Азбука веры Православная библиотека Никодим Павлович Кондаков Путешествие на Синай в 1881 г. Из путевых впечатлений. Древности Синайского монастыря


Никодим Павлович Кондаков

Путешествие на Синай в 1881 г. Из путевых впечатлений. Древности Синайского монастыря

Содержание

Предисловие

Из путевых впечатлений Дорога из Суэца через Эль-Тор на Синай Синайский монастырь Дорога с Синая в Суэц Древности синайского монастыря Мозаика Синайского монастыря Библиотека рукописей синайского монастыря Греческие рукописи с миниатюрами в библиотеке Синайского монастыря Приложение  

 
Предисловие

Поездка на Синай, предпринятая мною частным образом, в сообществе фотографа г. Рауля, весною 1881 г., имела своею целью специальную, чисто археологическую задачу. Мы предположили себе лишь один пункт – монастырь св. Екатерины на горе Синай, и осмотром его памятников древности и художественно-украшенных рукописей его библиотеки, а также изготовлением по возможности, верных фотографических снимков, эта задача вполне исчерпывалась. Все, выходящее из ее рамок, могло явиться только случайным образом и, следовательно, играть в нашем путешествии второстепенную роль. В тоже время обильная литература путешествий на Синай1 ученых богословов и библиологов, столько раз (и все с одинаковым успехом, т.е. более пли менее бесплодно – на наш взгляд) исследовавших пути странствия и стоянки Евреев в пустыне Синайской, пли разгадывавших между вершинами Синайского хребта истинный Синай и Хорив, или, наконец, описывавших святые места, часовни и капеллы, развалины и пещеры. – Эта литература, казалось, избавляла от обязанности рассказывать о самой поездке. И, однако же, занявшись этой литературой по возвращении, мы пришли к убеждению, что передача путевых впечатлений поездки на Синай еще долго останется обязательной в известном смысле, как вообще, так в особенности в русской литературе, под одним важнейшим условием – правдивости.

В самом деле, не смотря на замечательные в свое время по полноте и ясности описания путешествий, как напр. арх., ныне еп. Порфирия, Эберса и пр., Синай, как и вообще далекий Восток все еще остается местностью свежей, мало тронутой исследованием, и европейский путешественник неизбежно превращается в наивного паломника, подчиняется совершенно чуждой, обступившей его среде. В ней единственно найдет он и все нужные ему сведения, если не захочет подчиниться предписаниям гида Изамбера, которые, по вкусам и, следовательно, по ценам рассчитаны единственно на громадные средства. Между тем, сама поездка на Синай имеет свой собственный археологический характер, и не по тому одному, что здесь несколько шагов удаляют вас от новой культуры и ведут к тому Востоку, где еще живут формы отдаленной древности, где многое говорит вам о старине времен Юстиниана, а эта культура кажется только случайным, чуждым наростом. На дальнем Востоке вообще, и в Синайском монастыре в частности, древность и ее памятники еще остаются в своей собственной, родной обстановке, и путешественник не находит здесь ни различных приспособлений, специально на него рассчитанных, ни готового материала, несортированного для разных степеней его любознательности. Между тем, эта самая необходимость искать, открывать самому, блуждать, рискуя найти то, чего не искал и что оказывается более интересным и поучительным, и составляет ту заманчивую прелесть путешествий по Востоку, которая кроется в присущей человеку черте дорожить лишь тем, что дорого и с трудом достается, как собственная работа. И так как, в тоже время наши интересы, интересы русской науки к этой, еще свежей, нетронутой области древностей христианского Востока держатся пока в сфере чисто платонических привязанностей, более и более потухающих, за недостатком материала, то мы решились присоединить к своим археологическим заметкам и краткое содержание веденного во время путешествия дневника; оправданием нам послужат такие примеры, как Эберса, Бругша и других.

Такой же характер заметок и записок носит на себе и вторая часть сочинения, или статья о древностях Синайскаго монастыря. Специальной нашей задачей было личное обозрение греческих рукописей с миниатюрами и известной мозаики Преображения. Краткость времени, проведенного нами в монастыре (несколько менее трех недель), которого мы достигли только через 23 дня путешествия из Одессы, отсутствие необходимого пособия в лице рисовальщика или писца не дали автору возможности воспользоваться своею далекою поездкой с большими результатами. При этом он, однако же, рассчитывает со временем придать больше цельности в описании мозаики в будущем своем сочинении по истории византийской мозаики й ввести новые рукописи с миниатюрами в среду других уже известных.

Автору приходится также сожалеть о том, что ему не удалось найти средств и пути для снабжения своей записки необходимыми иллюстрациями. Составленный им и исполненный г. Раулем альбом ста десяти фотографических снимков с видов, древностей и рукописей Синайскаго монастыря остается, таким образом, без употребления и играет лишь роль документа для проверки слов и показаний описателя. Быть может, автору следовало бы подождать, поэтому, с самым изданием своих записок, интересных лишь в кругу специалистов, но различные запросы, им полученные, убедили его, что откладывать долее издание значило бы удерживать добытые результаты исключительно для себя.

