Азбука веры Православная библиотека Николай Петрович Остроумов Критический разбор мухаммеданского учения о пророках


Николай Петрович Остроумов

Критический разбор мухаммеданского учения о пророках

Содержание

Введение

1.Происхождение и развитие Мухаммеданского учения о пророках 1) Отношение Мухаммеданского учения о пророках к учению евионитов о божественном откровении 2) Развитие мухаммеданского учения о пророках в Коране 3) Современное Мухаммеданское учение о пророках 4) Замечания о некоторых частных пунктах мухаммеданского учения о пророках 2. Священно-исторические мухаммеданские рассказы о пророках 1) Происхождение, характер и историческое значение священно-исторических мухаммеданских рассказов о пророках 2) Изложение священно-исторических мухаммеданских рассказов о пророках по книге Рабгузы: «Рассказы о пророках» История Адама История Каина и Авеля История пророка Сифа (Шис) История Идриса (Еноха) История Ноя История Гуда История Салиха История Авраама История Лота История Иакова История Иосифа История Иова История Шугаиба История Моисея История Давида История Соломона История Ионы История Илии и Елисеа История Георгия История Ездры История Ирмана, Захарии и Иоанна Предания о рождении пророка Иисуса История Симона, Иоанна, Павла с Ябтхалтисом История Кантали и Каххафы История Александра Македонского История Мухаммеда III. Недостатки мухаммеданского учения о пророках сравнительно с христианским о них учением Приложение 1-е. Koгo нужно разуметь под именем упоминаемого в Коране пророка Гуда? Приложение 2-е. Koгo нужно разуметь под именем пророка Салиха, упоминаемого в Коране? Приложение 3-е. Кого нужно разуметь под именем Шугаиба пророка, упоминаемого в Коране? Приложение 4-е. Кто такой Хызр, упоминаемый у Рабгузы, и как сложился рассказ Корана о свидании Моисея с Хызром? Приложение 5-е Приложение 6-е  

 
Введение

Подобно христианству, мухаммеданство учит, что Бог в разные времена открывал свою волю людям через особых избранных Им людей, которые называются у мухаммедан пророками (набий) и посланниками (расуль). В одном месте Корана вера в пророков Божиих считается одним из условий мухаммеданского благочестия: «Благочестие свойственно тому, кто верует в Бога... в пророков"1. В другом месте вера в посланников Божиих представляется характеристическим признаком последователей Мухаммеда: «верующие веруют в Бога, и... посланников Его"2. Наконец в третьем месте Корана верующие в посланников Божиих противопоставляются неверующим, которые считаются людьми совершенно заблуждающимися: «Верующие! – взывает Коран, – веруйте в Бога и посланника Его» (Мухаммеда)..., а кто не верует в Бога и... посланников Его..., тот в совершенном заблуждении»3. Это положительное предписание Корана о необходимости последователям Мухаммеда признавать бытие пророков перешло и в мухаммеданскую догматику и как суннитами, так и шиитами признается существенным догматом мухаммеданского вероучения. Суннитский символ веры выражает сущность ислама так: «Я верую в Бога и ангелов Его, в книги Его и посланников Его, в последний день, в воскресение после смерти и в предопределение Божие добра и зла»4. Поэтому и мухаммеданский катехизис предписывает последователям Мухаммеда иметь веру в посланников Божиих, говоря: «мюкяллифам5 необходимо веровать, что у Бога всевышнего есть посланники и что Бог всевышний посылал их к людям для того, чтобы они веровали в Бога всевышнего и Его единство»6.

