Н. Н. Лисовой (1946–2019) – хранитель византийского предания
В Рождественскую ночь 2019 года на 73-м году жизни отошел ко Господу известный российский писатель1 и ученый2 Николай Николаевич Лисовой (23.10.1946–7.01.2019), кандидат философских наук3, доктор исторических наук4. Символично то, что сороковой день со дня его кончины пришелся на праздник Сретения Господня. Сейчас, когда завершил свой земной путь «Московский Златоуст» (как называли Николая Николаевича за его ораторский талант), можно сказать, что он, в самом деле, являл собой достойный пример церковной образованности, сочетая в себе таланты поэта, писателя-публициста, оратора и ведущего телепередач5, философа-богослова и историка Церкви6 и Отечества7, широко образованного и эрудированного человека, своего рода “византийского-полигистора”, родившегося и сформировавшегося, как ни странно, именно в советскую эпоху8.
Сведения о научной деятельности вполне подтверждают многогранность личности Н. Н. Лисового и его научных интересов. Высшее образование он получал в Москве, сначала на факультете теоретической и экспериментальной физики МИФИ, а затем на физико-математическом факультете МГЗПИ, который блестяще окончил в 1967 году. В 1968 году он поступил на заочное отделение Института философии АН СССР, где в 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию.
Он работал в следующих учреждениях: с 1967 года в Институте прикладной математики АН СССР; с 1974 года – в Институте иностранных языков имени М. Тореза; с 1975 года – на филологическом факультете МГУ; а с 1981 по 1995 годы – в Государственном историческом музее. С 1995 года – старший, затем ведущий, научный сотрудник Института российской истории РАН, а также главный научный сотрудник Центра истории религии и церкви.
В 1995–2019 годах Николай Николаевич служил заместителем Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, состоя его членом с 1974 года (в советское время оно именовалось Российское палестинское общество при АН СССР). Он активно работал в Обществе, сотрудничал с редакцией Палестинского Сборника, неоднократно выступал с лекциями по истории Общества. В 1989 году он был избран членом Совета Общества, в составе которого бессменно работал до конца жизни. Николай Николаевич был признанным хранителем традиций и самым авторитетным специалистом по истории ИППО. Он известен в России и за рубежом как крупнейший специалист по истории русско-иерусалимских духовных, политических и гуманитарных связей, изучающий историческое и современное состояние Святой Земли. В 1992 году он стал одним из инициаторов возвращения Обществу исторического названия – Императорское Православное Палестинское Общество. В 1994–1998 годах Николай Николаевич принимал активное участие в первых паломнических поездках на Ближний Восток, которые были организованы ИППО в постсоветский период, привозя из них новые и неизвестные ранее материалы и документы о русском присутствии в Святой Земле. Многие проблемы русского присутствия в Библейском регионе, и прежде всего в Палестине, впервые в отечественной историографии нашли свое решение в фундаментальной монографии «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX века». За это исследование он стал лауреатом премии имени митрополита Макария (Булгакова) за 2007 году. Кроме того, Н. Н. Лисовой был удостоен высоких церковных наград: ордена св. Владимира III степени и ордена св. Даниила III степени.
С первой половины 1990-х годов Николай Николаевич активно трудился в редакции «Православного Палестинского Сборника» (московские выпуски). Кроме того, он постоянно и неустанно в печатных и электронных средствах массовой информации вел научно-просветительскую работу по популяризации истории и современной жизни Русской Палестины, деятельности ИППО, его основателей и выдающихся представителей.
Со временем Н. Н. Лисовой создал свою научную школу, участники которой во главе с ним осуществляли глубокие исследования истории и современного состояния русско-палестинских связей, православного паломничества, религиозного диалога, культурных, политических и социально-экономических реалий на Святой Земле.
К 70-летию выдающегося ученого друзья и коллеги издали юбилейный сборник «Церковь в истории России. Сборник 11. К 70-летию Николая Николаевича Лисового». Институт российской истории РАН. М., 2016. – 354 с.
В знак памяти об ученом и для общего представления о широте его научных интересов приведем избранную библиографию его сочинений.
Избранная библиография н. Н. Лисового
Диссертации:
Лисовой Н. Н. Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии: дисс. канд. филос. наук: 09.00.08. М., 1977. – 247 с.
Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в.: дис. д-ра ист. наук: 07.00.02. М., 2007. – 381 с.
Книги:
Лисовой Н. Н. Круг земной: Стихи и поэмы / [Худож. В. Борисов]. М.: Современник, 1989. – 151 с.
Лисовой Н. Н. Приди и виждь. Свидетельства Бога на земле / С предисловием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М.: “Русское Деловое Агентство”, 2000. – 543 с.
