Приложения

Преображенская сельскохозяйственная женская школа

Преображенская сельскохозяйственная школа для девочек была открыта ровно десять лет после Воздвиженской мужской школы. Школа эта была открыта при самых благоприятных условиях, чего нельзя сказать о школе Воздвиженской. Брату10 вначале многие старались помешать, почти ни в ком не видел он сочувствия в дорогом ему деле, и нужна была вся его энергия и любовь к этому делу, чтобы, несмотря ни на что, довести его до конца. Притом же это была первая школа совершенно нового типа, в которой первое место занимало религиозно-нравственное воспитание, и он должен был до всего доходить собственным опытом, сам до всего додуматься, все устроить. Новая школа была с радостью приветствована многими. Брат давно желал открыть женскую школу, его останавливало в этом только то, что он считал совершенно необходимым поручить это дело женщине, вполне сочувствующей его взглядам на воспитание и солидарной с ним во всем: кому же, как не матери и сестрам было помочь ему в этом, что мы и сделали при первой возможности. Нам было приятно и легко заниматься школою, видя так много любви и поддержки во всех близких нам по духу. Притом мы широко пользовались опытом, советами и руководством брата. Нам не нужно было обдумывать каждую мелочь, так как у нас перед глазами был готовый образец прекрасной школы, и нам оставалось только брать во всем пример с неё.

Школа наша была открыта первого октября 1891 года, в местечке Янполе, в десяти верстах от Воздвиженска. Нам очень хотелось устроить ее в Воздвиженске, но это было невозможно, потому что там не было помещения ни для школы, ни для нас, а мы считали необходимым наш постоянный и непосредственный надзор за школой, в особенности в начале дела.

Мы решили временно устроить школу в Янполе, где наняли небольшой, но удобный дом, с обширным двором, небольшим садом, отдельной кухней и многими хозяйственными постройками. Устроив дом для школы, мы назначили конкурсное испытание на второе августа. Собралось очень много девочек – более ста; но из них оказалось очень мало грамотных, да и те были очень плохо подготовлены, так что мы с трудом выбрали из них семь. Все они окончили народное училище три года перед тем и, конечно, перезабыли половину того, что знали. Семи девочек было слишком мало, нужно было выбрать еще несколько; так как не было больше окончивших народное училище, мы выбрали восемь полуграмотных, окончивших второе отделение сельской школы и шесть совсем неграмотных; через полгода мы приняли еще трех, из всех этих девочек мы составили приготовительный класс, который должен был в один год подготовиться к поступлению в нашу школу.

17-го октября 1893 года школа наша, состоящая из двух классов, перешла в новое, только что оконченное здание на х. Воздвиженск. Несмотря на то, что работой очень торопились, многое не было ещё окончено, отделано было только две трети здания, остальная часть была приготовлена вчерне. Мы боялись переводить воспитанниц в только что оконченное каменное помещение, опасаясь сырости, и потому заняли лишь ту часть, которая была переделана из старого здания; в нем могли поместиться только наши прежние воспитанницы. Тем не менее нам хотелось сделать новый прием в 1893 году, для того, чтобы не было перерыва в выпусках. Мы решили взять в школу еще двенадцать девочек и поместить их в Янполе в том же доме, в котором помещалась школа раньше. Для этого мы назначили конкурсное испытание на 31-е июля. На этот раз собралось гораздо меньше девочек, около тридцати, но зато все грамотные, и мы легко выбрали из них нужное нам число.

После экзамена мы разделились: сестра осталась в Янполе с новыми девочками, а я переехала жить в Воздвиженск, и временно поселилась в самой школе.

Устав школы утвержден 30 ноября 1893 года. Школа наша состоит в ведомстве Министерства Земледелия и Государственных Имуществ и получает от него пособие в размере 2000 р.; сумма эта идет всецело на жалование учителям и покупку учебных пособий. Все воспитанницы находятся на нашем полном содержании. Персонал служащих у нас следующий: Управляющий школою и его помощник, бывшие воспитанники Воздвиженской школы, законоучитель, две учительницы, которые занимаются общеобразовательными предметами, четыре учителя, занимающихся преподаванием специальных предметов, тоже бывшие воспитанники Воздвиженской школы; портниха, окончившая патриотическую рукодельную школу в Петербурге и прошедшая курс петербургской нормальной столовой, и, наконец, мастерица по молочному хозяйству из школы Верещагина.

