Источник

Книга Бытия

Название ее в еврейской и греческой Библиях

В еврейской Библии первая книга Моисеева называется начальным словом ее «Берешит», что значит «в начале». Греческое же название этой книги есть «Бытие» (Γέγεσις), и указывает на содержание ее, поскольку в ней повествуется о происхождении и бытии мира, первых людей и первых человеческих обществ.

Главный предмет ее содержания

Главный предмет книги Бытия есть происхождение мира и человеческого рода, и краткая история веры в избранном народе Божием, в продолжение времен патриархальных.

Период времени, обнимаемый ее содержанием

Период времени, обнимаемый содержанием книги Бытия, простирается до 2369 лет – по еврейскому летоисчислению, а по греческому сей период обнимает до 3799 дет.

Время и место написания книги Бытия

О времени и месте написания книги Бытия нет определенных и достоверных известий Иосиф Флавий и Филон полагают, что Моисей написал ее в земле Мадиамской, находясь у тестя своего Иофора. Ho христианские писатели с бо́льшим основанием полагают, что книга Бытия написана уже по исшествии Израильтян из Египта, во время их странствования по пустыне Аравийской; ибо Моисей назначен был пророком от Господа лишь после бывшего ему Хоривского Богоявления76.

Цель написания книги Бытия

Что касается цели написания книги Бытия, то ее можно усматривать в том, чтобы увековечить историю происхождения мира и первоначальных судеб человечества, после того как чистые предания о сем стали затмеваться в людях, по причине сокращения их жизни, также соблюсти в чистоте учение о Божественном Избавителе рода человеческого, раскрывавшееся от времени до времени в многократных Божественных обетованиях, прообразованиях и пророчествах. При сем могла быть и частная цель бытописателя – утешить бедствующих странников еврейских благодатными обетованиями Иеговы, Бога Израилева.

Разделение на части и общий очерк содержания каждой части

Все сказания книги Бытия, заключающаяся в 50-ти главах, можно разделить на три главные и существенные части. Первая повествует о происхождении мира и падении людей.      Вторая излагает первобытную историю падшего человечества, сначала погибшего в волнах потопа, а потом рассеянного по всему лицу земли. В третьей содержится история времен патриархальных. Частнее:

В первой части, обнимающей три первые главы, повествуется;

О сотворении мира (I–II, 1–13).

О сотворении человека (II, 14–25).

О грехопадении людей (III, 1–13).

Об их наказании и обетовании Спасителя (III, 14–24).

Во второй части, обнимающей восемь глав (IV–XI), содержатся:

Братоубийство Каина и его нечестивое потомство (IV).

Сохранение преданий веры чрез долголетие патриархов (V).

Усиление пороков на земле и избрание Ноя для сохранения веры и церкви (VI).

Всемирный потоп (VII)

Постепенное прекращение потопа и жертва Ноева (VIII).

Возобновление благословений и обетований Божиих после потопа, и пророчество. Ноя о судьбе сыновей его (IX).

Потомство сынов Ноевых (X).

Смешение языков, рассеяние народов и родословие потомства Симона (XI).

В третьей части, обнимающей тридцать девять глав (XII–L) содержатся:

Богоявления Аврааму, обетования ему и заветы с ним (XII–XXV, 1–20).

История Исаака и обетования ему (XXV, 20 – XXVIII, 1–9).

Обетования Иакову и история его (XXVIII, 10 – XXXVIII).

История Иосифа (XXXIX–XLVII).

Пpopочественное благословение Иаковом сыновей Иосифа (XLVIII).

Пророчественное благословение Иакова своим сыновьям (XLIX).

Погребение Иакова и вера Иосиaа в возвращение народа Божия в обетованную землю (L).

Гл. I–III. Сотворение мира и человека, грехопадение прародителей, наказание за грех и обетование о Спасителе

Глава первая

а. Начало мира вообще

В начале сотворил Бог небо и землю.... (Ст. 1). Какое лжеучение о происхождении мира отвергается Моисеевым выражением «в начале»? Им отвергается лжеучение о совечности мира Богу. Поскольку сам Бог безначален, то, если Он творит мир в начале, значит творит его с некоторого предела, т. е. во времени, или вместе с самим временем77. Моисеево слово «в начале» совершенно равняется слову «сперва».

Бог ... Что́ означает множественное число имени Божия, стоящее в сем месте по еврейскому подлиннику       (elohim – боги)? По мнению отцов церкви, еврейский подлинник словом «елогим» (боги) дает мысль о троичном множестве ипостасей, или лиц божественных; а предшествующим глаголом «бара» (произвел из ничего), поставленным в единственном числе, подлинник указывает на единосущие лиц Св. Троицы, говоря как бы так: в начале сотворил Боги небо и землю»78.

Небо и землю.... Что́ нужно разуметь здесь под именем неба и земли, которые сотворил Бог в начале? Сими двумя словами бытописатель очевидно хочет обнять всю область мира видимого. Но некоторые отцы и учители церкви79, на том основании, что в следующем стихе одна только земля называется безвидной и неустроенной, разумеют под именем неба благоустроенный духовный мир, или ангелов. Под именем же земли, противополагаемой небу, надлежит разуметь первоначальное и общее вещество всего чувственного мира, с неотъемлемыми принадлежностями, или так называемыми в физике – общими свойствами материи.

б. Первоначальное состояние видимого мира

Земля же была безвидна и пуста (Ст. 2), и проч.... Почему первоначальное и общее вещество мира названо землей? Потому конечно, что свящ. бытописатель имел в мысли главным образом описать происхождение нашей планеты – земли, а посему и те основные материальные начала, яз которых она впоследствии образовалась, названы им землей, хотя еще невидимой и неустроенной.

И Дух Божий носился над водою ... Кого нужно признавать в имени Духа Божия, носившегося вверху воды? Третью ипостась Св.Троицы, а не ангела, – как думают некоторые, – или ветр сильнейший, или просто животворящую силу божества «Духом Божиим, – говорит Св. Василий Великий, назван Дух Святый потому, что Он преимущественно и исключительно имеет сие наименование в Писании, и никакой другой дух не именуется Божиим, кроме Святого, восполняющего собою божественную и блаженную Троицу».80

Как изображается зиждительное действие Св. Духа в еврейском подлиннике? Там вместо слова «носился» стоит «согревал»... По замечанию Св. Василия Великого, словом сим Дух Святой символически изображается под образом голубя, который с распростертыми крыльями сидит на яйцах, и сообщает им животворящую теплоту81. При крещении на Иордане Дух Св. тоже явился, как известно, в виде голубине.

в. Шесть дней постепенного образования мира (ст. 3–25).

День первый.

И сказал Бог: да будет свет: и стал свет. (Ст. 3). Говорит, т. е. произносить членораздельные звуки, свойственно человеку; что́ же значить слово или речение Божие? Значит мысль Божию, или волю Божию, – подобно тому, как человеческая мысль и хотение выражаются в словах. Представляя Бога творящим свет одним словом своим, богодухновенный Моисей дает понять, с какою легкостью Господь совершает дело творения. «Рече – и бысть», можно ли сильнее изобразить величие всемогущества Божия? Ритор Лонгин находил в этом выражения поистине высокое. С другой стороны слово или речение Божие намекает, по замечанию толкователей, на Ипостасное Слово Божие, на Единородного Сына Божия, которым небеса утвердишася82, и которым вся быша, и без Него ничто же бысть, еже бысть83.

