Протоиерей, о. Назарий Фаворов, заслуженный профессор Университета св. Владимира (некролог)1
12 января, около 5 часов утра, скончался на 77 году жизни после непродолжительной, но тяжкой болезни (воспаления лёгких) законоучитель Университета св. Владимира, заслуженный ординарный профессор, доктор богословия, протоиерей Назарий Антонович Фаворов. В лице почившего киевское духовенство лишилось старейшего и достойнейшего своего представителя, Университет – любимого и глубокоуважаемого законоучителя, Киевская Академия – своего почётного члена. Продолжительное, свыше 50-летнее, служение о. Фаворова принадлежит всецело киевским учебным заведениям, хранящим о нём самые лучшие воспоминания.
Назарий Антонович родился в 1820 году в селе Ламино Рязанской губернии Сапожковского уезда. Отец его был сельским диаконом и, хотя не имел большого состояния, но прилагал все свое старание к тому, чтобы дать своим детям2 приличное воспитание сначала у себя дома, а потом в духовных школах. Семи лет от роду отрок Назарий был отвезен своим отцом в Сапожковское духовное училище. С самого поступления в школу он отличался прилежанием, скромностью и очень хорошими успехами, почему и предназначен был к переходу в следующий класс. Но так как он был очень юн и мал ростом, то местный преосвященный, присутствовавший на переводных экзаменах, порешил было оставить Назария Антоновича, несмотря на его бойкий и умный ответ, на повторительный курс в том же классе. Услышав об этом приговоре, мальчик залился горькими слезами, и поддержанный начальством и учителями, достиг того, что его перевели в следующий класс. Из духовного училища Назарий Антонович поступил в Рязанскую Духовную семинарию, где обучался (с 1835 –1841 г.г.) наукам богословским, философским, словесным и историческим, преподававшимся в то время на латинском языке, а также языкам – еврейскому, греческому, латинскому и французскому. Окончив с полным успехом курс семинарского учения (первым студентом), Назарий Антонович за казенный счёт был отправлен для дальнейшего образования в Киевскую духовную Академию. В то время в Академии было много даровитых и талантливых наставников, содействовавших развитию студентов и, между прочим, Назария Антоновича. Ректором тогда был приснопамятный в летописях Академии архимандрит Димитрий (Муретов, впоследствии архиеп. Херсонский), а инспектором – архим. Иоанникий (Горский, позже также архиеп. Херсонский). Наиболее влиятельными профессорами считались: на младшем курсе прот. И. М. Скворцов, профессор философии, пользовавшийся в Академии высоким уважением, и П. С. Авсенев (после архим. Феофан), профессор психологии, увлекавший студентов своими идеально-мистическими воззрениями и симпатичными чтениями. На старшем курсе наиболее выдавались по влиянию на студентов – арх. Димитрий, читавший свои глубокомысленные лекции по догматическому богословию, арх. Иоанникий, преподававший с успехом нравственное богословие, и Я. К. Амфитеатров, замечательный своими блестящими лекциями по гомилетике. Под руководством этих выдающихся мужей науки и других совершил свое образование Н. А. Фаворов, окончивший академический курс первым магистром3. Академическое начальство, по окончании г. Фаворовым курса, назначило его бакалавром по кафедре священного писания. Вскоре поручено было ему временно читать лекции (в 1846 г.) по патрологии и затем он (в 1847 г.) был перемещен с кафедры св. писания на кафедру патрологии. Впрочем, недолго пришлось Назарию Антоновичу преподавать и этот предмет. По смерти Я.К. Амфитеатрова (8 июля 1848 г.) г. Фаворову поручено было сначала временно преподавать церковное красноречие, а потом он был перемещен (в 1849 г.) на эту кафедру, которую он с великой честью занимал до окончания академической службы. Лекции его отличались содержательностью, ясностью, строгой логичностью и отчетливостью4. Проповеди Н. А. Фаворова, нередко произносимые 5 в академической церкви, отличались строго-церковным характером, стройностью и ясностью изложения. Те же качества проповеднического слова он желал видеть и в проповедях студентов, удерживая молодых ораторов от высокопарных выражений, искусственных речей и мнимо-оригинальных мыслей. К глубокому сожалению, Киевская Академия скоро должна была расстаться с талантливым профессором. По выходе из Университета прот. И. М. Скворцова, бывшего там законоучителем, Н. А. Фаворов перешёл в Университет профессором богословия, логики и психологии (с 21 дек. 1859 г.) с возведением в сан сперва священника (6 янв. 1860 г.), а потом – протоиерея (27 июня 1861 г.). Расставаясь со своим выдающимся по дарованиям и трудолюбию профессором, Киевская Академия решила почтить его наивысшим способом: она ходатайствовала пред высшим начальством об удостоении о. Фаворова за его многочисленные труды ученой степени доктора богословия. В заседании конференции Киевской духовной Академии от 26 сентября 1861 г. ректор Академии архимандрит Филарет, Киево-Софийского кафедрального Собора протоиерей, доктор богословия, Иоанн Скворцов и законоучитель кадетского корпуса, священник Алексей Колосов вошли в конференцию Академии представлением следующего содержания.
«Профессор Академии, протоиерей Назарий Фаворов, вступивши в 1845 году на академическую кафедру, занимался преподаванием сначала (с 1845 г.) св. писания, потом (с 1847 г.), патрологии, и наконец (с 1849 г. и доселе) продолжает заниматься преподаванием гомилетики. Соединяя с отличными дарованиями неутомимое усердие к учёным занятиям, он не довольствовался одним устным изложением своих чтений, отличавшихся всегда основательным и глубоким пониманием дела, живым искренним сочувствием к нему и превосходным тактом изложения, но, кроме того, учебную деятельность свою ознаменовал многочисленными литературными трудами, дающими ему право на особенное внимание академической конференции. Труды профессора Фаворова, отличающиеся учеными и литературными достоинствами, многочисленные и весьма разнообразные, являлись в печати в разное время служебной его деятельности как плоды искренних и усердных занятий его по наукам, им преподаваемым.
