды, внешние действия во время молитвы должны нами пониматься и духовно. Одна форма, без внутреннего содержания духовно бессмысленна, а иногда даже и грешна. Во время воскресной всенощной священник выносит на середину церкви Евангелие, перед которым мы поклоняемся и которое мы целуем. Почему мы кланяемся перед Евангелием и почему мы его целуем? Да потому что Евангелие есть слово Божие, слово жизни, указывающее нам дорогу в Царствие Божие. Понимаем ли мы это, чувствуем ли мы это, когда прикладываемся к Евангелию? Мы прикладываемся, потому что почитаем, уважаем этот путь жизни, слово Божие. Но действительно ли это так? Если мы уважаем слово Божие так, что поклоняемся Ему и Его целуем, то не значит ли это, что мы слово Божие хотим знать и читаем Его, хотим по нему жить, им направлять свою жизнь...

Конечно, это так. Когда мы поклоняемся и целуем слово Божие, то мы вспоминаем, что это слово для нашей жизни. Эго значит, что мы как бы обещаем по нему жить, это значит, что мы хотим знать его содержание, а следовательно, его читать.

Месячная минея

Что такое месячная минея? Эго книга, в которой напечатаны службы святым и праздникам, прославляемым православной Церковью. Таких книг двенадцать, и каждая из них – в несколько сот страниц.

Что такое служба святому или празднику? Эго особое молитвенное произведение. В нем рассказывается событие праздника или жизнь святого, причем делаются догматические, нравственно-поучительные наставления.

Таких служб часто по нескольку на каждый день года, и все они как-то приоткрывают нам богатство церковной сокровищницы. И сколько красоты в этих творениях, и красоты не только по содержанию! Каждая служба имеет свои музыкальные особенности. Есть восемь основных церковных напевов, которые называются гласами. Но, кроме них, есть еще бесконечное множество «подобных» и «самоподобных». Соединение содержания и напевов дает такое богатство, такую красоту служб, такое их разнообразие, что внимательный слушатель в церкви никогда не будет скучать, а будет получать пищу и для ума и для души. Вот почему не надо удивляться монахам, которые из года в год часами проводят в церкви и не тяготятся этим.

Часы богослужения

Обходя желающих со святой водой, слышишь разные беседы. Так, пришлось слышать рассуждение: как много народу в церкви подходит ко Кресту и как мало из них слышат прочитанное за литургией Евангелие.

А ведь если мы беседуем с Господом в молитве, то Господь говорит нам через Евангелие.

Почему же столько людей лишают себя слова Божия, его пропускают, приходят позже?

На это высказывались предположения, что литургия начинается слишком рано и что если ее начинать позже, то все будут слышать слово Божие, либо, что литургия кончается слишком поздно и продолжается слишком долго и что, если служить скорее и короче, то тоже все будут слышать слово Божие.

Что сказать на это?

Думается, что дело здесь не в часе начала литургии и не в ее продолжительности, а дело в том, что некоторые целиком пленили себя житейскими обстоятельствами – работой, хозяйственными покупками, заботами о столе, желанием отдохнуть. И этим людям хочется хотя бы раз в неделю не житейские обстоятельства приспособить к Божественной литургии, а, наоборот, чтобы литургия и вообще богослужение приспособлялись бы к житейским обстоятельствам.

Но подумаем, сколько у нас прихожан и в каких разнообразных житейских обстоятельствах они живут? К каким же из них приспособлять богослужение? К одним приспособишься другим будет неудобно, к другим подойдешь первым будет нехорошо. И будет постоянная неудовлетворенность. Не правильнее ли будет и для порядка, и для души постараться приспособить к богослужению в церкви хотя бы одну сотую часть всего имеющегося у нас в неделе времени? Это составит 1 час 48 мин. Неужели действительно нет возможности устроить свою жизнь так, чтобы 1 час 48 минут в неделю целиком выделить для литургии? Неужели от этого действительно так уж пострадают наши житейские обстоятельства? Неужели действительно будет лучше, если мы выделим для литургии не одну сотую, а одну двухсотую долю нашего времени? Или трехсотую?

