Источник

Глава 1. Крещение Иисуса ХристаГлава 3. Учение Иисуса Христа

Часть вторая. Общественное служение Иисуса Христа в памятниках иконографии

Глава 2. Преображение Господне

Иконография Преображения получает свое начало в тот отдаленный период древности, когда были еще в большой силе символические формы представления; первый, хронологически определенный, пример его в мозаиках Св. Аполлинария во флоте1393 в Равенне VI в. (рис. 86) имеет характер символический1394.

86. Мозаика в церкви Св. Аполлинария (in Classe) в Равенне.

В алтарной апсиде изображен четырехконечный крест в круге среди сияющих звезд; по сторонам креста – символические буквы «α» и "ω», прилагаемые к лицу Спасителя и означающие начало и конец; над крестом надпись: «salus mundi»; под крестом символическое указание на Иисуса Христа в виде подписи: «IΧΘYΣ», означающей «Ἰησοῦς Χριστὸς Θεοῦ ὑιός Σωτήρ». По левую сторону круга Моисей (Moses), по правую – Илия (Helias): оба – погрудные фигуры, в туниках и паллиях, простирают руки к кресту. Сверху рука, эмблема Бога Отца. Ниже – гора Фавор, с деревьями, среди которых находятся три агнца, означающие Петра, Иакова и Иоанна. У подножия горы стоит св. Аполлинарий в фелони, с воздетыми руками, и по сторонам его двенадцать агнцев – апостолов. Таким образом, мы видим здесь Спасителя под образом креста, окруженного звездами, замененными в обычной композиции ореолом, Моисея и Илию и трех апостолов, т. е. все главные элементы нормальной композиции. Остальные части составляют плод субъективной мысли художника, не имеющий прямых оснований в евангельском рассказе, и одна из них (св. Аполлинарий) имеет местное значение, объясняемое посвящением храма в честь св. Аполлинария. В том же VI столетии символические формы преображения были заменены прямыми; блестящий памятник такого изображения – в мозаиках церкви Св. Екатерины на Синае VI в. (рис. 87)1395: Спаситель в светлых одеждах с золотыми клавами, в голубом миндалевидном ореоле с шестью серебряными лучами. По сторонам Его – Моисей (модернизация) и Илия в милоти (модернизация); внизу три апостола: Иоанн молодой на коленях, Петр пал ниц; Иаков падает: по-видимому, фигуры Петра и Иоанна изменены при реставрации, и подписи их имен, насколько можно судить по аналогии с другими памятниками древности, спутаны: Петр обращен в Иоанна и наоборот.

87. Синайская мозаика.

От VIII в. мы имеем изображение в армянской рукописи в С. Лазаро в Венеции1396: Спаситель в ореоле среди Моисея (молодой) и Илии (старец); внизу три апостола, упавшие от страха. В кодексе Григория Богослова нац. библ. № 510 преображение находится перед словом II, посвященном памяти отца (Тὸ ζόμα μοῦ νοιξα); изображение прекрасное по композиции и выполнению (рис. 88)1397: Спаситель в серой тунике с золотыми клавами и зеленоватом иматии, окруженный ореолом темно-желтого цвета, со свитком в шуйце и с благословляющей десницей, стоит на горе, в величественной позе. Над Ним небо и луч, падающий на Его голову1398; по краям нимба с левой стороны Моисей, в виде молодого человека, с правой – Илия, старец, оба с благословляющими десницами, с вертикальными надписями их имен; за каждым из них по одной пальме. Внизу с левой стороны ап. Петр стоит прямо и поднимает вверх руку; в середине – Иоанн, старец с проседью, – тип, встречающийся здесь в первый раз и неуместный в преображении; он падает ниц; на правой стороне Иаков падает навзничь. В лобковской1399 и барбериновой псалтирях Спаситель, Моисей и Илия помещены в одном и том же ореоле (Лк. 9:31: «явились во славе»). Густые лучи света падают на находящихся внизу апостолов.

88. Миниатюра кодекса Григория Богослова национальной библиотеки № 510.

Миниатюра эта поставлена при псалме 88 и иллюстрирует слова псалма: «Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася» (Пс. 88:13). То же в псалтири О. Л. Д. П.1400 и угличской. В афоноиверскам Евангелии № 1 (л. 303): Спаситель, Моисей молодой с книгой и Илия в одном ореоле, от которого идут вниз к устрашенным апостолам три луча.

89. Миниатюра Евангелия № 74.