Но как изъяснить существование света, прежде светил небесных? При настоящем состоянии науки вероятнейшей гипотезой о свете считается та, что свет есть дрожание Эфира, некоторой тончайшей материи, разлитой по бесконечному пространству мира; солнце же и звезды только приводят каким-то образом сей эфир в дрожание, и тем производит свет. Таким образом и до создания светил небесных, светоносный Эфир, как некоторая независимая от них жидкость, могла быть приводима чем-нибудь другим в сотрясательное состоянии. Мы знаем, напр., что электрический свет молнии не зависит от солнца.

И был вечер, и было утро... (Ст. 5). Почему в описании первого дня полагается прежде вечер, а потом уже утро? Потому, что новосозданное вещество мира погружено было прежде во тьму и нощной сумрак, а потом уже чрез некоторый промежуток времени воссиял свет, и настало утро.84

... день один. Замечательно, что Моисей первый день мира называет не первым, а единым. Сим выражением он хотел, по словам св. Амвросия, выразить единственность или беспримерность первого дня, ради предшествовавшей ему единственной и беспримерной ночи85.

День второй

Я сказал Бог: да будет твердь посреди воды.... и отделил воду, которая под твердию, от воды, которая над твердию.... (Ст. 6–8). Происхождение тверди или видимого неба можно представить так. Неизмеримо громадная масса первосозданного водянистого вещества вдруг распалась, по мановению Божию, на миллионы отдельных шаров, которые закружились на своих осях и понеслись каждый по своей отдельной орбите. Пространство, образовавшееся между сими шарами, стало твердию; ибо в этом пространстве движение новосозданных миров утверждено Господом на определенных и неизменных законах тяготения; так что они не сталкиваются между собою и нисколько не мешают друг другу в своих движениях. Вода над твердию – это и суть новосозданные водянистые шары, которые потом окрепли, и с четвертого дня творения заблистали и заискрились вверху над нашими головами; а вода под твердию, – это наша планета земля, расстилающаяся у нас внизу под ногами. Все это еще носило название воды потому, что во второй день творения еще неполучило прочного устройства и крепких форм86.

День третий

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место; и да явится суша и да произрастит земля землей траву, сеющую семя.... и дерево плодовитое.... (Ст. 9–13). Отделение воды от суши в третий день не должно представлять простым, так сказать, отцеживанием готовой уже воды от твердых землянистых частей. Воды еще не было в том виде и химическом составе, как мы теперь ее знаем. Итак, во-первых, творческих словом Господним безобразное и неустроенное вещество нашей планеты преобразовано было в третий день мира в два вида: созданы были вода и суша, и последняя тотчас же образовала на своей поверхности разные водовместилища – реки, озера и моря. Во-вторых, планета наша оделась тонким и прозрачным покровом атмосферного воздуха, и появились газы с их многочисленными сочетаниями.87 В-третьих, и на самой суше «предметом творческого делания была не только поверхность суши с горами, долинами и проч., горами, долинами и проч., но и в самых недрах ее – разные слои земли, металлы, минералы и проч.88 В-четвертых, особым повелением Творца на земле явились всевозможные виды растений. Наконец, должно полагать, что в третий же день мира и прочие темные и хаотические массы небесных тел получили окончательное устройство, сообразное своим целям, хотя бытописатель и говорит только об одной земле. Полагать сие надо на том основании, что во второй и четвертый дни Господь действует во всем мироздании, и значит – быть не может, чтобы целый третий день посвящен был одной только земле, которая есть ничтожная песчинка в целом составе мироздании89.

День четвертый

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... (Ст. 14–19). Как нужно представлять происхождение светил небесных? По внутренней и основной материи своей светила небесные существовали уже и до четвертого дня: они-то и были та вода над твердью, из которой образовались бесчисленные шарообразные тела во второй день творения. В четвертый же день некоторые из этих тел были так устроены, что первосозданный свет сосредоточился в них в высшей степени, и стал напряженнейшим образом действовать всегда и вдруг на всей их поверхности, – это самосветящиеся тела, или светила в собственном смысле, каково, напр., солнце и неподвижные звезды. Другие же из темных шарообразных тел так и остались темными, но приспособлены Создателем к отражению полившегося на них света от других светил, – это светила в несобственном смысле, или так называемые планеты, блестящие заимстнованным светом, напр., луна, юпитер, сатурн и прочие планеты90.

И да будут светила ... для знамений, и времен, и дней, и годов. (См. 14). Для каких знамений назначены быть светила небесные? Под знамением можно, во-первых, разуметь вообще обнаружите силы и величия Божия. В этом отношении – небо, усеянное миллионами звезд, озаряемое тихим светом луны, или блистающее ярким солнечным светом, может служить самым громким знамением присносущной силы и божества Создателя.91 Во-вторых, светила небесные назначены для таких знамений, по которым можно предугадывать разные естественные явления в природе, напр., хорошую или дурную погоду92. Наконец, в солнце, луне и звездах могут быть такие знамения, которые должны предвещать великие события собственно в человеческом роде. Такова была тьма от шестого часа до девятого, когда Господь Спаситель висел на кресте93.

Что разуметь под временами, для которых назначены светила небесные? «Во-первых, времена естественные, как-то: четыре времени года, время сеяния, время жатвы. Во-вторых, времена общежительные, гражданские и священные, каковы суть в особенности праздники»94.

Что за цель светил небесных – быть для дней и годов? Та, чтобы посредством сих дней и годов было можно вообще считать время; напр., определять продолжительность человеческой жизни, измерять расстояние между разными событиями историческими, исчислять бытие самого мира и т. п.

День пятый

И сказал Бог, да произведет вода душу живую; и птицы да полетят по тверди небесной (Ст. 20). Виды тварей, жизнь которых приспособлена Создателем к воде, в еврейском подлиннике выражены словом многородящее. Там сказано «да изведут воды многородящее и проч.». Название многородящих весьма выразительно изображает природу тварей, о которых здесь идет речь, т. е. рыб, миллионами рождающихся из икры, и природу насекомых, тучами возникающих в сырых местах, равно в земноводных, напр., жаб, множащихся в огромном количестве в болотных и тенистых местах ...

И благословил Бог (рыб и птиц) (Ст. 22). Почему благословение Божие впервые получают только твари пятого дня? Сим означается только то, что им, как первым живым тварям, Господь даровал способность умножать свой род, что и видно из дальнейших слов бытописания: плодитесь и размножайтесь... ; а не то, чтобы твари пятого дня были Ему любезнее прежних тварей. Все твари получили благословение от Бога, которое выразилось в самом повелении об их бытии.

День шестой

И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их ... Как для произведения рыб и водяных гадов Господь обращался к воде; так равно и для произведения четвероногих Он обращается теперь к земле, подобно тому, как к ней же обращается для произведения растений95. Сие надо понимать так, что телесный состав четвероногих только приспособлен к свойству земли, как их жилищу; а не так, как думают некоторые естествоиспытатели, будто бы земля, животворимая теплотою лучей солнечных, сама плодородила животных. Во всей обширной области природы нет ни малейшего намека на то, чтобы какой-нибудь один вид живых тварей мог перейти в другой, напр. травоядное животное в хищное; тем более противоестественно представлять происхождение самой животной жизни из неорганических начал (из газов, минералов и проч.). Все опыты ученых, приводимые в подтверждение сей странной теории, оказываются весьма сомнительного свойства, и нисколько не убедительны. «Когда сказал Бог: да изведет земля, говорит Св. Василий Великий, – это не значить, что земля износит уже находившееся в ней; но давший повеление даровал земле и силу извести».96 (Новое подтверждение нелепости теории Дарвиновой).

