Хождение св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова
По лицевым рукописям XV и XVI веков
Императорское Общество Любителей Древней Письменности в самом начале своей деятельности обратило внимание на весьма любимое и распространенное в Старой Руси византийское апологическое произведение «Хождение св. апостола и евангелиста Иоанна».
Основатель Общества князь П.П. Вяземский издал еще в 1878 году лицевую рукопись «Житие и хождение Иоанна Богослова»1, а в следующем году Обществом был издан труд архимандрита Амфилохия – греческий и славянский тексты «Хождения» по старейшим рукописям2.
Издание лицевой рукописи «Хождения» в настоящее время стало библиографической редкостью. Этот факт сам по себе указывает, какой интерес оно вызвало среди любителей древнего русского искусства и литературы.
Рукопись, которою пользовался князь П.П. Вяземский, позднего времени с рисунками, выполненными малоискусным рисовальщиком, не прошедшим иконописной выучки. Недостаток искусства в рисунках и у рисовальщика искупается другой стороной дела – невольной самостоятельностью. Иллюстратор не копировал с какого-нибудь определенного старого лицевого списка, а вольно и невольно переделывал виденное в самостоятельные композиции, внося в здания, одежды и различные предметы быта знаменательные отличия от иконописного шаблона.
Благодаря этому издание князя П.П. Вяземского сохраняет интерес и ценность, несмотря на то, что предлагаемое вниманию любителей настоящее издание воспроизводит миниатюры двух рукописей несравненно более древних и важных в научном отношении.
Первая рукопись издается полностью; она относится к исходу XV столетия и составляет часть того сборника, по которому Императорским Обществом Любителей Древней Письменности уже было издано «Житие» благоверных князей мучеников Бориса и Глеба.
Вторая рукопись не могла быть издана целиком вследствие её объема, и из неё выбрано 83 миниатюры (на 82 таблицах)3. Лицевой сборник, которого эта рукопись составляет первую часть, находится в Библиотеке Императорской Академии Наук под шифром 34.3.5 и пользуется громкою известностью.
Никто не оспаривал первостепенного научного значения этого памятника, но относительно времени написания мнения расходятся. Именно один из известнейших палеографов А.П. Соболевский отнес его к XVII веку, тогда как ряд данных говорит за более древнюю эпоху.
Попробуем подробно анализировать состав этого сборника и исследовать его бумажные знаки.
* * *
Великолепная лицевая рукопись Библиотеки Императорской Академии Наук имеет несколько старых наклеек и помет: 1) «29», 2) «70», 3) «364» и переплетена в исходе XVII столетия (как указывают и переплетные листы бумаги)4 в кожу, тисненную однообразным штампом, заимствованным из заграницы. Переплет охватил три лицевых рукописи в десть.
1) «Хождение по вознесении Господа Нашего Иисуса Христа Святого Евангелиста Ионна и оучение и преставление. Списано Прохором» (лл. 1–93). Миниатюры 1–165.
2) «В тое же день деяние и мучение святых и славных и всехвальных Апостол Петра и Павла» (лл. 94–115). Миниатюры 166–201.
3) «Месяц Июль в девятый день иже во святых отца нашего Феодора епископа Эдейского града вставшего в постницех в велиции Лавра святого отца нашего Савы, по сем же бывша архиепископа в граде Едесе и достопомпимая исправивша дела. Списано от Василия епископа Амасийскаго» (лл. 116–242). Миниатюры 202–380.
По листам первой рукописи идет скорописная запись: на 1-м листе не сохранилось ничего, на 2-м «кн... || , на л. 3-м ничего, а с л. 4-го надпись идет полностью:
Ве-ли-кой-го-су-да-ры-ни-ца-
рев-ны-и ве-ли-кой-княж-
ны-На-та-лии-Але-ксев-ны. че-
лом-уда-ри-ла-ма-м[а-о]-го-су-
да-ры-ни-иа-боя-ры-ня-кня-ги-
ня-па-ра-ско-вья-ива-по-ва-до-чь
Ро-мо-да-но-в-ская5
По листам второй и третьей рукописей полууставом:
кн҃га гл҃емаѧ оуче́нїѧ ст҃ы́хъ а҆п҆лъ петра̀
и҆ па́ѵла ї и҆ѡа́н̾на Бг҃осло́ва Фео́дора
е҆пкⷭ҇па е҆дес̀скагѡ и҆ страда́нїѧ и҆̀хъ
бл҃говѣрныѧ гдрⷭ҇ни црв҃ны и вели́кїѧ
кж҃ны̀ Ната́лїи Алеѯе́єѵны
Таким образом, нет никакого сомнения, что Академическая рукопись находилась в личной библиотеке сестры Петра 1 царевны Наталии Алексеевны (1673–1716). Весьма интересно и другое указание, что рукопись (по крайней мере, первая её часть) была поднесена («челом ударила») царевне её мамой боярыней княгиней Прасковьей Ивановной Ромодановской (она была дочерью Ивана Панина и женой князя Дмитрия Васильевича Ромодановского)6. Близость князей Ромодановских к семье царя Петра известна, факт поднесения не представляет ничего особенного – важно то, что это указание лишает нас права думать, что рукопись происходить непосредственно из библиотеки царей Московских. А между тем такое предположите является само собою при просмотре миниатюр, украшающих рукопись.
Если мы не можем сказать, что все три части рукописи написаны одним почерком, что миниатюры принадлежат руке одного мастера, то во всяком случае сходство в манере миниатюр и их раскраске разительное. Перед нами одновременное произведение нескольких художников одной и той же мастерской.
Нельзя не обратить внимания на рисунок гор – старый иконный XVI века. Тип Спасителя на иконах изображенных, на миниатюрах – старый с окладистой бородкой, так называемых «новгородских писем» – тоже XVI века.
Легкая, полупрозрачная раскраска также указывает на старую школу миниатюристов, и мы должны подчеркнуть, что в немногих местах, где краски наложены густо и ярко, эта раскраска произведена позднее и является чуждой оригиналу.
По почерку едва ли можно сказать что-либо против второй половины XVI века, а заставные киноварные буквы связывают по своей манере эту рукопись ещё с обычаями XV столетия.
Некоторым диссонансом являются орнаментированные заставки в начале частей рукописи и заставные буквы этих страниц, исполненные под стиль заставок. Нетрудно заметить однако, что и заставки, и буквы нарисованы по написании рукописи. И те, и другие не соответствуют оставленным для них местам. Писцом рукописи предполагались длинные узкие киноварные буквы, как это и исполнено на других страницах. Только на первом листе было оставлено место для большой и широкой буквы. Но и этого места оказалось мало.
По бумажным водяным знакам Академическая рукопись делится следующим образом:
1) Лл. 1–60, 62–67, 69–93.
Бумага с широко расставленными pontuseaux – без знака.
2) Лл. 61 и 68.
Бумага того же качества, но pontuseaux чаще. Знак в виде монограммы из букв «Р» и «R» с розеткою
3) Лл. 94–115, 140–162.
Бумага того же качества, но двойного формата, так что рукопись становится писанной в полдесть. Филигрань – изображение сердца, увенчанного короною (нисколько вариантов, например, см. лл. 95, 96, 105).
Совершенно такой знак в нашем сборнике «Палеографическое значение бумажных водяных знаков», № 1766.
1) Лл. 116–139.
Бумага двойного формата, с знаком – «сфера» (в нескольких незначительных вариантах, например, в л. 122 – более испорченного рисунка).
2) Лл. 163–184, 206–226.
Бумага с знаком в виде большого кувшина с одною ручкою, над кувшином корона. На кувшине украшение из черточек и буквы «RC».
Pontuseaux – чаще, а в лл. 173–175 совсем частые.
3) Лл. 185–205, 227–242.
Бумага с знаком в виде кораблика (например, «Палеографическое значение бумажных водяных знаков», №№1896 и 1897). Несколько вариантов (так в лл. 186, 189 – кораблик почти совершенно правильной формы, в л. 185 – рисунок сбит).
Нельзя не отметить, что бумажные знаки в рукописи встречаются во многих случаях в чистых незаписанных местах, так что почти все филиграни могли бы быть воспроизведены фотографией.
С точки зрения филигранографии рукопись дает самый определенный ответ.