Бедная, бедная наша душа, загнанная и плененная, не имеющая даже и крупицы времени для покоя. А без этого покоя она жить духовно не может. К этому покою со Христом, хотя бы 1 час 48 минут в неделю, и зовет нас Церковь за литургией.

«Чаю воскресения мертвых...»

Смерть – это разлучение души с телом. Тело идет в землю, превращается в прах. Душа же продолжает жить. Об этом свидетельствуют слова Христа Спасителя благоразумному разбойнику: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23:43), и об этом же говорит Господь в притче о богатом и Лазаре. Оба после смерти продолжают жить, оба чувствуют, понимают, только один мучается, другой блаженствует. Слова же Спасителя о грехе, который не простится ни в этой, ни в будущей жизни, указывают нам на то, что есть грехи, которые могут быть прощены и после смерти (см.: Лк. 16:14–31). Вот почему мы и молимся за наших усопших и в их память творим добро.

Но как можно понять воскресение мертвых? Как душа может вновь вернуться в тело, которое превратилось в прах?

На эти вопросы отвечаем вопросом: а как могло быть сотворено тело первого человека из праха, из земли?

И мы отвечаем – всемогуществом Господа Бога. Господь все может. Мог из земли сотворить человека, сможет и душу человека возвратить в тело, превращенное в прах.

Есть и наглядный пример. Семя, чтобы ожить, должно быть брошено в землю, должно сгнить, превратиться в прах, чтобы дать снова то или иное растение, цветок, плод. Только подумать – какое-то зерно, похожее скорее на камень, бросается в землю, гниет и дает дивный благоухающий цветок и вкусный плод. Дивны дела Твои, Господи!

Воскресшее тело человека будет особое, духовное, сходное с телом Воскресшего Христа Спасителя.

Верим ли мы в загробную жизнь?

Конечно да: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Если бы мы не верили в загробную жизнь, мы не верили бы Самому Господу.

Но, веря в загробную жизнь, мы большей частью о ней забываем.

Если бы помнили, то не говорили о скоропостижно умершем человеке: «Ему-то хорошо, он умер внезапно, сразу, без болезни». Если бы помнили, то в трудную минуту жизни не думали бы о самоубийстве как выходе и облегчении.

Мы забываем о вечных муках и вечном блаженстве.

Рассказывается про одного больного: он сильно страдал и, наконец, взмолился Богу о смерти. К страдальцу явился Ангел и сказал: «Твоя молитва услышана. Господь прекращает твою временную жизнь, но с условием: вместо одного года страданий на земле, которыми человек очищается, как золото в огне, ты должен пробыть три часа в вечных мучениях. Согласен?»

Страдалец задумался, но год страданий на земле пугал: «Лучше я вытерплю три часа страданий во аде», – и он согласился.

Ангел тихо взял его душу и заключил в ад. «Через три часа я приду за тобой». Мрак, темнота, теснота окружили умершего, страшные вопли грешников, видения безобразных духов злобы; страх и томление охватили его. Он всюду видел страдания и слышал вопли, и ни звука радости. Исполинские тени духов злобы носились вокруг, готовые сдавить, сжечь, уничтожить. Несчастный затрепетал и закричал. Но никто не отозвался на его крик. Ему казалось, что протекли уже века страданий и что Ангел забыл про него. Отчаяние охватило его, он заскрежетал зубами и застонал. Но никто его не слышал: грешники были заняты только собой, только своей мукой, а злые духи радовались и издевались над муками грешников.

Наконец, тихий, светлый, с радостной улыбкой появился Ангел: «Что, каково тебе, брат?» «Я не думал, что Ангелы обманывают, – прошептал страдалец. – Ты обещал взять меня через три часа, а между тем прошли годы, века адских страданий и мук».

«Помилуй, какие века и годы! – отвечал Ангел с кроткой улыбкой. – Прошел всего лишь час, и тебе остается пробыть здесь еще два часа».