1. Плодом занятий профессора Фаворова по св. Писанию были учебные записки под названием: «Руководство в чтении книг св. Писания Нового Завета». Излагая в первой части своей общие сведения о книгах Нового Завета, а во второй – частное обозрение каждой книги порознь, записки эти представляли в свое время едва ли не первый в наших Академиях опыт цельного самостоятельного изложения науки, известной в богословской энциклопедии под названием «Введение в св. Писание». За последовавшим вскоре переводом профессора Фаворова с кафедры св. Писания на патрологию, потребовавшим от него занятий по другому предмету, записки эти не могли быть обработаны для печати в целом своём виде; но многие части из них были разновременно напечатаны отдельными статьями в издаваемом при Академии «Воскресном Чтении», как напр. 1) о четырёх евангелиях в их взаимном соотношении (год. X. № 32 и 40; XII. № 52). 2) О соборном послании святого Апостола Иакова (X. № 29). 3) О первом послании св. Апостола Петра (X. № 45). 4) О послании к Евреям (X. №№ 39 и 43). 5) Об Апокалипсисе (XI. №№ 11, 14, 19). Не можем указывать на ученое достоинство полных записок профессора Фаворова как на труд, не приведенный им в свое время в общую печатную известность, но поименованные напечатанные статьи представляют самостоятельную и с учёным достоинством обработку. Особенно это должно сказать о первой значительной и по объему своему статье. Плодом тех же занятий по св. Писанию могут считаться еще следующие статьи: 1) Гора Мориа и храм Иерусалимский (XI. № 6). 2) Сион (XI. № 22). 3) О сорокадневном посте и искушении Иисуса Христа от дьявола (ХI. № 45). 4) Евангельское слово о судьбе Иерусалима (XI. № 5). 5) Псалом 62-й (XI. № 31). 6) Первое явление воскресшего Господа всем Апостолам (XI. № 1) 7). Страстное шествие Иисуса Христа от Гефсимании до Голгофы и суд над ним Иудеев (XVII. № 52). 8) Пророчество Иисуса Христа о разрушении Иерусалима и втором пришествии Своём (ХѴIII. № 56). 9) Иисус Христос на пасхе Иудейской (XIX. № 3). 10) Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов (XI. №27). 11) Св. Евангелист Матфей (XI. № 35) – статьи, показывающие в авторе их богатые сведения экзегетические, археологические и исторические.
II. Плодом патрологических занятий профессора Фаворова служат статьи значительного объема, напечатанные частью в «Воскресном Чтении», частью в «Трудах Киевской Академии» и частью отдельными книжками. Именно:
Чтения о св. Отцах – учителях церкви и о писателях церковных (Воскр. Чт. ХIII. №№ 3, 4, 8, 9, 12, 13, 14, 26, 27, 32, 33, 34, 35, 36, 41, 44, 45). Это ряд статей, составляющих значительную часть Патрологи, именно: введение в науку, период мужей апостольских и половину следующего периода. Автор предполагал до конца продолжать это дело в том же или другом порядке изложения (в виде патрологического словаря), как это в свое время было объяснено им конференции, но обстоятельства, не от него зависевшие, не позволили осуществиться его предположению. Достоинство означенных статей, кроме исторической и библиографической отчетливости изложения, состоит прежде всего в том, что они представляют в нашей отечественной литературе первый опыт по Патрологии, и автор совершенно самостоятельно разрабатывал свой предмет, имея дело непосредственно с самыми отеческими творениями.
Отдельные статьи (монографии) патрологического содержания, как то: 1) св. Амвросий, епископ Медиоланский (XI. № 38). 3) Учение св. Макария великого (XI. №№ 36, 40, 41). 4) Последние годы жизни Златоуста (XI. № 34). 4) Феодорит, епископ кирский (XII. № 42). 5) Блаженный Августин и его творения (отдельной книгой изд.). 6) Св. Иоанн Лествичник и его духовная лествица (XII. № 49). 7) Св. Софроний, патриарх Иерусалимский (XII. № 43). 8) Св. Иоанн Дамаскин (ХVIII. № 35). 9) Препод. Арсений великий (ХVIII. № 17). 10) О расколе донатистов (XVII. № 37, 40, 43, 44). 11) Св. Киприан, епископ карфагенский и его творения (Труды Киевск. Академии 1860 г. кн. I) и др. Самые большие по объему – пятая и одиннадцатая. Все эти статьи вообще носят тот же характер и отличаются теми же достоинствами, как и предыдущие.
III. Самая продолжительная по времени и обширная по трудам деятельность профессора Фаворова на кафедре по церковному красноречию. Плодами этой деятельности служат:
Руководство к церковному собеседованию, или гомилетика. Это полная наука или систематическое изложение правил церковного собеседования. Явившись после подобного рода сочинения Я. К. Амфитеатрова, труд профессора Фаворова нисколько не теряет от того самостоятельного характера. Гомилетика Амфитеатрова – сочинение неоконченное; в «Руководстве» профессора Фаворова обследованы все стороны предмета, какие требовались научным изложением. В изложении частных предметов своей науки профес. Фаворов следует своему плану, более естественному, чем в гомилетике Амфитеатрова и даже своему методу, более простому и наглядному, чем в упомянутом сочинении. А главное, чем отличается Руководство проф. Фаворова от гомилетики Амфитеатрова – это отсутствие отвлеченности, составляющей важный недостаток гомилетики Амфитеатрова, делающей употребление её не совсем удобным для школы. Руководство Фаворова по преимуществу отличается практичностью и удобоприменимостью правил к делу. По своему изложению, в высшей степени ясному, отчетливому, определённому и в то же время чуждому всякой сухости, приятному даже для простого чтения, книга эта доселе остается лучшим и единственным классическим руководством по своему предмету.
Отдельные статьи, по содержанию своему относящиеся к практике или к литературе церковного собеседования. Сюда принадлежат: 1) три статьи о проповедническом служении пастырей церкви (Воскр. Чт. XV, № 23, 24, 25,). 2) Обь обличительном направлении церковной проповеди (XXIII. № 26). 3) О св. вселенских учителях – проповедниках слова Божия – Василии Великом, Григории Богослове и Иоанне Златоусте (XV. №№ 34, 44, 45,47). 4) О русских учителях–проповедниках: Димитрии Ростовском, Стефане Яворском и Тихоне Воронежском (XV). Все эти статьи написаны с ясным сознанием христианского значения церковной проповеди и глубоким изучением духа вселенских и русских проповедников.