Таким образом, мухаммеданское учение о пророках имеет для нас значение, прежде всего, как один из основных догматов ислама. Вместе с этим оно важно и своим отношением к христианству, так как содержанием этого учения служит своеобразное представление учения о божественном откровении. По учению христианской догматики, на учении о божественном откровении основывается вся система христианской религии: «что св. вера Христова, есть, действительно, единое и истинное божественное откровение, есть, следовательно, единая вера, спасительная для людей в их настоящем, поврежденном состоянии, – это такая истина, на которой основываются, от которой получают силу и значение все прочие догматы христианства, основываются все наши верования и сладостнейшие надежды, основывается вся наша нравственная жизнь»7. Мухаммеданство и силится подорвать это-то столь важное учение христианства своим учением о пророках, устанавливающим свой, далекий от истины, взгляд на Иисуса Христа, только как на пророка, подобного многим другим пророкам, известным в истории божественного откровения, и на отношение Его к Мухаммеду, как к последнему и высочайшему посланнику Божию на земле, сообщившему роду человеческому последнее и совершеннейшее откровение Божие – Коран.

Кроме представленного догматического значения, мухаммеданское учение о пророках имеет интерес и по отношению к личному развитию Мухаммеда, так как оно дало собою содержание самой большой части Корана: рассказы о пророках, рассеянные по разным местам Корана, составляют около двух третей этой замечательной книг. Не говоря уже о небольших отрывках Корана, состоящих из нескольких только стихов, в которых говорится о некоторых библейских пророках и некоторых исторических личностях, признаваемых мухаммеданами проповедниками ислама, – не говоря о таких отрывках, в Коране есть целые главы, содержание которых почти исключительно состоит из рассказов о пророках. Таковы напр. главы: 7, 11, 14, 18, 19, 20, 21 и особенно 12 глава, которая почти вся от 1 до 103 стиха (всех стихов в главе 111-ть) состоит из рассказа истории Иосифа, как пророка. Если мы при этом представим себе, что Мухаммед постепенно знакомился с излагаемым им учением в Коране, то должны будем согласиться с взглядом на мухаммеданское учение о пророках Шпренгера, который говорит, что это учение составляет один из самых важных пунктов, как в религии Мухаммеда, так и в истории его развития8.

Имея в виду показанное значение мухаммеданского учения о пророках, мы возможно подробно изложим и разберем это учение, расположив собранный материал в трех отделах предлагаемого сочинения. В первом из этих отделов мы представим историю происхождения и развития мухаммеданского учения о пророках; во втором отделе изложим содержание мухаммеданских рассказов о пророках с замечаниями о влиянии на их происхождение Талмуда и христианских апокрифических книг; наконец, в третьем отделе укажем недостатки мухаммеданского учения о пророках сравнительно с христианским о них учением.

* * *

1

Коран, гл.2 ст. 175.

2

Коран, гл.2 ст. 285.

3

Коран, гл.4 ст. 135.

4

Пиргили стр. 7.

5

Мюкалифами называются несовершеннолетние, обязанные соблюдать закон.

6

Пиргили стр. 9.

7

Введен. в Правосл. Вогослов. А. Макария. Спб. 1863 г. стр. 105.

8

Das Lebea und die Lehre des Mohammad, B. 2, S. 251.


Источник: Остроумов Н. Критический разбор мухаммеданского учения о пророках. – Казань: Унив. тип., 1874. – 286 с.

Вам может быть интересно:

1. Мухаммеданский пост в месяц Рамазан Николай Петрович Остроумов

2. Христианство и ислам профессор Василий Александрович Соколов

3. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама профессор Михаил Александрович Машанов

4. Моногамия или многоженство: анализ мусульманских высказываний о семейной жизни протоиерей Димитрий Полохов

5. Буддизм в сравнении с христианством. Т. 2 Владимир Александрович Кожевников

6. О беспоповщинской исповеди профессор Николай Иванович Ивановский

7. Сличение исламского учения о именах Божиих с христианским Гордий Семёнович Саблуков

8. Русская художественная литература в отношении к вопросам религии Николай Дмитриевич Кузнецов

9. Отношение русской церковной власти к расколу старообрядчества в первые годы синодального управления при Петре Великом архимандрит Августин (Синайский)

10. Спиритизм, его историческое развитие, религиозно-философские воззрения и отношение к христианству протоиерей Тимофей Буткевич

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс