Речь прощальная и напутственная воспитанницам Владимирского епархиального женского Училища первого курса. (28 июня 1870 г.)

Любезные воспитанницы!

Приветствуем вас с окончанием курса вашего учения. По вашим сияющим лицам видно, какие вы светлые переживаете минуты. Вполне сочувствуем вашей радости и призываем благословение Божие на ваш выход из училища. Но чем торжественнее и знаменательнее для вас настоящие минуты, тем разнообразнейшие в нас вызывают оне чувства и думы, которыми в последний раз намерены мы поделиться с вами. Так, впрочем, случается всегда, когда нужно бывает сказать последнее прощальное слово. Желалось бы и то высказать, и о том предупредить, и о другом не забыть напомнить, и то посоветовать, и от этого предохранить. Многосложность и некоторая предопределенность настоящих минут без всякого сомнения испытывается несколько и вами. Не раз, конечно, ожидая своего выпуска, вы с затаенным волнением устремляли к нему навстречу свою нетерпеливую мысль, и с весьма понятным удовольствием ожидали его наступления. Вот наступило это столь желанное вами время, – и не правда ли, что вы затруднитесь теперь сказать, вполне ли вы счастливы и довольны, и не примешивается ли к вашей радости некоторое сожаление об оставленном вами училище, об атом святом храме Божием, в котором шесть лет изливали вы пред Богом своп детские молитвы, о своих подругах, с которыми надо расстаться, о самой даже этой школьной жизни, которая подчас стесняла вас, – словом обо всем, что имеет отношение к вашему училищу, под кровлею которого протекали ваши отроческие первые юношеские годы!

Если это подлинно так, то это очень хорошее у вас чувство. Берегите его как можно дольше и не разрывайте духовной связи с училищем и после того, как вы перестанете в нем учиться, – это наш первый вам совет и наставление! Жизнь, которую вы отселе поведете, так резко будет отличаться от вашей училищной жизни, так новы будут для вас ее уроки и так могущественно ее влияние, что вы и не увидите, как можете измениться и сделаться совершенно не тем, чем мы отсюда вас выпускаем; а это очень опасно, ибо в жизни вообще, и особенно в той, которая предстоит вам, – сказать надо правду, – гораздо больше темных и суровых, чем светлых и приятных сторон. Вот на это-то случай и важно для вас поддерживать духовную связь с местом прежнего вашего воспитания, а она будет поддерживаться тогда, когда вы будете освежать в своей памяти те добрые наставления и уроки, какие вы слышали здесь, и когда будете стараться навсегда удержать за собою приобретенное здесь преимущество людей образованных, облагороженных и хорошо направленных. Желалось бы нам выяснить вам по крайней мере некоторые главные опасности, угрожающие вам по выходе вашем из училища, чтобы вы постоянно имели их в виду и умели отстранять их и побеждать.

Первое, что вы почувствуете по выходе из училища, – это свободу от надзора, от училищной дисциплины и от всякой начальственной опеки. До сих пор все ваше время, вся деятельность и вся жизнь ваша шла по определенной училищной программе. Что делать в известный час, чем заниматься, как вести себя, – все это было определено и расписано для вас. Теперь вы вдруг делаетесь самостоятельными, и свободно можете распоряжаться своим временем и всею своею жизнию можете делать что угодно, и заниматься чем знаете и когда вздумаете. Состояние конечно весьма приятное для молодости, но поймите, что оно весьма серьезное и ответственное. Теперь вы сами за себя будете отвечать пред Богом и людьми... Мы берегли вас, мы лелеяли вас, мы учили вас всему доброму, мы старались поставить вас на путь добродетели, – теперь от вас будет зависеть стоять на этом пути и идти по нему неуклонно. Мы более не отвечаем за вас пред Богом. Не потому говорим это, что рады, что освободились от ответственности за вас; напротив, потому что нам в высшей степени дорога ваша будущность, потому что мы желаем выяснить вам ваше собственное совершенно новое для вас положение. Переход от школы в жизни будет слишком для вас резок, так что вы можете растеряться и стать в недоумение, что вам делать с своей свободой, куда идти и кому подражать. Умоляем вас не выпускать из виду тот идеал благочестивой и добродетельной жизни, который мы начертили вам. Сказахом вам всю волю Божию, – старайтесь по возможности осуществлять ее в своей жизни. Житейская мудрость представляет больше худого чем хорошего в жизни, и советует приготовляться ко всему. Очень может быть, что вас окружат дурные примеры, что вы очутитесь в грубой среде, что вы пойдете навстречу разным соблазнам, что вы будете сталкиваться с различными вещами, которые будут жестко и болезненно действовать на ваше нравственное христианское чувство. Сумеете-ли вы с христианским достоинством выдержать себя в подобных столкновениях и положениях, и повести себя как подобает духовным воспитанницам? Да поможет вами Господь Бог! Помните, что есть на свете весьма много Людей грубых, завистливых и злых. Будут они непременной около вас. Эти люди готовы будут из самого малозначительного пятна в вашей жизни выводить самые неблагоприятные отзывы о целом вашем направлении, и самые обыкновенные и общечеловеческие ваши слабости, и проступки будут, пожалуй, возводить на степень преступлений и с торжеством говорить об вас: «да, мы всегда этого от них ожидали»! Несправедливы будут эти отзывы, но все-таки грустно, если вы подадите к ним повод. Не стоит много беспокоиться о людских мнениях, ибо дороже всего благоволение Божие, – так; но все-таки и мнением людским пренебрегать не следует. Вы воспитанницы первого выпуска из нашего училища; и потому ваша репутация, худая или хорошая, по необходимости будет отражаться так или иначе на чести целого заведения, из которого вы выходите. Ради Бога, не выпускайте этого из вида. Да поможет вам Господь Бог соблюсти себя на всю свою будущую жизнь такими же чистыми, безукоризненными и непорочными душой и телом, какими вас всех пускаем мы отсюда. Подчиняйте себя все больше и больше игу Христова закона, которому учить хотели мы вас, и будьте, по заповеди Спасителя, светочем богоугодной жизни в той среде, в которой судит вам жить Господь Бог. Если вы будете так вести себя, если будете скромны, благородны, трудолюбивы, целомудренны, благоговейны и благочестивы, то верьте: как бы ни сложилась жизнь ваша, – она приведет вас непременно к вожделенному концу, она будет честию и славою вашею пред людьми, она привлечет вам милость Божию на земле, и будет залогом бесконечного блаженства на небе.