г.      Создание человека (ст. 26–28).

И сказал Бог: сотворим человека... (ст. 26). Итак, пред созданием человека держится совет Божий. Этим наглядно изображается преимущественное достоинство человека пред всеми предшествующими тварями. Но с кем советоваться всемогущему и бесконечно премудрому Творцу мира? На сие отцы и учители церкви единодушно отвечают, что совещательные слова Божии «сотворим человека» относятся к лицам Св. Троицы. На это указывают и дальнейшие слова Писания.

По образу Нашему, и по подобию Нашему. По объяснению отцов и учителей церкви образ Божий состоит к невещественности души человеческой, в ее свойствах – разумности и свободы, и в ее неразрушимости и бессмертии; подобие же Божие – в усовершенствовании разума и свободной воля, т. е. в добродетельной и святой жизни. «По подобию, – говорит св. Григорий Нисский, – делаюсь я сам, делаясь христианином». Но красота образа Божия, утверждаясь собственно в духе человека, просиявает и в самом теле его, о котором поет церковь: «и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту»97.

Пο образу Божию сотворил его (человека); мужчину и женщину сотворил их. (Ст. 27). Какую цель имеет замечание бытописателя о том, что человек сотворен не в одном лице и поле, но в двух лицах – мужчины и женщины? Так как сие замечание свое он соединяет с сотворением человека по образу Божию; то значит все равно блистает образ Божий – как в мужчине, так и в женщине, и разность пола не делает никакого различия по отношению к существенному достоинству и назначению человека. О Христе Иисусе, – говорит Ап. Павел, – несть (или безразличны) мужеский пол и женский.98

И благословил их (мужчину и женщину) Бог.... плодитесь, размножайтесь.... Без всякого сомнения творческое слово «раститеся и множитеся» насадило в человеке способность рождать чад не только по телу, по и по духу, чтобы передавать им в наследие образ Божий, который блистал преимущественно в его бессмертной душе. „Посему не нужно искать иного источника человеческих душ, кроме души первого человека»99. Одинаково несообразно с прямым смыслом Писания – допускать и предсуществование душ; равно как и полагать, что Бог непосредственно творит душу всякий раз, как готово тело в утробе матерней.

Плодитесь и размножайтесь.... Это благословение Божие первосозданной чете – не делает ли для человека обязательным брак? Нет, не делает; ибо благословение Божие человеку, или обещание плодородия, σο самому существу сих понятий, не есть еще повеление плодиться. Человек создан от Господа существом свободным, и следовательно не был, и не должен быть подчинен инстинктам своей природы – некоторым неотвратимым и роковым образом. Слепой инстинкт и физиологическая необходимость положены законом только в области неразумных животных.

д. Назначение пищи живым тварям, и всеобщее одобрение новосозданного мира (ст. 29–31).

И сказал Бог вот, Я дал вам (людям) всякую траву... и всякое дерево, у которого плод ... в пищу. (Ст. 29). Были ли назначены человеку в пищу животные? С полною вероятностию можно сказать, что – нет; в противном случае почему бы не упомянуть о них, когда так раздельно говорится в сказании Моисеевом, что именно Господь назначил в пишу животным, и что – человеку. В том же сказании Моисеевом прямо говорится, что после потопа Господь законополагает людям: «все движущееся, что живет, будет вам в пищу, как зелень травную даю вам все100». Значит до потопа не было сего разрешения Господня. В поэтических сказаниях древнего мира также говорится, что в золотой век Сатурна мясо животных не было пищей человека. (Весьма сильный урок современным сластолюбцам и невоздержникам!)

А всем зверям земным.... дал Я всю зелень травную в пищу … (Ст. 30). В первосозданном мире нынешние породы плотоядных животных были ли таковыми? По ясному указанию Писания – нет, не были. Сие даже и не могло быть иначе, когда животных было только по одной паре, при первом создании их. Значит и организация допотопных животных была несколько иначе устроена, в сравнении с временами последующими. Замечательно, что пророк Исаии, рисуя благодатное царство Мессии, употребляет такие черты, «и пастися будут вкупе волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем; и волк и медведь вкупе пастися будут, и вкупе дети их будут, и лев аки вол ясти будет плевы»101. Не вдохновенное ли это сказание на то, что было некогда и Едеме? Не то же ли мы находим и в древних преданиях о золотом веке? Виргилий говорить, что уже Юпитер, овладев миром, вслед волкам терзать и морю волноваться102.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот – хорошо весьма. Ст. 31. Чем отличается окончательное и всеобщее одобрение тварей от предыдущих частных одобрений? Тем, что оно произносится с гораздо большею силою. Не просто «увидел Бог, что это хорошо», – но – «увидел Бог все, что он создал, и вот – хорошо весьма!». Так тому и следовало быть. И каждое творение в отдельности поведает славу Божию; но целый мир говорит более и лучше о совершенствах Божиих.

Глава вторая

а.      Торжественное скончание творения (ст. 1–3).

И совершил Бог к седьмому дню дела свои. (Ст. 3). Нередко спрашивают, что разуметь должно под днями творения? Как бы в ответ на сие блаж. Августин говорит, что весьма трудно и даже невозможно с точностию определить существо сих дней103.

Предлагают еще вопрос, почему не мгновенно, а в шесть дней творит Бог мир? Сил тайна, конечно, скрывается в неисследимых глубинах ума Божия. Однако же мы познаем из сего, что Бог сотворил мир совершенно свободно. Так и человек, никем и ничем не понуждаемый в своих делах, производит их с свободными остановками, сих остановок и промежутков нет там, где совершается что-нибудь вследствие необходимых внутренних процессов, или принудительных внешних причин.

.... и почил (Бог) в день седьмой ... Что значит успокоение Божие, когда Бог утомляться не может? Значит окончание дел творения, предположенных Господом в созидании и украшении мира. Почил Господь, значит – не стал более творить. (Неосновательность мнения, что души младенцев творятся непосредственно Богом). Когда же Спаситель говорит, что Отец мой доселе делает и Аз делаю104; то Он разумеет собственно дела промышления, а не дела творения.

И благословил Бог седьмый день и освятил его. (Ст. 3). Благословил, т. е. усвоил ему радостное значение, сделал его праздником. Освятил его, или сделал священным, т. е. предназначил разумным тварям посвящать этот день на воспоминания о благодеяниях Божиих и на славословия Творцу мира и Промыслителю105.

б. Образ сотворения человека (ст. 7).

Чем отличается создание человека от создания прочих тварей? «Образ создания человека показывает в нем превосходнейшее и ближайшее к Богу творение. Он производится не единократным действием, но постепенным образованием»106. Прежде всего идет совет между лицами Св. Троицы о создании человека107, потом Господь производит его тело, и наконец вдыхает в него душу.

