Азбука веры Православная библиотека профессор Митрофан Филиппович Ястребов Памяти высокопреосвященных Димитрия (Муретова) и Макария (Булгакова)

Памяти высокопреосвященных Димитрия (Муретова) и Макария (Булгакова)

Источник

Реферат, читанный в заседании Церковно-археологического Общества при Киевской Духовной Академии, 20 апреля 1887 г.

Приходится слышать суждения, что известная пятитомная Догматика преосвященного Макария (Булгакова) есть нечто иное, как печатное воспроизведение лекций по догматическому богословию преосвященного Димитрия (Муретова), читанных им в бытность ректором и профессором Киевской духовной академии. Суждения этого рода не только обращаются в обществе в виде ходячего, устно высказываемого, мнения, но оказываются проникшими даже в печать. В газетах, после смерти высокопреосвященного Димитрия, сообщалось сведение, что, будучи глубоко ученым человеком и прекрасным профессором, Димитрий отличался в то же время необыкновенною скромностию; большая часть его лекций вошла в известный труд его ученика, митрополита московского Макария (Булгакова)1. А в «Историческом Вестнике» (февраль 1884 г.), в небольшой статье, под заглавием «Памяти архиепископа Димитрия Одесского», делалось сообщение, что преосвященный Макарий, «можно сказать, только редактировал для печати богословские лекции Димитрия», но что этот последний «нисколько не ревновал к своему ученику, а только как гласит дошедшее до нас предание, говаривал полушутливо, смотря на огромные томы богословия Макария: тут мой крест, а его цепочка». По смыслу этого сообщения, оказывается, что даже и сам преосвященный Димитрий заявлял на Догматику Макария права авторской собственности, оставляя на долю последнего только внешнюю ее архитектонику (цепочку).

Незабвенные в истории русской церкви настоящего столетия имена высокопреосвященных Димитрия и Макария незабвенны в частности в истории Киевской академии. Оба они ее воспитанники, Димитрий седьмого курса (1831–1835 г.), Макарий – десятого (1837–1841). Затем, преосвященный Димитрий, в течении пятнадцати лет (1835–1850), был ее профессором, соединяя с профессорством обязанности сперва инспектора (1838–1841), а потом ректора (1841–1850), и оставил по себе славу одного из даровитейших и влиятельнейших наставников, любимейших и уважаемейших начальников. Преосвященный Макарий профессорстовал в родной академии в течение одного года (1841–1842); вся же дальнейшая ученая служба его прошла в Петербургской академии. Но выражением его крепких родственных чувств к Киевской академии служат пожертвованные им при жизни 25 тыс. руб. сер. и другие 25 тыс. руб.; отказанные по завещанию, а также завещанные им в библиотеку ее автографы всех его сочинений. Отсюда, если на ком, то именно на Киевской академии лежит священная обязанность разъяснить то отношение, в котором Догматика преосвященного Макария стоит к догматическим лекциям преосвященного Димитрия. – Но вопрос в том, как и на основании каких данных сделать это?

В числе профессорских программ, хранящихся в архиве Киевской академии есть несколько программ и догматических чтений Димитрия. Судя по этим программам, догматический материал в лекциях Димитрия распределялся заметным образом иначе, чем как распределяется он в Догматике преосвященного Макария в крупных чертах системы того и другого имеют следующее построение:

У Димитрия:

Введение. Часть 1. I. Учение о Триедином Боге: 1). о трех Божественных ипостасях; 2). о едином Божественном существе трех ипостасей. II. Учение о действиях Триипостасного Божества: 1). Творении, 2). Провидении. Часть 2. Учение о домостроительстве спасения человеческого рода. 1). О первобытном состоянии человека; 2). о падении человека и следствиях падения (о первородном грехе). Учение о спасении рода человеческого Сыном Божиим. Предопределение Божие о спасении падшего человека. А). Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя. Б). Пришествие Иисуса Христа и служение Его роду человеческому. 1). Учение о лице Иисуса Христа, или таинстве воплощения. 2). Учение о служении Иисуса Христа спасению рода человеческого а). пророческом, б). первосвященническом и в). царском. 3). Учение о царствии Божием, учрежденном на земле Иисусом Христом, для спасения человека. А). Царство благодатное, или церковь воинствующая. 1). Общие понятия о благодатном царстве Христове, или о церкви. 2). Преимущества, которыми пользуются сыны царства Христова, или о благодати Божией; 3). условия и обязательства членов благодатного царства; 4). средства к получению благодати Божией: а). слово Божие и б). таинства; 5). взаимное общение членов царства Христова между собою (живых и умерших; здесь же о смерти, частном суде и следствиях его). Б). Царство славы, или церковь торжествующая. 1). Окончание царства благодати (пришествие антихриста); 2). открытие царства славы (последний суд); 3). образ царства славы (вечное блаженство и вечные мучения).