Затем, переходя из области нравственных правил несколько ближе в вашей ежедневной жизни, предстоящей вам по выпуске, желаем обратить ваше внимание на другое обстоятельство, могущее иметь весьма вредное на вас влияние, – это недостаток сродной умственной пищи, к которой уже приучила вас несколько школа. Вследствие этого недостатка вы можете поддаться умственной сонливости и вялости, потерять всякое желание умножать свои знания и более и более развивать свой ум. Судите сами, как было бы это грустно. За тем-ли человек должен учиться в юности, чтобы потом бросить всякое попечение о своем образовании и только забывать то, чему он выучился? Напротив, здесь в училище полагались лишь первые основания вашего образования, лишь возбуждаем был и направляем ваш ум, чтобы впоследствии вы сами продолжали свое умственное развитие, и по возможности были проводниками просвещения в той среде, в которой судит вам Господь жить. Дайте же здесь святой обет никогда не выпускать этого из виду и прилагать все свое старание, чтобы и осуществить на деле это поистине высокое ваше призвание. Конечно, деревни и села, по которым вы рассеетесь, мало представляют средств и удобств для самообразования и развития; но нельзя сказать, чтобы их не было там вовсе. Слава Богу, в настоящее время трудно найти такой захолустье в нашем отечестве, где нельзя было бы достать ни одной книги для освежения своего ума. Наши села и деревни находятся в довольно живых и удобных сообщениях как между собою, так и с городами. Следовательно, – была бы только ваша добрая воля – и у вас будет и возможность, и достаточный досуг позаботиться об умственной для себя пище. Главное то лишь бы не лишены были вы возможности поучаться в законе Господнем, и просвещать себя церковно-отеческим учением. А этого света всегда вы найдете в достаточном количестве, где бы ни жили, где только есть неподалеку храм Господень. Что же касается того, как и где вы можете сами распространять просвещение; то поистине об этом вам заботиться и хлопотать нечего. Для вас уже готово, вас встретит самое широкое в этом отношении поприще. Может быть, вы уже угадываете, на что мы наводим вашу мысль. Я хочу сказать вам, что вас ждут целые толпы бедных крестьянских детей, коснеющих во тьме невежества, для которых вы можете быть, если хотите, благотворными светочами, добрыми наставниками и руководительницами. Не громко конечно и не блестяще звание сельской народной учительницы; но как однако же оно вам сподручно и как можем быть благотворно для наряда! Ведь и не все то золото, что блестит; и не там только совершаются великие подвиги и заслуги, где шум и блеск. Скромно трудясь над делом народного образования в сельской тиши и пред очами одного отца небесного, с особенною милостию призирающего на скромные и в тайне совершаемые труды, вы можете гораздо больше пользы и добра принести народу, чем иной высокопоставленный и гораздо более вес образованный человек. Есть же примеры, что наши простые причетники и даже их жены, устраивали в своих домах школы и обучали грамоте целые поколения крестьянских детей. Мы надеемся, что вы лучше конечно и успешнее их поведете это дело, и не одной грамоте можете научить, – а разве это маловажное дело? Кроме благодарности народа и награды от Бога, ваши учительские труды могут наконец доставлять и средства к жизни, а главное могут спасти вас самих от того умственного застоя и вялости, о которых я сказал вам выше.

