Источник

Слово VI, в котором говорится о том, что христианам негоже играть в шашки, карты, камешки, салочки, участвовать в состязаниях и тому подобных затеях и даже смотреть такие зрелища

Вступление

Нет ничего дороже времени, но ничем так не пренебрегают, как временем. Нет ничего дороже, потому что, во-первых, если человек теряет что-либо ценное – золото, серебро, честь, славу или плотские удовольствия, то сможет приобрести их снова. Но только не время. Потерянное время невозможно вернуть назад никогда-никогда. По словам Григория Богослова, «...всякому мужу и жене, старцу и юноше, городскому жителю и поселянину, простолюдину и начальнику, богатому и бедному, так как всех призывает один подвиг, даю совет один – приготовиться к этому подвигу охотно, не расслабевать, не медлить, не терять времени, которого возвратить уже невозможно» (Слово 19). Так же считает и божественный Златоуст: «Всем следует пренебрегать, но только не временем; если истратишь золото, можешь снова приобрести его, если же погубишь время, трудно воротить его» (Беседа 58 на Евангелие от Иоанна). Дело в том, что все остальное в мире находится в некоем определенном состоянии. Время же находится в едином непрерывном движении и течении. Достигнув точки существования, оно тотчас же исчезает, уходя в небытие. Во-вторых, ценою времени можно приобрести все небо и Царство Небесное, вкусить Божьей благодати, стать сыном Божиим и соединиться с Богом. Проще говоря, смертный человек может стать Богом по благодати и усыновлению Богу. Тем не менее сегодня мы больше всего пренебрегаем временем, ибо современные христиане берегут и дорожат всеми прочими вещами и расстаются с ними с большим трудом. А к столь дорогому и бесценному времени относятся с крайней небрежностью. Тратят его безжалостно на всякие пустяки и дребедень, то есть на игру в кости, карты, на состязания и прочие забавы. Они тем самым уподобляются безумному Герману, который, как пишут историки, нашел бриллиант, принадлежавший бургундскому герцогу Карлу. Камень был невероятно крупный и представлял собой бесценное, вызывающее всеобщую зависть сокровище. Скажу больше: Герман не понимал, что это сокровище, не знал его цену и отнесся к ней с презрением, как к обычному камню, и продал бриллиант за баклажку вина.

Современные христиане тоже не понимают, насколько драгоценно время, которое даровал им Бог. Они поступают, подобно безмозглому петуху из басни Эзопа. Роясь в навозной куче, тот нашел дорогой бриллиант и воскликнул, что лучше б ему попалось ячменное зерно, чем этот камень. Так получается, что христиане предпочитают ценной вещи малоценную, дорогой – дешевую. По этому поводу пророк Исаия говорит, что Господь «скоро придет и не замедлит» (Ис.14:1). Аввакум добавляет, что «идущий придет и не замедлит» (Авв. 2:3). Несмотря на это, христиане думают совсем наоборот – что Бог не спешит со Своим пришествием, и растрачивают время своей жизни на то, чтобы смотреть на игры других христиан. Премудрый Сирах строго предупреждает: «помни, что смерть не медлит» (Сир.14:12), держи в уме, что гнев Божий близок и внезапно настигнет тебя: «помни, что гнев не медлит» (Сир.7:16). При всем при том христиане закрывают уши ладонями, как щитом, и не слышат призывы Святого Духа, обращенные к ним, полагая, что им до смерти еще очень далеко и гнев Божий их еще долго не коснется. К тому же они беззаботно убивают свое время на душевредные зрелища, мимов, охоту и тому подобное. То время, которое даровал им Бог, чтобы они покаялись и избавили себя от Божьего гнева. О великое обольщение, которым дьявол высмеивает и обманывает современных христиан и заставляет их вредить своей душе! Вот почему я и решил сегодня обличить такое обольщение и показать все то зло, которое причиняют упомянутые игры их участникам и зевакам, и убедить вас, что христианам не следует ни играть, ни участвовать, ни даже смотреть на них. Итак, я начинаю.

Размышления

Игры вызывают раздоры между супругами

Во-первых, игры порождают недоразумения, ссоры и разногласия между супругами; распри между отцами и детьми, изгнание сыновей и рабов из дома их отца и господина. Подтверждением тому служит Священное Писание. В 21-й главе Бытия мы читаем, как Исмаил играет с Исааком, досаждает Сарре и этим вынуждает Авраама изгнать Исмаила из дома вместе с его матерью Агарью, рабыней Авраама: «Видев же Сарра сына Агари египтянки, которого она родила Аврааму, играющим с Исааком, сыном своим, сказала Аврааму: изгони рабыню эту и сына ее... и явились эти слова весьма жестокими пред Авраамом о сыне его» (Быт.21:9–11). Вот так [простая] игра породила озлобление в семье, до той поры довольно мирной, Богом облагодетельствованной и благословенной.

Игры приводят к дракам и убийствам

Во-вторых, игры вызывают злые помыслы, драки, убийства и кровопролитие. В этом убеждает история из второй главы Второй книги Царств. Из нее мы узнаем, как однажды встретились у озера в Гаваоне два полководца. Один был Авенир, начальник войска Иевосфея, сына Саула, со своими воинами. Другой – Иоав, начальник войска Давида с Авессой и Асаилом, его братьями, тоже со своими воинами. Когда они сидели вместе, Авенир велел молодым воинам поиграть и позабавить их. «И сказал Авенир Иоаву: пусть встанут юноши и поиграют перед нами» (2Цар.2:14). Те встали перед военачальниками и принялись играть. Теперь посмотрите, как плачевно все закончилось. Когда воины начали игру, то помешались умом, и двенадцать юношей Авенира и двенадцать Иоава убили друг друга. Зло на этом не закончилось. Между войсками разгорелась настоящая битва, которая приумножила число убитых. «И произошло в тот день жесточайшее сражение» (2Цар.2:17). Авенир, увидев, что происходит, бежал. Асаил, брат Иоава, бросился за ним в погоню. Когда он настиг беглеца, получил удар копьем в спину и умер. Иоав и Авееса, увидев гибель брата, погнались за Авениром и его войском. Сражение продолжалось до заката солнца. В сражении войско Авенира потеряло триста шестьдесят убитых, у Иоава – девятнадцать.

