Азбука веры Православная библиотека протопресвитер Михаил Помазанский Святая обитель и духовная школа на общем служении Церкви Христовой

Святая обитель и духовная школа на общем служении Церкви Христовой

Источник

В нынешнее лукавое время, при общем падении веры и нравственности, только высокий идеализм души, только непоколебимая надежда на исполнение слов Христовых: «Аз победих мир», – способны подвигнуть человека к тому, чтобы он, отшатнувшись от суетной жизни мира, загорелся тем благодатным огнем, тем святым порывом, которые приводят к личному духовному обновлению, а за ним – к готовности и радости принять на себя бремя особого, нарочитого личного служения Господу Спасителю и Его Святой Церкви.

И все таки, вопреки общему течению, видим мы на деле, что не совсем угасли еще в сердцах людей эти порывы. Есть жаждущие пить воду из Источника жизни! Есть готовность работать Господу со страхом и трепетом. Есть потребность веры и жизни по вере. Если таких лиц представляется не так много, то не потому ли, что они не всегда находят дорогу для проявления своих добрых устремлений? Для нас показательно то, что из неправославных кругов все чаще достигают нашего слуха тяготение Православию, поиски его чистоты и вообще жажда найти подлинную Церковь. Может ли не просыпаться любовь к своей православной вере, к своей Церкви, в молодом поколении нашей русской обширной эмиграции. Так ли мало среди них лиц, готовых служить Церкви?

В Православной Церкви существуют две основных формы церковного служения: одна – иночество, другая – пастырское священнослужение. Из них условия нашего времени выдвигают на первое место внимания вопрос о пастырстве, а с ним, естественно, мысли и заботы о подготовке соответствующих лиц для приходского пастырства.

Приходское духовенство и монашество – две очень родственныя сферы. Во всей истории Церкви пастыри сами всегда питались и питали свою паству духовными достижениями как древнейшего отшельнического иночества, так затем монашества в его монастырском организованном строе, имея в них богатый опыт и руководство к осуществлению заветов Евангельских. И современная обитель призвана служить не только личному спасению иноков, но и продолжать такое многовековое общественно-церковное служение прежних монастырей. Потому так естественна тесная связь с монастырем духовной школы, подготовляющей к пастырству, как это осуществляется в нашей Свято-Троицкой Обители и при ней Свято-Троицкой Семинарии на территории США.

К сожалению, в последние сто лет в русском обществе постепенно утрачивалось понимание ценности монастырей для духовного образования, как равно терялось понимание духовной их атмосферы, их трудового строя, их воспитательной силы для народа. И теперь уже для многих людей, никогда не бывавших в монастыре, монастырская жизнь представляется средоточием и формой недеятельного, замкнутого, жесткого, сурового быта. И пожалуй, юноша, настроенный к готовности учиться и воспитываться в духовной школе, в Семинарии, с опаской вступает на территорию нашей Св. Троицкой Обители, не зная, как его здесь встретят. Но думается, не один из них был приятно поражен, когда пред ним предстала жизнь полная энергии трудового дня, его встретил приветливый прием у обитателей монастыря, он почувствовал общительность и радушие Братии, а в то же время во взаимных отношениях Братии увидел необычную для него степенность, чинность, и выражения особого уважения друг к другу.

Так, после первых впечатлений, постепенно создаются на опыте и закрепляются взаимныя простыя и сердечныя отношения между студентами Семинарии и Братией, имеющия для молодежи этой большое воспитательное значение. Юноши попадают в благотворную воспитательную среду, которая может дать больше, чем официальные «воспитатели» в школах. С этой средой они сродняются как со своими отцами и братьями. Они между ними живут, с ними питаются, в некоторой доле работают с ними на обычных послушаниях в отделах типографии, в книжном складе, в монастырских мастерских, в хозяйственных хлопотах. Но и в аудиториях Семинарии наставниками их по богословским предметам являются в большей части монахи; из среды Братии имеют студенты и своих духовников.

Еще важнее другая сторона: монастырский храм. Иметь ли в виду праздничные дни с их общим оживлением и торжественностью богослужений; или – будни, когда церковныя службы совершаются в сравнительной тишине и сосредоточенности; там и здесь богатое духовно-образовательное и воспитательное содержание и влияние. В богослужебном смысле – в монастыре нет будней, здесь всегда праздник, ежедневно полный круг богослужений с прославлением Творца мира, Богородицы и святых Божиих. При мыслях о Монастыре об одном лишь приходится задумываться: окажется ли достаточной для всего этого будущая смена Братии взамен нынешнего состава ея?

При помощи храма и богослужения углублять дух воцерковления наших воспитанников, пришедших с искренним сознанием и желанием служить Церкви, составляет наиболее важную сторону общего дела. Здесь юноши сживаются с храмом, проникаются атмосферой церковности, овладевают отличным знанием богослужебного Устава, у них перед глазами весь строй и дух Православия. Монастырский храм есть сам по себе училище благочестия при помощи живых примеров жизни святых, представленных в текстах богослужения и в житиях святых. Таким образом он представляет естественный и легкий способ изучения Православия во всех его частностях и потребностях, параллельно со школьной аудиторией.