а) Первая бумага сборника со знаком из двух букв, это лигатура из Р и R, увенчанная розеткой. Знак редкий и типичный, который мы находим в русском документе, поручной записи 1554 года.
b) Вторая бумага – со знаком сердца, увенчанного короною. Совершенно торжественные знаки в Евангелии, написанном в 1555 году и в знаменитом списке Никоновской летописи, принадлежавшем князю Оболенскому.
c) Третья бумага – со знаком сферы. Вполне тожественные знаки находятся в бумаге Патриаршего списка Никоновской летописи.
d) Четвертая бумага с кувшином с весьма показательным украшением в виде черточек и с буквами R и С. Тожественные знаки в списке Никоновской летописи собрания князя Оболенского.
е) Пятая бумага кораблик особой формы с длинным флагом. Тожественные знаки, например в Минеи-Четьи, рукописи 1567 года, находящейся в библиотеке Императорского Общества Любителей Древней Письменности.
Такое сочетание указывает на эпоху царя Иоана Грозного и даже более, на счастливую первую половину этого царствования, ознаменованную не только завоеваниями, но и рядом исторических и художественных предприятий самого широкого размаха.
Тожество бумаги некоторых частей рукописи с бумагою двух знаменитых списков Никоновской летописи очень знаменательно и намекает на одну и ту же пору во времени и месте написания.
Лицевая рукопись Императорской Академии Наук сохранилась прекрасно. Подкраска и подрисовка заметна сравнительно в весьма немногих местах.
В гораздо худшем состоянии дошла до нас рукопись исхода XV столетия, находящаяся в собрании автора.
Во многих местах заметна позднейшая более густая закраска, нередко прорисованы контуры, в двух, трех местах сделана попытка придать головкам законченную иконную раскраску. Эта последняя попытка должна быть отнесена к очень старому времени. Нельзя не заметить однако, что подрисовка и прорисовка не коснулась большей части миниатюр и вообще не произвела грубых искажений.
Лишь в миниатюре 46 (м҃ѳ) можем заподозрить прорисовку вершины здания, но и это предположение, как кажется, ошибочно (ср. с мин. м҃д).
Прежде чем сказать несколько слов об особенностях лицевых изображений той и другой рукописи, сопоставим путем перечня миниатюр самую схему иллюстрации текста в обеих рукописях.
Рукопись Академии Наук(XVI век) | Рукопись собраны Н. П. Лихачева (исход XV века) |
1) л. 1. Трапеза свв. Апостолов, собравшихся в Гефсимании. На главном месте рядом беседующие свв. апостолы Петр и Павел (см. таблица I) | |
2) л. 2. Св. Иоанн, вынув жребий Асийский, а) обращается к апостолам и b) «паде лицем своим на землю и поклонися всем апостолом». с) По общей просьбе св. Иаков, брат Господень, совершает молитву.Миниатюра эта может служить образцом манеры иллюстрации рукописи. В одной композиции представлены три момента: и как св. Иоанн, так и св. Иаков, брат Господень, изображены дважды. | |
3) л. 2 об. Св. Иоанн Богослов, прощаясь, лобызается с св. Петром и взяв с собою Прохора (единого от 72) уходит из Гефсимании. (См. табл. II).В миниатюре два момента, представляющих в сущности две изображенный рядом композиции. | 1) л. 2 Св. Иоанн Богослов лобызается с св. Петром.Миниатюра дает один момент в композиции, по манере своей напоминающей старейшие русские иконы. |
4) л. 3. Св. Иоанн на корабле поучает Прохора о предстоящей буре и бедствиях.Сильный ветер надувает паруса и вызывает хлопоты мореплавателей. | |
5) л. 3 об. Корабль терпит крушение. Св. Иоанн бросается вплавь, св. Прохор спасается, плывя на доске.Согласно с текстом корабль расседается, а не опрокидывается. У корабля и на носу, и на корме изображены звериные головы. (См. табл. III). | 2) л. 3. Св. Иоанн Богослов схватив в руки весло бросается в воду с опрокидывающегося корабля. |
6) л. 4. Св. Прохор и с ним все спасшиеся выходят на землю в 5 поприщах от Селевкии и после трех часов лежания на берегу от крайнего изнеможения уговариваются идти в Селевкию. | |
7) л. 4 об. а) Граждане Селевкии, а с ними и потерпевшие крушение, обвиняют св. Прохора, что он вместе с исчезнувшим Иоанном Богословом, который «злохитрый волхв», виновен в потоплении корабля. Требуют, чтобы Прохор предал волхва и сказал, где он.b) Прохора ведут в темницу (изображенную в виде зеленого здания с башенками). Ввергает юноша в бытовом костюме, в узких зеленых брюках, а граждане в шубах с длинными рукавами, так что чисто иконописный костюм только на св. Прохоре. (См. табл. IV). | 3) л. 4. Воин ведет св. Прохора в темницу (обычное византийское здание типа базилики). |
8) л. 5 об. а) Св. Прохора приводят на «общее место» пред старейшины града.b) После данных объяснений св. Прохор, отпущенный, уходить с «общего места». (См. табл. V). | 4) л. 4. Св. Прохор стоит на «общем месте» пред старейшины (коих всего 2). |
9) л. 6. а) св. Прохор помогает св. Иоанну выйти на берег.b) св. Прохор лобызается с св. Иоанном.c)Разговаривая, идут в село Мраморное.d) Беседуют, войдя в ограду городскую. Таки образом в одной композиции разделены и изображены четыре момента. (См. табл. VI). | 5) л. 5 об. св. Прохор, по завету св. Иоанна, достигнув через 40 дней Азии, на приморском каменистом месте у села Мраморного, изнеможенный усталостью впадает в сон.6) л. 6. Проснувшись, св. Прохор замечает огромную волну, которая «исплюну» св. Иоанна на брег. Св. Прохор помогает св. Иоанну выйти па берег.В композиции два момента и св. Иоанн изображен дважды. |
10) л. 7. Подойдя к граду Ефесу, святые Иоанн и Прохор останавливаются на месте, именуемом «призрак Артемидин» около бани городского старейшины, именем Диоскорида.Жена, которой поручена баня, нанимает святых странников топить баню. Женщина нарисована с короною на голове. (См. табл. VII). | 1) 7) л. 7 об. Св. Иоанн и св. Прохор сидят на особом седалище, но не в городе Ефесе, а окруженные горами. Жена, заведующая банным строением, беседует с ними. |
11) л. 7 об. а) Св. Иоанн несет дрова (как истопник). св. Прохор достает воду из колодца (как «облиатель»),b) Женщина бьет палкой св. Иоанна за прегрешение в топке. (См. табл. VIII). | 8) л. 8 об. Заведующая баней бьет палкой св. Иоанна. Вдали изображена собачка.Вместо бани здание в форме однокупольного круглого храма. |
12) л. 8. Романа, заведующая банею, по беседе с св. Иоанном «отыде в дом свой». | 10) (г҃і) л. 11. Жена, заведующая банею, ведет за руку св. Иоанна (для объявления его и св. Прохора рабами). |
13) л. 8 об. Бес, приняв образ жены, заведующей баней, искушает Иоанна, но немедленно им посрамляется. Призвав имя Отца и Сына и св. Духа. св. Иоанн ввергает демона в преисподнюю.Композиция дает два момента: при этом как св. Иоанн, так и бес изображены дважды, при чем одно изображение св. Иоанна даже несколько прикрывает другое. (См. табл. IX). | 9) (ві҃) л. 9 об. Бес в образе жены, заведующей банею, искушает св. Иоанна и грозит ему.В миниатюрах заметна ошибка в нумерации, пропуск №№ 9–11, но не видно, где они могли быть в тексте. |
14) л. 9 об. Жена, заведующая банею, перед тремя послухами пишет куплю на свв. Иоанна п Прохора. (См. табл. X). | 11) (д҃і) л. 11 об. Жена, заведующая банею, совершает куплю на Иоанна и Прохора. |