Прислуги в школе нет у нас никакой, кроме сторожа, все дело которого состоит в том, чтобы топить зимой печи, привозить в бочонке воду и быть на посылках во все те места, в которые воспитанницы не ходят сами, чаще всего в амбар за провизией.

Материальное положение школы во всем сходно с Воздвиженскою. Скажу только несколько слов об одежде воспитанниц. Они одеты в синие китайковые платья, сшитые совсем просто, гладкий лиф и такая же юбка. В праздники они надевают белые передники с небольшими нагрудниками, придерживающимися белыми тесьмами, которые перекрещиваются на спине и прикрепляются сзади к кушаку. Все передники шьются на один фасон. Рабочие передники зимою черные, а летом белые, тиковые, с синими полосками; для грязной работы у них передники из самого толстого холста. Вне школы они надевают на голову летом белые, коленкоровые косыночки, а зимою серые теплые шерстяные платки. Зимние шубки у них серые, на вате, длинные, самого простого покроя. Летом, когда холодно или сыро, они надевают черные, суконные кофточки. Причесываются они совсем гладко, без пробора, зачесывая все волосы назад в одну косу, в конце которой они вплетают черную ленту, которой, перегнув косу пополам, привязывают её бантом на затылке.

Когда мы открыли школу, то устав её еще не был утвержден, и потому мы могли принять совсем неподготовленных девочек, нам очень хотелось дать им возможность поступить к нам в школу, так как это были или сестры и родственницы членов Братства и воспитанников мужской школы, или дети наших служащих, или сироты. В сельскую школу по летам, некоторым было уже 16 лет, поступить они не могли. Класс этот состоит из девочек очень разной подготовки. В первый же год, благодаря терпению, настойчивости и трудолюбию учительницы, которая пользовалась каждой свободной минутой, чтобы заняться с ними, класс этот сделал громадные успехи. К концу учебного года они умели порядочно читать, писать, знали все четыре правила арифметики и довольно хорошо делали задачи на эти правила, так что мы могли принять их в первый класс. Теперь класс этот сравнялся, благодаря тому, что самых неспособных удалили из него, и хотя он очень отстал от второго класса, все же есть надежда, что он пройдет курс до конца.

Большинство воспитанниц занималось охотно и очень старательно, мы сразу завели общие совместные приготовления уроков; сначала это трудно прививалось, так как многие девочки были очень неразвиты. Месяца через два после поступления в школу, когда они полюбили друг друга, некоторые из них, приготовив уроки и имея свободное время, уже охотно занимались с подругами, старались заставить их понять и выучить урок; много любви, энергии и труда положили они на это дело, так как иногда приходилось им повторять десять, двадцать раз одно и то же без всяких результатов, наконец их терпение и труды увенчались успехом: подруги их начали развиваться, заинтересовались учением и могли сознательно участвовать в общих приготовлениях, не очень задерживая весь класс и не слишком отставая от других. С тех пор совместное приготовление пошло хорошо и принесло много очевидной пользы. Ленивых у нас было очень мало, почти все учились с охотой, но несмотря на их добрую волю, во всех заметна была вялость и на уроках и во время приготовления все делали они медленно, и очень много теряли времени, медленно говоря, медленно двигаясь, соображая и думая.

В борьбе с этим злом много пользы принесли им учителя, бывшие воспитанники Воздвиженской школы: они так сумели заинтересовать их своими предметами, сделав их живыми, осмысленными и интересными, столько любви и энергии вложили в свое дело, что незаметно увлекли учениц, расшевелили их спящий ум и заставили полюбить науки.

Мы надеемся, что в будущем занятия пойдут у нас гораздо легче и лучше, так как к нам будут поступать по конкурсному экзамену лучшие ученицы, окончившие сельские школы. Приготовительный класс нашей школы, поступивший к нам прошлую осень, вполне оправдывает наши надежды, они все только что окончили сельскую школу и поступили к нам гораздо более развитыми.

Зимою воспитанницы учатся шить, они шьют каждый день по два часа, с двух до четырех. Они шьют себе и чинят все сами. Вышивать специально они не учатся, потому что некогда, но когда метят себе белье, красной бумагой в крестик, то мы стараемся выбирать большие и довольно сложные метки для практики, и на этих метках они выучиваются хорошо вышивать по канве в крестик.

