Азбука веры Православная библиотека профессор Митрофан Дмитриевич Муретов Святитель Филарет Московский [Дроздов] в письмах к Степану Дмитриевичу Нечаеву


профессор Митрофан Дмитриевич Муретов

Святитель Филарет Московский [Дроздов] в письмах к Степану Дмитриевичу Нечаеву

Содержание

Записка без титула и подписи 1831-й год 17 июля. 26 июля. Авг. 6. Сен. 12. Ноября 3. Ноября 13. 2 декабря. 14 декабря. 16 декабря (без титула). Дек. 16. Дек. 21. (О Татищевых см. Мал 81– го. Письмо без обращения). 1832-й год. Генв. 10-го Генв. 20-го. Генв. 25. (О пенсии протоиерея Скопина)… Февр. 1. Февр. 2. 11-го Февр. Февр. 12. Марта 23.... Июня 17. (Приписка) Сент. 3-го. ... Окт. 27. Нояб.4. Дек. 9.  

 

Как близкий родственник Обер – Прокурора Св. Синода князя П.С. Мещерского С.Д. Нечаев сначала был в Синоде alter ego князя, а потом недолгое время и сам Обер- Прокурором. По всестороннему, проницательному, осторожному и основательному уму, по изумительному и самоотверженному трудолюбию, по широте и разносторонности образования, даже по точности языка и обдуманности слова – по всем этим качествам Степан Димитриевич имел право на особенное внимание со стороны приснопамятного Митрополита Московского Филарета. Этим объясняется дружественное сближение Святителя с светским чиновником Св. Синода. Тем, поэтому, драгоценнее переписка Митрополита Филарета, имеющая полуофициальный и полудружественный, но совершенно деловой характер. В этой переписке Митрополит Филарет выступает преимущественно как высший, церковный и государственный, администратор, и притом не в официальных бумагах или резолюциях, но как бы в домашней, простой и задушевной беседе с понимающим и доверенным лицом.

Печатаемые письма принадлежат детям Степана Димитриевича – Димитрию Степановичу Нечаеву и Юрию Степановичу Нечаеву- Мальцеву, присоединившему к фамилии отца родовую фамилию матери. Письма нашел в своих архивах, тщательно описал и привел в порядок Д. С. Нечаев. Доселе найдено им около 200 писем; но можно думать, что найдутся и еще, ибо за некоторые годы писем или слишком мало или совсем нет. Часть писем отдана издателю Русского Архива П.И. Бартеневу, который и начал, по выбору, печатать их с январской книжки сего года, предварив их выпиской из формуляра Степана Димитриевича. Мы печатаем только те письма, которые опущены издателем Русского Архива, а равным образом те, которые ему не были доселе известны. В видах скорейшего напечатания этих писем, списанных нами у владетеля их Д. С. Нечаева, любезно давшего нам дозволение на это, примечания к письмам отлагаем до следующих книжек Богословского Вестника. Впрочем, эти примечания будут иметь лишь исторический интерес, но ничего не прибавят нового относительно великой личности Митрополита Филарета. Для чтителей Святителя каждое его слово драгоценно и поучительно и без примечаний.

М. Муретов

Записка без титула и подписи

Но все хорошо.

Первоклассных Архиереев 500 р. жалованья поклепали.

Подушные деньги на служителей писать, напрасно: ибо в отношении к наличным служителям это пустой бумажный счет, но которому Государство ничего не платит, а монастыри и служители ничего не получают.

Мар. 5. 1829.

1831-й год

Мая 31. В начале письма речь о браке Татищева и его незаконности, а потом по делу о секретаре Московской Консистории, растратившем казенные венчиковые суммы.

Спросите в С. Синоде, что по делу о венчиковых деньгах представил я о секретаре здешней консистории. Кажется, тут нечего делать иначе, как покорнейше просить Вас, оказать мне в моих затруднениях помощь, переведением надежного секретаря из другой консистории. Помогите! Помогите! Видите, каково мне, когда я больным должен рыться в оригинальном деле и выводить истинную справку и заключение, вместо ложных по делу, по которому пред тем дважды делал я консистории напоминания в сильных выражениях. Констисторские- то присутствующие у меня добрые люди, но старшие плохи и уже неизучимы, средние плохи и недоучены, из младших есть надежные, по коим еще некогда было доучиться.

17 июля.

