Источник

Bторозаконие

Наименование книги в еврейской и греческих библиях

Пятая книга Моисеева надписывается в еврейской библии начальными своими словами – «Елле-гаддебарим – сии суть слова»; в греческой же библии называется, по содержанию своему, Второзаконием – Δευτερονόμιον, ибо содержит в себе краткое повторение узаконений и событий, изложенных в книгах – Исход, Левит и Числ980.

Время и место написания книги Второзакония

В начале первой главы Второзакония прямо указывается время и место написания сей книги. Там говорится, что Моисей начал повторять и изъяснять закон Божий в земле Моавитской, по сю сторону Иордана, «на равнине против Суфа,... в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива.... в первый день одиннадцатого месяца в сороковом году по исшествии из Египта981.

Повод и цель написания

Так как под конец жизни Моисеевой никого почти не оставалось из тех, которые слышали закон Божий на Синае, и в землю обетованную имело вступить уже новое поколение, народившееся в пустыне: то Моисей, ревнуя о сохранении истинного богопочтения в народе израильском, перед смертию своею вознамерился повторить закон Божий, дабы великими обещаниями и угрозами от имени Божия как можно глубже напечатлеть в сердцах нового израильского поколения решимость ходить в путях закона Господня.

Краткий обзор содержания

В книге Второзакония примечаются пять главных частей. Первая содержит краткое повторение предыдущей истории странствования Евреев от горы Синая до реки Иордана, с целию – напомнить Израилю его жестоковыйность, несмотря на великие милости Господни, и тем расположить к покаянию и соблюдению законов Господних, хотя в настоящее время. (Часть воспоминательная. Гл. I–III). Во второй части идут самые увещания (в общей однако же форме) к соблюдению закона Божия, подкрепляемые некоторыми нарочитыми и особенно внушительными воспоминаниями (Увещевательная часть. Гл. IV–XI). С третьей части, которая и есть собственно Второзаконие, начинаются подробным повторения тех частных и отдельных законов Иеговы, к соблюдению которых Моисей и хотел расположить народ Израильский (Законодательная часть. Гл. XII–XXVI). В четвертой части описываются последние распоряжения Моисея для утверждения закона Божия в сердцах Израильтян (Распорядительная часть. Гл. XXVII – XXX). В пятой излагаются предсмертные завещания Моисеевы, и описывается смерть его (Завещательно-пророчественная часть. Гл. XXXI–XXXIV).

Глава IV. Увещание Моисеем народа Израильского к верному исполнению закона Божия

Моисей увещевает Израильтян к сохранению заповедей Божиих, поставляя им на вид их высокие преимущества пред всеми другими народами, и напоминая о том дне, когда они в страхе стояли под горою Синаем; в особенности отклоняет их от идолопоклонства, возбуждая в них чувство благодарности за то, что Господь вводит их в прекрасную землю, тогда как самого вождя их лишает этого счастия: одакоже угрожает им рассеянием и рабством в случае развращения, и опять ободряет милостию Божиею – в случае покаяния. Три города для невольных убийц по сю сторону Иордана.

Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам всегда заповедую. (Ст. 2). Этим запрещением Моисей как бы предупреждает те искажения закона Божия, которые сделаны впоследствии развращенными книжниками и фарисеями982, равно как и те бесчисленные и мелочные прибавления к закону Божию, из которых сложился впоследствии целый новый кодекс талмудических правил и преданий, ни к чему ненужных и формальных, и которые, как тяжелое бремя, возложены были на плеча человеческие слепыми и невежественными ревнителями буквы законной983. Однако же вышеозначенное запрещение Моисея самопроизвольно прибавлять или убавлять что-либо от закона не исключает возможности развития и усовершенствования закона, равно как и издания новых постановлений людьми, облеченными божественным авторитетом984.

Гл. XII. Закон о месте для богослужения

Израильтяне. по завоевании земли обетованной, должны истребить все остатки ханаанского язычества: разрушить жертвенники, сокрушить столбы, сожечь идольские рощи и разбить истуканы. Все же свои богослужебные обряды и жертвы Израильтяне должны совершать только на одном месте, именно на том, которое изберет Господь для пребывания скинии, и приглашать к жертвенным торжествам левитов, поскольку им не дано части и удела в земле обетованной. Закалать же животных для обыкновенного (а не для жертвенного) употребления – Израильтяне могут на всяком месте; только кровь животных они не должны есть, а выливать ее на землю, как воду. Вообще они должны отвращаться всего, что делают язычники в честь богов своих.

Там (в зем. обетов.) вы не должны делать всего, как мы теперь здесь делаем, каждый что ему кажется правильным. (Ст. 8). Сими словами Моисей указывает на то, что во время странствования по пустыне Израильтяне не имели возможности в точности исполнять все предписания обрядового закона. Постоянные передвижения с места на место были естественным препятствием е тому.

Но на том только месте, которое изберет Господь (Бог твой), в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои, и делай все, что заповедую тебе (сегодня). (Ст. 14). Одно и единственное место для молитвословий и для жертв назначено Израильскому народу с тою целию, дабы чрез сие он имел постоянное внушение о единстве истинного Бога, вопреки многобожию языческому.

Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего.... (Ст. 17). Это воспрещение есть десятины в жилищах продолжается в следующем стихе разрешением, чтобы жертвователи съедания их при скинии; между тем известно, что, по назначению своему, десятины шли собственно в пользу левитов и священников, и следовательно не могли быть ни в каком случае употребляемы жертвователями в свою пользу. В объяснение сего недоумения надо иметь в виду, что закон ветхозаветный предписывал два рода десятин: одни десятины со всех произведений земли шли безраздельно в пользу скинии и священства, другие же десятины назначались собственно для пиршеств при жертвах, приносимых Израильтянами985. Эти-то дополнительные жертвенные десятины и воспрещалось съедать дома – с тою целию, дабы при снедении их во дворе скинии могли участвовать и служащие левиты вместе с рабами и пришельцами986. Только через два года на третий дозволялось сии десятины оставлять дома, и там потреблять их; но для сего опять-таки повелевалось приглашать и близ живущих (не служащих) левитов987. Так заботливо закон ветхозаветный обеспечивал материальное благосостояние жрецов и левитов Иеговы!

И первенцев крупного скота твоею и мелкого скота твоего (нельзя тебе есть в жилищах твоих). Но их ведь и нигде (ни даже при скинии) нельзя было есть, как всецело принадлежавших священникам988. На этом основании предполагают, что здесь разумеются первородным животные собственно женского пода, которые не шли ни во всесожжение Богу, ни отделялись в пользу священников. Полагают также, что здесь под первенцами животных разуметь должно первых; в смысле избранных или наилучших животных, или наконец тех, которые родились первыми после первородных, отданных в скинию по закону. Сии вторичные тк. ск. первенцы назначались также на жертвы прп скинии, во не во всесожжение.