15) л. 10. Романа объявляет свв. Иоанна и Прохора своими рабами (?). Но возможно, что в данной композиции изображение рассказа о том, как бес удавлял в бане «юношоу или дивицы». (См. табл. XI). | |
16) л. 10 об. Бес удавляет в бане юношу, сына Диоскорида. | 12) (є҃і) л. 12 об. Бес задавливает юношу, сына Диоскоридова. |
17) л. 11 об. Жена, скинув венец свой, оплакивает юношу удавленного. (См. табл. XII). | 13) (ѕ҃і) л. 13. Жена, заведующая банею, распустив власы, оплакивает юношу, удавленного бесом.Фигура сидящей п плачущей женщины нарисована весьма интересно и отличается от иконописного шаблона. |
18) л. 12. Заведующая банею обращается к Иоанну с мольбою, как к волхву, так как Артемида оказалась бессильна исполнить её моления.Грозит Иоанну и Прохору смертью, буде не воскресят умершего. | 14) (з҃і) л. 14. Романа, заведующая банею, обращается к св. Иоанну с требованием воскресить юношу. |
19) л. 12 об. Св. Иоанн изгоняет беса и воскрешает юношу. Второй момент – св. Иоанн приводить к Романе воскресшего, а та, видя чудо, падает в обморок («оцепе сердце еа»). | 15) (и҃і) л. 14 об. Св. Иоанн воскрешает юношу. Изумленная Романа всплёскивает руками. |
20) л. 13. Жена «Романа» припадает к ногам св. Иоанна, и он, взяв её за руку левою рукою, правою крестит двуперстно. Изображение также в двух моментах. (См. табл. XIII). | 16) (ѳ҃і) л. 15 об. Св. Иоанн подымает Роману, припадшую к его ногам. Видя её обращение, св. Иоанн благословляет её правою рукою. |
21) л. 13 об. а) Св. Иоанн наставляет «Роману» в христианском учении.b) Один из отроков, узнав о чуде св. Иоанна, взяв шапку, бежит к Диоскориду иc) рассказывает ему о чуде.d) Диоскорид услышав такие вести, падает с высокого седалища мертвым. (См. табл. XIV) | 17) (к҃) л. 16. Диоскорид, услышав вести некоего юноши, прибежавшего сообщить ему о смерти и воскресении его сына, падает и умирает. |
22) л. 14. а) Сын Диоскорида припадает к ногам св. Иоанна я умоляет его воскресить отца.b) Св. Иоанн идет к умершему. | 18) (к҃а) л. 17. Св. Иоанн воскрешает Диоскорида. |
23) л.14 об. а) Призвав имя Господа Иисуса Христа, св. Иоанн берет Диоскорида за руку и воскрешает его.b) св. Иоанн благословляет крестным знамением припадшего к ногам его Диоскорида | |
24) л.15 а) Диоскорид показывает св. Иоанну богатства свои и предлагает взять все (сосуды и драгоценные вещи, изображенные в двух раскрытых сундуках).b) Св. Иоанн благословляет просящих крестить их Диоскорида, сына его и Роману | 19) (к҃в) л. 18 об. Св. Иоанн крестит (в озере среди гор) Диоскорида сына его и Роману.Крещенные мужчины нагие с опоясанными чреслами. Романа же закутана в белую одежду. У всех трех новообращённых нимбы. |
25) л. 15 об. а) Св. Иоанн крестит Диоскорида, сына его и Роману – в особой купели в виде шестигранного колодца.b) Св. Иоанн раздирает по просьбе Романы свою кабалу. (См. табл. XV). | |
26) л. 16. а) Св. Иоанн изгоняет беса из бани Диоскорида.b) Трапезует в дому Диоскорида, поучая собравшихся. (См. табл. XVI). | 20) (к҃г) л. 18 об. Св. Иоанн изгоняет демона, удавливавшего людей в бане Диоскорида. |
27) л. 16 об. Св. Иоанн становится около кумира Артемидина; Ефесяне разбивают статую камнями. | |
28) л. 17. а) Ефесяне, оставшиеся верными Артемиде, начинают бросать камнями в св. Иоанна. | 21) (к҃д) л. 20. По молитве св. Иоанна напавшие на него Ефесяне умирают. |
b) Св. Иоанн творит молитву и напавшие на него падают мертвыми. | 22) (к҃е) л. 20 об. Граждане Ефеса припадают к стопам св. Иоанна, моля воскресить умерших Ефесян. |
29) л. 17 об. По усиленной просьбе Ефесян св. Иоанн, помолившись, воскрешает мертвых. | 23) (к҃ѕ) л. 21. По молитве св. Иоанна умершие воскресают. |
30) л. 18. Св. Иоанн в месте нарицаемом «часть граду» исцеляет расслабленного, не могшего встать в течение 12 лет. (См. табл. XVII). | 24) (к҃з) л. 21 об. Св. Иоанн исцеляет расслабленного, не могшего встать «на стопу своею». Бес зрит чудеса св. Иоанна и идет творить ковы против святого. |
31) л. 19 об. Бес, приняв образ воина и имея хартию («прелестную») в руках, садится на высоком месте. С ним разговаривают два воина, которых он и убеждает захватить злохитрых волхвов Иоанна и Прохора. | 25) (к҃и) л. 23. Бес, в образе не война, но в красной одежде с пуговицами и в высокой шапке разговаривает с двумя гражданами. |
32) л. 20. Диоскорид ведёт обвиняемых св. Иоанна и св. Прохора в дом свой. | 26) (к҃ѳ) л. 24. Диоскорид ведёт свв. Иоанна и Прохора к себе. |
33) л. 21. а) Войны вместе с народом, предводимые бесом, требуют перед дверьми дома Диоскорида, чтобы тот выдал свв. Иоанна и Прохора,b) Бес является вновь двум воинам, пришедшим в смущение, что они скажут Диоскориду, раз обвинитель воин исчез (левая сторона композиции). (См. табл. XVIII). | 27) (л҃) л. 24 об. Св. Иоанн и Прохор выводятся из дома Диоскорида (по требованию толпы Ефесян, напавших на дом Диоскорида). |
34) л. 21 об. Свв. Иоанн и Прохор выведены перед капище Артемидино. Св. Иоанн уличает беса и успокаивает воинов. (См. табл. XIX). | 28) (л҃а) л. 26 об. Жидовин Марион убеждает народ вести свв. Иоанна и Прохора к старейшинам. |
35) л. 22. По молитве св. Иоанна капище Артемидино рушится. Жидовин Марион убеждает народ отвести св. Иоанна и Прохора к старейшинам града. | |
36) л. 22 об. Свв. Иоанн и Прохор перед старейшинами. (См. табл. XX). | |
37) л. 23. а) Свв. Иоанн и Прохор посажены в темницу и закованы в «железы».b) Бирюч («проповедник») выкликает воина (демона) обвинителя, но бес не является, никто его не может указать, и свв. Иоанн и Прохор приговариваются к изгнанию из города Ефеса. (См. табл. XXI). | 29) (л҃в) л. 27 об. Свв. Иоанн и Прохор, ввергнутые в темницу. |
38) л. 23 об. Свв. Иоанн и Прохор с насилием изгоняются из Ефеса. (См. табл. ХХII). | 30) (л҃г) л. 29. Свв. Иоанн и Прохор освобождаются (изводятся из темницы).Двери в форме царских дверей типа «новгородских писем». |
39) л. 24. Господь Иисус Христос является (на место Мраморное) в ввдении св. Иоанну и повелевает вновь идти в Ефес. | |
40) л. 24 об. а) По молитве св. Иоанна языческие храмы разрушаются.b) По доносу из Ефеса «Андреан» царь повелевает свв. Иоанна и Прохора сослать на Патмос.Царь сидит по восточному, поджавши ноги. (См. табл. ХХШ). | |
41) л. 25. а) Св. Иоанна заковывают, св. Прохора избиваютb) Свв. Иоанн и Прохор отплывают, посаженные на корабль. (См. табл. XXIV) | |
42) л. 26. Св. Иоанн спасает отрока, упавшего в море. | 31) (л҃д) л. 30 об. Св. Иоанн спасает отрока, упавшего в море.Корабль изображен с любопытной надстройкой кают на корме в два яруса. |
43) л. 26 об. а) Спасенный отрок влезает в корабль.b) Св. Иоанн благословляет поклонившихся ему спутников («корабленицы»). | |
44) л. 27. Корабельники прибегают с мольбою к св. Иоанну во время сильной бури. | |
45) л. 27 об. Корабль пристает к берегу вместе, называемом Твердо. Жидовин Марион влезает в корабль и укоряет кораблеников.Композиция в двух моментах, Марион изображен 2 раза. | О жидовин Марион в рукописи пропуск в этом месте, но текст вписан дальше на л. 34–35. |
