Источник

Приложение 1. Список инородческих школ Оренбургского учебного округа

Нет никакого сомнения, что татары магометане, окружающие наших инородцев христьян и язычников в Казанском и Оренбургском край, сильно влияют на последних в бытовом и религиозно – нравственном отношении, пропаган­дируя среди них мусульманскую религию. Этот факт засвидетельствован как учебным начальством, так и духовным. Во всеподданнейшем отчете г. Обер – Прокурора Святейшего Синода за 1883 г. говорится, что «магометанство, непрерывно и настойчиво пропагандируемое многочисленными муллами, не может не оказаться весьма опасным по отношению к новопросвещенным как из татар, прежних последователей магометанства, так и из язычников, и еще более по отношению к инородцам-язычникам» (стр. 125–126). Влияние му­сульманской пропаганды на столько сильно и постоянно, что крещеные инородцы Казанской и других губерний неоднократно обнаруживали, и теперь не перестают обнаруживать свои стремления к отпадению в магометанство; язычники – черемисы и вотяки Уфимской губернии целыми деревнями переходят в магометанство и даже строят у себя мечети и школы мектебе, особенно в восточной части Бирского уезда, где они особенно близко живут к татарам. В деревне Старо – Янмурзиной до 48 семейств черемис совсем отатарились, вся деревня Новая Янмурзина (Черемисская) перешла в магометанство; вотяки деревни Чатырмановой построили у себя мечеть, каковую уже имеют и вотяки деревни Горибаны и другие. Удержать креще­ных инородцев и язычников от перехода в магометанство можно теми же средствами, какими привлекают их к себе магометане, т. е. распространением среди них христьянских религиозно – нравственных идей и религиозным обучением на родном для них язык.

Средства эти в Казанском край уже давно, с 1864 г., практикуются и оказываются вполне удобными. Для этого там имеются Казанская учительская семинария, Казанская крещено – ­татарская школа, Симбирская центральная чувашская школа и множество начальных училищ в селах и деревнях с инородческим населением. Оренбургский край стал пользоваться указанными средствами нисколько позже Казани, и в настоящее время имеют Бирскую учительскую школу и Уфимскую двух­классную языческую школу, кроме того 24 крещено – татарских начальных училищ, 25 чувашских, 6 мордовских и 27 язы­ческих. Главная цель их религиозно – нравственное воспитание инородцев крещеных и язычников в духе православной христьянской веры.

Училища эти следующие:

а) Крещено – татарские училища

Мензелинского уезда

Ахметевское – земское, получающее на свое содержите от земства 420 р. Учитель Осип Павлов из Казанской учи­тельской семинарии, из крещеных татар. Жалованья 240 р. Учащихся до 40 человек, в том числе 3 девочки.

Налимовское земства 420 р. Учитель Андрей Его ров из крещеных татар, из Казанской крещено-татарской школы. Жалованья 240 р. Учащихся до 40 человек.

Лякинское от земства 420 р. Учитель Николай Ямашев из крещеных татар, из Казанской крещено-татарской школы. Жалованья 240 р. Учащихся 35 человек, в том числе 3 девочки.

Верхне – Мелекесское Министерства Народного Просвещения, от казны 375 р., в том числе в жалованье учителю 250 р. Учитель Сергей Васильев из крещеных татар, обу­чался в Заинском русском двухклассном училище. Уча­щихся 70 человек, в том числе 6 девочек.

Кадряковское – от земства 420 р., в том числе в жалованье учителю 240 р. Учитель Сергей Сизов из Казан­ской учительской семинарии, из крещеных татар. Учащихся 35 человек, в том числе 5 девочек.

Калейкинское – от земства 420 р., жалованье учителю 240 р. Учитель из крещеных татар, из Казанской крещено ­– татарской школы. Учащихся до 35 человек.

Авлашское – получает содержание 90 р. от местного крещеного татарина Стратоника Иванова. Учитель из креще­ных татар Павел Петров из Казанской крещено – татарской школы, жалованье 50 р. в год. Учащихся 20 человек, в том числе 6 девочек.

Бутинское – на средства земства 420 р., в том числе 240 р. учителю. Учитель из крещеных татар, из Казанской крещено-татарской школы. Учащихся 30 человек.