... и всех обетов твоих, которые ты обещал (нельзя тебе есть в жилищах твоих, а только при скинии). Под обетами здесь разумеются очевидно жертвенные животные, предназначенные или обещанные Богу в виде мирных жертв989; значительные части в таковых жертвах действительно принадлежали и приносителям их. Обеты же, понимаемые в строгом и общем смысле, т. е. все, обещанное Богу без всяких условий и ограничений, принадлежать могло только святилищу и священникам990.

Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь (т. е. местопребывание скинии)..., то закалай из крупного и мелкого скота твоего… и ешь в жилищах твоих. (Ст. 21). Это значит, что в случае отдаленности жительства от скинии Израильтяне могли закалать животных своих и дома, если то требовалось не для жертвенного, а для домашнего и житейского употребления. Значит и наоборот, в случае близости своих жилищ к святилищу скинии, Израильтяне должны были закалать животных своих лучше при скинии, чем дома, хотя бы то и для обыкновенного ядения, дабы по крайней мере кровь сих животных, в виде жертвы, пролита была у жертвенника, а тук сожжен на огне; так как оба сии вещества считались священными, и употребление их в пищу законом запрещено. Животные не жертвенные, хотя и употреблявшиеся в пищу, вероятно вовсе не приводились к жертвеннику.

Глава XIII, 1–5. Предохранение от ложных пороков

Появляющихся ложных пророков, отклоняющих от истинной веры, нужно побивать камнями. Также нужно поступать со всяким совратителем, хотя бы это был ближайший родственник. Города же, в которых появится идолопоклонство, нужно предавать заклятию и всеконечному истреблению, и никогда не возобновлять.

Если восстань посреди тебя (ложный) пророк, или сновидщ, и представит тебе знамение, или чудо... (Ст. 1–4).

Какою силою творит чудеса пророк, который учит богопротивному? вопрошает блаженный Феодорит991. И дает такой ответ: «По Божию попущению действуют демоны.... Научаемся же чрез это не обращать внимания на знамения, когда совершающий их учит тому, что противно благочестию». Таким образом чудеса ложных пророков суть тоже ложные, а потому и не заслуживают серьезного внимания, – как учить блаж. отец церкви. Посему я Апостол говорит, что пришествие антихриста будет по действию сатаны со всякою силою, знамениями и ложными чудесами992. Совершение же истинного, а не мнимого и кажущегося чуда – может принадлежать только всемогущей силе Божией.

А пророка того или сновидца того должно предать смерти... Так поступил, например, впоследствии Илия пророк со жрецами Вааловыми993. Закон о ложных пророках не будет казаться строгим, если приведем себе на память теократическое устройство еврейского народа. Иегова, Бог еврейский, был верховным гражданским властителем и царем народа своего в тесном смысле сего слова; и все законы, относящиеся до богопочтения, были основными государственными законами у Евреев. Следовательно всякие совратители религиозные, уклонявшие народ еврейский к богам иным, были государственными преступниками и бунтовщиками, посягавшими на особу Верховного Властителя. Таковых преступников и ныне казнят смертию.

Примечание. Впрочем, вышеозначенным законом Моисеевым отрицался всякий фанатизм религиозный, господствовавший у других народов древнего вира. Известно, что еврейский народ никогда не брался за оружие для распространения своей веры; напротив сам был нередко жертвою языческого фанатизма. Чужестранец и иноверец, живя в среде народа иудейского, всегда пользовался свободою, лишь бы он не предавался нечистым идольским требам – к публичному соблазну народному. Даже уличенный совратитель казним был лишь по суду и следствию994, и первый камень на него должен был бросить доносчик995. Какой высокий урок с одной стороны тем, которые имеют ревность не по разуму, а па всякого иноверца смотрят как на врага, – а с другой стороны – тем, которые нисколько не дорожать чистотою религиозной истины, и к делам религиозным оказывают постыдное равнодушие.

Гл. XVI. 18 и Гл. XVII. Законы о суде и царе.

Жертвенные животные должны быть без порока; казнь идолопоклонников должна быть по суду и по свидетельству по крайней мере двух или трех свидетелей, которые и должны первые бросить камень на преступника; в затруднительных и сложных делах судебных должно идти к скинии, и обращаться за советами к священникам я левитам, или к чрезвычайному судье народному, если таковой будет воздвигнут Богом. Царь должен быть выбираем из единоплеменников. Он не должен умножать себе коней, жен и чрезмерных богатств. Книга закона Божия должна быть для него постоянным кодексом, чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонился он от закона ни направо, ни налево.

Выведи мужчину того, или женщину ту (которые уличены в идолопоклонстве) к воротам твоим, и побей их камнями... (Ст. 5) Здесь разумеются собственно ворота городские, пред которыми обыкновенно устроялись площади, и на сих то площадях чинился суд и расправа. Осужденные Па казнь, выслушав свой приговор у ворот городских, выводимы были за город, и там уже подвергались казни, а не у ворот городских996.

Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровию и кровию, между судом и судом, между побоями и побоями ... то прийди к священникам Левитам и они скажут тебе. (Ст. 8) Выражением «между кровию и кровию» указывается на затруднение по делам собственно уголовным (напр., намеренно совершилось убийство или нечаянно). Выражение «между судом и судом» разумеет тяжбы по делам гражданским. Наконец выражение «между побоями и побоями» имеет в виду мелкие судебные случаи по разным делам об оскорблениях.

Глава XVIII. Жребий Левитов, и предсказание о Мессии, под именем пророка, подобного Моисею

а.      Закон о жребии левитов-священников, как богопоставленных священнодетелей и учителей в народе Божием (ст. 1–8)

Так как речь тдет здесь только о тех левитах-священниках, которые состояли на действительной службе при скинии; то и средства содержания левитского Моисей исчисляет (да и то не вполне и не подробно) лишь такие, которые получались священниками во дворе скинии именно: части из жертв (плечо, челюсти и желудок)997 и начатки, т. е. первые или начальные плоды полей, садов и стад (начатки от хлеба, вина, елея и от шерсти овец)998. Очевидно, что главным намерением Моисея при сем случае было расположить народ Израильский к усердию пред священниками Божиими, к благоговению пред их служением и к повиновению их словам и водительству. Кратко упомянув о доходах левитских, он с особенною силою поставляет на вид те побуждения, ради которых Израильтяне должны усердствовать и благоговеть пред священниками Божиими. Побуждения сии суть.

Bo-1-х, богоизбранность всего колена Левиина. (Ст. 1. 2). «Священникам-Левитам не будет части и удела с Израилем ... Сам Господь удел его» (колена Левиина). Т. е. Господь избрал колено Левиино преимущественно пред всеми остальными коленами Израильскими, и усвоил его себе; так что все посвящаемое Израильтянами самому Господу, Он усвояет и отдает своим избранным левитам.

Bo-2-х, богоучрежденность левитского служения. (Ст. 5). „Его (священника-левита) избрал Господь, .. чтобы он предстоял пред Господом, Богом твоим, служил и благословлял во имя Господа, сам и сыны его во вое дни».