Об определении Щастнева секретарем консистории. Тут же приложены: отношения С. Д. Нечаева к Ник. Петровичу Данилову – отыскать, по настоятельному требованию князя Петра Сергеевича, представление Митрополита Московского о растрате денег и сегодня же послать ему (князю), – и донесение, что, по справкам, такого представления от Преосвященного Московского не было. (Справка Данилова от 24 Июля 1831).

26 июля.

Милостивый Государь, Стефан Дмитриевич!

По письму Вашему, ожидаемое Вами сведение найдете в прилагаемом при сем списке с резолюцией моей, данной на представление Академического Правления. Оно представляло, чтобы взять сведение от Епархиального начальства, может- ли он1) с Епархиальною должностью совместить училищную: вопрос сей мне показался неискренним, когда протоиерей за год уже совмещал; сведение, которое имел я от Вас о достоинстве протоиерея, побуждало меня поступить решительно. Так я и поступил: но не знаю, нет ли и тут ошибки; после моей резолюции получил я заслуживающее веры сведение, что протоиерей ленился по должности учителя, а это немного обещает и для должности смотрителя. Не угодно ли Вам посредством совета протоиерею предохранить меня, что бы, поправляя одну ошибку, не оказался бы сделавшим другую.

В резолюции моей вы видите, как я бранюсь с Академическим Правлением. Это бывает нередко, и официально, и частно, и письменно, и словесно: – и все сие есть последствие милости К. Д, У.,2) которая неисправного ректора Петербургской Семинарии пожаловала в неисправного Ректора Московской Академии, – как опыт показывает не мне одному, но и К. Д. У. показывал между прочим по делу о Вифанском Библиотекаре. К. Д. У. кончила сие дело*, а теперь Новосильское и Епифанское дела, странные и страшные, по милости того же Ректора Академии, могут сделать неприятность кому нибудь и далее Ректора. Впрочем говорю сие не в жалобу на кого нибудь: а дабы сказать, что нужно подумать об осторожности впредь.

(Потом: речь о холере, которая держит Святителя в Москве, почтение Кн. П. С. и о приложенных копиях с резолюций Академического Правления).

Кажется, напрасно Академическое Правление сомневается в несчастной истине о пьянстве Иоасафа, не одним Городничим открытой, но и Семинарским Правлением подтверждаемой. Должным представляется следующее:

1.   Иоасафа от училищных должностей отрешить; а об определении его вновь говорить теперь вовсе не время, как говорит Академическое Правление.

2.   Как по уставу Училищ Инспектор должен участвовать в хранении и выдаче сумм: то в оказавшейся растрате оных, за умоповреждением Смотрителя, подвергнуть надлежит ответственности Инспектора.

3.   Поелику за отрешением Смотрителя, и за прикосновенностью Инспектора к делу, училище имеет крайнюю нужду в благонадёжном начальнике; а протоиерей Гумилевский Смотрителем Епифанского училища уже был, следственно и согласие Епархиального начальства на его определение существовало, отставлен же он без просьбы, аттестат о смотрительской его службе имеет, и ныне вновь вступить в сию службу желает: то немедленно определить его вновь в смотрителя Епифанских Училищ.

4.   Не могу не изъявить прискорбия, что Академическое Правление, неутвержденного, как видно, в поведении монаха отрекомендовало в начальники училищ, и притом в такое место, где совсем нет монастыря, и где ему довелось жить па квартире в мирском доме, что было бы довольно неприлично, есть ли бы и не последовало несчастных происшествий, теперь открывшихся.

Авг. 6.

Доношение моё С. Синоду, в конце Мая, о неверной справке секретаря по делу о растраченной сумме, не находится у Вас по такой причине, которую почти можно назвать ошибкой. Поелику дело идет о деньгах, принадлежащих К. Д. У., то на доношении написано: по К. Д. У. А я сего не досмотрел. Завтра надеюсь послать о сем отношение к Кн. П. С – чу, с просьбою, не рассудит ли доложить о сем деле прямо С. Синоду.

Назначения, о коих пишете, благонадёжны.

Мысль, что скорее можно поверить небольшую Епархию Викарию Тимофею, нежели Викарию Кириллу, и мне кажется справедливою, судя потому, что в Тимофее видно, и что о Кирилле слышно...

Далее жалобы на медленность и неисправность секретаря Смирнова, – даже в переписке с Генерал- Губернатором.

Сен. 12.

