Азбука веры Православная библиотека архиепископ Никифор (Феотокис) Жизнь и труды архиепископа Никифора (Феотокиса)


Жизнь и труды архиепископа Никифора (Феотокиса)

Благословенным христианам Греции и России

Содержание

Описание

От издательства

Предисловие к книге

Керкира. Детство, учение, священноучительство Лейпциг – Константинополь – снова Лейпциг. Ученая и издательская деятельность Лейпциг – Вена – Братислава – Яссы. Избрание на Филадельфийскую кафедру Яссы. Схоларх Господарской школы Приезд в Россию. Полтава Полтава. Архиепископ Славянский и Херсонский Астрахань. Архиепископ Астраханский и Ставропольский Москва. Данилов монастырь. На покое Библиография Труды архиепископа Никифора Неизданные сочинения Литература об архиепископе Никифоре Документы архивов, опубликованные в книге Документы архивов, включенные в книгу в качестве иллюстраций Список сокращений
Описание

Книга знакомит русского читателя с жизнью и разнообразным духовным наследием выдающегося российского архипастыря-грека, деятеля традиционного православного просвещения второй половины XVIII века архиепископа Никифора Феотокиса. Архиепископ Никифор принадлежал к образованнейшим людям своего времени; выдающийся богослов и духовный писатель, выразитель византийской святоотеческой традиции, он был также прекрасно знаком с современным естествознанием и западными философскими учениями. В России, где ему довелось почти четверть века трудиться на церковной ниве, с его именем связано устроение семинарий в Полтаве и Астрахани; он также известен как архипастырь, предпринявший первые практические шаги в решении проблемы старообрядческого раскола, один из основоположников единоверия. Последние семь с половиной лет своей жизни архиепископ Никифор провел на покое в Московском Даниловом монастыре, посвятив их молитве и литературным трудам.

От издательства
Предисловие к книге

Настоящее издание посвящено выдающемуся архипастырю, деятелю традиционного православного просвещения второй половины XVIII века архиепископу Никифору Феотокису1. На своей родине, в Греции, он прославился как ревностный педагог, талантливый проповедник, ученый, богослов, издатель святоотеческих творений. Затем почти четверть века Господь благословил его трудиться в России, где с его именем связано устроение семинарий в Полтаве и Астрахани; он также известен как архипастырь, предпринявший первые практические шаги в решении проблемы старообрядческого раскола, один из основоположников единоверия. Последние семь с половиной лет своей жизни архиепископ Никифор провел на покое в Московском Даниловом монастыре, посвятив их молитве и литературным трудам.

Обширное духовное наследие Никифора Феотокиса включает переводы, комментарии, гомилетические, полемические и апологетические произведения, учебники для греческих школ. Он издал Слова св. Исаака Сирина на греческом языке, а также сборник святоотеческих толкований на Восьмикнижие («Цепь толковников»). Толкования воскресных Евангелий и Апостолов («Кириакодромион»), составленные архиепископом Никифором в Даниловом монастыре, читались за богослужениями в греческих храмах.

Далеко не все творения архиепископа Никифора переведены на русский язык. Перевод его главного труда, четырехтомного «Кириакодромиона», далеко не совершенен, и язык этого перевода для современного читателя тяжел и архаичен. Некоторые переводы до сих пор не изданы, а изданные до 1917 года труднодоступны. Имя этого выдающегося иерарха, в XIX веке почитаемого русскими святыми, уважаемого учеными, любимого читателями, в настоящее время почти забыто в России. До сих пор для нас актуально звучат слова А. А. Дмитриевского2, написанные более чем столетие назад: «Личность [Никифора Феотокиса] в одинаковой степени интересна как его соотечественникам-грекам, так и нам, русским. [...] Личность эта, для своего времени весьма замечательная, но не оцененная в литературе по достоинству, должна приковывать к себе внимание ученых Греции и России. Полная характеристика этого славного иерарха, ученого и великого оратора, еще не сделана [...] так как его многочисленные труды, его проповеди и обширная корреспонденция еще не изданы в свет» 3.

Настоящая книга призвана в какой-то мере восполнить этот недостаток. В ней собраны труды архиепископа Никифора на русском языке, публиковавшиеся в различных изданиях и отдельными брошюрами до революции и в последние годы, а также некоторые архивные материалы; ряд документов публикуются впервые, часть из них неизвестна исследователям. Издание творений святителя предваряется очерком его жизни. Печатные тексты переиздаются по указанным источникам с небольшой редакторской правкой; примечания добавлены редакцией за исключением нескольких, взятых из прежних изданий, которые отмечены особо. Проверены цитаты из Священного Писания, в некоторых случаях добавлены ссылки; точные цитаты выделены курсивом. Архивные документы публикуются дословно, однако пунктуация в них по возможности приведена к современным нормам, большинство старых грамматических форм заменены новыми; прописные буквы, употребляемые в обращениях, титулах и прочем сохранены.

Редакция благодарит за помощь в сборе материалов для книги сотрудников Государственного архива Астраханской области – директора Т. Н. Просянову, заместителя директора Т. Р. Кравацкую и Е. Ф. Буслаеву; сотрудников Государственного архива Днепропетровской области – директора Н. В. Киструсскую и О. В. Касьянова, и сотрудников Государственного архива Полтавской области – директора А. П. Белоус и заместителя начальника отдела В. В. Коротенко, а также издательство «Ковчег».

* * *

1

В русских изданиях фамилию архиепископа Никифора принято писать Феотоки или Феотокий. В настоящей книге (исключая названия источников и цитаты) мы придерживаемся греческого написания Феотокис.

2

Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929), уроженец Астраханской губернии; выдающийся литургист, историк Церкви, археолог, византолог. Ему принадлежит несколько публикаций о Никифоре Феотокисе в Трудах Киевской Духовной Академии и Астраханских епархиальных ведомостях.

3

Дмитриевский А. А. По поводу издания в свет нескольких трактатов и писем архиепископа Никифора Феотоки [Здесь и далее ссылки на печатные источники, включенные в библиографию, даются в сокращении.].


Источник: М. «Даниловский Благовестник». 2006. – 344 с., ил.

Комментарии для сайта Cackle