Примечание. (Ст. 6–8). Ради высокого священного служения при скинии, доходами от алтаря должны пользоваться не одни только штатные и очередные левиты – священники; напротив, если левит, сверх очередного времени, отбытого их на действительном служении при жертвеннике, захочет по обету променять свое спокойное житье в каком-либо из левитских городов999 на новое служение при скинии или на время, или навсегда (как

напр., Самуил), то во всяком, случае он имеет полное право пользоваться, на ряду с прочими своими братьями левитами, одинаковою частию от жертвенника – сверх десятины, которую он, как бы некоторое отцовское наследство, будет получать из своего родного города и продавать.

б. Предсказание о великом пророке, подобном Моисею (ст. 15–19).

Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – его слушайте! (Ст. 15). Дабы сильнее расположить к повиновению сему истинному и чрезвычайному пророку, Моисей вспоминает, как некогда народ Израильский, стоя при подошв пламеневшей и колебавшейся горы Хоривской и ужасаясь непосредственной беседы с Иеговою, сам выражал желание, чтобы Господь говорил с ним чрез посредника. Напомнив, что Господь снизошел тогда к сему смиренному и благоговейному желанию своего народа и вполне одобрил его, Моисей припоминает и то, как Господь угрожал за непослушание и неповиновение сему посреднику. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили (тебе): Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста ею, и он будет говорить им все, что Я повелю ему: А кто не послушает слов Моих, которые (пророк тот) будет говорить Моим именем, с того Я взыщу (Ст. 17–19).

Кто сей великий пророк, подобный Моисею? Сей пророк есть сам Сын Божий, Господь Иисус Христос, устами которого Отец Небесный возглаголал к людям напоследок дней ветхозаветных1000. Подтверждение сему находим в Деяниях Апостольских у Апостола Петра1001. Мессия называется пророком в том смысле, что Он есть полнейший истолкователь воли Отца Небесного и совершеннейший Учитель рода человеческого. Впрочем, название пророка принадлежит Ему и в буквальном смысле слова*, ибо Он предсказал не только свою смерть и тридневное воскресение, но и судьбу своих последователей, судьбу Израильского народа и всего рода человеческого. Уподобляется же пророк Мессия пророку Моисею по следующим обстоятельствам Моисей был вождь и законодатель ветхого Израиля и посредник между им и Иеговою; так и человек Христос-Иисус был единый ходатай Бога и человеков, вождь и законодатель нового завета1002. Моисей извел Евреев из рабства египетского в землю обетованную, и Христос Спаситель избавил род человеческий от рабства диавольского, и своих последователей приводит в царство небесное. Моисей был великий чудотворец; но еще в большем количестве творил чудеса Господь1003. Моисей был близок к Богу, и беседовал с ним устами к устам, как первый служитель в дому (Церкви) Божием1004, Христос же. в дому Божием, как сын в дому своем1005.

Глава XXVIII. Благословение исполнителям закона Божия и проклятие нарушителям

Общее примечание к главе. Глава сия есть продолжение предыдущей и принадлежит к одним из самых вдохновенных и поэтических мест в Пятокнижии Моисеевом. Она изобилует возвышенными образами и изящными уподоблениями, она увлекает воображение и потрясает душу силою чувства в яркостию картин, изображающих будущую судьбу народа израильского.

а.      Благословение исполнителям закона Божия

В первой части своей речи вдохновенный пророк рисует картину всестороннего благополучия, ожидающего Евреев, если они будут повиноваться закону Божию. (Ст. 1–14).

Счастлив ты будешь, Израиль, во-первых в своей отдельной и личной жизни; ибо будешь благословен при входе твоем, и благословен прп выходе твоем, благословен ты в городе, и благословен на поле и во всех дедах рун своих1006.

Счастлив ты будешь в семейной жизни, ибо даст тебе Господь изобилие в плоде чрева твоего1007. Счастлив ты будешь в своем домохозяйстве; ибо благословен будет плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих, благословенны житницы твои и кладовые твои1008.

Богат и силен ты будешь в жизни общественной и государственной; ибо давать будешь в займы многим народам, а сам не будешь брать в займы, и будешь господствовать над многими народами, и сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте.1009

Могуч и победоносен ты будешь и среди других народов в военном отношении; ибо поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя. Одним путем они выступят против тебя; а семью путями побегут от тебя.1010

Примечание. Богат и славен был народ еврейский при царях своих Давиде и Соломоне.

б.      Проклятие нарушителям закона Божия

Затем во второй части начинаются обратные картины, возвещающие суд Божий на непокорный и жестоковыйный народ еврейский. (Ст. 15–44). «Если ты, Израиль, не будешь слушать гласа Господа Бога твоего, – так начинает Моисей свою грозную речь, – то пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастие во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать»1011.

Сие проклятие отразится на теле твоем. Ибо поразит тебя Господь различными болезнями: чахлостию, горячкою и лихорадкою, проказою египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не можешь исцелиться. Поразить тебя Господь злою проказою на коленах и голенях.. от подошвы ноги твоей до самого темени1012.

Проклятие Господне отразится и на духовных своих силах. Ибо поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца, и ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью в потьмах1013. Не оправдалось ли это прорοческое слово на Иудеях, которые в слепоте своей распяли своего Мессию, и доныне продолжают упорствовать в своем ожесточении?!1014.

Проклятие Господне поразит тебя в твоей семейной жизни. С женою обручишься, но она достанется другому; сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя1015.

Проклятие Господне отразится на твоем домохозяйстве – всевозможными неудачами, изнурительным, но бесплодным трудом и нищетою. Построишь дом, – и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, – и не будешь пользоваться им; вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его; семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что доест их саранча; виноградник будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить, потому что поест его червь; маслины будут у тебя во всех пределах твоих, но елеем не помажешься, потому что осыплется маслина твоя1016.

Сама природа вооружится на тебя. Ибо небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, а земля под тобою – железом; вместо дождя Господь даст тебе пыль, и прах с неба будет падать1017 (от страшной засухи).

Вследствие всего этого прядет в расстройство и оскудеет твоя жизнь общественная. Пришлец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже. Он будет давать тебе в займы, а ты не будешь давать ему в займы; он будет главою, а ты хвостом1018. По Феодориту, – Моисей сими словами гадательно дает разуметь благочестие язычников, призванных в церковь Христову, а Израильтянам предрекает их неверие и отвержение1019. Впрочем и в буквальном смысле современные Евреи оправдывают на себе пророчественные прещения Моисеевы – своим повсюдным жалким положением общественным.

Померкнет и твоя военная слава. Ибо предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них, и будешь рассеян по всем царствам земли1020.

в.      Пророчество об отдаленной бедственной судьбе Евреев

Но всего поразительнее те места в речи Моисеевой, в которых он пророчественным взором описывает бедственную судьбу Евреев, по уничтожении их политической самостоятельности. Нельзя с точностию определить, в каких именно местах своей грозной речи, и на какие события из еврейской истории указывает Моисей (Ст. 45–68) Одним пророческим взглядом он описывает всю еврейскую историю, и соединяет в одной печальной картине весьма отдаленные события, по их аналогическому сходству. Так обыкновенно произносили свои речи и все пророки, и сам Спаситель.