Игры, особенно карты, порождают много зла

В-третьих, игры приводят к клятвопреступлениям, богохульству, лжи, гневу, убийствам, оскорблениям, сквернословию, превращающихся в запутанный клубок многих зол. Особенно этому способствует проклятая Богом игра в карты. Где карты, там – о Господи помилуй! О, кто в силах вытерпеть, слыша, как картежники сыплют клятвами, точно семечками? Как они распаляются гневом и приходят в ярость и становятся словно одержимые! Утратив всякий страх Божий, они разевают свои болтливые пасти, изблевывая хулу на Господа, на веру, на святых с большей дерзостью, чем неверующие и бесы. Как они бесчинствуют и орут! Как выходят из себя от злости, особенно когда не выигрывают, а все больше и больше проигрывают. Такие игроки, особенно картежники, приходят в совершенно безрассуднейшее состояние, что несчастные добровольно отдают себя в рабство, позволяют связать и продать себя кому угодно, как скотину. В 14-й главе «Политического театра» мы читаем о том, что в древности немцы докатились до дикости, играя в карты с невероятным отчаянием. Выигрывали они или проигрывали, сражались до конца. Стремясь сохранить свое имущество, несчастный ставил на карту даже собственную свободу, надеясь отыграться. Если он проигрывал, то становился рабом победителя. Кем бы он ни был – молодым, сильным и благородным, позволял победителю связать себя и продать, как раба, кому попало. Вот какие ядовитые плоды! Вот какие печальные последствия игр!

Игроков сравнивают с ворами

В-четвертых, игры, ко всему прочему, всегда становятся причиной того, что государственные должности зачастую занимают злодеи и развратники. Из них один становится правителем, другой – полководцем, третий – еще каким-нибудь важным лицом. А вследствие этого пустеют города и целые области, множество душ гибнет и идет в ад. Вот почему мы находим в истории повесть о том, как английский король Генрих назначал наиболее недостойных людей на государственные должности при одном условии: если они честно играли в карты. Прав был мудрый Аристотель, когда причислял к ворам корыстолюбивых, алчных, картежников и прочих игроков. «А вот, – говорил он, – игрок в кости, вор одежды в бане и разбойник тоже относятся к скупым, ибо их нажива позорна» (Никомахова этика. 4,3).

Поскольку воистину они тоже воры, лучше сказать даже хуже воров. Ведь разбойники и воры работают грубо и явно, и каждый может уберечься от них. Игроки же, особенно картежники, действуют скрытно и очень хитро, похищая из карманов чужие деньги без насилия. Поэтому божественный Златоуст был вынужден сказать, что игры вызывают не только богохульства, убытки и злобу, но и приводят к гораздо более страшным порокам. «Страсть к игре в кости часто производила богохульства, убытки, злобу, ругань и бесчисленное множество того, что гораздо хуже этого» (Беседы о статуях. 15). В книге «Грешных спасение»75 рассказывается, сколько зла причиняет именно игра в карты. Позволю себе сказать, что эти дьявольские затеи охлаждают благочестие, убивают страх Божий, лишают божественной любви и опускают несчастных людей до крайней степени религиозного равнодушия и апатии. Они посвящают страстям дни и даже ночи напролет, а в Божий храм ни ногой – ни на вечерню, ни на утреню, ни на литургию, как велит христианский долг.

Какой вред игры наносят зрителям и как у нас называют ипподромы и театры

Сатанинские игры причиняют одинаковое зло как участникам и устроителям, так и тем, кто с радостью смотрят такие зрелища. Тот, кто следит за игрой, подобным же образом вредит своей душе, ибо видит нечестивые безобразия, похотливые лица, страстные движения, слышит грязную брань, богохульства, ложь, пошлость и насмешки. Проще говоря, зрители этих затей всеми своими чувствами сами вонзают в сердце бесчисленные жала сладострастия и вреда, чем убивают свои несчастные души. Они заражаются ослаблением благочестия, утратой страха Божия, нерадивым отношением к Христовым заповедям и в конце концов опускаются до высшей степени отсутствия страха Божиего и пренебрежения к собственному спасению и забвению Божиего Суда, о котором слышим мы за утреней и Божественной литургией. В Божий храм они не ходят, чтобы помолиться и исполнить свой христианский долг, но, едва забрезжит рассвет, спешат в притон или на ипподром наслаждаться дьявольскими затеями, сатанинскими зрелищами звериных боев. Так у них весь день проходит без молитвы, без Бога, как у нехристей и нечестивцев. О! Как можно удержаться от слез при виде того жалкого состояния, до которого докатились христиане! Златоуст совершенно справедливо называет ипподром, где проводят скачки безмозглых лошадей, «сатанодромом плотского лукавства» (Слово о цирке), а места, где играют в шашки, кости, карты, мяч, камешки, устраивают состязания и бои животных и прочие безобразия, – всеобщим училищем разнузданности, публичной школой блуда и прелюбодеяния, престолом и седалищем развратников, пристанищем, преисполненным всякой заразы, Вавилоном, адским огнем и прочими страшнейшими и позорными прозвищами. Христиане, по словам Златоуста, тоже не получат никакой пользы, если во время Великого поста займутся упомянутыми игрищами или станут ходить на подобные зрелища. «Какая выгода постящимся ходить на зрелища беззакония, посещать общее училище бесстыдства, публичную школу невоздержания, восседать на седалище пагубы? Да не погрешит тот, кто сцену – это пагубнейшее место, полное всякого рода болезней, эту вавилонскую печь – назовет и седалищем пагубы, и школою распутства, и училищем невоздержания, и всем, что ни есть постыднейшего. Действительно, дьявол, ввергнув город в театр, как бы в какую печь, затем поджигает снизу». (О посте, сказанная в шестую неделю святой Четыредесятницы).

На играх гибнут зрители

Не хотели бы вы узнать, что смертью наказываются не только игроки и устроители игр, о чем уже упоминалось ранее, но и те, кто приходит просто посмотреть на них? Следуйте за мной. Мы отправляемся в Палестину. Там в одном большом доме собралось около трех тысяч иноплеменников, мужчин и женщин. Они пировали и прославляли своего бога Дагона76 за то, что тот предал в их руки злейшего врага – Самсона.