Перехожу наконец к самой ощутительной, самой болезненной и горькой стороне предстоящей вам новой жизни: ее вы почувствуете тотчас, как только начнет проходить первое обаяние полученной вами свободы, и когда убогая сельская жизнь будет проясняться для вас в подлинном своем значении. Конечно мы не воспитывали вас в неге и роскоши и не баловали, – сошлемся в этом на вас самих. Мы старались постепенно ознакомливать вас со всем, с чем придется скоро соприкасаться вам в жизни, и приучить ко всякому труду, необходимому в сельской жизни. Если некоторые думают иначе, имея смутное и не проверенное представление об обстановке нашего училища, то они конечно очень ошибаются. Но во всяком случае, ни изнурительных трудов, ни гнетущей нужды вы здесь не испытали: а кто знает, не придется ли многим из вас испытывать и то и другое, и третье, и может быть многое другое, гораздо более горькое? Весьма многие, опираясь на эти опасения, и выставляя на вид решительное будто бы несоответствие вашей училищной жизни с предстоящей вам бедной и суровой обстановкой житейской, хотели бы даже, чтобы епархиальное наше училище вовсе не существовало. Искренни ли эти опасения и проистекают ли они из одного только благожелания, или из других каких-нибудь, менее касающихся вас побуждений, – об этом мы не станем здесь теперь распространяться. Но конечно вы, кончающие курс своего учения и понимающие цену образования и его превосходство пред необразованностью и грубостью, – вы, говорим, хорошо видите всю неосновательность той мысли, будто надо людей держать во тьме и черном теле за тем, чтобы они не чувствовали своего горького положения, подобно каким-нибудь индейским дикарям, и благодушно и бесстрастно несли его. Нет, мы с вами конечно не думаем так; напротив, мы полагаем, что неестественно человеку такое положение, что грех насильно и сознательно держать его в нем, что нельзя и выдти ему из такого ненормального состояния, если ему не покажут ничего лучшего, чем та тьма и грубость, в которой поставили его обстоятельства, если не вдохнут в него ни одной светлой мысли о его человеческом достоинстве, и, если не зажгут в нем воспитанием ни одной благородной искры. Мы не в том полагаем счастие человека, если он не понимает, что он несчастлив; равно как и цену добродетели и достоинство его нравственности не в том видим, если он не испытывает никакой борьбы. Напротив, чем выше и чище добродетель, тем с большим подвигом и борьбой она связана... не так-ли? Мы к тому все это говорим, что вы находитесь теперь на рубеже между школою и жизнию, и что вам надо доказать, что добрые семена христианского учения и добродетели, которые мы сеяли на почве наших юных и восприимчивых сердец, и могут только принести добрые плоды по роду своему, при содействии благодати и силы Божией. Постарайтесь оправдать наши ожидания и наши надежды на вас доказать всем и каждому, что вы не воспитаны в неге и роскоши, и не только не избегаете никакого посильного труда и не гнушаетесь никакой черной работы; напротив на все это способны и приготовлены, и с любовию беретесь за все что нужно и требуется; что вы очень хорошо понимаете свое положение и как бы ни устроилась ваша жизнь, вы решились отдаться вполне воле Божией, и не склоняться ни налево ни направо от пути добродетели, как бы ни тесен и ни тернист был этот путь. А если горечь жизни слишком болезненно будет ощущаться сердце вашем, и ни кругом ни около не будет у вас ни поддержки, ни утешения, ни отрады (надо на все рассчитывать!); то пролейте скорбь свою пред Господом Богом и царицей небесной, – и вы найдете утешение в молитве. Молитва вас успокоит, даст вам силы и вдохновить на все высокое и прекрасное. Вспомните при этом, что есть у вас на месте прежнего вашего воспитания люди, горячо сочувствующие вам, молящиеся за вас, и готовые чем только могут помочь вам и облегчить ваше положение. Особенно сохраните в вашей памяти то, что великодушный архипастырь наш, владыка Антоний, милостями коего не однократно вы имели случай здесь пользоваться, не забудет вас и по выходе из училища.

На прощанье с вами невольно вспоминается та теплая святительская молитва, которою молился о вас первоначальный учредитель нашего училища, преосвященный Феофан, когда вы были еще маленькими детьми, и только что поступали сюда учиться. Мы были свидетелями сей молитвы – и вот Господь приводит – ею же проводить вас из училища: «Господи Иисусе Христе, Боже наш Сам благоволивший преуспевать возрастом и разумом и благодатию у Бога и людей, и во время твоего на земле служения спасению нашему повелевший невозбранно приступать к тебе малым детям, указуя в них образ совершенства христианского, благослови отроковиц сих» уже возрасших и ныне вступающих в жизнь, «умудри во спасительном учении твоем и сердца их благонравием украси, ангелов твоих хранителей посли, да всевают в сердца их всякое благопомышление и благорасположение, от всякого же вредного прираженя, могущего встретиться им в жизни «да охраняют во дни и нощи, – да тако видимо и невидимо питаемы и руководствуемы,..... плод доброго жития и благих дел христианских принесут пресвятому имени твоему!... Матерь Божия пречистая, в объятиях своих носившая Христа, Господа! обыми отроковиц сих невидимыми объятиями твоими, и всем нам милостива буди! Приими их под милостивый материнский покров свой посещай, вразумляй и охраняй их, да будут во славу Сына твоего, ему – же со Отцем и Св. Духом честь и слава во веки веков. Аминь.

***

Комментарии для сайта Cackle