Библиотеке требуются волонтёры

Таинство Миропомазания

1. В таинстве крещения человеку мертвому, по выражению ап. Павла, прегрешенми, сообщается начало или семя новой духовной жизни. Но чтобы это семя новой жизни развилось и дало живой рост, необходимо постоянное воздействие на него животворящего Духа Божия. Семя положено в почву неблагоприятную жизненному развитию нового семени; необходимо устранить или существенно перетворить элементы враждебные развитию жизни из нового семени: требуется влага для растворения, действие живительного воздуха, света, ограждение от посторонних влияний, вредящих и противодействующих росту и созреванию. Всего этого требует всякое зерно, всякое семя, которое земледелец бросает в землю: то же нужно и для семени новой жизни, для того начала возрождения, которое сообщается греховной природе человека в таинстве крещения. Эти условия к возбуждению новой жизни в душе человека, к развитию в нем семени благодатной жизни, к утверждению, возрастанию и преспеянию его в этой жизни, сообщаются новым воздействием Святого Духа в таинстве миропомазания.

В сочинениях древних отцов и учителей церкви миропомазание называется ἡ τοῦ πνεύματος δόσις, дарованием Духа, – βεβαιὡσις, или confirmatio; утверждением, – σφραγὶς или Signaculum, печатию, с присоединением иногда dominicum, иногда spirituale, иногда frontium, иногда vitae aeternae, – sacramentum Spiritus, таинством Духа, – sacramentum chrismatis, таинством помазания, наконец – χρίσμα или, у латинских писателей, unctio, помазанием, с присоединением иногда mystica, иногда salutis. – Эти различные названия совершенно ясно показывают, что миропомазание в древней христианской церкви считалось таинством, отличным от крещения. Правда, у древних церковных писателей и крещение называлось также «печатию»; так что для определения того, миропомазание или крещение разумеется у того или другого церковного писателя под именем «печати», необходимо внимательное изучение целого сочинения этого писателя. Но все остальные названия прилагаются единственно и исключительно к миропомазанию, как, с другой стороны, есть названия исключительно и единственно прилагаемые к крещению. Поэтому, в языке древней церкви мы имеем совершенно достаточное средство для различения этих двух таинств одного от другого. Внутренняя связь, в которой первенствующие века христианской церкви поставляли крещение и миропомазание, и обычай древней церкви совершать миропомазание непосредственно вслед за крещением, так же мало доказывают тождество этих двух таинств, как и обычай совершать евхаристию вслед за крещением и миропомазанием не дает права утверждать тождество евхаристии с миропомазанием и крещением. – Кроме того, древние церковные писатели крещение и миропомазание прямо называют двумя отдельными таинствами. Так, на карфагенском соборе, бывшем под председательством св. Киприана карфагенского, Немезиан тубулейский говорил: «неправильно толкуют некоторые (разумеется папа Стефан, полагавший, что для принятия еретиков в церковь не следует совершать над ними крещения, а достаточно одного возложения на них рук), говоря, что они (т. е. еретики) чрез возложение рук получают Святого Духа и таким образом принимаются в лоно церкви, ибо очевидно, что они должны возродиться в соборной церкви обоими таинствами, in utroqae sacramento» (т. е. крещением и возложением рук при миропомазании). Точно так же и сам св. Киприан говорит: «Не довольно для них (разумеются те же самые еретики) возложения рук, чтобы получить Святого Духа, если не примут еще и крещения церкви. Ибо тогда только они могут вполне освятиться и быть чадами церкви, когда возродятся обоими таинствами, utroqae sacramento». Из слов Немезиана и Киприана ясно видно, что крещение и миропомазание в древней христианской церкви считались двумя отдельными и самостоятельными таинствами.