Там же в темнице томился этот храбрый и несчастный, презираемый всеми ослепленный Самсон, которому они выкололи глаза. После того как иноплеменники поели, попили, повеселились, им захотелось поглумиться над ослепленным пленником. Они велели привести его из темницы. Когда узника привели, они приказали ему позабавить и рассмешить их какой-нибудь игрой. И Самсон стал играть, а они били слепого по лицу: «И тогда развеселилось сердце их, сказали: позовите Самсона из дома темничного, пусть он играет пред нами. И призвали Самсона из дома узников и играл пред ними, и заушали его» (Суд.16:25). Все зрители, мужчины и женщины, столпились на крыше огромного дома и смотрели сверху вниз на презренного пленника, который стоял между колоннами и играл для них. «Дом же был полон мужчин и женщин; там были все владельцы Филистимские, и на кровле было до трех тысяч мужчин и женщин, смотревших на забавляющего их Самсона» (Суд.16:27).

Теперь смотрите, какой жалкий конец постиг зрителей, следивших сверху за игрой Самсона. Несчастный богатырь, пока играл и подвергался издевательствам врагов, вспомнил свою былую храбрость. Он не стерпел издевательств и насмешек тех, кого раньше много раз побеждал и истреблял. Он зарыдал и взмолился Богу, прося вдохновить его и вернуть ему прежнюю силу только на один последний раз и ответить иноплеменникам на издевательства. Самсон обхватил руками две колонны, на которых держался дом, и со всей силой рванул их – и огромное здание разрушилось до основания. А вместе с ним погибли все иноплеменники, все зрители, с радостью следившие за игрой Самсона: «И обхватил Самсон два средних столпа, на которых стоял дом... и сказал Самсон: «да умрет душа моя с иноплеменниками!» И уперся с силой и обрушился дом на начальников и весь народ, бывший в нем» (Суд.16:29–30).

Видите, братия мои христиане, какое зло причиняют игры как игрокам, так и зрителям? Вы поняли, сколько вреда дьявольские зрелища приносят еще и душе, телу, чести и жизни? Поэтому ради любви к Богу и ради любви к спасению ваших душ прекратите участвовать в играх, бегите от них, как от огня. Ибо как большой пожар уничтожает не только оказавшихся внутри пламени, но и случайно стоящих поблизости и попавших под град горящих искр, летящих во все стороны, так и зрелища и игрища губят и самих устроителей, и собравшихся там зевак. Если огонь не сжигает их полностью, то попаляет им брови, волосы, дым выедает глаза, а лицо становится черным от копоти; так игры повреждают чувства и душу игроков.

Кто дает деньги игрокам, тот совершает грех

Поэтому божественные апостолы советуют христианам: «Бегайте также неприличных зрелищ, театров то есть и церемоний эллинских» (Апостольские постановления. Кн. 2, гл. 62). И продолжают: «Должно также бегать и их торжищ и совершаемых на них игрищ; ибо верующий должен ходить на торжище только для выкупа тел и приобретения души и для покупки другого чего-либо, нужного для жизни» (Там же). Дающие деньги тем, кто пляшет и играет в театрах, совершают тяжкий грех, ибо становятся виновниками погибели несчастных артистов. Как говорит божественный Златоуст, «ты подай нуждающемуся, а не давай пляшущему, чтобы с деньгами не погубить тебе и души его. Чрез неуместную щедрость ты становишься виновником его погибели. Если бы плясуны знали, что их искусство останется без прибыли, то они давно перестали бы заниматься им. Но они видят, что ты рукоплещешь, бежишь к ним, входишь в издержки, истрачиваешь все достояние на них; поэтому, хотя бы и не хотели продолжать своего дела, увлекаются, однако же, желанием прибыли» (Беседа 42 на Евангелие от Иоанна).

Игры – огромное препятствие на пути спасения христиан

Игры и зрелища причиняют не только зло. Они, кроме того, создают огромные препятствия на пути к спасению христиан. Ведь время, которое они могли бы потратить на свое спасение, расходуется на пустые и бесполезные дела. Вы, возлюбленные мои христиане, сотворены Богом в мире вовсе не для того, чтобы играть в игрушки, а чтобы творить добрые дела и благодаря этому унаследовать Царство Небесное. Как говорит Павел, «ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10). Вы, христиане, уверовали в Христа и крестились во имя Святой Троицы не для того, чтобы смотреть зрелища, но исполнять заповеди Господни, то есть любить Бога и своего брата, питать алчущих, поить жаждущих, одевать нагих, принимать странников и посещать больных и заключенных. Вам, христианам, Христос и Евангелие не разрешают искать жизнь, полную игр и зрелищ, подобно язычникам. Ведь такая жизнь – прямой и широкий путь, ведущий в ад. «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель» (Мф.7:13).

Напротив, вы призваны искать жизни, распятой для всех страстей, умершей для всех удовольствий и всех наслаждений мира. И хотя это путь узкий и тесный, но он ведет вас к жизни вечной. «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь» (Мф.7:14).

Почему же вы делаете все наоборот? Почему считаете, что жизнь дана вам для преуспевания в играх и развлечениях целыми днями на ипподромах и в театрах? Как говорит Соломон, «они считают жизнь нашу игрою и житие прибыльною торговлею» (Прем.15:12). Почему вы, дав обещание Богу при святом Крещении ненавидеть шествие сатаны, теперь преступаете свой обет, устраивая и снова проявляя любовь к сатанинским церемониям, которые, по словам божественного Златоуста, суть игрища и зрелища? Неужели вы, несчастные, не понимаете, что своими делами уподобляетесь псу, пожирающему свою блевотину, и свинье, что снова и снова возвращается в грязь? Как говорит апостол Петр, пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья – валяться в грязи (2Пет.2:22). Ох! Боюсь, что и к вам относятся слова первоверховного Петра, которые он в свое время сказал о некоторых подобных грешниках, нарушающих свои обещания Богу, а именно: лучше бы вы вовсе не знали пути праведности и христианства, чем, узнав, презреть и возвратиться к прежним вашим злодеяниям. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди (2Пет.2:21). Потому что вы, христиане, познавшие веру Христову, потом презрели ее, заслуживаете еще более страшного наказания, чем язычники и безбожники, не ведавшие истинной веры и христианства. Как сказал Господь, «раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк.12:47–48). То же самое доказывает и Соломон: «Ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны» (Прем. 6:6).