В Евангелии № 74 (рис. 89) три изображения: в Евангелии Матфея (л. 34)1401 Спаситель в блестящих золотых одеждах, равно как и Моисей, а Илия в золотой тунике и черной верхней одежде; все трое в одном и том же ореоле голубого – небесного цвета, висящем в воздухе, над горой. Три пучка лучей от ореола опускаются на апостолов; Петр и Иаков держатся на ногах, Иоанн упал ниц. Гора Фавор имеет вид довольно высокого холма, обрамленного двумя горными пиками. Сходное изображение в Евангелии Марка (л. 82); но добавлено шествие Иисуса Христа после преображения, в сопровождении двух учеников, по направлению к городу; с тем же дополнением преображение в миниатюре Евангелия Луки (л. 128 об., ср. елисаветградское Евангелие). В лаврентиевском Евангелии Иисус Христос в сопровождении трех апостолов поднимается на гору Фавор; тут же Он стоит в ореоле между Моисеем и Илией, а три апостола внизу; на правой стороне – сцена после преображения: Спаситель возбуждает упавших от страха апостолов и сходит с ними с горы (л. 34). В Евангелии Марка удержаны три момента: восхождение на гору, преображение и схождение с горы (л. 79 об.); то же в Евангелии Луки (л. 124 об., Моисей в типе зрелого мужа с бородой).

90. Миниатюра гелатского Евангелия.

В гелатском Евангелии (рис. 90) общая схема всех трех изображений, как в Евангелии № 74; Моисей – молодой человек; гора Фавор в миниатюре Евангелия Матфея – небольшое возвышение, а в Евангелии Марка – целый горный хребет (л. 551402, 115 об. и 176 об.). В афонопантелеймоновском Евангелии № 2 преображение в двух отдельных миниатюрах: Иисус Христос, в сопровождении трех апостолов, приближается к Фавору. Он обращает к апостолам свое лицо и рукой указывает на вершину горы (л. 252).

91. Миниатюра афонопантелеймоновского Евангелия № 2.

Преображение (л. 252 об., рис. 91): Иисус Христос, Моисей – молодой, без бороды, с книгой в руках, и Илия – старец во власянице – представлены в одном общем ореоле; сверх того, позади Иисуса Христа заметны следы еще особого Его ореола с семью лучами. Спаситель со свитком в шуйце и с благословляющей десницей. Внизу три апостола: ап. Петр стоит за горой и смотрит на Иисуса Христа; другой апостол пал ниц и поднимает голову, чтобы видеть сияние славы; третий обращен к сцене спиной; он закрывает плащом свои ослепленные светом глаза. Ватиканское Евангелие № 1156 (6 Августа)1403: Спаситель, в зеленоватой тунике и белом иматии, представлен в голубом ореоле; по сторонам Его, на двух особых горных высотах, стоят Моисей молодой, с книгой, и Илия. Внизу ап. Петр бодро стоит на коленях и смотрит вверх, Иоанн пал ниц, Иаков падает, обратившись спиной к сцене. От ореола Спасителя отделяются пять лучей: два идут к представителям Ветхого завета и три к апостолам. Ватопедское Евангелие № 101–735 (л. 16): Иисус Христос в голубой тунике и белом иматии, в ореоле; вне ореола – Моисей, довольно молодой, в фиолетовой одежде, и Илия в серой. Три луча падают на находящихся внизу апостолов. Афоноиверское Евангелие № 5 (л. 269 об.): на левом плане Иисус Христос и три апостола поднимаются на гору; затем на горе – Иисус Христос, Моисей и Илия в одном ореоле голубом; на апостолов нисходят лучи от ореола; на правой стороне Спаситель и апостолы сходят с горы, при оживленной, обнаруживаемой жестами беседе. Евангелие нац. библ. № 54 (л. 213): Спаситель в разноцветной глории (цвета – синий и серый), в беловатых одеждах; два луча идут от Него к Моисею, молодому, с книгой, и два к Илии. Внизу обычно апостолы: Петр стоит на коленях, Иоанн пал ниц, Иаков лежит лицом вверх. Евангелие императорской публ. библ. № 105 (л. 40): Иисус Христос в ореоле, Моисей со скрижалью и Илия; апостолов нет (ср. л. 87 и 131). В Евангелии публ. библ. № 118 (л. 122): Иисус Христос с благословляющей десницей; по сторонам Его Моисей со скрижалями и Илия; три луча света сходят на апостолов. В коптском Евангелии нац. библ. № 13 (л. 48): Иисус Христос в белой тунике и золотом иматии, в миндалевидном ореоле; по сторонам Его Моисей – с бородой – и Илия. Внизу три апостола: Петр стоит на коленях, Иаков и Иоанн пали ниц. Все это сходно с византийскими изображениями, но вот отличия в композиции: сцена обрамлена шаблонными палатами, неуместными в преображении; внизу возле апостолов – небольшой домик, означающий или обыкновенное жилище, или, быть может, одну из тех трех сеней, о которых говорил ап. Петр.

