епископ Михаил (Лузин)

Толкование на Евангелие от Иоанна

Глава 7 Глава 8 Глава 9

Глава 8

Прощение Иисусом Христом грешницы (1–11). Речь Его в храме о себе, как об истинном Мессии и обличение неверия иудеев (12–59).

1. Ин. 8:1.

Иисус же пошёл на гору Елеонскую.

Лк. 21:37 д.

2. Ин. 8:2.

А утром опять пришёл в храм, и весь народ шёл к Нему. Он сел и учил их.

Ин. 11:48, 50, 12:19.

На гору Елеонскую: к востоку от Иерусалима, по переходе чрез поток Кедронский (см. прим. к Мф. 21:1). Господь в бытность Свою в Иерусалиме нередко удалялся на ночь в сие место, а днём учил во храме (ср. Лк 21:38 и прим.). – Он сел: см. прим. к Мф. 5:1.

3. Ин. 8:3.

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив её посреди,

4. Ин. 8:4.

сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;

5. Ин. 8:5.

а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?

Лев. 20:10; Иез. 16:38, 40.

6. Ин. 8:6.

Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания.

Мф. 19:3; Лк. 11:54.

Книжники: искусные в книгах, в законе, законники (см. прим. к Мф. 2:4). – Женщину, взятую и пр.: по закону Моисееву, прелюбодеи, и мужчина, и женщина, должны быть преданы смерти, без точного обозначения рода смерти (Лев. 20:10); смерть же чрез побиение камнями определена была прелюбодеям только в исключительном случае, именно: если молодая девица обручена будет мужу и кто-нибудь другой встретится с нею в городе и ляжет с нею, то их обоих до́лжно побить камнями пред воротами города, отроковицу за то, что она не кричала в городе, а мужчину за то, что он опорочил жену ближнего своего (Втор. 22:23–24). Так как книжники и фарисеи указывают прямо на закон Моисеев, повелевающий таковых побивать камнями, и Господь не указывает на неточность применения к настоящему случаю закона, то надобно полагать, что преступница была именно такого рода, т. е. обручённая другому девица, но павшая добровольно. – Искушая Его и пр. (ср. Мф. 22:18 и прим.): указывая на прямой закон Моисеев и спрашивая Его мнения, они имели в виду поставить Его в затруднительное положение и при всяком Его ответе обвинить Его. Если бы Он решил соответственно с законом Моисеевым, что должно побить её камнями, то книжники обвинили бы Его пред римским правительством или правителем, потому что римский уголовный закон, применявшийся и к побеждённым народам (каковы были в то время и иудеи), за прелюбодеяние не наказывал смертью, а побиение камнями в особенности воспрещаемо было римлянами. Если же бы Господь решил дело в противность закону Моисееву, против побиения преступницы, то Его обвинили бы пред Синедрионом как противника закона Моисеева. Подобное лукавство было, когда Господу предлагали вопрос, надобно ли платить подать Кесарю, или нет (Мф. 22:15 и далее, ср. прим.). – Что им хотелось слышать решение вопроса в первом смысле, на это указывает приведение ими закона Моисеева; но и решения в последнем смысле они могли ожидать от Господа: «они знали, что Он милосерд и человеколюбив, и ждали, что Он скажет о сем, чтобы обвинить Его, как противозаконно щадящего ту, которую по закону следует побить камнями» (Евф. Зиг.). – Наклонившись низко, писал и пр.: «что обыкновенно часто делают не желающие отвечать спрашивающим неблаговременное и недостойное. Зная их лукавство, Он продолжал писать на земле, не внимая тому, что они говорили» (Евф. Зиг.). Что Он писал, евангелист не говорит, и напрасны были бы всякие догадки, из коих более ходячая та, что Он писал ответ, данный Им спрашивавшим (ст. 7).

7. Ин. 8:7.

Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень.

Рим. 2:1, 22; Втор. 17:7.

8. Ин. 8:8.

И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Кто из вас без греха и пр.: разумеется не невозможная для человека безгрешность вообще, но именно невиновность или виновность в известном грехе, о коем повели речь обвинители, не в частном его обнаружении (как у обвиняемой женщины), а в общем смысле – грех против заповеди о целомудрии (Лк. 7:87, ср. Ин. 5:14). – Первый брось на неё камень: по закону (Втор. 17:7) при убиении камнями первые камни должны быть брошены свидетелями виновности осуждённого, по свидетельству которых он осуждён, потом уже все бросали камни. Закон этот имел целью внушить важность свидетельства для обвинения и сознание особой ответственности обвиняющих. Господь, указывая на дух самого закона и не давая прямого ответа на вопрос вопрошавших, предоставил, таким образом, суду их совести это дело. Возвышая закон Моисеев в его духе и силе (ср. Нагорную беседу, Мф. 5:1 и далее), Господь применяет здесь высший закон взаимного прощения, снисхождения и любви к грешникам (Мф. 7:1; Гал. 6:1 и др.). – Опять писал: чтобы показать, что более не намерен говорить с ними об этом деле.

9. Ин. 8:9.

Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

Рим. 2:15, 22.

Будучи обличаемы совестью: из этого видно, что эти книжники и фарисеи в то время не отличались целомудренностью жизни. Из области отвлечённой, юридической, Господь премудро перенёс вопрос в область нравственности и тем поставил обвинителей в такое положение, что их совесть не чистая, не свободная от упрёков в том же грехе, не позволяла им продолжать разговора, и они как посрамлённые тихонько удалились от Христа и жены. От старших до последних: по возрасту и по достоинству. – Стоящая посреди: ср. ст. 3.

10. Ин. 8:10.

Иисус, восклонившись, и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?

11. Ин. 8:11.

Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши.

Ин. 3:17; Лк. 9:56, 12:11; Ин. 5:14.

Никто не осудил тебя: удалившись, они тем показали, что по совести не могут осудить женщину на ту казнь, на какую они указывали; иначе они не оставили бы её свободной. – И Я не осуждаю тебя: пришедший не осуждать, но взыскать и спасти погибших (Ин. 3:17, 12:47; Мф. 18:11; Лк. 7:48), если видел в сердце их искреннее покаяние, Господь и Сам не произносит осуждения над женщиной падшею, но, вероятно, готовою к покаянию, которое и возбуждает Он в ней словами – иди и впредь не греши. «Следовательно, и Господь осудил, но – грех, а не лице» (Август.). – Это событие из жизни Господа, как бы его ни толковали, во всяком случае, вполне достойно мудрости, святости и милосердия к грешникам пришедшего призвать не праведников, а грешников к покаянию и исправлению жизни.

12. Ин. 8:12.

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

Ин. 12:35; Зах. 14:7, 16; Ин. 9:5, 12:46, 1:4 д.; Ис. 9:2, 49:6.

