святитель Николай Сербский

3. Святитель Филипп, митрополит Московский

Родился 11 февраля 1507 года. Однажды в юношестве, стоя в храме, услышал, как священник читает [слова] из Евангелия: Никтоже может двема господинома работати... Устрашившись этих слов, как бы обращенных именно к нему, и просветившись ими, он удалился в Соловецкий монастырь, где после долгого и трудного искуса принял монашеский постриг. Став со временем игуменом, он просиял, как солнце, так что услышала о нем вся Русская земля. Поэтому царь Иван Грозный призвал его в 1566 году на опустевшую кафедру митрополита Московского. Однако не мог святой человек равнодушно взирать на ужасы и бесчинства, творимые в правление грозного царя, но назидал его и бесстрашно обличал. Царь нашел ложных свидетелей против святого Филиппа, низложил его, повелел одеть его в простую поношенную монашескую рясу и сослать в заточение в Тверь. 23 декабря 1569 года Мал юта Скуратов, доверенное лицо царя, вошел в келью святого Филиппа и удушил его подушкой. Но вскоре лютая смерть постигла всех тех, кто преследовал святого. Спустя несколько лет тело святого Филиппа было обретено целым, нетленным и благоухающим и перенесено в Соловецкий монастырь.

Неарх и Полиевкт, воины кесаря,

Стали ратниками Царя Небесного,

Один крещен водою; другой – своею кровью,

Он друга опередил горячей к Богу любовью

И первым стал [в духовном ревновании].

Да будет благословенно такое соревнование!

Отринул Полиевкт всю прелесть міра тленного,

Подобно порыву мимолетного ветра бренного.

Мучением кратким стяжал вечное Царство бесценное,

О, сколь прекрасна купля его драгоценная!

За жизнь бессмертную – трава, серпом сжимаемая;

За муки временные – слава неувядаемая!

О воин Христов, молися за грешных нас,

Чтоб душу бессмертную в смертный сберечь нам час!

Рассуждение

Православная Церковь, назидая людей в совершенной любви, учит их и совершенному послушанию, из которого рождается порядок и благоустройство среди верующих. Епископы обязаны слушаться Господа, священники – епископов, міряне – тех и других. Об этом пишет св. Игнатий [Богоносец?]: «Вы должны повиноваться без всякого двуличия: ведь кто дерзнет обмануть своего видимого епископа – насмеется над Невидимым... Прошу вас, старайтесь совершать всё в Божием единодушии, под председательством епископов, занимающих место Бога, и пресвитеров, составляющих собор Апостолов... не считая чего бы то ни было правильным из того, что делаете в одиночку, обособленно».

Созерцание

Да созерцаю все добродетели в лице Господа Иисуса Христа, а именно:

1) что любая добродетель в Нем полна и совершенна, как ни в ком другом в истории міра;

2) что все они друг друга восполняют, одна в другую проникая и делая ее еще более светозарной.

Проповедь о заботе по спасению наших ближних

Никто не ищи своего, но каждый пользы другого46.

1Кор. 10:24

Это – начало [, принцип] Божиих святых – и сегодня, и когда-то [в прошлом], [одним словом –) испокон веков и до́веку. На таких началах можно основать самое совершенное, самое богоугодное и самое счастливое человеческое общество. [Вот] спасительные устои для любого рода трудностей, с которыми борются наши современники, не одерживая победы и не имея надежды. Святая душа заботится о своих соседях, ближних и дальних, прилагая попечение к тому, где переночевать бездомным, как накормить голодных, чем одеть нагих. Заботится и молится Богу о спасении своих соседей: дабы наполнили они свое сердце любовью к Богу, дабы к Богу обратили и ум свой, дабы непослушные вернулись со своих превратных путей, дабы колеблющиеся утвердились в вере, дабы утвердившиеся выстояли, дабы усопшие созерцали лицо Божие, дабы живые были вписаны в книгу жизни в Царстве света.

Но смотрите, братья, точно так же, слово в слово, может гласить и принцип диавольский, разрушительный и враждебный всякому [благому) сообществу: пусть никто не печется о своем теле, чтобы соблюсти его в чистоте от греха, а напротив – пусть каждый взирает на тело чужое: как бы осквернить его и уничтожить. Пусть никто не хлопочет о собственной душе, чтобы ее спасти, а напротив – пусть каждый наблюдает за чужой душой: как бы ее очернить, оклеветать, обобрать, погубить. Пусть никто не заботится о своем доме, чтобы созидать его и обновлять, а напротив – пусть каждый обращает взор на дом чужой: как бы сжечь его и разрушить. Пусть никто не радеет о своих житницах, чтобы их наполнить, а напротив – пусть каждый смотрит на житницы чужие: как бы расхитить их и опустошить. Видите, братья, как этот принцип может быть началом добра и началом зла; се – обоюдоострый меч; Ангел или сатана. Посмотрите, как этот принцип, в сатанинском духе и выражении, сегодня повсюду распространился [и восторжествовал)!

О Господи Душе Святый, источивший в мір эти святые, подобные солнечным лучам, слова устами Твоего Апостола, – да осияют они нас, а нас да испепелят. Помоги нам исполнить их в истинном, небесном смысле – во славу Триединого Бога и во спасение душ наших. Тебе слава и [по] хвала вовеки. Аминь.

* * *

46

В серб. букв. Никто да не заботится о своем, каждый да печется о том, что́ другого, то есть о том, что́ принадлежит другому. – Примеч. пер.


Вам может быть интересно:

1. Павел (Конюшкевич), митрополит Тобольский и Сибирский Андрей Александрович Титов

2. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843-1853 годах протоиерей Иоанн Скворцов

3. Приветствие Казанской общине сестер милосердия Красного Креста, в день 25-летия ее существования, принесенное за литургией, 22 октября 1911 г., архимандритом Анастасием, инспектором Казанской духовной академии епископ Анастасий (Александров)

4. Об условиях существования современного русского проповедничества профессор Василий Фёдорович Кипарисов

5. Указатель для обозрения Московской Патриаршей ризницы архиепископ Савва (Тихомиров)

6. Наречение и хиротония Ректора Московской Духовной Академии архимандрита Арсения [Стадницкого] во епископа Волоколамского, третьего викария Московской епархии профессор Иван Николаевич Корсунский

7. Об академических заветах: слово в день академического акта протоиерей Василий Верюжский

8. Напись в Нередицкой церкви близ Новгорода до 1200 г. Измаил Иванович Срезневский

9. Хозяйственная деятельность митрополита Платона протоиерей Андрей Беляев

10. Царь и народ, Русь православная, в Сарове епископ Андрей (Ухтомский)

Комментарии для сайта Cackle