архиепископ Никифор (Феотокис)

Толкование Воскресных Апостолов с нравоучительными беседами

 Толкование 8Толкование 9Толкование 10 

Толкование на Апостол из посланий Апостола Павла к Евреям, читаемый в первую неделю по Пятидесятнице, именуемую Всех Святых (Евр.11:33–12:2)

Настоящий праздник, братия моя, светел, славен и исполнен благословения и благодати Божия. Мы, благоговейно празднуя днесь память не одного какого-либо святого, но всех бывших до закона праведников, всех в законе Пророков, и по Евангельской благодати Апостолов, Мучеников, Исповедников, Иерархов и Преподобных, всех, говорю, вообще от сотворения мира даже до сего дня благоугодивших Богу мужей и жен, известных нам и неизвестных, получаем от Бога, по их о нас молитвам, благодать и благословение. Сего дня читан и Апостол из послания Павлова ко Евреям, в котором описываются преславные деяния Святых, дабы мы, выслушав оный, прославили угодников Божиих и возбудились к подражанию Богоугодным делам их. Послание сие всеславный Павел писал, находясь в Италии, ко всем веровавшим во Христа Евреям (Евр.13:24), а наипаче к живущим из них во Иерусалиме и по всей Палестине, утешая их в гонениях, каковые были на них от Евреев неверных, и вместе доказывая сильными доводами, что вся законная сень прейде, место же ее заступила благодать Иисуса Христа и прообразовательная ею Евангельская истина. Высота мыслей, изящность выражений, собрание имен, твердость доказательств произвели в некоторых, а наипаче в западных учителях Церкви, сомнение, кто именно написал сие послание. Иные почитали его писанием Луки, другие Варнавы, иные сладкоречивого Аполлоса, а некоторые Климента Римского: но в четвертом веке все, даже и самые Отцы западной Церкви, признали, будучи убеждены сильными доказательствами, что оно подлинно писано Павлом. С сего времени все Церкви приемлют, что Павел написал оное, так как и прочие свои послания, на Еллинском языке (Смот. Предис. Толк. Кал-мет. на посл. ко Евр.). Всякий благочестивый человек, слыша добродетели Святых и чудеса их, описываемые в чтенном ныне Апостоле из сего послания, приходит в умиление и многую приобретает духовную пользу. Выслушайте убо со вниманием толкование описуемых здесь предметов, да в точности уразумевши оные, соделаетесь подражателями добродетелей святых мужей и преславных их подвигов.

h5 Евр.11:33. Братие! святии вси верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов.

Верующие во Христа Евреи много пострадали от неверных своих соотечественников, которые их поносили, оскорбляли, всенародному подвергали позору, заключали во узы, и разграбляли имение их (Евр.10:33–34). И так, дабы утешить их в таковом горестном положении, и дабы поддержать в них веру во Христа, святой Павел описывает как деяния и чудеса, каковые люди праведные верою совершали, так и мздовоздаяния, коих они удостоились от Бога. Таким образом он, начав с праведного Авеля, исчисляет их поименно: дошед же до блудницы Раав, которая верою своею, принявши к себе соглядателей, тем спаслась. На сей истории останавливается и говорит: «не достанет ми повествующу времени, о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне, о Давиде же и Самуиле, и о других пророцех» (Евр.11:32). И так, умолчав имена других святых, говорит потом: «иже верою победиша царствия». Все сии святые, говорит он, о именах коих я упомянул, или умолчал, «силою веры победили царствия».

Какие же суть святые сии, победившие царствия? Авраам победил пять Царей, пленивших племянника его Лота, Моисей Фараона, Амалика, Хананеа, Сиона Царя Аморрейского и Ога Царя Васанского: а Иисус Навин Царя Иерихонского, Гайского и некоторых (Быт.14:5; Исх.14:28, 17:3; Чис.21:3, 35) других, о коих упоминается в книге его (Нав.6:1, 8:2). Сверх сих и другие благочестивые мужи силою веры преодолели царствия, как видеть можно в книгах Судей и Царств: «содеяша правду», каковы суть, Деввора, Варак, Гедеон, Иефай и Самуил, которые, будучи водимы светом Божественной веры, судили со всякою справедливостью народ Израильский, оправдывая невинных и наказывая виновных. «Получиша обетования». Всемогущий Бог обещал победу Вараку и Гедеону, первому устами пророчицы Девворы, а второму, устами Ангела, к нему посланного (Суд.4:6, 6:14): и обещание сие сбылось, Варак преодолел силу Иавинову, а Гедеон победил Мадианитян. Обещал Он Давиду чрез Пророка Нафана успокоение от нашествия неприятелей (2Цар.7:11), и сей Царь, управлявши всеми Израильскими коленами, избавился напоследок от всех врагов своих, и расширивши пределы своего государства, опочил в мире. «Заградиша уста львов» (Суд.14:6). Каковы суть, Самсон, растерзавший львичища, яко козлище, Давид, умертвивший медведиц и львов, нападавших на овец стада его, и Пророк Даниил, заградивший уста львов (1Цар.17:34–35; Дан.6:22).

h5 Евр.11:34. Угасиша силу огненную: избегоша острея меча, возмогоша от немощи, быша крепцы во бранех; обратиша в бегство полки чуждих.

Три отрока погасили огнь в пещи, седмерицею распаленной, претворив его в росу. Давид избежал меча Саулова, Илия Иезавелина, Михей Ахаавова, а Елисей Иорамова. Иов избавился от своей немощи, и исцелился от жестоких ран, равно и Езекия от смертельной болезни. Моисей, Иисус Навин, Давид и Маккавей неоднократно доказывали крепость и мужество свое на сражениях, обращая в бегство полки неприятельские.

h5 Евр.11:35. Прияша жены от воскресения мертвых своих: инии же избиени быша, не приемше избавления, да лучшее воскресение улучат.

По молитве Пророка Илии жена Сарептянина умершего своего сына паки получила себе жива: того же, по молитве Пророка Елисея, удостоилась и другая жена Соманитянина. Здесь должно заметить, что Божественный Павел в вышереченных словах описал кратко преславные дела Боголюбезных людей, посредством веры ими содеянные: а в последующих он описывает добродетели и страдания святых мужей: «инии же», говорит он, из святых «избиени быша». Сии слова: «избиени быша»15, переводчики с греческого языка различно толкуют: «иные говорят, что они значат» обезглавлены были: другие, содрана была с них кожа: а некоторые, умерли будучи избиены палицами (См. Икум. на он. мест. Суид.): последнее толкование должно быть справедливее прочих, во-первых потому, что палицы16 называются жезлы те, коими в присутственных местах наказывали виновных, а во-вторых потому, что Елеазар учитель седми Маккавеев, о котором написано: «и сия рек со тщанием на муку17 пойде» (2Мак.6:28, 30), не был ни обезглавлен, ни содрана была с него кожа, и будучи бием, скончал от ран жизнь свою. Сей святой мученик хотя и мог избавиться от смертного мучения, послушав воли мучителей, как то советовали ему имеющие его мучить, но не восхотел, как сам свидетельствует: «Господеви святый разум имущему явно есть, яко от смерти могущ избавитися, жестокия терплю на теле болезни уязвляем, на души же сладце страха ради его сия стражду» (2Мак.6:22, 30). И сие значат слова Павловы: «не приемше избавления». Их можно отнести и ко всем святым мученикам, которые не восхотели отрещись благочестия, дабы чрез то избавиться от рук тиранских. Но почему мученики, могши избавиться мучений и смерти, не восхотели избежать того? «Да лучшее воскресение», глаголет святой Апостол Павел, улучат"». Какое же то воскресение? Воскресение мертвых есть двоякое: одно живота, а другое суда: все мертвые воскреснут, когда вострубит Ангельская труба, «и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота», то есть воскреснут, дабы прейти в жизнь вечную и царство небесное: «а сотворшии злая в воскрешение суда» (Ин.5:29), то есть воскреснут для того, чтобы идти в вечную муку. Воскресением убо лучшим назвал здесь Павел воскресение живота. И так святые мученики не восхотели отречением небесной истины избавиться предлежащей им смерти для того, чтобы не воскреснуть им «в воскрешение суда», но дабы улучить лучшее воскресение, то есть соделаться наследниками небесного царствия: посему-то и Богомудрый Елеазар говорил: «аще бо нынешния муки человеческия и избавлюся, но руки Всемогущаго ни жив, ни умерый избегу» (2Мак.6:26).