У Макария:

Введение. Часть 1. Отдел I. О Боге самом в Себе. 1). О Боге едином в существе. 2). О Боге троичном в лицах. Отдел II. О Боге в общем отношении Его к миру и человеку. 1). О Боге Творце мира. 2). О Боге Промыслителе. Часть 2. Отдел I. О Боге Спасителе вообще. 1). Предвечный совет Божий о спасении падшего человека. 2). О Господе нашем Иисусе Христе: а). о лице Иисуса Христа; б). о совершении Им спасения людей – о служении Его пророческом, первосвященническом и царском. Отдел II. О Боге Спасителе в Его особенном отношении к роду человеческому. 1). О Боге Освятителе. А). О Церкви, как орудии чрез которое совершается наше освящение. Б). О благодати Божией, как силе, которою совершается освящение. В). О таинствах, чрез которые сообщается благодать. 2). О Боге Мздовоздателе и Судии: а). о мздовоздании на частном суде; б). о мздовоздании на всеобщем суде.

Таково различие в общем построении догматических систем у Димитрия и Макария. Есть разности и в частностях. 1). У Димитрия учение о невинном состоянии человека, его падении и первородном грехе отнесено ко второй части догматики и начинает собою трактат о домостроительстве спасения человеческого рода; у Макария оно стоит в трактате о творении человека. 2). У Димитрия особенным параграфом стоит учение о двояком состоянии Иисуса Христа, состоянии умаления или истощания и состоянии прославления, к которому отнесены сошествие Иисуса Христа во ад, Его воскресение и вознесение на небо. У Макария о состояниях умаления и прославлении Иисуса Христа не говорится, и сошествие во ад, воскресение и вознесение Иисуса Христа отнесены к царскому служению, под которым у Димитрия разумеется основание Иисусом Христом благодатного царства. 3). У Димитрия в трактате о благодати говорится о действиях благодати: а). призывания, б). оправдании, в). таинственном соединении с Богом, г). дарах благодати. У Макария об этих предметах не упоминается.

Но от разности программ между тою и другою системами нельзя еще, конечно, с логическою необходимостью заключать к разности между ними по реальному, если так можно выразиться, содержанию; напротив вполне возможно и допустимо, и при разности программ, совпадения между ними, совпадение даже буквальное, в раскрытии и изложении каждого отдельного трактата, каждого частного пункта. Надобно, поэтому, искать иных, более твердых и надежных, данных для разъяснения взаимного отношения между тою и другою системами.

В библиотеке Киевской духовной академии, между рукописями, поступившими в нее после покойного протоиерея Н.Я. Оглоблина, товарища по академическому курсу преосвященного Макария, есть сборник, содержащий в себе академические лекции по введению в круг богословских наук, каноническому праву, обличительному богословию и богословию догматическому. В самом сборнике лекции эти не приурочиваются к определенным именам академических профессоров. Но есть, по видимому, основания лекции по догматическому богословию считать принадлежащими Димитрию. Говорим так по следующим соображениям. Во 1). лекции эти совершенно совпадают с хранящимися в академическом архиве программами догматических чтений Димитрия, представляя последовательное, пункт за пунктом, точное и сжатое раскрытие программных рубрик; совпадение это всего полнее замечается с программою, составленною и представленною Димитрием к испытанию X курса. Во 2). на записках этих лекций по местам имеются поправки и пополнения, сделанные характерною рукою Димитрия. Между прочим, в конце лекций, после параграфа о поминовении умерших, рукою Димитрия приписано: «О царстве славы: окончание царства благодати, – пришествие Антихриста; откровение царства славы, – пришествие Иисуса Христа и последний суд; образ царства славы, – вечная жизнь и вечное мучение». Эти же самые пункты и под теми же самыми номерами экзаменных билетов собственною рукою Димитрия внесены в его, переписанную письмоводителем, экзаменную программу чтений по догматическому богословию для студентов X курса. Можно думать, что оглобленские записки служили для студентов X курса редактированным рукою самого Димитрия конспектом для экзаменной подготовки. Наконец, 3). есть у нас под руками несколько листов с переписанными на них догматическими параграфами о вечном определении Божием о спасении падшего человека, – об исполнении предопределения Божия о спасении человека, – о приготовлении рода человеческого к принятию Искупителя: а). пророчествами и б). прообразованиями, – об Иисусе Христе как Искупителе падшего рода человеческого, – о двояком Его состоянии и трояком служении человеческому роду, пророческом, первосвященническом и царском. Листы эти написаны Н.И. Флоринским, ныне протоиереем Киево-Софийского собора, и, по удостоверении его, содержат в себе лекции Димитрия, выданные студентам для ответов по догматике на публичном экзамене. Эти лекции представляют собою буквальное совпадение с соответствующими параграфами лекций оглобленского сборника. – Вот соображения, на основании которых догматические лекции оглобленского сборника можно бы считать принадлежащими Димитрию.