Милостивый Государь, Стефан Дмитриевич!

Примите усерднейшую благодарность мою за обязательное письмо. Преосвященный Гавриил не рад Могилеву, даже до покушения просить отставки. Я уговаривал его последовать воле Провидения и Власти. Надеюсь, что поедет.

Посвящение Могилевского подлинно задерживает меня: ибо его до сих пор нет в Москве. Но и здоровье мое задерживает меня не менее, так что, по трудном возвращении из Лавры, и время благодарного моления о взятии Варшавы я принужден был провести на одре моем. Не знаю, не должен ли задержать меня и новый случай. Третьего дня получил я требование моей проповеди 22 Августа по Высочайшему повелению, а вчера послал ее. В чем она виновата, не понимаю, до требования не слыхал, и по требовании испытывая, не нашел до вчерашнего вечера, в который наконец услышал от Военного Генерала- Губернатора чье- то замечание, которого впрочем он не разделяет, зачем я под конец проповеди не обратился к Государю, и не отделил от его особы упоминаемых в речи недостатков, как- то, самонадеяния, человеконадеяния, всуенадеяния.

Начал письмо 11 сентября. Меня* и возвращаюсь к сему письму уже 12.

Не кажется мне, что я виноват против вышенисанного замечания. Вступление моей речи довольно длинное все посвящено было на изложение того, с каким великодушием Государь Император побеждает трудности силою упования на Бога, которое и составляет речь. Не было уже повода обращаться к Государю. Есть- ли бы взять за правило при всяком пороке, о котором упоминает проповедник, говорить, что Государь не имеет сего порока, сие выражало бы какой- то недостаток уверенности в добродетели Государя, каждую минуту требующей защищения.

Наконец еще узнал я, что люди, которые в Соборе во время проповеди моей не были и после не читали её, говорят, что напрасно упомянуто о Навуходоносоре. Но а не знаю, какая тут беда, когда обличение Навуходоносору каждый день почти в церкви в седьмой и осмой песнях канона. Я же именно приложил пример его ко всем вообще, а не к царям.

Впрочем да изыдет суд от Сиона. Благодарение Богу, я ожидаю его с миром.

(Далее речь идешь о Семинарском доме).

Ноября 3.

Возвращаю журнал о 10 000 на печатание венков. Требование благовидно. А впрочем, за Синодальною Типографией, особенно за её начальником, надобны глаза.

Ноября 13.

Письмо Г. Войцеховича прекрасно. Что полагал я догадкой, то и видно в Волынском Епархиальном начальстве, – мелочный, суетливый характер, который больше хочет иметь сокровища в гору (в миру?), нежели скрывать сокровища на небеси. Почаев подлинно может желать чего-нибудь лучшего.

Читал я в Христианском Чтении речь преосвященного Смарагда. Она, есть ли не ошибаюсь, показывает, что он в Петербурге больше о себе думает, нежели прежде, а не заставляет больше о нем думать, нежели прежде. Вы догадаетесь, каким образом пришло мне сие на мысль теперь.

Помолим Господина жатвы, да изведет делателей на жатву Свою.

2 декабря.

Вчерашнее заседание в жаркой и тесной комнате у Владыки, где мне досталось место у самой печи, уходило меня так, что сегодня встал я с одра позже, нежели нужно было, что бы прочитать бумаги о сокращении делопроизводства, и даже, что бы поспеть в Синод. И так я остался с сими бумагами дома: и опять устал над ними, особенно же над тем, как правитель дел К. Д. У. отцеждает комары3).

Все тоскую я, видя, как мрак сего просвещенного века распространяется, и незнание дел объемлет деловых людей.

И Фон Брейер философствует о параллелизме духовных и светских присутственных мест и должностных лиц,* он летает (?) в области теории так, что Капитан исправник и Благочинный4 равно остаются у него под ногами; но когда он удостаивает спуститься на твердую землю опыта и дела, не видит, где стать твердою ногою, и куда идти твердым шагом. Потрудитесь пробежать мои замечания, написанные на его записке. Есть ли я для Вас не удовлетворителен, как для меня фон Бейер: прошу сказать мне; может быть, я еще найду возможным более объяснять и защищать некоторые мысли, что бы под видом сокращения делопроизводства не увеличить оного, и не обременить и начальствующих и подчиненных. Впрочем, есть в сей записке статьи, на кои я согласен, и иногда с прибавлением.