Ответ на возражения

Но что возражают нам некоторые? Они говорят, что, дескать, 66-й канон святого VI Вселенского Собора запрещает устраивать скачки неразумных лошадей и зрелища на Пасхальной неделе в Четыредесятницу. Так же и 70-й канон Карфагенского собора запрещает зрелища и игры как на Пасхальной неделе, так и по воскресным и праздничным дням. Итак, из этого следует, что зрелищ не бывает по праздничным дням, по будням же нет препятствий к их проведению. Мы даем им четыре ответа. Во-первых, упомянутый Вселенский собор в 51-м каноне совершенно определенно запрещает устраивать зрелища когда бы то ни было. Этот канон предшествует семидесятому, в котором говорится, что цель Святого Собора – запретить христианам всякие увеселительные собрания. Так, Святой Вселенский Собор выступает против лицезрения циркачей и походов в театр: «И зрелища звериныя творить и плясания на позорищи» (51 канон). Во-вторых, тот же Карфагенский собор в 17-м каноне предписывает постоянно проповедовать всем христианам, чтобы они даже близко не подходили и даже не смотрели туда, где творятся богохульства и всякие безобразия, присущие подобным затеям. В-третьих, ответим словами Василия Великого, что само по себе предосудительное не может превратиться в хорошее в зависимости от времени: «Ничто подвергшееся осуждению не может быть пригодно и на время» (Правила, пространно изложенные. 20).

Поскольку игры и зрелища предосудительны сами по себе, стало быть, они и в будни непохвальны и нехороши. B-четвертых, напоследок, мы скажем словами отца Златоуста, а именно: если зрелища – дело доброе, пусть они устраиваются всегда; если же худое, да не будет их никогда. «Если это – дело порочное, то пусть оно не бывает и однажды; если же – доброе, то пусть будет постоянно» (Беседа 12 на 1-е послание к Коринфянам).

Игры – занятие для детей, а не для взрослых

Игры, братья, – занятие для маленьких мальчиков и девочек. По незрелости возраста у них детское и несовершенное сознание. Им кажется, что для великого счастья и радости нужно играть в разные забавы, как написано у Захарии: «И улицы города сего (Иерусалима) наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его» (Зах.8:5). Дело же совершенных мужей и старцев – пренебрегать детскими забавами как ничтожными, презренными и недостойными для зрелого сознания. Им присуще думать и искать высокие и великие дела добродетелей и достойные Царства Небесного. Как говорит Павел, «когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1Кор.13:11). Поэтому играющие мужи и старцы показывают не что иное, как то, что ум у них, как у младенцев, и мыслят они пo-младенчески, и сознание незрелое. Тут уместно привести слова, которые Господь сказал иудеям; «Кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице» (Мф. 11:16). Воистину, ничего нет отвратительней, безобразней и омерзительней христианина, мужа в совершенных летах и убеленного сединой старца, который на глазах у всех сидит весь день на улице или в кабаке и играет в шашки, кости, мяч, карты и другие детские забавы, который гордится и радуется, как ребенок. Он то кричит, то орет (во все горло), подобно коту, то бегает и прыгает, как пантера, то затихает, точно змей, прикидывая про себя, как бы ему облапошить других игроков. Он обижается на оскорбления и сам оскорбляет других, подобно рабу. Такие люди к жизни относятся равнодушно, как нечестивцы. Какое вопиющее безобразие! Какой невыносимый позор для христианства! Как смеют такие ничтожества еще давать юношам советы не играть и не безобразничать, когда сами, будучи в преклонном возрасте, своими делами подают дурной пример? Да будет милостив к нам Бог! Ибо сегодня из-за дьявольских игрищ и сатанинских зрелищ святая христианская жизнь превратилась в игрища и театр. Поэтому и эллины, и иудеи, и османы, и прочие нечестивцы и язычники, глядя на то, что происходит у христиан, возмущаются и хулят святое доброе имя христиан, которое мы носим. Как говорит Иаков, брат Божий, «не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?» (Иак. 2:7).

Итак, современные христиане стоят перед необходимостью выбрать одно из двух: либо прекратить в дальнейшем заниматься играми и не посещать зрелища, либо, если они не остановятся, то будут недостойны носить свое славное имя. Ибо тот, кто хочет называться именем Христовым и быть христианином, должен держаться подальше от всякой неправды, греха, от всяких игрищ и зрелищ. Как говорит апостол Павел, «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим.2:19). Зачем? Чтобы своей скверной и развратной жизнью не хулить имя Божие и учение Божественного Евангелия, «дабы, – как говорит Павел, – не было хулы на имя Божие и учение» (1Тим.6:1).

Ответ на возражения

Однако что некоторые возражают нам? Один говорит: пойду, мол, только поиграю немного или просто посмотрю, как играют другие, чтобы скоротать время. Ты что творишь, человек, кем бы ты ни был, как смеешь говорить подобные вещи? Играть, чтобы скоротать время? Разве Бог дал тебе время для того, чтобы тратить его на игрушки? Разве Бог даровал тебе жизнь, чтобы прожигать ее в игрищах? Разве для того дал тебе жизнь, чтобы проматывать ее на зрелища? Неужели не нашлось для тебя какого-нибудь другого доброго дела по душе, на которое не жалко было бы тратить время, кроме бесчинных и безобразных игр, какие лишь огорчают Бога и вызывают Его гнев? О, невежество твое и безумие! Неужели ты не знаешь, несчастный, насколько дорого время, которое ты любишь тратить на всякий вздор и греховные дела? Если бы ты дорожил им, то не стал бы тратить его на игры ни одного мгновения.

Время жизни, брат, Бог даровал тебе, во-первых, для того, чтобы ты вспомнил грехи, которые совершил и тем огорчил Его, покаялся в них и попросил прощения. Во-вторых, чтобы задумался о страшном смертном часе и о предстоящем мучительном разлучении твоей души с телом, чтобы плакать и скорбеть, призывая Бога в этот ужасный момент избавить тебя от рук демонов. В-третьих, чтобы вспомнить о Страшном Суде Божьем и ответе, который придется тебе дать за все свои мысли, слова и дела. В-четвертых, чтобы помнить о будущем наказании, которое испытывают грешники в вечном огне и от которого они никогда не избавятся. В-пятых, чтобы помнить о будущем блаженстве и Царстве на небесах, где праведники наслаждаются во веки веков.