К дежурствам зимою по кухне, школе и птични, летом прибавляется еще дежурство по прачечной и молочной ферме.

Дежурные по кухне должны растопить печь, убрать кухню, спечь хлеб, приготовить к восьми часам завтрак, к двенадцати обед и к семи ужин, убрать и вымыть посуду, вычистить картофель и приготовить все, что нужно для следующего дня, замесить хлеб и передать кухню следующим дежурным в полном порядке. Дежурят по кухне три, по одной из каждого специального класса. Первые два года мы держали кухарку, которая должна была учить воспитанниц готовить, но мы не могли добиться того, чтобы она хотя чему-нибудь научила их; она все делала сама, а им поручала самое ненужное: чистить картофель и свеклу, мыть посуду и тому подобные работы, на которых не могли они ничему научиться. Мы решили не держать кухарки, для того, чтобы воспитанницы могли все делать сами под руководством экономки.

По школе дежурят три: по одной из трех младших классов. Они должны принести воды для умыванья, все сами убрать, вымыть, вычистить и приготовить в школе, заправить и зажечь вовремя лампы и весь день держать всю школу в порядке. Одна из них, большей частию из второго специального класса, каждый день готовит мне обед и ужин. Дежурные по классу гораздо свободнее дежурных по кухне и потому на них возложена эта обязанность. Мы находим необходимым, чтобы воспитанницы умели готовить что-нибудь более разнообразное, чем те кушанья, которые они готовят для себя, так как им часто придется готовить что-нибудь больным детям, да и в большие праздники, для гостей, тоже не мешает им уметь приготовить что-нибудь получше. Вот почему мы нашли для них полезным приготовлять для меня хотя и простой, но более разнообразный стол.

По птичне дежурят две, по одной из двух младших классов, они должны вовремя накормить всю птицу, вовремя выпустить ее из птичника, чисто убрать его, присмотреть весь день за птицей, собрать яйца, вовремя загнать всю птицу домой, лечить больных.

В прачечную ходят четыре воспитанницы из каждого класса по одной, они моют, катают и гладят для себя все белье. Зимой в прачечную не ходят, так как это отрывало бы их на целый день от классных занятий.

В молочную ходят по три из двух старших классов, они доят коров, записывают удой, приготовляют творог, сбивают масло и утром и вечером собирают сепаратор и работают на нем.

Все воспитанницы дежурят по очереди по одному дню везде, кроме молочной, в которой они дежурят целую неделю.

Воспитанницы, не занятые дежурствами, работают на огороде и в поле, исполняя все женские работы: полют, жнут и т. д.

В Янполе за работами воспитанниц надзирали садовники и должны были показывать им как работать, но они так мало имели доброй воли, так мало сочувствовали школе, что мы не могли добиться от них честного отношения к делу; только в Воздвиженске, когда был назначен главным распорядителем по работам молодой человек, окончивший Воздвиженскую школу, дело пошло совсем иначе, воспитанницы начали серьезнее и с большим интересом относиться к сельским работам, полюбили их, и сами начали вникать и обдумывать все что делают. По дежурствам тоже они делали все очень медленно, и не в порядке, за все брались разом и часто, не окончивши одно, начинали другое, вообще не умели хорошо распределить свое время; заведующий работами приучил их лучше распределять время, и все делать скоро и хорошо. Прежде им казалось совершенно невозможно окончить дежурство по кухне раньше двенадцати часов ночи, теперь они оканчивают работу к десяти часам, а иногда и к девяти и при этом имеют более свободного времени днем.

Все дежурства мы стараемся устраивать по возможности так, чтобы старшая дежурила со своими младшими.