Проповеди, произносимые в храме и потом напечатанные в академических журналах. Одни из них были сказаны в систематической связи и последовательности, представляя полное изложение богословского учения нашей церкви – О приготовлении рода человеческого к пришествию Спасителя (шесть слов: Воскр. Чт. ХХII. №№ 35, 36, 37, 38, 39, 40). Другие были произносимы независимо одна от другой, представляя раскрытие разных предметов по поводу общих или особых случаев. Сюда относятся слова на церковные празднества, напр., слово в 14 неделю по пятидесятнице. (Воскр. Чт. XVI. № 32). Слово на страсти Господни (Труды Киевск. Акад. 1861 г. апр.) и др. Слова на дни высокоторжественные: в день рождения Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича (Труды Киевск. Акад. 1861 г. май), в день св. равноапостольного князя Владимира (там же, июль), в день рождения Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны (там же, август); слова и поучения на особые случаи: слово над гробом профессора Василия Трейерова (Воскр. Чт. XIX. № 22), слово перед панихидой, совершаемой в Киевской духовн. Академии ежегодно 31 декабря (XXI. № 44), речь перед совершением таинства брака (XXV. № 5) и друг. Кроме глубокого и ясного разумения истины веры и нравственности христианской, проповеди профессора Фаворова отличаются превосходным практическим тактом: умение всякую истину поставить к слушателям живой её стороной, т. е. найти в ней такие стороны, которые имеют самое близкое отношение к текущему ходу жизни и к душевному строю слушающих, умение в то же время найти для своей мысли самое рельефное выражение, тон всегда спокойный, рассудительный, полный живого участия, уважающий в слушателе личное его чувство и право сознания, но в то же время тон всегда твердый, решительный, одушевленный искренним убеждением в евангельской истине, – эти качества дают проповедям профессора Фаворова достоинство произведений образцовых. В его поучениях истина является не только ясной, но и приятной, и в то же время живой и убедительной.
С преподаванием гомилетики профессор Фаворов в последние курсы соединял чтения по пастырской педагогике, литературным плодом этих занятий служат статьи (семь) о пастырском руководствовании пасомых, напечатанные в XXI (№№ 27. 30, 33, 46), и ХХII (№№ 26, 27, 30) годах Воскр. Чтения. В статьях этих автор изображает цель пастырского служения, трудности, встречаемые в прохождении его, многоразличные потребности пасомых, об удовлетворении которых пастырь церкви должен заботиться; тут же автор указывает действительные средства к удовлетворению сих потребностей и даёт практические советы, как пастырю Церкви относиться к пасомым разного звания, состояния, возраста и проч., применительно к их нуждам и потребностям, как духовным, так и материальным.
Кроме сочинений, написанных профес. Фаворовым в связи с учеными занятиями по предметам, им преподаваемым в Академии, в Воскр. Чтении встречается много статей исторического и особенно назидательного характера. Сюда принадлежат: девять статей о древних египетских пустынножителях (Воскр. Чт. XII. №№: 14, 21, 24, 27, 28, 29, 30, 32, 35), седьмой вселенский собор (XI. № 50), состояние и судьба древнего мира в эпоху появления христианства (XI. № 41), – св. Нонна (XVII. № 18), – о происхождении и значении антидора (XV. № 10), – об антифонах (XV. № 30). Сюда же принадлежат краткие статьи, написанные в роде размышлений, нравственных рассуждений, заметок по поводу разных выдающихся явлений нравственного мира. Напр. – о различии духа истины от духа лжи (X. № 35), о преданности в волю Божию (XI. № 33); грех есть беззаконие (XI. № 34); Ей, гряду скоро. Аминь (XI. № 48); о молитве св. Ефрема Сирина (ХП. № 46); чадо, животом просливым не живи (XV. № 8); уныние (XV. № 48); фарисейское благочестие (XV. № 49); о неверии, происходящем от развращения сердца (XV. № 5); где есть обетование пришествия Εгο? (XV. № 44); жалобы на людей (XVI. № 4); христианское понятие о чести (XVI. № 10); не весте ли, яко храм Божий есть? (XVI. № 17); не судите, да не судимы будете (XVI. № 22); есть ради стыда общаяйся другови и пр. (XVI. № 29); Господи, избави мя от клеветы человеческой (XVI. № 21); мирствующии с тобою да будут мнози, советницы же твои един от тысяч (XVII. № 2); возвеселил мя еси, Господи, в творении твоем (ХѴIII. № 8); восстав снииди, и иди с ними, ничтоже рассуждая: зане Аз послах их (ХѴIII. № 10); об удовольствиях эстетических по отношению к духовной жизни (ХѴIII. № 15); да не речеши, что бысть, яко дни первые быша блази паче сих (ХVIII. № 20); что сотворив, живот вечный наследую (XVIII. № 33); мысли о бессмертии человека (XX. № 12); о зависти (XX. № 33); созидай дом именем чужим, якоже собирай камени на гроб себе (XX. № 6); восстань спяй и воскресни от мертвых (XX. № 40); нога буяго скора в доме (XX. № 44); аще возможно все от вас, со всеми человеки мир имейте (XX. № 14); аще добро твориши, разумей, кому твориши (XXI. № 10); Каиновы жертвы (XXI. № 13); дух времени (XXI. № 16); слышах сицевая многая утешители зол вcu (XXII. № 6); о неразрывном союзе между верой и любовью христианской (ХХIII. № 26) и др. Кроме наблюдательности и глубокого знания сердца человеческого, способности анализировать внутренние душевные движения, равно как и выступающие наружу проявления человеческой мысли и воли, – статьи эти говорят прежде всего об истинном глубоко религиозном духе нашего профессора; всегда растворенные солью евангельской, – потому что в основе своих суждений и приговоров автор всегда полагает евангельское или вообще библейское выражение истины ,– читаются с приятностью, увлечением, а иные с сердечным умилением. В журнале они всегда составляли лучшее украшение его.