Федоровское – в приходе села Налима–на средства Уфимского комитета Православного Миссионерского Общества–70 р. в год. Учитель Василий Бабин из Казанской крещено – татар­ской школы, жалованье 50 р. в год. Учащихся 40 мальчиков 7 девочек.

Кабан – Бастрыкское– на те же средства. Учитель Тихон Леонтьев из Казанской крещено – татарской школы, жалованье 120 р. Учащихся 22 мальчика и 5 девочек.

Нижне – Бишевское на те же средства. Учитель Петр Егоров из Казанской крещено – татарской школы, жалованье 70 р. в год. Учащихся 27 мальчиковъ.

Атинское – на те же средства. Учитель Дмитрий Николаев из Казанской крещено-татарской школы, жалованье 70 р. Учащихся 25 мальчиков.

Драгун – Бикметевское–Министерства Народного Просвещения, 200 р. Учитель из Казанской крещено-татарской школы, жалованье 120 р. Учащихся до 20 человек.

Айлевское – Министерства Народного Просвещения, 200р. Учительница Евдокия Трофимова из Казанской крещено-татар­ской школы, жалованье 120 р. Учащихся 27 человек.

Крещено – Мазинское на те же средства. Учительница Екатерина Семенова из Казанской крещено-татарской школы. Учащихся 20 мальчиков и 5 девочек.

Савалеевское – на средства Уфимского комитета Право­славного Миссионерского Общества. Учитель Кузьмин из Ка­занской крещено – татарской школы. Жалованья 70 р. Уча­щихся 20 человек.

Милъкеневское – на те же средства. Учитель Иустин Асанов из Казанской крещено – татарской школы, жалованье 100 р. в год. Учащихся 22 человека.

Юшадинское – на те же средства. Учитель Макарий Иванов из Казанской крещено – татарской школы. Учащихся 30 человек.

Белебеевского уезда

Ахмановское – земское, 260 р. Учитель Максим Асанбаев из Казанской крещено – татарской школы, жалование ему 240 р. Учащихся 42 человека.

Курчеевское – земское, 260 р. Учитель Иван Кондратьев из Казанской крещено – татарской школы, жалованье 240 р. Учащихся 40 мальчиков и 6 девочек.

Усинское – на средства миссионерские 100 р. Учитель Аристархов из Казанской крещено-татарской школы, жало­ванье 70 р. Учащихся 21.

Умировское – на те же средства. Учитель Иван Петров Задорожин из Казанской крещено – татарской школы, жалованье 70 р. Учащихся 52 мальчика и 4 девочки.

Сарашлинское – на те же средства. Учительница Федора Гаврилова из Казанской крещено – татарской школы, жалованье 80 р. Учащихся 17 мальчиков.

Ново – Иликовское–на те же средства. Учитель Петр Тихонов из Казанской крещено-татарской школы, жалованье 70 р. Учащихся 25 человек.

б) Чувашские училища.

Стерлитамакского уезда

*

Кирюшкинское – Министерства Народного Просвещения 380 р. Учитель из чуваш, из Казанской учительской семи­нария, жалованье 240 р. Учащихся 27 человек.

Новоселъское – на те же средства. Учитель Флор Иванов из Уралкинского начального чувашского училища Орен­бургской губернии, жалованье 240 р. Учащихся 30 человек.

Мслеузовское – на министерские средства, 465 р. Учитель из чуваш Фома Аксинский из уездного училища, жалованье 300 р. Учащихся 53 русских и 22 чувашских мальчика.

Тенеевское – Министерства Народного Просвищения, 380 р. Учитель из чуваш Павел Дементьев из Уралкинского чувашского училища Оренбургской губернии, жалованье 240 р. Учащихся 49 мальчиков.

Тетербашевское – на те же средства. Учитель Михаил Такташкин из Симбирской чувашской школы, жалованье 240р. Учащихся 12 мальчиков и 2 девочки.

Нагадакское – на средства Московского купца Коншина, 500 р. Учитель Михаил Степанов из Казанской учительской семинарии, 300 р. Учащихся 32 мальчика.