В византийской скульптуре XI в. нам известны два изображения: на вратах Св. Павла в Риме1404 и на таблетке барбериновой библиотеки (Моисей молодой1405); ни в том, ни в другом нет особенностей: то же и в новогреческой скульптуре1406. В мозаике Дафни (сев.-зап. парус свода)1407: Иисус Христос в серых одеждах, в овальном ореоле, от которого исходят лучи к Моисею (молодой), Илии (голова повреждена) и апостолам1408. В греческом шитье, образцом которого может служить известный далматик в ризнице римского собора Св. Петра1409, преображение в трех моментах: Спаситель идет в сопровождении апостолов на Фавор; преображение (Иисус Христос в ромбоидальном ореоле, Моисей – средовек, с книгой) и схождение с горы. В греческой рукописи нац. библ. № 1242, XIV в. (л. 92 об.)1410: на золотом фоне высокая гора с двумя отрогами; на ней Спаситель в белых одеждах со свитком в руке, в восьмиугольном голубом ореоле, окруженном двумя сферами синего и серого цвета; ореол блещет многочисленными распространяющимися кругом лучами, подобно лучам солнца; три пучка лучей падают на устрашенных апостолов. По сторонам Спасителя на отрогах горы стоят Моисей, молодой, в лиловой тунике и голубом плаще, и Илия, старец в голубой тунике и сером плаще. В греческих стенописях XVI-ХVIII вв. В Протате: Спаситель в белой одежде стоит на горе, между Моисеем и Илией; все три апостола пали ниц. Стенописи афонских соборов – Дохиарского (южная сторона), Иверского (Моисей – средовек с книгой в руках), Кутлумушского (южный свод), Каракальского (южная сторона) и Зографского – повторяют схему преображения в трех моментах; то же в иверских параклисах Вратарницы (южная сторона) и Иоанна Предтечи; в стенописях Афонофилофеевского собора иконописец, под влиянием богослужебной практики, дополнил композицию изображением прор. Давида с левой стороны, со свитком в руках: Θαβώρ καὶ Ἐρμών ἐν ὀνόματι σοῦ ἀγαλλιάσονται (Пс. 88:13).

На греческих иконах. На иконе Академии художеств № 67 – Спаситель в двуцветном ореоле, внутри – красном, снаружи – сером; остальные части – по обычаю. В иконостасе Афоноиверского собора преображение в обычных трех моментах. Икона Академии художеств № 74: на левой стороне Иисус Христос восходит с учениками на гору; в центре иконы – преображение: Спаситель в белых одеждах, согласно с евангельским рассказом, в голубом ореоле в подражание голубому небу; по сторонам Его два ангела с державами в руках, означающие могущество и славу преобразившегося Иисуса Христа; возле них Моисей и Илия; художник ниже показывает, откуда явились эти лица: Моисей восстает из гроба, Илия выступает из облаков. От Спасителя исходят три луча и падают на лежащих внизу апостолов; на правой стороне Иисус Христос сходит с учениками с горы. Греческий иконописный подлинник предлагает обычный перевод преображения в трех моментах; единственное отличие его, какого мы не встречали в древних памятниках, это две скрижали (τἀς πλάκας) в руках Моисея1411. Русские мастера, изображая преображение, не только вращались в круге тех же понятий и представлений, но и старались подражать формам греческих изображений: из области русской миниатюры укажем на Псалтирь Общества любителей древней письменности1412 (Иисус Христос в лучистом ореоле; Моисей и Илия в молитвенном положении – оба средовеки; все трое на отдельных высоких скалах горы; внизу апостолы, но лучей, падающих на них, нет), сийское Евангелие (л. 912 и др.: Иисус Христос в лучистом ореоле, в белых одеждах; возле Моисея гроб, возле Илии – край неба), петропавловское (одежды Иисуса Христа и ореол серебряные, внизу гроб Моисея), два ипатьевских (№ 1 перед Евангелием Марка, № 2 в Евангелиях Матфея и Марка) и рукопись Вахрамеева (л. 830: Иисус Христос в восьмиугольном нимбе и круглом ореоле, Моисей с книгой1413; из стенописей: Успенский собор во Владимире, Благовещенский собор в Москве (вновь открытая древняя фреска на западной стороне: преображение в трех моментах), церковь села Ковалева близ Новгорода, ярославский Спасопреображенский монастырь, ярославские церкви – Иоанна Златоуста, Николонадеинская, Димитрия Солунского, вологодский Софийский собор.