Я свет миру: если предполагать, что Господь Иисус Христос опять заимствовал образ для Своей речи от какого-либо случая или события, имея к тому внешнее побуждение (как в речах 6-й и 7-й гл.), то, вероятно, образ света взят также из события, вспоминавшегося во время праздника кущей. Речь эта была произнесена на другой день последнего дня этого праздника (Ин. 7:37; ср. Ин. 8:1–2), и мысль Господа естественно обращалась к только что отпразднованному празднику. Он применил к Себе в предшествующей речи образ скалы, чудесно источившей воду жаждущему в пустыне народу (Ин. 7:37 и далее и прим.), теперь Он пользуется образом из другого чудесного события во время странствования евреев по пустыне (в память чего установлен праздник кущей) – образом чудесного огненного столпа, руководившего станом евреев в пустыне, освещавшего им путь ночью и охранявшего стан еврейский (Исх. 11:21–22, 40:36–38 и парал.). В столпе этом был Ангел Иеговы, по сказанию Моисея, так как Ангелу Иеговы в других местах приписываются божественные свойства, то в Нём Отцы и Учители Церкви видели второе лицо Святой Троицы, и вот Господь Сам прямо прилагает теперь этот образ к Себе, как свету мира. В каком смысле Он есть свет мира, см. прим. к 1:6–9; свет, как духовное просвещение мира истиною божественною, есть противоположность тьме, как духовному неведению и греховности мира. Христос называется «светом, как светлость душ, очищенных в уме и жизни» (Григ. Б. 3, 100). – Кто последует за Мною и пр.: как следовавшие за столпом огненным в пустыне не были и ночью во тьме, и путь их освещался им, так, кто следует за Господом с верою, кто принимает Его учение, как учение Мессии Сына Божия, не будет блуждать во тьме неведения божественной истины и во тьме греха, но будет иметь в себе свет жизни. В верующем во Христа, который именно в силу веры не пребывает во тьме (Ин. 12:46; Еф. 5:8; Кол. 1:13), живёт Сам Христос, а потому и – свет жизни. Как в предшествующей речи (Ин. 7:37–38) Христос, указав на Себя как на источник воды живой, обещает и верующего сделать также источником таковой воды, так и здесь, представив Себя светом жизни для мира, обещает и верующего сделать таким же светом, в том же смысле.

13. Ин. 8:13.

Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твоё не истинно.

Ин. 5:19 д.

Фарисеи: которые постоянно следили за Господом, и теперь, вмешавшись в толпу народа (ст. 2), наблюдали за Ним. – Сказали Ему и пр.: они не могли этого великого (ср. Злат) изречения Господа оставить без замечания; ибо вполне понимали важность его как такого изречения, которым Господь указывает на Себя как на Мессию по пророческим изображениям Его как света (ср. Ис. 42:6; Мал. 4:2 и др.); но они довольно хитро уклоняются от самого существа дела, а делают возражение, так сказать с формальной стороны. Господь им же прежде в известном смысле говорил, что если Он Сам о Себе свидетельствует, то свидетельство Его не есть истинно (5 и прим.); они и повторяют теперь буквально эти слова Его, не поняв тогда их смысла, и прилагают к Нему в том смысле, что если Он Сам свидетельствует о Себе как Мессии – свете миру, то свидетельство Его не имеет силы убедительности и достоверности, что Он может ошибаться в Своём мнении о Себе.

14. Ин. 8:14.

Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Моё истинно; потому что Я знаю, откуда пришёл и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.

Ин. 7:28.

Свидетельство Моё истинно и пр.: Господь говорит с большею решительностью и силою о Своём самосвидетельстве, чем прежде – Ин. 5:31. Основание истинности самосвидетельства Его есть сознание Им Своего единства с Отцом. Я знаю, откуда пришёл и пр. т. е. «Я знаю, что Я Сын Божий и не простой человек, но свыше приходящий и Бог» (Феофил, ср Злат.). В этом сознании Господом Своего происхождения от Отца и отшествия к Нему (чрез смерть, воскресение и вознесение), т. е. единства Своего с Отцом (6 и прим.), полное обеспечение, во-первых, достоверности Его самосвидетельства и, во-вторых, невозможности самообмана. Если Он знает (ср. 3 и прим.), что Он пришёл с небес от Отца и опять идёт на небеса ко Отцу, что Его земная жизнь есть переход от неба к небу, от Отца ко Отцу, то самообман здесь невозможен и, следовательно, свидетельство Его о Себе имеет полную силу истинности и достоверности. Выражение – вы не знаете есть не только прямое отрицание недавнего их утверждения, что они знают, откуда Он (Ин. 7:27), но вместе и упрёк и причина, почему не веруют они Его самосвидетельству. Они могли бы знать о Его божественном происхождении и единстве с Богом, если бы хотели знать; в характере Его и делах они увидели бы свидетельство о Его происхождении; но они не хотят этого видеть и потому не веруют Ему и самосвидетельство Его о Себе считают не истинным.

15. Ин. 8:15.

Вы судите по плоти; Я не сужу никого.

Ин. 7:24, 41, 3:17.

16. Ин. 8:16.

А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня.

Ин. 5:30, 8:29, 16:32.

Вы су́дите по плоти: в возражении фарисеев лежало уже суждение о Господе и даже осуждение Его; не признавая Его самосвидетельства, они тем самым считали Его простым человеком и таким образом судили о Нём по плоти, – по низшей стороне Его богочеловеческого существа, по Его рабию зраку, и не узнали в Нём Мессию своего, «смотря только на Его видимое и не представляя ничего высшего и духовного» (Евф. Зиг., ср. Феофил.), и судя таким образом по плотскому чувственному направленно своего духа (6 и прим.). «Как жить по плоти значит худо жить, так и судить по плоти значит судить несправедливо» (Злат.). – Я не сужу никого, а если и сужу и пр.: не сужу по Своей только воле, отдельной от Отца, как вы поступаете, а сужу согласно с волею Отца Моего Бога, и потому суд Мой праведен и истинен, не как ваш суд по плоти. То же учение, которое прежде раскрывал Христос, говоря о единстве Своём с Отцом (5 см. прим.). Заключение (невысказанное), вытекающее из сих слов, то, что если Он свидетельствует о Себе и высказывает такое суждение Своё о фарисеях, то свидетельство Его и суждение Его верно, истинно.

17. Ин. 8:17.

А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.

Втор. 19:15; Мф. 18:16; 2Кор. 13:1; 1Тим. 5:19; Евр. 10:28.

18. Ин. 8:18.

Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня.

Ин. 5:37.

В законе вашем написано и пр.: самосвидетельство Господа достоверно и в другом, так сказать, формальном, юридическом отношении (что имели преимущественно в виду фарисеи, – ст. 13). Моисеев закон требовал двух или трёх свидетелей для того, чтобы факт имел силу достоверности (Втор. 17:6, 19:15) и этому закону самосвидетельство Господа удовлетворяет вполне, по тому, что к самосвидетельству Его присоединяется ещё свидетельство Отца Его. Это свидетельство Отца выразилось частью прямо, например, при крещении (Мф. 3 и парал.), частью в необыкновенных чудесных делах Господа (Ин. 10:25, 38, 5:36), наконец, в самом сознании Господа, в сознании Его единства с Богом. «Видишь ли равенство власти, и как Он выставляет Себя столько же достоверным, сколько и Отец? Этого Он не осмелился бы сказать, если бы достоинством был ниже Отца и не был бы Ему равен и единосущен» (Феофил., ср. Злат.).

19. Ин. 8:19.

Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.

Ин. 14:19, 8:55, 16:3, 5:37.

Где Твой Отец: вопрос, выражающий насмешку и кощунство спрашивавших, ибо они не могли не знать, что Он говорит о Боге. «Ты говоришь, говорили кощунники, что есть другой свидетель о Тебе, Отец Твой? А где Он? Его нет здесь, свидетельства Его мы не слышим и свидетеля не видим» и т. д. Для слышания и видения свидетельств Бога Отца о Христе у них не было ни духовного слуха, ни духовного ока; они видя не видели и слыша не слышали, и не разумели. Вот почему Господь на насмешку их и отвечает решительно, что они не знают ни Его (ср. ст. 14.), ни Отца, как до́лжно знать. – Если бы знали Меня и пр.: это изречение имеет основанием то, что во Христе открыл Себя Отец (ср. Ин. 14:9).

20. Ин. 8:20.

Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что ещё не пришёл час Его.

Лк. 7:30, 12:23, 13:1, 21:1 п.

У сокровищницы – во храме: см. прим. к Мк. 12:41. Евангелист указывает точно место произнесения этой речи, по важности и решительности её (ср. Ин. 6:59). Место это – в так называемом дворе женщин (ср. прим. к Мф. 21:12) – было недалеко от залы заседаний Синедриона, которая находилась между двором женщин и двором священников. Из этого обстоятельства объясняется важность, какую придаёт евангелист указанию на самую местность: недавно в этой зале происходило враждебное Господу заседание Синедриона (Ин. 7:45–52), и вот теперь Господь, так сказать, пред глазами и ушами Синедриона, говорит решительную речь о Своём мессианском достоинстве, и никто, замечает евангелист, не взял Его и пр.: ср. прим. к Ин. 7:30.

21. Ин. 8:21.

Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.

Ин. 8:14, 24, 7:34, 16:1 д.

Я отхожу и пр.: ср. прим. к 7:33–34. Враждебное настроение против Господа фарисейской партии, выразившееся и теперь в пререканиях и насмешках, опять (как и при речи Его предшествующей – 7 и далее) привело Его к мысли о страданиях и смерти Его, до каких доведёт Его, наконец, это враждебное настроение, и Он повторяет то, что тогда сказал, с указанием на безвыходное положение их при сем, если они не уверуют в Него как Мессию (ст. 24). – Я отхожу, повторяет Господь, будете искать Меня, но вместо прежде сказанного не найдёте, здесь с силою указывается другая черта – умрёте во грехе своём. Разумеется грех неверия их во Христа, как главный грех их и основа всех других грехов (ст. 24), этот грех доведёт их до смерти, страшной смерти среди бедствий и страданий, от которых не будет у них спасителя и избавителя, а потом и до смерти вечной вне Царства Христова. – Куда Я иду и пр.: ср. прим. к 7:34. Я отхожу, и вы отойдёте (умрёте), но между нами будет такая бездна, что вы не пойдёте за Мною. «Показывает, что Он подлинно воскреснет во славе и сядет одесную Бога, они умрут в грехах своих» (Феофил.).

22. Ин. 8:22.

Тут Иудеи говорили: неужели Он убьёт Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете прийти»?

Неужели Он убьёт и пр.: иудеи поняли, что, говоря о Своём отшествии, Господь разумеет добровольное Своё отшествие; но указание, что они не могут быть там, где Он будет, снова раздражило их и снова вызвало насмешку с их стороны, ещё более злую, чем прежде (Ин. 7:35). Прежде в насмешку над такими же словами они говорили, что, должно быть, Он хочет сделаться Мессиею еллинистов (что, по их мнению, было совсем нелепо); теперь говорят, издеваясь, что Он, вероятно, хочет сделаться Мессиею мёртвых в шеоле, куда сойдёт, как самоубийца. Да, конечно (такова мысль насмешки), если Он Сам Себя убьёт, сойдёт в шеол и там объявит Себя Мессиею, то мы, без сомнения, не можем туда последовать за Ним и не придём туда, где Он будет. – Они, как праведники, конечно, мечтали быть на лоне Авраамовом, а не на месте самоубийц и вообще грешников.

23. Ин. 8:23.

Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

Ин. 3:13, 31, 17:16; 1Ин. 4:1 д.

24. Ин. 8:24.

Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших.

Ин. 8:28, 4:26, 6:36; Мк. 16:16.

Он сказал им: не отвечая на грубую насмешку их, Господь указывает им на их нравственный характер, по побуждению которого они доходят до подобного глумления над Ним. – Вы от нижних, Я от вышних: нижнее – земное и подземное в противоположность вышнему – небесному и пренебесному (Деян. 2:19; Кол. 3:1–2; Гал. 4:26; Флп. 3:14; ср. Ин. 3:31). – От мира сего: мир понимается здесь как совокупность всего злого, враждебного Христу и Его делу. Смысл ответа Христова: вы потому так враждебно относитесь ко Мне, что при своих чувственных, мирских, ложных расположениях вашего духа вы потеряли способность понимать небесное, божественное; между небом, откуда Я пришёл и куда иду, и землёй – миром, где пресмыкается ваша мысль, пропасть велика утвердися, так что вы никак не перейдёте её. Единственное средство к сему для вас, это – вера в Меня как в Мессию (24: если не уверуете); если таковой веры не будет в вас, вы погибнете в грехах ваших (ср. ст. 21 и прим.), ибо только вера может даровать вам жизнь божественную и во времени и в вечности (1, 12; 13:18 и далее; 6 и далее; 7 и др.). – Что это Я: т. е. подразумевается – Мессия, – что Я есмь Мессия. Весь контекст речи заставляет подразумевать это слово: ибо вся эта речь основана на том, что иудеи пытаются узнать, Он ли Мессия, или опровергнуть, что Он Мессия. А Господь указывает в Себе признаки Мессии, но не называет Себя прямо и открыто этим, заключавшим во мнении иудеев столь много ложного, именем, возводя их к лучшему, высшему понятию о сем. Как бы избегая названия Мессии, Господь употребляет выражение, которое Иегова употребляет о Себе чрез пророков: «видите, видите, что это Я, Я и нет другого, кроме Меня» (Втор. 32:39; ср. Ис. 43:10). В ветхозаветном выражении: что это Я выражается вся сущность ветхозаветной веры; в новозаветном: что это Я – вся сущность новозаветной веры.

25. Ин. 8:25.

Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

Исх. 12:25; Ис. 52:8.

Кто Ты: Господь ясно указал в предшествующих словах, что Он Мессия, хотя не употребил самого имени, столь превратно понимавшегося иудеями. Но им хотелось слышать это имя, и вот смысл их вопроса: кто Ты? Это тот же вопрос, который они несколько после ещё прямее предложили Господу: Если Ты Христос (Мессия), скажи нам прямо (Ин. 10:24). – Я то что́ и говорю вaм: из всех речей Господа и действий Его всякий непредубеждённый и мог и должен был видеть, что Он Мессия, но не в том плотском чувственном смысле, в каком привыкло представлять Мессию своего современное Ему иудейство, извратившее чистое высокое понятие о Мессии. Вот почему Господь, опять избегая этого слова, указывает на самосвидетельство о Себе как Мессии в истинном смысле этого слова и понятия. Из Его учения о Себе слушатели Его могли составить правильное представление о Мессии, вопреки ходячему ложному, и увериться, что именно Он есть Мессия.

26. Ин. 8:26.

Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

Ин. 3:33, 8:21.

27. Ин. 8:27.

Не поняли, что Он говорил им об Отце.

Много имею говорить и пр.: изречение предшествующего стиха вызвано прервавшим речь Господа вопросом иудеев; вслед за ответом на предложенный вопрос Господь продолжает прежде начатую речь, ст. 21–24. Он высказал тяжёлую для народа истину о его печальном нравственном состоянии и расположении и – до чего доведёт его сие (21–24), и теперь продолжает эту речь, говоря, что Он много такого имеет говорить о нравственном состоянии народа и судить о нём (ст. 16), раскрыть пред его глазами всю бездну его нравственного падения, всю тяжесть его ответственности пред судом Божиим. Но, продолжает Господь, как ни тяжко для вас слышать это, а для Меня – изобличать вас и ещё более восстановлять против Меня, Я это должен сделать и должен всё высказать вам, поелику Пославший Меня есть самая истина и Я должен говорить истину, слышанную от Него. – Не поняли, что и пр.: замечание евангелиста об отношении слушателей к смыслу речи Иисуса. Странным кажется это непонимание после того, как Господь постоянно говорил о Пославшем Его, и прежде они как будто понимали подобные речи. Вероятно, часто слушавшие Господа, даже из врагов Его, понимали и теперь хотя внешним образом речь Его, но толпа, окружавшая Его, не понимала, и о ней-то делает замечание евангелист. Вот почему Господь и говорит далее прямо об Отце, как Пославшем Его.

28. Ин. 8:28.

Итак, Иисус сказал им: когда вознесёте Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.

Ин. 3:14, 12:32, 5:19.

29. Ин. 8:29.

Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

Ин. 8:16, 14:10.