h5 Евр.11:36. Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею.

Елисею входящему в Вефиль поругалися малые дети, вышедшие из города и кричавшие: «гряди плешиве, гряди!» (4Цар.2:23). Иеремию бив посадил в темницу священник Пасхор, сын Еммеров (Иер.20:1–2), а Михея ударил в лице лжепророк Седекия (3Цар.22:24, 27), Ахаав же в темницу его посадил.

h5 Евр.11:37–38. Камением побиена быша, претрени быша, искушении быша, убийством меча умроша: проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени. Их же не бе достоин мир, в пустынях скитающеся и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных.

Камением побиты: Навуфей по повелению данному именем Ахаава (3Цар.21:13), священник Азарий, сын Иодаев, обличавший народ в беззакониях, по повелению Царя Иоаса (2Пар.24:21; Деян.7:28), и первомученик Стефан по злости Иудеев: претрен деревянною пилою Пророк Исаия: искушен Иов лишением имения и детей своих, и жестокою болезнью: «убийством меча умроша» предтеча Иоанн, и Иаков, брат Иоаннов (Деян.12:2) (Писм. Ориг. к Африк.). В милотех, то есть в овечьих кожах и в кожах козьих ходили Пророки Илия и Елисей, будучи лишены всякого телесного требования, будучи оскорбляемы от беззаконных людей, и изнуряемы произвольною нищетою (сих то святых мужей не был достоин мир, то есть, что люди, работающие лукавому и законопреступному миру, недостойны были ни обращение с ними иметь, ни даже видеть их), ходяще по пустыням, горам, вертепам, и ущельям земным (3Цар.17:7?). Таковы были сто пророков, которых благочестивый Авдий, смотритель дома Ахаавова (3Цар.18:4), скрыл в вертепах от поисков Иезавели. Таковы были те ревнители закона, которые с Маккавеями ушед из Иерусалима, бежали с женами и детьми своими в пустыню, скрывались в местах тайных, и преносили всякое озлобление.

h5 Евр.11:39–40. И сии вси послушествовани бывше верою, не прияша обетования, Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут.

