Канон Косьмы Маюмского на Богоявление
Песнь 1-я
Мощный во бранях Господь открыл дно глубины морской, и. проведши посуху Свои воинства, сокрыл от сопротивников: ибо Он прославился!
Царь вечности, Господь иорданскими струями обновляет истлевшего Адама, и сокрушает главы змиев, во мраке гнездящихся: ибо Он прославился!
Воплотившийся от Девы Господь, облеченный в плоть вещественную, нося в Себе невещественный огнь Божества, покрывается водами Иордана: ибо Он прославился!
Просвещающий находящихся во тьме Господь, очищая нечистоту человеков, чрез омовение во Иордане, добровольно уподобился им. И пребыл тем, чем был: ибо Он прославился!
Песнь 3-я
Дающий крепость Царям нашим и возвышающий рог Помазанников Своих, Господь рождается от Девы и грядет к крещению. Потому, верные, возопием: нет ныне столь святого. Как Бог наш, и нет праведного, кроме Тебя, Господи!
Веселись ныне, Церковь Христова! ТЫ прежде была неплодна и крайне бесчадна; а теперь водою и Духом родились тебе чада, которые с верою восклицают: нет столь святого, как Бог наш!
Предтеча громким голосом вопиет в пустыне: приготовьте пути Христу, исправьте стези Богу нашему, и восклицайте с верою: нет столь святого, как Бог наш!
Песнь 4-я
Господи! Тот, кого ты нарек Гласом вопиющего в пустыне, услышав Твой глас, когда ты, свидетельствуя о Своем Сыне, возгремел над великими водами, – весь исполнясь явившегося Духа, возопил: Ты Христос, Премудрость и Сила Божия!
„Видал ли кто», вопиет Провозвестник, „чтобы очищали Солнце, светлое по естеству своему? Могу ли я водою омыть Тебя, Сияние Славы и Образ вечного Отца? Как я – сено – прикоснусь к огню Твоего Божества? Ибо Ты Христос, Премудрость и Сила Божия!»
„Моисей, обретши Тебя, изъявил священный страх, который проник его: ибо, услышав Твой глас из купины, он немедленно отвратил взоры свои. Как же я дерзну открытым лицем взирать на Тебя? Или как посмею возложить руку на Тебя? Ибо Ты Христос, Премудрость и Сила Божия!»
„Имея душу разумную, одаренный словом, я страшусь неодушевленных тварей: ибо если я дерзну крестить Тебя, то осудит меня гора, огнем пламенеющая, море, обоюду расступившееся, и Иордан сей, возвратившийся вспять. – Ибо Ты Христос, Премудрость и Сила, Божия!»
Песнь 5-я
Начальник жизни Иисус грядет освободить первосозданного Адама от осуждения. Как Бог, Сам не требуя очищения, Он для спасения падшего очищается во Иордане, в котором истребив вражду, дарует мир, превосходящий всякое разумение.
Когда люди в бесчисленном множестве стекались креститься от Иоанна, он стоял посреди их, и взывал к приходящим: „кто вразумил вас, упорные, уклониться от грядущего гнева? Сотворите для Христа достойные плоды: ибо, являясь ныне, Он мир дарует.»
Земледелатель и Создатель мира, ставши посреди, как один из человеков, испытуешь сердца, и, взяв служащую для очищения лопату, премудро вьешь на всемирном гумне; бесплодное сожигает, но многоплодным вечный живот дарует.
Песнь 6-я
Глас Слова, светильник Света, денница – Предтеча Солнца всем людям вопиет в пустыне: „покайтесь, и очиститесь заблаговременно; ибо Христос приходит избавить мир от тления»
Христос, не по подобию тленных вещей родившись от Бога и Отца, непорочно воплощается от Девы: и, по учению Предтечи, невозможно разорвать ремень – союз наш с Словом, – которое избавляет земнородных от заблуждения.
Погибельным огнем крестит Христос упорных, непризнающих Его Богом: а исповедующих Его Божество обновляет посредством воды благодатью Духа, избавляя их от преступлений.
Песнь 7-я
Роса с шумным веянием и сошествие Ангела Божия сохранили невредимыми благочестивых юношей, вверженных в пещь огненную. Посему, орошаясь среди пламени, они пели в восторге благодарности: благословен Ты, достославный Господи и Боже Отцов!
С трепетом и удивлением, как на небесах, предстояли на Иордане силы Ангельские, видя столь великое снисхождение Бога, что Он – Бог отцов наших, – держащий состав превыспренних вод, стоял в Иорданских водах, облеченный плотию.
Чудо Божественного крещения прообразовали некогда облако и море, в которых древний народ при исходе из Египта крестился в законодателя. Море было образом воды, а облако – Духа, коими быв освящены, вопием: благословен Ты, Боже отцов наших!
Все верные, за приятие освящения принося Богу неумолкающие славословия, прославим с ангелами Отца, Сына и Духа Святого. Се – Троица ипостасями, единая существом и потому един Бог, которому поем: благословен, Боже отцов наших!
Песнь 8-я
Вавилонская пещь, источивши росу, открыла чудное таинство, назнаменовавшее, что Иордану надлежало некогда принять в свои струи огнь невещественный и обьять Творца, крещаемого по плоти, которого люди благословляют и превозносят во все веки.
Оставь весь страх, сказал Искупитель Предтече; повинуйся Мне, как Христу, – приступи ко Мне; Я действительно таков по естеству; покорись Моему повелению, и крести Меня снисшедшего, которого люди благословляют и превозносят во все веки.
Услышав глаголы Владыки. Креститель с трепетом простирает длань; но, коснувшись главы Создателя своего. Возопил к Крестившемуся: „Ты освяти меня; ибо Ты Бог мой, которого люди благословляют и превозносят во все веки».
На Иордане открылась Троица: ибо само пребожественное естество – Отец возгласил: Сей крещаемый есть Сын Мой возлюбленный! И Дух сошел на Равного им, которого люди благословляют и превозносят во все веки.
Песнь 9-я
Всякой язык в недоумении, как восхвалишь по достоинству, и даже премирный ум в затруднении, как воспеть Тебя, Богородица! Но, по благости своей, прими веру: ибо Ты знаешь священную к Тебе любовь нашу. Мы величаем Тебя, как заступницу Христиан.
Прииди, Давид! Пой, взывай к просвещаемым от Духа: „приступите к Богу с верою, и просвещайтеся! Сей страдалец, Адам, воззвал в своем падении, и Господь, услышав его, пришел в струях Иорданских возобновить растленного».
„Омойтесь», говорит Исаия, „и очиститесь; удалите от осей Господа злыя дела. Жаждущие! Идите к живой воде: ибо Христос будет кропить водою обновления притекающих к Нему с верою, и крестить Духом для жизни вечной».
Верные! Да сохранит вас благодать и запечатление. Как древле Евреи избегли погубления, помазав кровию преддверия: так да составит и для вас подобное священное торжество баня возрождения; после чего мы можем узреть незаходимый свет Троицы.