Что в Вашей записке предложено вами во второй её части, на то я согласен, кроме одной неважной статьи; на некоторые же статьи согласен весьма.

О записке по К. Д. У. правителя дел уже сказано выше. Почти во всем согласен я с Вашими замечаниями.

На Вашу записку по К. Д. У. соглашаюсь, кроме одной статьи, на коей написано замечание карандашом. По моему мнению, лучше держать Комиссию Д. У. в единстве с Синодом, нежели пускать ее, как пристяжную лошадь, крючить голову в сторону.

Против записки по отделению Духовных дел (есть ли и о ней сказать надобно, потому что она тут же положена;) возражений не имею.

Простите меня, что я иногда шучу, чтобы уменьшить горе.

Филарет М. М.

14 декабря.

(С этого письма начинается титул: Ваше Превосходительство, вместо прежнего: Ваше Высокородие).

Возвращаю сообщенные Вашим Превосходительством бумаги. Предостережение уповаю сохранить с точностью.

С утешением замечаю в сих бумагах Государственный взгляд на предметы. Но предметы трудны: а потому некоторые заключения, следующие к исполнению, также трудны к исполнению.

Как пошлете вы учеников одной Епархии в училище другой? Всех перегнать невозможно: кого же из всех? Какую поставите сему открытую причину, которая бы убеждала, но не оскорбляла? Есть ли возьмёте только из Волыни в Киев: здесь скажут: у нас своих много. Есть ли же возьмёте из Киева в Волынь: зачем будете вы их ополячивать, когда других хотите обрусить? – Немало надобно подумать, как тут изворотиться.

Но вот для такой же дели средство, которое можно употребить с удобством, скоростью и пользою: произвести неотлагательно предположенную перемену Архиереев, и в то же время принять и ввести в исполнение правило, определять в Польские Епархии Ректоров, Инспекторов и учителей Велико Россиян непременно, а обучавшихся в Академиях из польских губерний определять в учительские должности на несколько лет в Велико Российские Епархии, что бы они, есть ли захотят возвращаться на родину, возвращались обрусев.

Что бы Курских, возвращаемых из Военной службы, посылать в Кишинёв, – мысль, по моему мнению, удачная.

Вашего Превосходительства покорнейший слуга Филарет Митрополит Московский.

(Приписка) Преосвященный Подольский хочет, видно, отделаться молчанием на письмо Владыки. Извольте обходиться вежливо с людьми, которые того не понимают.

16 декабря (без титула).

Возвращаю сообщенные бумаги.

О Почаевской типографии суждение, кажется, отложить надобно до того, что скажет Преосвященный по указу С. Синода. Тогда двойное свидетельство, Преосвященного и Г. Войцеховича, может быть, будет довольно сильно, чтобы упереться, не платить лишних денег.

Архиерей, который в своем доме дает квартиру светскому человеку, поступает странно. Поляку – д еще страннее. Архиерей, который знает, что поляк перегащивается с жандармским полковником, и бывает во всех собраниях, – знает слишком много светских дел, для Архиерея. Все, что говорит Преосвященный Вологодский в оправдание своих поступков, соединено с натяжками, простирающимися иногда до нелепости. Например, Князь Гедроиц отправлен в Устюг, однако не под строжайший присмотр 5 ), замечает Преосвященный, и думает, что оправдался победоносно; а не примечает, что снова отправлен в Устюг6) уже заключают почти весь смысл следующих слов: под строжайший присмотр7) ибо в Устюг из Вологды незачем иначе отправлять, разве для устранения, уже не от польских, но от Вологодских связей, следовательно, под надзор строжайший, нежели какой был в Вологде. Да и не уже ли Вологодский Архиерей лучше начальника жандармского корпуса знает, кто отправлен под надзор, или нет? – По моему мнению, Вологодский Епископ дает причину сделать ему сильное увещание.

О Преосвященном Митрофане, чтобы говорить менее наугад, надлежало бы знать прежнюю переписку. Я не берусь не верить. Землянского и сновидицу, самым скромным образом, при разборчивом вопрошении, выслушать, по моему мнению, не было бы излишне.

Г. Войцеховича увидеть я рад: только завтрашний и послезавтрашний вечера уже не в моем распоряжении.

Вашего Превосходительства покорнейший слуга Филарет М. Московский.

Дек. 16.