Все выше исчисленные святые хотя подлинно угодили Богу верою своею: однако ж они не получили еще обетования, то есть того, что обещал Бог праведным: почему же так? Потому, что Бог приготовил для нас, потомков оных нечто лучшее, высшее и блажайшее. Что же такое лучшее сие? Вот что: да не приимут они совершенное мздовоздаяние прежде, нежели и мы получим оное. Но почему Апостол сказав выше: «получиша обетования» (Евр.11:33), то есть прияли обещанное, здесь говорит: «не прияша обетования»? И то и другое истинно: получили некоторые святые на земли, что порознь каждому из них обещал Бог в различные времена: единого же оного всем общего, небесного обетования, которое состоит в наслаждении Божиею славою, они не получили. Так посему не наслаждаются они еще ныне Божественною славою и блаженством? Наслаждаются без сомнения, но не во всей полноте. Посему-то и Апостол не сказал: да не без нас прославятся: «но, да не без нас совершенство приимут», то есть, да не без нас получат совершенство Божия славы. Но почему святые совершенства сего не получают еще? Во-первых потому, что не соединены с телами своими, коими трудились в творении дел благих: во-вторых потому, что Бог «установил есть день, в оньже хощет судити вселенней в правде: в онь же воздаст коемуждо по делом его» (Деян.17:31; Рим.2:6). Иначе, ежели бы святые, от начала мира сущие, прияли во всем совершенстве Божию славу прежде дня оного судного, а посему и грешники бы также совершенное наказание, то всемирный суд, Богом определенный, был бы уже излишен: а в-третьих потому, что промысл Божий устроил для нас нечто лучшее, да не имеют святые оные чего либо большего пред нами, получив совершенную славу прежде нас и без нас, но да все вкупе, яко едино тело Христово, спрославимся Ему, приявши от Него обещанный «венец правды, егоже воздаст в день он» (2Тим.4:8). Согласно с сим глаголет и Пророк Давид: «мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне» (Пс.141:8). Но не обидно ли для праведных столько веков ожидать совершенного себе мздовоздаяния? Сие сомнение Златоуст разрешает следующим образом: Бог сие учредил не для того, чтобы тем обидеть праведных, но чтобы нас почтить? (Злат. на посл. к Евр.) они сами радостно братий своих ожидают. Ибо ежели все мы составляем едино тело, то для тела сего гораздо больше удовольствия, когда оно наслаждается им вдруг во всех частях, а не в каждой порознь: праведники чудны и тем, что о блаженстве других радуются не иначе как о собственном, и сим нас удивляют: они желают увенчаться вместе со своими членами: вместе бо прославиться есть великое удовольствие.

В сем согласны с Божественным Златоустом и другие святые отцы (Феодорит и Икум. на он. мест.). А святой Григорий Богослов описывает даже и то, каким образом праведники тотчас по смерти получают Божию славу, и каким образом они получают ее еще по воскресении из мертвых. Вот его слова: «всякая добрая и Боголюбивая душа, когда разрешившись от связующегося ей телеси, отсюду отходит, тотчас объята будучи чувствием и зрением ожидающего ее блага, чудным неким удовольствием наслаждается, и веселится, и радостно шествует ко Владыце своему, и как бы уже воображением плодоприемлет предлежащее блаженство. Мало же спустя потом и сродную ей плоть восприявши, с тою купно наследствует тамошнюю славу» (Слов. Григор. на Кесар.). Божественный же Павел написал разбираемые мною теперь слова ко Евреям для того, чтобы утешить и подкрепить их в гонении и страданиях. Ежели сии, говорит он, святые мужи, хотя уже и совершили подвиг свой за многие века до сего времени, но еще ожидают мздовоздаяния: то кольми паче нам, не совершившим течение добродетели, но еще подвизающимся нужно иметь терпение: что и из последующих слов ясно видеть можно.

h5 Евр.12:1–2. Темже убо и мы толик имуще облежащ нас облак свидетелей, гордость всяку отложше, и удобь обстоятельный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса.