46) л. 28 об. По наущению Мариона на св. Иоанна опять возлагают железа. | |
47) л. 29. Корабль пристает к берегу в месте Муроне. На единого из «протиктор» находит великий недуг. Ждут семь дней, на восьмой хотят отплыть, оставив болящаго. Св. Иоанн посылает Прохора, который именем Иисуса Христа приводить заболевшего на корабль. (См. табл. XXV). | 32) (ле҃) л. 31. Корабль пристал к месту Мурон; пребывают там 7 дней. |
48) л. 30. Чудо св. Иоанна с водою: велел св. Прохору почерпнуть воду из моря, и она стала сладкою (= пресною). | |
49) л. 30 об. а) Корабленики припадают к Иоанну, и он благословляет их (принимают крещение). | 33) (лѕ҃) л. 32 об. Св. Иоанн учит на корабле спутников (которые и принимают крещение). |
b) Пристают к острову Патмосу. Св. Иоанн благословляет спутников (которые и отплывают обратно). | 34) (лз҃) л. 33. Св. Иоанн со св. Прохором идут в город, а корабленики отплывают обратно. |
50) л. 31 об. Мурон принимает св. Иоанна и св. Прохора в свой дом, сын же старейший Мурона, именем Аполлонид, одержимый «духом пытливым» отбегает в иной («етер») град. Это обстоятельство смущает Мурона, а св. Иоанн предрекает св. Прохору грядущие испытания. | |
51) л. 32, а) По наущению Кунопову сын Мурона пишет отцу послание о волховстве св. Иоанна.b) Мурон получает послание сына.(На рисунке имя Киноп, в тексте «Коуноп»). | |
52) л. 32 об. а) Прочитав послание, Мурон показывает игемону.b) Свв. Иоанн и Прохор ввергаются в темницу. (См. табл. XXVI). | 35) (ли҃) л. 37. Игемон осуждает свв. Иоанна и Прохора; воин ведет их в темницу. .Корона на игемоне отличается по форме от обычно изображаемых в лицевых рукописях XVI века: это скорее шапка, но с расширением к верху. |
53) л. 33 об. а) Св. Иоанн просит у игемона разрешение написать сыну Мурона Аполлониду послание.b) Св. Иоанн пишет послание, находясь в темнице. | 36) (лѳ). 38 об. Св. Иоанн пишет послание к Аполлониду. |
54) л. 34. а) Св. Прохор вручает Аполлониду послание св. Иоанна; дух нечистый отлетает от одержимого.b) Аполлонид, повелев оседлать коня, возвращается к отцу. (См. табл. ХХVІІ) | 37) (м҃) л. 39. Св. Прохор вручает послание Аполлониду.Аполлонид одет в западноевропейский костюм, очень короткий и с коротким плащом. Ноги в узких зеленых штанах в обтяжку. |
55) л. 34 об. а) Св. Иоанн благословляет в темнице припадшаго к ногам его Аполлонида.b) Аполлонид выводить свв. Иоанна и Прохора из темницы и велит сторожившему юноше передать игемону, что это Аполлонид увел с собою узников. (См. табл. ХХVІІІ) | 38) (м҃а) л. 40 Аполлонид снимает узы с св. Иоанна. Мурон и его жена в доме своем горюют о сыне. |
56) л. 36. а) Аполлонид, приведя в дом Мурона свв. Иоанна и Прохора, рассказывает изумленному (жест – держит одну руку другою) отцу о чудных делах св. Иоанна.b) Мурон и Аполлонид с прочими членами семьи приводить св. Иоанна к игемону.Игемон, выслушав, возлюбил проповедника нового учения. | |
57) л. 36 об. Св. Иоанн крестит Мурона и всех сущих в дому его.Крещение совершается в шестигранном колодце, все с препоясанными чреслами. | 39) (м҃в) л. 42. Св. Иоанн «крести вся сущая в дому Мурона». Крещение совершается в озере, между гор. Мальчик нагой, мужчины в препоясанных чреслах, жена закутана в светло-зелёную одежду. Все без исключения в нимбах. |
58) л. 37 об. Дочь Мурона, жена игемона Лаврентия, именем Хрѵсопшя:a) совещается с мужем;b) приходит с сыном своим младенцем в дом к отцу;c) припадает к ногам св. Иоанна, прося о крещении:d) св. Иоанн крестить ее вместе с сыном. (См. табл. XXIX) | 40) (м҃г) л. 42 об. а) Дочь Мурона совещается с мужем.b) Она идет и припадает к ногам св. Иоанна. |
59) л. 38. Мурон предлагает св. Иоанну свое богатство, драгоценные сосуды и одежды. | |
60) л. 38 об. а) Св. Иоанн благословляет жену игемона.b) Она отходит с миром в дом мужа. | |
61) л. 39. а) Мурон передает св. Иоанну «имение много» для раздачи нищим;b) По указанно св. Иоанна Мурон раздаёт деньги нищим и убогим. (См. табл. XXX). | 41)(м҃д) л. 45. Мурон приносит к св. Иоанну «имение много». Два прислужника коротопольи держат ларцы. |
62) л. 40. а) Василий в доме Мурона беседует с св. Иоанном.b) Св. Иоанн благословляет припадшего к ногам его Василия. | |
63) л. 40 об. Св. Иоанн крестит Василия и жену его Хариту (в шестигранной крещальне – колодезе). | 42) (м҃е) л. 47. Крещение Василя и Хариты (озеро среди скал). |
64) л. 41. а) У жены Василия родится сын, имя ему нарекают Иоанн.b) Василий приносит св. Иоанну мешки с деньгами и иным имением и драгоценные сосуды. (См. табл. XXXI) | |
65) л. 41 об. Св. Иоанн крестит зятя Муронова игемона Лаврентия. (См. табл. XXXII). | |
66) л. 42. Св. Иоанн изгоняет беса из сына жителя того же града Офора именем Хруса («како сына Хроусова исцеле»). | 43) (м҃ѕ) л. 48 об. Св. Иоанн изгоняет беса из больного сына Хруса. |
67) л. 42 об. Св. Иоанн крестит Хруса, жену его и сына. (См. табл. XXXIII). | |
68) л. 43. По слову св. Иоанна разрушается капище Аполлона (как бы разваливается на отдельные кирпичи) В храме все бывшие остаются целы. (См. табл. XXXIV). | 44) (м҃з) л. 49 об. По слову св. Иоанна разрушается храм Аполлона, несмотря на жрецов, угрожающих св. Иоанну жезлами. |
69) л. 43 а) Язычники избивают св. Іоанна палками;b) сажают его и св. Прохора в темницу. | |
71) л. 44 об. Мурон с Аполлонидом приходят к игемону Акиле ходатайствовать за св. Иоанна. | |
72) л. 45. а) Аполлонид снимает железа со св. Иоанна.b) Мурон изводит св. Иоанна из темницы.c) Мурон просит св. Иоанна пребывать в дому его, не выходить и не сталкиваться с язычниками. (См. табл. XXXV). | |
73) л. 45 об. Св. Иоанн и св. Прохор проходят около прокаженного. (См. табл. XXXVI). | |
74) л. 46. а) Жена некая вдова, встретив св. Иоанна, спрашивает о дороге к храму Аполлона. Св. Иоанн, узнав, что она хочет молиться об изгнании беса, мучащего сына её, посылает её домой, гдеb) она и находить сына здоровым по слову Иоаннову. (См. табл. XXXVII). | 45) (м҃и) л. 52. Жена некая вопрошает св. Иоанна о дороге к храму Аполлона. |
75) л. 46 об. а) Св. Иоанн исцеляет прокажённого.b) Исцеленный прокаженный приходить в дом Мурона | 46) (м҃ѳ) л. 53. Исцеленный прокаженный приходит к св. Иоанну, вкушающему трапезу в дому Мурона. |
76) л. 47. Св. Иоанн крестит Родона, «нетиа» Муронова | |
77) л. 47 об. а) Св. Иоанн благословляет припадшего к его ногам исцелённого прокажённого.b) Св. Иоанн крестит исцелённого прокажённого. | |
78) л. 48. Св. Иоанн толкует жидовину Кару Священное писание и рассказывает об Иисусе Христе. Жест толкования состоит из именословного перстосложения. Еврей и все окружающие с жестами изумления и напряженного внимания. (См. табл. XXXVIII | |
79) л. 48 об. Кар припадает к ногам св. Иоанна и св. Иоанн благословляет его. (См. табл. XXXIX) | |
80) л. 49. а) Кар, припадая к ногам Св. Иоанна, молит крестить его. | 47) (н҃). л. 54 об. Кар молит о крещении |
b) Св. Иоанн крестит Кара в шестигранной крещальне | 48) (н҃а) л. 55. Крещение жидовина Кара. |