Нагадакское женское – церковно–приходское без определенного содержания; из средств Министерства Народного Просвещения в виде пособия ежегодно выдается от 40 до 60 р. Учительница Прасковья Прокофьева, местная чувашка, из местного же мужского училища, жалованье не получает, выдается пособие из средств Министерства Народного Просвещения от 30 до 50 р. Учащихся 6 русских и 7 чувашских девочек.

Тряпинское – на средства Министерства Народного Просвещения, 360 р. Учитель Дмитрий Салтыков чувашин из Казанской учительской семинары, жалованье 300 р. Учащихся 26 мальчиков.

Меселинское – на те же средства. Учитель Алексей Умов из Казанской учительской семинары, жалованье 300 р. Уча­щихся 38 мальчиков и 4 девочки.

Белебеевского уезда

Бишбуляковское – на средства земства 320 р. Учитель Михайлов из Казанской учительской семинары, жалованье 260 р. Учащихся 30 человек.

Ново-Карамалинское – на средства Миссионерского Общества 300 р. Учитель священник из чуваш Андрей Соколов, из Казанской учительской семинары, жалованье 300 р. Уча­щихся 20 мальчиков.

Кош-Илгинское – на средства земства 320 р. Учитель из чуваш, из Казанской учительской семинарии, жалованье 260 р. Учащихся 22 мальчика.

Семено-Макаровское – на те же средства. Учитель Сергей Семенов из Казанской учительской семинары, жалованье 260 р. Учащихся 35 человек.

Ермолкинское – церковно-приходское, не имеет опре­деленного содержания. Учитель священник Гурий Федоров из крещеных татар, но отлично знающий и чувашский язык, из Казанской учительской семинары, жалованья не получает. Учащихся 14 мальчиков.

Ново-Семенкинское – на средства Миссионерского Обще­ства 120 р. Учитель Константин Васильев из крещеных училищем Алексей Ласточкин черемис, из Казанской учи­тельской семинарии, жалованье 400 р.; второй учитель русский, Кондратьев из Благовещенской (близь Уфы) учительской се­минара, жалованье 300 р. Учащихся 30 человек.

Бедеевское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель черемис, язычник, Асанбай Топушкин, из Уфимского двухклассного училища, жалованье 240 р. Учащихся 20 человек.

Бирского уезда

Камеевское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель черемис, язычник, из Уфимского двухклассного учи­лища Василий Губеев, жалованье 240р. Учащихся 47 человек (за все время существования училища с 1877 года кончило в нем курс 56 человек от 9 до 12 человек ежегодно).

Мишкинское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель черемис, язычник, Александров, из Бирской учительской инородческой школы, жалованье 240 р. Учащихся 14 человек.

Верхне-Сорокинское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель черемис, язычник, Яникеев, из Бир­ской инородческой учительской школы, жалованье 240 р. Уча­щихся 10 человек.

Старо-Янмурзинское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель, язычник, Сайтиев, из Бирской инород­ческой учительской школы, жалованье 240 р. Учащихся 5 человек. (Большинство населения деревни Янмурзиной омагометанилось).

Больше-Шукшановское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель, язычник, Тоймурзин, из Бирской учительской инородческой школы, жалованье 240 р. Учащихся 20 человек.

Чишминское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель, язычник, Валитов, из Бирской инородческой учительской школы, жалованье 240 р. Учащихся 27 человек.

Тынбаевское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель, язычник, Мандиев, из Бирской инородческой учительской школы, жалованье 240 р. Учащихся 10 человек.

Болъше-Качаковское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель, язычник, Меньликаев, из Уфимского двухклассного училища, жалованье 240 р. Учащихся (вотяков) 17 человек.

Ново-Килъбахтенское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель черемис крещеный Николай Абратов, из Уфимского двухклассного училища, жалованье 240 р. Уча­щихся 18 человек.

Старо-Варяшское – Министерства Народного Просве­щения, 425 р. Учитель вотяк крещеный Игнатий Ефимов, из Казанской крещено-татарской школы, жалованье 240 р. Уча­щихся 32 человека вотяков язычников.

Бикмурзинское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель Метелев черемис крещеный, из Бирской ино­родческой учительской школы, жалованье 240 р. Учащихся до 20 человек.

Маняковское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель Пектубаев, язычник, из Бирской инородческой учительской школы, жалованье 240 р. Учащихся 15 человек.

Тюлъдинское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель Яшев, язычник, из Бирской инородческой учительской школы, жалованье 240 р. Учащихся 23 человека.

Сусадыбашское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель Хайрламан Васильев, язычник, из Уфимского двухклассного училища, жалованье 240 р. Учащихся 50 человек.

Кадряковское – Министерства Народного Просвещения 425 р. Учитель Андрей Нисский, крещеный черемис, из Казанской учительской семинарии, жалованье 240р. Учащихся 20 человек.

Арляновское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель Иван Николаев, крещеный черемис, из Уфимского двухклассного училища, жалованье 240 р. Учащихся 44 мальчика и 6 двоечек (2 русских и 4черемисски-язычницы),

Келътеевское – Министерства Народного Просвещения, 300 р. Учитель язычник Сейфуддинов, из Уфимского двух­классного училища, жалованье 240 р. Учащихся до 20 человек.

Чамаевское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель временно, русский, порядочно знающий черемис­ский язык, жалованье 240 р. Учащихся 12 человек.

Белебеевского уезда

Багилъдинское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель Гареев, язычник, из Бирской инородческой учительской школы, жалованье 240 р. Учащихся 12 человек.

Акборисовское – Министерства Народного Просвещения, 425 р. Учитель, язычника», Бахитов, из Бирской инородческой учительской школы, жалованье 240 р. Учащихся 20 человек.

Сактинское – Министерства Народного Просвещения, 380 р. Учитель Аккузин, язычник, из Уфимского двухклассного училища, жалованье 240 р. Учеников 26, в том числе 2 черемисские девочки.

Красноуфимского уезда, Пермской губернии

Потамское – на средства Миссионерского Общества 300 р. Учитель, крещеный черемис, диакон Иван Удюрминский из Казанского духовного училища, жалованье 240 р. Учащихся 23 человека.

Ювинское – на те же средства. Учитель Юмашев, кре­щеный черемис, из I класса Казанской учительской семинарии, жалованье 240 р. Учащихся 35 человек.

Карзинское – на те же средства. Учитель Николай Фадеев, крещеный черемис, из I класса Казанской учительской семинарии, жалованье 240 р. Учащихся 23 человека.

Тавринское – на те же средства. Учитель Чирков, русский, из двухклассного русского училища, жалованье 240 р. Учащихся до 40 человек (27 черемис и 13 русских).

Гондорское (вотское, Осинскаго уезда) – на средства Миссионерского Общества 300 р. Учитель русский (знающий вотский язык) Капралов, из русского начального училища, жа­лованье 240 р. Учащихся до 45 человек (35 вотяков и 10 русских).

К языческим школам следует отнести так назы­ваемое башкирское, а в действительности языческо-черемисское, Бирское училище Министерства Народного Просвещения, 920 р. Учитель – крещеный черемисин Баронов из Бирского уездного училища, жалованье 300 р.; помощница учителя русская Кар­пова из Уфимского женского духовного училища, жалованье 240 р. Учащихся 66 человек, в том числе 19 русских.

Во всех инородческих училищах черемисских и языческих учащихся 2324 мальчика и 165 девочек.

В означенных выше училищах учителей из Казанской учительской семинарии 21 (3 из крещеных татар, 10 чуваш, 4 мордвина и 4 черемисина, в том числе 3 священ­ника – 2 из чуваш и 1 крещеный татарин); из Казанской крещено-татарской школы 24 в том числе 1 священник и 1 вотяк); из Симбирской центральной чувашской школы 5; из Бирской инородческой учительской школы 11; из Уфимскаго двухклассного черемисского училища 8; из Благовещен­ской учительской семинарии 3 и из других учебных заведе­ний 13. Кроме упомянутых 4 священников учителей из ино­родцев, имеется еще до 13 инородцев священников из Ка­занской учительской семинарии (1) и из Казанской крещено-­татарской школы (6) в качестве законоучителей и заведующих инородческими школами, а именно:

Священник мордвин Стрелков в Михайловском мордовском училище, Златоустовского уезда.