Итак, Иисус сказал: теперешнему непониманию иудеями речи Господа Он противопоставляет ясный свет, который имеет пролиться на их сознание вскоре, как только совершится дело Христово. – Когда вознесёте: речь идёт ближайшим образом о вознесении Господа иудеями на крест (Феофил.), чему соответствует самое выражение «вы вознесёте», распятие Господа как дело иудеев представляется в Деян. 3 и далее. Но крест один сам по себе, на который вознесли иудеи Господа, ещё не снял повязки с глаз их и не заставил их сознать, что это Он (он был для них соблазном; ср. 1Кор. 1:23). Такое образумливающее действие крест оказал на них только тогда, когда потом обнаружилось, что он – начало Его славы, что после креста последовало воскресение и вознесение Его ко Отцу. Поэтому в слове вознесёте здесь, как и Ин. 3:14, двоякий смысл: когда вы умертвите Меня на кресте и тем вознесёте на престол ко Отцу Моему. – Тогда узнаете и пр.: это возвещаемое признание Его Сыном Божиим – Мессиею совершилось в совести всех без изъятия иудеев, когда, по вознесению Господа и ниспослании Святого Духа, открылось всесвятое божественное достоинство Его лица, Его дела, Его учения чрез посредство апостольской проповеди и основание Церкви Его в самом Израиле. Всякому недоразумению тогда волей-неволей положен был конец, и недоразумение перешло – у одних в веру, у других в совершенное ожесточение. Это признание продолжало постепенно развиваться в Израиле при распространении Христовой Церкви среди него, когда иудеи с течением времени присоединялись к ней мало-помалу, и совершится окончательно при будущем всеобщем обращении иудеев в Царство Христово, каковое обращение провидит и изображает св. Ап. Павел Рим. 11 и далее – Что это Я: ср. прим. к ст. 24. – Ничего не делаю: ср. прим, к 7:16–17. – Как научил Отец: ср. прим. к 8:16, 18. – Отец не оставил Меня: усиление мысли, заключающейся в предшествующем выражении, с отрицательной стороны. – Не оставил, хотя врагам Его могло казаться, что Он оставлен, беззащитен, в их руках. Ибо Я делаю и пр.: причина, почему Отец не оставил Его, но пребывает с Ним. Творить угодное Ему то же, что творить волю не Свою, но волю Пославшего Его; ср. прим. к 5 и парал.

30. Ин. 8:30.

Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Ин. 7:31, 6:60, 66, 10:42.

31. Ин. 8:31.

Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики,

Ин. 15:4, 7:17.

32. Ин. 8:32.

и познаете истину, и истина сделает вас свободными.

Ин. 8:36; Гал. 5:1; Иак. 1:25; Мф. 3 п.

Многие уверовали в Него: уверовали именно как в Мессию; сила и истина слов Господа произвела на них такое впечатление, что они поверили словам Его о Себе как Мессии, хотя эта вера некоторых из многих тотчас же почти оказалась более чем слабою. – К уверовавшим в Него Иудеям – между многими в этот раз уверовавшими в Господа оказались уверовавшие иудеи. Т. е., по словоупотреблению Иоанна в этих главах, противники Господа, враждебно расположенные к Нему (ст. 22; 7:11, 13, 15 и др.), – такова была сила Его слова, что приводила к вере в Него, хотя и не надолго, даже врагов! Может быть, в числе этих уверовавших теперь были некоторые и из членов Синедриона, ибо, как замечает далее евангелист (Ин. 12:42), и из начальников многие веровали в Него, только по страху пред фарисеями не выказывали этого. Как бы то ни было, но этим теперь уверовавшим иудеям Господь Сам не доверял (ср. 2:24), зная, что эта вера неглубокая, что тотчас же и оправдалось, ибо она не выдержала испытания, какому подверг её Христос, и даже перешла почти тотчас снова в оппозицию Ему (ср. Злат, и Феофил.). Это испытание веры было, правда, нелёгкое («Господь пронзает их душу словами самыми разительными», Злат.), но таково оно и должно было быть в отношении к людям, считавшим себя и представителями и руководителями народной веры. Испытание таково: Господь, без сомнения, знал, что великое дело, какого ожидали тогда (превратно) от Мессии, – это освобождение богоизбранного народа от ненавистного ему ига римского, под которым тогда жил народ. Возводя это понятие о свободе в Царстве Мессии к истинному духовному понятию о сем, Господь и говорит об этом освобождении их Мессиею, но не прямо, а несколько прикровенно, так сказать, не договаривая сначала, предлагает им действительное средство к свободе, но, не определяя сначала – к какой свободе. – Если пребудете в слове моём: вот средство к свободе. Пребыть в слове Его значит – приняв с верою Его учение – твёрдо стоять в нём, не колебаться, сделать его основным началом своей нравственно-религиозной и всей жизни. Условная форма речи (если...) в устах Господа давала им понять, что здесь встретятся препятствия, что в их сердцах слово Его может встретить такие предрассудки и предубеждения, по которым оно может быть не принято ими, не пустить корня (ср. Ин. 5:38). – То вы истинно Мои ученики: истинно, действительно, а не внешне только, не по временному только увлечению, может быть, лёгкому, поверхностному, как теперь (ср. Злат, и Феофил.). – И познаете истину: под этим условием – если пребудете в слове Моём – вы достигнете высшего духовного просвещения, именно познаете истину, так как истина есть содержание учения Христова и познание её есть неотъемлемая принадлежность верующего во Христа (ср. 17:17; 1Ин. 1 и далее). – И истина, или познание этой истины, просвещение этой истиной, сделает вас свободными: т. е. от греха, как вслед за сим объясняет Сам Христос, но теперь умалчивает, производя испытание веры этих вновь уверовавших иудеев. – Или прямее: «познаете истину, т. е. Меня, ибо Я есмь истина (Ин. 14:6)... Если познаете Меня, Который истинен, то истина освободит вас, т. е. Я освобожу вас от грехов. Ибо кто верует во вземлющего грех мира, тот, без сомнения, свободен от грехов» (Феофил.). В этой свободе, которую дарует истина, и состоит истинная свобода в мессианском Царстве.

33. Ин. 8:33.

Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?

Мф. 3 п.; Лев. 25:39.

Ему отвечали: подразумевается – те же, к которым Он обращал предшествующую речь, т. е. уверовавшие в Него иудеи (ст. 31). Сейчас же и оказалось, какова эта их вера, «тотчас ниспала их мысль, а это произошло оттого, что они были крайне пристрастны к предметам мирским» (Злат.). – Мы семя Авраамово: т. е. потомки Авраамовы, а потомству его обещано было господство над миром и благословение чрез него мира (ср. Быт. 12:7, 22:1 и далее; Ин. 17:16). – И не были рабами никому никогда: очевидно, это крайнее преувеличение, порождённое страстью, которая так затронута словом Господа, страстью гордости происхождения своего от Авраама, страстью национальной гордости, униженной, уязвлённой и в прошедшем и в настоящем; это крик от разбережённой раны. При этом страстном болезненном крике они как бы забывают о рабстве Египетском, Вавилонском и других менее важных временах рабства, и о настоящем римском, которое, впрочем, как бы в удовлетворение их гордости оставляло им призрак политической свободы.

34. Ин. 8:34.

Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

Рим. 6:1 д.; Рим. 8:1 д. 2Пет. 2:19.

35. Ин. 8:35.

Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

Исх. 21:2; Быт. 21:10; Гал. 4:30; Пс. 22:6; 1Кор. 7:32; Гал. 5:1.

36. Ин. 8:36.

Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.