Обо всем этом помышляй, помни и все изучай. То, что полезно для твоей души, пусть занимает твое время. Еще скажу тебе вот что: когда хочешь занять время, возьми в руки какую-нибудь душеполезную книгу и почитай ее, если знаешь грамоту. Если же не знаешь, пригласи какого-нибудь грамотного брата. Пусть почитает тебе, а ты послушай. Если хочешь занять время, исполни какую-нибудь заповедь Христа, навести болящего и утешь его [добрым] словом, а если можешь, то помоги и делом. Сходи в святую церковь или в церковный притвор, внимательно рассмотри святые иконы и поклонись им с благоговением. Обрати благочестивый взор на святой алтарь и подумай о том, как таинственно в нем приносится в жертву Сын Божий, чтобы питать и освящать тебя святым причастием. Подумай еще о том, что земной храм – это образ неба и в нем невидимо присутствуют чины небесных ангелов и святых. Помолись Богу, чтобы помиловал тебя, от всего сердца обратись к Нему и скажи: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Сделай несколько покаянных поясных поклонов, а если можешь, земных. Если желаешь (с пользой) провести время, созерцай Божьи творения: небо, солнце, луну, звезды, землю, деревья, животных, море, рыб и все прочее. Как они прекрасны! Как упорядочены! Как хороши! Как крепки! Прославь и возблагодари Бога Творца, создавшего все это по Своей благости и ради любви к тебе. Это, скажу так, суть святые игры, которыми подобает, брат мой, заниматься, чтобы провести время. Это суть похвальные и священные зрелища, приличные и подобающие христианам, которые должно созерцать, чтобы провести время, а не сатанинские гнусные и нечестивые игрища, не предосудительные и бесовские зрелища, свойственные эллинам и язычникам, на которые не стоит терять ни одного мгновения своей жизни.

Этот мир – ярмарка

Наш мир, братья мои христиане, – это ярмарка, а время жизни каждого человека – благоприятная пора, чтобы накупить на этой ярмарке разных вещей, потом продать их, получить прибыль и стать крупным торговцем. Так наш Господь дал десять мин десяти Своим рабам и велел им пустить их в оборот и преумножить к Его Второму пришествию. «Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь» (Лк.19:13).

Григорий Богослов разделяя слова Господа, тоже сравнивает нашу жизнь с ярмаркой и торговлей, из которой каждый во время своей жизни извлекает прибыль: «Иди по жизни, будто бы по ярмарке. Торгуйся. Можно выгадать за малое – Великое и за пустое – вечное».

Следовательно, если человек, отправившись на ярмарку, будет слоняться по ней туда-сюда вместо того, чтобы торговать и зарабатывать прибыль, и потратит время на пустяки, то после закрытия ярмарки вернется домой с пустыми карманами. Точно так же, как и тот, кто растрачивает время жизни на игры, зрелища и прочие бесполезные и праздные забавы. А когда нагрянет смерть, он окажется в жалком положении, нагим, лишенным какого-либо духовного богатства и какой-либо прибыли добродетелей. К сказанному Богослов добавляет: Если же пройдешь мимо, другого случая не представится. Вот что по этому поводу замечает Василий Великий: «Никто не торгует, когда срок торга кончился; никто не увенчивается, если пришел по окончании борьбы; никто не показывает своего мужества после брани» (Беседа к обогащающимся).

Поэтому такой человек не только должен покаяться в том, что провел в праздности время своей жизни, но и принять от Бога великое наказание, поскольку не употребил должным образом время, которое Он даровал ему, чтобы приобрести вечную прибыль своего спасения.

Что скажет тот, кто потратил жизнь на игры

«Ах, – воскликнет несчастный, – где теперь то золотое время, которое было у меня в руках и которое я потратил на дьявольские и нечестивые игры? Где теперь те драгоценные часы, дни, недели, месяцы и годы, которые Бог даровал мне, чтобы исполнять Его заповеди и служить Ему в этом мире, чтобы получить жизнь вечную? Я полностью израсходовал свое время на сатанинские зрелища! Горе, горе мне! Как я заблуждался! Как по неразумию веселился и растерял годы своей жизни, из которых, если бы мне дано было хотя бы несколько деньков, то я бы успел покаяться и насладиться раем! Как жаль, что это совершенно невозможно! Прошлого не вернуть. В святом Откровении так и сказано: «Времени уже не будет» (Откр.10:677.

Что ответит Бог тому, кто жизнь променял на игры

Так спросит несчастный транжира времени, а Бог, со своей стороны, потребует от него точного отчета о потраченном времени. «Я даровал тебе, неблагодарный и неразумный человек, – скажет Праведный Судья, – столько золотых дней и столько драгоценного времени жизни. Поэтому тебе следовало проводить их в служении Мне и в исполнении Моих заповедей, чтобы ценой своего времени ты приобрел вечное спасение. Но ты растратил его на игры и зрелища, на что приобрел погибель своей душе. Итак, поскольку ты оказался лукавым рабом, не воспользовавшимся Моим даром времени, велю Моим слугам ввергнуть тебя во тьму внешнюю, туда, где «плач и скрежет зубов» (Мф.25:30)».

Божественный Златоуст соглашается с вышесказанным и тоже обличает подобных людей, убивающих всю свою жизнь на зрелища. Святой говорит, что Бог спросит с них за бесплодно разбазаренное время. Своим прекрасным языком он поясняет: «Бог дал тебе определенное время жизни, чтобы ты служил Ему; а ты попусту, напрасно и без всякой пользы тратишь его и еще спрашиваешь: какая потеря? Когда ты истратишь напрасно хоть несколько денег, называешь это потерей: а тратя целые дни своей жизни на сатанинские зрелища, полагаешь, что ничего не делаешь предосудительного? Тебе следовало бы всю жизнь проводить в молитвах и молениях. ...Итак, если не употребим его на что должно, – что скажем, явившись туда? ...Да и Бог скажет нам: Я дал время для того, чтобы вы научились искусству благочестия; зачем же истратили это время даром и попусту?» (Беседа 58 на Евангелие от Иоанна).