81) л. 49 об. а) Жрецы Аполлона припадают к ногам знаменитого Патмосского волхва, пустынника Кунопа, и просят его помощи против св. Иоанна.b) Куноп посылает «ангела лукава» («князя лукавых дух») в дом, где пребывает св. Иоанн, ослепить святого, изнять его душу и принести к Кунопу. (См. табл. XL). | |
82) л. 50 об. Св. Иоанн изгоняет присланного Кунопом духа с острова Патмоса | 49) (н҃в) л. 56 об. Св. Иоанн возлежать на одре и изгоняет беса, присланного волхвом Кунопом. |
83) л. 50 об. Куноп (видя, что первый дух лукавый не возвращается), посылает другого духа лукавого. | |
84) л. 51. Св. Иоанн изгоняет и второго беса | 50) (н҃г) л. 57 об. Св. Иоанн прогоняет второго беса. |
85) л. 57 об. Куноп посылает двух князей бесовских. | |
86) л. 52. Один из бесов влезает к св. Иоанну и им изгоняется, а другой подслушивает за дверями. (См.табл. ХLI). | 51) (нд҃) л. 58. Один из двух посланных Кунопом бесов прячется за столб, а другого св. Иоанн изгоняет. |
87) л. 52 об. Куноп созывает всех бесов. | |
88). 53. а) Пустынник Куноп, сопровождаемый бесами, входит в град. Жители-язычники, обрадованные и изумленные, так как раньше он не покидал пустыни, кланяются Кунопу и припадают к его ногам.b) Св. Иоанн поучает христиан, собравшихся в доме Мурона, и предвещает Прохору предстоящие испытания от ухищрений Кунопа.Огорченный св. Прохор в жесте печали склоняет лицо свое на правую руку. Левая рука бессильно опущена вниз. | 52) (нє҃) л. 60. Куноп с язычниками (один из них в коротополье) приходить к свв. Иоанну и Прохору. |
89) л. 54. а) Куноп предлагает св. Иоанну воскресить утонувшего отца присутствующего тут же юноши. | 52) (н҃ѕ) л. 60 об. Куноп предлагает св. Иоанну извести из моря утонувшего отца присутствующая тут юноши. |
b) Сам Куноп исчезаешь из глаз всех предстоящих, и бесы поддерживают его в морской пучине. (См. табл. XLII). | 54) (н҃з) л. 61. а) Куноп бросается в море. |
90) л. 54 об. Куноп выводит из моря человека, которого объявляет отцом юноши. Язычники хотят избить св. Иоанна, но Куноп останавливает их жестом, обещая раньше казни Иоанна показать еще большие чудеса. | b) При помощи бесов выходит из моря, держа человека, коего объявляет отцом юноши. |
91) л. 55. Куноп вызывает убиенного сына присутствующего тут человека и вместе с ним самого убийцу. | 55) (ни҃) л. 62. Куноп, чествуемый язычниками, в торжестве берет св.Иоанна за плечо и спрашивает, удивляется ли он чудесам. им Кунопом сотворенными. |
92) л. 55 об. а) Разъяренные язычники нападают на св. Иоанна, как звери, и, кинув его на землю, кусают зубами до того, что он остается как бы мертв. | 55) (нѳ҃) л. 62 об. Язычники по указанию Кунопа избивают св. Иоанна. |
b) Куноп, думая, что св. Иоанн умер, приказывает оставить его непогребённым на растерзание птицам. (См. таблицу XLIII). | Между листами 62 и 63 имеется пропуск, почему над текстом л. 63 и надписано почерком ХVІ столетия «списа» |
93) л. 56. Св. Прохор, придя к лежащему св. Иоанну, получает приказание возвестить в доме Мурона, что он Иоанн жив. (См. табл. XLIV). | |
94) л. 56 об. а) Св. Прохор стучит в дверь дома Мурона;b) повествует о том, что св. Иоанн жив. (См. таблицу XLV). | |
95) л. 57. а) Все обращенные в христианство из дома Мурона приходят к св. Иоанну и припадают к ногам его, а он их благословляет.Св. Иоанн каждому дает лобызание. | |
96) л. 57 об. Куноп призывает св. Иоанна на берег моря, дабы показать ему еще большую чудесную силу свою. (См. табл. XLVI). | 57) (ѯ) л. 63. Куноп, чествуемый народом, ведет св. Иоанна к берегу моря, чтобы показать еще большие чудеса. |
97) л. 58. Куноп по молитве св. Иоанна погибает в морской пучине. (См. таблицу XLVII). | 58 (ѯа҃) л. 63 об. Куноп по молитве св. Иоанна погибает в морской пучине. |
98) л. 59. Св. Иоанн изгоняет бесов, бывших в образе воскресших яко бы людей, и увещевает раздраженных на него сына одного и отца другого из мнимо-воскресших. | |
99) л. 59 об. Язычники, веровавшие в Кунопа, три дня и три ночи не евши, не пивши, вызывали Кунопа, из моря. От «туги» и неядения трое умерли. Св. Иоанн молится об их воскресении. | |
100) л. 60. а) Св. Иоанн беседует с воскресшими иb) благословляет всех уверовавших и припадших к ногам его. | 59) (ѯв҃) л. 65 об. Св. Иоанн благословляет народ, пораженный воскресением трех умерших от голода.Эта миниатюра, как и следующая жестоко прорисованы. Однако и прорисовка должна относиться к отдаленному времени. |
101) л. 61 об. а) св. Иоанн успокаивает Мурона, не решающегося на требование граждан выпустить св. Иоанна из своего дома.b) Св. Иоанн, выйдя из дома Мурона, благословляет собравшихся и припадших к его ногам граждан. | |
102) л. 61. а) Св. Иоанн, услышав, что его называют Богом, посыпает главу землею и, | |
b) взойдя на высокое место, поучает граждан, рассказывая о бывших пророчествах и земной жизни распятого Сына Божьего. (См. табл. XLVIII). | 60) (ѯг҃) л. 66 об. Св. Иоанн, став на высоком месте, поучает парод. |
103) л. 61 об. Св. Иоанн крестит обращенных его проповедью (прямо в море). (См. табл. XLIX). | 61) (ѯд҃) Собравшийся народ просит св.Иоанна о крещении. |
104) л. 62. Прение св. Иоанна со знатоком еврейских священных книг Филоном. (См. табл. L). | 62) (ѯє҃) л. 67 об. Прение св. Иоанна с Филоном. |
105) л. 62 об. а) Св. Иоанн исцеляет человека «огнём жгомаго» (то есть, в сильном жару), лежащего на земли.b) Исцеленный по слову св. Иоанна уходить в дом свой с миром. | 63) (ѯѕ҃) л. 68 об. Исцеление человека «огнем жгомаго» (то есть, находящегося в горячке). |
106) л. 63. а) Св. Иоанн принимает трапезу в дому Филона.b) Св. Иоанн исцеляет прокаженную жену Филона («бяше прокажена аки снег»).Филон припадает к ногам св. Иоанна. | 64) (ѯз҃) л. 69. Трапеза в дому Филона и исцеление прокаженной жены его. |
107) л. 63. Св. Иоанн совершает крещение Филона (как бы в озере, среди гор). Жена Филона в композиции отсутствует. (См. табл. LI). | 65) (ѯи҃) л. 69 об. Крещение Филона и жены его. (Схема изображения та же, что и в других случаях). |
108) л. 63 об. а) Жрец Аполлона искушает св. Иоанна, прося исцелить хромого сына.b) По слову Св. Иоанна у самого жреца заболевают обе ноги, и он падает на землю. | 66) (ѯѳ҃) л. 70. Жрец Аполлона охромевает по слову Иоаннову. |
109) л. 64. а) По слову св. Иоанна св. Прохор исцеляет хромого сына жреца и приводить исцелённого к св. Иоанну.b) Исцелённый припадает к ногам Иоанновым, который и благословляет его. (См. табл. LII). | 67) (о҃) л. 70 об. Св. Прохор по повелению св. Иоанна исцеляет хромого сына жреца Аполлонова. |
110) л. 64 об. Св. Иоанн исцеляет и благословляет уверовавшего жреца Аполлона. (См. табл. LIII). | 68) (о҃а) л. 71. Исцеленный припадает к ногам св. Иоанна, а пораженный чудом отец его, жрец Аполлона, молит об исцелении и крещении. |
111) л. 65. Св. Иоанн совершает в море крещение жреца и сына его, исцелённых от хромоты. (См. табл. LIV). | |
112) л. 65 об. а) Человек, одержимый «трудом водным», пишет мольбу св. Иоанну об исцелении.b) Посланный передает св. Иоанну послание. (См. таблицу LV). | Соответствующих миниатюрам №№ 112–114 рисунков в рукописи нет, но их и не было, так как текстимеется на своем месте, без иллюстраций. |
113) л. 66. а) Св. Иоанн пишет грамоту.b) Грамота вручается посланным больному.c) Больной исцелевает. (См. табл. LVI). | |
114) л. 66 об. Св. Иоанн совершает крещение над исцеленным им больным «трудом водным». | |
115) л. 67. Св. Иоанн в доме «Гемона»: жена «Гемона» лежит на ложе, около неё спеленатый новорожденный. Св. Иоанн благословляет «Гемона».В рукописи везде Гемон, как собственное имя: на самом деле это «игемон». (См. табл. LVII). | |
116) л. 67 об. «Гемон» и жена его предлагают св. Иоанну многое драгоценное имущество. | 69) (о҃в) л. 72. Св. Иоанн совершает крещение «Гемона».(И в этой рукописи «Гемон» как собственное имя). |
117) л. 68. Св. Иоанн с учениками идет в град Муро́с (или Муро́са?): «приидохом в Моуроса». (См. таблицу LVIII). | |
118) л. 68 об. Св. Иоанн спрашивает о 12 юношах, прикованных и обречённых в жертву волку. | |
119) л. 69. Св. Иоанн изгоняет с острова Патмоса демона, бывшего в образе волка. (Волк – демон изображен человекообразным с человеческим лицом, отличающимся необыкновенно длинным носом). (См. табл. LIX). | 70) (о҃г) л. 74. Св. Иоанн изгоняет демона в образе волка. Демон изображен в виде настоящего зверя, только с длинным и очень тонким красным, как бы огненным, языком. |
120) л. 69 об. а) Человек, видевший изгнание беса, припадает к ногам св. Иоанна и молить о просвещении его верою Христовою.b) Св. Иоанн совершает над ним крещение в реке. | |
121) л. 70. Св. Иоанн сообщает жрецам, которые с обнаженными ножами в руках ведут связанных юношей на заклание в жертву волку, что бес им, Иоанном, уже изгнан. (См. табл. LX). | |
122) л. 71 об. Св. Иоанн велит развязать отроков и отпускает их в град по домам их. | 71) (о҃д) л. 75 об. Св. Иоанн освобождает юношей, которых вели жрецы на заклание. |
123) л. 72. Св. Иоанн отбирает ножи от жрецов. (См. табл. LXI). | |
124) л. 72 об. Св. Иоанн на корабле поучает народ.[Но в ладье изображены только он и св. Прохор, а народ стоить на берегу]. | 72) (о҃є) л. 76. Св. Иоанн садится на корабль. |
125) л. 72. а) Бес (тот же, что был изгнан из Ефеса) удавляет в бане сына жреца.b) Жрец «Диев» припадаем к ногам св. Иоанна, моля о помощи («востави ми сына»). (См. табл. LXII). | |
126) л. 72 об. Св. Иоанн подымает юношу за руку, и тот встает здрав. | 73) (оѕ҃) л. 77. Св. Иоанн подымает за руку юношу, задушенного демоном, и изгоняем из него беса. |
127) л. 73. Св. Иоанн изгоняет беса, душившего юношу.Этот бес оказался тем же, что задавил сына Диоскоридова в Эфесе. (См. таблицу LXIII). | 74) (оз҃) л. 77 об. Св. Иоанн изгоняет беса душителя с острова Патмоса. |
128) л. 73 об. а) Жрец, отец воскрешенного юноши припадши к ногам Иоанновым, молить о просвещении его христианством.b) Св. Иоанн крестить в реке жреца и всю его семью. | |
129) л. 74. а) Жена некая припадает к ногам св. Иоанна, моля исцелить сына её, одержимого бесом.b) По слову св. Иоанна жена эта с шестью отроками идет за сыном, чтобы привести его к св. Иоанну. | |
130) л. 74 об. а) Св. Иоанн изгоняет беса из юноши.b) Совершает св. крещение над юношей и его матерью. (См. табл. LXIV). | 75) (ои҃) л. 79. Св. Иоанн изгоняет беса из юноши. Юношу, изображенного с длинными локонами и в короткой рубашечке, поддерживаете» св. Прохор. |
131) л. 75. а) Поклонники Диониса-Вакха в храме его напиваются и блудят с женами («нападаху на жены несытным многоблудством»); | |
b) Св. Иоанна, порицавшего празднование Дионисово, жрецы, связав, избивают палками. (См. табл. LXV). | 76) (оѳ҃) л. 80. Жрецы Денисовы связывают св. Иоанна. |
132) л. 75 об. а) По слову св. Иоанна храм Диониса разрушается и погребает в развалинах 12 жрецов. | 77) (п҃) л. 80 об. а) По слову св. Иоанна храм Диониса разрушается и давит жрецов. |
b) Испуганный народ развязывает св. Иоанна. (См. табл. LXVI). | b) Народ освобождает св. Иоанна. |
133) л. 76. Жрец Нетиан предлагает св. Иоанну воскресить 12 задавленных в развалинах жрецов. (См. таблицу LXVII). | |
134) д. 76 об. Жрец Нетиан вызывает 12 злых духов, которые принимают образ задавленных жрецов. (См. табл. LXVIII). | |
135) д. 77. Нетиан ведет народ на то место, где находился разрушенный храм Диониса. | |
136) д. 77 об. а) Св. Иоанн приглашает св. Прохора идти на место падения храма (узнав духом предпринятый Нетианом обман)b) Св. Иоанн прогоняет бесов. | |
137) л. 78. Нетиана приводят к св. Иоанну; многие просят о просвещении Христовом и припадают к ногам. | 78) (п҃а) л. 83. Нетиана волхва приводят к св. Иоанну. |
138) л. 78. Нетиан злым волшебством, чтобы воспрепятствовать крещению, претворяет воду в реке в кровь, но словом Иоанновым река очищается. (См. табл. LXIX). | |
139) л. 79. Св. Иоанн крестит народ на глазах пораженного Нетиана, который в изумлении уронил и книгу волхований. (См. табл. LXX). | 79) (пв҃) л. 84. Св. Иоанн крестит народе на глазах изумлённого и огорчённого Нетиана.Превосходно изображен удрученный волхв: он сжал руки и весь согнулся. |
140) л. 79 об. Св. Иоанн совершает крещение волхва Нетиана. | |
141) л. 80. Падают кумиры в доме Нетиана, вся семья его и домашние принимают крещение от св. Иоанна. (См. табл. LXXI). | 80) (пг҃) л. 84 об. Падают кумиры в доме Нетиана. |
81) (пд҃) л. 85. Св. Иоанн ведет беседу в доме Фауста и просвещает его.В Академической рукописи миниатюры, соответствующей этой, совсем не имеется. | |
142) л. 81. а) Св. Иоанн совершает крещение единого из обратившихся.b) Благословляет Сосипатра, зовущего его в дом свой к матери Проклиании. | |
143) л. 82. а) Сосипатр, поставив трапезу угощает свв. Иоанна и Прохора, а Проклианиа подслушивает их беседу.b) Св. Иоанн; взяв за руку, уводит Сосипатра от матери. (См. табл. LXXII). | 82) (пє҃) л. 86. Сосипатр угощает свв. Иоанна и Прохора. Проклианиа подслушивает. |
144) л. 82 об. Проклианиа, сорвав покров с главы и терзая свои седины, жалуется на сына встретившемуся им антипату. (См. табл. LXXIII). | 83) (пѕ҃) л. 88. Св. Иоанн уводит Сосипатра от Проклиании. |
145) л. 83. Разгневанный антипат повелевает зашить непочтительного сына в кожаный мешок вместе с ядовитыми змеями и гадами. (См. табл. LXXIV). | |
146) л. 83 об. Св. Иоанн заявляет антипату о несправедливости суда его. Замечательно зарисовано движение, как Проклианиа отталкивает и опровергает св. Иоанна. (См. табл. LXXV) | |
147) л. 84. По слову Иоанна происходить землетрясение, все падают ниц, у антипата хватавшая св. Иоанна рука высыхает (что и изображено). Неистовая Проклианиа как подняла одну руку вверх, а другую вниз, так и остается в столбняке. (См. табл. LXXVI) | 84) (пз҃) л. 89. По слову Иоанна происходить землетрясение. «Антупат» (в короне), подкинут на месте своем, Проклианиа падаете. Присутствующее люди изумлены. |
148) л. 84 об. а) св. Иоанн благословляет припадающего к нему антипата; | |
b) трапезует в доме антипата. | 85) (пи҃) л. 90 об. Жена «антупата» молит о просвещении её Христовым учением. |
