Азбука веры Православная библиотека священник Михаил Желтов Донесение юрьевского воеводы князя И. А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте)
Распечатать

Б.Н. Флоря, священник Михаил Желтов

Донесение юрьевского воеводы князя И.А. Хилкова об устройстве православного собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве (Дерпте)

Содержание

Донесение из Разрядного приказа Донесение юрьевского воеводы князя И.А. Хилкова Перечень утвари, присланной в Юрьев архиепископом Псковским и Изборским Макарием Перечень предметов, дополнительно необходимых для собора  

 

В мае 1656 г. царь Алексей Михайлович объявил войну Швеции. Задержанные в Москве шведские послы 25 октября 1657 г. отправили своему королю Карлу Густаву обширную записку, содержавшую сведения о причинах войны, которые им удалось собрать. В записке говорилось и о том, что царя призывал к войне глава Русской Православной Церкви – Патриарх Московский и всея Руси Никон. По словам послов, он побуждал молодого царя освободить православных, живущих под властью протестантского правителя, и ставил ему в пример царя Ивана IV Грозного1. Таким образом, одной из целей войны являлось восстановление традиционных позиций православия на землях, оказавшихся к середине XVII в. в составе Шведского государства.

Во время военной кампании русским войскам удалось добиться определённых успехов. 12 октября 1656 г., после 10-недельной осады, отрядам под командованием князя А.Н. Трубецкого сдался Дерпт (Тарту), крупный административный центр в северо-восточной части шведской Ливонии2. В этом городе, Юрьеве Ливонском, основанном предположительно в 1030 г. князем Ярославом Мудрым, и под властью захвативших его ливонских рыцарей продолжали в особом «конце» жить русские православные люди. В городе действовали 2 православные церкви – для новгородцев и для псковичей3. После начала Ливонской войны и занятия Дерпта русскими войсками город стал центром управления русскими владениями в Ливонии, в нем была учреждена православная епископская кафедра, в юрисдикции которой состояли ливонские земли, вошедшие в состав Русского государства4. После окончания Ливонской войны, когда Дерпт был утрачен, православный епископ покинул город, а православные жители подверглись гонениям. В частности был закрыт православный храм свт. Николая Чудотворца5. Как явствует из публикуемых документов, вскоре после капитуляции города в нём появился православный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Документы говорят об усилиях, предпринимавшихся для того, чтобы в храме было необходимое число клириков, и чтобы он был снабжён иконами, книгами и утварью. Почему соответствующие документы сохранились в архиве военного ведомства России – Разрядного приказа, – ясно из их содержания. Поскольку Псковский архиепископ не снабдил своевременно храм всем необходимым, этим пришлось заниматься воеводам Юрьева-Дерпта, направлявшим свои запросы в Разрядный приказ, которому они подчинялись.

Анализ перечней предметов, присланных Псковским архиепископом в новоустроенную церковь, позволяет утверждать, что она изначально получила практически полные иконостас и комплекты священных и церковных сосудов и утвари, большинство необходимых богослужебных книг, но не получила полного комплекта облачений. Если предположить, что все запрошенные дополнительно предметы были впоследствии получены, можно утверждать, что новоустроенная церковь, с учётом фактического числа клириков, имела ровно столько предметов, сколько считалось необходимым в церковной практике того времени.

Обнаруженные документы ставят перед исследователями истории православия в Прибалтике ряд вопросов. Означало ли строительство в городе соборной церкви, что здесь были и другие православные храмы? Связано ли устройство Покровского собора с учреждением в Юрьеве православной епископской кафедры? Какова была судьба собора, его клира и утвари после заключения в 1661 г. Кардисского мира со Швецией, когда город снова отошёл к Швеции? Ответы на эти вопросы должны дать дальнейшие исследования.

Донесение из Разрядного приказа6

(Л. 363) 166-го генваря в 4 де[нь]. Писал к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя России самодержцу, из Юрьева Ливонсково боярин и воевода князь Иван Ондреевичь Хилков с товарыщи. Ноября в 9 де[нь] писал к ним в Юрьев изо Пскова Макареи, архиепискуп Псковскии и Изборскии, и прислал в церковь Покрова Пресвятые Богородицы Божие милосердие – образы и церковные потребы – и для освящения церкви Печерского монастыря архимандрита Зосима да троецково соборново попа Федора. И по государеву указу архимарит Зосим в Юрьеве церковь Покров Пресвятые Богородицы освятил.