Поелику облако составляется из многих испарений, то оно здесь означает многолюдство: а гордость, яко великость некая, надутость и возвышенность означает все роды высокомерия. Свидетелями Апостол называет здесь свидетелей не токмо Нового Завета, свидетельствовавших о Христе, но и Ветхого, которые доказали истину веры и величество Божие, иные чудесами, другие пророчеством, иные святостью жизни, а некоторые толиким терпением, что неустрашимо подъяли самую смерть. Удобь же обстоятельным назвал он грех (Злат. на он. мест.) или потому, что он удобно может овладевать нами, или потому, что мы его легко можем преодолевать, ежели только захотим, или потому, что он удобно составляется и производится: ибо нам в сем случае помогают все наши чувства (Феодорит на он. мест.): глаза прельщаются, слух услаждается, обоняние расслабевает, осязание трогается, вкус пременяется, и мысль наша поползновенна ко злу. Начальником веры называет он Иисуса Христа потому, что Он первый преподал совершенное учение о вере в Него, и еще потому, что Он силою Божественной своей благодати посевает в душах наших семена благочестия: а совершителем называет Его потому, что Он благочестие сие в нас умножает, согревает и доводит до совершенства. Заметьте здесь, как Апостол Божий, описав сперва действия веры и святых мужей добродетельные и чудесные дела, выводит оттуда сие для нас наставление: и так имея, говорит он, толикое множество окрест себя свидетелей, служащих нам примерами веры и добродетели, оставим тщеславие, высокомерие, надменность и прочие роды гордости, презрим удобосоставляемый и производимый грех, и потечем охотно на предлежащий нам от Бога подвиг, всегда живо представляя в уме нашем страдания Начальника и совершителя веры Господа нашего Иисуса Христа.

Беседа о том, что всякий имеет собственный предлежащий ему подвиг, и как достолепно проходить оный можно

Как грехов, так и добродетелей неисчислимое есть множество. Кто убегая всякого греха, делает всякое доброе дело, тот может назваться истинным подвижником и достойным наследником небесного царствия. Удаление же от всякого греха равно и исправление всякой добродетели, имеет свои неудобства, свой труд и подвиг. Иного труда требуется, чтобы избежать чревоугождения, а иного, чтобы удержаться от распутства: иное есть неудобство, чтобы истребить из мысли своей гордость: а иное, чтобы искоренить из сердца своего ненависть: также иной подвиг предлежит нам, когда намереваемся сделаться кроткими и незлобивыми: а иной, когда постниками и воздержными: иной для нас потребен подвиг, когда хотим быть твердыми в любви, в сей великой добродетели: а иной, когда хотим презреть всякую мирскую суету. Отсюда видно, что подвиги о спасении нашем суть многи, или, лучше сказать, бесчисленны. Почему ж Апостол Павел сказал не во множественном числе: на предлежащие нам подвиги: а в единственном «на предлежащий нам подвиг»? (Евр.12:1) Таким образом сказал он во-первых для того, чтобы научить нас, что все подвиги, как в избежании от греха, так и в делании добра бывающие, заключаются в том, что вообще подвизаемся мы за спасение душ наших: а во-вторых для того, чтобы объяснить, что каждому из нас предлежит особенный некий подвиг, дабы всяк, ежели только желает, в нем подвизался, и одержав победу, получал неувядаемый венец вечного блаженства. Мы имеем на сие много примеров.

Иосифу предлежит подвиг целомудрия. Жена Египтянина есть госпожа и хозяйка в дому Пентефриевом, а Иосиф купленный ее раб: она бесстыдна и невоздержна, а он в самом цветущем возрасте юношеском: она приглашает его к себе: «пребуди со мною» говорит ему (Быт.39:7). Госпожа просит раба своего: какое то разительное оружие быть просиму от госпожи: а раб притом в юношеских летах: сколь же легко юношество воспламеняется огнем похоти! Но Иосиф, будучи охраняем силою страха Божия, остается ни оружием оным не уязвлен, ни пламенем похоти не сожжен. «Како сотворю», ответствует он госпоже своей соблазняющей его, «глагол злый сей, и согрешу пред Богом»? (Быт.39:9) О дерзость святая! О непослушание Боголюбезное! Во всем другом он был послушен госпоже своей, а в деле греховном совершенно отрекся от повиновения ей. Она в один день видя, что в дому ее не было никого, кроме его, берется за одежду его, влечет его насильственно к соделанию греха. О какая борьба! какая опасность! но он вдруг убегает от нее, и оставляет у нее в руках свою одежду. Таким образом престает брань против целомудрия, и любовь распутной жены, ударившись о камень непоколебимого целомудрия, пременяется в гнев и ненависть. Тогда предпринимает она еще другого рода брань: она клевещет по бессовестию своему на непреодолимого сего подвижника, и его заключает в темницу: но он сносит великодушно клевету ее и злострадание темничное.