149) л. 85. а) Крещение аптипата и семьи его;Ь) трапеза в доме антипата после крещения. | |
150) л. 86. а) Проклиана, припав к ногам св. Иоанна молит о прощении;b) Св. Иоанн совершает крещение Проклиании и её семьи. | |
151) л. 86 об. По смерти кесаря, заточившего св. Иоанна на Патмос, новый император приказывает написать к Иоанну о прощении его. (См. таблицу LXXVII). | 86) (пѳ҃) л. 93. Св. Иоанн получаете грамоту нового императора о прощении. |
152) л. 87. Жители Патмоса молят св. Иоанна, получившего послание царское, о том, чтобы не уезжал. | 87) (ч҃) л. 93 об. Жители Патмоса молят св. Иоанна, дабы не покидал острова. |
153) л. 87 об. а) Св. Иоанн молится в горном безмолвном месте, прося дать ему Евангелие.b) Посылает св. Прохора в город за чернилами и хартией. | |
154) л. 88. Св. Иоанн молится, и была молния и гром велики, так что св. Прохор, принесший чернила и хартию, пал на землю от страха.Композиция также в двух моментах. | 88) (ч҃а) л. 95. Св. Иоанн молится в горном месте, молния и гром (как бы нисходят огненные языки). Св. Прохор падает на землю в ужасе. |
155) л. 88 об. Св. Иоанн диктует святое Евангелие в течение двух дней и шести часов.Св. Прохор пишет на свитке. | 89) (ч҃в) л. 95 об. Св. Иоанн диктует св. Евангелие.Изображение совершенно иконное, как в Евангелиях с миниатюрами свв. Евангелистов. Горки с закруглениями уступов подобно тому как это на одной из манер старейших русских иконных писем. |
156) л. 89. а) На принесенных Сосипатром «кожах добрых» пишется текст Евангелия начисто со всем прилежанием.b) Св. Иоанн созидает храмы и поставляет епископы и попы.Св. Евангелие пишется на пергаменте книгою большого формата7). (См. табл. LXXVIII) | |
157) л. 89 об. Св. Прохор по повелению Иоанновну читает св. Евангелие в церкви, и все слушают его. (См. таблицу LXXIX) | 90) (ч҃г) л. 96 об. Чтение св. Евангелия св. Прохором.Замечательная миниатюра на текст: «И бысть ми чтущу Еуангелиа во церкви людем и видех реку от престола текущу и люди черпаху ог нея ов ушатцем, ов же ведром, другии корьчагу, ин же перстом лизаше».В Академической рукописи эта фраза вся пропущена. |
158 л. 90. а) Св. Иоанн исцеляет слепого сына жреца Зевса именем Авхариса. | 91) (чд҃) л. 97. Св. Иоанн исцеляет слепого сына жреца Авхариса. |
b) Св. Иоанн совершает крещение Авхариса и его сына. (В шестигранной крещальне). | 92) (чє҃) д. 97 об. «Авхарь» молит св. Иоанна о крещении |
93) (чѕ҃) л. 98. Св. Иоанн совершает крещение Авхариса и его сына в озере среди гор. | |
159 л. 90 об. а) Св. Иоанн молится и постится. | 94) (чз҃) л. 98 об. Св. Иоанн молится в пещере. |
b) Св. Иоанн ужасается видения «сил великих» и Ангела Божия. (См. табл. LXXX). | 95) (чи҃) удостаивается видения сил великих и Ангела Божия. Св. Прохоре в трепете закрывается одеждою. |
160) л. 91. а) Св. Прохор по повелению Иоанновну приносит из града хартию и чернило.b) Св. Иоанн диктуете в течение двух дней тексте Апокалипсиса. | 96) (чѳ҃) л. 99 об. Св. Иоанн диктует текст Апокалипсиса. |
161) л. 91 об. а) Св. Прохор пишете начисто тексте Апокалипсиса на кожах, принесенных Сосипатром. | |
b) Св. Прохор читаете Апокалипсисе в церкви | 97) (р҃) л. 100. Св. Прохор по повелению св. Иоанна читает Апокалипсис в церкви. |
162) л. 92. а) Патмосцы прощаются с св. Иоанном.b) Св. Иоанн лобызает их лобызанием прощальным. | 98) (р҃а) л. 100 об. Св. Иоанн прощается с Патмосцами. |
163) л. 92 об. а) Св. Иоанн плывете в Ефес.b) Св. Иоанн с св. Прохором входят в град Ефес. (См. табл. LXXXI). | |
99) (р҃в) л. 101 Св. Прохор идет впереди, св. Иоанн, опираясь на посох, позади. Между ними колесо огненное окруженное шестикрылатыми ангелами.Миниатюра на тексты «и излезьшема путем внидохове во Ефес град и егда вхожаше Иоанн во град и мнози вернии видевше колесницу огнену и возатая страшна имуща разна телела (sic., чит. телеса) и главы и крила огнена».Это место совсем пропущено в Академическом списке. | |
164) л. 93 об. [После 26 летнего пребывания. в Ефесе св. Иоанн, исшед из града с учениками, показал место и велел ископать яму в долготу тела его], а) Св. Иоанн молится. | 100) (р҃г) л. 102. Св. Иоанн, исшед из града, молится на коленах. |
b) Св. Иоанн закопан по грудь и глава покрыта платом, плачущие ученики лобызают ее. (См. табл. LXXXII). | 101) (р҃д) л. 102 об. Св. Иоанна кладут в выкопанную по его повелению яму. |
102) (р҃є) л. 103 об. Св. Иоанна закрывают совсем и начинают закапывать. | |
165) л. 93 об. Плачущие ученики закапывают окончательно могилу св. Иоанна. (См. табл. LXXXII). | 103) (р҃ѕ) л.103 об. Могила св. Иоанна закапывается окончательно лопатами и кирками. |
Сопоставление миниатюр по сделанному перечню прежде всего указывает на полную независимость одной рукописи от другой.
Однородна только легкая, самая жидкая раскраска изображений, резко отличная от обычной византийской манеры. Однако мы не можем не упомянуть, что расцвечение миниатюр жидкой, прозрачной плавью мы найдем и в греческих рукописях.
Как пример сошлемся на рукопись Венской Библиотеки Cod. Theol. Graecus, № 40, в котором мы найдем миниатюру, сделанную легким очерком, разными красками (см. рис. 1). Манускрипт этот относится к XV веку.
Что касается до текста и миниатюр, то мы замечаем, что по самому тексту две изучаемые нами рукописи различаются и не только по языку и отдельным словом. В старейшей рукописи имеются две фразы, иллюстрированный миниатюрами, который совсем отсутствуют и в текстах, изданных арх. Амфилохием, и в Академической рукописи.
А рассказы эти и обе миниатюры [см. лл. 96-ой и 101, мин. 90 (чг҃) и 99 (рв҃)] в высокой степени интересны. Можно думать, что эти места когда-то были вычеркнуты как несоответствующие и апокрифические. Принимая во внимание легендарный характер всего сказания, такой факт становится особенно знаменательным.
Некоторые миниатюры рукописей воспроизводят живописью одни и те же фразы. В старейшей рукописи мы найдем не только несовпадение миниатюр и пропуск многих иллюстраций Академической рукописи, но также и несколько таких миниатюр, которые отсутствуют среди многочисленных миниатюр более поздней рукописи.
Рис.1 Изображение Распятия в том особенном переводе, который иконописцами называется «с свислою плотью»8
Рукопись XVI века стремится в каждой композиции изобразить по крайней мере два момента, старейшая рукопись довольствуется большею частью изображением одного момента.
Одни и те же фразы иллюстрируются нередко различно: где в одной рукописи воины, в другой изображены гражданские костюмы.
Художники рукописи Академии Наук, по-видимому, совсем не знали о лицевых рукописях, подобных воспроизводимой нами, и творчество их было вполне независимо.
Общий характер иллюстраций рукописи конца XV века – иконописный. Горы, здания, большая часть костюмов – все это то, что мы видим на старейших русских иконах.
Строго иконные композиции выдают однако работу прекрасного рисовальщика; можно думать, что мы имеем дело не с простыми копиистом-иконописцем, а с мастером «знаменщиком».