Священник села Килеева из крещеных татар Семен Максимов в Умировском и Ново-Иликовском учили­щах, Белебеевского уезда.

Священник села Бакалов Василий Леонтьев в Сарашлинском училище того же уезда.

Священник села Федотова Борис Васнльев из кре­щеных татар в Нижне-Бишевском и Айлевском учили­щах.

Священник села Бижбуляка Василия Васильев из крещеных татар в Бижбуляковском училище.

Священник села Юшадов Иван Семенов из кре­щеных татар в Юшадинском училище Мензелинского уезда.

Священник села Налима Василий Маяк из крещеных татар в Налимовском и Федоровском училищах.

Священник села Маткауша Николай Егоров из кре­щенных татар в Мелькеневском училище.

Священник села Кош-Илги Андрей Волков из чу­ваш в Кош-Илгинском училище, Белебеевского уезда.

Священник города Белебея Иван Никифоров из крещеных татар в Ново-Семенкинском училище, Белебеев­ского уезда.

Священник села Тряпина Макарий Григорьев из чуваш в Тряпинском училище, Стерлитамакского уезда.

Священник села Меселей Алексей Малышев из чу­ваш в Меселипском училище, Стерлитамакского уезда.

Школы крещено-татарские, чувашские л и мордовские имеют вполне религиозно-нравственное направление, благодаря учителям-инородцам из Казанской учительской семинарии, Казан­ской крещено-татарской школы и Симбирской центральной чу­вашской школы. Эти учители, имея сами вполне религиозно-церковное направление, проводят это направление и в свои школы.

Языческие черемисские школы с учителями из Бирской учительской школы также обещают в будущем благоприятные результаты для христьянского просвещения язычников, так как воспитанники той школы выходят с достаточной подготовкой к своей миссионерской деятельности среди языч­ников. Эти воспитанники в учительской школе изучают основательно и сознательно Закон Божий священную историю ветхого и нового завета, церковную историю, объяснение бого­служения, а также и церковное пение. В настоящем учебном году 11 воспитанников первого выпуска из учительской школы уже занимаются в языческих черемисских школах Бирскаго и Белебеевского уездов, и, как показывают наблюдения, они ведут свое дело вполне усердно и правильно, обучая языче­ских детей истинам христьянской веры и церковному пению на их родном языке по переводам, изданным в Казани пе­реводческой комиссией. Черемисы охотно читают и слушают переводы христьянских священных книг (ветхий завет считают даже своей народной книгой) и внимательно слушают церковное пение на родном языке, нередко неграмотные черемисы являются к учителям с просьбой почитать им свя­щенную историю, особенно ветхий завет, на черемисском языке. Но результаты этого благого дела еще в будущем. По крайней мере, то хорошо, что учители стараются проводить в языческую среду христьянские понятия о Боге, человеке и о будущей жизни, предохраняя тем язычников от мусульман­ской пропаганды.