2. Когда установлено таинство миропомазания, ясно Евангелие не указывает. Евангелист Иоанн в своем Евангелии свидетельствует, что Иисус Христос обетовал верующим в Него даровать Духа Святого. «В последний великий день праздника, говорит он, стоял Иисус и говорил: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ин.7:37–38). Сие же, замечает евангелист, рече о Дусе, егоже хотяху приимати верующии во Имя Его: не убо бе Дух Святый (т. е. еще не было на них Духа Святого), яко Иисус не у бе прославлен» (Ин.7:40). Хотя в этом месте и не указано, посредством какого видимого действия будут преподаваемы верующим необходимые для них дары Святого Духа, но несомненно, что тут разумеются дары Святого Духа, необходимые для всех верующих, а не чрезвычайные дарования, которые сообщаются только некоторым из верующих для особенных некоторых целей, потому что обетование Спасителя о реках живой воды обращено Им безразлично ко всем жаждущим, если они уверуют в Него. – Затем, по воскресении Своем, Иисус Христос обещал апостолам ниспослать Духа Святого и, пред вознесением на небо, повелел им ожидать исполнения этого обетования в Иерусалиме: вы же, говорил Он им, седите во граде Иерусалиме: дóндеже облечетеся силою свыше (Лк.24:49). И вот в праздник Пятьдесятницы, когда было первое собрание Христовой церкви, Дух Святой в стихийных образах бури и огненных языков нисшел на собрание Христовой церкви, и все оно в пророческом восторге начало славить величие Божие. Это знамение Духа Божия должно было произвести на зрителей поразительное впечатление. Ап. Петр, объяснив пораженным и изумленным свидетелям этого чуда, что пред ними воочию исполнилось пророчество Иоиля об излиянии даров Святого Духа на всех верующих, обратился к ним с словами: покайтеся и да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа… и приимете дар Святого Духа. И в тот же день к собранию церкви Христовой присоединились тысячи новых членов.

С этого времени, по свидетельству книги Деяний Апостольских, образ действий апостолов в распространении церкви по всем странам был неизменно одинаков. Они проповедывали покаяние и веру во Христа, обращавшихся ко Христу самарян, иудеев и язычников крестили и чрез возложение рук на новокрещенных делали их причастниками даров Духа Святого. Так, по свидетельству Деяний Апостольских, Апостолы, слышавше, яко прият Самария Слово Божие, послаша к ним Петра и Иоанна, иже сошедше помолишася о них, яко да приимут Духа Святаго. Еще бо ни на единаго их бе пришел, точию крещени бяху во имя Господа Иисуса. Тогда возложиша руце на ня и прияша Духа Святаго(Деян.8:14–17). То же рассказывается в Деяниях Апостольских об ап. Павле, который, встретив учеников Иоанновых, спросил их: аще убо Дух Свят прияли есте веровавше? Они же реша к нему: но ниже Аще Дух Святый есть слышахом. Рече же к ним: во что убо крестистеся? Они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущаго по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса. Слышавше же крестишася во имя Господа Иисуса. И возложшу Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня (Деян.19:2–6).

3) Таким образом, в век апостольский таинство миропомазания совершалось непосредственно вслед за крещением, и совершалось чрез возложение рук. Но рядом с возложением рук в апостольский же век употреблялся и другой образ совершения этого таинства, именно – помазание. Так, евангелист Иоанн в Апокалипсисе о всех христианах говорит, что Христос Бог сотворил их царями и священниками. Откуда, спрашивается, такие названия? В ветхом завете цари и священники были помазанниками; перенесение этих названий на всех христиан равнозначаще имени помазанников, а это имя могло быть приложено евангелистом к христианам не иначе, можно думать, как на основании действительного помазания, посредством которого на них низводились дары Святого Духа, как и ветхом завете низводились они на царей и священников. Тот же апостол в своем первом послании, напоминая верующим о принятии ими даров Святого Духа, наставляющего их в истинах веры, пишет им, между прочим: и вы помазание имате от Святаго, и весте вся… и вы еже помазание приясте от него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас пребывайте в нем (1Ин.2:20, 27). Здесь хотя речь идет видимо о внутреннем просветительном действии Святого Духа на верующих, но судя по тому, что это действие дважды называется помазанием χρίσμα, и притом таким помазанием, которое верующие приняли и о нем знали, как о факте, надобно предположить, что благодатное действие Святого Духа, о котором здесь говорится, было соединено с видимым общеизвестным знаком помазания и сообщено было верующим посредством видимого помазания. Речь о помазании находим мы и у апостола Павла в словах, обращенных к коринфянам: Извествуяй же нас с вами во Христа и помазавый нас Бог, иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша (2Кор.1:21). И здесь преподаваемое верующим обручение Духа поставляется в такой внутренней связи с помазанием Божиим и запечатлением, в какой следствие стоит по отношению к своей причине, – а это дает основание предполагать, что сообщавшемуся верующим духовно-благодатному обручению Духа в век апостольский предшествовало и нераздельно с ним соединялось видимое помазание и запечатление.