Лишение всего имения, смерть детей, раны по всему телу, суть подвиг, предлежащий многострадальному Иову. Он в одну минуту из знатнейшего богача делается последним нищим: быв многочаден, вдруг делается бесчадным: быв здрав, весь покрывается ранами от ног даже до главы. Подвиг сей делали для него труднейшим друзья, утешающие его, и жена, советующая ему возроптать на правосудного Бога: но он все мужественно побеждает, все преодолевает, имея грудь адамантову, и грядет с поприща своего в триумфе победоносном. «Во всех сих приключившихся ему ничтоже согреши Иов пред Господем, ниже устнама своима, и не даде безумия Богу» (Иов.1:22).

Зависть Саулова есть подвиг предлежащий Давиду. Саул совещевает лукавая на него, нападает, гонит, ищет всячески умертвить его. Когда убо Давид увидел врага своего одного, за телесною нуждою вошедшего в пещеру, находящуюся в пустыне Енгадской, где и сам он в то время крылся от врага оного: какого труда стоило ему тогда не согласиться на предложения мужей окружающих его, которые говорили ему: «се день сей, о нем же рече Господь тебе предати врага твоего в руце твои»? (1Цар.24:5) Какой предлежал ему тогда подвиг, чтобы укротить естественные побуждения против того, который ищет неправедно и без всякой вины умертвить его? В каком также смятении, в каком недоумении должен был находиться дух его тогда, как он Саула и стражей его нашел спящими на холме Ехелафе, и когда Авесса сказал ему: «заключи Господь днесь врага твоего в руце твои, и ныне поражу его копием в землю единожды, и не повторю ему»? (1Цар.26:8) Но он все преодолел мужественнейшим образом, отвергнул советы друзей своих, и укротил волны мятущегося естества. «Да не будет ми», сказал он, «от Господа нанести руку мою на Христа Господня»18 (1Цар.26:11).

Пророку Илии предлежит подвиг истребить идолопоклонство: и он великодушно подвизается против Ахаава, борется премудро с гонениями и угрозами покровительницы идолов нечестивой Иезавели, и победив Боголепно, испровергает идолопоклонство, и открывает во всей славе истинное Богопочитание.

Седми Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару предлежит подвиг соблюсти закон Божий. Ласкательства, угрозы, раскаленные сковрады, распаленные котлы, обрезывание языков, отсечение крайних частей тела, содрание кожи, огнь палящий, смерть неправедная, все заставляет их нарушить закон Божий: но они против всего того мужественно подвизаются: все преодолевают чудесным образом, и увенчиваются преславно венцем мученичества. Ежели прочтете священные Истории: то вы увидите там, что всякой праведник подвизался и имел особенный, собственно ему предлежащий подвиг.

Сей-то подвиг, каждому из нас особенно предлежащий, назвал Богочеловек Иисус в следующих словах крестом: «иже хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет» (Мк.8:34). В сей плачевной юдоли, в которой живем мы, не найдешь ни одного человека, которому бы не предлежал какой-нибудь подвиг, который бы не имел креста, то есть бедствий, болезней, страданий и огорчений: даже и самые Цари земные, которые, кажется, поставлены на высочайшей степени счастия и славы, не исключены из сего числа: и им предлежит подвиг, да и подвиг труднейший, и они имеют крест свой. Иной из нас во временном сем странствовании жегом бывает беспрестанно пламенем похоти плотской? и сие есть предлежащий ему подвиг, есть крест его, которой ежели он возьмет, то есть, ежели погасив пламень тот, возьмет верх над оным, то прославится как Иосиф, победитель жены Египтянки. Другой страждет под игом бедствий и напастей, мучится несносными болезнями, не имеет врача, ни лекарства, ниже человека, который бы воззрел на нужды его: и сие есть предлежащий ему подвиг, есть крест его, которой ежели он возьмет, то есть, ежели все будет сносить великодушно и мужественно, то соделается блаженным, якоже Иов, преселится в лоно Авраамово, якоже Лазарь. Иной от завистников чрезмерно угнетается: и сие есть предлежащий ему подвиг, есть крест его, которой ежели он возьмет, то есть, ежели будет великодушно отражать удары завистников, то соделается великим, и превознесется якоже Давид, с толиким терпением понесший зависть Саулову. Другой страждет от гонения за веру: и сие есть предлежащий ему подвиг, которой ежели совершит он мужественно, с душою непоколебимою, то вознесется даже до неба, якоже колесничник Илия. Многие бывают принуждаемы презирать установление постов, и принуждаемы не Антиохом, а собственным своим чревоугодием: и ежели в сем подвиге воинствовать будут мужественно и победят лукавого духа чревобесия, то увенчаются якоже святые Маккавеи.