Так язык человека пытается выразить невыразимую загробную муку грешника. Это, конечно, только слова, приближающие нас к правильному пониманию. Но это не запугивание и не воображение. Об этом говорит нам слово Божие.

Мы веруем в загробную жизнь, знаем о блаженстве праведников и о муке грешных. Будем же помнить об этом. Будем помнить и о том, что внезапная смерть без подготовки не радость. Будем помнить и о том, что самоубийство не выход из затруднения. Будем помнить, что наша жизнь на земле есть путь ко спасению...

Говорить о загробной жизни очень трудно. Там не будет ни времени, ни пространства. И на нашем, земном языке не найти просто слов, которые могли бы повествовать о жизни за гробом. Эта жизнь нам лишь слегка приоткрывается. Мы знаем, что за гробом, после смерти, есть жизнь, что эта жизнь для праведников блаженна, для грешников мука, что за гробом люди встречаются с Ангелами, узнают друг друга.

В чем блаженство загробной жизни праведников? Для них там покой, отсутствие печали, страданий, общение со святыми и Ангелами, близость ко Христу – Богу.

Мука же грешников в том, что они лишены Света, общения с Богом, святыми и Ангелами, они мучаются совестью и страдают от общения с грешными душами и злыми ангелами. За гробом нет покаяния, нет исправления, но может быть облегчение. Это облегчение дается Господом по молитвам живых об усопших. Вот почему Церковь с начала своего существования постоянно поминает усопших. Особенно драгоценны молитвы за усопшего за литургией. Кроме того, святые отцы призывают и к благотворению в память усопших, к милостыне за них. Перед лицом смерти стоит каждый из нас, и да удерживает нас память о смерти от зла и греха!

Чьи мы?

Надо понять, что в мире сейчас происходит величайшая борьба – борьба добра и зла. И в эту борьбу вовлечены все народы и каждый человек в отдельности.

Мы должны понять, что все мы воины, участвующие в этой борьбе. Только мы должны дать себе ясный отчет, в каком войске мы воюем. С этой точки зрения мы должны решать все вопросы нашей жизни.

Если мы хотим построить свое благополучие на обмане, на несчастии другого, спросим себя: чье это дело – воина добра или воина зла?

Если хотим уйти из семьи, нарушить то, что связано Господом, устроить свою жизнь так, как вот сейчас захотелось, опять спросим себя: чье это дело – воина добра или воина зла?

Если хотим покончить со своею жизнью – все равно, по каким причинам, – хотим уйти с фронта борьбы, снова вопрос: чье это дело – воина добра или воина зла?

Если вызываем какие-либо недоразумения, ссорим, осуждаем других или вообще не слушаем слова Божия и наставления священника, ответственного за нас пред Богом, – чье это дело? – воина добра или воина зла?

С этой точки зрения должны мы решать все вопросы нашей личной жизни. Совесть подскажет нам ответ. И если мы поймем, что Лее мы участники величайшей борьбы добра и зла, и если решимся стать на сторону добра и быть с его воинами, то мы должны помнить, что с нами такая сипа, которую никто не сможет победить. Эта сила – Сам Бог. «С нами Бог, и никтоже на ны». И нам только нужно черпать из источника этой силы. А источник этой силы – Святая Церковь с ее Таинствами. Из этого источника должны пить все воины добра, все воины Христовы, потому что этот источник есть источник жизни. А без него – грех, разврат, гибель, смерть.

Мы, воины добра, воины Христовы, как и все воины, можем получать ранения, спотыкаться, падать, но мы не можем уходить от борьбы, быть предателями добра. Мы должны всегда помнить, что в Церкви и ее Таинствах, особенно же в Святых Христовых Тайнах, мы имеем для себя неисчерпаемый источник непобедимой силы.


Источник: Пастырские наставления : Духовное наследие архипастыря храма Христа Спасителя во Франции / епископ Кампанский Мефодий. – Москва : Изд. Московской Патриархии, 2000. – 188, [5] с.

Комментарии для сайта Cackle