Время нашей жизни слишком коротко для приобретения совершенства и блаженства

Возлюбленные христиане, вы думаете, что ваша жизнь такая бесконечная и ее хватит на два дела: на заботу о спасении души и на игры и зрелища. Неужели ваша мысль правильна? Нет, это большое заблуждение. Ибо попечение о душе столь велико и небесные блага, которые нам предстоит унаследовать, так велики числом и безграничны по продолжительности и величию, что если бы было возможно хотя бы одному человеку от создания мира дожить до глубокой старости и все время жизни потратить на служение Богу и на вкушение небесных благ, не потеряв ни мгновения ни на какое иное мирское дело, даже в течение всего нынешнего времени, то все равно его было бы недостаточно для достижения совершенства добродетели и получения вечного блага, поскольку бесконечное с ограниченным не имеет ничего общего. Апостол Павел, хотя и достиг третьего неба и был еще при жизни восхищен в рай и слышал неизреченные глаголы, которые человеку невозможно воспроизвести, хотя и был устремлен вперед, (всегда) держался позади всех незамеченным. При всем при том он проповедует и говорит не по смиренномудрию, а по истине о том, что еще не достиг никакой меры совершенства: «Братия, я не почитаю себя достигшим» (Фил.3:13), и добавляет: «Не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Фил.3:12). Павел не только так думает и говорит, но призывает и нас думать так же: «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить» (Фил.3:15). «Что же это? – толкуя его слова, спрашивает святой Феофилакт и отвечает: – То, чтобы забывать заднее. Свойство совершенного человека – не считать себя совершенным, потому что совершенство заключается в том, чтобы не полагаться на себя». Божественный Григорий Нисский говорил, что «истинное совершенство в том и состоит, чтобы никогда не останавливаться в возрастании к лучшему и никаким пределом не ограничивать совершенства» (К Олимпию о совершенстве). На этом основании святой Иоанн Лествичник весьма остроумно сказал, что именно совершенное совершенство несовершаемо: «Совершенное совершенных несовершаемое совершенство» (Лествица. Слово 29,5).

Итак, если одной жизни, столь же длинной и многолетней, сколь велик и многолетен весь мир, не достаточно для служения Богу и обретения совершенства, то подумайте сами, насколько безумны вы, раз считаете, что вашей кратковременной жизни хватит для служения Богу и спасения души, да еще останется на всякие игрушки и зрелища.

Диавол был низвержен с небес семь тысяч триста лет назад. До конца мира только Бог знает, сколько еще осталось лет. При всем при этом даже такой большой срок он считает слишком малым, чтобы творить свои похоти и злобу, вводя людей в заблуждение и соблазны. Поэтому написано в Апокалипсисе, что после низвержения денницы с неба архангелом Михаилом тот ступил на землю в страшной ярости. Ибо знал, что ему осталось недолго царствовать и совращать людей: «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12:12).

Нечистый считает семь тысяч лет малым сроком и потому яростно сражается, чтобы погубить (как можно больше) людей. Тем не менее христиане все еще считают семьдесят-восемьдесят лет жизни большим сроком и поэтому хотят потратить его на игры и зрелища. Какое страшное безумие и неведение христиан!

Сколько живут люди

И потом, разве христиане сегодня доживают до семидесяти-восьмидесяти лет, как мы говорили выше? Большинство дотягивает только до сорока, некоторые – до двадцати, иные – лишь до десяти, а то и до отрочества. Допустим, кто-то прожил все восемьдесят. Но какой от этого прок, если из них сорок потрачено на ночной сон, пятнадцать пропало, поскольку в течение всего этого времени человеческое сознание не доросло до совершенного различения добра и зла, и еще пять лет ушло на телесные немощи и болезни. И сколько же лет остается? Всего двадцать! Теперь прикиньте, на что могут надеяться бессмысленные христиане, прожившие по восемьдесят лет и считающие двадцать лет большим сроком и потому желающие провести их в праздных и душевредных играх и зрелищах, а не в заботах о своем спасении?

Какие епитимии налагают на игроков

Поэтому, братия мои христиане, оставьте всякие оправдания, которые нашептывает вам назад. До конца мира только Бог знает, сколько еще осталось лет. При всем при этом даже такой большой срок он считает слишком малым, чтобы творить свои похоти и злобу, вводя людей в заблуждение и соблазны. Поэтому написано в Апокалипсисе, что после низвержения денницы с неба архангелом Михаилом тот ступил на землю в страшной ярости. Ибо знал, что ему осталось недолго царствовать и совращать людей: «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени» (Откр.12:12).

Нечистый считает семь тысяч лет малым сроком и потому яростно сражается, чтобы погубить (как можно больше) людей. Тем не менее христиане все еще считают семьдесят-восемьдесят лет жизни большим сроком и поэтому хотят потратить его на игры и зрелища. Какое страшное безумие и неведение христиан!

Сколько живут люди

И потом, разве христиане сегодня доживают до семидесяти-восьмидесяти лет, как мы говорили выше? Большинство дотягивает только до сорока, некоторые – до двадцати, иные – лишь до десяти, а то и до отрочества. Допустим, кто-то прожил все восемьдесят. Но какой от этого прок,если из них сорок потрачено на ночной сон, пятнадцать пропало, поскольку в течение всего этого времени человеческое сознание не доросло до совершенного различения добра и зла, и еще пять лет ушло на телесные немощи и болезни. И сколько же лет остается? Всего двадцать! Теперь прикиньте, на что могут надеяться бессмысленные христиане, прожившие по восемьдесят лет и считающие двадцать лет большим сроком и потому желающие провести их в праздных и душевредных играх и зрелищах, а не в заботах о своем спасении?

Какие епитимии налагают на игроков

Поэтому, братия мои христиане, оставьте всякие оправдания, которые нашептывает вам диавол, чтобы погубить ваши души. Прекратите играть и ходить на зрелища. Побойтесь страшных епитимий и канонов, принятых святыми апостолами, святыми Вселенскими Соборами, богоносными отцами нашей Церкви против тех, кто играют и ходят в театры, чтобы посмотреть на творящиеся в них безобразия. Что это за епитимии? Отлучение от Церкви, от Божественных таинств, запрет входить в церковь и удаление от христианского общения. Устрашитесь и других страшных наказаний, которые Бог посылает участникам всяких игрищ. Ибо святые апостолы в своем 43-м правиле отлучают мирян, занимающихся игрой в кости и прочие затеи. В их постановлениях говорится, что эллин, который придет к вере Христовой, вдруг увлечется играми и зрелищами, да прекратит свои забавы, иначе будет изгнан и не принят в веру Христову: «Кто предан бывающему на зрелище неистовству, или ловлям, или скачкам на лошадях, или боям на играх, тот или да отстанет от того, или да будет отринут» (Постановления святых апостолов. Кн. 2, гл. 32).

