Азбука веры Православная библиотека епископ Михаил (Лузин) Речь при гробе в Бозе почившего митрополита Филарета пред подъятием гроба к погребению


епископ Михаил (Лузин)

Речь при гробе в Бозе почившего митрополита Филарета пред подъятием гроба к погребению

Отче, отче, колесница Израилева и конница его! в скорби душевной возопил некогда один пророк, при виде внезапно восхищаемаго от него отца и наставника его – пророка (4Цар. 2, 12). Восклицание сие имеет тот смысл, чго внезанно восхищенный пророк в духовной жизни Израиля был такою же мощною силой, какою в древности на войнах были конники и колесничники.

Да простит нам смирение твое, великий архипастырь, если мы в чувстве удивления величию и нравственной силе твоей, дерзаем при гробе твоем припомнить сие пророческое восклицание! Дерзновение не неуместное. Вся Россия православная, от края до края и от вышних до нижних, знает и чтит тебя, как великую, могущественную духовную силу в жизни своей. С именем Филарета Московскаго народное сознание привыкло соединять понятия, выражающия действительную нравственную силу, понятия подвижника, мудраго ревнителя Православия, и оно не обманывалось.

Подлинно подвижник, он глубоко постиг величайшую науку жизни, науку духовно-нравственнаго усовершенствования, и действенно и полно осуществил и провел ее в жизни своей. С юных лет дав обет монашескаго подвижничества, он, при помощи Божией, чем далее, тем более восходил от силы в силу нравственнаго усовершения всех даров духовных, и явил миру в своей жизни дивный пример подвижника, несмотря на всяческие соблазны мира, неизбежные в его положениях в мире. Мощный дух его, вспомоществуемый благодатию, действенно побеждал всякия препятствия и выходил победителем из всякой внутренней борьбы. И знает и чтит его Россия православная, как монаха-подвижника; любители же подвижничества, наиболее внимавшие его подвижничеству, чтут его наипаче.

Истинное и строгое подвижничество и одно само по себе делает человека мудрым; всякий истинный и строгий подвижник – мудрец. Но мудрость, достигаемая сим путем, в усопшем архипастыре соединялась с мудростию, достигаемую путем научно-теоретическаго развития. Необычайныя природныя дарования путем строгаго научнаго изследования предметов божественных и человеческих развились в нем до поразительной для всех степени совершенства и притом чрезвычайно гармонически. Многосторонний, тонкий и твердый ум его, под руководством глубоко изученнаго им Слова Божия и Церкви Православной, полно обнимал бытие сущаго и верно понимал предметы. Достигнутая сими двумя путями мудрость его действительно была изумительна. И знает и чтит его Россия, как мужа мудраго, любители же мудрости, наиболее внимавшие его мудрости, чтут его наипаче.

Редко встречающееся развитие духовных сил, совместно путем подвижнически-созерцательным и научно-теоретическим, до такой высокой степени совершенства, под строгим руководством правил Православной Церкви, соделало усопшаго архипастыря, при его мощной воле, строгим ревнителем Православия. Не ускользало от его взора, изощреннаго подвижничеством и наукою, никакое приражение к чистому лику Православия нечистоты неправоверия или неверия или суеверия, какою бы личиной они ни закрывались, и умел он, соответственно обстоятельствам, противопоставлять им действенныя средства – то прямыя и немедленныя, то скрытныя и вдаль идущия, но тем не менее верно достигающия цели. И при сем, как и всегда, слово и дело его, как подвижника, как мудраго, как ревнителя было со властию; и говорил он и действовал яко власть имеющий. И чтит его православная Россия как ревнителя о святыне своей, ревнители же, наиболее внимавшие его ревности, чтут его наипаче.

Велики, необычайны были эти совершенства, которыми обладал почивший архипастырь, велики были и действия их на церковь и народ православный, велика была сила его в них. Как обильно падающий благовременный и плодоносный дождь, изливалась эта сила в продолжение полустолетия и более – на ниву православнаго народа и во всенародном поучении и в келейной беседе, и в ученых изследованиях, и простых, но мудрых книгах для народнаго обучения, и в совете и наставлении, в утешении и назидании, в деле и распоряжении, в благотворении и благословении, в примере и молитве, и в иных разнообразнейших действиях его мощнаго духа, оплодотворяя ниву сию, не только довольно возделанную, но и поросшую тернием предразсудков, недоразумений и пороков.

И чувствовал православный народ сердцем своим, что в этом святителе сила великая для его духовной жизни, и чтил его, и любил его, и любовался им, и веселился о нем, и радовался душою своею, взирая на этот высокопоставленный яркий светильник, который светил не только тем, иже в храмине суть, но и вне храмины, к свету коего текли не только свои, но и чужие, – радовался этому светильнику во все время светения его.

И этой мощной силы не стало! И этот великий светильник погас! Отче, отче, колесница Израилева и конница его! Церковь израильская, лишаясь в чудно восхищенном пророке мощной силы духовной, имела утешение видеть исполнившимся желание другаго пророка, выраженное оному восхищенному: да будеть дух, иже в тебе, сугуб во мне (4Цар. 2, 9). Дерзнем ли и мы, при гробе восхищеннаго от нас, молить о подобном утешении?... Аще волиши наказуя наказати нас по грехам нашим, Господи, – да будет воля Твоя! Молим токмо, наказуй нас не на мнозе. Аще же обретохом благодать пред Тобою, дерзновенно молим Тя, да не оскудеет от нас муж силы, муж подвига, мудрости и ревности но вере!

Прости и благослови нас, наш великий архипастырь! Дерзая уповаем, что Господь, Которому ты, как верный раб служил от юности твоей, дарует тебе благодать предстательствовать пред престолом Его небесным о благе и благосостоянии Православной Церкви, Царе православном и православной России. Предстательствуй и о том, да не оскудеет в ней дух, одушевлявший тебя, и сила твоя многоплодная для Церкви Православной! Духовныя нужды времени, мним мы, настоятельно взывают о сем!


Источник: Речь при гробе в Бозе почившаго митрополита Филарета пред подъятием гроба к погребению, сказанная инспектором моск. духовной академии архимандритом Махаилом. // Журнал «Православное обозрение". - М.: В Университетской типографии, 1867. - Том XXIV. - С. 36-40.

Вам может быть интересно:

1. Речь ректора Казанской духовной академии архимандрита Никанора (Бровковича) по наречении его во епископа архиепископ Никанор (Бровкович)

2. Речь, произнесенная перед защитой диссертации на степень магистра богословия "Опыт уяснения основных христианских истин естественною человеческою мыслью епископ Михаил (Грибановский)

3. Речь о значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии, бывшем 26 Сентября 1892 года профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский

4. Речь в воспоминание славной обороны г. Пскова от войск Стефана Батория в 1581 году Сергей Васильевич Кохомский

5. Речи на славлении Христа у их Императорских Величеств митрополит Антоний (Вадковский)

6. Речи по причащении наставников и студентов Академии протоиерей Александр Горский

7. Речь при пострижении в монашество и. д. доцента Ивана Петровых, в иночестве Иосифа, 26 августа 1901 г. митрополит Арсений (Стадницкий)

8. Речь, произнесенная перед защитой магистерской диссертации архимандрит Григорий (Борисоглебский)

9. Речь при наречении во епископа епископ Арсений (Жадановский)

10. Речь к епископам Кирилл II, митрополит Киевский

Комментарии для сайта Cackle