Таким образом, в век апостольский таинство сообщения новокрещенным даров Святого Духа совершалось двояким образом – или чрез возложение рук или чрез помазание. Здесь возможно двоякое предположение: или апостольское руковозложение, о котором говорит книга Деяний апостольских, заменено было самими же апостолами для большего удобства или по какой-нибудь другой причине помазанием, о котором говорят апостолы Иоанн и Павел, или же с рукоположением соединялось и помазание, составляя одно нераздельное священнодействие.

Сочинения древнейших церковных отцов и учителей представляют свидетельства в пользу того и другого предположения. Так Тертуллиан в своем сочинении о крещении, между прочим, говорит: «вышед из купели, мы помазуемся благословенным елеем; после сего чрез благословение свозложением рук призывается Святый Дух». О соединении с возложением рук помазания говорит и св. Киприан Карфагенский: «Как апостолы Петр и Иоанн, пишет он, чрез возложение рук на самарян низвели на них Духа Святаго, так и в церкви все крещающиеся, по молитве предстоятелей, чрез возложение их рук приемлют Духа Святаго и запечатлеваются Божественною печатию».

Но уже и эти писатели в других местах своих сочинений говорят только о помазании, не упоминая о рукоположении. Так, Тертуллиан в сочинении против Маркиона говорит, между прочим: «Христос не отвергает ни воды Творца, которою Он омывал своих, ни елея, которым помазует их, ни хлеба, которым представляет собственное свое тело». Равным образом и св. Киприан в своем письме к Януарию пишет: «Тому, кто крещен, необходимо также быть еще и помазану, чтобы, приняв Хризму, т. е. помазание, он мог сделаться помазанником Божиим и иметь благодать Христову». Восточные писатели все говорят только о помазании, о возложении же рук не упоминают вовсе. Так, Феофил антиохийский в книге к Автолику пишет: «Имя Христа означает помазанника… И мы потому называемся христианами, что помазуемся Божественным елеем». Точно так же о помазании только говорит и Ориген. Так, в одной из своих гомилий на книгу Левит, изобразив, как происходило в ветхом завете очищение прокаженного чрез помазание кровию и возлияние елея на его голову, и переносясь затем от этого обряда к новозаветным способам очищения от грехов и освящения, он говорит таким образом: «итак, обратившимся от греха хотя и дается очищение посредством того, о чем сказано мною выше, но дар благодати Духа обозначается чрез образ елея для того, чтобы обращающийся от греха мог не только получить очищение, но и исполниться Духом Святым, посредством которого мог бы получить и прежнюю одежду и перстень и, во всем примирившись с Отцем, снова занять место сына чрез Господа нашего Иисуса Христа». – У дальнейших восточных отцов и писателей церкви мы встречаем указание и на самый способ помазания. Так, св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Смотри и не думай, что это миро простое. Ибо как хлеб евхаристии, по призывании Святого Духа, есть уже не простой хлеб, а тело Христово: так и святое миро сие, по призывании, не простое уже, или, как иной сказал бы, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Святого, сделавшееся действенным от присутствия Божества. Им знаменательно помазуется чело и другие орудия чувств. Сперва миропомазано у вас чело, чтобы освободиться вам от того стыда, какой всюду носил с собою первый человек, преступивший закон, и чтобы открытым лицем взирать вам на славу Господню. Потом миропомазаны уши, чтобы приобресть вам уши, способные внимать божественным тайнам. Затем миропомазаны ноздри, чтобы, восприяв в себя божественное миро, сказать вам: Христово благоухание есмы Богови в спасаемых (2Кор.2:15). После того миропомазаны перси, чтобы, облекшеся в броню правды, вам стати противу кознем диавольским (Еф.6:12). Ибо как Христос, исшедши по крещении и наитии Святаго Духа, поборол сопротивника: так и вы, по священном крещении итаинственном помазании, облекшись во всеоружие Святаго Духа, противостаньте сопротивной силе, поборайте ее, говоря: вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе» (Флп.4:13).

