Азбука веры Православная библиотека Николай Иванович Сагарда Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие


Николай Иванович Сагарда

Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие

Патрологическое исследование

Содержание

Введение

Часть первая. Жизнь св. Григория Чудотворца Глава I. Понт – общий очерк его состояния до св. Григория Чудотворца Глава II. Источники жизнеописания св. Григория Чудотворца Глава III. Очерк жизни св. Григория Чудотворца Часть вторая. Творения св. Григория Чудотворца Общие замечания о литературной деятельности св. Григория Чудотворца Глава I. Благодарственная речь Оригену Глава II. Изложение веры Глава III. Каноническое послание Глава IV. Переложение Екклесиаста Глава V. К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога Глава VI. К Евагрию Глава VII. К Татиану краткое слово о душе Глава VIII. Двенадцать глав о вере Глава VIII. Ἡ κατὰ μέρος πίστις Глава X. Гомилетические произведения св. Григория Чудотворца Глава XI. Утраченные творения св. Григория Чудотворца и фрагменты Глава XII. Заклинательные молитвы Часть третья. Богословие св. Григория Чудотворца. Общие замечания о характере и объеме раскрытия богословия св. Григория Чудотворца Глава I. Учение св. Григория Чудотворца о Боге Отце Глава II. О втором Лице Глава III. О Св. Духе Глава IV. Учение о Святой Троице Заключение. Влияние св. Григория Чудотворца на богословие последующего времени  

 
Введение

История церковного богословия на греческом Востоке в период от Оригена до Никейского собора представляет одну из труднейших проблемм истории древней Церкви. После могущественного научного подъема и оживления в богословии, какое вызвано было Оригеном в местах его деятельности и в кругах, близко соприкасавшихся с ним, после его смерти наблюдается заметный упадок. Чем бы ни объясняли это явление, оно остается бесспорным фактом, наглядно подтверждаемым сильным понижением литературной производительности. Но и из той небогатой богословской литературы, какая возникла во второй половине ИII века, до настоящего времени сохранилось очень мало памятников и при том большею частью в фрагментах. При таких условиях чрезвычайно трудно проникнуть в тот процесс приспособления к церковным потребностям богатого научно-богословского наследия Оригена и вообще согласования научного богословия с преданной церковной верой, какой несомненно совершался как в самой Александрии, так и в других центрах церковной жизни на Востоке, – о наличности его дают ясное свидетельство хотя отрывочные голоса защитников и противников Оригена, раздающиеся в разных местах (св. Дионисий, Феогност, Пиерий, св. Петр – в Александрии, св. Мефодий Олимпийский и автор диалога «О правой вере в Бога» – в Малой Азии, Памфил – в Кесарии Палестинской, св. Григорий Чудотворец – в Понте), а результаты его проявились уже в начале IV века, когда радикальная перемена во внешнем положении христианства в греко-римской империи предоставила Церкви возможность сосредоточить свои силы на разрешении внутренне-церковных задач. При сопоставлении богословия Оригена с богословием церковных деятелей начала ΙV века, несомненно находившихся под влиянием Оригена и научного движения в Церкви в первой половине III века, и обнаруживается пробел, заполнить который весьма трудно при настоящем состоянии данных о развитии богословской науки во вторую половину III века. Отсутствие источников, которые в большей ими меньшей полноте взаимно освещали бы друг друга и помогали бы рассеять окутывающую этот период мглу, как будто даже ослабило научный интерес к церковным писателям второй половины III века, – по крайней мере, на них мало сосредоточивается внимание научных исследований, а суждения о них высказываются без обстоятельного научного анализа даже тех материалов, которые известны.

В этом положении дела достаточное оправдание для появления настоящего исследования об одном из видных церковных деятелей этого периода – св. Григории Чудотворце, епископе Неокесарийском. Непосредственный ученик Оригена, св. Григорий был церковным деятелем на далекой окраине тогдашнего просвещенного мира – в Понте, в котором он явился и основателем церкви; однако эта окраина через сто лет после него сделалась важным центром церковной богословской науки, оказавшим чрезвычайное влияние на раскрытие и окончательное формулирование догматического учения Церкви. И деятели этого времени, великие каппадокийские отцы и богословы – свв. Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский – были глубокими почитателями св. Григория – просветителя их родной страны и хранителями его богословских традиций. Таким образом, значение св. Григория Чудотворца бесспорно не только по величию его личности и значению его деятельности в современной ему церковной жизни, но и по влиянию его на последующие поколения. Между тем до настоящего времени не появлялось научного исследования о нем, которое обнимало бы все стороны его жизни и деятельности, а полное научное издание его творений представляет все еще вопрос будущего. Правда, есть разрозненные исследования и заметки относительно отдельных вопросов из его жизни и литературной деятельности; но их сравнительно мало и в своей совокупности они не дают цельного представления о св. Григории Чудотворце. Носильное удовлетворение этой назревшей научной потребности в исследовании о св. Григории – составляет задачу настоящего труда. Возможно тщательный анализ сохранившихся известий о личности св. Григория и его пастырской деятельности дает материал для очерка его жизни; критическая оценка данных о литературных трудах и выяснение действительного объема подлинных творений св. Григория, помимо самостоятельного значения этого вопроса, служит основанием для определения богословских воззрений и того богословского направления, представителем которого он был, оставаясь одушевленным и благоговейным учеником знаменитого александрийского учителя и в то же время стяжав славу бесспорного авторитета православия, «подобно светозарному великому светилу просиявшего в Церкви Божией» (св. Василий Великий).

К исследованию приложено изображение св. Григория Чудотворца, которое представляет снимок с древней иконы, находящейся в Русском Музее Императора Александра III в Петрограде. Эта икона описана Н. Сычевым в статье: «Древлехранилище Русского Музея Императора Александра III», напечатанной в журнале «Старые Годы», январь – февраль 1916 г, – к ней приложен и снимок с иконы1. Об иконе Н. Сычев говорит следующее (стр. 7–8): «древнейшим образцом византийской иконописи XI-XII века является здесь замечательная по сохранности икона св. Григория чудотворца (234). Поясное изображение св. Григория, облаченного в белую, слегка желтоватую, фелонь и белый омофор с большими орнаментированными золотом крестами, еще сохраняет декоративную манеру, характерную для византийской монументальной живописи этого времени. Схематично написанный лик святого, несмотря на попытку обозначить тени, выглядит плоским. Фигура очерчена уверенно и ясно, но также схематично и строго. Какую-то особую торжественность придает иконе ее золотой фон, красиво гармонирующий со светлыми красками одежды и несколько смуглым колоритом лика».1916 года 17 ноября – в день памяти св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского.

* * *

1

В настоящее время икона хранится в Государственном Эрмитаже. Ред.


Источник: Святый Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский : его жизнь, творения и богословие : патрологическое изследование / Н. И. Сагарда. - [Сергиев Посад] : Свято-Троицкая Сергиева лавра ; Санкт-Петербург : Воскресенье, 2006. - 640, [5] с.

Вам может быть интересно:

1. Блаженный Феодорит Кирский. Его жизнь и литературная деятельность. Том I профессор Николай Никанорович Глубоковский

2. Митрополит Макарий (Булгаков) и академик Евгений Голубинский архимандрит Иннокентий (Просвирнин)

3. Св. Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, и его избранные творения епископ Никанор (Каменский)

4. Иларий, епископ Пиктавийский мученик Иоанн Васильевич Попов

5. Новооткрытое произведение святого Иринея Лионского "Доказательства апостольской проповеди" Николай Иванович Сагарда

6. Фрагменты творений св. Григория Чудотворца святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

7. Иерарх-подвижник Казахстанской земли архимандрит Макарий (Веретенников)

8. Профессор Николай Никанорович Глубоковский профессор Алексей Иванович Сидоров

9. Преподобный Феодор Студит. Его время, жизнь и творения протоиерей Николай Гроссу

10. Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, как проповедник профессор Николай Иванович Барсов

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс