святитель Николай Сербский

1. Успение Пресвятой Богородицы

Господь, который на Синае заповедовал пятой заповедью: почитай отца своего и матерь свою – Сам показал нам пример сыновнего почитания. Вися на Кресте, в муках Он вспомнил о Матери Своей и, указывая на апостола Иоанна, сказал Ей: «Жено! Се сын Твой». Потом сказал Иоанну: «Се Матерь твоя!» И так, позаботившись о Своей Матери, Он испустил дух. Иоанн имел дом на Сионе в Иерусалиме, в котором Богородица осталась и жила до последних дней Своей земной жизни. Своими молитвами, благими советами, кротостью и терпением Она много помогала апостолам Сына Своего. Живя в Иерусалиме, Богородица обходила часто те места, которые напоминали о великих событиях и о великих делах Её Сына. Особенно часто Она ходила на Голгофу, в Вифлеем и на гору Елеонскую. Из дальних Её путешествий вспоминается Её встреча со св. Игнатием-богоносцем в Антиохии, посещение св. Лазаря Четверодневного, епископа Кипрского; посещение Святой Горы Афон, которую Она благословила, и пребывание в Ефесе со св. Иоанном во время великого гонения на христиан в Иерусалиме. В старости Своей Она часто молилась Господу и Богу Своему на Елеонской Горе, на месте Вознесения Его. Однажды явился Ей архангел Гавриил и объявил о скором упокоении. И дал Ей ангел Божий райскую ветвь пальмовую, с которой с великой радостью Она встретила Святых Апостолов, силой Божией перенесённых к Её одру, подбадривая их и утешая; потом мирно предала свой дух Богу без всякой муки и телесной боли. Апостолы подняли одр с телом Пречистой, от Которого исходил неземной аромат, и в сопровождении множества христиан перенесли его в сад Гефсиманский, в гробницу свв. Иакима и Анны. От злобных иудеев процессию, по Промыслу Божию, скрывало облако. Некий еврейский священник схватил одр руками с намерением перевернуть его, но в тот же миг ангел Божий отсёк ему обе руки. Тогда он стал вопить к Апостолам о помощи и был исцелён, ибо изъявил свою веру в Господа Иисуса Христа. По Промыслу Божию, апостол Фома опоздал к погребению, чтобы опять открылась новая и преславная тайна о Пречистой Деве Богородице. Лишь на третий день пришёл он и пожелал облобызать святое тело Пречистой. Но когда Апостолы открыли гроб, то нашли только плащаницу, а тела в гробе не было. Тем же вечером Пречистая явилась Апостолам, окружённая множеством Ангелов, и сказала им: «Радуйтесь, ибо Я буду с вами во веки».

Господь Вышний нам изрёк,

Что из сердца Девы Чистой

Образуется поток

Животвотворный и лучистый.

О, Источник Живоносный!

Свет во тьме наш Богоносный!

Тот поток Христом зовут,

Его жаждущие пьют,

Умываются слепые,

Исцеляются больные.

О, Источник Живоносный!

Свет во тьме наш Богоносный!

Течёт питьё из вечности,

Засуха им лечится,

Исцеляются Христом,

В радости живут потом.

О, Источник Живоносный!

Свет во тьме наш Богоносный!

Славься же, Пречистая,

Мать Христа Лучистая!

Тебе слава, Богомати,

Ты – Источник благодати!

О, Источник Живоносный!

Свет во тьме наш Богоносный!

Рассуждение. Многому, очень многому может всякий научиться, вникая в жизнь Пречистой Девы Богородицы. Но упомяну только две вещи. Она имела обычай часто ходить на Голгофу, на гору Елеонскую, в сад Гефсиманский и в другие места, известные по событиям, связанным с Сыном Её. В каждом из них, а особенно на Голгофе, она коленопреклонённо молилась Богу. Этим она подала пример, побуждающий верных, посещать святые места из любви к Тому, Кто освятил их Своим присутствием, страданием и славой Своей. Другое – это то, что мы осознаём, как Она в молитве Своей об скором исходе с этого света просила, чтобы Её душа при разлучении с телом не видела князя тьмы и слуг его и, скрытая от сил тьмы, не имела бы с ними встречу. Видишь, как страшно душе проходить через мытарства! Если Она так молилась, Которая родила Разорителя ада и Которая Сама является устрашающей силой для демонов, что же нам остаётся? Из превеликого смирения Она вся полагалась на Бога и не хотела надеяться на Свои дела. Ещё менее должны мы полагаться на свои дела и надлежит нам всецело предаться в руки Божьи, вопия о Его милости, особенно при исходе души из тела.

Созерцание. Да созерцаю чудесное знамение, которым Самуил подтвердил слова свои перед народом (1Цар. 12), и то:

Как Самуил сказал народу, что это зло перед Господом – искать себе царя, кроме Господа Царя.

Как для подтверждения своих слов призвал Бога, чтобы послал дождь и гром.

Как спустились гром и дождь, и как народ убоялся Бога и Самуила.

Беседа: о самом славном Младенце.

Ꙗкѡ ѻ҆троча роди́сѧ на́мъ‚ сн҃ъ‚ и҆ даде́сѧ на́мъ‚ є҆гѡ́же нача́лство бы́сть на ра́мѣ є҆гѡ̀: и҆ нарица́етсѧ имѧ є҆гѡ̀: вели́ка совѣ́та агг҃лъ‚ чꙋ́денъ‚ совѣ́тникъ‚ бг҃ъ крѣ́пкїй‚ властели́нъ‚ кн҃зь ми́ра... (Ис. 9:6)

К кому из смертных людей в истории человечества приложимы эти слова и кому принадлежит вся власть и вся слава? Никому. Поэтому свт. Иоанн Златоуст и говорит: «Это возможно воспринять только в отношении ко Христу и ни к кому другому».

Пророк здесь ясно выражает две природы в Спасителе мира: человеческую и Божественную. Родился Младенец –это означает чисто человеческую природу. Сын дан нам – это соединение двух природ в одной личности: Сын Божий и Сын Девы в личности воплощённого Господа. Остальные названия выражают Божественную природу Господа Иисуса. Владычество на раменах Его, т.е. власть Его – Его собственность, не взятая взаймы. Советник – не Совет ли Троицы? Ангел, или Посланник и Вестник того Троичного Совета, и есть Сын Божий, Слово Предвечное. Чудный Советник – ведь свершившееся чудо, неожиданность, новость, приходящая от Него и через Него к роду людскому. Бог крепкий – чтобы Арий на это сказал и его современные сторонники, которые отрицают Божество Господа Иисуса? Князь мира – только в Нём нерушимый мир, вне Его только внутренние и внешние войны. Отец вечности, ведь Он – Господин прошлого и будущего. Но Он ещё Отец Церкви, Творец нового мира, Основатель Царства Божиего. Это дивное видение Исаии, сына Амосова, за 700 лет до того как явился вселенной её Владыка.

О, Господи Иисусе, пророкам Ты самое славное предсказание, верным Ты самое славное откровение. Отвори ум наш, чтобы в него вошла чудесная слава величия Твоего, и отвори сердце наше, чтобы исполнилось оно животворной любовью Твоею.

Тебе слава и хвала во веки веков.

Аминь.


Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том II – Слово в день Успения Божией Матери митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Охридский пролог – 1. Нерукотворный образ Господа Иисуса Христа святитель Николай Сербский

3. Сборник 17-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иоанн Зигомала профессор Александр Павлович Лопухин

5. Предполагаемая реформа церковного суда – I. СЛОВО БОЖИЕ архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

6. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Белева Святыя Михаил Владимирович Толстой

7. Алфавитный указатель предметов, содержащихся в Словах святаго Исаака Сирина – Доброе и злое преподобный Исаак Сирин Ниневийский

8. История Минской архиепископии (1793-1832 гг.) Стефан Григорьевич Рункевич

9. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 179. Астерий Амасийский: жизнь его. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

10. Письма – 171. В случае принятия ответственного решения необходимо советоваться с духовником преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

Комментарии для сайта Cackle