Азбука веры Православная библиотека Николай Иванович Кедров Просветительная деятельность Троице-Сергиевой лавры за первые три века её существования


Николай Иванович Кедров

Просветительная деятельность Троице-Сергиевой лавры за первые три века её существования

Николай Иванович Кедров (1858 — не ранее 1917) — церковный писатель и историк. В предлагаемой вниманию читателя книге, написанной в жанре исторического очерка, Н.И. Кедров делает попытку набросать общую картину развития книжной культуры в Сергиевой обители и показать ее роль в церковном просветительстве Московской Руси XIV—XVI вв. Исследователь характеризует постановку книжного дела в монастыре при его создателе; рассказывает о древнейших и ценнейших рукописях; перечисляет известных ему писцов монастырского скриптория и талантливых писателей, подвизавшихся в обители, либо выходцев из нее и т.д. Работа эта специально готовилась и была озвучена Н.И. Кедровым на торжественном собрании Общества любителей духовного просвещения, состоявшемся 27 сентября 1892 г. и посвященном 500-летию преставления преподобного Сергия. Это обстоятельство наложило свою специфику на характер изложения – торжественное слово, – однако нисколько не умаляет значимости работы. Н.И. Кедров начинает с того, что показывает значение Сергиевой обители и самого Сергия Радонежского для монастырского, духовного, государственного строительства Руси, отмечая, в частности, что "до семидесяти монастырей было основано его (преподобного Сергия) учениками и учениками учеников его; его духовное потомство было одною из главных духовных сил, содействовавших духовному претворению разных полуязыческих племен, раскинутых по пространству средней и северной России, в одно целое великорусское племя, объединенное, одушевленное, скрепленное духом Православия… Лавра Преподобного… плодотворно содействовала внутреннему росту и преуспеянию Отечества в качестве плодоносного рассадника просвещения". Далее Кедров анализирует состав книжного собрания монастыря при преподобном Сергии и после него, при его учениках и преемниках; характеризует наиболее, на его взгляд, выдающиеся рукописи; останавливается на деятельности наиболее ярких книгописцев обители (Пафнутия, Варлаама, Паисия, Евстафия Шепеля, Исаака Собаки, Ионы и др.) и делает попытку восстановить порядок и технику книгописания. После этого исследователь выявляет основные внешние источники поступления книг в монастырь, замечая, что это происходит "путем вкладов главным образом по душе, на помин родителей и родственников" /Кедров 1892: 21/ и характеризует наиболее интересные в содержательном, палеографическом, историческом отношении рукописи. Не оставляет исследователь без внимания и вопрос о постановке образования в обители, правда, имея в виду прежде всего собственно обучение грамоте и письму и широкую просветителькую деятельность Троицкого монастыря, которая выражалась в распространении книг. Наконец, докладчик останавливается на научном значении троицкого собрания, по которому, на его взгляд, "можем судить не только о том, что интересовало мысль грамотного человека в древней Руси, но и о степени его образования, характере этого образования, – что все составляет предмет науки истории русской литературы…" /Кедров 1892: 35/, однако, делает, на наш взгляд, несколько странный (то есть посторонний предмету его рассмотрения) вывод: "правда, в библиотеке главного русского монастыря мы не найдем тех сокровищ мысли, которые хранили в средостении своих высоких твердынь католические монастыри Западной Европы; правда, здесь мы не найдем плодотворных следов творческой научной мысли русского человека, ни даже метода ее развития; здесь мы не встретим, наконец… следов организованного педагогического образования…" /там же/, что очевидно свидетельствует о том, что преподаватель духовной семинарии оказывается чуждым "Духу животворящему" Традиции восточнохристианской ортодоксии и склонен осмысливать культурное развитие Руси мерками "буквы убивающей"… Далее Н.И. Кедров перечисляет и кратко характеризует деятельность церковных иерархов и строителей монастырей, вышедших из стен Сергиевой обители, и заканчивает свой очерк разбором творчества видных троицких писателей.

***

Данный труд Николая Ивановича Кедрова пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: Кедров, Н.И. Просветительная деятельность Троице-Сергиевой лавры за первые три века её существования : (Краткий исторический очерк) / Н. Кедров. — М. : Тип. А.И. Снегиревой, 1892. — [2], 70 с.

Вам может быть интересно:

1. Забытая сторона дела епископа Гермогена и вопроса о патриаршестве Николай Дмитриевич Кузнецов

2. К вопросу о славянорусских редакциях Первоевангелия Иакова Василий Михайлович Истрин

3. Духовный регламент в связи с преобразовательною деятельностью Петра Великого Николай Иванович Кедров

4. Материалы для истории русской богословской мысли 30-х годов текущего столетия протоиерей Василий Жмакин

5. К работам общественной мысли по вопросу о церковной реформе профессор Фёдор Васильевич Благовидов

6. Из духовной жизни московского общества XVII в. Сергей Алексеевич Белокуров

7. Об источниках церковного права в III—V вв. по Р. Х.: [Церковно-правообразующая деетельность св. Соборов, поместных и вселенских] профессор Николай Александрович Заозерский

8. Искренний друг Православной Церкви и России (памяти В.Д. Биркбека) профессор Василий Александрович Соколов

9. Описание египетских памятников в русских музеях и собраниях Борис Александрович Тураев

10. Митрополит Московский Макарий (Булгаков) как проповедник профессор Василий Фёдорович Кипарисов

Комментарии для сайта Cackle