Не следует ли известие преосвященного Воронежского, как статью донесений о происшествиях, довести до Высочайшего сведения, с мнением: не повелено ли будет секретно спросить упоминаемые лица для открытия истины на тот конец, чтобы взять предосторожность против разглашений неосновательных, и против ложного направления общественного мнения?

Дек. 21. (О Татищевых см. Мал 81– го. Письмо без обращения).

Возвращаю бумаги о Татищевых. Это правда, что близотчество меньше родства: но беда в том, что на запрещение 4– й степени родства имеем мы правило вселенского Собора, а на разрешение какого бы то ни было случая ближе сей степени не имеем ни одного правила, а разве пример из дел Синода того времени, когда судили дело Бекетовых, и постановили решение, наконец постыдным для Синода образом испроверженное Государственным Советом. Впрочем, я ни мало не расположен настоять на решение, мною утвержденное, а беспрекословно приму такое, какое заблагорассудится сделать.

Филарет М. Московский.

1832-й год.

Генв. 10-го

Объяснение Пр. Иринея, кажется, могло быть яснее, есть ли он не усиливался объяснить слишком много. Непосылка в Иркутск печатного указа, после того, как он имел таковой в Пензе, дает несколько благовидности его делу. Кажется, о некоторых обстоятельствах некоторых опросить в Иркутске, не будет лишне, прежде решительного заключения (Письмо оканчивается сообщением, что как сам Святитель Филарет, так и Владыка Серафим .метра по болезни в Синоде быть не могут).

Генв. 20-го.

В изложении о выходящих из духовного звания, позволил я себе предложить Вашему Превосходительству перемену слов двух трех, и исключение нескольких слов: – чтобы чистота нравов была признана необходимою потребностью и белого духовенства, – чтобы кнут не был казнью, а наказанием; – чтобы не опорочившие себя, оставившие священство по вдовству, имели дозволение немедленно вступать в службу в иной губернии. Так рассуждено было прежде. Впрочем, я согласен с изложением.

Генв. 25. (О пенсии протоиерея Скопина)…

Генварем или Декабрем означить сей журнал, воля Ваша... Дело о мертвом Семинаристе очевидно спутано. Да как распутать? Разве поручить Преосвященному Рязанскому еще делать разведание?

Февр. 1.

Статья о разрешении Епархиальным Архиереям разрешать, кроме времени годовых испытаний, увольнять из Семинарии в Епархиальное ведомство, по болезням, или другим уважительным причинам, учеников, ниже богословского отделения, – за лучшее полагаю не вносить в число сокращений. Ибо разрешение сие будет подвержено злоупотреблениям. Иное дело, но Синоду разрешить исключенных уже учеников, кроме богословского отделения, увольнение в светское ведомство, по усмотрению Епархиальных Архиереев: тут представление Синоду одна форма и продолжение дела. Надобно беречь учеников в училищах, чтобы не брали из них по прихотям и случаям: ибо похищали бы и хороших. Ученик же, который при публичном испытании выброшен, для училища уже пропал; и для Епархии не дорого стоит. Итак, пусть Архиерей имеет власть перекинуть его за рубеж Епархии.

Так я думаю, будучи готов послушаться иного суждения, когда увижу причины.

Февр. 2.

Возвращаю: любопытное донесение, и безымянную записку.

Почаевская находка ведет к заключению не очень приятному. Есть ли нашли удобным многие и большие вещи не только под пол схоронить, но и в погреб перенести: то что должно быть сделано с вещами, которые можно унести в кармане и в пазухе?

Между живыми находками, коими хвалится Преосвященный, есть не так выгодные, как между серебреными. Например: Магистер – из Чернигова. Это Евгений, столько раз отрешенный от училищной службы, домогавшийся лично быть представлен Государю Императору для доноса, и пр. Удивляюсь Преосвященному Черниговскому, который так угощает В – на (Волсмена?).

Безымённая записка показывает нещастное состояние начальника, который должен управлять в таком крае. Достопочтенная особа, ее передавшая, не ужели не видит в ней сову по полету? – Как бы то ни было, надобно сообщить сию записку Преосвященному Мелетию, частью дабы иметь от него истинные сведения и подробные, особенно на случай дальнейших подобных записок, частью дабы он лучше знал положение, в котором он находится. "Сыне человечь, посреди скорпиев ты живеши»8): это сказано пророку Иезекиилю, не для того чтобы испугать, но чтобы остеречь. Так должен охранять сие и Преосвященный Мелетий. Ах! Надобно бы в Иркутск человека поздоровее, чтобы переносить тяжелые влияния физического и нравственного климата. Мысль о назначении в Иркутск из Викариев, метит на Московского Викария, который был в Иркутске Ректором. Сочинитель, видно, надеется получить значение при сем Архиерее (На поле поперек) Кто отец Петр, или не знаю или не угадываю.