Таким образом, сочинения древнейших отцов и учителей церкви показывают, что из двух способов совершения таинства миропомазания, бывших в употреблении в век апостольский, в последующее время в церкви вселенской предпочтен и установлен быть способ совершения этого таинства чрез помазание. За этот способ высказываются и целые соборы. Так на поместном лаодикийском соборе (365 г.) прямо и безусловно постановлено было, чтобы как над новокрещенными после их крещения, так и над принявшими правильное крещение еретиками, при вступлении их в церковь, совершалось небесное помазание, или помазание миром. А второй вселенский собор определяет и то, как или по какому чину должно быть совершаемо миропомазание. Но делая это, собор замечает, что он не установляет какого-либо нового чина, а только подтверждает и узаконяет существовавший уже чин, заключающийся в том, чтобы помазывать св. миром чело, глаза, ноздри, уста и уши и произносить при этом слова: печать дара Духа Святого.

4) Кем и когда совершалось и должно совершаться таинство миропомазания?

По учению древней церкви, власть совершать таинство миропомазания принадлежит епископам и пресвитерам, с тем, впрочем, различием, что епископы имеют право освящать и самое миро для таинства, а пресвитеры – только миропомазывать миром, освященным от епископа. Что право освящать миро принадлежит из древности одним только епископам, это видно из правил карфагенского собора 318 года: «совершения мира, говорится здесь, да не творит пресвитер». А что власть совершать таинство миропомазания принадлежит епископам, а также и пресвитерам, это видно из постановлений апостольских, где говорится: «епископ или пресвитер… сперва ты помажешь святым елеем, потом крестишь водою, наконец, запечатлеешь миром».

Что касается того, когда совершалось таинство миропомазания, то сочинения древнейших отцов и писателей церкви, а также практика древней церкви вообще говорят, что таинство это совершалось всегда непосредственно вслед за крещением. Так апостол Павел, крестив некоторых в Ефесе, тотчас же преподал им Святого Духа чрез таинственное возложение на них рук (Деян.19:5–6), а в своем послании к Ефесянам заповедует им не оскорблять Св. Духа, которым они знаменовались в день избавления, т. е. в самый день крещения (Еф.4:30). Точно так же лишь только апостолы услышали, что ап. Филипп крестил самарян, немедленно послали Петра и Иоанна для совершения над самарянами таинственного возложения рук. – Выше мы уже приводили слова Тертуллиана, показывающие, что и в его время церковь совершала таинство миропомазания непосредственно вслед за крещением: «вышед из купели, говорит Тертуллиан, мы помазываемся благословенным помазанием». Подобное же свидетельство представляет 48 правило лаодикийского собора: «подобает, говорит оно, просвещаемым по крещении быти помазуемыми помазанием небесным и причастниками быть царствия Божия».

Такого же учения о совершителях миропомазания и о соединении таинств крещения и миропомазания держалась в древности и церковь западная. Так, в древнем Геласиевском требнике, изданном кардиналом Томазием, вслед за обрядом крещения излагается и чин миропомазания, в котором мы встречаем след. правило: «трижды погрузи младенца в воду; затем, вынув его из источника, сотвори на челе его помазание миром, говоря: всемогущий Бог, Отец Господа нашего Иисуса Христа, возродивший тебя водою и Духом и даровавший тебе отпущение грехов, помазует тебя миром спасения во имя Иисуса Христа, Господа Нашего, в жизнь вечную». В манускрипте IX в. приводится след. молитва при совершении миропомазания: «Боже всемогущий, благоволивший возродить здесь присутствующих рабов твоих водою и Духом Святым и даровавший им отпущение грехов, ниспосли на них с неба Духа твоего, твоего святаго утешителя, духа премудрости и разума, духа совета и силы, духа ведения и благочестия; ниспосли на них дух страха твоего и по своей благости знаменуй их знамением креста в жизнь вечную». Очевидно, что эта последняя формула-та же самая, что и формула Геласиевского требника, только немного распространенная. С незначительными изменениями эта формула, как формула миропомазания, показывает, что она произносима была епископом во время торжественного крещения в великую субботу, или же просто священником вслед за обыкновенным крещением.

Тем не менее, римская церковь в настоящее время учит, что а) законные совершители таинства миропомазания суть одни только епископы и б) совершать миропомазание надобно не вслед за крещением, а чрез некоторый промежуток времени, пока младенец достигнет семилетнего, по крайней мере, возраста.

а) Начала первого отступления от древней вселенской практики надобно искать довольно рано в истории западной церкви. Еще патриарх Фотий, в половине IX в., упрекал папу Николая I за то, что он запрещал священникам совершать миропомазание: «откуда, спрашивал Фотий, явился этот закон, кто основатель такого обычая, какой апостол, какой отец, какой собор»?

Первый несомненный документ, в котором совершение миропомазания приписывается епископу, как его исключительная обязанность, относится к V веку: это послание папы Иннокентия I к епископу Децентию. В этом послании Иннокентий восстает против обычая священников эвгубийской церкви, которые совершали миропомазание. Обычай, которому следовали в эвгубийской церкви, существовал также в конце. VI в. и в церкви сардинской; против этого последнего восставал Григорий Великий. Нужно, впрочем, заметить, что Григорий Великий не осуждал самого обычая сардинской церкви. Так как эта церковь, как и церковь эвгубийская, была зависима от римского патриархата, то римские епископы осуждали этот обычай, как противный той церкви, которую подчиненные епархии должны были считать своею митрополией. Тем не менее, однако, послания Иннокентия и Григория Великого показывают, что римская церковь уже и тогда смотрела на совершение таинства миропомазания, как на не принадлежащую священникам обязанность, как, с другой стороны, у того и другого право совершать миропомазание епископом не возводится в закон канонический. – В IX в., когда восточные начали упрекать латинян за их нововведения, папа Николай I писал французским епископам, чтобы они взяли на себя труд – ответить на эти упреки. Ратрамм, аббат корбейского монастыря, взявший на себя эту задачу, сознавался, что упрек греков относительно миропомазания основателен, но извинял в нем римскую церковь, говоря, что разность в совершении миропомазания представляет собою простой церковный обычай, а не закон божественный. В средние века богословие, представителем которого главным образом был Фома Аквинат, допускало еще, что священник может совершать таинство миропомазания по полномочию от епископа. В настоящее время уже совсем не говорят о власти священника совершать миропомазание, а учат так, что власть эта принадлежит одному только епископу.

б) Приняв на себя одних право совершать таинство миропомазания и не имея возможности выполнить этой обязанности как следует (потому что это потребовало бы постоянных разъездов по городам и селам), римские епископы установили определенный возраст для миропомазующихся. По учению католиков, крещенных младенцев миропомазывать должно не раньше, как по достижении ими отроческого возраста, чтобы они могли приступить к этому таинству с полным сознанием и с достаточными сведениями в истинах веры. В этом случае они делают то же самое, как и то, когда лишают детей евхаристии до сознательного возраста и поступают, как и там, вопреки древней церковной практике.

5) Невидимая или благодатная сторона миропомазания.

Благодатная сила миропомазания, по учению Свящ. Писания и предания, состоит вообще в сообщении нам Святого Духа и, вследствие того, образовании в нас совершенного христианина.

В частности оно сообщает:

1) благодать просвещающую и вразумляющую нас в истинах христианских. На это благодатное действие ясно указывают слова апостола Иоанна: и вы помазание имате от Святаго и весте вся. И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требует, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем.

2) благодать утверждающую и возращающую нас в благочестии христианском: извествуяй же (βεβαίων, confirmans) нас с вами во Христа и помазавый нас Бог, иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша, говорит апостол Павел. Здесь говорится, что над коринфянами совершалось особенное действие Божие, состоявшее в том, что действием силы Божией они приближены к теснейшему общению со Христом, начали больше знать и любить Христа. Это утверждение во Христа апостол называет помазанием – таким названием, которое, по библейскому его значению, показывает, что коринфяне освящены благодатию для внешнего служения Богу, подобно тому, как помазанием в ветхом завете освящались для высших служений священники, пророки и цари; на них положена печать, показывающая в них собственность Божию, или, как это выражает апостол, в сердце их положен благодатный Дух, как залог верности Христу.

По силе таких благодатных действий, и таинство миропомазания подобно крещению неповторяемо.

М. Ястребов.


Источник: Пособие к изучению догматике / М. Ф. Ястребов. - Киев : Тип. И. И. Горбунова, 1908. - [4], 225 с. / Таинство Миропомазания. 40-52 с.

Комментарии для сайта Cackle