Плен Вавилонский

«Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, е народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои1021; как орел налетит сей народ, которого языка ты не разумеешь. Народ наглый, который не уважит старца, и не пощадит юноши1022. Он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя»1023. Кто не узнает в сих чертах грозного нашествия Вавилонян, под предводительством Навуходоносора, несколько раз грабившего Иерусалим, уводившего целые толпы прекрасных юношей иудейских, и наконец разрушившего твердыни иерусалимские? В пророческих речах Иезекииля, Иеремии, Даниила и Осии сей беспощадный завоеватель уподобляется также хищному орлу, бросающемуся на добычу1024; а пророк Иеремия некогда действительно носил на себе ярмо (хомут), дабы нагляднее изобразить развращенному народу иудейскому предстоящее ему рабство в плену вавилонском

Плен у Персов, Египтян, Сирийцев и Римлян

Ужасные картины рисует Моисей, простираясь в дальнейшую судьбу Евреев, когда оно переходя из одного плена в другой – от Вавилонян к Персам, от Персов то к египетским царям, то к сирийским, то к римским, – терпели всяческие истязания за веру, лишаемы были имуществ, жен и детей, и склоняемы были к идолопоклонству самым зверским образом. «И рассеет тебя Господь Бог по всем народам, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, – дереву и камням»1025. Действительно в гонение Антиоха Епифана весьма многие изменили своей вере и стали кланяться идолам. «Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя ног твоей, и Господь даст тебе трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души. Жизнь твоя будет висеть пред тобою1026 (как бы на волоске). И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои.

Окончательное разрушение Иерусалима

Ужасные сцены голода и крайнего стеснения находим мы у историка иудейского Иосифа Флания, При описании пм осады и разрушения Иерусалима победоносными легионами римского императора Тита. Тогда Иудеи тысячами гибли от голода в стенах своей столицы, и доведенные до крайности – питались всякими нечистотами даже закалали собственных детей Указания на сии отвратительные и вместе ужасные сцены можно видеть в следующих сливах грозной речи Моисеевой: «И будет теснить тебя (враждебный народ) во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься ... И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей своих, которых Господь Бог твой дал тебе в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой. Муж изнеженный и живший между вами в великой роскоши, безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих, которые останутся у него; и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть, потому что у него не останется ничего в осаде и в стеснения, в котором стеснит тебя враг твой во всех жилищах твоих. Женщина, жившая у тебя в неге я роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего, и на сына своего, и на дочь свою, и не даст им последа, выходящего из среды ног ее, и детей, которых она родит; потому что она, при недостатке по всем, тайно будет есть их, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих»1027. Подобные потрясающие сцены находим еще в история народа израильского при Иораме, нечестивом царе израильском1028.

Рассеяние Евреев

«И возвратит тебя Господь к Египет на кораблях тем путем, ο котором я сказал тебе: ты более не увидишь его; и там будете продаваться врагам своим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего»1029. Во время пленения вавилонского значительное число Иудеев, как известно, удалилось в Египет1030. Таким же образом и при окончательном разрушении Иерусалима Римлянами, победители отправяли многие тысячи пленных Иудеев в Египет – частию сухим путем, частию на кораблях, для продажи в рабство, и для употребления в публичных играх и театральных представлениях. А в царствование римского императора Адриана, при которой случилось возмущение Евреев, было такое множество пленных Иудеев, что они продавались по самой дешевой цене, при всем том не находилось покупателей, ибо некому было выкупать пленных. К сему Иосиф Флавий прибавляет, что продавали только тех, которые были около 17-тилетнего возраста; что около 12-ти тысяч пленных погибло от голода при сем распределении их – то на продажу в рабство, то для публичных работ1031. Так верно и точно исполнились грозные предсказания Моисея на отверженном имени иудейском!

Всеобщее презрение к Евреям

«И будешь ты, – присовокупил пророк, – ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь Бог»!1032. Сие пророческое слово и до сих пор тяготеет на Иудеях; ибо действительно – одно почти презрение, насмешки и унижение приходится им испытывать от всех племен, среди которых они рассеяны. Достойно примечания, что все исчисленные проклятия Божии должны остаться на отверженном Израиле и на семени его во век, как знамение и указание для прочих народов1033. Здесь находим пророчественное указание на непрерывное и чудесное сохранение еврейского племени до последних времен, как говорит и апостол Павел1034.

Глава XXXI. Избрание Иисуса Навина в преемника Моисею и особые распоряжения о хранении книги Закона

Глава сия разделяется на три части, из коих в первой (ст. 1–13) Моисей описывает свои прощания и завещания – к народу вообще, и потом в частности – к Иисусу Навину и к священникам, во второй части (ст. 14–23) излагаются последние откровения и повеления Божии Моисею и Иисусу Навину, в третьей части (ст. 24–30) описываются два предсмертные распоряжения Моисея вследствие полученных от Господа повелений и откровений.

Прощаясь с народом (ст. 1–6), Моисей возвещает, что отныне он слагает с себя звание вождя израильского, как по преклонности лет, так и по особой на то воле Божией1035; объявляет преемником своим Иисуса Навина; предрекает успешное, с Божиею помощию, завоевание земли Ханаанской, приводя в пример Сигона и Ога царей аморрейских; посему завещает твердость и мужество в борьбе с Хананеями.

Прощаясь с Иисусом Навином (ст. 7. 8) пред очами всех Израильтян. Моисей возвещает ему, что он благополучно введет народ израильский в обетованную землю и разделить ее на уделы; ибо сам Господь пойдет перед ним, так что ни бояться, ни ужасаться ему нечего.

Прощаясь с священниками, сынами Левииными, носящими ковчег (ст. 9–13)1036, Моисей завещает им, по прошествии каждых семи лет от завоевания земли обетованной, т. е. в каждый субботний год, или в год отпущения1037, читать вверенную им (священникам) книгу закона Божия вслух всего Израиля1038, не исключая женщин, детей1039 и пришельцев1040, дабы все слушали и научались бояться Господа Бога. Сие чтение и объяснение закона Божия должно производиться в праздник кущей; ибо тогда весь Израиль должен был являться пред лице Господа Бога, т. е. к Скинии Свидения1041.

Возвестив вождю израильскому приближение смерти (ст. 14. 15), Господь повелевает ему стать вместе с Иисусом Навином у входа Скинии Собрания, и, явившись в столпе облачном, открывает Моисею, что народ еврейский станет после него блудно ходить вслед чужих богов, чем привлечет на себя многие бедствия и скорби. которые образумят его, но Господь сокроет от него лицо свое (ст. 16–22). Посему Господь повелевает вперед сложить обличительную печньь на Евреев, и вложить ее в уста их (т. е. заставить выучить); дабы песнь сия была свидетельством (обличением и упреком) на неблагодарных сынов израилевых; ибо Господь, даже и предвидя их развращение, все таки хочет ввести их в землю добрую, где течет молоко и мед, – как Он клялся отцам их Моисей исполнил повеление Божие.