С началом прошедшего 1860 г. для неутомимой деятельности профес. Фаворова открылось новое широкое поприще. В январе прошлого года, поступив законоучителем и священником в Университет св. Владимира, профессор Фаворов успел уже ознаменовать себя в той и другой должности обращающим внимание публики своими достоинствами.
Конференции, без сомнения, известно отличное мнение университетского общества об устных чтениях профессора Фаворова по преподаванию закона Божия студентам Университета. И, без сомнения, слышав превосходные отзывы о профес. Фаворове как преподавателе закона Божия, ни один из членов наших не мог остаться без сочувствия к общепризнаваемым достоинствам и заслугам Фаворова. Но профессорская деятельность Фаворова и в Университете так же, как и в Академии, не ограничивается одним изустным только преподаванием. По предложению редакции наших журналов, профессор Фаворов согласился читаемые им в Университете лекции по церковной истории печатать в «Трудах нашей Академии». Следовательно, и этот ученый труд профес. Фаворова имеет подлежать общей оценке как произведение, свидетельствующее об его уме, учености, духе и направлении. Доселе напечатаны только три лекции. Рано, пожалуй, судить о целом труде, которому нельзя скоро ожидать и конца; но судя по тому, что успел высказать проф. Фаворов, не можем не пожелать, чтобы этот полезный труд доведен был до своего конца.
Было бы неизвинительно, говоря об умственных достоинствах и ученых заслугах профессора Фаворова, умолчать о его устном проповедничестве в университетской церкви св. Владимира. Так как это служение слову по действию своему не ограничивается стенами высшего учебного заведения, но выступает за ограды его, те достоинства и заслуги профессора, священника Фаворова со стороны его проповедничества справедливее всего ценить по тому мнению, которое успело уже образоваться в здешнем киевском обществе. Со времени поступления в священники университетской церкви, профессор Фаворов редкий воскресный или праздничный день не предлагал слушателям изустного поучения с церковной кафедры; и с того времени не было богослужения, когда бы университетская церковь не была наполнена народом. Быть в университетской церкви затем, чтобы послушать о. Фаворова, сделалось обычаем у городского общества, как у высшего, так и у среднего несмотря на то, что, говоря вообще, в наших мало-малообразованных обществах не высказывается большого сочувствия к проповедям и проповедникам. Своей живой, искренней и всегда приятной речью, простым, ясным, доступным разумению всякого изложения истин христианских, умением показать прямое, существенное отношение их к нашему сознанию и нашей жизни, спокойным, выразительным, неизысканным, но полным мысли и чувства сказыванием поучений, профессор Фаворов привлёк всеобщее внимание киевской публики, и по справедливости может быть признан образцовым и влиятельным проповедником вашего времени.
Принимая во внимание ученую деятельность профессора Фаворова, его достоинства и литературные труды, долгом нашим поставляем предложить академической конференции, – не благоугодно ли будет ей ходатайствовать перед высшим начальством о возведении его в учёную степень – доктора богословия. На это, по положению проекта устава духовных Академий (№ 418), даёт ему право постоянное, в продолжении уже значительного времени, упражнение его в проповедании слова Божия, отличающееся чистотой христианского учения и заслуживающее общего одобрения. На это, по положению того же проекта (§ 415), дают ему право многие из его сочинений большого объема, представляющие ученую разработку цельных предметов, к области наук академического образования относящихся; напр. Руководство к церковному собеседованию, – чтения о св. Отцах – учителях церкви и о писателях церковных, – блаж. Августин и его творения, – св. Киприан, епископ карфагенский, и его творения. На это даёт ему право и вся учебная неутомимо-деятельная и многоплодная служба его в продолжении шестнадцати лет в Академии».
Выслушав такое обстоятельное представление, члены конференции постановили: просить высокопр. Арсения, митрополита киевского и галицкого – ходатайствовать пред Cb. Синодом о возведении прот. Н. Фаворова в ученую степень доктора богословия6 Ходатайство владыки-митрополита было уважено Св. Синодом: о. Фаворов получил редкую в то время степень доктора богословия, на каковую степень получил 27 авг. 1862 и докторский крест.
С неменьшей пользой для науки и с неменьшим успехом, чем в Академии, о. Фаворов и в последующее время трудился в Университете св. Владимира. Он употреблял все меры к тому, чтобы заинтересовать чтениями своих юных слушателей, большей частью равнодушных (особенно в 60-х годах) к религиозным вопросам. С этой целью он на лекциях по догматическому и нравственному богословию критически разбирал теории и взгляды тогдашних рационалистов и материалистов, с которыми, в большинстве случаев, учащаяся молодежь была в достаточной степени знакома. С такой же, очевидно, целью о. Фаворов, вскоре по поступлении в Университет читал (в 1864 г.) публичные лекции, направленные против учения рационалистов об Исусе Христе как Сыне Божием. Эти лекции привлекли массу слушателей из лиц интеллигентных и возвысили о. Фаворова в глазах как университетского, так и вообще киевского образованного общества. Желая облегчить студентам приготовление к экзаменам по богословию, о. Фаворов составил для них записки, которые и издал сначала по нравственному (1863 г.), а потом – по догматическому (1867 г.) богословию. Подобные же записки по нравственному богословию он составил и издал гораздо позже (в 1880 г.) для слушательниц высших женских курсов в Киеве. Эти учебно-литературные труды его были в большом распространении не только между учащимися, но и между всеми, интересующимися богословскими вопросами7. Нам приходилось слышать самые восторженные отзывы об университетских лекциях о. Фаворова, а также о его учебных трудах от лиц, давно уже окончивших курс и ныне состоящих на видной государственной службе. Внимание своих слушателей о. Фаворов привлекал необыкновенной ясностью мысли, строгой логичностью, мастерским изложением и современностью. Даже в последние годы, когда он чувствовал себя слабым и нездоровым, он уделял несколько лекций на подробный критический разбор неправославных мнений графа Л. Н. Толстого.
