Поучительные примеры долготерпения Божия и вразумления заблудших сектантов
«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Петр. 3:9).
Не может быть большего оскорбления Бога, большей вины пред Ним, как отпадение от Его святой Церкви, за которую Христос – Сын Божий претерпел поношения, унижения, тяжкие страдания и позорную смерть на кресте. Только в основанной Христом святой Церкви, только в неразрывном единении с нею, в послушании ей и участии в принятии благодатных её таинств возможно единение со Христом и наследие вечной жизни; вне Церкви для всех отделившихся – вечная гибель: если кто не слушает, т.е. не повинуется Церкви, сказал Христос, «да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).
К большой скорби, многие из членов Церкви, забыв о великом счастье принадлежать к ней, отпадают от нее и идут по путям заблуждений в различные сектантские общества: одних манит к себе широкий путь жизни в сектантствах, без всяких ограничений, без нравственных обязанностей, налагаемых на верующих Церковью, других удаляет от нее дух неповиновения, дух «гордости житейской» (Ин. 2:16) и самомнения. Всех их, умирающих вне Церкви без покаяния, ожидает одна участь – вечные муки.
Но милосердие Божие неизмеримо больше грехов человеческих и долготерпение Божие беспредельно: своею благодатью Господь касается сердец даже самых закоренелых сектантов и всех их зовет к спасению: «Се стою у двери, – говорит Он, – и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мной» (Откр. 3:20). Он всех отпадших зовет к Своей спасающей Церкви: одних зовет через чтение слова Божия, других чрез увещания пастырей и миссионеров, иных через посылаемые для их вразумления бедствия и болезни, через угрызения после отпадения всегда мятущейся, неспокойной их совести и многими другими путями.
Можно было бы указать немало случаев обращения в лоно Церкви таких сектантов, о которых можно было думать, что они навсегда погибли для спасения, но я хочу рассказать о двух недавних случаях присоединений из сектантства в православие, в которых наглядно проявилась особенная любовь Божия к человеку-грешнику, особенное долготерпение Божие к упорству заблудших и отпавших от Церкви сектантов.
15 октября минувшего 1906 года в храме села Голты, при многочисленном стечении молящегося народа, происходило редкое для местных жителей церковное торжество: совершалось присоединение к Церкви отпавшего было со всей семьей в секту штундистов Гавриила Запорожца. До своего отпадения от Церкви он был ревнителем православия, но по искушению «духа действующего ныне в сынах противления» (ЕФ.2;2). Он усомнился в вере отцов своих, сам отпал от нее и увлек за собою в сектантство как свою семью и родных, так и многих из православных. Очень скоро он стал во главе образовавшейся довольно многочисленной общины местных сектантов, руководя их собраниями, толкуя им по-сектантски слово Божие, насаждая заблуждение в умах и сердцах своих последователей, все дальше и дальше удалявшихся от православной веры и наконец открыто отпавших от нее. Казалось бы, что для подобного человека, сделавшегося главарем секты и врагом Церкви, нет уже возврата к ней; но милосердный Господь не оставил заблудшего благодатью Своею, зовущею к покаянию и спасению.
По словам Запорожца, отпав от Церкви и став даже руководителем сектантской общины, он время от времени, когда, очевидно, касалась его сердца призывающая к покаянию благодать Божия, не переставал думать о том, на верном ли пути он находится? Что если, отпав от Церкви и лишив себя ее святых таинств, он стал на роковой путь заблуждения, ведущий к вечной гибели? Вспомнил он и слова св. ап. Павла «все испытывайте, хорошего держитесь» (Фес. 5;21), и вот, чувствуя после совращения в сектантство пустоту в сердце своем, решил побывать в различных сектантских общинах: не найдет ли он в какой-нибудь из них успокоение своей мятущейся совести? С этой целью он посетил многие сектантские общины; он побывал у сектантов многих мест Киевской губернии, у сектантов города Одессы, Николаева и других мест, но везде видел одно и то же: в вере – глубокое заблуждение, в жизни – нестроение и лицемерие.