Делающий грех есть раб греха: «показывает, что о рабстве говорит другом, – рабстве греху, а не рабстве власти человеческой» (Евф. Зиг.). «Господь не обличает их во лжи. Его цель – доказать не то, что они рабы человеков, но что они рабы греха» (Феофил., ср. Злат.). – Раб греха: преданный греху какому-либо вполне подчинён ему; грех обладает им против его воли, влечёт его к тому, чего он иногда не хочет, как бы цепями сковывает его волю, обладает им так, как господин обладает рабом – невольником и делает с ним что хочет. Прекрасное изображение этого рабства греху у Ап. Павла – (Рим. 6 и далее; 7 и далее). – Раб не пребывает и пр.:·связь и последовательность мысли такова: что предстоит рабу греха? Изгнание из Царства Мессии. Преданный греху и не желающий свергнуть с себя иго его не может оставаться в святом Царстве Мессии, где должна быть полная духовная свобода, где все члены его должны сознавать себя как дети одного Отца Небесного. Таким образом, чтобы раб греха мог быть членом Царства Христова, он имеет нужду в освобождении от греха, а такое освобождение он может получить только от Сына Человеческого, как раб не может освободиться от своего рабства, если не освободит его господин его (сын домохозяина, как наследник и будущий обладатель всего дома, следовательно, и рабов). Эту мысль о духовном освобождении людей от греха Сыном Божиим, как имеющим власть прощать грехи человеку под условием веры сего последнего в Него как Искупителя, Господь облекает в образ, заимствованный из обыденной гражданской жизни, из положения раба – невольника в семействе при тогдашнем его гражданском отношении. – Раб не пребывает в доме (т. е. в семействе, в фамилии) вечно (т. е. постоянно, до смерти): его господин, чем-либо недовольный им, может отослать его от себя или продать; любя же его, он может дать ему полную свободу и ввести его как члена в своё семейство. Это положение раба в доме противоположно положению сына господина дома, который, как наследник всего дома, не может быть ни изгнан, ни продан, а остаётся сыном и наследником вечно до своей смерти (разумеется, при обыкновенном положении дел). Сын, как наследник всего, может освободить рабов, сделать их самостоятельными членами государства. Очевидно, слово сын относится здесь к Самому Христу, имеющему власть освободить от рабства греху род человеческий. Христос Своею смертью снял со всех иго греха и сделал свободными от него, верою во Христа всякий может усвоить себе таковую свободу, неверием – снова подпасть под это иго (1Кор. 3:22; Рим. 8:2, 35 и далее; 2Кор. 6 и далее). Эту духовную свободу и обещает Господь тем, кто пребудет в слове Его (см. прим. к ст. 31).

37. Ин. 8:37.

Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Моё не вмещается в вас.

Ин. 7:19, 8:43, 47; Мф. 19:11.

38. Ин. 8:38.

Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.

Ин. 8:28, 3:32, 8:44.

Знаю, что вы семя Авраамово и пр.: на второе положение иудеев, будто они рабами никогда и никому не были (ст. 33), Господь ответил (ст. 34–36), теперь отвечает на первое, что они – семя Авраамово. Господь не отрицает, что они происходят по плоти от Авраама, но указывает вместе с сим на такой нравственный факт, который показывает, что они не дети Авраама – отца верующих – по духу и вере. Факт тот, что они ищут убить Господа: однако ищете убить Меня. Странным представляется, что, говоря речь к уверовавшим в Него, Господь обличает их в намерении убить Его. Но, как видно из хода речи, эта вера уверовавших в Него на сей раз была вера поверхностная, которая не выдержала первой же пробы, и тотчас снова эти люди перешли в оппозицию Господу (см. прим. к ст. 31–33). Потому в дальнейшей речи Своей Господь и не отличает уже этих на минуту уверовавших и не устоявших в вере от неверующих, цель конечная которых была убить Господа (5:16; 7 и парал.). Основание их такого намерения относительно Его Господь указывает в том, что слово Его не вмещается в них. Общий смысл сего изречения тот, что они не веруют в учение Его как Мессии, и потому не веруют и в Него Самого, как Мессию. Буквально выражение значит: учение Моё не умещается в вашей душе вполне; она слишком тесна для вмещения Моего учения; она как каменистая почва, на которой посеянное семя, только что взошедши, засыхает, не имея корня доброго (ср. Мф. 13:5–6, 20–21). Выражение метко характеризует только что уверовавших в Него (ст. 31) и тотчас отпавших (ст. 33); они приняли было слово Его, но оно не вместилось в душе их, наполненной предрассудками и ложными представлениями о Мессии и Его Царствии, оно не нашло себе там удобной почвы, нашло почву каменистую и не дало плода, даже не произросло, а, только что пустив малый корень, тотчас засохло. – Я говорю то и пр.: основание внутреннее того, почему слово Господа не вмещается в них, то, что Его учение и их дела имеют совершенно различный источник, из коего то и другие истекают; Его учение происходит от Бога, а они делают то, чему научились от дьявола, вследствие чего они и не понимают учения божественного. – Я говорю и пр.: см. прим. к 3:11–13. – Что видели у отца вашего: т. е. что узнали от дьявола (ст. 44). В противоположность видению и ведению Сыном тайн и дел Отца (Ин. 5:19–20 и парал.), открывающего Сыну всё, представляется, что иудеи – враги Христа, как дети дьявола, видят и знают, что делает отец их, который тоже открывает им волю свою. Конечно, видение и ведение их не только по содержанию и существу, но и по способу совершенно отлично от видения и ведения Сына и сопоставляются, как противоположные.

39. Ин. 8:39.

Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы.

Ин. 8:33; Рим. 9:1 д.

40. Ин. 8:40.

А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал.

Отец наш Авраам: Господь, упомянув об отце, и не назвал его (Он назвал его после – ст. 44), но они поняли, что Он говорит о другом отце их каком-то, а не Аврааме, ибо Христос противопоставил отца их Своему Отцу, т. е. Богу, хотя поняли смутно, не представляя точно, о ком Он говорит. Поэтому они вновь усиленно повторяют то, что высказали немного ранее (ст. 33), что отец их – Авраам. – На это Господь решительнее уже отрицает сыновство их Аврааму, давая, впрочем, довольно ясно понять, что сыновство Он разумеет не в плотском, но в особенном смысле, – сыновство по духу, по вере. Если бы они были истинные дети Авраама по духу, по вере, то и дела их были бы подобны Авраамовым; а так как они ищут убить человека, говорящего истину от Бога, то, очевидно, они не дети отца верующих, который ничего не делал подобного. – Истину: т. е. всё учение о Своём Лице и Своём Царстве, истину безусловную, совершеннейшую, так как она от Бога. – Авраам этого не делал: отец верующих известен безусловным послушанием божественной истине (Быт. 12:22) и почтительною любовью к провозвестникам сей истины (Быт. 14 и далее). Какую противоположность ему в этом отношении составляют потомки его по плоти! Они ищут убить Человека, говорящего им истину, принятую от Бога. Нет, они не дети отца верующих по духу; дела их указывают, что они дети другого отца по своим нравственным расположениям и стремлениям.

41. Ин. 8:41.

Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога.

Ин. 8:44; Ис. 57:3, 63:16; Еф. 4:6.

42. Ин. 8:42.

Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшёл и пришёл; ибо Я не Сам от Себя пришёл, но Он послал Меня.

Ин. 16:27.

43. Ин. 8:43.

Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего.

Ин. 8:47; 1Кор. 2:14.