Университетское начальство высоко ценило своего законоучителя и, по выслуге им срока службы (еще в 1870 году), постоянно входило к г. министру народного просвещения с ходатайством об оставлении о. Фаворова на дальнейшее пятилетие. Так было до последнего времени, и смерть застигла почившего состоящим, несмотря па преклонные лета и слабость здоровья, – на университетской службе.
Почти одновременно с поступлением в Университет Фаворов был определён (в 1861 г.) законоучителем женской Фундуклеевской гимназии и состоял в этой должности почти десять лет (до 1870 r.). Вместе с тем почивший разновременно преподавал закон Божий в Институте благородных девиц, на высших женских курсах и в частной гимназии г. Ващенко-Захарченко.
Кроме профессорской службы и законоучительских занятий в разных заведениях о. Фаворов по поручению начальства исполнял немало разных должностей, требовавших от него много сил и энергии. Так, в 1854 г. он был определен секретарём временного строительного комитета при Киевской дух. Академии, с 1861 по 1863 г. состоял членом комитета по постройке теплого храма киево-подольской набережной церкви св. Николая, в 1862 г. назначен цензором проповедей священников киевского уезда, в 1866 г. определен членом комитета по постройке в Киеве соборного храма во имя св. равноапостольного князя Владимира, в 1871 г. назначен цензором книг духовного содержания (с увольнением от должности цензора проповедей священников); в 1863 году утверждён членом консистории и считался таковым до последнего времени; с 1865 г. о. Фаворов, по избранию в Совет Университета св. Владимира, состоял председателем и вместе членом комитета для испытания лиц на разные учительские должности, а также на звание домашних учителей и учительниц по день закрытия означенного комитета (1 июля 1868 r.).
За свои разнообразные труды о. Фаворов был отличаем начальством: он получил самые высшие награды, доступные духовенству, от набедренника – до палицы, от Анны 3-й степени до Владимира 2-й степени. Орден Анны 1-й степени он получил (в 1886г.) «за долговременное достойное служение, ознаменованное отлично-усердной деятельностью по преподаванию истин веры и нравственности образовывающемуся в высших учебных заведениях юношеству, в соединении с полезными трудами в области духовной науки». Десятилетняя служба о. Фаворова в женской гимназии была отличена двумя наградами: в 1864 году он за отличную службу по преподаванию закона Божьего в Фундуклеевской гимназии Всемилостивейшее был пожалован Государыней Императрицей подарком – золотыми часами с такой же цепочкой, а в 1873 году за таковую же службу (по найму) Всемилостивейше награжден орденом св. Владимира 4 ст.
В жизни ο. H. А. Фаворова совершилось многознаменательное событие, которое редко выпадает на долю служащих в учебных заведениях. Это – 50-летний юбилей его духовно-учебной службы, ясно показавший, каким искренним сочувствием и глубоким уважением о. Фаворов пользовался среди университетской корпорации и среди бывших своих слушателей академических и университетских. Вместе с тем на настоящем празднестве представлена была подробная оценка полувековой учено-литературной деятельности о. Фаворова.
Университетская корпорация торжественно отпраздновала юбилей своего старейшего профессора, законоучителя и духовника. После божественной литургии, отслуженной в университетской церкви самим маститым юбиляром, совершён был молебен высокопреосвященным митрополитом Иоанникием, в сослужении преосвященного Иакова и городского духовенства. На молебне присутствовал начальник края, граф A. П. Игнатьев, губернатор Л. П. Томара, помощник попечителя киевского учебного округа, граф А. А. Мусин-Пушкин, городской голова, C. М. Сольский, г. ректор университета, Ф. Я. Фортинский, профессора и студенты университета, директора и учителя гимназий и многие почитатели юбиляра. По окончании молебна, высокопреосвященный митрополит обратился к юбиляру с приветствием. Указав на то, что достижение пятидесятилетнего служения в вашей скоротечной жизни является редким случаем, особенно для тех, кто жизнь свою и труды свои посвятил служению на поприще преподавания в высших учебных заведениях, высокопреосвященный Иоанникий напомнил, что о. Назарий Антонович начал свою плодотворную деятельность в Киевской духовной Академии, где сам владыка был в числе первых его слушателей. Глубокое впечатление, произведенное преподаванием в то время еще молодого профессора, живо и доныне в памяти его слушателей. Высокопреосвященный Иоанникий в течении 4 лет слушал лекции юбиляра по нескольким предметам и первые впечатления не были ослаблены. Свое слово высокопреосвящ. Иоаникий закончил искренним пожеланием юбиляру долгоденствия, причем благословил его иконой Спасителя.