Посещая молитвенные собрания сектантов, Запорожец не мог не задавать себе вопроса: по какому праву вожаки сектантов учат, совершают богослужение, преломление и прочее, когда в Писании ясно говорится, что на все это дает право одно лишь святительское, епископское рукоположение (2Тим.1:6. Тит.1:5, 1Тим. 4:14. Еф. 4:11–13 и др.), а не выбор толпы народа, отделившегося от законного священства и совсем не имеющего у себя епископов? Не могло не удивлять Запорожца невежество сектантов, смешивающих языческое идолопоклонство с христианским иконопочитанием (Исх.25:18–22, 26:31, 3Цар. 6:23–28, 1Цар. 5 гл.6:19–20. 2Цар.6:1–12 и др.), их небрежение о судьбе детей, которых они не очищают от первородного греха (Рим.5:12, 15–19), не облекают их во Христа в таинстве св. крещения (Гал.3:27), а препятствуют детям приходить ко Христу через крещение, без которого многие из них и умирают, в то время как Христос повелел всем креститься и старым и малым, когда сказал; «если кто не родится от воды и духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5 и Деян.2:18–39). Не мог, далее, Запорожец не обратить внимание и на то, как сектанты, по гордости своей, перестали молиться святым угодникам Божиим, друзьям Христовым (Ин. 15:14. Откр.5:8, 8:2–4); перестали молиться об умерших, которые у Бога всегда живы (Лук.20:38. Рим.14:8–9) и о которых поэтому мы всегда должны молиться, «ибо любовь никогда не перестает» (1Кор. 13:8), не может, следовательно, прекратиться она и по смерти отцов и братьев наших, так как живые и умершие находятся в живом молитвенном между собою общении, составляя одну Церковь, под главенством Христа (Евр.12:22–24. Рим.14:8–9). Обратил, конечно, он внимание и на то, что сектанты, отвергнув православные христианские обряды, совершающиеся в Церкви с древних времен и уча всех о поклонении Богу одним духом, в то же время завели свои, ими самими выдуманные, обряды преломления, крещения, брака, завели свои «псалмы» и прочее.
Наблюдая жизнь сектантов, Запорожец увидел у них много лицемерия и неправды. Увидел он как старшие «братья», особенно их вожаки и «пресвитеры», свысока относятся к младшим, как незрелые юноши самовольно захватили себе право учительства и поучают стариков, гораздо более опытных и в жизни и в слове Божием, чем они; увидел он у сектантов предпочтение богатых бедным, гордость, несправедливость, показное благочестие и нехристианское, грубое отношение к другим, особенно к православным. Все это и многое другое заставило Запорожца подумать о том ложном пути, на котором стоит все сектантство и он сам.
Беседы православных миссионеров, веденные с ним наедине и с сектантами в их молитвенных собраниях еще более убедили Запорожца в том, что вне Церкви Христовой, без благодатных ее таинств невозможно человеку-грешнику спастись, ибо вера, даже соединенная с добрыми делами, еще не спасет человека, его спасает благодать Божия, подающаяся в святых таинствах Церкви (Деян.15:11. Еф. 2:5. Тит.2:4–6), совершать же таинства для спасения верующих имеют право только законно поставленные преемственным от апостолов епископским рукоположением священные лица (1Кор.4:1, 12:28–29, Еф.4:11–14). Где таких лиц, как, например, в сектантстве нет, там нет и таинств, нет, следовательно, и спасения.
Все это побудило Запорожца принять решение навсегда оставить сектантство и возвратиться в лоно Церкви Христовой.
Сектанты, узнав об этом, стали, по их обыкновению, всячески поносить его, о он перенес их оскорбления с христианским смирением и терпением. 15-го октября, как с сказано выше, в храм села Голты, в присутствии множества молящихся, Запорожец всенародно (Лук. 12:8–9) исповедал свой грех отступления от Церкви и был священнослужителями присоединен к ней. Искренние слезы многих из народа были лучшим выражением его благодарности Богу за возвращение заблудшего и христианской радости о кающемся грешнике. Почти с Запорожцем одновременно в Голте присоединилась к Церкви и многочисленная семья бывшего штундиста Климентия Кудкудаки.
Да укрепит Господь присоединившихся и в вере и в жизни христианской, чтобы неверующие, видя их добрые дела, прославили Отца нашего небесного (Мф. 5:16) и сказали им: «истинно с вами Бог»! (1Кор.14:25).
Можно было бы упомянуть и о многих других назидательных случаях присоединений из сектантства в православие, например, о присоединении в Одессе многочисленной (8 душ) семьи штундиста Кучеренко; во Врадиевском приходе – семьи Гавришова, о бывших присоединениях в минувшем году в городе Николаеве, в с. Солоном, в м. Ново-Воронцово, в д. Ольшанке, в с.Липняжке, в д. Ново-Викторовке и других местах, где Бог вразумил заблудших. Но я считаю достаточным рассказать только об одном еще замечательном присоединении, устроенном промыслом Божиим.
II.
Кто не знает, даже далеко за пределами села Глодосс, Елисаветградского уезда, живущую в этом селе бабку Меланью Пулину. Ее все знают, знают не только как опытную и искусною повитуху, но и как яркую противницу вере православной. Раньше не проходило почти ни одной миссионерской беседы, на которую не являлась бы Меланья и не издевалась бы самым грубым образом над св. иконами, над честным крестом, над Церковью и священством, над св. таинствами и над всем православием. Теперь она у нас уже глубокая старуха: ей 85 лет, а в сектантстве она была целых 35 лет! Для всех, знавших Меланью, казалось, что возвращение ее к православию уже невозможно, казалось, что она совсем уже погибла в сектантстве. Но «Богу все возможно» (Мф. 19:26). Тот, кто воскрешал мертвых по телу, силен воскресить по душе: 8 декабря минувшего года Меланья Пулина возвратилась к спасающей Церкви Христовой.
