Профессор Николай Павлович Рождественский. Некролог

Источник

С.-Петербургская академия неожиданно понесла тяжкую потерю: в пятницу 26 ноября скоропостижно скончался экстраординарный профессор Николай Павлович Рождественский. Покойный пользовался по-видимому цветущим здоровьем и, будучи всего 40 лет от роду, находился в состоянии полного расцвета умственных и физических сил. Грозная неожиданность его кончины поэтому сильно потрясла всех его сослуживцев и близко знавших его лиц и, можно сказать, явилась продолжением той сокрушительной работы смерти, с такою же грозною неожиданностью отнявшей в последнее время у русской земли, за её тяжкие прегрешения, стольких доблестных сынов её, на могилах, которых еще не увили венки народной скорби.

Покойный был родом из курской губернии, сын протоиерея г. Курска. Блистательно окончив семинарский курс в своем родном городе, он поступил в С.-Петербургскую Духовную академию, где также блистательно (первым студентом) окончил академический курс (1865). Как в семинарии, так и в академии его любимыми науками были богословские и философские в их взаимоотношении. Эта настроенность умственного склада покойного поддерживалась тем интересом, который пробудился в обществе к этому предмету в период его академического курса, в начале 60-х годов. То было время бурного прилива с запада новомодных идей, в которых отрицание основных начал христианства и глумление над лучшими верованиями человечества составляли наиболее характеристическую черту. Благородная душа покойного еще на академической скамье возмущалась легкомысленным попранием, какому подвергались в русской журнальной печати, под влиянием жадно схваченных новомодных идей западного изделия, святые верования человечества, и он тогда же порешил навсегда посвятить себя на защиту попираемой святыни. Обстоятельства благоприятствовали этому. В самый год окончания им академического курса и (1865) он назначен был бакалавром в казанскую академию на вакантную кафедру основного богословия. Там он занялся тщательным изучением апологетической литературы и результатом этого изучения была окончательная обработка его диссертации «О древности человеческого рода», за которую он в 1867 г был удостоен ученой степени магистра. С.-Петербургская академия, временно отдав своего талантливого воспитанника своей сестре – Казанской академии, не упускала однако же его из виду и при первой возможности постаралась возвратить его себе. Когда в 1869 г. открылась в пей кафедра основного богословия, то конференция академии тотчас же обратилась к покойному, и он в том же году возвратился к своей alma mater, чтобы посвятить ей свои лучшие силы. Переход его совпал с важным событием в жизни наших академий, с введением нового устава, давшего новую постановку преподаванию богословских наук, более соответствующую новым запросам времени, и покойный профессор, под ободряющим влиянием окружающей обстановки своей alma mater и под впечатлением сильных умственных и литературных движений Петербурга, с пылкой душой отдался своему любимому предмету. Его лекции, произносимые мягким, замечательном музыкальным голосом и сердечным тоном, приковывали к себе внимание слушателей, а предметы их, всегда живые и интересные, глубоко западали в души слушателей и служили темой одушевленных послеклассных рассуждений самих студентов.

Будучи серьезным ученым, покойный обладал большим запасом научного знания не только по своему, но и по соприкосновенным предметам, постоянно восполняя запас своих знаний чтением вновь являющихся богословских и философских сочинений, за выходом которых следил весьма внимательно. Вместе с кабинетною ученостью в покойном счастливо сочетались и большие литературные дарования. С самого начала своей академической службы, покойный Николай Павлович делился результатами своих научных исследований не только с своими слушателями, наполнявшими его аудитории, но и с читателями различных духовных журналов. По своей скромности, он обыкновенно оставлял свои статьи без подписи, а потому его имя не часто встречается на страницах духовных журналов, а между тем им написана масса статей апологетического, общественного и литературно-критического характера. В «Христианском Чтении» за 1866 г. была напечатана его диссертация «О древности человеческого рода», в свое время обратившая па себя внимание многими своими достоинствами. Затем он поместил в том же журнале ряд отдельных статей, из которых отметим следующее: « Очерк истории апологетики и современно-научной постановки её в западной богословской литературе»; «Современное неверие на западе Европы и общий характер западной апологетики христианства», «Неверие и социализм»; «Современное масонство и его отношение к христианству»; статьи «По поводу издания богословских лекций покойного преосвященного Иоанна Смоленского»; По поводу издания богословских лекций О. Сидонского ; «По поводу символики греческой церкви» сочинений д-ра Гасса; «Обзор западной апологетической литературы за 1874 г. »; по поводу выхода в свет сочинения Штрауса «Старая и новая вера»; «Давид Штраус и его значение» (некролог); но поводу сочинения Ренана «Антихрист»; «История отношений между богословением и естествознанием» (библиографический очерк сочинений Цеклера) и другие. В «Чтениях общества любителей духовного просвещения» он поместил статью «Ислам и христианство». Кроме этого он вел в «Христианском Чтении» постоянный отдел по обзору западноевропейской церковной жизни и с особенной любовью отмечал отрадные явления сознания западноевропейским миром непреложных истин православия (по поводу старо-католического движения). С 1875 г., когда при «Христианском Чтении» основана была еженедельная церковная газета – «Церковный Вестник», на страницах которого пишутся эти строки, покойный Николай Павлович сделался постоянным вкладчиком этой газеты не только как обыкновенный сотрудник, но и как помощник редактора до перемены состава редакции, т. е. до 1881 г. Продолжая на страницах газеты периодические обозрения церковной жизни и апологетической литературы на западе, покойный профессор с 1875 по 1880 г. включительно подарил читателям Ц. Вестника длинный ряд статей публицистического и общественно-религиозного характера. Из них достаточно отметить следующие: «Магометанский коран и турецкая конституция»; «Ислам и позитивисты»; «Затруднения римской курии»; «Славянство и католичество»; «Современные типы французского духовенства»; «Секты в англиканской церкви»- «Русское сочинение но апологетике христианства».; «Папа Пий IX» (некролог); «Папа Лев ХIII»; «Христианско-социалистическая и социально-демократическая партия в Германии»; Западный социализм и коммунизм»; «Еще о социализме и его современном значении»; «Социалистическое движение на западе»; «Вольтер и вольтерианство в России»; «Иностранная печать о современном развитии неверия в России»; «Языческий восток»; «Отношение к церкви главных политических партий в Германии»; «Религиозные секты в Америке» и. другие статьи библиографического характера.