Учители из воспитанников Уфимской двухклассной чере­мисской школы (все они ученики покойного священника Темперова) вообще свое дело ведут старательно и, пожалуй, до­вольно успешно, но в обучении своем они не держатся ино­родческой системы, ведут все по русски и по русским книгам; ученики, например изучают молитвы, священную историю на русском языке, но мало понимают их и потому выходит все это неосновательно и недейственно на сердце. Об одном из этих учителей, самом лучшем из всех их, Преосвя­щенный Уфимский Дионисий заметил в своем отчете следую­щее: «И некрещеные инородцы имеют уважение, и предпочтете к русской, т. е. православной вере и с доверчивостью отно­сятся к русской грамоте. Вот тому доказательство. Во время последнего моего, странствуя для обозрения церквей, между селами Уфимского уезда Накаряковым и Усы-Стефановкой, в смешанной черемисско-русской деревне Камеевой стали мне пе­ременять лошадей. Повозку мою, по обычаю, окружили русские мальчики. Я благословил их и стал любопытствовать, знают ли они молитвы, и удовлетворительные ответы их превзошли мое ожидание – молитвы читают весьма внятно и толково. Я похвалил и поблагодарил их. Но я был изумлен, когда черемисские мальчики сказали, что они еще лучше прочитают молитвы христьянские. Да разве вы крещеные? спросил я. – Нет, говорят. – Прочитайте же «Верую». Прочитал один, другой и третий, и все весьма отчетисто. Я спро­сил: кто же вас учит? «Учитель Василий Губеев из черемис и некрещеный». Старики черемисы, слушая мои одобрения, радуются на успехи детей своих. Учителя Губеева я не видал, а возница мой – некрещеный черемис, дорогою отозвался о нем так: «Василий ученейший и умнейший чело­век и благочестивый» (стр. 38–39). При священнике Темпе­рове в школе Уфимской все обучение велось на русском языке, переводов никогда не читали, а потому и воспитан­ники ее – учители в своих школах держатся той же системы. В настоящее время Уфимская школа, под руководством учи­теля – черемиса Алексея Ласточкина из Казанской учитель­ской семинарии, держится уже инородческой системы обучения: в младшем классе молитвы и священную историю изучают на черемисском языке, постоянно читают черемисские пере­воды священных христианских книг, а также поют молитвы на черемисском языке. Воспитанники ее могут быть довольно хорошими учителями в школах грамотности для черемис при их небольших денежных средствах.

В виду того, что необходимо теперь же устроить как можно больше школ в селах и деревнях крещеных ино­родцев и язычников средств для этого потребуется много, а с другой стороны не всегда успех школы зависит от больших средств ее содержания, – необходимо ограничить содержание школ самым существенным, чтобы как училища, так и учители были удовлетворены только в неотложных своих нуждах. Замечено между прочими, что учители из Казанской крещено-татарской школы менее требовательны в своих средствах, чем воспитанники учительских семинарий и школ. Одеваются они просто, живут вместе с хозяевами школьных квартир в качестве членов семьи, платя им за стол и угол рубля 2–3 в месяц, а иногда и того меньше; для инородца они всегда желанные гости, с которыми можно говорить обо всем и просто по душе; целый день они прово­дят в училище вместе с учениками, которые тоже от души рады целые дни и вечера проводить в училище вместе с учителем и как бы другом. Такие учители вообще и к на­роду стоят близко; они не отстают от домашних и полевых работ, принимают участие в них в свободное от учения время. К тому же и учебное дело идет у них вообще очень успешно, благодаря их особенному усердно и любви к делу. Вот, например, Умировский учитель Иван Задорожин из Казанской крещено-татарской школы получает всего 70 рублей, а учащихся у него 56 человек и успехи прекрасные. По моему мнению, самое большое содержите начальных инородческих школ должно быть рублей 200, в том числе 120 рублей жа­лованья учителю, 30 рублей на учебные и письменные принад­лежности и 50 рублей на квартиру с отоплением и сторожем.

Вообще дело образования крещеных татар, чуваш и мордвы поставлено удовлетворительно, благодаря принятой в них инородческой системе и вполне подготовленным учите­лями, нужно только побольше открыть новых школ в ино­родческих селениях и по возможности дешевых с учителями из Казанской крещено-татарской школы и Симбирской чуваш­ской центральной школы. Тоже можно сказать и относительно образования язычников: новые учители из Бирской школы (с настоящего учебного года) оказываются вполне подготовленными к своей деятельности и в будущем обещают хорошие ре­зультаты в деле образования язычников; система обучения в языческих школах принята Казанская; – нужно также безот­лагательно открыть больше школ среди язычников, иначе последние массами будут уходить в магометанство. Но чтобы все дело инородческого образования, как крещеных инород­цев, так и язычников не колебалось от случайных обстоятельств и требований разных лиц, заведующих училищами, необходимо точно и строго утвердить систему инородческого образования на несомненно правильных основаниях, какие теперь уже оправданы двадцатилетним опытом Казанских инородческих школ, и предложить о том к непременному и постоянному руководству всем заведующим инородческими школами лицам и учреждениям.


Источник: Санкт-Петербург. В Синодальной типографии. 1886. От. С. — Петербургского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С. — Петербург 23 апреля 1886 года. Цензор, Архимандрит Тихон.

Комментарии для сайта Cackle