Когда мы открыли школу, мы приняли большей частью дочерей крестьян окрестных деревень, хотя некоторых привезли и из более дальних мест. Все они были более или менее неразвитые, очень распущенные, недружелюбные, нескромные и не особенно добрые; они сторонились друг друга, боялись и пугались всего, нас же большинство совсем не понимало, для некоторых разговор наш был совсем новым, непонятным языком. Первое время они были очень невоздержанны в пище и большинство болело каждый вечер, все их шутки, разговоры и отношения друг к другу были так грубы, так нескромны и необузданны, что, казалось, трудно сделать из них скромных, добрых и развитых девушек-христианок, какими хотелось нам их видеть; на деле оказалось не то. Все это продолжалось месяца два не более, проявляясь все в более и более смягченной форме; к концу второго месяца они начали уже хорошо понимать нас, поняли чего мы от них хотим, как дурно все то, что они делали, заинтересовались тем, что мы им говорили, и начали сами задавать нам вопросы, искать общения с нами, и не только с радостью приняли наше руководство, но некоторые из них сердцем поняли нашу задачу, и не только начали быстро подвигаться сами, но собрали вокруг себя самых равнодушных и отсталых и начали помогать нам воспитывать их; после этого дело у нас пошло очень быстро; все пробудились, задвигались и большими шагами пошли вперед. В этих грубых необузданных девушках, мы нашли такие добрые, любящие, самоотверженные сердца, что приходилось только радоваться, наблюдая за ними; с этого времени занятия с ними стали в высшей степени приятны. Вскоре особенно выделились три воспитанницы своей любовью, пониманием христианских отношений и стремлением к добру; через полгода мы нашли возможным устроить из них младший кружок сестер о Христе. Это оказалось очень полезным: многие, видя их добрые и дружные отношения между собою, лучше поняли христианскую жизнь, захотели тоже стать им сестрами по духу, и кружок начал скоро увеличиваться. Еще через полгода те же три воспитанницы, с прибавлением еще трех, устроили из себя старший кружок сестер о Христе, все остальные были распределены между ними и поручены им.

Теперь никто не узнает взятых нами три года тому назад девочек, в сердечных, чутких, скромных, трудолюбивых и серьезных девушках, которые с такой любовью относятся к школьной жизни и друг к другу. Если бы воспитанницы не помогли нам, мы одни никогда не достигли бы таких хороших и быстрых результатов, для этого нужна была их близость и их полное понимание друг друга; я не могу не чувствовать к ним за это самой глубокой и искренней благодарности.

Конечно, много было и тяжелого и неприятного, но зато сколько радостных, счастливых минут переживали мы с ними: их было так много, что они с избытком вознаграждали за все. Сколько светлых, чудных преображений духовных видели мы в школе. Как много ясных, поразительных примеров помощи Божией видели мы на воспитанницах наших; они тоже замечали все это и все более укреплялись в вере и любви к Богу.

Одна из наших воспитанниц, например, была совсем неспособная девочка: первый год ничего не могла понять и выучить, не могла даже повторить верно сряду двух слов, сказанных ей и мы уже думали исключить её. Она очень грустила, так как полюбила школу и подруг, много и горячо молилась, пользуясь каждой свободной минутой, чтобы обратиться к Богу за помощью; к концу года стала заметна в ней большая перемена: она начала хорошо все понимать, и мы увидели, что ее можно оставить в школе; теперь она, хотя далеко не из лучших учениц, но и не из последних; нескольких исключили мы за неуспехи в науках, других оставили в классе, а она идет все время со своим классом и не отстает от подруг.

Эта перемена в ней глубоко запала в души многих воспитанниц и развила в них сильное стремление к Богу, любовь к молитве и веру в действительность её. Многим очень помогло понять всю прелесть школьной жизни и оценить любовь подруг пребывание дома в каникулярное время. Поехав на неделю домой они, видя грубую, недружную и неаккуратную жизнь дома, вернулись к нам совсем другими. Из равнодушных, легкомысленных, не замечающих окружающую их любовь, они сделались любящими, ценящими добрые отношения и вдумывающимися в окружающую жизнь девушками. Одной из воспитанниц громадную пользу принесла болезнь: она, не очень способная девушка, поступила в школу подготовленною хуже других и ей очень трудно было учиться; она была так поглощена этим, что ни о чем больше не думала, ничего не видела из того, что делалось вокруг неё, не замечала даже любви своей старшей, которую всё это очень огорчало, и которая всеми силами старалась убедить ее, что она себе этим очень вредит; она понимала только одно, что она не может учиться и её исключат из школы, и до того поддалась этой мысли, что даже на уроках не могла отделаться от неё, стала рассеянна и начала учиться еще хуже; я пробовала подействовать на неё строгостью, лаской, убеждением, ничего не помогло. В этом году она сильно заболела и пролежала всю зиму; во время болезни как будто повязка спала с её глаз. Она поняла и увидела все, чего не замечала прежде; она была поражена и тронута до глубины души, увидя всю любовь и заботу о ней всех окружающих ее, и надо было видеть волнение её и то искреннее, теплое чувство, выливавшееся в горячих словах любви и благодарности, с которым она обратилась к подругам, увидя их в первый раз, собранных вместе, после своего выздоровления. Мы не можем нарадоваться, видя её теперь такою любящею, доброю, живущею только для других и забывающею себя совсем.