Роковая смерть Николая Павловича обнаружила новый его ученый труд. Когда после его смерти произведен был осмотр его имущества, то найдено было целое, только что законченное сочинение, курс основного богословия, приготовленный покойным к печати. Вместе с тем найдено и достойное его памяти назначение этого сочинения. Уезжая прошлым летом в продолжительное путешествие, Николай Павлович набросал проект завещания своего скромного имущества1 и между прочим завещал часть своих сбережений на напечатание этого сочинения с тем, чтобы вырученные от продажи деньги обратить в пользу нуждающихся студентов академии. И из наличных сбережений значительная часть назначена покойным также в пользу нуждающихся студентов. Такова была любовь покойного учителя к своим ученикам!

Погребение покойного происходило в понедельник, 29-го ноября. Накануне, в 5 час. вечера, тело его перенесено было в академическую церковь, при многочисленном собрании народа и пении студентов. Пред отпеванием совершена была божественная литургия о. ректором академии, в сослужении с многочисленными членами петербургского духовенства – друзьями, сотоварищами и учениками покойного. Пред началом отпевания сослуживцем и товарищем покойного но студенчеству профессором св. В Г. Рождественским произнесена была глубоко прочувствованная речь, в которой оратор яркими чертами изобразил неожиданный переход покойного от деятельной и исполненной надежд земной жизни в жизнь загробную и воздал достойную честь его высоким качествам и заслугам. Затем началось самое отпевание. Погребальные песнопения исполнены были митрополичьим хором, прибывшим в полном его составе для отдания чести покойному любителю пения, который сам обладал прекрасным симпатичным голосом и был искусным певцом. После отпевания, один из учеников покойного, студент IV курса академии, г. О.Тихомиров, выступил с прощальною речью покойному профессору от лица всех студентов академии, с отзывчивостью молодого сердца воздал ему благодарность за плодотворное учительство и выразил всеобщую скорбь по случаю его преждевременной кончины. Когда наступил последний акт печальной церемонии, – последнее целование, о. ректор академии, протоиерей Иоанн Леонтьевич Янышев обратился к собранию с словом назидания и утешения. Изобразив в сильных и живых чертах чувствуемую всеми грусть и скорбь но утрате любимого и многоценимого человека, оратор затем преимущественно остановился на том, что было в жизни покойного назидательного и что поэтому может служить утешением в скорби. Покойный всю жизнь, сказал досточтимый оратор, посвятил защите тех величайших истин, который составляют высшее утешение в юдольной жизни человека, и если теперь перешел в жизнь вечную, то перешел в нее с тем непоколебимым убеждением в её реальности, с которым он открыто выступал и в аудитории, и в литературе и в частной жизни. И присутствующим деятелям и питомцам духовной науки следует, заключил оратор, не предаваться бесплодно скорби и сетованиям, а нужно при виде почившего воодушевиться ревностью к глубокому усвоению и к проповеди среди общества тех вечных христианских истин, за которые горячо ратовал покойный.

Мир душе твоей неутомимый труженик богословской науки, преданный сын православной церкви и доблестный защитник величайших истин христианства.

(Ц. Вест. № 49).

* * *

1

Слышно, что из 7,000 рублей Н.П. Рождественский завещал часть денег на С.-Петерб. и Казан. Академии и Курскую Семинарию.


Источник: [Некролог] (+ Профессор Николай Павлович Рождественский) / Прибавления к Воронежским епархиальным ведомостям, 1882, № 24, с. 775–781.

Комментарии для сайта Cackle