Господь опять не сказал, кого Он разумеет под именем отца их, однако же, они ясно видели, что Он отрицает сыновство их Аврааму. Кого же, думали они, считает Он отцом нашим? Если не Авраам отец наш, а другой, то выходило бы в этом случае, что мы рождены от прелюбодеяния (Сарры с другим), но это нелепо, это противоречит ясному свидетельству книг Моисеевых, что Сарра родила от Авраама Исаака, а от него родился Иаков, от которого 12 патриархов, родоначальников народа еврейского. Таков смысл ответа иудеев: мы не от прелюбодеяния рождены, следовательно, мы дети Авраама. Если же Ты, продолжается мысль их, не считаешь отцом нашим Авраама, то разумеешь отца не в плотском смысле, а в духовном? В таком смысле Отец у нас один – Бог: одного Отца имеем, Бога. Бога Отцом своим могли называть иудеи не только в общем смысле, как Отца всех по творению (Мал. 2:10) и как Отца в теократическом смысле (Ис. 63:16), но и в силу особенного обетования и особенного действия при рождении сына Авраамова Исаака (Рим. 4:19; Гал. 4:23; ср. Быт. 18:14, 21:1–3). – Иисус сказал им и пр.: Господь отрицает и это утверждение тем же способом, как отрицал выше и сыновство иудеев Аврааму. Он указывает опять на такой факт, который противоречит этому их утверждению, – факт, что они не любят Его и не принимают учения Его. В силу Своего божественного посланничества Господь во всём своём учении и делах являлся как Богочеловек и истинный Сын Божий; поэтому каждый, кто Бога называет Отцом своим, должен любить и Его, как истинного Сына Его; следовательно, обнаруженная иудеями нелюбовь к Нему, даже ненависть, по которой они ищут убить Его, есть неопровержимое доказательство, что их притязание на сыновство Богу – ложное притязание, что они не сыны Божии вследствие извращённых и ложных духовных стремлений их. – От Бога исшёл, в смысле вечного происхождения (рождения) из существа Отца (Ин. 3:16, 27–28, 30:17, 8), и пришёл, в смысле особенного чрезвычайного посланничества от Бога в мир. Не Сам от Себя пришёл: подтверждение того, что Он от Бога, а не самозваный посланник, что Он не раз разъяснял в беседах с ними. Выражение не означает, что Он пришёл на землю не добровольно, а выражает единство воли Его с волею Отца относительно пришествия Его. – Почему вы не понимаете и пр.? Из всего учения Его видно, что Он – божественный посланник, а между тем слова Его к иудеям постоянно возбуждают пререкания и противоречия с их стороны, из чего ясно видно, что они не понимают речей Его. Почему? Господь указывает причину сего в том, что в душе их нет органа к познанию духовного: потому что вы не можете слышать слова Моего. Речь от слова различается здесь как форма от содержания, целое от сущности. Речь Моя, говорит Христос, потому непонятна для вас, что сущность её слово Моё недоступно вашему пониманию; вы стали не способны (не можете) вникать в смысл слов Моих, у вас закрылось духовное ухо (орган) для слышания Его.

44. Ин. 8:44.

Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи.

1Ин. 3:7 д.; Ин. 8:40; Прем. 2:24; Быт. 3:4; Иуд. 6:2; 2Пет. 2:4; 3Цар. 22:22.

45. Ин. 8:45.

А как Я истину говорю, то не верите Мне.

Ин. 8:40; Рим. 1:18.

Ваш отец диавол: после отрицания сыновства иудеев Аврааму и Богу, Господь прямо и положительно уже указывает, чьи они дети и кто их отец. Вы, говорит Христос, которые дерзаете считать себя детьми Бога, на самом деле по своим нравственным расположениям, стремлениям и качествам дети врага Бога и добра – дьявола; вы действуете так, как он, подражаете ему и, следовательно, можете быть названы детьми его (ср. 1Ин. 3:8, 12; Деян. 13:10). Диавол: см. прим. к Мф. 4 и парал. Хотите исполнять похоти отца вашего: слово хотите указывает, что они добровольно поступают так, вследствие сознательного извращения своей воли; исполнять похоти – быть орудиями исполнения того, чего он захочет, к чему он направит их (в чём состоят эти похоти, указывается далее). Поэтому-то, что они сознательно и добровольно делают то, чего захочет враг всякого добра и истины – дьявол, они и суть в нравственном смысле дети дьявола. Главнейшие характеристические черты дьявола, выражающиеся в похотях его, суть человекоубийство и ложь – те самые похоти или стремления, которые обнаруживали иудеи в отношении к Иисусу Христу, ища убить Его и отвергая истину Его учения. – Он был человекоубийца от начала: т. е. от начала человеческого рода, с какового времени только он мог быть человекоубийцею, а не от начала своего бытия. Человекоубийство его от начала проявилось в том, что он самых первых людей – прародителей всего рода человеческого обольщением ввёл в грех, следствием которого явилась в мире смерть (Рим. 5:12), смерть не только духовная, как отчуждение духа человеческого от Бога, но и телесная. – И не устоял в истине: греческое слово – не устоял означает не только действие прошедшее, но вместе и продолжающееся, не только – не устоял, но и теперь не стоит и никогда не стоял с тех пор, как раз не устоял. Указывается сим на первоначальное падение сотворённого добрым дьявола, отпадение от Бога как истины и уклонение в ложь, в области которой он с тех пор и вращается. Царство истины с тех пор для него закрылось, ложь стала для него жизненным началом, его непременной сферой, в которой он только и может жить и действовать. Истина и ложь берутся здесь в смысле общих понятий и исключают одна другую, как противоположности. – Ибо нет истины в нём: внутреннее основание того, что он не стоит в истине; в его внутреннем существе не стало и нет истины, совершенно чужда ему. – Когда он говорит ложь и пр.: ложь составляет его внутреннее существо, и потому ему свойственна только ложь; если бы он по какому-либо случаю сказал истину, то это было бы не его слово, а чуждое его природе, он может говорить только ложь и только тогда говорит своё и от себя, сообразное и свойственное его природе, когда говорит ложь (ср. Феофил. и Злат.). – Он лжец и отец лжи: повторение и усиление предшествующего положения; он лжец и источник всякой лжи, а потому отец всех лжецов, каковы были и иудеи, коих теперь обвиняет Господь; поэтому они суть истинные дети дьявола, а не Бога, как они полагали в своём ослеплении. Это изречение Господа – совершенно прямое и безусловное доказательство, не подлежащее перетолкованию, бытия, личности и деятельности дьявола. – А как Я истину говорю и пр.: от отца обращает речь опять к детям. Обыкновенно верят человеку потому, что он говорит истину, а иудеи так объяты тьмой лжи, что совсем наоборот поступают, – не верят Господу потому, что Он говорит им истину. Истина так стала чужда им, как и отцу их, что они именно потому и не веруют Христу, что Он говорит истину. «Ежели бы Я говорил ложь: вы поверили бы Мне, как говорящему свойственное отцу вашему» (Евф. Зиг.).

46. Ин. 8:46.

Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне?

1Ин. 3:5; 1Пет. 2:22; 2Кор. 5:21; Евр. 4:15.

47. Ин. 8:47.

Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.

Ин. 8:23, 5:37; 1Ин. 4:6.

Кто из вас обличит Меня в неправде, – собственно – во грехе (ἁμαρτία)? Господь указывает иудеям на Свою совершенную нравственную чистоту, святость, безгрешность в доказательство того, что Он в учении Своём говорит им совершенную истину. Чтобы оправдать своё неверие Его слову, пусть они укажут хотя на одно пятно в Его нравственной деятельности, потому что святость и истина служат ручательством одна за другую, истина есть противоположность лжи и есть достояние святости, ложь же есть грех и с понятием о святости несоединима. Итак, если никто не может обличить Меня в грехе, то из этой нравственной чистоты и святости Моей несомненно следует, что Я говорю истину, что учение Моё истинно; а ежели Я говорю истину, то почему вы не верите Мне? Ответ выше, ст. 43. Заключение то, что своим неверием иудеи сами показывают, что они дети лжи или лжеца, т. е. дьявола. Это изречение Господа служит несомненным доказательством Его безгрешности, – Кто от Бога и пр.: связь речи такова: неверием своим истине Моего учения вы ясно показываете, что вы не от Бога, потому что кто от Бога, тот слышит слова Божии, которые Я изрекаю. – Слышать здесь употребляется в смысле принятия слов в сердце, в смысле веры в слова. Слова Божии означают вообще учение божественное, проповедуемое Господом. – Быть от Бога означает состояние расположенного, к Богу, любящего Бога и вследствие сего получающего Его помощь и просвещение духа человеческого, при чём в нём необходимо рождается расположение к учению Христову, как божественному, и любовь к Самому Христу, как проповеднику божественного учения (ср. ст. 42–43).