А чево изо Пскова в Юрьев церковного строенья не прислано, и тому прислали под отпискою роспись. А по росписи, надобно в Юрьев в соборную церковь Покрова Пресвятые Богородицы три ризы, три подризники (Л. 364), 3 потрахили [епитрахили, – Авт.], три поручи, 3 ширинки7, 3 поясы, 2 стихаря с улари [орари, – Авт.] дьяконских, кадило, Евангелие напрестольное со евангилисты, крест напрестольнои, Устав, Евангелие воскресное толковое, Пролог, Соборник, 12 Минеи месячных, Псалтырь меньшая в полдесть, Часовник, Часослов, потребные пелены, покров на престол. К месным иконам свечи поставные и пелены.

(Л. 365) А попов в Юрьеве новгороцких 2 ч[еловека] да дьякон. Да Печерского монастыря архимарит оставил в Юрьеве на время чорново попа. А новгороцкого 3-го попа по отписке Макарья, митрополита Новгороцково и Великолуцково, велено из Юрьева отпустить в Новгород. А государева жалованья во 165-м году дано новгородцким попом всем по 30 рублев, дьякону 20 рублев.

И впредь в Юрьеве Ливонском в соборные церкви у Покрова Пресвятые Богородицы тем новгороцким попом, и диякону, и Печерского монастыря чорному попу, и дьячком, и пономарем, и сторожем, колким человеком быть и государева жалования руги денег и хлеба по чему давать на год человеку, и о том великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержец, как укажет.

Донесение юрьевского воеводы князя И.А. Хилкова

(Л. 377) Список с отписки, списан в Розряде нынешняго 166-го году генваря в 4 де[нь].

Государю, царю и великому князю Алексею Михаиловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцу, холопи твои, Ивашка Хилков с товарыщи, челом бьют. Нынешняго, государь, 166-го году ноября в 9 [день] писал к нам, холопем твоим, изо Пскова Макареи, архиепискуп Псковскии и Изборскии, по твоему государеву, цареву и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержца, указу и по грамоте великого государя святеишего Никона, Патриарха Московского и всеа Великия, и Малыя, и Белыя России, Божие милосердие – образы и прочие церковные потребы – изо Пскова в Юрьев Ливонскои отпущены в лодьях. А для освящения церкви послал Макареи, архиепискуп Псковскии и Изборскии, Печерского монастыря архиморита Зосима да троицкого соборного священника Федора.

И ноября ж, государь, в 10 де[нь] Печерского монастыря архимарит Зосима и троицкои соборнои священник Федор для освящения церкви в Юрьев приехали и Божие милосердие – образы и вся церковная – ко освящению в Юрьев Ливонскои прислана. И по твоему государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича, всеа (Л. 378) Великия, и Малые, и Белыя Росии самодержца, указу Печерского монастыря архимарит Зосим в Юрьеве Ливонском церков освятил во имя Покрова Пречистые Богородицы. А что, государь, Божественных икон, и книг, и прочих церковных потреб Печерского монастыря с архиморитом Зосимою и с священником Федором в Юрьев Ливонской изо Пскова прислано и чево церковного строенья в Юрьев не прислал, и о том послали к тебе, великому государю, царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцу, мы, холопи твои, к Москве роспись под сею отпискою.

А священников, государь, новгороцких в Юрьеве два человеки: Михаило Иванов да Ортем Максимов, да дьякон Ефтифеи Федоров, а третьево новгородцкова ж священика Ефтифея по отписке Макария, митрополита Новгороцкого, велено из Юрьева отпустить в Великий Новгород, да Печерского монастыря архимарит оставил в Юрьеве Ли[вон]ском на время черного священника Печерс[кого] монастыря.