Иисусу Навину Господь заповедует твердость и мужество и обещает быть с ним (ст. 23).

Вследствие только что полученного от Господа прискорбного откровения, Moиceй опять сзывает к себе левитов, носящих ковчег завета Господня (т. е. весь священнический род), с горечью сердца сообщает им свое откровение; затем вручает законченную книгу закона Божия (т. е. Пятокнижие), и повелевает положить ее одесную ковчега завета Господня1042, дабы она там была свидетельством против жеотоковыйного Израиля; ибо Господь сказал ему всю свою волю (ст. 24–30). После сего Moиceй повелевает левитам собрать к себе всех старейшин колен, всех судей и надзирателей, чтобы сказать вслух их слова сочиненной им обличительной песни на Евреев.

Глава XXXII, 1–43. Обличительная песнь Моисея

В обличительной песни Моисеевой примечаются следующие части: вступление, указание предмета речи, изложение или раскркиие указанного предмета, заключение.

Во вступлении пророк Божий призывает небо и землю во свидетели своих слов, и приглашает ко вниманию Израильтян (ст. 1. 2). «Внимай небо, я буду говорить, и слушай земля слова уст моих!» Так начинает он свою прощальную песнь к народу еврейскому. «Польется как дождь учение мое», т. е. примите слова мои, о Израильтяне, также охотно и радостно, как засохшая земля пьет дождь или росу; пусть они упадут на ваши сердца – «как мелкий дождь на землю, как ливень на траву!».

Как бы в объяснение, почему речь его заслуживает полнейшего внимания Израильтян, Moиceй указывает на предмет сей речи: это есть, с одной стороны, восхваление великих дел Божиих, и милостей Его к народу своему, а с другой – развращение неблагодарного народа еврейского (Ст. 3–5).

Затем идет раскрытие, или изложение предмета обличительной речи Моисеевой. Оно состоит из четырех картин.

Картина первая (ст. 6–14).

Рисует милости Иеговы к народу еврейскому. Он, как нежный и любящий отец, заботился о народе своем, во всю прошедшую историю его. Еще тогда, когда Всевышний рассеевал сынов Адамовых (после потопа) по разным странам вселенной, Он уже тогда назначил пределы народам, долженствовавшим населить землю Ханаанскую и обработать ее (для Евреев), и распределил Хананеев в этой земле по числу и нуждам сынов израилевых1043, ибо им намеревался Он в свое время отдать эту благодатную землю. Когда же вел Господь к этой земле народ свой по дикой и печальной пустыне (Аравийской), то хранил его как зеницу ока своего. «Как орел вызывает птенцов своих из гнезда, носится над ними, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь лелеял народ свой, когда вел его из Египта». Затем Моисей в пророческом духе описывает поселение Евреев «на высоте земли», т. е. в роскошной земле обетованной, как бы оно уже случилось. В восхищении он созерцает, как народ израильский пьет там душистый мед из камня, ибо пчелы в обилии наносят его в каменных расселинах, питается елеем из твердой скалы, ибо маслины во множестве растут даже на утесах. Там неистощимые богатства пастушеской и земледельческой жизни: масло коровье, молоко овечье, жир козлов и агнцев васанских (земля Васанская была самая обильная пажитями), тучная пшеница и кровь виноградных ягод!...

Картина вторая (ст. 15–21)

В ней изображается измена и развращение Евреев. Сие развращение рисуется под образом утучнения, отолстения и разжирения Израиля, который, забыв Иегову – родителя, творца и заступника своего, стал приносить жертвы бесам, и покланяться богам чужим и новым, пришедшим к нему от соседей (т. е. Хананеев). «Но если они вздумали раздражать во Мне горькое чувство ревности такой постыдной изменой в пользу ничтожных и суетных богов, – как бы так говорил Господь устами Моисея, – то и Я раздражу их, обратив любовь свою к ним, которые никогда не были моим народом, и Я огорчу их, избрав на их место народ бессмысленный (призвание язычников и отвержение Евреев в новом завете)1044.

Картина третья (ст. 22–35)

Описываются ужасы гнева Божия на нечестивый род еврейский. Сей гнев уподобляется огню, который жжет (нечестивых) до ада преисподнего (т. е. не только здесь на земле, но еще более впоследствии – в геенне); сей гнев поядает землю и попаляет основания гор (от сего огня некогда действительно сгорит вся земля, и яже на ней дела!)1045. Вот что ожидает Евреев за отступление от Бога: голод, язва, нападение зверей и ядовитых пресмыкающихся, губительный меч на поле брани, а в домах ужас! Конечное истребление Евреев Господь отменяет лишь потому, чтобы враги их не возмнили и не сказали: «наша рука высока, и не Господь сделал все сие»1046. Евреи однако же столь бесчувственны и грубы, что не хотят видеть причину своих несчастий в оставлении их Богом, тогда как это ясно для самих врагов еврейских, которых Моисей и призывает по свидетели1047. Ибо Египтяне, напр., Амаликиты и Мадианитяне на себе чувствовали, как сильно и могущественно было покровительство Иеговы над своим народом. Порча Евреев изображается в следующих метафорах. «Виноград их (т. е. Евреев) от виноградной лозы Содомской и с полей Гоморрских; ягоды их ягоды ядовитые, грозды их горькие».1048 Т. е. Мой избранный народ, как бы так говорил Господь, – эта благородная некогда отрасль свв. патриархов, выродился подобно винограду, и сделался нечестив подобно жителям Содома и Гоморры. «Вино их яд драконов и гибельная страва аспидов», т. е. поступки их не только нечестивы сами по себе, но и заразительны для других. Этими поступками они привлекут на себя скорую и мучительную смерть1049.

Полагаете ли вы, беззаконные, – обращается Господь к Евреям, что все ваши беззакония мне неизвестны? Нет, все они написаны у меня и запечатаны в хранилище моего правосудия1050. Близок день мести, когда поколеблется нога их (т. е. для того, чтобы пасть под ударами Моего правосудия), близок день погибели их«1051.

Картина четвертая (ст. 36–42)

Заключает в себя обещание милосердия Божия к униженным до крайности Евреям и возвещается погибель врагам народа Божия. Унижение и истощение еврейского народа изображается сод образом осажденного врагами города, в котором сначала истребляются защитники стен; потом, по взятии города, истомляются голодом и жаждою заключившиеся в крепких башнях, и наконец весь народ берется в плен, или истребляется1052. »Тогда скажет Господь (т. е. чрез пророков, которых пошлет к Иудеям для их вразумления и возвращения на путь истинный): где боги ваши – твердыня, на которую вы надеялись, – вы, которые ели тук жертв идольских, и пили вино возлияний их?«1053. Здесь примечается укоризненный намек на то, – что тогда как жертвенный тук должен быть посвящаем одному Богу, равно и возлияния1054, – Евреи однако же, по святотатственному обычаю язычников, сами ели и пили то и другое. „Узнайте же по крайней мере нынче бессилие богов языческих, – продолжает Господь обличительную речь свою к народу своему, – видите ныне, что это Я, Я, – и нет Бога, хроме Меня! Я умерщвляю (за нечестие) и оживляю (за раскаяние), Я поражаю (за отступничество) и исцеляю (за обращение), и никто не избавит от руки Моей1055.

Месть врагам Иеговы и врагам парода Его, о которой клятвенно (подъемля руку к небу) возвещает Господь, изображается под образом изощренного и сверкающего, как молния, меча, и под образом стрел, которые упиваются кровию и насыщаются плотию убитых пленных и головами вражеских начальников1056.

Заключение (ст. 43) имеет форму увещания, или приглашения ко всем народам, дабы славили народ Божий и веселились вместе с ним, ради ею будущей славы и побед. Блаженный Феодорит пророчественный смысл сего приглашении Моисеева разумеет в отношении призвания язычников в церковь Христову1057, и Ап. Павел, буквально повторяя слова Моисея в своем послании к Римлянам, приводит их, как исполнившееся пророчество о принятии и вступлении язычников и благодатное царство Христа Спасителя1058. Посему победы народа Божия над своими врагами и отмщению Господне за кровь рабов своих могут означать торжество христианства над язычеством, и окончательную (в конце времен) победу церкви Христовой над ее врагами.

В конце главы делается примечание, что Моисей, произнеся свою обличительную песнь, внушал Израильтянам – положить на сердце, т. е. принять к серьезному вниманию все слова песни сей, и завещать ее детям своим; и что в тот же день Господь открыл Моисею место его кончины, на возвышенном холме Аваримских гор, носившем название Навав (Ст. 44–52).

Главы XXXIII и XXXIV. Пророческое благословение Моисея израильскому народу по племенам; смерть Моисея

Глава XXXIII

Намереваясь благословить, пред своею смертию, племена израильские, Моисей – человек Божий – в виде вступления приводит на память некоторые главные милости Божии, явленные всему народу израильскому в пустыне Аравийской (ст. 1). Именно он воспоминает:

Как Господь пришел от Синая, т. е. дал и провозгласил закон с горы Синайской; как открылся Он от Сеира, когда т. е. явил свою благодатную помощь, повелев в пределах идумейских воздвигнуть медного змея, для исцеления множества уязвленных1059; как некогда воссиял Господь от горы Фарана. т. е. когда излил Духа Своего на 70 старейшин и насытил алчущий народ мясом1060; как шел Господь к Синаю со тьмами святых ангелов1061, неся в деснице своей огненный закон, т. е. явленный среди пламенной горы Синая. (Ст. 2).

Все сии прошедшие опыты милости Божией предуказуют пророчественному взору Моисея и в будущем непреложную любовь Господню к святому своему народу; преимущественно же к тем из сынов израилевых, которые припадут, подобно усердным ученикам, к стопам Иеговы, чтобы внимать словам канона Его (Ст. 3).

Сей закон дал нам Моисей, – восклицает о себе законодатель еврейский – в третьем лице, как бы сливая себя с последним из народа, – дабы показать совершенную свою подчиненность закону, им же самим принесенному от Бога. (Ст. 4, 5). Сей закон дан в дорогое наследие обществу Иакова, поскольку им должны руководствоваться все отдаленные его потомки. Посредством сего закона Господь царствовал над Израилем, объявляя свою волю чрез священников, когда главы народа, по поводу каких-либо недоумений, собирались к скинии вместе с коленами израилевыми.

Да живет Рувим, и да не умирает (ст. 6). «Сила сего благословения будет понята, если вспомним, что Рувим своим лобострастием и кровосмешением заслужил было от отца своего Иакова крайнее умаление потомства1062, и вследствие сего мог бы даже погибнуть совершенно среди колев израильских Моисею же, как законодателю, позволительно было проклятие переменить в благословение»1063.

И Симеон да не будет малочислен1064. Симеон тоже своим неудержимым гневом и мстительностию заслужил было негодование своего отца1065.

Но Моисей обоих хочет разрешить от клятвы отеческой, и ради святости праотцев народа израильского – Авраама, Исаака и Иакова – призывает на оба колена (Рувимово и Симеоново) милость Иеговы, наказующего только до 4-го рода, но милующего в тысячи родов1066.

Услыши, Господи, глас Иуды, и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его! (Ст. 7). По объяснению блаженного Феодорита, – Моисей предсказывает здесь Давидово царствование1067. Это значит, что пророк имел в виду те трудности и препятствия, которые нужно было преодолеть колену Иудову при Давиде, для утверждения за собой принадлежавшего ему царского достоинства1068. Посему он (пророк Моисей) и призывает помощь Божию для Иуды и борьбе его с врагами. Впоследствии действительно Давид одержал великие победы над своими врагами. В таинственном же смысле слова Моисея суть пророчественное указание на пришествие Мессии к роду человеческому из колена Иудова, и на низложение духовных врагов его силою креста, на котором он простер свои руки.

О Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже, твоем (Ст. 8–11). Т. е. ты, Господи, Левию присвоил священство, в лице потомка его, святого мужа Ааарона и ему дал одежды первосвященнические – ефод и слово-судное, на котором написаны были урим и туммим (светы и совершенства)1069.

Сего то мужа Ты, Господи, искусил в Маасе, и с ним препирался при водах Меривы. Сими словами, – говорит блаженный Феодорит, – Моисей напоминает бывшее с ним и с братом его, т. е. когда они, чудесно напоив народ израильский из скалы1070 в другой раз – при подобном же случае – не обнаружили надлежащей веры, и за сие осуждены были Богом не видеть земли обетованной1071.

В дальнейших словах о Левии Моисей призывает милость и помощь Божию на левитское племя – за его святую ревность о законе Божием, которую ничто, даже самые близкие родственные отношения, поколебать не могут. «Левий говорит об отце своем и матери своей: я на них не смотрю, и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает. Ибо они, левиты, слова Твои хранят, и завет Твой соблюдают...» и проч.1072. „Сие слово, – замечает блаж. Феодорит, – дает разуметь совершенство иереев Ибо иерею надлежит пренебрегать всем житейским, и пребывать в божественном священнослужении»1073.

После Левия Моисей благословляет Вениамина (последнего и младшего) – потому, – как думает блаж. Феодорит, – что в колене Вениаминовом имел быть построен храм; так что «на ряду с священническим коленом поставил (Моисей) и священное место» (ст. 12). Сущность пророческого благословения Вениамину состоит в том, что сей любезный сын Иаковлев возлюблен будет Богом, ибо среди жребия его Господь воздвигнет себе храм, под священною тению которого Вениаминово колено будет покоиться, как бы за плечами Господними.