Однако, решительно утверждать это мы воздерживаемся, в виду следующего обстоятельства. Догматические лекции сборника писаны рукою покойного Н. Я. Оглоблина. Но есть тетради, писанные рукою других переписчиков и, между прочим, две тетради под буквами К. и Л. На этих последних излагается учение о падении прародителей, о следствиях падения по отношению к самим прародителям и их потомкам, или о первородном грехе, и о промысле, под латинским заглавием «de providentia, seu administratione rerum creatarum», с частнейшими подразделениями: «conservatio, seu voluntas Dei de duratione existentiae creaturarum» и «gubernatio, seu providentia striete dicta». На последней из этих двух тетрадей, в конце, имеется сделанная рукою того же писца дата «1834 год, Июнь», – дата, указывающая на время, когда Димитрий был еще студентом. Между тем, и на этих тетрадях, как на предшествующих и последующих, писанных рукою Оглоблина, излагается, очевидно, одна и та же, совершенно совпадающая с оффициальною программою Димитрия, догматическая система; имеются даже на полях этих тетрадей сделанные рукою писца 1834 г. обозначения частнейших рубрик в той самой форме, в какой они стоят в программе Димитрия. – Это вот обстоятельство изменяет, очевидно, вопрос о принадлежности лекций оглобленского сборника Димитрию и делает возможным предположение – не суть ли лекции эти, в некоторых по крайней мере своих частях, традиционные и, так сказать, официальные записки, которые в студенческие времена самого еще Димитрия служили руководством для подготовки студентов к экзаменам?

Как бы то, впрочем, ни было и кому бы лекции эти не принадлежали, в сборнике они занимают 40½ листов и если бы их напечатать, едва ли бы составили книжку по объему равную пятому, самому малому тому Догматики Макария. В такой же пропорции изложение и отдельных трактатов и частных пунктов в лекциях сборника короче изложения соответствующих трактатов Догматики Макария. Отсюда, самый уже объем этих лекций исключает возможность предположения о заимствованиях из подобного рода источника, которыми бы преосвященный Макарий воспользовался при составлении своей Догматики. И действительно, самое тщательное сличение их с Догматикою Макария не открывает ни малейшего следа зависимости, в которой бы она стояла к этим лекциям.

Наконец, счастливый случай доставил нам возможность приобрести рукопись несомненно уже подлинных лекций Димитрия. Рукопись доставлена нам смотрителем Роменского духовного училища, протоиереем А.М. Ельчуковым, воспитанником XVI курса Киевской академии (1849–1853 г.). XVI курс не был уже слушателем Димитрия, отбывшего в начале 1851 г. на епископскую кафедру в Тулу2, и лекции его могли быть переписаны с готового экземпляра студентом этого курса под влиянием не остывшего еще впечатления, которое производила на академическую семью глубоко – симпатичная личность Димитрия. Приносим достопочтенному о. протоиерею А.М. Ельчукову глубокую благодарность за доставление нам своей рукописи, представляющей собою пока единственный, имеющийся у нас под руками, экземпляр записок, знакомящих нас наиболее полно с догматическими чтениями Димитрия.

Рукопись эта занимает 95 полулистов, писана четырьмя различными почерками, подчас с неправильностями, особенно в написании собственных имен (Боснарь, вм. Баснаж, Германд, вм. Бернард, Аквилат, вм. Аквинат, Бельямин, вм. Беллармин, и т. п.) и в пунктуации, – тексты св. писания приводит почти постоянно в одном только начальном слове и без цитат: все это можно, вероятно, отнести на счет переписчиков. Но рукопись часто представляет развитие мысли, в котором очевидно не достает посредствующих моментов, что должно быть отнесено уже на счет того оригинала, с которого она списана, и может служить признаком, что самый оригинал этот записан со слов Димитрия, в аудитории. В виду всего этого рукопись требует многих исправлений, справок, проверок и вообще значительной редакторской услуги, прежде чем могла бы быть издана. Но особенно пожалеть надобно о том, что рукопись содержит лекции Димитрия с значительными пропусками, образовавшимися не от того, что некоторые листы рукописи утратились, а от того, что при написании ее некоторых листов не доставало в самом подлиннике.