Но каким образом, скажет кто-либо, можем мы с успехом проводить предлежащий подвиг против греха, дабы избежать его, и по добродетели, дабы исполнить сию? Способ сей открыл нам Богодухновенный Павел. Он, пиша к верующим во Христа Евреям, которые тогда страдали под ударами жестоких гонений, и советуя им тщательно проходить предлежащее поприще, открыл им и способ, посредством которого тщательный подвижник может счастливо совершить подвиг свой: «терпением», сказал он, «да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на начальника веры и совершителя Иисуса» (Евр.12:1–2). Имей душевные очи твои всегда отверстыми, взирай всегда на Иисуса Христа: Сие соделает тебя могущим избежать всякого греха и исполнять всякую добродетель.

Грех поистине удобообстоятелен есть. Он обстоит нас при всякой вещи, при всяком деле, при всяком случае: куда ни обратиться, на что со вниманием ни посмотреть, везде видны греховные соблазны, и сети беззаконий: в самом сердце нашем гнездится грех, и в мысль нашу входит он. Плоть, мир и сатана суть три врага, которые во всяком помышлении нашем посевают семена греха, и очерняют даже самые Богоугодные дела наши. Так, грех поистине удобообстоятелен есть: но ежели мы во всяком случае будем мысленно взирать на Иисуса Христа, то удобообстоятельный грех делается неудобообстоятельным, то есть к нам неприступным, или совсем бессильным и недейственным. Когда будут восставать против тебя смертоносные волнения плоти, то воззри умственно на Твоего Спасителя и в сердечном сокрушении воззопий к Нему: «Господи! спаси мя» (Мф.14:30). Он невидимо подаст тебе крепкую свою десницу, и спасет тебя от искушения плоти твоей, якоже Петра от потопления в море. Когда приразится к уму твоему дым мирской суетности, тогда вспомни, как Искупитель твой презрел всякую мирскую суету, отщед един на гору, когда искали Его, чтобы восхитить и сделать Царем (Ин.6:15). Когда сатана мечет в тебя стрелы чревоугодия, или славолюбия, или лихоимания: тогда вспомни как Иисус Христос, бывши в пустыне, на криле церковном и на высокой горе сокрушил тройственные сии сатанинские стрелы, и потом представши пред ним Ангелы служаxу Ему (Мф.4:11). Когда вселяется в тебя дух непокорности, и ты уже начинаешь вменять себе в стыд быть послушным, почитая себя совершеннейшим своих начальников, тогда представь себе Богочеловека Иисуса: Он Бог сый всесовершенный, повиновался человеком, как то Иосифу и Матери своей (Лк.2:51). Ежели надмевает тебя гордость, то воззри тотчас на Него же. Он есть Творец неба и земли, Зиждитель всего видимого и невидимого, Владыка, Господь и Создатель твой, которому служат все небесные силы, и которого вся тварь славословит, есть всемогущ, всевластен, есть Бог истинный: и при всем том смирил себя до того, что «зрак раба приим, в подобии человечестем быв» (Флп.2:7), не устыдился людей нарицать братиею своею, и по всему подобиться им (Евр.2:11, 17). Воззри, говорю, на Него, как он, будучи младенцем, возлежит в яслях бессловесных, как Он не имеет, где главы подклонить, как алчет от поста, как утруждается от пути, как препоясавшись по вечери лентием, омывает яко раб, ноги учеников своих. Ежели будут клеветать ни тебя, ежели будут порицать тебя, или другим каким образом вредить тебе: то вспомни, что Спаситель твой был оклеветаем от завиствующих, предан Иудою, влеком на судилища беззаконными, бием по ланитам слугою, осужден неправедными судиями, осмеян и оплеван воинами, распят на кресте посреди двух разбойников, хулим, напоен желчью и оцтом, умерщвлен и в ребра прободен: вспомни, что Он так страдая был безгласен, яко агнец пред стригущим его, по предречению великого Пророка Исаии: «яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст своих» (Ис.53:7). Ежели же ненависть к врагам ищет места в твоем сердце, то устреми тотчас ум твой к Голгофе, воззри на Иисуса, там на кресте висящего, и слыши, как Он, молясь о распявших Его, взывает к Отцу своему: «Отче! отпусти им: не ведят бо что творят» (Лк.23:34). И так при всяком случае ко греху, ежели мы, отверзши мысленные наши очи, будем взирать на Христа: то не только далече убежим от мрака греховного, но и светом Божественных добродетелей озарятся души наши.