И создал Господь Бог человека (мужчину) из праха земного. (Ст. 7). С какою целию Бог создает тело человека из праха земного? Дабы он, несмотря на свои совершенства, не забывал о своей ничтожности пред Богом, и постоянно имел в виду, что духовные преимущества его суть особенный дар Творца. Напоминание о происхождении из персти земной должно было предохранять человека от той гордости, которая была причиною падения светоносного ангела108.

... и вдунул в лице его дыхание жизни… Как понимать вдыхание Богом души человеческой? «Поскольку Божество не телесно, говорит блаж. Феодорит, то и вдыхание надлежит понимать боголепно».109 Оно не значит, чтобы душа была в собственном смысле частицею Божества, как иногда представляли ее язычники, во указывает на сходство души человеческой с духом божественным110.

Достойно примечания, что в оригинальном (т. е. еврейском) тексте душа называется не просто дыханием жизни, но дыханием жизней, чем указывается на разнообразие человеческих способностей111.

в. Местопребывание первого человека – рай (ст. 8–15).

И насадил Господь Бог рай.... (Ст. 8). В каком смысле насаждение рая приписывается Богу? В том, что рай не сам собою возник на земле и образовался естественными силами природы, но «при самом начале, когда еще ни дожди, ни росы не развили во всей красоте растительности на других местах, Бог особенным действием своей творческой силы произрастал из земли всякое дерево приятное для взора и вкусное для пищи»112. Все это было конечно в третий день мироздания.

.... рай в Едеме на востоке... Где именно на востоке находился рай?... На востоке по отношению к стране, в которой Моисей написал Kнигу Бытия, или к земле обетованной, которую он имел в мыслях113.

И произрастил Господь Бог дерево жизни посреди рая... (Ст. 9). Каковы были свойства дерева жизни?... Это было чудесное дерево. Питаясь его плодами, человек вечно сохранял бы силу, красоту и бессмертие своего тела. В таинственном значении оно было прообразом благодатного источника бессмертной жизни во Христе Иисусе114.

и дерево познания добра и зла.... Могло ли быть дерево источником познания? Конечно нет, ибо природе дерев вообще несвойственно сообщать знание·, „но дерево познания, по словам Блаж. Феодорита, наименовано так ради происшедшего при нем ощущения греха115.

И взял Господь человека ... и поселил его в саду Едемском… (Ст. 15). Какое заключение можно вывести из того, что человек не сам входит в рай, но изображается вводимым от Бога? Можно полагать, что первый человек создан не в раю, а вне рая; вводится же в него (или чрез ангела, или чрез непосредственное внушение Божие) в знак того, что хотя он и поставлен от Господа властелином всей земли, но должен господствовать над нею в зависимости от Творца и согласно с Его волею.

…чтобы возделывать его... Насажденный Богом рай не мог ли обойтись без возделывания человеческого? Конечно мог; но труд возделывания рая нужен был собственно для человека, и ему заповедовался, дабы тело его имело приличное упражнение, а дух находил удовольствие и приобретел опытность, изучая законы природы. Труд возделывания рая не удручал человека, и нужен был ему не для снискания средств к жизни, но лишь предохранял его от праздности116.

… и чтобы хранить его ... От кого и от чего хранить нужно было рай? По словам св. Василия и блаж. Августина – нужно было хранить рай как от тех животных, которые находилась вне рая, так в от тех, которые были в самом раю, дабы они не портили его красоты. Нужно было сдерживать и упорядочивать самую силу растительности; дабы она ее изменяла прекрасного вида едемского сада.

г.      Заповедь в раю (ст. 16. 17).

И заповедал Господь Бои человеку ... от всякого дерева в саду ты будешь есть (Ст. 16). Для чего Господь свою заповедь человеку предваряет позволением вкушать от всех дерев? Дабы облегчить ему исполнение своей заповеди, и дать сильное побуждение к повиновению. «Даю и разрешаю тебе все, – как бы так говорил Господь, – сделай для меня только одно!..»

....А от дерева познания добра и зла, не ешь.... (Ст. 17). Почему нужно было дать заповедь человеку?... Необходимость сия заключалась этом что – даровавши человеку свободную волю, Создателю нужно было дать и возможность к раскрытию сей способности. А для сего непременно требовалось поставить человека в такое положение, где бы естественному потоку его желаний встретилась преграда, дабы он совершенно свободно подчинил свою волю вол Божией, а чрез сие навсегда укрепился в добре. Не только человеческая, но и всякая тварная свобода приходить в совершенство могла только опытом и упражнениями. На этом основании должно полагать, что и ангелы должны были пройти своего рода испытание, и исполнить какую-нибудь положительную заповедь Божию.

Легка, или тяжела была заповедь Божия? Она не должна и не могла быть ни слишком тяжелою, ибо превышала бы силы человека, ни слишком легкою, поскольку была бы ниже человеческого достоинства. В самом деле заповедь Божия не была тяжелою, ибо чего стоило не вкушать от одного дерена, когда все остальные позволены? Но она не была и ничтожною, ибо требовала от человека полного и безусловного повиновения. Господь не сказал – почему, для чего и долго ли не вкушать от запрещенного дерева. Не велено – и не касайся, без всяких возражений и умствований! Здесь нужно было полное и чистейшее послушание, и притом не только духом, но и телом.

... ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. Какое следствие можем вывести из угрозы Божией о наказании человека смертию за непослушание?.... Так как смертию Господь угрожает человеку только в случае непослушания; то из сего можно и должно заключить, что человек создан для бессмертия, л не узнал бы смерти, если бы не вкусил от запрещенного плода117.

По-видимому угроза Божия не оправдалась, ибо человек не умер в тот день, в который он вкусил от плода запрещенного?... Но Господь и не угрожал этим. Слова Господни „в день, в который... и значат: „в то время, как; после того, как ты вкусишь», – а не то, что человек должен был умереть в тот именно день, в который он вкусил плода запрещенного. А слова „смертию умрешьи значат то, что ты внесешь в свою природу смертность, подчинишься необходимости смерти. Посему и Симмах переводит их словами: «сделаешься смертен». Так толкуют сии слова Иероним, Августин118 и Феодорит119.

д.      Сотворение жены (ст. 18–23).

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному... сотворим ему помощника, соответственного ему. (Ст. 18). Можно здесь повторить вопрос: неодобрительные слова Господни об одиночестве человека, не делают ли для него обязательным брак? Нет не делают; потому что теперь человек находится в состоянии падения, чрез которое богодарованная ему способность чадородия растлена грехом в самом основании своем, так что люди в беззаконии зачинаются и во грехах рождаются120. Посему теперь весьма часто бывает человеку, ревнующему о высшем духовном совершенствовании, лучше быть одному, по точному выражению того же слова Божия. В новом завете весьма ясно раскрыто превосходство девства пред супружеством121.

Господь Бог.... привел животных к человеку, чтобы видеть, как он назовет их... (Ст. 19). С какою целию Господь собирает вокруг человека животных, и повелевает наречь им имена? Сие приведение животных к человеку было как бы введением человека в права владычества над тварями; ибо наречение имени нередко изображается в Писании как знак господства122. Во-вторых, Господь дает сим человеку возможность раскрыть свой ум и засвидетельствовать свою мудрость в потомстве; ибо для изобретения имени, соответственного вещи, надо уразуметь натуру сей вещи. Наконец, поскольку обозрение животных привело человека к сознанию своего одиночества123; то не было ли и в сем нарочитой цеди Господней? Не хотел ли Творец создать человеку подобную ему помощницу в то самое время, когда он сам ясно сознал и живо почувствовал ее нужду для себя?