11-го Февр.

По делу о наследственных облачениях, признаю, что указанная определением Св. Синода дорога ведет в лес: но надобно взять в рассуждение,

1)   что Синоду трудно выговорить, чтобы облачение приобщить к наследству; ибо по древним церковным правилам церковная собственность всегда отделялась от личной; и не слыхано, чтобы омофор переходил к наследникам или наследницам;

2)   что наши законы запрещают наследственные иконы продавать с публичного торга, а велят отдавать в церковь; хотя икона может принадлежать и к домашней утвари мирянина, а церковное облачение никак.

Не лучше ли так:

1.   Недоставленные племянницей вещи оставить на её совести и ответственности, согласно с мнением Дикастерии.

2.   Наличные церковные вещи хранить в Церкви, до рассмотрения гражданского начальства о духовном завещании, при которым благоволило бы сие начальство принять в рассуждение вышеупомянутый закон. По получении решения гражданского и завещания Минская Консистория опять представит С. Синоду свое мнение.

Впрочем, так мне кажется, а сделать извольте как лучше.

Еще забыл о*. Остального кандидата, кажется, надобно употребить. Дело Лапчковского дослушано; и худо говорит оно о бдительности Кишинёвского Архипастыря. Доноситель жандармский офицер, кажется, сделался жертвою своего доноса безвинно, потому что Лапчковский умел поймать старшего чиновника жандармского.

(На особом листе, на коем имеется надпись С. Д. Нечаева о резолюциях 11– го Февраля, Святителем Февр. 12– го написано По делу о возвращаемых из Академии я изключил издержки за содержание: взыскивать и сии было бы тяжело.

На прочее согласен.

О членах Конференции, полагал бы я:

1.   Игнатовича утвердить, как обучавшего в Академии Еврейскому языку и награжденного за упражнение в сочинении проповедей, и следственно имеющего признаки учености, что для члена Конференции необходимо.

2.   О Максимовиче промолчать; ибо он учителем не был, и признаков учености его по сравнению с предыдущим кандидатом не видно.

3.   О Архимандрите Авксентии доложить со справкой из дела 1821 – го года, по которому он уволен от училищной службы, или с подлинным делом. Сколько помню, тут есть не малые чудеса.

Февр. 12.

Бумагу о пр. Амвросии Вашему Превосходительству возвращаю. Тут нечего возражать. И есть ли бы сие ранее сказано было в таких выражениях, и доведено до Высочайшего внимания: то, может быть, одним выбором было бы меньше. А можно устать от выборов: особенно когда третьеклассного в третий класс выбирают, и берут с места человека, под которым оно еще согреться не успело.

С мыслями Его Сиятельства, которые мне сообщаете, я согласен. Но не знаю, как лучше могут оные быть исполнены. Кажется, Владыка много держится за свою мысль о Пр. Пензенском. А я не знаю, как уговорить себя подписать сию часть выбора, быв прежде доволен, что не подписывал выбора в Пензу. Впрочем, Владыке и Князю П. Сергеевичу более нежели мне должно быть известно о Ректоре Академии Иоанне: и с них больше спросится.

Взяли бы хотя сие в рассуждение: –

Нижегородский в Тобольск, Волынский в Нижний, Курский в Волынь, Пензенский в Курск.

Будет ли конец этой веревке Архиереев, которая тянется и путается взад и вперед от одной вакансии? –

Покорнейше прошу представить Его Сиятельству прилагаемые при сем три протокола, по которым мне показалось нужным сказать мои мысли.

Марта 23....

Письмо Преосвященного Пермского достойно внимания. О скуфие9), и наипаче о шапке10), святейшие патриархи свидетельствуют через чур. Что скуфья в средние века была отличием священства, видим на древних изображениях и *). Что бы она присвоена была и диаконам, сомневаюсь. Шапка же, с дозволения их святейшества и блаженства, пришла в Церковь от Турецкой чалмы.