И в прошлом, государь, во 165 году по тв[о]ему, великого государя, указу твоего государева жалованья бояре и воеводы князь Алекс[ей] Никитичь Трубецкои с товарыщи велел дать тем новгородцким священником всем по тритцати рублев человеку, а дьякону – двадцать рублев. И впредь, государь, в Юрьеве Ливонском в соборнои церкви Покрова Пречистые Богородицы тем ли новгородцким священником, и дьякону, и Печерского монастыря (Л. 379) черному священнику быть у твоего государева жалованья, руги священником и дьякону, денег и хлеба, по чему давать человеку на год, и дьячком, и понамарем, и сторожем кольким человеком быть и по чему им давать твоего государева жалованья, денег и хлеба на год, и о том, великий государь, царь и великий князь Алексеи Михаиловичь, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержец, как укажешь нам, холопем твоим. А до твоего государева указу [в] соборнои церкви Покрова Пречистые Богородицы веле[ли] мы, холопи твои, в понамарех быти двум человеком новгородцким стрельцом.

Перечень утвари, присланной в Юрьев архиепископом Псковским и Изборским Макарием

Роспись, что прислал изо Пскова в Юрьев Ливонскои преосвященныи Макареи, архиепискуп Псковскии и Изборскии, ко освящению церкви – образов и всяких церковных потреб.

Царьские двери, и столпцы, и сень.

Месная икона Покрова Пречистые Богородицы, писана на золоте.

Иконы Пречистые Богородицы Покрова, писана на золоте вновь, на налои, пядница.

Месной образ Пречистые Богородицы «Одигитрея» (Л. 380), обложен серебром басменым.

Образ Воскресения Христова, обложен серебром басменным, две гривенки ж басменные ж, помяты, два креста анолоиные ж, резные, на чернои кости, один в сребре.

Образ Покрова Пречистые Богородицы меснои.

Образ Николы Чюдотворца меснои, взят из Печерского монастыря, обложен серебром басменным, венец серебрянои резнои, золочен, в венцах одиннатцать вставок хрусталеи, прикладу две гривенки басменные, третья невелика ж басменная ж, золочены.

Образ меснои Пречистые Богородицы «О Тебе радуется», писана на золоте.

Образ меснои святых жен мироносиц.

Образ святаго апостола Петра, что у южных дверей.

Образ Дисмаса разбоиника, что у северных двереи8.

В деисусе: Спасов образ, образ Пречистые Богородицы, образ архангела Михаила, образ святаго апостола Петра, образ Василия Кисарейского, образ Данила Столъпника (Л. 381). По другую сторону: образ святаго Иоанна Предтечи, образ архангела Гаврила, образ святаго апостола Павла, образ святаго Иоана Златоустаго, образ святаго Семиона Столпника. В другои пояс: Господьских празников 12 икон. В третеи пояс: образ Пречистые Богородицы, да с тою ж иконою 12 икон пророческих. И тот деисус, и Господьские празники, и пророческие иконы в соборную церковь Покрова Пресвятеи Богородицы и в тяблах у деисуса, и у празников, у пророческих икон осталось порозжево места много9.

Крест благословеннои.

19 икон пядниц, писаны на золоте и на красках.

Освященныи антиминс.

Служебных оловяных сосудов: блюдо дискосное, потир, блюдо крестовое, блюдо Богородицыно, блюдо Предтечево.

Звезда медная (Л. 382), лжица стальная, копие железное.

Крест воздвизальнои, деревянои, на нем писаны Страсти Господни.

Кадило медное с кровлею10.

Два ковша медные лужены.

Укропник меднои.

Кропило в деревяном черену.

Сосудец оловянои с миром и с маслом11.

На престоле полотняная срачица, престолное ж одеяние крашенинное, да четверы доряти червчатые. На престоле небо, на царских дверех запона и на жертвеник одеяние – все крашенинное.

Литон миткалиннои.

На служебные сосуды три покровцы отласу червчатого, опушены камкою лазоровои, подложены крашениною.

Пелена налоиная, такова ж отласу и камки.

2 губы, двои щипцы железные, 2 гривенки ладану.

12 аршин крашенины на жертвеник и на иные потребы.

150 столпцов бумаги писчие к престольным столпцом на обвивку.