Очень интересны в миниатюрах некоторые костюмы, которые облекают язычников и иногда волхвов и жрецов. Короткие, узкие куртки, узкие в обтяжку штаны, короткие плащи, наброшенные на плечи, небольшие шляпы с полями.
Такое одеяние и неиконно, и отнюдь не напоминает исторического русского платья.
Юноши на миниатюрах м҃ и мд҃ напоминают нами итальянских щеголей ХV столетия.
Интересна шапка на некоторых «игемонах» в форме низкого цилиндра без полей с расширением кверху. Подобной формы шляпу мы найдем и на итальянских картинах ХV века.
На изображениях кораблей на корме видны двухъярусные надстройки.
Нельзя не обратить особенного внимания на изображение плачущей женщины на миниатюре 13 (ѕ҃і) и на юношу, из которого исходить бес (мин. 75– о҃і). Эти два рисунка напоминают нам итальянских рисовальщиков ХV века и отходят от обычного иконописного шаблона.
Такие следы чужеземного искусства проходят однако столь тонкой струей, что в общем композицию миниатюр разбираемой рукописи надо признать проникнутой чисто иконным стилем.
* * *
Список «Хождения св. Иоанна Богослова», хранящейся в Библиотеке Академии Наук, принадлежит к числу работ иной мастерской.
Прежде всего мы замечаем некоторое освобождение от иконного шаблона. При стремлении дать возможно большее число иллюстраций пришлось измышлять разнообразие композиций. Знаменит несомненно опытный рисовальщик с значительным художественным чутьем. Разнообразие положение человеческих фигур, различные очень обдуманные положения рук и ног, умение выражать таким путем чувства радости, горя, изумления, ужаса – положительно обращают внимание при просматривали рукописи.
В изображении зданий рисовальщик проявляет фантазию, отходит от иконных «палат», но мы не можем уличить его даже в знакомстве, например, с Нюренбергскою хроникою. Наоборот изобилуют древние одноглавые храмы, изображения которых пропадают на московских иконах. За то появляются причудливые колонны, едва ли не взятые из деревянного русского зодчества.
Вольно или невольно зарисовываются бытовые предметы (заметна, например, русификация в изображении движения бадьи в колодце), на мин. 54 тщательно вырисованное седло, очень высокое и с высокой передней лукой, напоминает седла русской конницы – детей боярских.
В костюмах мы найдем еще большую русификацию.
Длинные кафтаны, с длинными рукавами, московские шапки нескольких форм – не редкость. Отметим одеяние бирюча на миниатюре 37-й.
В изображениях некоторых сцен мы подмечаем реализм, но, по-видимому, обоснованный на бывших примерах. Блуд Дионисовых жрецов изображен с необыкновенной тактичностью, а в сценах крещения (см. мин. 103) рисовальщик позволил себе изобразить голую спину.
Совершенно подобную вольность и именно в такой же сцене крещения мы найдем, например, в латинском антифонарии в Зальцбурге (монастыре св. Петра), рукописи половины XII столетия9.
На миниатюре 40 царь «Андреан» изображен сидящим, поджавши ноги, по восточному10. То же самое мы видим и относительно некоторых игемонов.
Этот налет востока и его обычаев в изображениях не случаен. Как в рукописи XV века язычники п волхвы изображены «фрязями», так в Академической рукописи язычники, а особенно палачи, изображены бритыми с восточными физиономиями, иногда в чалмах (см. например «Материалы для истории иконописания», табл. ССССХІІІ. №№ 852 и 853).
В «Житии св. Феодора Эдесского», где изображается восточный двор, тщательно зарисованы пышные чалмы и у царя, и у его придворных.
Во всех сценах, где св. Иоанну Богослову приходится благословлять, рисовальщик рукописи Академии Наук изображать двуперстное перстосложение, за исключением л. 15 об. (мин. 25), л. 79 об. (мин. 140), л. 80 (мин. 141). В этих миниатюрах варьируется сцена крещения св. Иоанном язычников, но имеются композиции крещения и с двуперстным перстосложением.
В смысле хронологического определения такая двойственность не представляет особой ценности – она указывает лишь, что в эпоху написания рукописи вопрос о перстосложении не был поставлен так остро, как это случилось после реформы патриарха Никона.
В настоящее время в наших храмах на старинных иконах двуперстное перстосложение большею частью переписано в именословное. В свою очередь старообрядцы все попадающие в их руки лицевые рукописи и иконы также подправляют по своему – именословное перстосложение переделывается на двуперстное. Лишь весьма немногие совестливые иконники не «сшибали» «отметь», а прикрывали краской.
А между тем для периода до Стоглавого собора именословное перстосложеиие не представляло редкости и встречается, чередуясь с двуперстным.
Стоглавый Собор не повлек за собою резкой религиозной распри, и двуперстное перстосложение вытеснило именословное постепенно.
Было бы весьма поучительно сравнить лицевые рукописи «Хождения св. Иоанна Богослова» с древними иконами этого апостола, на которых изображение святого окружено «местами» «жития».
Такие иконы существуют, но мне не приходилось видеть относящихся ко времени двух разобранных нами рукописей. В «Материалах для истории русского иконописания» воспроизведена большая икона, находящаяся в храме Покрова Св. Богородицы на Рогожском старообрядческом кладбище в Москве (табл. CCLXXII, № 502). Образ прекрасной работы, но поздней, приблизительно середины второй половины XVII века (во всяком случае не старше).
Композиции на этой иконе вполне иконные, но с новшествами в архитектуре, с типичными весьма поздними «горками». По всей манере письма – это памятник уже другого времени.
Лицевой сборник библиотеки Императорской Академии Наук рукопись не единственная в своем роде, он принадлежит к числу немногих редчайших рукописных памятников, совокупность которых составляет цикл, характеризующий искусство одной из достопамятных эпох Московского государства. Часть таких рукописей находится в частных руках и недоступны для воспроизведения, тем более надо желать, чтобы Императорское Общество Любителей Письменности, продолжая выполнение своей научной задачи, издало, как прочие части Академического сборника, так и лицевое «Житие свв. Петра и Февронии», сохранившееся в нескольких экземплярах.
Известные нам списки «Жития свв. Петра и Февронии» все представляют более или менее старый копии с оригинала, современного и одной работы с миниатюрами Академического сборника.
При одном таком списке (гр. Ф. А. Толстого, I, 265) мы найдем и часть лицевого жития св. Феодора Эдесского с несколькими изображениями, срисованными, но с уменьшением в масштабе, с миниатюр Академической рукописи. Знаки бумаги и эту копию не позволяют отнести ко времени более позднему, чем эпоха царя Михаила Феодоровича.
* * *
Нумерное издание №XXIII (Спб. 1878. 4°).
Нумерное издание №XXXI (Спб. 1879. F°) в котором рукопись эта описана подробно.
Такой выбор не наносит особенного ущерба воспроизведению миниатюр, так как при стремлении миниатюриста дать возможно большее число иллюстраций, ему пришлось каждое событие изображать в нескольких моментах. Среди 165 миниатюр, находящихся в «Хождения», имеется значительное число композиций, очень схожих между собою.
Со знаком “La folie”.
За помощь в разборе этой трудно читаемой полузаклеенной записи приносим благодарность В.В. Майкову
См. И. Е. Забелин. „Домашний быт русских цариц». (М. 1872– 8°), стр. 509, и кн. Л. Долгорукова: „Российская родословная книга», ч. II (Спб. 1855. 8°), стр. 50. Прасковья Ивановна князю Кесарю Федору Юрьевичу приходилась троюродной теткой.
Св. Иоанн приказал – Евангелие «ἐν δέρμασι» оставить на Патмосе, а другой список «τὸ ἰὲ ἐν χάρταις ἀποκομίσαι ἐν τῇ Ἐφεσίων πόλει»
Из Венской рукописи Cod.Theol. Graecus №40 (письма св. Кирилла), л.176 об.; миниатюра сделана желтой, голубой и краской красками, легким и очерком. Веке XV. Таким и образом и русская миниатюра с бледной прозрачной раскраской имеют предшественников в греческих рукописях.
См. Bvberl: «Dio Romanischen Wandmalereien im Kloster Nonnberg in Salzbnrg» (Wien. 1910. 4°), стр. 27, рис. 27 (готовящийся к крещению язычник снимает рубашку). Жест снятия одежд встречается на некоторых иконах, изображающих «Вход во Иерусалим».
Он подпирается жезлом под мышку, как калека, но это случайно. «Жезл правления» изображается постоянно в руках царей, игемонов и даже сатаны в аду.