Колико просвещается душа наша, колико укрепляется в любви, в сей великой добродетели, когда мы, взирая на Иисуса видим, что Он, по любви к нам грешным, соделался человеком, и нашего ради спасения не отрекся претерпеть крестную смерть! Колико усовершается дух наш в творении милостыни, когда взирая на Него, видим чудеса милосердия Его и слышим Его вещающего к помилованным, чтобы они молчали о благодеянии от Него им оказанном! Коликим жаром душа наша должна воспламениться к молитве, когда мы узрим Его и в пустынях, и на горе и в Гефсимании молящегося! Колико ревностными можем мы соделаться к хранению поста, когда узрим Его постящегося четыредесять дней и четыредесять ночей! Коликую приобретем себе пользу, когда, взирая на Него, найдем в нем примеры кротости, незлобия, терпения и всех прочих добродетелей, кои Он являл во все течение пресвятой Своей жизни, наипаче же во время мироспасительной страсти!

Приметьте здесь всеблагое смотрение бесконечной Божией премудрости. Созерцание Божия славы составляет блаженство, царствие и наслаждение небесными благами. Когда святые взирают на славу Божию, тогда они блаженствуют, тогда они царствуют и насыщаются небесными благами: «насыщуся, внегда явитимися славе Твоей», говорит Царе-пророк (Пс.16:15). На земле же созерцание Иисуса Христа, Бог дал нам для того, чтобы оно служило посредством к созерцанию Его на небесах: ибо ежели, по словам Павловым, тогда мы потечем на предлежащей нам подвиг, то есть по пути потечем спасения, когда будем взирать на Иисуса Христа: то отсюда видно, что земное созерцание Его руководствует к небесному. Ежели ты взираешь здесь на Его добродетели, то узришь тамо славу Божиего существа Его. Ежели взираешь на Его страдания, то узришь тамо Его Божие величество, и Его седящего во славе одесную Отца своего. Братия моя возлюбленная! взирайте во все временное течение жизни вашей на Иисуса Христа, да тако соделаетесь достойными взирать на славу Божества Его во век и в век века! Аминь.

* * *

15

ἐτυμπανἰσθησαυ.

16

τόμπανα.

17

τύμπανον.

18

На Помазанника Господня.


 Толкование 8Толкование 9Толкование 10