После молебна присутствовавшие перешли в актовый зал, где началось юбилейное торжество. Первым приветствовал о. Фаворова начальник края, генерал-губернатор, граф А. П. Игнатьев, который, поздравляя юбиляра, между прочим, сказал, что он своей плодотворной жизнью и научной деятельностью стяжал всеобщую любовь профессоров и питомцев университета и укрепил в слушателях глубокое почтение к науке, достойным представителем которой он является. Затем приносили приветствия помощник попечителя, граф A. А. Мусин-Пушкин, ректор университета, Ф. Я. Фортинский, поднесший юбиляру диплом на звание почетного члена Университета, декан юридического факультета, A. В. Романович-Славатинский, поднесший о. Фаворову от Университета икону св. Владимира, заслуженный профессор Κ. М. Феофилактов, приветствовавший о. Фаворова от корпорации профессоров Университета. Вслед за поздравлениями от Университета приносили приветствия представители тех учреждений, в которых служил о. Фаворов. Так, от Киевской дух. Академии прочел адрес профессор Академии, Π. А. Лашкарев. В этом адресе, между прочим, было сказано: «Лета вашей службы в Академии и труды этих лет памятны в ней по живым преданиям состоящих на лицо ваших слушателей. Памятны лета нашей академической службы и по известным в печати трудам вашим, в ряду которых были труды по патрологии, тогда ещё новой науки в курсе академических наук. За ними следовали труды по науке церковного проповедничества, кафедра которой, по мысли приснопамятного ректора Димитрия, вверена вам как наиболее желанному преемнику украшавшего эту кафедру Я. Е. Амфитеатрова, вашего учителя. С оставлением вами академической службы в 1862 году связь между вами и Академией не прерывалась. Трудясь на другой высокой важности научном поприще, вы еще продолжали свое участие в научно-литературных трудах8 Академии. А прошел ряд годов, как Академия имеет вас в составе своих почётных членов» ... От Фундуклеевской гимназии, в которой H. А. Фаворов был законоучителем, приветствовал юбиляра директор гимназии, Д. А. Синицкий, поднесший в изящном портфеле адрес. В адресе, между прочим, било сказано, что H. А. Фаворов «своим живым и просвещенным участием в трудном деле нравственного воспитания детей, честным и твёрдым характером действий в стремлении к цели много содействовал образованию и упрочению в воспитанницах гимназии религиозно-нравственного направления». От киевской городской Думы, гласным которой H. А. Фаворов состоял в течение 16 лет, приветствовал юбиляра член Управы, г. А. Соколов, исправлявший должность городского головы9. В адресе от города указывалось на то, что юбиляр «занимал видное место в первоначальных обсуждениях разных мероприятий по благоустройству города, через что он приобрёл заслуженную известность среди киевского населения». Кроме того, было немало приветствий от учебных заведений г. Киева, напр., Коллегии Павла Галагана – адрес был поднесен директором Коллегии A. И. Степовичем, от киевской дух. Семинарии – адрес прочитан преподавателем семинарии, Л. Н. Шаревичем п др. Юбиляр получил от иногородних лиц и учреждений очень много поздравительных телеграмм и писем, читанных на акте. Так, его приветствовали – архиепископы: Иероним (виленский) и Сергий (владим.), епископы: Александр (тамбов.), Макарий (оренбургский, ныне калужский), Вениамин (кинешемский, викарий костромской епархии), Арсений (кирилловский, викарий новгород. епархии), Иоанникий (уманский, викарий киевс. митрополии), духовные Академии (московская и казанская), Университеты (все шесть), духов. семинарии (12, в том числе рязанская – родная юбиляра, петербургская, московская, казанская, оренбургская), гимназии (десять), духовное училище (сапожковское, где воспитывался юбиляр), многие ученики о. Фаворова по Академии и Университету (напр. прот. Д. Ф. Певницкий, бывший ректор воронежской семинарии, прот. о. Херасков, б. ректор владим. семин. и др). После всех приветствий студент Университета H. Е. Глокке прочёл свое стихотворение, положенное в виде кантаты на ноты регентом университетского хора, г. Станиславским, и пропетое университетским хором.
В тот же день, 24 сентября, в квартире заслуж. профессора И. И. Рахманинова состоялся в честь юбиляра обед, на котором прочитано было много новых приветствий, присланных о. Фаворову, напр. от г. Попечителя киевского учебного округа В. В. Вельяминова-Зернова, от учеников и почитателей о. Фаворова. Во время товарищеской трапезы сказано было несколько содержательных речей и тостов, в ряду которых особое внимание обращает теплая и задушевная речь г. ректора Университета св. Владимира, Ф. Я. Фортинского. Характеризуя в своей речи юбиляра, г. Фортинский, между прочим, сказал следующее: «О. H. А. Фаворов, – говорил оратор, – явился к нам в Университет человеком готовым, составившим себе репутацию солидного учёного, талантливого преподавателя и церковного оратора за 14 лет его службы в Киевской дух. Академии. Мы все сегодня слышали авторитетный отзыв высокопреосвященнейшего митрополита Иоанникия о первых лекциях Назария Антоновича: владыка заявил, что он видит в них идеал, которому он стремился подражать, когда ему самому пришлось превратиться из студента в профессора! Во время пребывания в Академии, Назарий Антонович напечатал ряд солидных трудов по тем предметам, по которым он читал лекции. У него имеются исследования об отцах и учителях церкви и проповедниках разных веков. Очевидно, богословские работы Назария Антоновича основывались на историческом методе, а не на схоластическом, к которому с таким недоверием относится университетская наука. Здесь и скрывается причина, почему лекции Назария Антоновича, построенные по тому же историческому методу, встречены были в Университете с полным вниманием и сочувствием. Когда же эти лекции по догматическому и нравственному богословию, предназначавшиеся сперва для студентов Университета, были вскоре изданы, то ученая слава Назария Антоновича вышла далеко за пределы Университета. Я хорошо помню, с каким наслаждением я и мои товарищи, учившиеся со мной в рязанской семинарии, зачитывались ими в пятидесятых годах... По мере того, как росла ученая и преподавательская деятельность Назария Антоновича, устанавливались у него и самые лучшие отношения к профессорам-сослуживцам. Доказательством тут может служить факт блестящих баллотировок в Совете нашего юбиляра10. Эти выборы ясно свидетельствуют о симпатии и уважении к Назарию Антоновичу всех профессоров без различия принадлежности их к той или другой партии, к тому или другому племени и исповеданию... В то время Назарий Антонович, бодрый духом и телом, усердно посещал заседания Совета, появляясь нередко и на частных собраниях сослуживцев, принимал их охотно и у себя. В качестве настоятеля университетской церкви он делил с профессорами их частные радости и печали. И кто из нас не припомнит, как всегда в подобных случаях Назарий Антонович умел находить для одних – радостный привет, а для других слова утешения и ободрения... Итак, мы чествуем в лице Назария Антоновича полувековое служение солидного ученого богослова, талантливого преподавателя и церковного оратора, прекрасного товарища и доброго пастыря церкви»11.