Конечно, у нас есть девушки, на которых мало повлияла школа, которые остаются равнодушны и холодны ко всему, но таких очень немного. Замечательно, что те из девочек, которые были особенно набожны в простонародном смысле этого слова, т. е. любили ходить по монастырям, знали много молитв и читали много «душеполезных» книжечек и листков, труднее всего поддавались воспитанию; их отношения к подругам были самые холодные и равнодушные; они успокаивались на том, что читают известное число молитв, соблюдают посты и больше ничего знать не хотели, не вникали ни во что и не скоро пробудились духовно, а некоторые не пробудились вовсе. Вообще, гораздо труднее заставить полюбить добро равнодушных, поклонников буквы мертвящей, чем испорченных. Часто все доброе спит в человеке и он делает много дурного, не понимая насколько это дурно; стоит только найти то, что может затронуть его сердце, и он сразу переделает себя совсем, тогда как равнодушные мало имеют любви и потому мало что может заставить их покинуть своё невозмутимое безразличие.

Я замечала в детях полное равнодушие ко всему и невозмутимую беспечность, до тех пор, пока они не полюбят школу и всех окружающих; раз они полюбили и поняли, мало кто из них остается равнодушною; из совсем беспечной, девочка становится крайне требовательна к себе, многое её пугает и в это время ей более всего нужна любовь и поддержка воспитателей, иначе она может впасть в уныние; это самый трудный период школьной жизни, в это время более всего надо поддерживать веру в ребенке, веру в Бога любящего, доброго, зорко следящего за каждым проявлением любви в человеке, ведущего всех к конечной цели, к царству и блаженству вечному. Когда этот период пройдет, легко вести дальше; тогда приходится только помогать и слегка направлять, а они уже сами быстрыми шагами стремятся вперед.

Что меня долго пугало в воспитанницах, это их неумение различать людей; они свою любовь и доверие к подругам переносили на всех, хотели быть со всеми в самых дружеских и близких отношениях, и во всяком человеке готовы были видеть самого лучшего друга. Зато, как часто разочаровывались они, не находя того, чего ожидали, и как тяжело было для них всякое разочарование; теперь они начинают относиться к людям менее безразлично, осмотрительнее: они стараются хорошо узнать человека прежде, чем составить себе мнение о нем, и уже тогда определяют в каких могут они быть с ним отношениях.

Они сильно привязываются к близким им людям и очень честно относятся к душевному настроению любимых ими людей; всегда готовы они разделить с ними и горе и радость и часто их любовь доходит до самоотвержения: как часто замечала я, что старший кружок готов принять на себя все самые трудные и неприятные работы, чтобы избавить от них младших своих.

К нам они относятся очень хорошо: с любовью, полной откровенностью и непоколебимым доверием, все это очень облегчает нашу задачу воспитания.

Они ищут Богопознания и имеют большую склонность ко всему духовному. Раз поняв и полюбив более серьезные разговоры, они быстро отвыкают от пустой и глупой болтовни, почти всегда умеют найти какую-нибудь интересную и полезную тему для разговора и настолько проникаются серьезным настроением, что даже тяготятся пустым, несерьезным обществом и стараются избегать его.

Было очень трудно пробудить в них энергию и любовь к работе; весь первый год они относились ко всем работам вяло, без интереса, несерьезно; только через год удалось заинтересовать их, и тут, как и во всем в них, увидели мы много доброй воли; как только они полюбили школу и подруг, сейчас же поняли насколько необходима для них каждая работа, которую заставляют их делать, и как нечестно равнодушное отношение к ней. Итак во всем, стоит только пробудить в них любовь, сейчас же поднимется и общее настроение духа, ничем не будут тяготиться, ко всему будут относиться сознательно, добросовестно и с любовью. Как часто радуюсь я, видя их возвращающимися с тяжелой работы, на которой они пробыли целый день, такими веселыми, радостными и бодрыми, что невольно рвется душа в порыве благодарности к Тому, Который дает нам эту радость духовную, силу и энергию в труде физическом и духовном; и чувствуешь, что Господь не оставит нас; Он даст нам нужные силы, укрепит дух наш, и тем сделает дело наше крепким и устойчивым до конца.