....Для человека не нашлось помощника, подобного ему.... И навел Господь Бог на человека крепкий сон... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену... (Ст. 20–22). Для чего жена создается не из земли, а из ребра мужа? Во-первых, для того, чтобы соблюсти единство корня, от которого должны были умножиться все люди124; во-вторых, для того, чтобы крепче и сильнее было естественное чувство любви и привязанности между людьми125.

И сказал человек... она будет называться женою; ибо взята от мужа (своего) ... (Ст. 24). Как образовалось имя жены. Происхождение имени жены из имени мужа на еврейскому и в русском языке от имени муж можно произвести мужиня, в скором произношении мжена, или жена126.

е.      Установление брака (ст. 24).

Потому оставит человек, отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей (ст. 24), т. е. потому, что жена создана из ребра мужа для сочетания с ним. Сии пророчественные слова Адама о теснейших узах брака вдохновены были ему от самого Бога, как видно из слов Пс. Христа127.

Оставление отца и матери не противно ли закону о любви к родителям?... Нет, не противно, ибо оно значит не то, чтобы человек из-за жены перестал любить родителей и о них заботиться, а только то, что ради жены он будет жить врозь с своими родителями, или отдельною от них семьею.

Почему отлучение от отца и матери приписывается мужу, а не жене? Потому – что муж есть главное действующее лицо в образовании семьи, как глава ее, а не жена.

.... И будут (два) одна плоть. Что требуется сим первоначальным законом о супружестве? Так как Господь создал только одну чету для размножения рода человеческого, то сим Он законоположил, чтобы супружеские союзы у людей состояли из одного только мужа и одной жены (моногамия). Так как далее Господь говорит, что оба супруга делаются одною плотию, т. е. так бы одним существом, то отсюда следует нерасторжимость брака128.

ж. Невинное состояние первой четы людской (ст. 25).

И были оба наги, Адам и жена его.... (Ст. 25). Почему первые люди не нуждались в одежде? Потому что в раю на их тело стихии не оказывали враждебного действия; от которого теперь нам нужно защищаться.

и не стыдились.... Как понять отсутствие стыда в первой чете людской? поскольку в теле наших прародителей не было нечистых и страстных движений; то им и нечего было стыдиться, как невинным детям. Если нам теперь кажется странным отсутствие стыда, то это потому имени, что мы находимся в состоянии падения; в раю же наоборот – было бы то странно и ненатурально, если бы человек – это лучшее и прекраснейшее творение, только что вышедшее из рук Создателя, должно было почему-нибудь стыдиться себя, или за себя.

Глава третья

а. Искушение прародителей (ст. 1–5).

Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог ... (Ст. I). Естественная история как будто не оправдывает преимущественной мудрости и хитрости змея пред прочими животными? Должно полагать, что змей потерял много совершенств после своего проклятия. В начале же он был конечно мудрейшее (по слав. чтен.), т. е. смышленейшее животное.

И сказал змей… Разве природе змей свойственно было говорить? Конечно нет. Из сего-то писано обстоятельства, а также из того, что райский змей действует разумно и по начертанному плану, с целию погубить человека, – открывается, что это было не простое животное, во в нем скрывалось некоторое высшее существо, и притом злое и богопротивное. Это существо диавол, который в Апокалипсисе называется змеем древним129, а в Евангелии человекоубийцею искони130.

.... сказал змей жене.... Почему змей искуситель прежде всего обращается к жене? Здесь был тот коварный расчет, что заповедь Божию жена слышала не непосредственно от самого Бога, но от мужа, и потому ей легче было внушить мысль, что ими обоими неправильно понято запрещение Божие относительно дерева познания.

.... подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? В чем заключается хитрость сих первых слов искусителя? В том, что он тщательно старается не дать заметить своей клеветы на Бога, которая могла бы с первого раза устрашить жену, и тотчас же объяснить ей задуманное коварное дело. Он хочет только вовлечь жену в разговор, как бы предлагая ей свое собственное недоумение, и бросая тень подозрения собственно на мужа. «Может ли это быть, – как бы так говорил змей, – чтобы всещедрый Бог запретил вам вкушать райские плоды? Не ошибся ли твой муж?».

И сказала жена змею.... (Ст. 2). Как не ужаснулась Евва при виде говорящего змея, и не удалилась? До падения своего наша прародительница не могла испытывать страха ни пред каким животным, как повелительница и господа всей земли131. Но конечно она ни одной минуты не сомневалась, что пред ней не змей обыкновенный, а принявший форму его какой-нибудь небесный посланник, желающий разъяснить ей заповедь Божию, ибо светлый к богоподобный ум Еввы не мог конечно допустить словесного дара в простом животном и предположить, чтобы животные могли лучше, чем она, понимать волю Божию. Видя перед собою только змея, она не поддалась бы обману.

… плоды с дерев мы можем есть. Только плодов дерева познания, сказал Бог, не ешьте их, и не прикасайтесь к ним ним, чтобы вам не умереть. (Ст. 3). Повторяя заповедь Божию, Евва какие прибавляет к ней слова? Господь запретил только вкушать плодов с дерева познания; а Евва усиливает сие запрещение Божие, прибавляя, будто бы Бог запретил даже прикасаться к дереву познания. Этим она обнаружила змею всю свою душу. Искуситель понял, что брошенное им сомнение уже овладело мыслию жены, и что она боится не столько оскорбить Бога непослушанием, сколько умереть. От того диавол уже не страшится прямо клеветать на Бога: «нет, не умрете; но знает Бог...» и проч. ...132.

б.      Грехопадение (ст. 6–7).

(Ст. 6). Какие похоти открылись в душе Еввы пред вкушением запрещенного плода? И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, т. е. она предположила некоторый особенный, необыкновенно приятный вкус в плоде запрещенном, – вот похоть плоти. И что оно приятно для глаз, т. е. жене показался более всех красивым плод запрещенный, – это похоть очес, или страсть к наслаждению. К вожделенно, потому что дает знание, т. е. жене захотелось изведать того высшего и божественного знания, которое судил ей искуситель, – это гордость житейская133.

и взяла плодов ею и ела, и дала также мужу своему и он ел. По каким побуждениям решился на преступление муж? Конечно, не по нежности к жене, и не из великодушного желании разделить ее бедственную участь, – а по тем же грешным побуждениям, как и его жена. успевшая внушить ему свои мысли по удалении змея. Из наказания и из упрека Божия мужу видно, что и он, подобно жене своей, захотел сделаться Богом134. Грех мужа даже тяжелее греха его жены; ибо он слышал заповедь прямо из уст самого Бога. и следовательно не мог сомневаться насчет ее истинного значения. Посему и Апостол усвояет жене только прельщение135, а мужу приписывает грех, преступление, ослушание136.

И открылись глаза у обоих, и узнали они.... (Ст. 7). Не правду ли говорил змей Евве об отверзении очей137? Нет, неправду. Под именем открытия очей он обещал ей некоторое высшее и божественное знание – будете как Боги138, а между тем этого знания не произошло. У прародителей отверзлись очи только для того, чтобы уразуметь, что они наги, т. е. они поняли, что стали грешниками, – совесть у них проснулась.