* * *

1

Литература путешествий на Синай и записок богомольцев и паломников обильна и начинается рано; отмечаем важнейшие: муч. Антонина, изд. Titus Tobler, De Locis, quae perambulavit b. Antoninus а. D. 570. 1863. Титмара в ХII в., Peregrinatio etc. ed. Laurent. 1871. Лудольфа из Сужена между 1336–1341 гг. Вильгельма Бальделензера Hodoeporicon ad Т. S. а. D. 1332 в Thesaur. mon. Eccles. ed. Basnage 1726, II. *Рудольфа Фра- менспейгера Itinerarium in Pal., ad m. Sinai a. D. 1346, ibid. VI. Sigoli, Viaggio al monte Sinai, флор. изд. 1829 г. И. Тухера в 1479 г. изд. в Feyrabends Reyszbuch 1584; Фабра в 1483 г. Evagatorium изд. 1843 г.; Брейденбаха изд. 1486 г.; Фарнада в 1518 г.; Франциск. Настоят. в Er. изд. Клейтоном в 1753, затем в 1810– и др. XVI стол. *Трифона Коробейникова пут. в 1583 г, у Сахарова, Сказания рус. нар. II. *Вишенскаго, Ипп. «Пелгримация» в 1708 г. изд. арх. Леонидом в 1877 г. Thevenot, Relation d’un ѵ. 1665 в Voyages tant en Eur. etc., V. du Levant изд. 1727 г. Morrison, Relation d’un v. au m. Sinai, 1704. *Багского, путеш. к св. мест. (1728 г.), изд. 1778. *Pococke, Voyages etc., trad. 1772–3, т. I. *Seetzen (+1811), Reisen durch Syrien etc., Arab. Petr., herausgg. v. Kruse, 1855. Henniker, Notes during а visit to Eg.. М. Sinai, 1823. *Burckhardt Reisen. 1824, II. Fazakerley, Journey etc. изд. в Walpole, Travels, 1820. Carne, Letters from the East, 1826. *Laborde* Voyage dans l’Arab Petree. 1830. Stephens, Incidents of travel in Eg., Arab. Petr, Edinb. 1839. Schubert, Reise in das Morgenl. 1838. *Robinson, deuteche Ausg., Pal. u. d sudl. angrenz. Lander, 1841. *Уманец, Поездка на Синай, 1850. Fisk, А Pastor Memor. of Eg. .., Sinai, 1847. Bartlett, Forty Days or Journey to M. Sinai, 1848. *Успенскаго, Порфирия, арх. Первое пут. в Синайский монастырь в 1845, изд. 1856. *Его-же. Второе пут. в 1850, изд. 1856, с атл. в л. *Lepsius, Briefe aus Аeg., Aeth. u. d. Halbinsel des Sinai, 1852. *Roberts, The Holy Land, Syria, Arabia etc. 1855 с рис. Lotttn de Laval, Voyage dans la Peninsule arab. du Sinai, 1855–9. Graul, Reise nach Aeg. u. d. Sinai, 1854. Strauss, Fr. A. Sinai u Golgatha. *Brugsch Wander, nach d. Turkisminen u. n. d. Sinaihalbinsel, 1866. Fraas, Aus d. Orient, Geolog. Beobacht. 1867. Stanley, Sinai and Palestine, изд. 1865 и 1871. Palmer, The desert of the Exodus, 1871. *Tischendorf (пут. в 1844, 1859 гг.) Aus d. heil. Lande, 1862. *Его-жe: Die Sinaibibel, ihre Entdeckung etc. 1871. *Ebers, Durch Gozen zum Sinai, 1873, 2-е изд. 1881. *Норова, Авр. Иерусалим и Синай, Зап 2 пут. 1868, с атл.. А. (арх. Антонина), Из записок Синайского богомольца, в Трудах Киевской дух. ак. за 1871–3гг.

Наконец, особенно важное значение имеет том Землеописания Риттера, в котором сделан свод всех исторических и топографических показаний по старым и новым путешественникам: С. Ritter, Die Erdkunde ѵ. Asien, VIII, 2 e Abth,, Die Sinaihalbinsel, Pal. и Syrien. 1-r Abschnitt, Die Sinaihalbinsel, 1141 стр.


Источник: Кондаков Н. Путешествие на Синай в 1881 году. Из путевых впечатлений. Древности синайского монастыря. – Одесса: Тип. П.А.Зеленого (б. Г.Ульриха). 1882г. – [4], IV, 160 с., 1 л.карт.

Вам может быть интересно:

1. Памятники христианского искусства на Афоне Никодим Павлович Кондаков

2. Синодальный художник Алексей Антропов Николай Васильевич Покровский

3. Полемика между Механиковым и Швецовым профессор Николай Иванович Субботин

4. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870) Александр Александрович Папков

5. Сирия: список антиохийских патриархов епископ Порфирий (Успенский)

6. История стенописи Успенского собора в Москве Александр Иванович Успенский

7. О свободе совести. Опыт исследования вопроса в области истории церкви и государства с I по IX в. профессор Василий Фёдорович Кипарисов

8. Участие преподобного отца нашего Сергия в событиях 1380 года, положивших начало освобождению России от татарского ига архимандрит Леонид (Кавелин)

9. Изучение византийской истории и ее тенденциозное приложение в Древней Руси. Выпуск 1 профессор Филипп Алексеевич Терновский

10. Из английской церковной жизни XVI века профессор Василий Александрович Соколов

Комментарии для сайта Cackle