48. Ин. 8:48.

На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

Ин. 7:20; Мф. 10:25.

49. Ин. 8:49.

Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня.

Ин. 5:30, 41, 7:18.

50. Ин. 8:50.

Впрочем, Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

Не правду ли мы говорим и пр.: по поводу упрёка Господа иудеям, что они ищут убить Его, они раз уже сделали Ему упрёк, что Он одержим бесом (Ин. 7:20), но упрёка Ему с их стороны, что Он самарянин, не видно из Евангелий, хотя несомненно, что они называли Его так, ибо сами в этом сознаются в рассматриваемом месте (ср. Злат, и Феофил.). Господь резко и решительно отверг их сыновство Аврааму и Богу и назвал отцом дьявола; со своей стороны и они резче выражают упрёк Ему, чем прежде. – Самарянин (ср. прим. к Мф. 10:5): самаряне известны были как заклятые враги иудеев, и врагам Господа кажется, что Он стоит на их стороне, когда, отрицая их сыновство Богу и Аврааму, называет их сынами дьявола, как бы отрицая тем, что они народ Божий. Даже и самарянин обыкновенный, по их мнению, не может говорить о них так, как говорит Господь, если он не бесноватый. Таким образом, враги Господа дошли до такой степени озлобления против Него, что считают Его злейшим врагом всей их национальности, и притом ещё бесноватым. – Господь, который, по словам св. Ап. Петра, будучи злословим, сам не злословил взаимно, но предавал то Судии праведному (1Пет. 2:23), с удивительным спокойствием и кротостью отвечает на этот злобный упрёк. «Когда они говорили: мы имеем отцом Бога и Авраама, тогда Он сильно поразил их; а когда Его Самого называли имеющим беса, тогда отвечает кротко, научая нас отмщать за то, чем оскорбляется Бог, и не обращать внимания на оскорбления, наносимые нам» (Злат.). Сила упрёка – в том, что Он будто бы бесноватый, и Господь спокойно отклоняет его простым отрицанием: во Мне беса нет; напротив, подобными речами, которые вам представляются речами бесноватого, Я воздаю честь Отцу Моему Небесному. Я вынужден говорить с вами так потому, что чту Отца Моего, вы же, с своей стороны, вместо того чтобы склонить покорно голову свою пред тем, кто говорит вам истину от имени Отца, бесчестите Его, укоряя Его самарянином и бесноватым, а вместе с сим бесчестите и Того, от имени коего Он говорит и действует, т. е. Бога, Которого, однако же, осмеливаетесь называть Отцом своим. Вот почему, заключает Господь, вы подвергнетесь наказанию осуждения от Того, Кого вы бесчестите так. – Не ищу Моей славы: если не хотите признать во Мне Того, кто Я действительно, и воздать подобающую честь и славу: пусть! Я не сужу (ср. ст. 15–46 и прим.). – Есть Ищущий, т. е. славы Моей, и Судящий, т. е. вас, не дающих славы Мне (ср. 5 и прим.). Словами – Ищущий и Судящий указываются божественные действия, которыми Бог Отец вообще прославляет и прославит Сына Своего и осуждает и осудит врагов Его. Особенно же слава Господа явилась в воскресении и вознесении Его и сошествии Святого Духа на апостолов, а осуждение иудеев особенно торжественно выразилось в разрушении Иерусалима и уничтожении политической самостоятельности иудейского народа.

51. Ин. 8:51.

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти вовек.

Ин. 5:24, 11:25; Пс. 88:49.

Истинно, истинно говорю и пр.: слово строгого осуждения высказал Господь неверующим в Него и восстававшим против Него иудеям. Но не против всех иудеев высказан такой приговор; верующие в Него не только не будут осуждены, но, напротив, получат жизнь вечную. Вероятно, между уверовавшими в Господа, но вера которых была поверхностна и не выдержала первого же испытания и которые почти отстали тотчас от Него (ст. 31), были люди, вера которых достаточно выдержала испытание, не сильно поколебалась и – вот им-то повторяет Господь слово обетования, сказанное выше уверовавшим в Него. Выражение: кто соблюдёт слово равносильно вышесказанному – если пребудете в слове Моём (ст. 31), а слова: не увидит смерти вовек – то же выражают, что – истина сделает вас свободными (ст. 31). Соблюсти слово значит не только, уверовав, сохранять в сердце, но вообще исполнять в жизни, следовать во всём образе деятельности тому, что повелевается сим словом (ср. Ин. 14:23, 24, 15:20, 17:6); это – плод истинной веры, Одержавшей испытания. – Не увидит смерти вовек: это – действие соблюдения слова Христова. Не увидит смерти – то же, что́ получит жизнь вечную (ср. Ин. 5:24, 6:50 и парал., ср. прим.), будет жить вечно в блаженном единении с источником истинной жизни – Богом. «Ибо верующие хотя умирают телесно, но они живы в Боге» (Феофил.).

52. Ин. 8:52.

Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдёт слово Моё, тот не вкусит смерти вовек.

Ин. 8:48; Зах. 1:5.

53. Ин. 8:53.

Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

Иудеи сказали и пр.: не – верующие из среды их, а те же, что укоряли Его прежде (ст. 48). Они поняли или представились понявшими слова Господа в буквальном смысле – о естественной смерти – и в этом нашли подтверждение своему безумному предположению, что Он бесноватый, – до такой степени они ослепли духовно! Они поняли, что если Господь даёт такие обетования своим последователям и если в силах их исполнить, то, значит, Он и Сам имеет в Себе жизнь вечную и не умрёт, и это кажется им безумием, словами повредившегося в разуме, беснующегося (ср. Злат, и Феофил.). Правда, они думали, что Мессия пребывает вовек (Ин. 12:34); но они не веровали в Господа, как Мессию, и отсюда их озлобление против Него и постоянное противоречие и противодействие Ему. И теперь им кажется словами бесноватого то, что Господь присвояет Своему слову и, следовательно, Себе Самому силу жизни и жизненности бо́льшую, чем какую имели величайшие из их предков Авраам и пророки, которые слушали Самого Бога и не избегли смерти. – Теперь узнали мы: прежде только будто бы подозревали (Ин. 7:20, 8:48), а теперь будто бы уже убедились, узнали. – Вкусить смерть – образ заимствован от вкушений смертной чаши (отравы). – Неужели Ты больше: ср. 4:12. – Чем Ты Себя делаешь: ср. 5:18; 10:33. «Говорят это в обиду. Ты недостойный ни одного слова, сын плотника, галилеянин, чем Ты Себя делаешь? Не дела, не истина, не Писание, но Ты Сам чем Себя делаешь?» (Феофил.).

54. Ин. 8:54.

Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

Ин. 5:1 д.; Ин. 8:41.

55. Ин. 8:55.

И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

Ин. 8:19, 7:28, 8:44, 15:10.