Русские иконы придерживаются самого простого перевода (ср. иконы XVII в. в Акад. худож. № 159, 59–164, 64–152, киевск. музея № 501414; муз. С.-Петербургской Духовной Академии № 291 из Вознес. монастыря, складень № 123 из Синода и др.); однако нередко можно встретить, особенно среди позднейших икон XVII в., подробные переводы с любопытными вариантами: на храмовой иконе в соборе Спасопреображенского монастыря в Ярославле (XIV-XV вв., новгородского письма) Спаситель представлен в трех видах: восходящим на Фавор, преобразившимся и сходящим с горы1415; такие же иконы в новгородских монастырях Хутынском и упраздненном Ковалевском; на местной иконе XVI-XVII вв. Спасонередицкой церкви ангел выводит Моисея из гроба, а Илию – с облаков1416; на иконе в иконостасе в Благовещенской церкви села Городищ близ Новгорода Иисус Христос воздвигает упавших учеников; на иконе XVI-XVII вв. в музее Общества любителей древней письменности ореол Иисуса Христа украшен звездами; по сторонам Иисуса Христа два старца – Моисей и Илия, и возле них по одному ангелу; внизу открытый гроб Моисея; на иконе киевского музея № 351417 ангел выводит Моисея из гроба, другой ангел ведет Илию с облаков, как и на иконе Академии художеств № 74; там же на иконе № 1221418, сверх указанных подробностей с надписями («Ангел Господень воздвиже Моисея от гроба», «Ангел Господень принесе Илию на облаце») добавлено вверху изображения Бога Отца с державой в руке и Св. Духа: икона эта не может быть древнее XVII в. Тот же подробный перевод на иконах из собрания Постникова № 367 и 546; встречается он и на мстерских подделках того же собрания. Изредка встречаются иконы Преображения, снабженные виршами на тему евангельского рассказа1419. Строгановский лицевой подлинник предлагает· краткую редакцию сюжета; древнейший теоретический подлинник не дает описания его и ограничивается лишь краткими замечаниями о красках горы и одежд действующих лиц1420; то же самое и в большинстве других подлинников, например Общества любителей древней письменности № 107; публ. библ. № О, XIII, 2. Такая краткость объясняется общеизвестностью изображения в иконописной практике. В некоторых новых подлинниках утрачено уже значение ореола и вместо него говорится о «Спасе во облаце» (подл. Общ. люб. древн. письм. № 162). Никаких замечательных отступлений и иконографических разъяснений в подлинниках нет. В подлиннике критической редакции рассказывается подробно история события по Евангелию; говорится, что оно произошло в 6-й день августа, перед воссиянием утренней зари, а не во вторник страстной недели, как писал Кирилл Транквиллион; иконография же преображения описана здесь сходно с другими подлинниками; отличие в том, что здесь Иисус Христос является стоящим на облаке светлом, висящем над высокой горой1421, что составляет ясный признак новшества.