Очень большое внимание обращаем мы на чистоту и аккуратность во всем, находя, что для женщины это особенно необходимые качества. Есть крестьянки очень чисто и опрятно содержащие свой дом, но это только наружно, если вникнуть во все, что они делают, нас поразит полное непонимание истинных чистоплотности и порядка. Я убедилась в этом на наших воспитанницах: сколько труда нужно было приложить, чтобы приучить их к аккуратности и чистоте во всем. К чистоплотности мы их приучили, хотя и не всех в одинаковой степени; но к аккуратности во всем, к вниманию ко всему, что они делают, приучить их очень трудно: слишком часто они и теперь по неосторожности разобьют или разорвут что-нибудь, забудут, или не сделают как следует.

Мы так много говорили им о необходимости скромности и о том, как много зла вносит в жизнь бесстыдство, что они впали в другую крайность и стали очень застенчивы. Как бы они ни были веселы, оживленны и разговорчивы, стоит только войти не только постороннему человеку, но и такому, которого они видят не каждый день, и они сейчас же, как улитки, спрячутся в свои скорлупки; меня очень радует, что последнее время они становятся менее робкими, умеют более владеть собою. В этом отношении нам большую услугу оказывают рефераты: им приходится говорить при многих и даже при посторонних женщинах, которые приходят к нам в школу по воскресеньям, и они быстро привыкают к этому.

По воскресеньям школа наша большей частью ходит в мужскую школу слушать беседы брата моего; никто не может сравняться с ним в умении разобрать глубоко и всесторонне выбранную им тему, и так просто и удобопонятно изложить ее; вообще нужно его серьезное и глубокое изучение Святого Писания, чтобы так ясно представить себе весь глубокий смысл его, и уметь так хорошо применить каждое слово Библии к жизни нашей.

Эту зиму женская школа ходила тоже слушать рефераты по воскресеньям в мужскую школу; нам хотелось, чтобы они прежде, чем начнут говорить сами, послушали рефераты воспитанников и те дополнения, которые к ним делает мой брат. Это было им очень полезно, приучило их глубоко, со всех сторон обдумывать все слышанное ими и помогло приобрести умение излагать все продуманное в известной системе и красивой форме. Результат оказался прекрасный; в этом году летом мы начали серию самостоятельных рефератов в нашей школе; они идут очень хорошо, большая часть воспитанниц излагает свои мысли гладко, мало повторяясь и хорошо обдумывая заданную тему. Надо надеяться, что рефераты наши привьются и принесут много пользы, что воспитанницы будут все больше и больше интересоваться ими и обдумывать заданную тему будет не только та, которая должна говорить, но и все другие, чтобы быть в состоянии принять живое участие в прениях. Воспитанницы же теперь прекрасно понимают всю пользу, которую приносят им рефераты.

Темы выбирают большей частью они сами и стараются выбрать для подруги то, что будет ей более полезно, что она менее восприняла, для того, чтобы заставить её хорошенько обдумать этот вопрос и заинтересоваться им.

На воспитанницах наших мы поняли, как много доброго таится в крестьянских детях; жаль только, что все это спит в них и никто не заботится пробудить их от спячки; понемногу все это глохнет, и трудно не только найти, но даже допустить мысль о том, что в них это есть; но стоит только пробудить эту чуткую душу, сколько силы воли найдем мы в ней, и как быстро преображается дух, умеющий любовью и жизнью своею приблизиться к Богу! Вот почему назвали мы школу нашу Преображенской, в память того великого события, когда Господь наш Иисус Христос показал людям какою светлою и чистою может и должна быть созданная по образу и подобию Божию душа человеческая; мы твердо верим, что возможно преображение духа человеческого и на школах наших видим постоянно подтверждение нашей веры.

Дай Бог, чтобы школа наша достигла своей цели и из неё выходили преображенные духом, вполне подготовленные к жизни по вере, добрые и любящие христианки.

Мария Уманец рожденная Неплюева.

––––––––––––

* * *

10

Н. Н. Неплюеву.

Комментарии для сайта Cackle