Лисовой Н. Н. Награды Русской Православной Церкви. М.: “Ферт”, 2001. – 78 с.
Лисовой Н. Н. Чудотворные иконы. Обретение, чудотворения, молитвы. М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2002. – 270 с.
Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX начале XX в. М.: Индрик, 2006. – 510 с.
Лисовой Н. Н. Церковь, Империя, культура. Очерки синодального периода. М.: Индрик, 2016. – 522 с.
Статьи:
Лисовой Н. Н. Александр Назаренко или еще раз о методе православного историка // История: дар и долг. М. – СПб., 2010. С. 3–11.
Лисовой Н. Н. Архимандрит Антонин (Капустин) исследователь синайских рукописей. (По страницам дневника) // Церковь в истории России. Сб. 4. М., 2000. С. 197–225.
Лисовой Н. Н. Василий Николаевич Хитрово основатель Императорского Православного Палестинского общества // Хитрово В. Н. К Животворящему Гробу Господню. Рассказ старого паломника. М., 2003. С. 5–59.
Лисовой Н. Н. Великая княгиня Елизавета Федоровна председатель Императорского Православного Палестинского Общества (1905–1917 гт.) // Отблеск Нетварного Света. (Материалы VI юбилейных Свято-Елизаветинских чтений). М., 2005. C. 69–93.
Лисовой Н. Н. Вениамин, игумен, основатель Вениаминовского подворья в Иерусалиме // Православная энциклопедия. Т. VII. М., 2004. С. 626–627.
Лисовой Н. Н. Восемнадцатый век в истории русского монашества // Монашество и монастыри в России. XI–XX века. Исторические очерки. М., 2002. С. 186–222.
Лисовой Н. Н. Гефсиманский, во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, монастырь / Православная энциклопедия. Т. XI. М., 2006. С. 436–438.
Лисовой Н. Н. Горненский монастырь // Православная энциклопедия. Т. XII. М., 2006. С. 122–125.
Лисовой Н. Н. Две эпохи – два Добротолюбия. (Преподобный Паисий Величковский и святитель Феофан Затворник) // Церковь в истории России. Сб. 2. М.: ИРИ РАН, 1998. С. 108–178; То же (вариант исправл. и доп.) // Добротолюбие. Т. V. М. Изд. Сретенского монастыря. 2004. С. 472–550.
Лисовой Н. Н., Смирнова И. Ю. «Дело о Куполе» по документам Министерства иностранных дел Франции // Православный Палестинский Сборник. Вып. 112. М.: Индрик, 2016. С. 13–28.
Лисовой Н. Н., Смирнова И. Ю. Иерофей, Патриарх Антиохийский, и его деятельность по материалам российских архивов // Православный Палестинский сборник. Вып. 105. М.: Индрик, 2007. С. 209–277.
Лисовой Н. Н. Из истории руководства Императорского Православного Палестинского Общества: четыре секретаря (М. П. Степанов В. Н. Хитрово – А. П. Беляев – А. А. Дмитриевский) // Православный Палестинский сборник. Вып. 102. М.: Индрик, 2005. С. 635.
Лисовой Н. Н. Императорское Православное Палестинское Общество и проблемы православного востоковедения // Культурное наследие Египта и христианский Восток. М., Институт востоковедения РАН. 2002. С. 177–192.
Лисовой Н. Н. Императорское Православное Палестинское Общество: русский след на Святой Земле // Церковь и время. 2004. № 2. С. 147–177.
Лисовой Н. Н. История и современное состояние Русской Духовной Миссии в Иерусалиме // К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 118–138.
Лисовой Н. Н. К вопросу о «грузинском реферате» архимандрита Антонина (Капустина) // Православный Палестинский Сборник. Вып. 112. М.: Индрик, 2016. С. 29–40.
Лисовой Н. Н. К датировке Мстиславова Евангелия // Мстиславово Евангелие XII века: Исследования. М., 1997. С. 710–719.
Лисовой Н. Н. К истории русского духовного присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке // Труды Института российской истории РАН. Вып. 2. М., 2000. С. 56–89.
Лисовой Н. Н. Ключ к Вифлеему // Православный Палестинский Сборник.
Вып. 31(92). М., 1992. С. 3–6.
Лисовой Н. Н., Бутова Р. Б. К истории русских археологических исследований в Иерихоне // Российская археология. 2009. № 3. С. 153–161.
Лисовой Н. Н. «К почести вышнего звания»: Академия Российская и Русская Церковь // Словарь Академии Российской. Т. 3. М., 2002. С. 30–45.
Лисовой Н. Н Наследие Русской Палестины // Россия и Святая Земля. Страницы истории. М., 1999. С. 73–98.