После юбилейного празднества, H. А. Фаворов прожил около полутора лет, мирно отошедши ко Господу 12 января (1897 г). Кончина его вызвала глубокое сочувствие к почившему в среде университетской корпорации и среди духовенства, между которым есть немало учеников его в Академии. Все, знавшие и почитавшие почившего, поспешили отдать ему последнюю дань – молениями у его гроба. Первая панихида, в присутствии только семейных лиц, отслужена была вскоре после кончины о. Фаворова настоятелем Владимирского Собора, прот. И. Корольковым, по облачении им почившего в священнические одежды. Затем почти непрерывно совершаемы были панихиды, как то: преосвященным Иаковом, благочинным, прот. Π. А. Троцким, прот, Κ. И. Фоменко, ηροτ. А. И. Коровицким, в присутствии г. ректора и профессоров университета, и мн. др. Вынос тела из дома о. Фаворова в университетскую церковь состоялся на другой день – 13 января, в 3 часа дня, в сопровождении г. ректора и профессоров университета, студентов и многих почитателей почившего. В выносе тела почившего участвовали: прот. М.Д. Златоверховников, священники: ο. Р. Барилович, о. Стасиневич, ο. Г. Прозоров, ο. Е. Скрипчинский и ο. И. Троицкий. Вечером того же дня совершал в университетской церкви панихиду по усопшему преосв. Сергий, в сослужении ключаря Киево-Софийского Собора, прот. П. И. Орловского, прот. Ф. Д. Хорошунова, священников: С. И. Трегубова, Ф. И. Титова и P. А. Бариловича. Заупокойная литургия в день погребения (14 янв.) была совершена преосвященным Иаковом, при участии протоиереев: П.И. Орловского, К.И. Фоменко, Ф. Д. Хорошунова, священников: P. А. Бариловича, С. И. Трегубова и Ф. И. Титова. На литургии вместо причастного стиха произнесено было законоучителем реального училища, свящ. Г. Я. Прозоровым многосодержательное слово, посвященное характеристике ученой и педагогической деятельности почившего. Обряд отпевания был совершен тремя киевскими иерархами – преосв. Сильвестром, ректором Академии, преосвящ. Иаковом и преосв. Сергием, при участии архимандрита Левкия, кафедрального протоиерея А. И. Браиловского, ключаря Собора П. И. Орловского, протоиерея Π. А. Троцкого, прот. Κ. И. Фоменко, прот. П. Г Преображенского, прот. М. Д. Златоверховникова, прот. Ф. Д. Хорошунова, прот. H. А. Браиловского и мн. др. На отпевании присутствовали: начальник края, граф А. П. Игнатьев, киевский губернатор Л. П. Томара, попечитель учебного округа, В. В. Вельяминов-Зернов, городской голова C. М. Сольский, г. ректор, деканы и профессора Университета, некоторые профессора Академии, студенты и много молящихся. Во время отпевания законоучитель 1-й гимназии, прот. М. Д. Златоверховников сказал речь, в которой характеризовал почившего как профессора Академии, законоучителя Университета и пастыря церкви. После отпевания, длившегося около 2 1/2 часов, гроб с останками почившего внесен был в аванзал, прилегающий к актовому залу Университета, где профессором A. В. Романовичем-Славатинским сказана была следующая речь:
«Возлюбленный духовный отец, дорогой, незабвенный товарищ!
Прежде чем твой прах переступит за порог этого храма науки, в котором так долго и так доблестно твое слово толковало слово Божие, а ты сам своим образом жизни подавал назидательный пример твоим ученикам и товарищам, – прежде чем мы скажем тебе последнее прости, от лица твоих духовных чад и товарищей я скажу, чем ты был для всех, и что теряем мы, расставаясь с тобою.
Люди науки, в своих исследованиях мы держимся анализа и эксперимента. Это черствит человеческое сердце, наклоняет ум к сомнению и неверию. Черствое сердце, сомневающийся ум! Такое состояние тяжело для человеческой души, жаждущей примирения и гармонии. Эту гармонию и примирение ты давал нам, возбуждая глубокие религиозные чувства. В Университете св. Владимира, благодаря тебе, могла разрешаться великая трудноразрешимая задача: единение веры и знания, союз религии и науки. Не суровым словом обличения, не нетерпимостью в свободной мысли ты достигал этой цели. Tы достигал ее, являя собою истинный образ пастыря церкви первых веков христианства, когда меч духовный не употреблялся для достижения вещественных благ. Тебе обязаны мы сладкими минутами веры, религиозного настроения, и не забыть нам твоего глубоко христианского, глубоко религиозного образа во время совершаемых тобой священнодействий. Никогда не забыть нам тебя, дорогой товарищ, и Университет, в котором ты старался разрешить великую задачу примирения науки и религии, навсегда сохранит тебя в своей истории. Прости, прощай!».
Из Университета печальная процессия, с преосвященным Сергием во главе, направилась по Бибиковскому бульвару, Фундуклеевской улице, где перед женской гимназией отслужена была лития, спустилась на Подол (остановившись для литии возле Братского монастыря) и поднялась на Щекавицкое кладбище – место погребения почившего. На кладбище приват-доцент Университета, доктор Π. В. Никольский произнес такую прощальную речь.
«Жизнь каждого из нас на земле представляет постоянную борьбу, происходящую в вашей душе, между добрыми и злыми мыслями и чувствами. У очень многих эта борьба достигает страшного напряжения, и многие падают побежденные.
Пастырь церкви, кроме своей личной борьбы, должен выносить и другую – за своих пасомых, которым он обязан подавать руку помощи, и внутреннюю борьбу которых он должен направлять к благоприятному исходу – нравственному усовершенствованию. Это последнее, в различные периоды истории человечества, находит то благоприятные, то неблагоприятные условия для своего развития. Так называемый вами дух времени то способствует развитию высоких чувств в душе каждого отдельного члена общества, то, наоборот, подавляет, заглушает их. В последнем случае и деятельность пастыря делается крайне трудной и особенно ответственной.
Почивший о. протоиерей, Назарий Антонович Фаворов, работал именно в такой неблагоприятный период русской жизни, когда к нам устремилась широкая волна западноевропейской цивилизации, принесшая свет науки, но в то же время содержавшая и много мутных брызг. Благодаря этим мутным брызгам, мы русские, простым сердцем принявшие от своего прадеда святого князя Владимира высокие заветы Христа Спасителя, вдруг усомнились в этих заветах. И вот в это-то время пастырь церкви должен был и призывать отпадших и поддерживать тех, которые готовы были упасть. Почивший о. протоиерей с достойной высотой духа вынес усиленную пастырскую деятельность в высшем светском учебном заведении, где неблагоприятный дух времени выражался с наибольшей интенсивностью. Посетители храма, в котором прошла большая часть его деятельности, и те, которые принимали от него таинства покаяния, причащения, брака, хорошо знают, какое неотразимое впечатление на всех производило его служение и пастырское слово. Мир душе твоей, дорогой, достойный пастырь!...»