Команьдурский монастырь представляет род монашества древне- скитского. Желал бы я сего у нас. Как скучно видеть, что монастыри все хотят Богомольцев и дохода от Богомольцев, то есть сами домогаются развлечения и искушения. Правда им недостает иногда способов: но более недостает не стяжания, простоты, надежды на Бога и вкуса к безмолвию.

Июня 17. (Приписка)

У меня гостил сего дня Преосвященный Митрополит Иона. Я предложил ему и отслужить в Успенском Соборе, что он исполнил, кажется, с экзаршескою важностью. Он носит только Владимирскую ленту, а не Александровскую, тогда как светские кавалеры обыкновенно носят формально Александровскую, как старшую, а Владимирскую под кафтаном, как и статут именно велит; также носит он вместе с панагией крест, пожалованный ему, когда он был еще Архимандритом. А этого я не слыхал, чтобы после в свое время дано ему было право, которое митрополитам Новогородским дается по особенному Высочайшему усмотрению. Не имел сего Михаил, будучи Новогородским, ни Варлаам, будучи Экзархом.

Княгиня Долгорукая, дочь графини Васильевой, просит позволения наследовать после матери домовую церковь. Преосвященный Парфений представил о сем Св. Синоду. Помогите сему делу, в котором неправильного, кажется, нет.

Сент. 3-го. ...

О гонении моем на о. Мелхиседека неудобь сказаемое слово. Есть ли я кто говорил Владыке и Князю Петру Сергеевичу: то говорил тоже прежде в остережение о. Архимандриту. Есть ли Владыка и Князь помнят: пусть судят, должен ли я был сказать *) иначе? По приезде моем в Москву сим летом о. Архимандрит говорил со мною о известном письме его так, – что я полагал себя в мире с ним по старому. Услышав недавно, что он в смысле жалобы на меня отозвался Великому Князю, я не хотел верить. Ваши слова приближают меня к сей вере, давая разуметь, что о. Архимандрит в Петербург простирает жалобы на мое гонение. Мне кажется помешать духу подозрения, и переговорить с о. Архимандритом: но еще не удается. Что касается до вопроса: не будет ли награждение его неприятно мне? – ответствую: не будет, есть ли то найдут справедливым и приличным; и это не для того, чтобы мне не слыть гонителем, как вы желаете, но чтобы не быть, а слыть: ибо есть ли так пошло, то решение сие в мое отсутствие, конечно протолковано будет, как свидетельство о моем гонении, дошедшем (? до ?) самого С. Синода, который нашел нужным воспользоваться моим отсутствием, и ходатайствовать в необыкновенное время. Я согласен, что приобретение важного пожертвования и подвиг миротворства заслуживают изъявления благоволения от начальства, каким либо знаком по обычаю.

Вам утешение благословенного и не возмущаемого мира призываю.

Вашего Превосходительства покорнейший слуга

Филарет М. Московский.

(Приписка) Теперь получил из Академии бумаги, из коих видно, что по непредвиденным прежде случаям нужна перемена в распоряжениях в утверждениях Комиссией Духовных Училищ; а мне на сей случай полномочия не дано, как прежде давалось. Что делать? Исполнить самовольно? Или остановить исполнение месяца на полтора, и оставить места без людей, и людей без мест? Я стал в пень. Бог вас знает, забыли ль Вы сказать в предписании, что говорили прежде, или раскаялись, в доверенности, которую мне давали прежде? Может быть это наказание за мое мнение о Имеретинской Риторике. Право, не знаю, как это разгадать, и как поступить.

Не сочтите меня мятежником против К. Д. У., есть ли соглашусь с мнением Академического Правления.

Окт. 27.

Простите, что задержал бумаги. Как то завален ими.

Хотя Генерал Губернатор сказал: некоторый Архиепископ11): но как он один; то объявлен лично.

По моему мнению, не все, что писал Преосвященный Кирилл, надлежало бы передавать, а выписку. Но дело сделано.

Мера Генерала Губернатора имеет вид: но произведет ли дело? И потому торопиться ли распространять ее? – Вам принадлежит рассуждение.

Книжку о Духоборце еще не дочитал я. Не все студент выдумал, что тут написано.

Нояб.4.

Возвращаю Вашему Превосходительству законодательные бумаги.... Благодарение одному члену, который дал сему делу такое направление, чтобы оно было еще пересмотрено. – По сим положениям не запрещено даже снявшему священство носить скуфью и камилавку.