.... и сшили смоковные листья... В чем состояло ощущение наготы? поскольку отсутствие стыда зависело в прародителях от того, что они были целомудренны и невинны как дети; то и наоборот – стыд и наготу они должны были сочувствовать от того, что в их телах появились беспорядочные и любострастные движения.

в.      Обличение (ст. 8–13).

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю… (Ст. 8). Когда случилось обличительное явление Господне нашим прародителям? Во время прохлады дня, – по еврейскому подлиннику. – LXX толковников поясняют, что именно во время вечерней прохлады дня, или пополудни случилось сие богоявление. Так же говорится и в переводах Симмаха, Акиллы и Феодотиона. Св. Ириней сближает время обличения прародителей с временем искупительной смерти И. Христа, случившейся пополудни139.

и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. Желание скрыться от Бога открывает в прародителях потемнение рассудка и крайнее смятение совести, ибо можно ли скрыться от вездесущего к всеведущего?...

И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: Адам, где ты? (Ст. 9). По замечанию св. Амвросия, всеведущий Бог не о том спрашивает Адама, в каком он месте, но в каком состоянии находится140. Сим кротким вопросом своим Господь хочет воззвать к покаянию нашего праотца.

Он (Адам) сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся. потому что я наг и скрылся. (Ст. 10–13). Итак, испытательные вопросы Божии пробудили в праотцах наших одни горькие сознание своего греха; но не произвели чистосердечного раскаяния. Адам в оправдание свое ссылался на жену, и даже на Бога, который дал ее141, жена ссылалась на змея142. Так грех охладил в них любовь к Богу, и потемнил веру в Его милосердие!

Отчего Господь не обличает змея, зачем он соблазнил человека? От того, что видит в нем сознательное упорств», злобное ожесточение и совершенную нераскаянность.

г. Суд Божий (ст. 14–19).

И сказал Господ Бог змею: за то, что ты соделал это... (Ст. 14). Почему змею возвещает Господь суд свой прежде всех? «Не только потому, что им положено начало греха, но и потому, что в осуждении его заключается некоторое утешение для устрашенных человеков» (смертие главы змиевой).143

Проклят ты.... Падало ли проклятие Божие на естественного змия, или только на скрывавшегося в нем диавола? Падало и на того, и на другого. „Неудивительно, что Бог проклинает невинное по-видимому, орудие искушения и грехопадения человеческого; ибо он и всю землю проклинает за человека144. В сем случае Господь уподобляется отцу, который проклинает меч, отнявший жизнь у его сына145. Главным же образом проклятие Божие относится к дьяволу, скрывшемуся в змее.

…пред всеми скотами, и пред всеми зверями полевыми.... Что значит проклятие змея естественного пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми? Значит то, что змеиная порода сделалась для человека в высшей степени ненавистною и презренною в сравнении с другими животными. Змея внушает какой-то особенный ужас и отвращение.

В каком смысле диавол проклинается паче скотов и зверей? В том смысле, что его проклятие и отчуждение от Бога будет вечное, тогда как бессловесные твари подверглись суете (т. е. страданиям и рабству человеческому) на уповании, т. е. в чаянии свободы и славы детей Божиих – по выражению Апостола146.

.... ты будешь ходить на чреве твоем... Ходил ли на чреве своем змей естественный до своего проклятия? По мнению отцов церкви, змей сделался пресмыкающимся животным именно вследствие Божия проклятия; прежде же имел ноги и даже крылья147.

…и будешь есть прах во все дни жизни твоей… Питаются ли теперь змеи пылью? Нет; но слова Божия проклятия значат только, что змей сделался ползающим животным, так что пыль будет попадать ему в рот, и ин по необходимости будет глотать ее вместе с пищею. Все сии слова проклятия Божия относятся и к диаволу – в смысле полного унижения злобной гордыни его. В Писании полизание персти употребляется – как знак совершенного унижения побежденного врага148.

И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее.... (Ст. 15). Кто разумеется под семенем змея и под семенем жены? Под семенем змея разумеются, во-первых, отверженные духи, участники его богоотступления, во-вторых, люди нечестивые, которых слово Божие называет порождениями ехидны и чадами диавола149; и в-третьих, предсказанный человек беззакония и сын погибели, т. е. антихрист150. Так и наоборот – семя жены, – это, во-первых, в верующие во имя И. Христа, которым дадеся область чадом Божиим быти151; во-вторых глава благодатного царства Спаситель наш Иисус Христос, имевший родиться от жены152, да разрушит дела диавола153.

Что значит, что не сам человек, а Бог для человека полагает вражду со змеем губителем? Это значит, что человек, подчинит себя греху, стал немощен для борьбы с ним. Творяй грех, раб есть греха154.

Оно будет поражать тебя в голову... Что значит поражение змея в голову? Поражение главы змиевой означает окончательную победу над диаволом и решительное уничтожение его власти над родом человеческим. Сие произойдет с открытием царства славы, когда будет только один Бог всяческая во всех155; диавол же, как змея с разбитою головою, будет мертв и бессилен. Но и до того времени верующие во Христа Иисуса могут противостоять всем кознем диавольским156, и сокрушать его силу благодатию Христовою.

... а ты будешь жалить его в пяту... Какая мысль выражается уязвлением в пяту? Сими словами выражается та мысль, что диавол не может наносить существенного вреда истинным чадам Божиим, а уязвляет их только соблазнами и одними временными бедствиями, и смертию тела только временною. 9ти уязвления терпело само Божественное Семя – Пс. Христос, и однакож сею самою язвою Его мы вси исцелехом157.

Чем отличается суд Божий на змея и на человеков? Суд на змея есть суд без милости, ибо ему возвещается только проклятие; между тем как людям дается надежда спасения и возвещается низложение власти змиевой158.

Жене сказал (Бог): умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей. (Ст. 16). Здесь может представиться вопрос: за что наказываются новорожденные младенцы, которым приходится разделить болезни рождения с своими матерями? За то, что л они по естеству суть чада гнева и осуждения пред правосудием Божиим; ибо в беззакониях зачинаются и во грехах рождаются (Первородный грех).

... и к мужу твоему влечение твое.... Каким образом влечение к мужу есть наказание для жены? Под именем влечения в мужу разумеется вообще подчинение мужу и зависимость от его власти, в противоположность тому, как прежде жена была лишь свободною помощницею мужа, и беззаботно делила с ним радости жизни.

.... и он будет господствовать над тобою... Не узаконяется ли сими словами неограниченное господство мужа над женою? Нет, не узаконяется; ибо мужам повелевается в Писании любить своих жен159. Слова Божии к жене имеют только тот смысл, что отселе назначается женщине второстепенная и зависимая роль как в общественной, так и в домашней жизни, и притом по некоторой неодолимой для нее житейской необходимости, и вопреки ее собственным желаниям160.

Адаму же сказал (Бог) ... проклята земля за тебя ... (Ст. 17). Что значит проклятие Богом земли? Под сим проклятием ближайшим образом разумеется оскудение плодов земных, как это видно из дальнейших слов Господних Адаму: со скорбию будешь питаться от нее.... терния и волчцы произрастить тебе ... Но ап. Павел открывает нам, что вследствие проклятия Божии вся вообще тварь подверглась суете161. Сими словами указывается на то, что не одно растительное, но и все царства природы лишились части своих совершенств в неведомой для нас, но конечно весьма большой степени. Все сие потому, что между царством природы и нравственным миром установлена Господом тесная связь, и потому расстройство последнего по необходимости должно было отразиться я на первом.