Да, 35 лет вне Церкви, без св.таинств, без благодати Божией, в грехе отступления! 35 лет в упорстве и вражде к вере православной! 35 лет в постоянных издевательствах и кощунствах над святынями Церкви, над ее священством, над таинствами ее! Страшно даже подумать об этом!
Но у Господа больше милосердия, чем у людей грехов, и долготерпению Его нет границ! В течение 35 лет Господь, очевидно, не раз звал заблудшую к покаянию. Живя так долго вне Церкви, она, без сомнения, не раз чувствовала и пустоту в душе своей и угрызение совести, не раз думала о том, как счастливы православные люди, имеющие возможность очистить себя от грехов искренним поклонением пред священнослужителями Церкви, которым, в лице апостолов, сказал Христос: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22–23 и Мф. 18:18). А она не была у исповеди 35 лет, с каждым годом все больше и больше увеличивая тяжесть грехов своих!
Знала Меланья и помнила и другие слова Спасителя, сказанные Им о таинстве св. Причащения: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и Пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:53–54). А она 35 лет не только не была у св.Причастия, но избегала и храма Божьего, прекрасно понимая, что хотя у сектантов и совершается «преломление», но это то же самое, что богослужение Корея, Дафана и Авирона, дерзко восставших против Моисея и Аарона (Числ. 16), что это не преломление, а одно кощунство и оскорбление Бога людьми, незаконно присвоившими себе не принадлежащую им власть священства (Евр. 5:4).
Наступила уже и старость для Меланьи, а вместе со старостью и неизбежные спутницы ее – немощи и болезни. Она знала и видела не раз как люди старые и немощные с великою надеждою и утешением для исцеления тела и прощения грехов прибегают к принятию таинства св. Елеосвящения (Маслособорования). По слову св. Апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господня. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, отпуститься ему» (Иак. 5:14–15). А между тем у сектантов совсем нет этого таинства; несмотря на столь ясное учение св. апостола, они не признают его.
И поняла Меланья всем умом и сердцем своим и пустоту и произвол в сектантском учении, и затосковала душа ее по Церкви Христовой, как по далекой родине своей. Миссионерские беседы еще более раскрыли ей глаза на ту бездонную пропасть, на краю которой она стояла; и вот благодатью Божию 8 декабря она возвращена к православию. Милосердный и долготерпеливый Господь сподобил ее после тридцатипятилетнего пребывания в штунде, уже на закате дня ее долгой жизни, очистить свои грехи покаянием, соединиться со Христом в таинстве св. Причащения, принять таинство св. Елеосвящения, найти мир и успокоение свое совести в отрадном сознании, что она умрет теперь уже на руках Христа Спасителя, в лоне Его св. Церкви, в живом молитвенном общении не только с Церковью земной, но и небесной. (Евр.12:22–24).
* * *
Возлюбленный брат мой! Если ты православный христианин, осени себя крестным знамением и возблагодари милостивого Бога за то, что ты имеешь великое счастие принадлежать к истинной вере и спасающей Церкви Христовой; моли Господа, чтобы Он укрепил тебя пребывать в ней до конца жизни, ибо так говорит Господь: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10)!
Если же ты – заблудший сектант, отпавший от Церкви Христовой, то подумай наедине о рассказанных случаях милосердия Божия к людям и спроси свою совесть, она скажет тебе: не звала ли не раз и тебя благодать Божия к покаянию после отпадения твоего, но ты ее не слушал; не стоит ли и теперь опечаленный Христос у дверей твоего сердца, и не стучит ли любящею рукою, призывая тебя к Своей Церкви? Но ты не отворяешь Ему дверей и погибаешь в упорстве своем для вечной жизни. Вспомни и подумай, что никто не знает для своей кончины, что Господь не только долготерпелив и многомилостив, но правосудный и грозный Судья, могущий сегодня же призвать тебя на строгий Свой суд. Что ты ответишь Ему, чем оправдаешься?
Спеши же, пока не поздно, сбросить с себя путы сектантства, скорее иди к матери твоей – святой Церкви, припади ко Христу и скажи с покаянием: «Отче, я согрешил против неба и перед Тобою и уже не достоин называться сыном Твоим. Прими меня в число наемников Твоих» (Лук.15:18–19), и милосердный Господь все простит тебе, даже великий твой грех отступления, как простил отрекшегося было от Него Петра апостола.
Спешите же к святой православной Церкви все отпавшие! Спешите молодые, ибо не знаете, доживете ли до старости и до дня покаяния; спешите старики, ибо уже скоро нужно предстать вам пред судом Христовым и дать ответ за вашу измену вере православной!
Так «говорит Дух Святой: когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне»! (Евр. 3:7–8).
«Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долголетия Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но по упорству твоему и нераскаянному сердцу ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Римл. 2:4–5).