Иосифа (т е. колена Ефремово и Манассиино) Моисей благословляет словами, весьма похожими на те, в которых преподал свое благословение патриарх Иаков любимому своему сыну1074 (Ст. 13–17). Ему обещается всевозможное плодородие земли – от росы и дождей небесных и подземных источников бездны, от благотворного влияния солнца и луны, от гор древних и холмов, вечных. Действительно, колена Ефремово и Манассиино – при разделе земли обетованной – получили превосходнейшие участки, одно по сю, a другое по ту сторону Иордана. Кроме сего сим коленам обещается воинственная сила и крепость, под символическом образом тельца первородного и молодого; и также рогов буйвола. Впоследствии действительно (как повествует книга Судей), оба сии колена, особенно же Ефремово, оказались наивоинственными и сильнейшими в своих победах над соседними хаваанскими племенами.

Завулонову колену Моисей предвещает обогащение от моря и от путей морских, т. е. от морской торговли1075; ибо действительно Завулоняне получили впоследствии удел свой в стране, прибрежной Средиземному морю (ст. 18).

Иссахарову колену Моисей обещает обогащение от земледелия, о чем предсказывал и патриарх Иаков1076 (ст. 19).

Обоим же вместе коленам Моисей предвещает, что они, несмотря на отдаленность свою от святой горы, на которой будет построен храм, с великим усердием будут туда стекаться для принесения богатых жертв по закону, и своим примером возбудят ревность не только в других коленах, но и в чужестранцах, с которыми будут входить в частые (торговые) сношения.

Примечание. В иносказательном же смысле – слова Моисея некоторые толковники относят к апостолам (Галилеянам по происхождению), которые проповедию своею призвали в церковь Христову великое множество народа.

Говоря о Гаде, которого Бог благословил обширным обильным участком в земле Ханаанской,1077 Моисей предвещает ему силу и неустрашимость льва, сокрушающего голову и мышцу своих неприятелей (ст. 20–21). Потом, приведя на память, что Гадово колено первое получило участок в земле Ханаанской (владения Ога к Сигона – царей амморейских), Моисей предвидит и предвещает, как честию поведет себя колено его после его смерти; ибо вместе с главами народа, т. е. с вождями остальных колен, оно храбро будет сражаться с Хананеями, дабы помочь остальным коленам получить свои участки. Поскольку относительно сей помощи Гадние дали клятву пред Господом всему народу израильскому, еще при жизни Моисея1078; то Гад (т. е. колено Гадово) таким образом исполнил правду Господа и суды с Израилем.

Дана сравнивает Моисей с молодым львом, выбегающим на добычу из Васана (особенно хищные львы водились в васанской области) (ст. 22). Пο мнению толковников, – здесь можно видеть указание во-первых на грозного и страшного врагам судию израильского Самсона, происходившего из колена Данова; a во-вторых, на то обстоятельство, когда, но смерти Моисеевой, Даниты, стесненные в своем небольшом участке, ринулись на север добывать себе удел, и хитростию взяли Лаис1079. Так объясняет слова Моисеевы о Дане и блаж. Феодорит1080.

Как Невфалиму, так и Асиру в общих чертах предвещается обилие благ земных (ст. 23–28) Сие обилие для Неффалима изображается под видом насыщения Господним благословением; в Ассировом же колене так много будет масла, что жители будут омочать в нем, как в воде, ноги свои; и так много меди и железа, что из них будут делаться запоры.1081

Свои благословения по коленам Моисей заключает восклицанием о несравненной силе Иеговы, под покровительством которого находится народ израильский (Ст. 26–29). Вдохновенному взору пророка Божия рисуются картины благополучия, каким будет наслаждаться богоизбранный народ по завладении земли обетованной. Эта земля будет изобиловать хлебом и вином, а небеса будут искапать росу. «Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ хранимый Господом»! Так заключает Моисей свои пророчественные благословения.

Глава XXXIV

В главе сей, во-1-х, повествуется о смерти Моисея, пред которою он восходит по повелению Божию на гору Навав, и оттуда обозревает всю землю обетованную (ст. 1–5); во-2-х, говорится о месте погребения Моисеева, которое находилось в земле Моавитской – против Веельфегора, хотя самая могла осталась для всех неизвестною (ст. 6); В-3-х, делается примечание о крепости сил Моисея пред смертию (ст. 7), и о 30-ти-днсввоч плаче по нем Израильтян (ст. 8); наконец, в-4-х, присовокупляется о преемнике Моисея и о несравненном превосходит Моисея, как пророка Божия (ст. 10–12) в народе израильском.

Примечание. По мнению большинства толковников, глава сия, начиная со стиха 5-го, не принадлежит Моисею; ибо содержит подробности, которых он не мог быть свидетелем. Некоторые раввины приписывают ее Иисусу Навину, а блаж. Иероним – Ездре.

И умер там Моисей, раб Господень (ст. 5). О смерти Моисея существуют разные предания и гадательные предположения; но единственно достоверное только то, что известно из Писания, именно:

Кончина Моисея произошла не вследствие какого-нибудь расстройства физического, или старческого истощания сил и притупления чувств, а единственно по слову Божию. Ибо, несмотря на глубокую старость Моисея (120 л.) – «зрение его не притупилось, и крепость его в нем не истощилась» (ст. 7). Полнота и обилие благодати и непрерывная близость к Богу – бы и в нем источником несокрушимой крепости телесной, а потому и смерть его была блаженным и мирным успением.

Во-вторых, из послания апостола Иуды известно, что у Архангела Михаила с диаволом был спор о Моисеевом теле1082; состоявший в том, как объясняют отцы1083, что диаволу хотелось устроить пышное погребение Моисею в каком-нибудь месте, для всех известном; Архангел же Михаил, бывший покровителем еврейского народа, не дозволил сего, дабы Израильтяне, склонные к идолопоклонству, не воздали бы Моисею божеского поклонения1084.

Указание исполнившихся пророчеств Моисея о судьбе еврейского народа

Св. пророк Моисей пред смертию своею изобразил весьма многими сильными чертами будущую судьбу израильского народа,

1. Так, убеждая быть верными Иегове, Моисей предсказывал израильтянам, что после его смерти Господь не оставит народа своего, но явит ему те же чудеса милости своей, какие совершены были для него в Египте1085. Сия вдохновенная проповедь с поразительно точностию исполнялась по всей дальнейшей истории Евреев, особенно же при преемнике Моисеевом – Иисусе Навине, также при судиях – Самсоне, Гедеоне, Езекии царе и проч....

2. Моисей предсказал также, что впоследствии времени Евреи пожелают иметь над собою царя1086 Это пророчество исполнилось в точности чрез 400 лет. Но предупреждая о сем важном событии в политической жизни народа еврейского, богодухновенный вождь желал, чтобы никогда не исчезал в народе Божием характер учрежденной им теократии. Царь должен быть только слугою Иеговы и точным исполнителем Его велений.

3. Но самое важнейшее пророчество Моисея было о Пророке, подобном ему, которого пошлет со временем Господь к народу своему1087. Сие пророчество исполнилось с пришествием Мессии, чрез 1,500 лет.