Наличное содержание ее следующее. Введение в догматику, в частности: определение догмата; возможность догматики, как науки, а). со стороны разума, б). со стороны намерения первых проповедников христианской веры, которые по-видимому шли наперекор науке (1Кор.2:5), в). со стороны самых догматов; предосторожности, какие должна наблюдать эта науки; может ли она совершенствоваться и в каком отношении, если может; как произошло и дошло до нас христианское вероучение; какой объем его; главное содержание догматов веры и главный предмет догматики; расположение частей науки; история догматики. Часть 1. Важность богопознания по отношению к нашей жизни, вере и будущности; как приходим мы к познанию Бога? Что говорит о Боге св. писание? Учение о существе Божием и свойствах Божиих; учение о троице, на основании св. писания, – творений Иустина, – Афиногора, – Феофила антиохийского, – Климента александрийского, – Тертуллиана, – Оригена, – учение о Троицы в борьбе с арианством и македонианством, – после третьего вселенского собора до IX в., – происхождение Filioque, – учение о Троице в протестантстве; как понимать троичность? – Учение о действиях триипостасного Божества: о творении. Есть только начало этого трактата, который затем весь отсутствует; отсутствует также и следующий трактат о промысле Божием. Прерванная речь начинается вопросом: Велик ли мир, где действует Бог, как Творец и Промыслитель, и какие это существа, которые Им сотворены и о которых Он промышляет? И затем излагается учение об ангелах: что такое ангелы? есть ли они? что за существа они? какое их отношение ко всей вселенной и человеку? О злых духах: чем пали они? как относятся к человеку? каково их нравственное состояние? как можно представить себе что диавол не может уже переменить свое положение? О человеке: цель бытия человека, как основание и побудительная причина особенного смотрения Божиего о человеке, – первобытное состояние человека, – падение и следствия падения по отношению к самим прародителям и всему их потомству, – учение о первородном грехе. Потом начинается снова пропуск, после которого речь открывается мессианскими пророчествами псалмов и говорится далее о пророчествах Исаии (весьма подробно), Иеремии, Иезекеиля, Даниила (подробно), Иоиля, Михея, Захарии и Аггея, – о прообразованиях и приготовлении остального человечества, – о лице И. Христа. Опять пропуск: пропущено о двояком состоянии Иисуса Христа и Его пророческом служении, после чего речь начинается снова и говорится о первосвященническом и царском служении И. Христа, – о царстве И. Христа, или о земной церкви, – о главной силе, действующей в церкви, или о благодати, ее отношении к свободе (очень подробное историческое обозрение вопроса) и ее действиях, – о средствах благодати: о (слове Божием – пропущено) таинствах вообще и в частности о крещении, миропомазании, евхаристии, покаянии (об остальных пропущено), – о лицах, чрез которые подается благодать таинств, или об иерархии, о взаимном общении членов царства Христова, – о смерти, – о частном суде, – о состоянии душ до страшного суда, – о наших отношениях к умершим, – о почитании и призывании святых, – о почитании их икон, мощей и других останков, – о состоянии церкви воинствующей до последнего суда. – На этом рукопись заканчивается.

Из этого обзора состава нашей рукописи видно, что и в настоящем своем виде она может вполне хорошо знакомить с характером и содержанием догматических чтений Димитрия. О внутренней стороне этих чтений мы пока не будем говорить: это составляет предмет особой статьи, которая приготовляется нами для печати. В настоящий же раз мы хотели бы только печатно заявить, что все суждения и толки о каких бы то ни было заимствованиях, которые будто бы вошли в Догматику преосвященного Макария из лекций преосвященного Димитрия, не имеют ни малейшего основания. Набрасывая совершенно безвинно тяжкое нарекание на светлое ученое имя высокопреосвященного Макария, суждения этого рода едва ли прибавляют славы и высокопреосвященному Димитрию, потому что прав на славу ищут для него на стороне, как будто на эту славу нет у него прав собственных.

М. Ястребов

* * *

1

Архим. Сергий (Василевский), «Высокопреосвящ. Антоний, архиеписк. Казанский и Свияжский», Казань, 1885. Т. I, стр. 112.

2

На одной из имеющихся у нас тетрадей, содержащих в себе часть лекций Димитрия, записанных студентом XV курса (1847–1851 г.) Михаилом Филаретовым, бывшим впоследствии ректором Киевской академии Филаретом, имеется следующая пометка: 27 Генваря 1851-го года была сказана сия последняя лекция Р. Ак. Архим. Димитрием. – Предметом лекции было изложение учения о действиях благодати – покаянии, вере, добрых делах.


Источник: Ястребов М.Ф. Памяти Высокопреосвященных Димитрия (Муретова) и Макария (Булгакова) : Реферат, читанный в заседании Церковно-археологического Общества при Киевской Духовной Академии, 20 апреля 1887 г. // Труды Киевской Духовной Академии. 1887. № 6. С. 231-241.

Комментарии для сайта Cackle