Евангельский рассказ о преображении определил основные черты его изображения. Рассказ краток, каких-либо фактических дополнений к нему древность не знала, а потому и иконография его не отличается большим разнообразием. Спустя 6–8 дней после беседы с учениками о несении креста Спаситель взял Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на высокую гору и преобразился перед ними. Лицо Его воссияло, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет. И вот явились Моисей и Илия и начали беседовать с Иисусом Христом. При сем Петр сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: одну тебе, другую Моисею, третью Илии». Когда он еще говорил, явилось светлое облако и осенило их; и слышан был голос из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте». И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь…». И когда сходили они с горы, Иисус запретил им кому-либо рассказывать об этом, доколе сын человеческий не воскреснет из мертвых… (Мф. 17:1–9; Мк. 9:2–13; Лк. 9:28–36). Сообразно этому рассказу Иисус Христос изображается на горе, не всегда одинаково высокой: иногда она имеет вид небольшого возвышения, иногда – конуса с двумя отрогами; вообще же характер ее условный. Одежды Спасителя – белые, иногда серебряные и даже золотые. Слава Иисуса Христа выражается также посредством ореола, который во всех памятниках имеет овальную или круглую форму. Цвет ореола – небесный голубой или светло-синий или белый; впервые в памятнике XIII в. (Евангелие № 54) мы встретили разноцветный ореол. Звездных ореолов в памятниках византийских, кроме равеннской мозаики, нет; но в памятниках позднерусских он встречается довольно часто: он состоит из двух сфер, вписанных одна в другую, из которых одна, а иногда и обе усыпаны звездами (иконы коллекции С.-Петербургской Духовной Академии № 15 и 123 из Синода): это изображение славы в виде неба, составляющего престол Божий. Отражение славы преобразившегося Спасителя на собеседниках Его и апостолах изображается в виде лучей, исходящих от первоисточника света, согласно со словами церковной песни: «из плоти твоея лучи Божества исхождаху пророком и апостолом» (ин. ирмос 4-й песни кан. 6 Августа1422). Только на одной греческой иконе мы встретили выражение славы и величия Преобразившегося в виде двух ангелов с державами. Собеседники Иисуса Христа на древневизантийских памятниках обычно являются в двух определенных типах: Илия – старец, тип, удержанный и в новой иконографии; Моисей – молодой не только в древних памятниках, но даже и в XIV-XV вв.; исключение составляют сомнительные типы в синайской мозаике, на римском далматике и в лаврентиевском Евангелии. Атрибутом Моисея, по крайней мере с XI-XII вв., служит книга в его руках; скрижали – явление новое. На греческих иконах эпохи нового возрождения греческого искусства, также на русских иконах и в миниатюрах XVII в. появляются указания на изведение ангелами Моисея из гроба и Илии с неба. Это наглядное выражение древней по своему началу мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых: они явились, по словам Иоанна Златоуста, для того, чтобы показать, что Иисус Христос имеет власть над жизнью и смертью1423; сверх того Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти, – живым. Выражение этой мысли дано в служебной минее: «Моисей же и Илия тебе предсташа, мертвым и живым тя Господа поведающе» (6 Авг. стих. на хвал. 2-я). «От земли убо апостоли, яко с небесе же Фесвитянин Илия, Моисей же от мертвых» (3-й троп. иного ирмоса 8-й песни 6 Авг.). Более подробно в Четь-Минеях св. Димитрия Ростовского: «Моисей от мертвых призванный, да свидетельствует Его в мире пришествие мертвым, во аде держимым бывшим, Илия Енохови в раи да скажет, три же апостолы всем в поднебесней живущим славу Его в преображении виденную да проповедят»1424. Свидетели чуда преображения апостолы в памятниках византийских и русских никогда не изображаются ни спящими, ни пораженными до бесчувствия, как иногда в памятниках западных; в них всегда, несмотря на впечатление сильного страха и ослепления от необычайного света, заметны следы жизни и движения. В византийском шаблоне усвоены более или менее определенные и своеобразные положения для каждого из трех апостолов, и в различии их положений нельзя не заметить художественной попытки оттенить особенности личных характеров трех апостолов. Сила впечатления, производимого необычайным явлением на то или другое лицо, зависит от восприимчивости и характера этого последнего. Ап. Петр – характер смелый и твердый, несмотря на проявляющиеся в нем по временам колебания, изумлен при виде необычайной славы Преобразившегося, но он не теряет присутствия духа; он стоит уже на коленях, однако смело смотрит на беседующих. Напротив, ап. Иоанн юный и впечатлительный, склонный к увлечениям, поражен и ослеплен чудом: он пал ниц и закрывает свои глаза, не переносящие ослепительного блеска. Середину между ними в этом отношении занимает ап. Иаков – характер спокойный, величавый: он поражен чудом, стоит на коленях, даже готов пасть ниц, однако решается хоть мельком взглянуть на то, что происходит вверху на горе. Глас Бога Отца, равно как и вообще присутствие Бога, выражается в виде руки, выступающей из неба, имеющего вид сегмента круга. Эта форма является уже на первом полусимволическом изображении события и остается неизменной до нового времени: в памятниках XVII-XVIII вв. она нередко заменяется изображением Бога Отца в виде старца в облаках. Начиная с XI-XII вв. становится известным преображение в нескольких моментах, чаще в трех, изредка даже в четырех: восхождение Иисуса Христа с апостолами на гору, преображение и схождение с горы; иногда Иисус Христос возбуждает апостолов после преображения (лаврент. Евангелие; нередицкая икона). Все эти моменты основаны на последовательном течении евангельского рассказа о преображении.

