Азбука веры Православная библиотека епископ Михаил (Лузин) Речь при гробе в Бозе почившего митрополита Филарета пред подъятием гроба к погребению
Распечатать

епископ Михаил (Лузин)

Речь при гробе в Бозе почившего митрополита Филарета пред подъятием гроба к погребению

Отче, отче, колесница Израилева и конница его! в скорби душевной возопил некогда один пророк, при виде внезапно восхищаемаго от него отца и наставника его – пророка (4Цар. 2, 12). Восклицание сие имеет тот смысл, чго внезанно восхищенный пророк в духовной жизни Израиля был такою же мощною силой, какою в древности на войнах были конники и колесничники.

Да простит нам смирение твое, великий архипастырь, если мы в чувстве удивления величию и нравственной силе твоей, дерзаем при гробе твоем припомнить сие пророческое восклицание! Дерзновение не неуместное. Вся Россия православная, от края до края и от вышних до нижних, знает и чтит тебя, как великую, могущественную духовную силу в жизни своей. С именем Филарета Московскаго народное сознание привыкло соединять понятия, выражающия действительную нравственную силу, понятия подвижника, мудраго ревнителя Православия, и оно не обманывалось.

Подлинно подвижник, он глубоко постиг величайшую науку жизни, науку духовно-нравственнаго усовершенствования, и действенно и полно осуществил и провел ее в жизни своей. С юных лет дав обет монашескаго подвижничества, он, при помощи Божией, чем далее, тем более восходил от силы в силу нравственнаго усовершения всех даров духовных, и явил миру в своей жизни дивный пример подвижника, несмотря на всяческие соблазны мира, неизбежные в его положениях в мире. Мощный дух его, вспомоществуемый благодатию, действенно побеждал всякия препятствия и выходил победителем из всякой внутренней борьбы. И знает и чтит его Россия православная, как монаха-подвижника; любители же подвижничества, наиболее внимавшие его подвижничеству, чтут его наипаче.

Истинное и строгое подвижничество и одно само по себе делает человека мудрым; всякий истинный и строгий подвижник – мудрец. Но мудрость, достигаемая сим путем, в усопшем архипастыре соединялась с мудростию, достигаемую путем научно-теоретическаго развития. Необычайныя природныя дарования путем строгаго научнаго изследования предметов божественных и человеческих развились в нем до поразительной для всех степени совершенства и притом чрезвычайно гармонически. Многосторонний, тонкий и твердый ум его, под руководством глубоко изученнаго им Слова Божия и Церкви Православной, полно обнимал бытие сущаго и верно понимал предметы. Достигнутая сими двумя путями мудрость его действительно была изумительна. И знает и чтит его Россия, как мужа мудраго, любители же мудрости, наиболее внимавшие его мудрости, чтут его наипаче.

Редко встречающееся развитие духовных сил, совместно путем подвижнически-созерцательным и научно-теоретическим, до такой высокой степени совершенства, под строгим руководством правил Православной Церкви, соделало усопшаго архипастыря, при его мощной воле, строгим ревнителем Православия. Не ускользало от его взора, изощреннаго подвижничеством и наукою, никакое приражение к чистому лику Православия нечистоты неправоверия или неверия или суеверия, какою бы личиной они ни закрывались, и умел он, соответственно обстоятельствам, противопоставлять им действенныя средства – то прямыя и немедленныя, то скрытныя и вдаль идущия, но тем не менее верно достигающия цели. И при сем, как и всегда, слово и дело его, как подвижника, как мудраго, как ревнителя было со властию; и говорил он и действовал яко власть имеющий. И чтит его православная Россия как ревнителя о святыне своей, ревнители же, наиболее внимавшие его ревности, чтут его наипаче.

Велики, необычайны были эти совершенства, которыми обладал почивший архипастырь, велики были и действия их на церковь и народ православный, велика была сила его в них. Как обильно падающий благовременный и плодоносный дождь, изливалась эта сила в продолжение полустолетия и более – на ниву православнаго народа и во всенародном поучении и в келейной беседе, и в ученых изследованиях, и простых, но мудрых книгах для народнаго обучения, и в совете и наставлении, в утешении и назидании, в деле и распоряжении, в благотворении и благословении, в примере и молитве, и в иных разнообразнейших действиях его мощнаго духа, оплодотворяя ниву сию, не только довольно возделанную, но и поросшую тернием предразсудков, недоразумений и пороков.

И чувствовал православный народ сердцем своим, что в этом святителе сила великая для его духовной жизни, и чтил его, и любил его, и любовался им, и веселился о нем, и радовался душою своею, взирая на этот высокопоставленный яркий светильник, который светил не только тем, иже в храмине суть, но и вне храмины, к свету коего текли не только свои, но и чужие, – радовался этому светильнику во все время светения его.

И этой мощной силы не стало! И этот великий светильник погас! Отче, отче, колесница Израилева и конница его! Церковь израильская, лишаясь в чудно восхищенном пророке мощной силы духовной, имела утешение видеть исполнившимся желание другаго пророка, выраженное оному восхищенному: да будеть дух, иже в тебе, сугуб во мне (4Цар. 2, 9). Дерзнем ли и мы, при гробе восхищеннаго от нас, молить о подобном утешении?... Аще волиши наказуя наказати нас по грехам нашим, Господи, – да будет воля Твоя! Молим токмо, наказуй нас не на мнозе. Аще же обретохом благодать пред Тобою, дерзновенно молим Тя, да не оскудеет от нас муж силы, муж подвига, мудрости и ревности но вере!

Прости и благослови нас, наш великий архипастырь! Дерзая уповаем, что Господь, Которому ты, как верный раб служил от юности твоей, дарует тебе благодать предстательствовать пред престолом Его небесным о благе и благосостоянии Православной Церкви, Царе православном и православной России. Предстательствуй и о том, да не оскудеет в ней дух, одушевлявший тебя, и сила твоя многоплодная для Церкви Православной! Духовныя нужды времени, мним мы, настоятельно взывают о сем!


Источник: Речь при гробе в Бозе почившаго митрополита Филарета пред подъятием гроба к погребению, сказанная инспектором моск. духовной академии архимандритом Махаилом. // Журнал «Православное обозрение". - М.: В Университетской типографии, 1867. - Том XXIV. - С. 36-40.

Комментарии для сайта Cackle