Как же не ждать нам добрых результатов от той общей обстановки, в какой находится наша семинарская молодежь, как в смысле духовного образования, так и в смысле нравственного воспитания? К тому и другому прибавим еще третью не маловажную сторону. Наши абитуриенты выходят от нас в жизнь в большинстве случаев с трудовым навыком в той или другой области труда, а в иных случаях с техническими некоторыми знаниями, приобретенными на опыте. Трудовым путем они определили свою самооценку, свои силы и слабости; они входят в жизнь не с отвлеченно воображаемой идеей любви ко всем, а с тем реальным чувством братства, братскости, взаимопомощи, какое воспитывается общением в труде и которое притом возвышено христианским умонастроением.

Что же может быть благоприятнее такой обстановки для подготовки к будущему пастырскому служению? И жизнь оправдала на деле это тесное объединение Обители и духовной школы, для коего первые камни положил блаженной памяти Архиепископ Виталий. Благоговейно чтим его память, видя как эти первые камни стали прочным основанием для будущего, подобно другим, духовным и вещественным камням, заложенным силою его благодатного прозрения и его духа. Имеем ныне в нашей Зарубежной Церкви значительное число молодых пастырей, воспитанных в указанной здесь обстановке Семинарии, с достоинством несущих свое служение пастырства наряду со старшим составом эмигрантского духовенства, на той священной ниве, о которой Господь сказал Своим Ученикам, а чрез них и всем нам: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей па жатву Свою».

Мы знаем прежнюю русскую духовную школу: она была построена на иных началах. Мы были бы несправедливы, если бы вздумали низко ее оценивать. Много добрых пастырей Церкви и немало выдающихся полезных общественных деятелей и тружеников на других поприщах дала она. Ея задача была не легкой, так как перед нею было поставлено два назначения: одно – дать среднее образование десяткам тысяч детей приходского духовенства, обычно – малоимущих сельских священников, псаломщиков, поскольку этому духовенству не по силам было посылать своих детей в светския школы, да по некоторым причинам и не желательно; другое назначение – подготовлять к пастырству кандидатов для тысяч приходов в России. Эта двойная задача старой школой была воспринята и выполнена. Но, конечно, такая двойственность отзывалась ущербом для второго назначения, в ней чувствовался недостаток должного укрепления церковности у предназначавшейся к пастырству молодежи. В условиях нашей русской эмигрантской жизни потребность подобной двойственности отпала.

Правда, в наших условиях, для нынешней нашей молодежи встречаются свои трудности для поступления в Семинарию: иногда, например, затруднения из-за слабого знания языка преподавания. Но их обычно не так трудно преодолеть, пока не поздно. А угаснет в человеке прежний святой порыв, человек изменить его зову, а потом с годами внутренний голос может укорять его малодушие.

У святителя Тихона Задонского среди оригинальных заглавий статей в его «Сокровище духовном, от мира собираемом», есть такое заглавие: «Воротись, не туда пошел». Статья содержит предостережение каждому человеку. Не туда пойти – с кем не может это случиться хотя бы по ошибке, заблудившись, а иногда и сознательно, соблазнившись? Если такой соблазн может оказаться в духовной студенческой среде, то именно монастырская обстановка легче любой другой возвращает сбившегося на должный путь.

Впрочем, бывают случаи, когда «не туда придти» окажется не во злу, а к добру. Вот, человек случайно попадаеть в храм, где он никогда не был, и первая мысль у него: «я не сюда попал, произошла ошибка». Но он задерживается, внимает, заинтересовывается, – и это может быт поворотным пунктом в добром направлении его мыслей, а то и всей его жизни; Ангел хранитель показал ему, что хотя он думал, будто он не туда попал, но здесь то ему и нужно быт, – и так направил его на лучшую дорогу жизни. Это может случиться и по отношению к духовной школе.

Однако, чего нужно особенно остерегаться? Нужно опасаться замысла войти в состав нашей духовной школы не с доброй целью послужит Церкви, а в расчетах совсем чуждых этой цели, с планом использовать некоторыя выгоды, а получив их, спокойно уйти на «широкие пути», «на страну далече». Вот к такому случаю относится предостережение: «Воротись, не туда пошел», хотя место, куда человек направился, само по себе и доброе.

Так – скажем в заключение – в братском сотрудничестве монастыря и школы совершается скромное церковное послушание, не с упованием на свои силы или на мудрость века сего, а с надеждой на милость и на помощь свыше, в усердном стремлении внести свою лепту добра в жизнь Православной Церкви Русской за рубежами Родины, как части скорбящей и гонимой святой Русской Церкви.


Источник: О жизни, о вере, о церкви : Сборник статей (1946-1976) / Протопресвитер Михаил Помазанский. - Jordanville, N.Y. : Holy Trinity Monastery, 1976 (Тип. преп. Iова Почаевского) / Вып. 1: Жизнь в Церкви. - 1976. - 333, [2] с. : ил. / Святая обитель и духовная школа на общем служении Церкви Христовой. 231-235 с.

Комментарии для сайта Cackle