В замечательном согласии с византийскими памятниками преображения стоят памятники западные; эхо византийского влияния в данном случае слышится не только в древних памятниках западного средневековья, но и в памятниках XV-XVI вв. Отсутствие на Западе праздника Преображения, в смысле праздника общепринятого и торжественного, до времен Каллиста III (XV в.)1425 было равносильно отсутствию живого импульса к художественной разработке темы. Вот почему изображения этого события в древнейших памятниках Запада вообще довольно редки; оно иногда опускается даже в полных кодексах лицевых Евангелий, каков кодекс Эгберта; вот вероятная причина того, почему, при отсутствии живого интереса к предмету, раз перенесенная на Запад византийская схема надолго осталась основным источником вдохновения для западных художников и образцом для подражания. Первый пример западного изображения – в римских мозаиках Нерея и Ахиллеса VIII-IX вв.1426 Спаситель в белых одеждах, со свитком в шуйце и с благословляющей десницей, стоит в миндалевидной голубой глории; по сторонам Его – Моисей, молодой, со свитком, и Илия – старец; внизу три апостола: они падают ниц перед Спасителем и закрывают свои лица руками, задрапированными в мантии, от необычайного света. Близкое сходство этого изображения с византийским типом очевидно; апостолы имеют иные позы, но это – подробность, которую легко мог допустить художник ввиду условий тесного места, отведенного для изображения, на триумфальной арке. В ахенском Евангелии1427 Спаситель в старообразном типе, с неудачно очерченными линиями глаз, носа и губ, без бороды, с длинными черными волосами, в белых одеждах стоит на невысокой горе; руки Его воздеты, на голову Его сходят сверху три луча. Моисей и Илия стоят возле Него, простирая к Нему руки: оба в виде старцев, с седыми бородами, в белых туниках и синих плащах. Внизу двое апостолов пали ниц, а ап. Петр стоит нагнувшись и простирает руки вверх. Как византийские типы, так и подробности композиции здесь уже изменены. В Hortus deliciarum1428 изображение византийское: отличие незначительное только в том, что лучи света, означающие сияние славы, не обведены круговой линией. Изображение на стекле Шартрского собора XII в.1429 также очень сходно с византийскими; подмеченное Дидроном его отличие в ореоле Иисуса Христа, вписанном в круг, и в том, что Иисус Христос стоит не на Фаворе, а на воздухе, над горой, имеет характер фиктивный: в памятниках византийских встречается то и другое; наоборот, в памятниках западных также иногда Спаситель, в противоположность общей характеристике западных изображений у Дидрона1430, стоит прямо на горе, а не на воздухе; пример – на пизанских вратах Раньера1431 и в бревиарии Гримани1432. Предполагаемому Дидроном возвышенному характеру западных изображений не соответствует также миниатюра рукописи, изданной Бастаром1433, где все три апостола лежат без движения, как мертвые. Византийская схема в рукописи нац. библ. № 9561: Иисус Христос в миндалевидном ореоле; по сторонам Его Моисей и Илия, оба – старцы со свитками в руках; внизу три апостола, из которых один подымает голову. Старческий тип Моисея, излюбленный западными художниками, примыкает к худшим византийским памятникам; в лучших он – юный, античный. На эмалевом образке в музее Клюни (№ 4654) фигура Спасителя действительно отличается легкостью: она на облаках, а в манускрипте XV в. нац. библ. № fr. 828 (л. 183) представлены в облаках Моисей и Илия (погрудные изображения), а вверху погрудное изображение Бога Отца, как в позднейших памятниках русских, подверженных западному влиянию. В Библии бедных древняя композиция изменена до такой степени, что в ней трудно узнать преображение1434: гора уничтожена; ореола нет; Спаситель в обычной, усвоенной Ему в иконографии позе учителя, с книгой и благословляющей десницей; по сторонам Его шесть погрудных фигур – обращают к Нему взоры и простирают руки: это апостолы, и в числе их, вероятно, Моисей и Илия; ни число этих апостолов (4?), ни положение среди них Моисея и Илии не имеют разумного оправдания. Пророки: Малахия (Мал. 4:2: «и возсияет вам, боящимся имене моего, солнце правды». Ошибочная надпись в кодексе Ляйба и Шварца – «Осия»), Аввакум (Авв. 3:4: «и сияние его яко свет будет»), Давид (Пс. 44:3: «красен добротою паче сынов человеческих») и Исаия (Ис. 60:1: «…Иерусалиме, прииде твой свет и слава Господня на тебе возсия»). По левую сторону – явление Бога Аврааму в виде трех странников: три ангела, по объяснению текста, означают троичность лиц Божества·, но Авраам поклонился Одному, что указывает на единство Божества; ап. Петр видел троих (Иисуса Христа, Моисея и Илию) и исповедал Единого Бога во Христе. По правую сторону три отрока в вавилонской печи и среди них ангел в крестчатом нимбе, свойственном Божеству: отроки = троичность лиц, ангел = единство Божества. Христос в преображении явил Себя Богом, единым по существу, но троичным в лицах. Как выбор этих изображений, так и их истолкование нельзя назвать вполне удачными. Из произведений знаменитых западных художников назовем икону Джотто и картину Рафаэля. Первая из них в церкви S. Croce во Флоренции1435: Спаситель с воздетыми руками, как бы возносящийся на небо, а по сторонам Его два старца в плащах – Моисей и Илия, – оба стоят на коленях; от ног Иисуса Христа по направлению к трем апостолам идут лучи. Ореол имеет форму равностороннего прямоугольника с выпуклостями на всех четырех сторонах. Ни типы лиц, ни их позы, ни ореол не могут быть названы византийскими, хотя художник, несомненно, знал хорошо византийскую композицию. Известна была эта композиция и Рафаэлю, который в своей предсмертной картине преображения (в ватиканской пинакотеке) представил идеальный образец художественной передачи евангельского события: Спаситель с воздетыми руками, с развевающейся одеждой пари́т в тонких облаках, освещенных блеском Его собственного сияния; по сторонам Его, также на воздухе, Моисей и Илия – старцы, первый со скрижалями в руках; у вершины горы лежат, в разных положениях, ослепленные апостолы: они закрывают руками свои лица. На левой стороне два неизвестных лица, из которых одно с четками в руках: их введение в картину, в качестве сторонних свидетелей чуда, не может быть оправдано с точки зрения евангельского повествования. Такова верхняя часть картины. Внизу у подножия горы – две оживленные группы: налево девять апостолов, направо толпа иудеев, в которой на первом плане видны – коленопреклоненная женщина и еврей, удерживающий своими руками бесноватого: сильные корчи, испытываемые бесноватым, помутившиеся глаза, раскрытые уста обличают в нем тяжелые внутренние страдания1436. Толпа умоляет апостолов об исцелении бесноватого; апостолы с изумлением смотрят на него, иные указывают руками на Иисуса Христа. Итак, здесь с преображением соединен евангельский рассказ о приведении бесноватого к ученикам Иисуса Христа для исцеления (Мф. 17:16). Совмещение это обнаруживает широту художественного замысла, который в разъяснении предмета пользуется между прочим законом контраста: вверху ослепительный блеск, слава, явление небожителей и беседа о высших тайнах, внизу – скорбь и мучения, заботы о земном и человеческое бессилие в борьбе с ними. Взор наблюдателя, привлекаемый прежде всего этой ближайшей частью картины, переходит вверх, и чувство, встревоженное картиной человеческой беспомощности, находит полное успокоение в созерцании славы Того, Кто силен не только уврачевать все телесные и душевные недуги, но и поразить зло в самом корне1437.