(Л. 383) Налои, облачен крашениною, и пелена на тот же налои, на чем Псалтырь говорить.

Да ис Печерского монастыря в Юрьев Ливонской прислано: книг – 2 Охтаи печатные; 2 Треоди печатные, Посная и Цветная; Минея опшая печатная; Потребник печатнои в полдесть; Евангелие напрестольное, а то Евангилие апрокос, писменая в десть, ветха и описиста, оболочено отласом червчатым, а на том Евангелие Страсть и евангелисты серебреные золоченые басмяные; Апостол в десть печатной; Псалтырь следованьем в десть; 2 Служебника, один печатной, а другой писмянои в полдесть; 2 Минеи месечных – февраль да ноябрь, одна писмяная, а другая печатная в десть12; 2 ризы полотняные ветхи; 2 стихаря подризные, оплечья крашенинные; 2 патрахели отласные лазоревые поношеные. (Л. 384)

Перечень предметов, дополнительно необходимых для собора

Роспись, что надобно в юрьевскую соборную церковь Покрова Богородицы.

Три ризы, три подризника, три патрахили, трои поручи, три ширинки, три поясы, два стихаря дьяконских, улари13, кадило, Евангелие напрестольное с евангелисты14, крест напрестольнои, Устав, Евангелие воскресное толковое, Пролог, Соборник15, 12 Минеи месечных, Псалтырь меньшая в полдесть, Часовник, Часослов, потребных пелен, покрова на престол, у месных икон свеч поставных и пелен16.

* * *

1

Форстен Г.В. «Сношения России со Швецией во 2-й половине XVII в.» // «Журнал Министерства народного просвещения». 1898. № 4, стр. 324.

2

Мальцев А.Н. «Россия и Белоруссия в середине XVII века». М., 1974, стр. 112.

3

Патриарх Алексий II. «Православие в Эстонии». М., 1999, стр. 77.

4

Там же, стр. 96.

5

Там же, стр. 98.

6

РГАДА, ф. 210. Разрядный приказ. Новгородский стол, стб. 165.

7

В современном комплекте облачений такого предмета нет, но он сохраняется у старообрядцев и называется «источники», или «истоки». Возможно, однако, что речь идёт об обычном полотенце.

8

Апостол Пётр и Благоразумный разбойник традиционно считаются привратниками рая и поэтому могут изображаться на диаконских дверях иконостаса.

9

Видим, что в новоустроенную церковь был прислан фактически полный иконостас, хотя составители перечней отмечают, что в иконостасе осталось ещё немало свободного места.

10

Наличие только одного креста и одного кадила при совершении служб несколькими священниками неудобно, поэтому то и другое было запрошено дополнительно.

11

Полученных предметов церковной утвари было вполне достаточно для отправления богослужения, чего нельзя сказать, например, об облачениях. Тем не менее, несмотря на полноту уже присланного комплекта утвари, были дополнительно запрошены ещё некоторые предметы.

12

Перечень книг демонстрирует все ещё широкое использование рукописей – среди присланных книг рукописными являются Евангелие, один том Минеи, один из Служебников.

13

В юрьевский собор были присланы лишь 2 неполных комплекта священнических облачений, причём поношенных. Поэтому были дополнительно запрошены недостающие предметы, в том числе по 2 экземпляра диаконских облачений, очевидно, один из них – запасной.

14

Присланное Евангелие апракос казалось недостаточным – привычка требовала использования также и Евангелия-тетр.

15

Обращает на себя внимание, что чтение за богослужением учительных книг ещё не вышло из практики – учительные книги, присланные сразу, были заказаны дополнительно. (Для сравнения: в синодальную эпоху указанные учительные книги, ежедневное чтение которых прямо предписывается действующим Уставом, переиздавались всё реже и реже, а современное духовенство Русской Православной Церкви в большинстве своём даже не догадывается об их существовании).

16

Практика благочестия того времени требовала обязательного украшения икон пеленами и размещения перед ними подсвечников (в настоящее время пелены встречаются редко, но отсутствие подсвечников перед иконами для русской практики по-прежнему немыслимо).

Комментарии для сайта Cackle