Терние и волчцы произрастить она тебе.... (Ст. 18) Терния и волчцы не произращала ли земля и до своего проклятия? Конечно произращала; но в известных только местах, для пищи животных и для полноты растительного царства. После же грехопадения – и там, где человек сеет пшеницу, вырастает терние.

В поте лица твоего будешь есть хлеб. (Ст. 19). Изнурительный земледельческий труд по-видимому не есть общий удел для всех людей? Конечно, не все люди хлебопашцы и земледельцы: однако же для всех необходим хлеб, добываемый добываемый земледельцами, и для всех он достается не без труда и не без печалей. Хлеб берется здесь и частности только, как самая необходимая потребность для жизни. Под ним разумеются вообще средства к благоденствию на земле, а известно, скольких забот и усилий стоят эти средства людям, и как много все-таки нужды и бедности в общей массе человечества!

.... доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься… Смерть не была ли неизбежна для человека независимо от суда Божия, ибо человек и до падения своего был земля по естеству своему? Нет, не была; ибо человек, питаясь плодами от дерева жизни, не отходил бы в землю. Самое наказание Божие смертию показывает, что человек не создан для смерти, а в неистление162.

Что достойно примечания во всех наказаниях Божиих падшим людям? То, что все сии наказания суть временные, и оканчиваются смертию телесною, хотя и должно было поразить людей вечное осуждение и вечные наказания Божии. Из сего открывается, что Господь уже нашел средство возвратить к пим свою милость и спасти их. И в самом дел – уже положено было в предвечном совете, что Семя жены сотрет главу змия163.

д.      Наречение нового акени жене (ст. 20).

И нарек Адам имя жене своей: Ева (жизнь), ибо она стала материю всех живущих. (Ст. 20). Только что Адам выслушал осуждение на смерть, как называет жену сизою жизнию. – что сие значит? Самая видимая несообразность нового имени жены показывает, что Адам по некоторым особенным и глубоким побуждениям нарек свою жену жизнию. Видно, что он понял сущность обетования Божии о победоносном семени жены, и совершенно ему поверил. В том убеждении, что Ева будет матерью сего Обетованного Семени, долженствовавшего искупить и обессмертить род человеческий, он и называет ее жизнию поскольку она стала матерью всех живущих не только по плотскому рождению, но главным образом в силу благодатного обетования Божия.

е.      Начало одежды (ст. 21).

И сделал Господь Бог Адаму и жен его одежды кожаные, и одел их. Спрашивают иногда, где были взяты кожи животных, когда мясом их позволено питаться лишь после потопа? Κοпечно сам Господь научил людей закалать животных для принесения в жертву, без сомнения объяснив при этом и прообразовательное значение кровавых жертв. Таким образом, вместе с жертвою получила начало и одежда, которая стала защищать смертное тело человека от перемен воздушных и вместе напоминала, что прикрыть его греховную наготу могут только заслуги обещанного Искупителя»164.

ж.      Изгнание из рая (ст. 22–24).

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло... (Ст. 22). Сии слова относятся к лицам Св. Троицы. Как о сотворении человека был совет Божий, так и о горькой судьбе его по падении идет собеседование Св. Троицы. Сим изображается важность случившегося события с нашим праотцем. Но что означают самые слова Божии – укоризненные и как бы посмеятельные (по Феодориту II Августину): «вот, Адам стал как один из Нас»? Сими словами человекообразно выражается сожаление Божие о неразумии падшего человека, возмечтавшего быть Богом. «Вот Адам, – как бы так говорил Господь, – вполне оказался виновным, ибо не только мыслию захотел быть Богом, но и самым делом покусился осуществить свою неразумную и преступную мечту».

И теперь как бы не простер он руки своей, и не взял бы также от дерева жизни, и не вкусил бы, и не стал бы жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемскаго.... (Ст. 22. 23).

По словам Блаж. Феодорита165, «приобщиться плода с дерева жизни возбранил Господь человеку не для того, чтобы отказать ему в бессмертной жизни, но чтобы остановить течение греха... Умерый бо, как сказано, свободися от греха"166. И каким мучением была бы для человека бессмертная жизнь, исполненная немощей, страданий и грехов!...

И изгнал (Бог) Адама, и поставил прямо рая сладости (по слав. чт. ст. 24).... Для чего Господь поселил изгнанного Адама прямо рая Едемского? Блаженный Феодорит рассуждает, что сие для того, «чтобы, приводя на память беспечальную жизнь, Адам ненавидел грех, который привел к жизни многотрудной167. Вместе с сим близость рая уверили человека, что он не совсем отвержен168.

... и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся... Как объясняют видение Херувима с пламенным обращающимся мечем? «Принимая Херувима и пламенное оружие за одну вещь, некоторые полагают (Лактанций), что Бог оградил рай вещественным огнем; но лучшие толкователи допускают, что первое (Херувим) означает некоторую духовную силу или существо, а последнее (оружие пламенное) показывает образ явления его человеку»169.

Гл. IV. 2–16. Жертвоприношение Каина и Авеля, Значение его в разных отношениях; братоубийство Каина и суд Божий над ним

И она (Ева) зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа (Ст. 1). Имя Каина по словопроизводству с еврейского языка значит приобретение. Сим именем, по мнению толковников, праматерь наша назвала своего первенца в том предположении, что он есть тот самый обещанный Богом Потомок, от которого надобно ожидать им избавителя170.

И еще родила брата его Авеля. (Ст. 2). Авель значит плач171, или суета. Так назвала Ева своего второго сына потому, что оказалась суетною (т. е. напрасною) ее надежда на Каина, который возрастая показывал дурные наклонности, и причинил много огорчений отцу и матери172.

Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земных дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего (Ст. 3. 4). Откуда могла придти людям мысль угождать Богу сожиганием плодов, или животных? Очевидно, что эта мысль не могла возникнуть сама собою в уме человеческом; ибо нег ничего общего между угождением Богу и сожиганием веществ. Значит, сам Бог научил людей приносить жертвы. Жертвы же угодны были Богу не сами по себе, но по своему прообразовательному значению; ибо они гадательно указывали на страдания Сына Божия, вземшего на себя грехи мира.

И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел. (Ст. 5). Достоинство обеих жертв зависело, как выше зависело, не от вещества их, а от внутреннего расположения приносивших оные. „Авель закалал свою жертву с сокрушением сердечным, и с верою в будущего Искупителя, а Каин готовил свои ягоды с небрежностию, без благоговения, без мысли о Боге, подателе благ173. О достоинстве веры и жертвы Авелевой засвидетельствовал и Ап. Павел174. Но чем и как выразил Господь свое призрение или благоволение к жертве Авелевой? По мнению толковников – Господь послал чудесный огнь с неба на Авелеву жертву. Посему и в древнем переводе Феодотионовом вместо слова «призрел» поставлено слово воспалил175.

Каин сильно огорчился и поникло лице его.... Причину глубокой скорби Каиновой полагают не в том собственно, что жертва его оказалась хуже Авелевой, а в том, что он боялся лишиться прав первородства, которые по его предположению могли перейти к Авелю за его нравственное преимущество.