Лисовой Н. Н. Наши Палестины // Родина. 1997. № 5. С. 67–72.
Лисовой Н. Н. Обзор основных направлений русской богословской академической науки в XIX – начале XX столетия // Богословские труды. Сб. 37. М., 2002. С. 5–27.
Лисовой Н. Н. Патриарх в Империи и Церкви // Труды Института российской истории РАН. Вып. 4. М., 2004. С. 40–78.
Лисовой Н. Н. «Президенты Палестины». Памяти первых председателей ИППО Вел. Кн. Сергия Александровича и Вел. Кн. Прмц. Елизаветы Федоровны // Православный Палестинский сборник. Вып. 100. М., 2003. С. 103–131.
Лисовой Н. Н. Под знаком Софии. (К предыстории идеи Третьего Рима) // Римско-константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. IX Международный семинар исторических исследований «От Рима к Третьему Риму». Москва, 29–31 мая 1989 г. М., 1995. С. 58–64.
Лисовой Н. Н. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: история и духовное наследие // Богословские труды. Сб. 35. К 150-летию РДМ в Иерусалиме (1847–1997). М., 1999. С. 36–51.
Лисовой Н. Н. Русская Церковь и Патриархаты Востока. (Три церковно-политические утопии XX в.) // Религии мира. История и современность. 2002. М., Наука. 2002. С. 143–219.
Лисовой Н. Н. Русские раскопки на Елеонской горе // Дмитревский С. М. Русские раскопки на Елеонской горе. М., 2006. С. 7–12.
Лисовой Н. Н. Русское дело в Святой Земле. (По материалам Архива внешней политики Российской империи) // Дипломатический ежегодник. 2001. М., 2001. С. 327–358. Лисовой Н. Н. Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX начале
XX вв. // Россия в Святой Земле. Т. I. М., 2000. С. 12–42.
Лисовой Н. Н. Русское присутствие в Святой Земле: учреждения, люди, наследие // Отечественная история. 2003. № 2. С. 19–37; № 3. С. 84–103.
Лисовой Н. Н. «Рыцарь Святой Земли»: А. Н. Муравьев и его наследие. (К 200-летию со дня рождения) // Библиотековедение. 2006. № 5. С. 76–83.
Лисовой Н. Н. Святыни Иерусалима и русско–эфиопские отношения конца XIX – начала XX вв. // Культурное наследие Египта и христианский Восток. Вып. 2. М., Институт востоковедения РАН. 2004. С. 343–358.
Лисовой Н. Н. Сердце, вместившее Восток. К 200-летию со дня рождения епископа Порфирия (Успенского) // Православный паломник. 2004. № 4 (17). С. 55–60; № 5 (18).
С. 42–49.
Лисовой Н. Н. Три Рима: таинство Империи // Три Рима / Сост. Н. Н. Лисовой, Т. А. Соколова. М., 2001. С. 7–16.
Лисовой Н. Н., Смирнова И. Ю. Участие русских дипломатов в церковно-политической жизни Восточных Патриархатов в середине XIX века // Российская история. 2009.
№ 1. С. 5–25.
Лисовой Н. Н. Феномен А. Н. Муравьева и русско-иерусалимские отношения первой половины XIX в. // Православный Палестинский сборник. Вып. 103. М., 2005. С. 4–20.
Лисовой Н. Н. Храмы Русской Палестины // Россия в Святой Земле. Т. II. С. 589–612.
То же. // К свету. Вып. 19. М., 2002. С. 138–165.
Лисовой Н. Н. Церковное Предание и историческая реконструкция // Исторический Вестник. 2000. № 7 (11). С. 85–94.
Лисовой Н. Н. Церковь святой Марии Магдалины в Гефсимании // Строительство церкви святой Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме в фотографиях из альбома Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 1885–1888. М., 2006. С. 95–100.
Лисовой Н. Н., Платонова З. И., Савушкин В. А. Сводный каталог русских недвижимостей в Святой Земле // Россия в Святой Земле. Т. I. С. 691–719.
Составитель и редактор:
Ред.: Иоанн Кронштадтский / Научн. редактор и автор послесл. М., 1992.
Сост.: Святая Ольга. Владимир Святой. / Сост. Н. Н. Лисовой, М. Б. Поспелов / Член редкол. – М., 1996.Сост.: Россия в Святой Земле: документы и материалы. (Сост., подг. текста, вступ. статья, комм. и общая редакция: Н. Н. Лисовой). Т. 1–2. М., 2000.
Сост.: Три Рима / Сост. Н. Н. Лисовой, Т. А. Соколова. М., 2001.
Публ.: Дмитревский С. М. Русские раскопки на Елеонской горе / Подг. текста, сопроводит. статья и коммент. М., 2006.