Итак, если божественные апостолы отлучают от веры Христовой язычников, которые ходят в театры, то тем более они так поступают и в отношении христиан, охотников до игр и зрелищ. Святой VI Вселенский Собор в 51-м каноне, на который мы уже ссылались ранее, отлучает мирян, любителей зрелищ, мимов, плясок и охоты на зверей. В конце канона говорится: «Если же кто настоящее правило презрит, и предастся которому-либо из сих возбраненных увеселений: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения церковного». Божественный Златоуст в своем «Слове против зрелищ» запрещает христианам даже приближаться к театрам и предписывает отлучать от Церкви тех, кто вместо храма ходит только на увеселения. Он призывает так же отлучать от веры нарушителей церковных запретов и в «Беседе об оставивших Церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища».

Божественный Златоуст сам ходил на игры и зрелища и разгонял их

Позволю себе сказать, что великий отец наш Златоуст с особой ревностью отучал христиан от игр и зрелищ. В своих золотых и многомудрых словах он не уставал учить и призывать паству не ходить в театры. Святой отец убеждал не только своими словами, но и действиями. Об этом сохранилось воспоминание неизвестного современника. В Константинополе было место, где в воскресные и праздничные дни собирались христиане и устраивали игры, привлекавшие толпы зевак. Отец Иоанн не раз призывал верующих прекратить это безобразие, но тщетно. Его не слушались. В одно воскресенье отец Иоанн увидел, что в храме мало народу и большинство ушло на игрища, воспылал в душе ревностью, взял с собой всех священников и клириков. С крестами в руках они вышли из церкви и отправились прямо к злополучному месту, где Златоуст принялся так обличать народ в утрате страха Божия и участии в бесчинстве, что христиане, увидев его и услышав его мудрые и доброжелательные слова, весьма устыдились и разошлись и с того момента никогда больше там не собирались. Но стали ходить в церковь каяться и просить у святого отца прощения: «Покаянием наипаче очистившись, приближаться к Божиим церквам и испрашивать у Него прощения прегрешений».

Детям священников тоже не подобает устраивать и смотреть зрелища

Вот почему святые апостолы в своих священных канонах предписывают лишать сана священников и клириков, которые играют в кости и другие подобные игры. В 42-м правиле записано: «Епископ, или пресвитер, или диакон, игре и пьянству преданный, или да престанет, или да будет извержен». В 43-м правиле установлено: «Иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен». Святой VI Вселенский Собор в 24-м каноне запрещает посвященным и клирикам посещать театры и ипподромы и присутствовать и наблюдать на играх, а в 51-м каноне повелевает лишать сана тех клириков, которые играют или смотрят представления мимов или наблюдают за охотой. Не только священникам, но и их детям непростительно участвовать в подобных делах. Поэтому святой Поместный собор в Карфагене в 17-м каноне запрещает детям священников устраивать зрелища и смотреть на них. А царские и гражданские законы еще строже наказывают посвященных, которые участвуют в играх или только смотрят на них. Ибо в номоканоне Фотия в 27-й главе IX титула говорится, что 34-е постановление 4-го титула 1-й книги Кодекса78 определено, что архиерей или клирик, играющий в кости или другие подобные игры, или общающийся с теми, кто играет, или сидит рядом и смотрит, как другие играют, отрешается от всякой священной степени и лишается кормления, которое он получал от епископии или клира, покуда не покается в определенный срок; если же пребудет во зле своем и по истечении времени, данного для покаяния, да будет совершенно изгнан из клира вместе со своим имуществом и станет куриалом79, то есть светским чиновником той области, где он был клириком. Тому же самому подвергаются и те клирики, которые смотрят бои животных и прочие зрелища. 123-я новелла Юстиниана, согласно Арменопулу80 предписывает низлагать клириков, которые согрешают игрой в кости или в другие забавы, и заключать таковых в монастырь. О монахах отдельно пишет святой Феодор Студит в Огласительном поучении в сырный пяток, что если какой монах много ест и много пьет или скачет и забавляется метанием диска или другими играми на сырной седмице, то по закону такой монах лишается причастия в пасхальный день. Ибо дело монахов – не игры, плясания или какое-либо иное нечестие, а непрестанно славословить Бога песнями и установленным последованием и чином, который передали нам святые отцы наши, и преуспевать, переходя от псалмопения к псалмопению, от чтения к чтению священных книг, от молитвы к молитве, как земные ангелы. Поэтому и образ монашеский называется ангельским за ангельскую жизнь, подобающую монахам. И как ангелы на небесах никакого иного дела не знают, кроме славословия Бога, так же и монахи должны вменять себе в непрестанное занятие молитву и славословие Бога. Итак, если святой Феодор запрещает монахам играть в игры на сырной седмице, то тем более он не разрешает играть в другое время. И если святой определяет, чтобы те, кто играют на Масленицу, не причащались на Пасху, это тем более касается играющих в остальные дни. Обрати внимание, святой говорит, что есть закон не причащаться на Пасху играющим монахам, то есть он хочет сказать, что не он сам так постановил, но что таков закон и решение святых отцов.

Какие наказания получают от Бога игроки

Какие же это наказания? Плен, рабство, презрение и бесчестие попускает Бог игрокам, а также запустение городов, которые будут так же забыты, как и пять городов Содома и Гоморры. Так Бог грозит поступить с ними через пророка Иеремию: «Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми. Играние твое обольстило тебя... И будет Идумея в запустении; всякий, проходящий мимо, изумится и посвищет, как ниспровергнуты Содом и Гоморра и соседние города» (Иер.49:15–18).