4. С поразительною точностию исполнились над народом еврейским и те страшные прещения Божии, которые возвестил Моисей от лица Иеговы – за нарушение Его законов, и наипаче за отвержение посланного к сему народу Мессии Христа1088. Плен вавилонский, затем рассеяние по всей земле, отвержение Богом. презрение и притеснение от всех народов, которые испытывают Евреи до сих пор, суть точное исполнение сих грозных прещений Божиих.

* * *

980

Греческому надписанию пятой книги Моисеевой буквально соответствует, и название, усвоенное ей учеными раввинами еврейскими. «Мишне Гаттора», т. е. повторение закона, – или просто «Мишне» – повторение. Есть еще и иное раввинское название книги Второзакония по ее содержанию „Сефир Тохахот – книга обличений», т. е. предсмертных моисеевых обличений и угроз.

981

Ст. 2, 3, 5.

983

Мф. 23:4, 15:2. Так, напр., из повеления не варить козленка в молоке его матери (Втор. 14:21) сложилось талмудическое правило не есть вообще мяса не только одновременно с молоком; но и после молока, разве как по прошествии четырех часов.

984

См. ниж. 17:10, 18:18.

985

См. ниж. 14:22 и след.

986

Ниж. Ст. 18.

991

Вопр. 12 на Втор.

992

Сол. 2:9.

993

3Цап. 18:40.

995

Ст. 9.

997

Это собственно части из мирной жертвы, как наиболее частой и распространенной. Кроме исчисленных здесь частей, из сей жертвы брал священник еще грудину (Исх. 29:26–28, Лев. 7:31–36). Сверх сего из всесожжения левитам-священникам отдавалась кожа (Лев. 7:8); a из жертвы о грехах все мясо (Лев. 6:25, 26, 7:7), исключая конечно тука и крови и сальных частей, которые были непременно добычею жертвенного огня. Наконец в пользу священников шли немалочисленные хлебные приношения, соединявшиеся обыкновенно с мясными жертвами (Чис. 28. Лев. 7:9–14).

998

Количество, в каком приносились начатки, не определилось законом, и зависело от добровольного усердия. По Иерониму начатки восходили от 60-й до 40-й части доходов. (Bib. AI. 1868. t. I. p. 694). Кроме сих начатков и жертвенных частей, доходы левитов священников состояли из так называемых десятин. Это были десятые части, которые отделяли Израильтяне в пользу священнослужителей от всех своих имуществ и доходов (См. о них Лев. 27:30–34., и выше Втор. 14:22–29).

1005

Евр. 3:6. Весьма неосновательным после сего представляется мнение некоторых раввинов, которые утверждают, будто бы предсказанный Моисеем пророк (евр. Navi), подобный ему, есть не кто иной, как Навин (Иисус), или даже все последующие пророки, в собирательном смысле обозначаемых именах единственного числа «пророк». Ибо само Писание ясно говорит, что все обыкновенные пророки, последовавшие за Моисеем, не только не были подобны ему, но были ниже по своим пророческим откровениям и по сравнительной близости к Богу (Втор. 34:9–12. Чис. 12:6–8).

1006

Ст. 3, 6, 8.

1007

Ст. 11.

1008

Ст. 4, 5.

1009

12, 13.

1010

Ст. 7.

1011

Ст. 20.

1012

Ст. 22, 27, 35.

1013

Ст. 29.

1015

Ст. 18, 30, 32, 41.

1016

Ст. 23, 24.

1017

Ст. 30, 31, 38–40.

1018

Ст. 4, 44.

1019

Вопр. 34. на Втор.

1020

Ст. 25.

1021

Ст. 6.

1022

Ст. 49. 50.

1023

Ст. 48.

1025

Ст. 64.

1026

Ст. 65, 66. 43. Блаж. Августин символически объясняет эти слова – по отношению к Иисусу Христу – источнику жизни, висевшему на кресте и терпевшему поругание от Иудеев (Corn. a Lap., p. 1,014).

1027

Ст. 52–57.

1029

Ст. 68.

1031

Bible Allioli, 1868, t I, p. 727.

1032

Ст. 37.

1033

Ст. 46.

1036

Хотя священники главным образом распоряжались только при ношении ковчега левитами (См. Чис. 4), но в некоторых торжественных случаях они носили его сими (Нав. 3:3, 6:5, 12).

1037

Ибо в сей год отпускались рабы на свободу, и прощались долги (См. Лев. 25).

1038

В таинственном смысле – под 7-м годом отпущения Св. Кирилл разумеет время благодати, когда Христос и Апостолы возвестили миру новый евангельский закон (Суг in Glaphins Corn a Lap., ρ 1020).

1039

Ибо первые впечатления самые сильные и прочные.

1040

Т. е. иноплеменников, принявших обрезание и религию еврейскую.

1041

Исх. 23:16, 17. Не тем ли паче священники новозаветные должны ревновать о научении народа высшему и лучшему закону евангельскому в многочисленные праздники Господни? тем более, что новозаветное богослужение не привязано к одному какому-либо месту.

1042

По мнению некоторых, книга закона положена была в самый ковчег завета, вместе с скрижалями заповедей. Впоследствии времени она взята была отсюда, и долго скрывалась в сокровищнице храма, пока Хелкия первосвященник снова не открыл ее (2Пар. 34:14– 21).

1043

В Греч. пер. – по числу ангелов Божиих.

1046

Ст. 27.

1047

Ст. 31.

1048

Ст. 32.

1049

Ст. 33.

1050

Ст. 34.

1051

Ст. 35.

1052

Ст. 36.

1053

Ст. 38.

1055

Ст. 39.

1056

Ст. 40–42.

1057

Вопр. 42 на Втор.

1059

Числ. 21. Феодорит – вопр. 44 на Втор.

1063

Феодор. – вопр. 44 на Втор.

1064

Впрочем, в большинстве древних священных кодексов имя Симеона вовсе опущено из благословений Моисеевых. Это опущение толковники объясняют или тем, что колено Симеоново привлекло на себя гнев Иеговы и Моисея своим идолопоклонством и развращением (См. Чис. 25:14, 26:12),– или тем, что Моисей в своих благословениях колено Симеоново совместил с Иудиным.

1067

Вопр. 44 на Втор.

1068

См. прор. Иакова. Быт. 49:10, 11.

1072

Ст. 9, 10, 11.

1073

Вопр. 44 на Второз.

1075

Сравн. Быт. 49:13.

1079

Суд. 18, 1 и след.

1080

Вопр. 45 на Втор.

1081

В греч. пер. – обувь.

1082

Ст. 9.

1083

Феодорит. Златоуст.

1084

Злат. – бес. 1 на Мат. Феодор. – вопр. 43 на Второз.


Источник: Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева, составленное протоиереем Михаилом Херасковым и одобренное Святейшим Синодом для употребления в Духовных Семинариях в качестве учебнаго руководства. - 5-е изд. – Губ. гор. Владимир : Тип-Литография Н.А. Паркова, 1896. - 288, VIII с.

Комментарии для сайта Cackle