* * *

1393

Проф. Крауз (R. Е., II, S. 933) вместе с Вествудом (Westwood Catalog, 37) считают самым древним изображение на авории брешианской липсанотеки, относя его к IV в. (Odorici, Antichita di Brescia, tav. V, 13), между тем как издатель памятника, Одоричи, видит здесь призвание апостолов Петра и Андрея (I, р. 76). Ни то ни другое не можем признать верным. Изображен здесь Иисус Христос юный, в обычных одеждах среди двух юных апостолов: все они в движении (идут от города, с левой стороны авория к правой), что невозможно в картине преображения; признаков горы нет. Что в юных спутниках Иисуса Христа нельзя видеть ап. Петра и Андрея, это доказывается, во-первых, тем, что в соседней сцене суда над Ананией и Сапфирой ап. Петр представлен совсем в другом типе, с бородой, во-вторых, общей внутренней связью изображений авория, не имеющей ничего общего с призванием апостолов. Основная тема изображений авория – страсти и воскресение Иисуса Христа; здесь мы видим взятие Иисуса Христа в саду Гефсиманском, отречение Петра, суд Пилата, явление Иисуса Христа Марии Магдалине по воскресении. Не естественно ли предположить, что и рассматриваемая сцена относится к тому же классу изображений. Какая же это сцена? Положение трех лиц, т. е. Иисуса Христа и двух апостолов, идущих от города (Иерусалим?) и беседующих, прямо наводи т на мысль, что здесь изображено явление Христа двум ученикам на пути в Эммаус (Лк. 24:13–29). В беседе с эммаусскими путниками Иисус Христос изъяснял писания о Нем пророков, начиная от Моисея: мысль эта выражена и на рассматриваемом памятнике, где в малом масштабе изображены Моисей с медным змеем на древе и Иона под деревом – указания на страдания и воскресение Иисуса Христа.

1394

Ciampini, II, tab. XXIV. Garrucci, CCLXV. R. de Fleury, pl. LXIII, 2. Сборн. Общ древне-русск. иск., 1866 г., табл. VIII к стр. 52. Martigny, р. 764. Kraus, R. Е. II, 934, Fig. 516. Richter, Die Mos. v. Ravenna, 99. Diel, Ravenne, p. 65. Еп. Христофор, Жизнь И. X., 81–82. Фрикен, Римские катак., II, стр. 246.

1395

Поливанов, Палестина и Синай, Альбом. R. de Fleury, II, pl. LXIII, 1. Garrucci, CCLXVIII. P. де Флери (II, p. 70) и Мартиньи (Dict., p. 764) относят мозаику к IV в.; Крауз – ко времени после VI в. (II, 933); cf. Garrucci, vol. IV, p. 78. Подробн. свед. о происх. моз. в соч. проф. Кондакова: Путеш. на Синай в 1881 г., стр. 75 и след. С.А. Усов, Моз. в церкви Преображ. на Синае, Труд. Моск. археол. общ., т. VIII, стр. 113–115.

1396

R.de Fleury, II, pl. LXIII, 3.

1397

R. de Fleury, II, pl. LXV. Фаррар, Жизнь Иисуса Христа. Перев. А.П. Лопухина, стр. 325. Bordier, 71–72. Ваген ошибочно считает его древнейшим изображением этого рода. Waagen, Kunstwerke u. Künstler in Paris, S. 206.

1398

По Бордье – рука с неба; по Р. де Флери – рука и Св. Дух; последнее неверно.

1399

Η.Π. Кондаков, табл. IV, 1.

1400

Коррект. листы, 123.