Игры кажутся маловажными, но от малого бывают великие прегрешения

Вы видите, братья мои, какие епитимии, каноны и другие наказания получают любители игр и зрелищ? Куда подевались те, кто говорил: «И какой тут грех, если человек просто поиграет?», «И что плохого, если люди посмотрят какое-нибудь зрелище?» Осознайте же: если бы игры и зрелища не были скверными, то их участников не подвергали бы отлучению. Малым грехом кажется пойти и поиграть или посмотреть на чью-либо игру. Но, как уже говорилось выше, вот это малое порождает великое (зло). Мал корешок, да стебли от него смертоносны. Мала искра, но пожар от нее пожирает деревни и целые многолюдные города. Божественный Златоуст говорит: «Опять же, ходить на зрелища, и смотреть на конские ристалища, и играть в кости – для многих не кажется преступлением, но все это вводит в жизнь тысячу зол. Пребывание на зрелищах часто порождало прелюбодеяние, невоздержность и всякое бесстыдство, а смотрение на конские ристалища к спорам, брани, ударам, обидам, вражде постоянной приводило» (Беседы о статуях. 15). Словом, как мы избегаем великих смертных грехов, так должны уклоняться и от кажущихся малыми и незначительными (прегрешений), но влекущих за собой большие смертные. Как говорит Златоуст, «будем же избегать не только грехов, но и того, что хоть кажется безразличным, однако мало-помалу увлекает нас к этим грехам» (Там же). В другом месте тот же святой отец говорит: «Будем воздерживаться от грехов – как в словах, так и в делах, хотя бы они казались малыми и незначительными. Если будем воздерживаться от малых грехов, то никогда уже не впадем в большие» (Беседа 13 на книгу Бытия). Божественные апостолы и святые соборы подвергают епитимии и отлучают охотников до игр и зрелищ, потому что они от малых впадают в великие смертные грехи.

Послесловие

Итак, братья мои, чтобы вам не подпасть под епитимии и отлучение от Христовой Церкви, от Божественных таинств и под прочие наказания, покайтесь в том, что драгоценное время жизни вы промотали на игры и зрелища, и впредь остерегайтесь творить подобные вещи, поскольку приближается час, когда вы своими дьявольскими и языческими увеселениями переполните чашу (Божьего терпения). «Ибо, – говорит первоверховный Петр, – довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой» (1Пет.4:3). И то малое время, что осталось от вашей жизни, проведите, исполняя всесвятую Божию волю и Его заповеди, к чему призывает вас апостол Петр, советуя поступать так, «чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией» (1Пет.4:2). Воистину мало и крайне ограниченно время нашей жизни, дабы нам как следует искренне покаяться. Мало и ограниченно, чтобы успеть очиститься от страстей и грехов. Мало и ограниченно, чтобы творить благие дела и стяжать добродетели. Проще говоря, время жизни слишком мало и ограниченно, чтобы успеть угодить Богу и стать достойными Царства Его. Поэтому и пророк Иеремия говорит: «Тесное время для Иакова, но он будет спасен от него» (Иер.30:7).

Братья, если случится, что кто-либо из игроков или иных людей скажет вам: «Пойдем поиграем немного и посмотрим зрелище», то не слушайте его, будь он посвященным, клириком, начальником или даже правителем, и ответьте ему: «Мы до сих пор не знали, какое зло представляют игры и зрелища, но теперь нам известно, к каким великим бедствиям приводят они, сколько еще других несчастий влекут за собой, и потому оставьте нас в покое. Мы не пойдем с вами, ибо тогда нас отлучат от святых апостолов, поскольку мы подпадаем под епитимии святых соборов, прогневим Бога и вынудим Его ниспослать на нас наказания, плен, бесчестие и много других бедствий. И хотим убедить вас, как наших собратьев, не ходить на всякие игрища и зрелища, дабы не видеть, какие безобразия и грехи творятся там сегодня. Если вы так будете поступать, возлюбленные мои христиане, то избавитесь от грехов, епитимий, божественных канонов и помешаете другим творить зло и тем самым подвигнете их на добрые дела. Как говорит Павел, «будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр.10:24).

Повторяю, так поступая и помогая друг другу добрым словом и примером, все вы положите начало святой, добропорядочной и благочестивой жизни, как и подобает христианам. За это, несомненно, вы удостоитесь Царства Небесного, которого да сподобимся все мы благодатию сладчайшего Иисуса Христа, Сына Божия, Которому слава и держава с Отцом и Духом во веки веков. Аминь.

* * *

75

«Грешных спасение» (греч. – Аμαϱτωλων Σωτηϱια) – книга афонского инока Агапия (Афанасия Ландоса), впервые изданная в Венеции в 1641 г. Заглавие первого русского издания, подготовленного около 1705 гг. «Книга преизрядная, именуемая Амартолон сотириа, сиречь Грешных спасение, юже сочини на греческий простый язык многим прилежанием Агапий Критянин, скитствующий во святой горе Афонстей». – Примеч. ред.

76

Дагон – западно-семитское божество, ставшее богом-покровителем филистимлян в начале первого тысячелетия. Отрывок 1Цар. 5, 2–7 повествует о том, что когда филистимляне завоевали ковчег Божий у израильтян, то поместили его перед статуей Дагона в его святилище в городе Азот. Когда пришли в святилище на следующий день, то увидели статую Дагона, лежащую ниц перед ковчегом. На другой день статуя, возвращенная на прежнее место, оказалась вовсе разбитой. – Примеч. ред.

77

Поэтому древние мудрецы имели обычай изображать время подобным юноше, спереди лица своего имеющему волосы, а сзади лысому и обнаженному, чтобы этой загадкой показать, что тогда только сможешь ты схватить и удержать в своих руках время, когда идешь перед ним; когда же ты его пропустишь и оно повернется задом, то схватить и удержать его ты уже не сможешь. – Примеч. при. Никодима Святогорца.

78

Имеется в виду Кодекс императора Юстиниана (529 г.). – Примеч. пер.

79

Во времена поздней Римской империи должность куриала, то есть члена городского правительства, окончательно утратила свой былой престиж и превратилась в обременительную повинность, которую государство возлагало на плечи граждан в качестве наказания: все свои должностные обязанности куриал выполнял за счет собственного имущества. Среди тех, кто не мог привлекаться к службе в городских куриях, были клирики, поэтому те из них, кто лишались сана, закономерно становились пожизненными куриалами. – Примеч. пер.

80

Имеется в виду «Шестикнижие Арменопула» – частная кодификация византийского права, созданная верховным судьей г. Фессалоники К. Арменопулом около 1345 г. – Примеч. пер.


Источник: Благонравие христиан. – Пер. с греч.: Козлов А. Ф.; свящ. Дмитрий Диденко: свящ. Георгий Видякин; Шахов Ю.А.; свящ. Анатолий Чуряков; Самойленко Т.И.; Рудавин Д. А.; Чепель Д.С.; Щербаков В.И.; Желтов О.В. – Издательство Братства во имя Святой Троицы . Москва, 2016. ISBN 978–5-9907531–0-5

Комментарии для сайта Cackle