Иисус отвечал и пр.: Господь отвечает сперва на вопрос иудеев – чем Ты Себя делаешь. Смысл общий ответа таков: ничем Я сам Себя не делаю, как тем, чем угодно Отцу Моему Небесному явить Меня пред лицом мира. Чрезвычайными знамениями и силою учения Отец прославил и прославляет Сына Своего, которые иудеи могли бы понять в их истинном смысле и чрез них понять и Лицо, Которое окружено сими знамениями, если бы Бог был для них действительно тем, что они сами утверждают, Богом их. Но они не знают на самом деле Его, как следует, а посему не признают и Того, Который от Него пришёл и Которого Он так прославил и прославляет пред ослепшими духовно глазами их. – Слава Моя ничто: Господь, без сомнения, прославляет Себя каждым Своим действием и учением, как чрезвычайный посланник Божий; но здесь оборот речи такой же, как Ин. 5:31–32 (см. прим.), и слова Его значат: если бы Я один без воли Отца Моего (ср. 5:30, 7:17) прославлял Себя, то таковое прославление было бы ничто; «или же, говорит так, применяясь к их мнению» (Злат.). – О Котором вы говорите и пр.: образ выражения см. Ин. 10:36, Деян. 21:29. – Вы не познали Его см. прим. к 5:37–38. – А Я знаю Его: в противоположность неведению иудеев о Боге своём Господь указывает на Своё полное ведение Его и указывает усиленным и выразительным образом и с отрицательной и с положительной стороны. Ведение Его (ὀῖδα) есть ведение непосредственное и совершеннейшее, в противоположность ведению человеческому, посредственному и несовершенному, какое могли бы иметь и иудеи (ὀυκ ἐγνώκαῖε). «Я знаю Его по природе, имею совершенное знание о нём. Ибо каков Я, таков и Отец. А как Я сам Себя знаю, то знаю и Его. И если скажу, что не знаю Его, то буду, подобно вам, лжецом. Ибо вы лжёте, хвалясь, что знаете Его, а Я отрекусь от истины, если, зная Его, скажу, что не знаю» (Феофил., ср. Злат.). – Соблюдаю слово Его: ср. ст. 51. Вся жизнь Господа была полным выражением совершеннейшего послушания воле божественной (Флп. 2:8; Рим. 5:19; Евр. 5:8), нераздельной и с Его собственной волей (ср. 5:19, 30 и парал. и прим.)

56. Ин. 8:56.

Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

Ин. 9:5; Лк. 17:22; Быт. 18:17; Евр. 11:13.

Авраам, отец ваш, и пр.: ответив таким образом на упрёк иудеев чем Ты Себя делаешь, Господь отвечает теперь на другой упрёк их – неужели Ты больше отца нашего Авраама? Да, отвечает Господь, Я более отца вашего Авраама, ибо Я был предметом чаяний его при земной его жизни и предметом радости его по смерти его – в раю. – Отец ваш: нарочитое упоминание, что тот, происхождением от которого они так тщеславились, радовался в ожидании явления Того, против Кого они – потомки его – пылают такою ненавистью. – Рад был видеть: греческое слово выражает усиленную, порывистую радость – взыграл от радости, скакал радостно. – День Мой: день Мессии, в тесном смысле – день явления Мессии в мир, день, в который Слово стало плотью (Ин. 1:14); в обширном смысле – всё новозаветное время, всё время Царства Мессии (Лк. 17:22, 24). В сем последнем смысле слово день употреблено здесь так же, как в другой беседе Спасителя слово час – 5:25, 28. – увидел и возрадовался: когда и каким образом увидел? – Ап. Павел об отношении ветхозаветных праведников, и в числе их Авраама, к временам новозаветным говорит: все сии умерли в вере, не получив (исполнения) обетований (относительно Нового Завета); а только издали видели оные и радовались (Евр. 11:13). Таким образом, это видение было издали, в вере; во время своей земной жизни великий отец верующих видел верою издали новозаветное время, и возрадовался. Как и в чём он видел это время и возрадовался? В событиях его жизни было немало такого, в чём вера его могла прозревать новозаветное время и исполнять его радостно. Великие обетования, что в семени его благословятся все народы земли (Быт. гл. 12, 15, 17, 18, 22; ср. Рим. 4, Гал. 3; Евр. 11), принятое им с верою и понятое так, что от его имени произойдёт Мессия – восстановитель всего падшего человечества, без сомнения, должны были радостью исполнить сердце Авраама, поскольку верою он видел в них день Мессии. Принесение им Исаака в жертву, совершённое по вере (Евр. 11:1 и далее) и бывшее прообразом крестной жертвы Мессии, было также особенным временем, в которое вера Авраама видела день Христов, день искупления человечества Мессиею, и это созерцание, конечно, не могло также не наполнять радостью сердце отца верующих (Злат, и Феофил.). Потом, он был пророк (Быт. 20:7); в пророческом созерцании он с радостью мог видеть день Христов, хотя и не записано о сем в истории его жизни. Наконец, если – по греческому составу речи – нужно разделять время, означенное словами – рад был видеть и словами – и увидел и возрадовался (чему благоприятствуют и слова – рад был, означающие порывистую радость ожидания, и – возрадовался, означающее спокойную радость исполнения), то первые можно относить к радости его при жизни на земле, – последние к видению и радости его (наступлению Царства Мессии) в загробной жизни его, в раю. Мы видим, что при преображении Господа Моисей и Илия беседуют с Ним о конце земной жизни Его (Лк. 9:30–31), следовательно, им открыты и известны были тайны Христовы. Можно полагать, что сии тайны открыты были не только сим великим мужам Ветхого Завета, но и другим, в числе их и отцу верующих Аврааму. Таким образом, можно думать, что Господь открывает здесь особенный факт из области духовного мира, факт ви́дения Авраамом Царства Мессии при Его явлении в мире с воплощением Христа Спасителя, факт, о котором знал только один Он всеведущий.

57. Ин. 8:57.

На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет ещё пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама?

Лк. 3:23.

58. Ин. 8:58.

Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь.

Ин. 1:1, 17:5.

На это иудеи сказали и пр.: относя выражение Господа об Аврааме – что он видел день Его и возрадовался – ко времени земной жизни Авраама, иудеи подумали, что это изречение означает, что Господь жил во время Авраама и знал его лично. Это показалось им величайшею несообразностью, и они с укоризною указывают Господу эту мнимую несообразность. – Тебе нет ещё пятидесяти лет: 50 лет берётся здесь как круглое число, как время полного мужеского возраста (ср. Чис. 4:3, 39, 8:1 и далее). Смысл: Ты ещё не только не глубокий старец, но даже не достиг лет полного мужеского возраста, – как же Ты мог видеть Авраама? Посему о действительном возрасте Спасителя из этого места ничего нельзя выводить; на возраст Его при вступлении Его в дело общественного служения есть более точное указание у ев. Луки (Лк. 3:23). – Истинно, истинно говорю и пр.: с усиленным указанием на истинность Своего ответа Господь говорит совопросникам, что Он древнее Авраама, что Он вечен. Прежде, нежели был, т. е. родился и жил Авраам, Я есмь. Последнее выражение – Я есмь указывает не на то только, что Господь был прежде Авраама, но на вечность Его. Оно напоминает изречение (а может быть, и заимствовано из него) Псалмопевца, в котором он изображает вечность Бога Иеговы прежде даже горам не быти и создатися земли, вселенней, от века и до века Ты еси (Пс. 89:2). Так ясно Христос учит о Своей вечности и, следовательно, о Своём божестве (ср. Злат, и Феофил.). Так поняли и иудеи эти слова Его, как видно из дальнейшего.

59. Ин. 8:59.

Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошёл далее.

Ин. 10:31; Лев. 24:16; Ин. 12:36; Иер. 36:36; Лк. 4:30.

Взяли каменья и пр.: этот светлый луч божества Христова в словах Его – Я вечен, Я сущий, как Иегова Бог, вместо того, чтобы просветить духовный взор иудеев, ещё более, по неверию их, ослепил их. Они увидели в словах Господа богохульство и как богохульника намеревались предать немедленно смерти чрез побиение камнями (ср. 10 и далее). Впрочем, дело, может быть, имело вид более угрозы, так как для них самих небезопасно было подобное самоуправство, со стороны римлян. – Взяли камни: которые, вероятно, тут же во дворах храма лежали, будучи приготовлены для храмовых построек, так как отстройка всего храма не была ещё окончена. – Скрылся и вышел: выражения не указывают прямо на чудесное в сем случае сохранение Христа от побиения камнями. Он скрылся, может быть, в массе народа, наполнявшей двор храма, где Он учил, массе, которая не была так враждебна к Нему, как её мнимые духовные руководители. Окружённый учениками и народом, Он прошёл посреди них и пошёл далее.


Глава 7 Глава 8 Глава 9