1401

R. de Fleury, II, pl. LXIII, 4. В Ев. публ. библ. № 21 (л. 12) уцелела лишь нижняя часть изображения.

1402

Наше опис., табл. II, 2.

1403

Agincourt, LVII, 9.

1404

Agincourt, Sculpt., XIV, 11. R. de Fleury, II, pl. LXIII, 5.

1405

Agincourt, Sculpt., XII, 24–25. Ср. снимок в альбоме Севастьянова в моск. публ. музее. Еп. Христофор (Жизнь И. X., стр. 82) исправил ошибку Мартиньи (Dict., р. 764), который отнес эту таблетку к IV в. Крауз также преувеличивает ее древность, говоря, что она едва ли восходит ранее VI в. (Kraus, R. Е., II, 933).

1406

Крест Севастьянова. Сборн., 1866, табл. XVII.

1407

Λαμπάκης 135.

1408

Ср. мозаику луврского музея: Labarte, album, t. II, pl. CXX. Bayet, L’art byzant. p. 153, fig. 45. Подраж. кн. Гагарина, pl. XXIII. Также моз. флорент. ваптистерия: Gori, Thesaur., III, р. 328 sq., tab. I. Моз. палат. капеллы: Terzi, La cap. di s. Pietro, tav. V.

1409

Didron, Annales archéol., t. I, p. 153. Прохоров, Xp. др., 1864, табл. IV.

1410

Bordier, p. 239–240

1411

ρμηνεία, σ. 124, §208.

1412

Коррект. листы, 1890 г., л. 123.

1413

В армянских Евангелиях XVII в. иногда удерживается древняя форма преображения: И. X. в ореоле и по сторонам Его Моисей, молодой человек с книгой, и Илия старец; три луча спускаются на апостолов (Ев. импер. публ. библиотеки 1635 г., л. 7); но в Ев. 1688 г. (Ibid.) на л. 4 об. Илия представлен лысым стариком, а Моисей со скрижалями и ро́жками на голове, как в известной скульптуре Микеланджело в римской церкви S. Pietro ad vincola. То же в грузинском Ев. публ. библ. № 298, л. 158 об. На двух металлических окладах из Шемохмет, на омофоре Сионского собора и на окладе анчисхатского образа Спасителя (по фотографиям) древние формы.

1414

Опис. еп. Христофора, стр. 67.

1415

Архим. Владимир, Яросл. Спасопр. монастыря, стр. 64, ср. 27. Москва, 1881.

1416

Еп. Макарий, Археол. опис. Новгорода, II, 105–106.

1417

Опис. еп. Христофора, 49.

1418

Ibid., стр. 169–170.

1419

Н.И. Суворов, Опис. церкви Константина и Елены в Вологде, стр. 10–11.

1420

По изд. Филимонова, стр. 131.

1421

По изд. Филимонова, стр. 409–410.

1422

Подробно об ореолах в западных памятниках: Didron, Iconogr. chr., p. 109 sq.

1423

И. Златоуст, Беседы на Ев. Матфея, ч. II, стр. 457, Москва, 1839.

1424

Жития Святых, Изд. 1705 г. Август 6 д., л. 620 об.

1425

Augusti, Denkwürdigkeiten, III, 292–295.

1426

Ciampini, II, tab. XXXVIII. Agincourt, Maler., XVII, 10. Labarte, IV, 213. Garrucci, CCLXXXIV. R. de Fleury, II, pl. LXIV, 1. Ср. миланский покров: Agincourt, Sculpt., XXVI, A. 6. Sommerard, alb. 9-e sér., pl. XVIII.

1427

Beissel, Taf. X.

1428

Didron, Manuel, p. 179.

1429

Didron, Iconogr. chr., p. 119, fig. 39.

1430

Manuel, p. 179.

1431

R. de Fleury, II, pl. LXIII, 6.

1432

Fac-simile, tav. 85.

1433

Bastard, Peintures et ornéments, pl. 248.

1434

Laib u. Schwarz, tab. 6. Нац. библ. № 1, 5 и 5-bis.

1435

Agincourt, CXIV, 1.

1436

Представители физиологии и психиатрии признают эту фигуру фальшивой: не видят в ней точных признаков ни эпилепсии, ни истерики, ни вообще какой бы то ни было конвульсивной болезни; в этой фигуре скомбинированы механически признаки неправдоподобные и противоречивые. Charcot et P. Richer, Les démoniaques dans l’art, p. 28–30. Paris, 1887.

1437

Подробная характеристика: Куглер, Руков. к истор. живоп., стр. 411–412 (изд. 3-е, Москва, 1872). Каррьер, Искусство в связи с общ. развит. культуры, т. IV, стр. 139–141.


Источник: Евангелие в памятниках иконографии : Преимущественно византийских и русских / Н. В. Покровский. - С.-Петербург: типография Департамента Уделова, 1892. - 496 с.

Комментарии для сайта Cackle