Да дарует Господь вечную память и царство небесное тебе, добрый пастырь, более полустолетия потрудившийся для просвещения юношества светом евангельского учения!
Прот. И. Корольков
Слово, произнесенное 14 января 1897 г. в университетской церкви на заупокойной литургии по почившем протоиерее H. А. Фаворове, заслуженном ординарном профессоре богословия в Университете св. Владимира законоучителем невского реального училища, свящ. Гр. Прозоровым
«Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия. И изыдут сотворившие благая в воскрешение живота: а сотворшии злая в воскрешение суда». (Ин. 5: 28–29).
В этих возвышенных и успокаивающих душу словах Господа Спасителя нашего истинные последователи Его находят себе утешение при мысли о смерти, особенно – при последнем расставании с усопшими, близкими по крови и духу и дорогими сердцу. Как зерно, брошенное в землю, умирает, чтобы полнее ожить в стебле и плодах, так и человек подвергается тлению смерти, чтобы всем существом своим – уже нетленным – восстать для вечности, в которой не прекращается его личная жизнь. Каким могильным холодом повеяло бы от всей жизни человека на земле, если бы не было у него веры в продолжение этой жизни за гробом! Он оказался бы тогда самым жалким в мире существом, без просвета в прошедшем, без радостей в настоящем и без надежды на будущее. К чему тогда все усилия и успехи его беспокойного и мощного ума, борьба и страдания, добродетель и падения?.. Все в природе имеет для себя разумную причину, существует для определенных целей и достигает этих целей, развиваясь столько, сколько носит в себе сил. Неужели же один только человек составляет извлечение, и со своим разумом и дарственным достоинством является в мир для того лишь, чтобы уничтожиться, не достигши развития своих сил <…>12
* * *
От Киевского религиозно-просветительного Общества.
Семейство у о. диакона было довольно большое. Старший сын окончил семинарский курс, но вследствие вступления во второй брак, оставался всю жизнь псаломщиком в селе Мажары Рязанск. губ. Двух младших братьев покойный Назарий Антонович по окончании академического курса взял к себе и помогал им поступить и окончить киевскую семинарию. Оба они были потом священниками в киевской епархии: старший, Филипп – в селе Литвинец (Каневского у.), а младший – Афанасий в с. Юшков-Рог (Таращанского у.). Все три брата умерли раньше о. Назария Антоновича. Младшая сестра, Марфа Антоновна, была замужем за полковым священником на Кавказе и, овдовев довольно рано, всю остальную жизнь провела в доме покойного о. Назария, которого и пережила. Прочие братья и сестры о. Назария умерли в детстве.
Прот. Н. А. Фаворов.
Среди товарищей Н. А. Фаворова было немало таких, которые впоследствии заняли видное общественное положение; таковы: Д. В. Поспехов (заслуж. профессор Киевской дух. Академии), К. П. Скворцов (бывш. проф. той же Академии), Д. Г. Лебединцев, тайный советник (член военного Совета), иеромон. Ювеналий (бывш. еп. орловский), иером. Геннадий (бывш. викарий Харьков. епархии), иером. Агапит (бывш. ректор Харьков. семин.), М. М. Богданов (прот., член Киевск. дух. Консистории), Т. Павлов (прот. в г. Харькове), М. Никольский (прот. в г. Москве), А. И. Богословский (один из первых магистров, талантливый преподаватель Орловск. д. семинарии) и др.
Церков. Вести. 1895 г., № 40.
В одно время Н. А. Фаворов в академической церкви в течение всего рождественского поста по воскресным дням говорил проповеди «О приготовлении рода человеческого к пришествию Искупителя».
Журн. Конф. Киев. Акад. От 26 сент. 1861 года. Этот журнал подписали: ректор Академии арх. Филарет, ректор киевск. Семинарии архим. Феоктист, прот. Ив. Скворцов, свящ. А.Колосов, профессора: В.Чехович, И.Бобровницкий, Д.Поспехов, Н.Щеголев, П.Юркевич и экстраорд. проф. В. Певницкий
К тому же разряду следует отнести его «Чтения о догматических истинах православно-христианской веры», изданные уже в 1881 г.
Разумеются учено-литературные произведения, помещавшиеся H. А. Фаворовым в Трудах Киевск. д. Академии, каковы: 1) Чтения из истории новозаветной церкви (1861 г. № 1, 5, 7), 2) публичные чтения о вере в И. Христа, читанные в Университете (1865 г. № 1–5), 3) о христианской нравственности (1879 г. № 10, 12), 4) слово при погребении м. Арсения (1876 г. № 6), 5) речь на панихиде по H. М. Карамзине (1866 г. № 12), 6) слово при погребении прот. И. М. Скворцова (1663 г. № 8), 7) замечание на замечание Н. И. Пирогова о преподавании богословия в университете (1862 г. № 4), 8) слово на страсти Господни (1861 г. № 4), 9) слово в день рождения Государя Александра II (1861 г. № 8), 10) слово в неделю мытаря и фарисея (1862 г. № 2), 11) слово в неделю ваий (1862 г, № 4), 12) слово в неделю о самарянине (1862 г. № 5), 13) слово на вознесение Господне (1862 г. 16 6), 14) слово в день рождения Государыни Марии Александровны (1862 г. № 8), 15) слово при погребении Ю. М. Гессо (1863 г. № 10).
Городской голова C. М. Сольский в это время присутствовал на другом юбилейном торжестве – товарища H. А. Фаворова, профессора Академии Д. В. Поспехова.
На первое пятилетие Назарий Ант-ч при баллотировке получил только три черных шара, на второе – 2, на третье – 1. Баллотировок же без черных шаров, насколько помнит Ф.Я. Фортинский, в Совете никогда не было.
Описание юбилейного празднества о. прот. Н.А. Фаворова см. в газете Киевлянин за 1895 г., №№ 265, 266.
Отсутствует последняя страница.