И сказал Господь Каину... если делаешь доброе: то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь добраго: то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним… (Ст. 6. 7). Смысл обличения Божия Канну тот, что Каин сам виноват в своем тяжелом нравственном состоянии; что вообще когда грех овладевает душою человека, то он выходит наружу и ложится на лице его, как злой нес у ворот дома. Но человек должен и может бороться с грехом и преодолевать его.

И сказал Господь (Бог) Каину: где      Авель брат твой? (Ст. 9). Всеведущий Бог сим вопросом хочет навести Каина на раскаяние; и только тогда, когда раскаяния не последовало, Он начинает уже наказывать ожесточенного преступника.

И сказал (Господь)... проклят ты от земли... (Ст. 10. 11). Не земля принимает проклятие Божие из-за      Каина, как при осуждении праотца Адама, а напротив – от земли проклятие Божие упадает на самое лидо Каина; ибо грех Адамов был с раскаянием, а грех Каинов с ожесточением.

Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя... (Ст. 12). Хотя и Адам осуждается на труды земледелии, но все-таки с надеждою иметь достаточный хлеб от земли; Каин же осуждается на труды, недостаточно вознаграждаемые плодоносием земли.

.... ты будешь изгнанником и скитальцем на земле… Т. е. нигде не найдешь себе покойного обиталища, никуда не уйдешь от угрызений своей совести, всего и всех будешь бояться.

И сказал Каин Господу... вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, т. е. с родной или отечественной моей земли, и от лица Твоего я скроюсь, т. е. прогоняешь меня оттуда, где взор твой бережет людей176; и всякий, кто встретиться со мною, убьет меня. (Ст. 13. 14). В этих словах Каина естественнее видеть – не столько отчаяние или желание себе смерти, сколько напротив – малодушное и трусливое опасение за свою жизнь, соединенное с жалобою на строгость суда Божия, над ним разразившегося. Если бы Каин искал смерти, то он мог выразить какое-нибудь самоубийственное намерение; но он – напротив – боится даже встречных людей. Так порок – на сколько дерзок, не столько труслив и низок177.

И сказал ему Господь (Бог)... всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. (Ст. 15). Жизнь Каина Господь сберегает во-первых ради самого Каина, дабы он испил до дна горькую чашу изгнания и скитальчества на земле, и может быть имел бы таким образом возможность загладить свой грех своими временными страданиями. Но и для других Господь сберегает жизнь Каина, – дабы живой и наглядный пример сего несчастного предохранял и прочих от убийства.

Я сделал Господь (Бог) Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. Таковым знамением мог быть самый вид или лицо Каина, мрачное и обезображенное сперва ненавистию и скорбию, а потом отчаянием и ужасом.

Гл. V. Сохранение преданий веры через долголетие патриархов

* * *

77

Феодор – вопр. 5 на Быт. Совсем в другом значении употребляет слово «в начале» евангелист Иоанн (1:1), говоря о рождении Бога Сына от Бога Отца, которое – по самому характеру своему Божественному – не иное может быть, как вечное.

78

Зап. на кн. Быт. – Филар, Феофил, Исидор Пелусиот, Василий Великий, Кирилл. Златоуст, Феодорит, Августин.

79

Авг., Григ. Бог., Иоан Дам.

80

Шестодн. Св. Вас. Вел. Срав. Зап. На Кн. Бытия – Фил.

81

См. Шестодн. В. Вел.

84

На сем-то основании – как в ветхом завете, так и доселе церковный день считается с вечера.

85

Фил. – Зап. на Кн. Быт.

86

Новосозданные темные массы планет состояли еще из того же хаотического вещества, которое выше названо водою и бездною, и освещалось по тому же, можно сказать, не усовершенствованному способу, как и хаос в первый день творения. См. Зап. На Кн. Быт. и Библ. Ист. – Филарета Свящ. Ист. – Богословского О миротворении – арх. Феодора.

87

О миротворении – арх. Феодора.

88

Там же.

89

Филар. – Зап. на Кн. Быт.

90

О миротв. – арх. Феод. Зап. на Кн. Быт. – Филар.

93

Мф. 24:22. См. Зап. На Кн. Быт.

94

Зап. на Кн. Быт.

95

Ст. 11.

96

См. Шестод.

97

См. чин погреб.

99

Филар. – Зап. На Кн. Быт., Слова и речи, изд. 1845. Ч. III, стр. 377–378.

101

11:6–8.

102

Зап. На Кн. Бытия.

103

О Град. Бож. Кн. I, гл. VII. «Не потерпит ущерба вера в Св. Писание и тех, которые, согласно с астрономиею и геологиею, будут признавать дни творения за продолжительные периоды времена». (Бесед. об Осн. Ист. Св. Православной веры. Д. Б. Сергия, Архиеп. Владим. Моск. 1893 г. стр. 267).

105

Πрοт. Богословский в Свящ. Истории.

106

Зап. на Кн. Быт.

108

Прот. Богословский в Свящ. Истории.

109

Вопр. 24 на Быт.

110

Там же.

111

Филар. Библ. Ист.

112

Богословский – Свящ. Ист.

113

Зап. На Кн. Быт.

115

Вопр. 27 на Быт. Катих. Филар. Чл. 3-й.

116

Златоуст.

117

Прем. Сол. 2:23, 24

118

Curs. Соmpl., t V р. 185.

119

Вопр. 39 на Быт.

123

Ст. 20.

125

Феодор. – вопр. 31 на Быт.

126

Зап. На Кн. Быт.

129

12:9, 20:2.

131

Зат. – бесед. 16.

132

Ст. 4–5.

134

Ст. 22.

137

Ст. 5.

138

Ст. 5.

139

Curs. Compl. T. V, p. 210.

140

Lab. De Parad. C. XIV.

141

Ст. 12.

142

Ст. 13.

143

Филар. – Зап. На Кн. Быт.

144

Ст. 17.

145

Зап. На Кн. Быт.

147

Васил. Велик. – бес. о рае.

160

Сравн. 1Тим. 2:12. Все стремления современных женщин стать в обществ наравне с мужчиною оказываются ничтожными. На сию-то зависимость и подчиненность женщины и указывает ап. Павел, говоря: учить жен (т. е. в общественных церковных собраниях) не позволяю, ни властовать над мужем; но пусть пребывает в безмолвии.

162

Премудр. Сол. 2:23.

163

Выш. ст. 15 – по слав. чтен.

164

Богословский – Свящ. Истор.

165

Вопр. 41 на Быт.

167

Вопр. 41 на Быт.

168

Фил. – Зап. на Кн. Быт.

169

Зап. на Кн. Быт.

170

Прот. Богословский – Свящ. Истор. – Зап. На Кн. Быт.

171

По Иос. Флав.

172

Богословский – Свящ. Истор.

173

Богословский – Свящ. Истор.

175

Зап. На Кн. Быт. – Ефр. Сир. толк. На Кн. Быт.

176

Богословский – Свящ. Истор.

177

Богословский – Свящ. Истор.


Источник: Руководство к последовательному чтению Пятикнижия Моисеева, составленное протоиереем Михаилом Херасковым и одобренное Святейшим Синодом для употребления в Духовных Семинариях в качестве учебнаго руководства. - 5-е изд. – Губ. гор. Владимир : Тип-Литография Н.А. Паркова, 1896. - 288, VIII с.

Комментарии для сайта Cackle