Сост.: Строительство церкви святой Марии Магдалины на Елеонской горе в Иерусалиме в фотографиях из альбома Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. 1885– 1888 / Сост. К. А. Вах, Г. И. Вздорнов, Н. Н. Лисовой / Вступит. и сопроводит. статьи. М., 2006.
Сост.: Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века. 1882–1907. М. – СПб., 2008. Ред.: Указатель трудов Императорского Православного Палестинского Общества. 1881–2007. СПб., 2009. – Отв. ред.
Сост.: Дмитриевский А. А. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. М. – СПб.,2009.
Сост.: Дмитриевский А. А. Деятели Русской Палестины. М.-СПб., 2010. 464 с.
* * *
В апреле 2015 года он выступил в Доме Литераторов со стихами из своей книги «Круг земной» (1989). Н. Н. Лисовой – член Союза Писателей России с 1992 года
Область его научных интересов: История религии и Церкви, история Святой Земли, русской богословской мысли, русского духовного, политического и гуманитарного присутствия в Святой Земле и других странах библейского региона.
В 1977 году он защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме «Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии» (специальность 09.00.08 – «Философия науки и техники»).
В 2007 году в Институте всеобщей истории РАН он защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в.» (специальность 07.00.02 – «Отечественная история»). Официальные оппоненты – доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН С. П. Карпов, доктор исторических наук А. В. Игнатьев и доктор исторических наук И. М. Смилянская. Ведущая организация – Российская академия государственной службы при Президенте РФ.
Во второй половине 1990-х годов он вел ежедневную телепередачу «Православный календарь» на канале РТР.
С 1969 года он внештатно сотрудничал с Издательским отделом Московской Патриархии (его председателем тогда был митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), печатаясь в издании Русской Православной Церкви «Журнал Московской Патриархии» под псевдонимом «А. Вольгин» или анонимно. См., например: Вольгин А. [Лисовой Н. H.] Памяти епископа Виссариона (Нечаева) // Журнал Московской Патриархии. 1972. № 2. С. 70–78. Это сотрудничество продолжалось до 1992 года.
Здесь можно вспомнить и его видео-лекции по истории России.
См. воспоминания Н. Н. Лисового: «Я родился 23 октября 1946 года. Великая Отечественная война, участниками которой с первых до последних дней были мои родители, – полковник Николай Васильевич Лисовой и старший лейтенант Ольга Валентиновна Таланцева, – память великой Победы и чувство великой эпохи – первое, что определило меня как личность. Биография и география причудливо сочетаются порой в офицерских семьях. Я родился в Станиславе (ныне Ивано-Франковск), мои сестры Ольга – в Москве, Софья – на о. Парамушир (Северные Курилы). Первые впечатления детства – Карпаты, первая школьная парта – на Камчатке. Границы Союза – от Тисы до Тихого океана – это действительно «мои границы»: Родины, души, памяти. Кто были мои родители? Мать – дочь священника, получившая последнее письмо от отца из ссылки в 1934-м, студентка Института иностранных языков, ушедшая в 41-м с четвертого курса переводчиком на фронт (отмороженные ноги, две медали «За отвагу», медали «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией»), после войны учительница немецкого языка, – была на редкость гармоничным и светлым, образованным и разносторонним человеком. Она могла обойтись, чему и нас, детей, научила, без всего на свете – кроме своей семьи, хорошего чая и книг. Книги в семье были всем: ни одной прогулки по городу без захода в книжный магазин. «Война и мир» и «Божественная комедия» были прочитаны вечерами вслух. Отец – кадровый военный, родом из украинских крестьян (деревня Марьевка Харьковской губернии). С 1929 года в армии. Начинал войну капитаном, командиром дивизионной разведки; окончил полковником: три ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны и Красная Звезда. Дети были крещены, как полагается, в младенческом возрасте. В доме всегда были иконы и святые книги (притом, что родители – члены партии), красная книжка карманного формата «Новый Завет с Псалтирью» постоянно лежала у бабушки под подушкой или где-то рядом. В 1957 году бабушка привезла от сестры бережно сохраненную за годы офицерских странствий семьи плетеную корзину с остатками богословской библиотеки деда. При этом домашняя религиозность (ее, по условиям времени, нельзя было выносить на улицу) нисколько не мешала внешнему воспитанию, а светское образование и образ жизни никогда не смогли потом поколебать той духовной прочности, которая раз и навсегда была задана еже- дневной утренней молитвой, выученной в детстве, и позже – книгами из бабушкиного сундука». («“На страже духа – каждый день и час”: к 60-летию Николая Лисового» // «Московская панорама» от 24 октября 2006 года, № 42. С. 4).