Недавно в ведомостях прочитал я удивительный также закон: протестанта прелюбодея увещевать, и сажать под арест от 3 до нескольких дней, кажется, до 14. Вы, может быть, скажете: закон снисходительный. А мне кажется: жестокий для невинных супругов и супружества. За сто рублей похищенных присуждают гражданскую смерть: посему, во сколько копеек оценивают чистоту супружества, когда ее похищают?

На записку Нечаева: Я заготовил пространнейшую резолюцию по делу о портретах и других изображениях. Угодно ли дудеть Вашему Высокопреосвященству ее одобрить 1 Князь П. С – г на сей проект согласен, – Филарет на сем же листе 5 ноября пишет:

Не поздно ли уже? Объявлена Высочайшая воля: тогда не представили об особом видоизменении при объявлении оной. Докладывали о Преосвященном Илиодоре: и тут не представляли об особом способе исполнения. Почемуж так поздно надумались? Хорошо ли, по делу, по которому уже докладывали об изъятии из Высочайшего довеления, вновь докладывать о другом изъятии? Как будто по той мере, как снисходили на представления, мы делаемся докучливее, представляя о второй отмене по тому же делу,

Потом 8 ноября приписано:

Не лучше ли, выйти из затруднений сего дела, дав указу следующую форму:

– дня объявлено С. Синоду, что Государь Император, усмотрев в некоторых Церквах изображения, не принадлежащие к числу чтимых в Церкви благоговейным поклонением, и поставляемых для возбуждения духа молитвы, по свойственному Его Величеству чувству благоговения к святому храму, и смирения пред Богом, повелеть соизволил, что бы не иметь в Церквах никаких изображений кроме святых образов, и картин из священной и церковной истории, представляющих события священные; и в особенности что бы и портреты Его Императорского Величества и Его Августейшей Фамилии в Церковь не поставлять.

Приказали: о должном к сему исполнении- – -

Есть ли предпочтется Ваш проект: то его надо сократить. О Архиерейских портретах говорить не надобно. Нет никакой беды, что их вынесут, и стоять за них не прилично.

Дек. 9.

Завтра пришлю Вам резолюцию о ревизиях Орловской и Минской. Когда будете сличать ее с делом, извольте ведать, что она следует порядку ревизорского донесения, а под конец уже переходит к предметам представления академического. Кажется, я постарался, по возможности, смягчать выражения. И еще остались нелепости, о которых вовсе умолчано в резолюции: например, о том, что Собкевича, известного прежде ябедника и бывого учителя, теперь представляют к награждению, сказывая, будто он с опасностью жизни ябедничал.

* * *

1

В подлиннике подчеркнуто.

2

Комиссии Духовных Училищ.

3

Подчеркнуто в подлиннике.

4

Подчеркнуто в подлиннике.

5

Подчеркнуто в подлиннике.

6

Подчеркнуто в подлиннике.

7

Подчеркнуто в подлиннике.

8

Подчеркнуто в подлиннике.

9

Подчеркнуто в подлиннике.

10

Подчеркнуто в подлиннике.

11

Подчеркнуто в подлиннике.


Источник: Святитель Филарет Московский в письмах к Степану Дмитриевичу Нечаеву / М.Д. Муретов. // Богословский вестник 1893. Т.1. № 2. 317-335 с.

Вам может быть интересно:

1. Митрополит Филарет, как богослов Михаил Михайлович Тареев

2. Филарет (Дроздов) профессор Иван Николаевич Корсунский

3. Платон (Левшин) и Филарет (Дроздов), митрополиты Московские: (сравнительная характеристика их нравственного облика) протопресвитер Василий Виноградов

4. Великий и в малом Московский митрополит Филарет профессор Алексей Петрович Лебедев

5. Письма Макария митрополита Московского к Иннокентию, архиепископу Херсонскому и Таврическому профессор Николай Иванович Барсов

6. Епископ Суздальский Иона (Собина) архимандрит Макарий (Веретенников)

7. Митрополит всея России св. Петр профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский

8. Максим Грек, святогорец протоиерей Александр Горский

9. Никифор Феотокий митрополит Евгений (Болховитинов)

10. Святейшего патриарха Константина-града кир Филофея предание своему ученику о том, как внимательно пребывать в келье вместе со своими послушниками святитель Филофей Коккин

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс